На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общение в современных психологических исследованиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                 НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа 

По  дисциплине: Социальная психология
На  тему: Общение в современных психологических исследованиях 
 

         
                             
 
 
 
 
 

                    Выполнил: студентка  3 - го
                    курса
                    факультета  ГФ,  34 поток
                    Чернова Анастасия Александровна
                    Проверил: Радина Н. К. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

          г. Балахна   2011 г     
            
            Содержание. 

    Введение…………………………………………………………………………….3 

Глава 1. Проблема общения в социальной психологии…………..5
      Общение как ведущая проблема исследований в социальной психологии……………………………………………………………………5
      Основные направления в классических исследованиях общения и межличностных отношений……………………………………………….7
 
Глава 2. Современные социально-психологические исследования в области психологии общения………………………………………….10
      Межличностные отношения в дошкольном возрасте в современных социально-психологических исследованиях……………………………………………………………….10
      Анализ невербальной коммуникации в современных социально-психологических исследованиях………………………………………….15
 
    Заключение……………………………………………………………………....19 

    Список литературы…………………………………………………………………………21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

            Введение. 

    Если  исходить из того, что социальная психология прежде всего анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей.
Социальная психология исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, обусловленные фактом включения людей в реальные социальные группы. И первый эмпирический факт, с которым имеет дело социальная психология, — это факт общения и. взаимодействия людей.
Содержание понятия  «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:
- как процесс,  не направленный на изменение  психологического состояния партнера;
—  как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.
    В первом случае общение— это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой  стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Во втором случае общение — это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культуры и социального опыта.
Специфика общения  состоит в том, что в его  процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических 
особенностей.

    Интерактивныя сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые  связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентировочными. 

Актуальность  данной темы объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии. 

    Процесс общения достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более  детально рассмотреть его структуру, а также и методы иследования. К пониманию структуры общения существуют разные подходы. Т.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной и перцептивной. Б.Ф. Ломов в общении выделяет три функции: информационно – коммуникативную, регуляционно–коммуникативную, эффективно – коммуникативную. Естественно, что все это деление весьма условно. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие классификации. В данной работе будут рассмотрены исследования Н.М. Аскарина, Бодалев А.А, Руденский Е.В и т.д.
Цель данной курсовой: рассмотреть проблемы общения с точки зрения социальной психологии и привести анализы методов исследования в данной области, чтобы понять их смысл, и саму структуру общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Проблема общения в социальной психологии. 

       Общение как ведущая проблема исследований в социальной психологии.
 
   Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории (Б. Ф. Ломов, 1984). При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Г. М.Андреева, 1988). Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения (А. Н. Леонтьев, 1965). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (А. А. Леонтьев, 1975). 

    Проблема  общения в отечественной социальной психологии не решается простым суммированием  его составляющих. По мнению А. Н. Леонтьева, через общение реализуется вся  система отношений человека. Отношения  человека к окружающему миру всегда опосредованы его отношением к людям и обществу. Общение одновременно существует и в структуре общественных и межличностных отношений. Наиболее изучено в рамках социальной психологии общение как реализация межличностных отношений.

Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так Н.М. Щелованов [2, С. 47-49] и Н.М. Аскарина [2, С. 56-58] называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу. Авторы считают правомерным утверждать, что общение это язык человека с природой и самим собой. Однако, очень важно определить для себя понятие общения.

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений  и достижения общего результата. Общение  есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах (Я.Л. Коломинский [14, С. 46].

Помимо взаимной направленности действий людей при  общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность, по мнению ученого, может выражаться в том, человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и том также, что партнер воспринимает его при воздействии друг друга. [14,С. 53].

Для общения  характерно также то, что каждый участник выступает в его ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А.А. Бодалев[5, С. 56-67], А.Н. Леонтьев [15, С. 5, С. 16-42]. На этом основании Б.Ф. Ломов утверждает, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты[17,С.103].

А.А. Бодалев  утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения [5,С.58].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1.2 Основные направления  в классических  исследованиях общения  и межличностных  отношения. 

    Исследования  общения имеют давние традиции в  отечественной психологии О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще Сеченов. Первым в России стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения Лазурский, Выготский, Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (то есть производящего материальные и духовные ценности), Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.
    В историческом плане можно выделить три подхода к исследованию общения: информационный {ориентированный на передачу и прием информации); интернациональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь обшения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты анализа проблемы общения.
Информационные  подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор  широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.
    В рамках информационного подхода  существуют два основных направления исследований.
Первое направление  занимается теорией и практикой  обращения или изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декоди-ровкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949).
    Первоначальная  модель состояла из 5 элементов: источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник информации (дешифратор), получатель информации (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «источником» и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь» (отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум* (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность» или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).
Данная теоретическая модель обладала рядом положительных качеств- простотой и наглядностью, возможностью быстрой кван-тификации, универсальностью. Но эти же обстоятельства привели к игнорированию, недооценке исследователями потенциальной полезности или даже возможности существования других подходов в изучении проблемы общения.
Первый аналитический обзор использования этой теоретической модели коммуникаций в различных дисциплинах и сферах исследовании был дан К. Черри в 1957 г.
 
В отечественной  психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность – "...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями..."[53,с.206]. Анализируя "месторасположение" межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М.Андреева [4] отмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений (Кузьмин, 1967); как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974). Сама же она утверждает, что: "...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутри каж диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы – социометрический тест Дж.Морено а также ряд его модификаций – например, аутосоциометрические методики. Отмечая методологические недостатки данной группы, авторы отмечают следующее: "...сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или в следствии влияния процесса психической защиты... может кардинально измениться..." . И далее: "...становится, вообще, неясным, какие именно психологические реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом индивидуальном случае..." [55,с.182];
- методики косвенной  оценки межличностных  отношений. Авторы отмечают, что это – самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение (в основном – проксемическая оценка, т.е. выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица) и паралингвистические параметры. Среди недостатков – неразработанность и узость даваемой информации;
- методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна. более зависима от психологической теории, на которой стоит исследователь;
- диагностика индивидуальных  свойств, влияющих  на межличностные  отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы – "Калифорнийский психологический опросник личности"(СРІ) и методику Т.Лири. К сожалению, "...остается неясным, как соотносить разные уровни между собой..." [55,с.190], – это авторское замечание касается последней методики. Т.о., детальный анализ не может дать синтезированного целостного образа картины межличностных отношений;
- методики исследования  субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик – проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются "большим удельным весом" субъективизма в интерпретации данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Современные социально-психологические  исследования в области  психологии общения. 

    2.1 Межличностные отношения  в дошкольном возрасте в современных социально-психологических исследованиях. 

    «В отечественной психологии психическое и личностное развитие ребенка принято рассматривать как результат присвоения культурного опыта в создаваемой взрослым особой социальной ситуации развития. При этом основное внимание уделяется прежде всего познавательному развитию, развитию мотивационно-потребностной сферы и коммуникативных навыков. И если изучению этих аспектов становящейся детской психики посвящено большое число работ, то специфика социального взаимодействия дошкольников остается раскрытой недостаточно полно: не изучено своеобразие системы требований, предъявляемых ребенку со стороны взрослого; не описаны типичные ситуации социального взаимодействия дошкольников; в недостаточной мере раскрыта позиция ребенка в системе социальных отношений.
    Любая деятельность человека протекает в  определенном социальном окружении  при взаимодействии с другими  людьми. Это может быть семья, детский  сад, школа, работа. Насколько межличностные  отношения, существующие между людьми, влияют на характер их мотивационных состояний? Какие особенности этих
отношений оказывают  наибольшее влияние на мотивацию? Сказываются  ли индивидуальные особенности взаимодействующих  людей на особенности протекания различных мотивационных состояний? Вот вопросы, на которые мы хотим дать ответы в данном сообщении.» ( В.И. Чирков. «Вопросы психологии» 1997 - № 3) 

В данной статье приводятся основные вопросы по пункту Межличностных отношений в дошкольном возрасте. И я не уверена что  на такие вопросы вот так сразу можно дать ответы. Ведь, проведено ещё не достаточно исследований на данную тему, а если и проведены то не все они считаются утверждёнными. В дошкольном возрасте ребёнок тянется к общению с другими детьми и не всегда это может оказаться сверстник. Возможно ему больше нравится общаться с ребятами старше его самого…но не всем старшим детям нравится возиться с «мелкотой», а некоторые возятся и гордятся тем что могут чему-то научить маленького друга. Вот так можно охарактеризовать межличностные отношения в дошкольном возрасте в целом. 

«В школе, например, если для учителя характерен контролирующий стиль, то, скорее всего, это вызовет у учеников падение внутреннего интереса к учебе со всеми вытекающими последствиями. Учитель же, ориентированный на поддержание автономности у детей, будет усиливать их внутреннюю мотивацию, самоуважение и тенденцию к компетентности.
    В дальнейшем при анализе социальной ситуации развития психологи стали  выделять ведущую деятельность, которая  задает и поддерживает в своих рамках основное отношение между ребенком и социумом. В дошкольном возрасте в качестве ее выступает игровая деятельность [13]. Следует отметить, что, хотя понятие социальной ситуации развития предполагает непосредственное взаимодействие ребенка с социальным окружением, внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на тех психических и личностных приобретениях, которые получал конкретный ребенок. Другими словами, на этом этапе разработки данной проблематики в первую очередь стали рассматриваться конкретные завоевания ребенка в сфере познавательной и эмоционально-личностной активности, а также особенности освоения собственно игровой деятельности (умение ребенка взять на 

себя роль, договориться о распределении ролей, придумать  интересный игровой сюжет и т. д.).
Таким образом, несмотря на то, что понятие социальной ситуации развития уже само по себе содержит или предполагает такой  аспект, как социально-психологическое  и собственно социальное становление (т. е. особенности места ребенка  в системе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, с широким социумом и т. п.), фактически эта сторона вопроса оказалась изученной в гораздо меньшей степени, чем, скажем, развитие познавательных процессов на том или ином этапе дошкольного детства. Понятно, что этим была достаточно жестко ограничена исследовательская активность в области изучения межличностных отношений дошкольников, и прежде всего в связи с тем, что основные усилия большинства возрастных психологов были сосредоточены на изучении познавательных процессов психического развития ребенка, который при этом рассматривался в первую очередь как индивид, присваивающий культурный опыт, а не как субъект социальных отношений. В этой логике анализ отношений межличностной значимости применительно к дошкольникам вообще в исследовательской практике естественным образом оказался на самой периферии. Конечно, это совершенно не означает, что проблематика отношений значимости дошкольника и его ближайшего референтного окружения оказалась без внимания, речь идет лишь о том, что данные вопросы по уже упомянутым причинам по существу рассматривались как второстепенные.» (Антонов Т.В «Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста»
 
    Данная  статья была взята из книги Антонова Т.В. «Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста», а так же из научного журнала «Вопросы психологии» из чего хочется сказать что , данные научные исследования в некотором роде противоречат себе. А именно, что не все дети могут адекватно смотреть на мир. Конечно это может зависить от родителей и от воспитателя в детском саду, ведь всё самое познавательное ребёнок берёт там. Как уже доказано, ребёнок охотней играет с детьми ближе ему по возрасту, иначе со старшим ему будет не то что не интересно играть а не понятно, так же как и старшему, ведь младшему надо всё объяснять, а этого иногда не особо и хочется.
Не смотря на то что познавательный интерес ребёнка  слишком велик, его нужно ограничивать, правда в разумных пределах, и не допускать его любопытства к опасным предметам или заранее ему объяснить что предмет опасен. Поэтому зочу сказать что Межличностные исследования детей в дошкольном возрасте, сугубо ограничиваются в плане изучения детей. Как я считаю, для изучения хватит наблюдения и разговора с родителями которые воспитывают этого ребёнка , а сам ребёнок должен содержаться среди своих сверстников, дабы не чувствовать себя ограниченным в последствии. 

«Выявление и  исследование межличностных отношений  связано со значительными методическими  трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.
    Вместе  с тем в психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие  выявить особенности межличностных  отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные  и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т. е. проецирует (переносит) свое Я.» 

    По  моему я считаю, что это хорошо когда ребёнок наделяет изображённых или описываемых персонажей  собственными чувствами и мыслями. Таким образом он не только переносит своё Я, но также развивает свою фантазию, способ неординарного мышления. Видеть то, что другим не под силу, а также это хорошо помогает в играх со сверстниками, а именно при наличии хорошей фантазии игру можно сделать интересней.
Но не все  дети могут похвастаться фантазией, и зачастую как это бывает они  начинают травить тех кто по их мнению отличается. Ещё в дошкольном возрасте это не приемлемо и нужно пресикать такие попытки детей, объясняя им что каждый хорошь в чём то другом, а также наладить отношения с детьми. Естественно за общением в таких случаях стоит понаблюдать. 
 

«В социологически ориентированных исследованиях межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения одних детей перед другими, а сверстник соответственно выступает как предмет эмоциональной или деловой оценки [3], [6].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.