На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политическая власть как общественное явление. Понятие и структура политической власти

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    
    Министерство  Российской Федерации  по делам гражданской  обороны,     Чрезвычайных  ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий 

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
    «УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ» 
 
 
 

Дисциплина: «Политология» 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил:                                           
                 Вариант № 5
     1. Политическая власть  как общественное  явление. Понятие  и структура политической  власти. 

     Власть  появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно – родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которая немыслимо без подчинения всех участников единой воли, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества, и встало над ним.
     Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной  литературе употребляется  в самых разных смыслах. Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в её рамках, и в этом смысле власть есть осуществления влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.
     Исторический  опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей.
     Отсюда  можно сделать следующий вывод: власть-это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
     Сама  власть выступает в виде управления, управление – в виде власти.
     Политическая власть существовала, как известно, не всегда. В примитивных обществах, т.е. в обществах, социально не структурированных, общая власть ещё не носит политического характера, так как нет проблем, которые вызывают к жизни политику, - проблем достижения согласия.
     Политическая  власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе  власть ограничена родственными племенами связями.
     Политическая  власть определена пространственными, территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязь двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализует.
     Структура политической власти.
     В политологии выделяются следующие  базовые компоненты структуры общения в рамках государственно-публичной власти:
     1) агенты;
     2) ценности;
     3) способы (инструментально-институционные );
     4) ресурсы
     Взаимодействие  между ними и определяет, всю палитру отношений, выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль» и «распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и «давление», «властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие».
     Таким образом, отношения «господства и подчинения» агентов власти составляют центральное звено механизма социального общения между людьми, при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений легитимным, т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия людей в обществе.
     Разделение  властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов. Теорию разделения властей определяют и как систему контроля  и равновесия. Получается, что каждая власть обладает своей сферой полномочия, закрытой для других, но влияет и на смежную сферу, так как есть вопросы совместного ведения.
     Законодательная власть.
     Она основывается на  принципах Конституции и верховенство права, формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституций, правами человека.
     Исполнительно – распорядительная власть.
     Она отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том, что она не только  исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.
     Исполнительно – распорядительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не  имеет прав присваивать себе полномочия и требовать  от  граждан выполнения  каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом её сдерживание достигается по средствам регулярной под отчетности и ответственности  перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной властью.
     Судебная  власть.
     Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной  организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направление её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечения и защиту его прав и свобод.
     Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.
     Следующим аспектом структуры власти являются её  ресурсы. К  основным  ресурсам  общества,  можно отнести темы материальные предметы и духовные блага, которые способны, во – первых, удовлетворять потребностям и  интересам  людей,  представляя определенную ценность социальных отношениях и,  во  –  вторых,  повышать потенциал  влияния  и  силу  воздействия  агентов  власти. 
     Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным – меры уголовного и административного воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить  одобрение  действий  субъекта  власти, принятие его требований. Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно информационные.
     Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления  (деньги, продукты питания, полезные ископаемые.).
     Социальные  ресурсы - это способность повышения  (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование).
     Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации.
     Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.
     Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди –  это  универсальный, многофункциональный ресурс, который создает ресурсы.
     Еще один аспект структуры властного общения затрагивает отношения «управления (руководство) - давление (участие)», связанные с самим институциональным механизмом «властвования», способами государственного управления, а также с механизмом «обратной  связи», т.е. поддержкой и давлением «снизу» групп гражданского общества. Эти противоположные стороны властного общения представляют собой взаимонаправленные силовые векторы. В этом аспекте весьма наглядно проявляется способность потенциала власти и влияния раскрываться в конкретном политическом контексте не  только  в  виде управленческих и административных решений, но и в виде силового и морального давления управляемых.  
 
 

      2. Демократия как тип политического режима. Основные признаки демократии. 

     Демократия  означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократической политической системы составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.
      Элементы  первичного, родового народовластия  принято называть "первобытной  демократией". В те первобытные  времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей является первым органом "властвования", хотя особый отряд управляющих в те времена еще не выделился. Однако во многих случаях власть этих сходок дублируется замкнутым кругом стариков во главе с племенным старейшиной. Например, у обских угров и селькупов (Северная Сибирь) общественной жизнью в мирное время руководили старики, а в военное на первый план выходили воины-предводители, "батыри".
      Во  многом сходными правилами общественной жизни руководствовались ирокезы Северной Америки. Каждое их племя избирало несколько предводителей - сахемов. На совете всех сахемов вновь избранные посвящались в это высокое звание. При решении вопросов на советах сахемов требовалось единогласие (консенсус, как бы мы сказали сейчас). Вся система управления ирокезов была пронизана общественным мнением, отмечал известный этнограф Л. Морган, общественное же мнение покоилось на народной воле, а не на произволе вождей. Достаточно развитых форм достигает родовая и военная демократия у древних исландцев, древних германцев, саксов и франков. Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской ("гомеровской") Греции. Однако со временем возможности родовой и военной демократии перестают удовлетворять разрастающиеся гражданские общины Греции. В V в. до н.э. в Афинах наблюдается расцвет демократии, совпавший с годами правления первого стратега Перикла. Он был одним из ярких вождей демоса, демагогом (то есть "говорящим от имени народа"), при котором афинская демократия достигла своего апогея.
      Народному Собранию были четко приданы законодательные  функции. Из органа родовой демократии оно превратилось в орган государственной  власти, действенный институт прямой демократии. Доступ на Собрание обеспечивался всем гражданам афинского государства с 20-летнего возраста. Имущественное положение и знатность не играли никакой роли. Строго следили за посещаемостью Собрания: к "прогульщикам" применялись меры воздействия. Иностранцам строго запрещалось посещать народное Собрание.
     По-иному  развивалась демократия в Риме. Первоначальными "органами демократии" там были куриатные комиции, в которых  собирались все взрослые мужчины  для обсуждения важных дел. В комициях избирали "царя" (rex) - что-то вроде военного вождя. Власть rex'a была ограничена сенатом. Сенат состоял из 100 - 300 членов, которых называли "отцами" (patres), а их детей - патрициями ("имеющими отца"). "Отцы" и "патриции" по своему положению резко отличались от пришлых плебеев. Постепенно плебеи все более веско заявляли о своих правах. В конце концов они добились создания магистратуры плебейских трибунов, которые активно защищали интересы этого сословия. Во многом по их инициативе было создано писаное законодательство - знаменитые Законы ХII таблиц. В этих Законах устанавливалось единое для всех римлян частное право.
     Постепенно  роль комиций в политической жизни  падала и на первое место выдвигалась  деятельность сената - особенно в эпоху  Республики. Возрастала и власть трибунов, но сенат тем не менее оставался политическим центром.
      На  примере вечевых собраний, имевших  повсеместное распространение в  Древней Руси, мы можем говорить о русской национальной традиции демократизма. Полномочия веча (собрания всех свободных жителей города) были чрезвычайно широки, оно ведало вопросами войны и мира, земельными ресурсами и, что особенно важно, распоряжалось княжескими столами.
      Нужно сказать несколько слов о статусе  князя. В IХ-ХII веках князя еще  нельзя назвать монархом, самодержцем, ибо в среде знати он являлся  первым среди равных. Князь не отгорожен  от рядовых общинников, так как  антагонистические классы в то время  еще не сформировались. Вече заключало с князем договор о княжении, причем процесс соглашения сопровождался взаимным крестоцелованием, а если в дальнейшем князь не выполнял оговоренных условий, то на вече князю говорили: "Княже, путь тебе чист!", т.е. - убирайся восвояси. Свободная община делегировала князю суд и расправу. О как право дается, так оно и отбирается - судьба самого князя находилась в руках веча как подлинно демократического органа власти. Право веча изгонять князя было не пустой декларацией, а активно применявшейся правовой нормой. Например, между 1052 и 1054 гг. из Новгорода изгнали неугодного народу князя Ростислава. Изгоняют новгородцы и князя Мстислава Изяславича.
    Несомненно, необходимым условием демократии в  любых её формах является политическая свобода. Но свобода как идеал в условиях демократии должна всегда соотноситься с принципом справедливости.
Признаки  демократического режима:
    политическое равенство всех граждан перед законом. Речь идет прежде всего о том, что правительство должно действовать в соответствии с четко фиксированными и общепринятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп;
    система разделения властей, обеспечивающая сдерживание и противовес в отношении друг друга;
    народ-источник власти. При демократическом режиме контроль за властью находится в руках общества, который её избирает и вручает ей определенные полномочия.
    выборность органов власти и её регулярная сменяемость. Пребывание на посту президента, губернатора или мэра должно быть ограничено определенным сроком. Не происходит закостенелости власти, она постоянно находится под контролем общества.
    конкурентная многопартийная система. Она является катализатором конкуренции в политической системе общества и обеспечивает необходимость правящей партии постоянно следить за результатами своей деятельности.
    реальная свобода слова.
    Разумеется, нет и не может быть совершенной  демократии. Очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию.
    Демократическая форма правления сохраняет жизнеспособность и эффективно функционирует в  силу активного участия граждан  в делах общества, обеспечения высокого уровня информации о состоянии общественных дел и глубокого чувства гражданской ответственности.
    Несмотря  на разнообразие принятых в литературе толкований понятия "демократия" (плюралистическая, либеральная, представительная, свободная), определим ее как политическую систему, которая должна обеспечивать по возможности полное представительство народа под гарантией конституционного и правового государства, а также принципы политического равенства и политической конкуренции. Впрочем, независимо от количества определений вопрос о том, что такое демократия, обычно не перерастает в вопрос, существует ли демократия вообще.
      В настоящее время с демократическим  политическим режимом в наиболее развитой форме мы встречаемся в  таких странах, как Великобритания, Швеция, Италия, Португалия, Швейцария и др.
      Ограниченно демократический политический режим  сохраняет основные черты, присущие демократии, однако не в полной мере. Так, в США существует демократический  политический режим, но до настоящего времени в 12 штатах сохраняет запрет на регистрацию коммунистической партии в качестве легальной политической партии; сохраняются различные формы расовой дискриминации (хотя определенные силы борются с расовой дискриминацией более ста лет и добились по сравнению с ситуацией конца XIX в. значительных успехов); в 1983 г. правительство в течение нескольких дней уволило 11400 авиадиспетчеров, принявших участие в забастовке; суровые санкции применялись против бастующих шахтеров в 1990 г. в Вирджинии и т.п. В ФРГ с  1956 по 1968 г. под запретом находилась компартия, запрет на которую был наложен Федеральным конституционным судом. В его решении осуждалась вообще всякая коммунистическая деятельность как антиконституционная. Затем органы власти не стали расширительно толковать это решение, формально относя его лишь к той компартии КПГ, которая действовала до 1956 года, в результате чего была создана уже новая коммунистическая партия.
      В то же время в условиях демократического политического режима в любом  случае самым главным является активное и достаточно эффективное, во многом все определяющее воздействие гражданского общества на деятельность государства, на весь его механизм управления. 
 
 
 

      3. Как тип политической  культуры российского  общества влияет  на выбор кандидатуры  президента? Какими качествами он должен обладать, чтобы соответствовать типу политической культуры общества? 

      Политическая  культура личности формируется под  воздействием политической культуры социального класса и общества в целом. Личность воспринимает стереотипы политического мышления, ориентации и поведения, свойственные социальной среде, в которой данная личность находится. Вместе с тем политическая культура каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт, уровень знаний, психологические особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженности определенным ценностям, степени гражданской активности, в стиле поведения.
      В России существовавшая в дооктябрьский  период авторитарно-монархическая разновидность подданнической политической культуры сменилась в советское время авторитарно-вождистской ее разновидностью. Важнейшим признаком последней являются примат государства над человеком, тотальное подчинение индивида так называемым высшим государственным интересам, превращение его в “винтик” огромного социального механизма, направляемого волей вождя. Носитель авторитарно-вождистской политической культуры в своем поведении ориентируется не на нормы закона, не на принципы функционирования различных политических институтов, а на волю вождя, начальника. Обозначившийся ныне переход к демократической политической системе невозможен без преодоления прежней, авторитарно-вождистской политической культуры, которая все еще проявляется в психологии и поведении широких слоев населения.
      Говоря  об активности последователей, проявляющейся  в различных формах, важно представлять себе, что заставляет людей занимать активную политическую позицию, поддерживать определенную кандидатуру президента.
      Формирование мнения относительно политической жизни общества может сопровождаться психологической поддержкой или, наоборот, оппозицией конкретной кандидатуре президента.
      Политические  психологи выделяют четыре функции  формирования мнения о кандидатуре президента:
      Удовлетворение  инструментальных потребностей последователей. Указывая на этот аспект, Р.Нойштадт, например, считает, что представление масс о том, каким должен быть президент, складывается в результате того, что  с ними происходит. То есть их представления о роли президента, удовлетворение его деятельностью зависят от их частных надежд и тревог. За их суждениями лежат особенности их жизни. Поэтому люди формируют мнение о президенте частично для того, чтобы предсказать свое собственное будущее и будущее своей страны.
      Выполнение  оценочной функции. В силу того, что  президент предлагает или критикует  определенные политические курсы, поддерживает или выступает против традиций, ценностей  политических сил и групп, суждения о президенте отражают определенную идентификацию, систему ценностей, общее мировоззрение индивидов.
      Выполнение  познавательной функции. Д.Катц считает, что мнение о президенте, вероятно, служит своеобразным стандартом или рамками соотнесения для понимания окружающего мира. С другой стороны, Ф.Хайдер указывает на то, что способом, с помощью которого люди наделяют значением сложный и постоянно изменяющийся социальный мир, является рассмотрение в качестве причин политических событий мотивов, намерений и черт президента. Иными словами, люди сводят сложные политические процессы до приемлемых "размеров", поместив президента или главу правительства в фокус внимания. Таким образом, задача быть в курсе международных и внутриполитических событий редуцируется до задачи формирования мнения о президенте.
      При некоторых необычных обстоятельствах формирование мнения о политическом лидере может выполнять функцию экстернализации внутренних конфликтов. Так, например, М.Смит и др. считают, что "экстернализация происходит, когда индивид, часто бессознательно , чувствует аналогию между воспринимаемым внешним событием и какой-либо нерешенной внутренней проблемой. Он относится к событию таким способом, который представляет собой трансформированный способ отношения к внутренней проблеме. Тем самым он может уменьшить тревожность, возникающую вследствие его собственных трудностей. "
      Что заставляет избирателей отдавать предпочтение тому или иному кандидату? Существуют ли здесь устойчивые приоритеты, культура голосования? Ф.Гринстейн выделил  наиболее распространенные мотивы:
      идеологическая  ориентация;
      партийная приверженность;
      политическая  платформа кандидата, его позиции  по актуальным социально-политическим вопросам;
      симпатии  к личности кандидата;
      сочетания упомянутых четырех мотивов.
      На  основе различного рода опыта могут формироваться различные прототипы. С одной стороны, прототипы политического лидера могут быть широко распространенными, с другой - они могут быть отражением успешных политиков прошлого, а могут быть набором абстрактных черт, включающим как суждения о личностных качествах президента, так и суждения о его деловых и поведенческих характеристиках.
      При исследовании позитивных прототипов кандидатуры президента, существующих у российских избирателей в прототипе представлены три аспекта: "портретный", отражающий восприятие личности, характера и поведения политика; профессиональный и социальный. В "портретном" аспекте наиболее значимыми для избирателей оказались следующие качества (качества расположены по мере убывания их значимости):
      1. честность
      2. порядочность
      3. образованность
      4. доброта, человечность
      5. обязательность
      6. решительность
      7. ум
      8. бескорыстие
      9. энергичность
      10. жесткость
      11. молодость
      12. напористость
      13. способность вести людей за собой
      14. принципиальность
      15. открытость
      В профессиональном аспекте прототипа наиболее значимыми для избирателей качествами оказались:
      1. компетентность
      2. деловитость
      3. работоспособность
      В социальном аспекте наиболее значимыми  оказались:
      1. забота о людях
      2. заинтересованность в народе
      Исследователи предположили, что оценка и анализ политического лидера массами в основном происходит при использовании двух моделей: сверхчеловека и среднего человека. Согласно первой из них, политический лидер, и в частности президент страны, должен быть своего рода сверхчеловеком, способным выйти за пределы, выдвигаемые человеческой природой, с помощью особой тренировки, выдающихся способностей и силы воли. Если же ни один из претендентов на этот пост не соответствует этим ожиданиям, то, скорее всего поддержкой будет пользоваться тот, кто наиболее близок к ним, поскольку в этом случае у масс будет надежда относительно возможности его роста на посту главы государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.