На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Лизинг в России. Проблемы и пути решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  КУРСОВАЯ  РАБОТА
  по  экономической теории, части первой
  ЛИЗИНГ  В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
  Новокузнецк 2011
 

  СОДЕРЖАНИЕ   

  Введение
  1 Теоретические  основы лизинга
  1.1 Сущность лизинга и его значение  в развитии экономики
  1.2 Виды лизинга
  1.3 Субъекты лизинга
  2 Лизинг  в России: проблемы и пути решения
  2.1 Процесс становления лизинговых  отношений в России
  2.2 Характеристика российского рынка  лизинга
  2.3 Проблемы лизинга в России  и пути решения
  2.3.1 Правовое регулирование лизинга
  2.3.2 Налогообложение лизинговой деятельности
  2.3.3 Недостатки таможенного регулирования  лизинговых операций
  2.3.4 Прочие факторы, сдерживающие  развитие лизинга
  2.4 Перспективы развития лизинга  в России
  Заключение
  Список  использованных источников
 

  ВВЕДЕНИЕ
  Темой данной курсовой работы является «Лизинг  в России. Проблемы и пути решения».
  Актуальность  темы обусловлена рядом причин, таких  как, например:
  - лизинг  сравнительно недавний институт, который сформировался в сознании  экономического сообщества России  и нашел свое отражение в  нормативно-правовых актах, регулирующих  данную сферу хозяйственных отношений.  Впервые понятие «лизинг» было  закреплено в Указе Президента  РФ от 17.09.1994г. №1929 «О развитии  финансового лизинга в инвестиционной  деятельности»;
  - до  настоящего момента ведутся споры  является ли лизинг экономической  категорией или правовой, рассматривать  ли лизинг как инструмент, способ  финансирования (форму инвестиционной  деятельности) или как совокупность  гражданско-правовых отношений между  субъектами сделки по купле-продаже  имущества с последующей его  сдаче в наем, пользование за  определенную плату. Так, в  федеральном законе  от 29.10.1998г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» законодатель предлагает два понятия, лизинга и лизинговой деятельности. В литературе часто встречается уподобление лизинга кредиту либо аренде. Так, например в статье «Договор лизинга: аренда, но финансовая. Комментарий к постановлению Президиума ВАС РФ от 18.05.2010г. №1729/10» под авторством Мурзина Д.В., опубликованной в журнале «Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации», №10 (215), октябрь 2010, с.54-63, лизинг представлен с двух точек зрения,  экономической и юридической, а также автором обозначены проблемы, возникающие в связи с неоднозначной трактовкой лизинга, несоответствием его юридической природы и экономической сущности;
  - изначально  лизинг виделся как способ  модернизации производства, за счет  привлечения организациями дополнительных  источников со стороны на приобретение  новейшего оборудования в случаях  нехватки собственных средств  либо недоступности банковских  кредитных ресурсов. Если учитывать,  что процент изношенности оборудования  в целом по стране велик,  а в некоторых отраслях может  превышать 50%, то вопрос об актуальности  развития лизинга отпадает сам  по себе, ведь основной целью  лизинга является именно обновление  основных фондов производства;
  - лизинг  в последнее время стал альтернативой  банковского кредита. Многие субъекты  предпринимательской деятельности  лишенные доступа к кредитным  ресурсам вследствие жесткой  банковской политики по отбору  клиентов и предъявления к  ним чрезмерно высоких требований  относительно стоимости активов  компании, обеспеченности сделки, сроку  существования на рынке, а также  не посильно высокие банковские  проценты и прочие комиссионные  платежи, вынуждены искать новые  источники инвестиций в свой  бизнес и таким решением для  них становится лизинг;
  - лизинговая  деятельность- это форма осуществления  предпринимательской деятельности  с определенными налоговыми преференциями,  в частности возможность включения  лизинговых платежей в себестоимость  продукции (работ, услуг), ускоренная  амортизация предмета лизинга.  Однако с 2009 года наметилась  тенденция, что находит свое  отражение в налоговой политики  России, уравнения лизингового бизнеса  с другими видами экономической  деятельности, лишения его ранее  предоставленных льгот. Так, например, с 01.01.2009г. отменена ускоренная  амортизация по 1- 3 группам имущества,  что не могло не сказаться  на тенденции функционирования  лизинга в России.
  В последнее время институт лизинга  претерпевает изменения, меняется отношение  к нему со стороны государства, которое  имеет избирательный подход к  поддержке данного вида бизнеса, а именно оказывает финансовую поддержку  только тем отраслям экономики, где  государственный капитал превалирует. Кроме того, бюджетные средства выделяются на погашение части затрат на приобретение исключительно товаров российского  производства, хотя не всегда отечественный  товар может составить достойную  конкуренцию иностранному и, как  следствие, становится сомнительной политика государства на модернизацию экономики  страны, техническое перевооружение промышленности.
  Предметом исследования данной курсовой работы являются проблемы, с которыми сталкивается лизинговый бизнес в России, иные факторы, сдерживающие развитие финансовой аренды на территории нашей страны. В работе предложены варианты решения выявленных проблем или представлены пути их разрешения. Среди основных проблем  названы  недостатки в правовом регулировании лизинговых отношений (недостаточное отражение в законодательстве всех аспектов финансовой аренды; недоработка механизмов осуществления операций, связанных с реализацией условий лизинговой сделки; несоответствие нормативно- правовых актов одной отрасли другой), проблемы налогообложения лизинговой деятельности, связанные с трудностью реализации предоставленных субъектам лизинга прав как налогоплательщикам, а также с лишением данного вида деятельности некоторых налоговых преимуществ. В поле зрения попали общественно-политические процессы и экономические трансформация, происходящие в стране и нашедшие свое отражение либо повлиявшие на развитие финансовой аренды.
  Цель  данной курсовой работы- изучить такой  вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его  развитию.
  Задачи:
  - ознакомиться  с основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими в России  отношения по поводу финансовой  аренды;
  - выявить  возможные пробелы в законодательстве  либо противоречия одних норм  другим;
  - познакомиться  с основными точками зрения  на проблемы лизинга, освещаемыми  в литературе, в том числе специализированных  журналах, где исследуются практические  стороны функционирования экономических  институтов;
  - попытаться  выделить проблемы развития лизинга  в России и предложить пути  их решения;
  - рассмотреть  общие тенденции лизинговой деятельности  в России путем изучения статей  обозревателей или специалистов  этой отрасли;
  - и,  наконец, разобраться в структуре,  механизме осуществления лизинга,  его сущности и разнообразии  форм его существования.
  При написании данной работы были использованы следующие методы исследования:
  - исторический  метод (когда для сбора и  обобщения сведений приходилось  знакомится с различными источниками  информации: статьями в журналах, в сети Интернет, авторскими работами  разных лет и периодов, законодательными  актами,- чтобы проследить этапы  зарождения, становления и развития  лизинга как самостоятельного  вида хозяйственной деятельности);
  - метод  сравнения (когда лизинг по  причине сходства его конструкции  и природы регулирования сравнивался  с такими самостоятельными институтами  как аренда и кредит);
  - метод  анализа использовался, чтобы  получить необходимую информацию  о структуре объекта исследования, для этого были рассмотрены  такие вопросы как сущность  и значение лизинга, его виды  и т.д.
  Информационными источниками для пополнения содержания курсовой работы стали в большинстве  своем статьи, опубликованные в сети Интернет, посвященные развитию лизинговой отрасли; основополагающие законодательные  акты, устанавливающие правила функционирования лизингового рынка; несколько журнальных статей и авторских работ.
 

  1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЛИЗИНГА  

  1.1  Сущность лизинга и его значение в развитии экономики  

  Слово «лизинг» заимствовано из английского языка. Слово «leasing» переводится как  «аренда».
  Существует  разное понимание лизинга. С экономической  точки зрения лизинг- это форма  финансирования (инвестирования) хозяйственной  деятельности арендатора,  при которой арендодатель приобретает для арендатора по выбору последнего необходимое для его производственной деятельности оборудование или иное имущество и, сохраняя право собственности на это имущество, передает его во владение и пользование для хозяйственной эксплуатации арендатору, получая с него арендные платежи. Согласно ст.2 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998г. № 164-ФЗ (Закон о финансовой аренде) «лизинговая деятельность – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг» [4]. Исходя из экономической сущности лизинг следует рассматривать как финансовую услугу, имеющую существенное сходство с предоставлением кредита. В этом понимании лизинг условно можно обозначить как «лизинг- кредит». 
  С точки зрения права лизинг- это  договор финансовой аренды (лизинга). В соответствии со ст.2 Закона о финансовой аренде, «лизинг -  это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга – это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) или арендодателем (лизингодателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование» [4]. Образцы заключаемых на практике договоров финансового лизинга и поставки лизингового имущества приведены в Приложениях А и Б к данной дипломной работе. Аналогичная трактовка договора лизинга  дается в ст.665 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), однако законодатель уточняет в ГК РФ, что приобретаемое в лизинг имущество  должно использоваться исключительно для предпринимательских целей. Нормативное определение лизинга как сделки (договора) также содержится в Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988г. (Конвенция УНИДРУА), к которой Россия присоединилась 12.02.1998г. Федеральным законом от 08.02.1998г. №16-ФЗ.  Согласно п.2 ст.1 Конвенции УНИДРУА «сделка финансового лизинга- это сделка, включающая следующие характеристики:
  - арендатор  определяет оборудование и выбирает  поставщика, не полагаясь в первую  очередь на опыт и суждение  арендодателя;
  - оборудование  приобретается арендодателем в  связи с договором лизинга,  который, и поставщик осведомлен  об этом, заключен или должен  быть заключен между арендодателем  и арендатором;
  - периодические  платежи, подлежащие выплате по  договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации  всей или существенной части  стоимости оборудования» [1].
  Лизинг  в таком понимании можно условно  обозначить как «лизинг- аренда».
  Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого кредитного инструмента. В  деловом обороте лизинг имеет  более широкую сложную тройственную экономическую основу и сохраняет  в себе одновременно существенные условия  кредитной сделки, инвестиционной деятельности и договора аренды, которые образуют в совокупности новую организационно- правовую форму бизнеса.
  Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество (кроме земельных участков и других природных объектов, а также имущества, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения).
  Для обеспечения устойчивого развития экономики требуется обеспечить увеличение производства и совокупного  спроса, а также увеличение инвестиций в целях удовлетворения растущего  спроса. В решении этих задач существенную роль может сыграть лизинг. С помощью  лизинга как инструмента финансирования создаются новые производственные мощности. Лизинг является выгодным способом вложения капитала, позволяющим эффективно размещать свободные денежные средства.
  Лизинг  является составной частью рынка  небанковского финансирования. Для  банковской сферы лизинг означает диверсификацию бизнеса (распределение инвестируемых  или ссужаемых денежных капиталов  между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных  потерь капитала или доходов от него) и активный поиск новых клиентов.
  Субъектам экономики финансовая аренда предоставляет  массу возможностей, таких как:
  - привлечение  капитала из внешних источников. Лизинг дает возможность получить  оборудование в пользование без  его полной оплаты, организовать  новое производство без изъятия  из оборота крупных финансовых  ресурсов;
  - способность  быстро мобилизовать необходимые  ресурсы, обновить основные фонды  предприятия (средства труда,  которые многократно участвуют  в производственном процессе, сохраняя  при этом свою натуральную  форму, предназначаются для нужд  основной деятельности организации  и должны иметь срок использования  более года);
  - возможность  временного использования техники  для решения возникающих производственных  задач, а не приобретать ее  в собственность;
  - возможность  опробовать оборудование до его  полной оплаты, т.е. до приобретения  в собственность;
  - возможность  следовать за научно-техническим  прогрессом, приобретая новое оборудование (переоснащение производства);
  - возможность  приобретения поставляемого по  лизингу оборудования по оптимальным  рыночным ценам;
  - возможность  не привлекать самостоятельно  заемный капитал. Лизинг не  отягощает активы предприятия  и помогает поддерживать оптимальное  соотношение собственного и заемного  капитала;
  - широкий  спектр сопутствующих товару  услуг по наладке и обслуживанию  приобретаемого оборудования. Лизинговые  компании устраняют дефекты и  обслуживают технику, опираясь  при этом на материально-техническую  базу специализированных предприятий,  или на свою собственную;
  - возможность  составления гибкого графика  уплаты лизинговых платежей, учитывающего  доходность бизнеса лизингополучателя;
  - использование  дополнительных налоговых льгот.  Лизинговые платежи пользователя  оборудования относятся на себестоимость  продукции и уменьшают налогооблагаемую  базу (налог на прибыль, зачет  НДС, налог на имущество);
  - лизинг  является единственным способом  применить ускоренную амортизацию  с коэффициентом до 3, за счет  чего балансовая стоимость имущества  уменьшается в 3 раза быстрее  и, как следствие, уменьшается  сумма налога на имущество;
  - возможность  оперативного выявления конструктивных  недостатков оборудования, что в  обычных условиях требует больших  затрат со стороны продавца (поставщика, изготовителя) оборудования;
  - установление  долгосрочных отношений между  субъектами лизинговой сделки, что  способствует развитию и расширению  производства этих предприятий;
  - лизинг  повышает гибкость лизингополучателя  в принятии решений, в то  время как при покупке существует  только альтернатива «не покупать»,  при лизинге лизингополучатель  имеет более широкий выбор,  из лизинговых контрактов с  различными условиями лизингополучатель  может выбрать тот, который  наиболее точно отвечает его  потребностям и возможностям;
  - для  лизингополучателя появляется возможность  выбора: выкупить предмет лизинга,  продлить договор или привлечь  новое современное оборудование;
  - поскольку  передаваемое в лизинг имущество  остается в собственности лизингодателя,  последний может использовать  это имущество в непроизводственных  целях (например, в качестве дополнительного  обеспечения возвратности кредитных  средств);
  - инвестиции  в форме имущества, в отличие  от денежного кредита, снижают  риск невозврата средств, так  как лизингодатель сохраняет  право собственности на переданное  в лизинг имущество;
  - лизинг  направляет финансовые ресурсы  непосредственно на приобретение  материальных активов, снижая  риск нецелевого использования  кредитных средств;
  - «предмет  лизинга может учитываться либо  на балансе лизингодателя, либо  на балансе лизингополучателя.  Если балансодержателем является  лизинговая компания, то лизингополучатель  получает возможность улучшить  структуру своего баланса, за  счет учета предмета лизинга  на забалансовых счетах (кредит  или прямая закупка этого не  позволяют сделать). Если предмет  лизинга находится на балансе  лизинговой компании, у лизингополучателя  отсутствует необходимость переоценки  основных фондов (в части предмета  лизинга)» [37];
  - договор  лизинга составляется, как правило,  на 2-3 года, что примерно соответствует  сроку окупаемости предмета лизинга.  В случае если предметом лизинга  является оборудование с большим  сроком окупаемости, то договор  лизинга может быть заключен  и на 5-6 лет, на что готовы  пойти не все кредитные организации  в части предоставления кредитов;
  - получение  финансирования через лизинг, значительно  проще и намного реже требуется  залоговое обеспечение, т.к. лизинговая  компания будет являться собственником  имущества до окончания срока  лизинга.
  Таким образом, с помощью  лизинга возможно запустить процесс  масштабной модернизации экономикиЛизинг- это способ получения средств на развитие, совмещенный с оптимизацией налогообложения предприятия.
  1.2  Виды лизинга
  Классификация видов лизинга многообразна. Различные  виды лизинга могут сочетаться в  одном договоре финансовой аренды в  зависимости от условий сделки.  Вопрос о видах лизинга является дискуссионным для российского законодательства и экономической теории.
  Закон о финансовой аренде в первоначальной редакции от 26.10.1998г. предусматривал три  основных вида лизинга: финансовый, возвратный и оперативный. Кроме того, в зависимости  от срока пользования имуществом он подразделялся на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. Впоследствии в Закон были внесены  изменения. На текущий момент ГК РФ и Закон о финансовой аренде регулируют только финансовый лизинг. В зависимости  от того, резидентами какого государства  являются стороны сделки, законодатель дополнительно предусмотрел внутренний и международный подвиды финансового  лизинга.
  До  настоящего времени среди ученых нет единого подхода в определении  видов договора лизинга. В основу деления могут быть положены различные  квалифицирующие признаки и, следовательно, одна и та же лизинговая операция может  быть отнесена к различным видам  лизинга. В юридической и экономической  литературе насчитывается свыше 50-ти разновидностей финансовой аренды, однако не все выделяемые виды имеют практическое значение.
  По  степени окупаемости предмета лизинга  и условиям его амортизации выделяют:
  а) финансовый лизинг (лизинг с полной окупаемостью):
  1) прямой;
  2) возвратный;
  б) оперативный лизинг (лизинг с неполной окупаемостью):
  1) оперативный лизинг открытого  типа, когда в договоре закреплена  гарантия того, что у оборудования  по истечении срока договора  будет определенная остаточная  стоимость;
  2) оперативный лизинг закрытого  типа, когда в договоре не закреплена  вышеуказанная гарантия;
  3) револьверный (возобновляемый), когда  лизингополучателю технологически  последовательно требуется различное  оборудование и он приобретает  право по истечении определенного  срока обменять арендуемое имущество  на другой предмет лизинга.
  Финансовый  и оперативный лизинг наиболее распространенные в мировой практике виды лизинга.  Разделение лизинга на финансовый и оперативный закреплено в Международном стандарте финансовой отчетности (IAS 17 Аренда (Leases)) (МСФО).
  Финансовый  лизинг– это соглашение, предусматривающее  в течение периода своего действия выплату лизинговых платежей, покрывающих  полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя. Финансовый лизинг характеризуется  следующими основными чертами:
  - участием  третьей стороны в сделке (продавца, поставщика или производителя  предмета лизинга);
  - невозможностью  расторжения договора в течение  срока, необходимого для возмещения  расходов лизингодателя, хотя  на практике это иногда происходит, что оговаривается в договоре  финансовой аренды;
  - продолжительным  периодом действия договора финансовой  аренды, обычно близким к сроку  службы объекта сделки;
  - объекты  сделок при финансовом лизинге,  как правило, отличаются высокой  стоимостью.
Поскольку финансовый лизинг по экономическим признакам  схож с долгосрочным банковским кредитованием  капитальных вложений, то чаще всего лизингодателями  выступают банки, финансовые компании и специализированные лизинговые компании, тесно связанные  с банками.
  Описание  подвидов финансового лизинга, прямого  и возвратного дается ниже в данном подразделе курсовой работы.
  Оперативный лизинг– это арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и  содержанием сдаваемого в лизинг имущества, не покрываются лизинговыми  платежами в течение срока  действия договора лизинга (одного из возможных договоров лизинга  конкретного имущества).  «Оперативный лизинг характеризуется следующими основными чертами:
  - лизингодатель  не рассчитывает возместить все  свои затраты за счет поступления  лизинговых платежей от одного  лизингополучателя по одному  договору;
  - договор  лизинга заключается на срок  менее срока физического износа  оборудования и может быть  расторгнут лизингополучателем  в любое время;
  - риск  повреждения или утраты объекта  сделки лежит в основном на  лизингодателе, хотя в договоре  может предусматриваться определенная  ответственность лизингополучателя  за порчу переданного ему имущества,  но ее размер значительно меньше  первоначальной цены имущества;
  - размеры  лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге,  т.к. лизингодатель, не имея  полной гарантии окупаемости  затрат, вынужден учитывать различные  коммерческие риски (риск не  найти лизингополучателя на весь  объем имеющегося оборудования, риск поломки объекта сделки, риск досрочного расторжения  договора) путем повышения цены  на свои услуги;
  - объектом  сделки являются преимущественно  наиболее популярные виды машин  и оборудования» [19].
  При оперативном лизинге лизинговая компания приобретает оборудование заранее, не зная конкретного лизингополучателя. Лизинговые компании при этом виде лизинга как правило сами страхуют имущество, передаваемое в лизинг, и  обеспечивают его техническое обслуживание и ремонт.
  Лизингополучатель предпочитает оперативный лизинг в  случаях, когда:
  - предполагаемые  доходы от использования арендованного  оборудования не окупают его  первоначальной цены;
  - оборудование  требуется на небольшой срок (сезонные  работы или разовое использование);
  - оборудование  требует специального технического  обслуживания;
  - объектом  сделки выступает новое, непроверенное  оборудование, а также оборудование  с высокой степенью морального  старения.
  Есть  мнение, что оперативный лизинг по своей природе является обычным  договором аренды, поскольку у  лизингодателя отсутствует обязанность  приобрести имущество, отвечающее четким указаниям лизингополучателя. В  частности отмечалось, что оперативный  лизинг не может быть признан в  качестве вида лизинга потому что  срок пользования имуществом намного  меньше нормативного срока его службы, а также не обеспечивается полная компенсация затрат лизингодателя. Согласно другой точки зрения, возможность существования оперативного лизинга не отрицается, но его существование целесообразно только в том случае, когда не возникает трудностей с повторной сдачей оборудования в аренду, а также нет риска его морального старения. В соответствии с третьей позицией оперативный лизинг имеет место быть и является привлекательным для лизингополучателей, востребованным.
  По  условиям амортизации выделяют:
  - лизинг  с полной амортизацией, когда  срок договора равняется нормативному сроку службы имущества и в течение срока его действия происходит полная выплата лизингодателю стоимости лизингового имущества;
  - лизинг  с неполной амортизацией, когда  срок договора меньше нормативного  срока службы имущества, и в  течение его действия окупается только часть стоимости лизингового имущества.
  В зависимости от сектора рынка, где  проводятся лизинговые операции, выделяют:
  а) внутренний лизинг;
  б) внешний (международный) лизинг:
  1) экспортный, когда лизингополучателем  является зарубежная страна;
  2) импортный, когда лизингодателем  является иностранное государство;
  3) прямой, когда все операции совершаются  международными организациями из  разных стран;
  4) транзитный, при котором лизингодатель  одной страны берет кредит  или приобретает имущество в  другой стране и поставляет  его лизингополучателю из третьей  страны.
  По  составу участников (субъектов) лизинговой сделки выделяют:
  - прямой  лизинг;
  - косвенный  лизинг (лизинг «стандарт»).
  При прямом лизинге в двусторонней сделке собственник имущества (продавец, поставщик  или производитель) самостоятельно сдает объект в лизинг. При косвенном  лизинге передача имущества происходит через посредника. В данном случае имеет место классическая (лизинг «стандарт») трехсторонняя сделка (продавец - лизингодатель - лизингополучатель).
  Частным случаем прямого лизинга является возвратный лизинг, при котором собственник  имущества передает право собственности  на него будущему лизингодателю на условиях договора купли-продажи и  одновременно вступает с ним в  отношения в качестве арендатора имущества. В этом случае продавец и  лизингополучатель - одно и то же юридическое  лицо. Если предприятие нуждается  в имуществе, но в данный момент испытывает трудности с финансовыми ресурсами, ему крайне выгодно продать имущество  лизинговой компании и одновременно фактически продолжать пользоваться им. Это не исключает возможности  последующего выкупа имущества после  окончания срока договора и восстановления права собственности. Предприятие, получив средства от проданного имущества, может использовать их для усовершенствования или для расширения своего производства, используя льготы налогообложения  лизинговых операций. «Экономисты отмечают также открывающуюся возможность  выравнивания баланса путем продажи  своего движимого и недвижимого  имущества не по балансовой, а по обычно опережающей рыночной стоимости. Осовременивая таким способом свой баланс, предприятие приводит его  в соответствие с рыночной обстановкой, существенно увеличивая финансовый потенциал и одновременно удерживая  свою прежнюю собственность в  пользовании» [18].
  Такой "вид" лизинга как прямой по сути является обычной арендой: отсутствие фигуры продавца в лизинговой схеме  стирает грань различия между  лизингом и арендой. При всей привлекательности  для лизингополучателя условий  договора возвратного лизинга он не отвечает основным целям института  лизинга. В первую очередь, это связано  с тем, что договор лизинга  призван стимулировать предпринимателей расширять и совершенствовать свое производство, обновлять машинный парк и оборудование, налаживать производство с помощью новейших технологий и  разработок. Лизингополучатель получает дополнительные денежные средства от разницы между реализацией своего оборудования и использованием его  же на условиях пользования, однако не получает нового (или иного необходимого, специально для него приобретенного) оборудования.
  По  типу имущества (предмета лизинга) выделяют:
  - лизинг  машинно-технической продукции (лизинг  движимости);
  - лизинг  недвижимости;
  - лизинг  бывшего в эксплуатации имущества.
  Обращение к лизингу имущества б/у выгодно  как продавцу, так и лизингополучателю: продавец предоставляет в лизинг простаивающее имущество, тем самым  компенсирует убытки от вынужденных  простоев, а лизингополучателя привлекает относительно невысокая стоимость  имущества.    
  По  объему обслуживания передаваемого  в лизинг имущества выделяют:
  - чистый  лизинг, при котором все обслуживание  передаваемого имущества берет  на себя лизингополучатель, поэтому  расходы по обслуживанию оборудования  не включаются в лизинговые  платежи;
  - лизинг  с полным набором услуг, когда  на лизингодателя возлагается  полное или частичное обслуживание  предмета лизинга.
  По  отношению к налоговым льготам  выделяют:
  - фиктивный  лизинг;
  - действительный  лизинг.
  Если  сделка носит спекулятивный характер и заключается исключительно  с целью извлечения наибольшей прибыли  за счет получения необоснованных льгот, а не за счет налаживания и усовершенствования производства, то эта сделка может  быть признана фиктивным лизингом. По сути, такой договор - притворная сделка, прикрывающая иную операцию, и  ничтожен с момента заключения. В  случае действительного лизинга  лизингодатель имеет законное право  на причитающиеся налоговые льготы.
  По  характеру лизинговых платежей выделяют:
  - лизинг  с денежным платежом, когда все  платежи производятся в денежной  форме;
  - лизинг  с компенсационным платежом, когда  платежи осуществляются в форме  поставки товаров или в форме  оказания встречных услуг (зачетом);
  - лизинг  со смешанным платежом, когда  сочетаются вышеназванные формы  расчетов.
  По  числу лиц, выступающих на стороне  лизингодателя, выделяют лизинг с привлечением средств, который, в свою очередь, подразделяется на:
  - раздельный  лизинг (лизинг, частично финансируемый  лизингодателем);
  - групповой  лизинг (акционерный).
  Раздельный  лизинг используется при особо крупных  и дорогостоящих сделках, ему  присуще многоканальное финансирование. «Экономический смысл раздельного  лизинга заключается в том, что  лизингодатель, покупая предмет  лизинга, выплачивает из своих средств  только часть необходимой суммы, остальную часть он берет взаймы для этой цели у одного или нескольких заимодавцев. Такая ссуда выдается на определенных условиях: заемщик-лизингодатель  не несет всей полноты ответственности  перед заимодавцами за полный и своевременный  возврат ссуды, т.к. она возмещается  за счет поступающих лизинговых платежей; в пользу займодавцев оформляется  залог на ссуду» [17]. Предметом раздельного  лизинга чаще всего является оборудование для предприятий коммунального  обслуживания, парков грузовых автомобилей, подвижных железнодорожных составов, кораблей.
  При групповом лизинге на стороне  лизингодателя выступают несколько  лиц, но назначается одно доверенное лицо, ответственное в последующем  за совершение всех необходимых действий.
  По  сроку действия договора лизинга  выделяют:
  - краткосрочный  лизинг (до 1,5 лет);
  - среднесрочный  лизинг (от 1,5 до 3 лет);
  - долгосрочный  лизинг (более 3 лет).
  В зависимости от стоимости объекта  лизингового договора выделяют:
  - мелкий  лизинг;
  - стандартный  лизинг;
  - крупный  лизинг.
  Предметом мелкого лизинга выступают, например, компьютеры, системы безопасности, телефонные станции. Стандартный лизинг заключается обычно в отношении  мини-пекарен, заводов по разливу  воды и т.п. Предметом крупного лизинга  становятся самолеты, морские суда.
  Законодательство  некоторых стран в зависимости  от наличия или отсутствия преимущественного  права продолжить срок лизингового  договора, разделяет:
  - растяжимый  лизинг, когда лизингополучателю  такое право предоставляется;
  - срочный  лизинг, когда договор заключается  на определенный период, по истечении  которого имущество переходит  в собственность к лизингополучателю  или возвращается к лизингодателю.
  Кроме того, можно выделить следующие виды лизинга:
  - сублизинг  - сделка, при которой лизингополучатель с согласия лизингодателя может передать предмет лизинга в пользование другим юридическим лицам;
  - лизинг  «поставщику»: в этом случае продавец  оборудования также становится  лизингополучателем, как и при  возвратном лизинге, но арендованное  имущество используется не им, а другими арендаторами, которых  он обязан найти и сдать  им объект сделки в аренду. Субаренда является обязательным  условием в договорах подобного  рода;
  - компенсационный  лизинг, когда арендные платежи  осуществляются продавцом продукции,  изготовленной на оборудовании, являющимся объектом лизинговой  сделки;
  - контрактный  наем – это специальная форма  лизинга, при которой лизингополучателю  предоставляются в аренду комплектные  парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, тракторов,  автотранспортных средств;
  - генеральный  лизинг, когда у лизингополучателя  есть право дополнять список  арендуемого оборудования без  заключения новых контрактов.
  На  практике имеет место сочетание  различных типов лизинговых договоров (смешанных договоров), что увеличивает  число видов лизинга.
  1.3  Субъекты лизинга
  Субъектами  лизинга или участниками лизинговой деятельности являются лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик, производитель) и необязательная сторона  лизинговой сделки, но возможная-  страховщик.
  Лизингодатель (лизинговая компания (фирма)) - физическое или юридическое лицо, которое  за счет привлеченных и (или) собственных  средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
  Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором  лизинга обязано принять предмет  лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование  в соответствии с договором лизинга.
  Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором  купли-продажи, заключенным с лизингодателем, продает лизингодателю в обусловленный  срок имущество, являющееся предметом  лизинга.
  Страховщик- это страховая компания, которая участвует в сделке лизинга, осуществляя страхование имущественных, транспортных и прочих видов рисков, связанных с предметом лизинга и (или) лизинговой сделкой. 
  Любой из субъектов лизинга может быть резидентом или нерезидентом Российской Федерации, т.е. юридическим или физическим лицом, зарегистрированным на территории той или иной страны.
  «Наиболее крупными лизинговыми компаниями России по данным ЗАО «Рейтинговое Агентство  «Эксперт РА» (Эксперт РА) (ведущее  национальное рейтинговое агентство  в России)  на 01.10.2010г. являются: ОАО «ВТБ- Лизинг» (универсальная лизинговая компания), ЗАО «Сбербанк Лизинг» (лизинг автотранспорта, спецтехники, недвижимости, подвижного состава, воздушных, морских и речных судов), ОАО «ВЭБ- Лизинг» (универсальная лизинговая компания, оказывающая услуги лизинга производственно - технологического оборудования, транспорта и недвижимости), ОАО «Ильюшин Финанс КО» (авализинговая компания), ООО «ТрансКредитЛизинг» (лизинг подвижного железнодорожного состава, авиатехники), ООО «Газтехлизинг» (лизинг широкого спектра оборудования — транспортной техники, строительной и специальной техники, оборудования для добычи и транспорта газа, системы телекоммуникаций, оборудования для банков, компьютерной и офисной техники), ООО «Лизинговая компания «Уралсиб» (лизинг легкового и коммерческого автотранспорта), ЗАО «Бизнес Альянс» (реализует крупные инфраструктурные объекты), компания Europlan (автолизинговая компания), ЗАО «Дойче Лизинг Восток» (универсальная лизинговая компания), ЗАО «М.Т.Е.-Финанс» (лизинг оборудования и авиатехники), Группа Компаний «Балтийский Лизинг» (ЗАО «Балтийский Лизинг», ООО «Балтийский Лизинг) (универсальная лизинговая компания) и другие» [50].
 

  2  ЛИЗИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ  

  2.1 Процесс становления  лизинговых отношений  в России
  Можно выделить шесть этапов развития лизинговых отношений в России.
  Первый  период - до начала 90-х годов XX века. Этот период характеризуется отсутствием  специального законодательства о лизинге, неразвитостью этой формы предпринимательства, отсутствием четких представлений  о правовом положении сторон сделки.
  Первым  и наиболее заметным фактом участия  СССР в лизинговых сделках стали  поставки на условиях "ленд-лиза" (государственная программа, по которой  Соединённые Штаты Америки, в  основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.).
  «До перестройки в СССР лизинговые операции проводились в основном внешнеторговыми  организациями, например такими как: «Совфрахт», «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот», «Трактороэкспорт». Преобладающий  объем операций приходился на импорт оборудования из развитых капиталистических  стран, т.е. наша страна выступала в  основном в качестве лизингополучателя» [44]. Внутренний лизинг вообще не получил  в то время какого-либо заметного  развития. Такое положение дел  было обусловлено, в частности, наличием только государственного сектора экономики. Лизинг как институт гражданского права  не был известен Гражданскому кодексу  РСФСР от 11.06.1964г. и Основам гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик от 08.12.1961г. Нормативная  база для регулирования лизинговых отношений отсутствовала.
  В России наиболее подходящие условия  для развития лизинга сложились  на рубеже 80-90-х годов, в период перехода к рыночным отношениям, возможности  использования разнообразных договорных форм участниками предпринимательских  отношений, необходимости в инвестициях.
  Второй  период - с начала 90-х годов до 1998 года. С началом "рыночных" реформ и переходом к многоукладной  экономике в деятельности компаний начали появляться договоры, которые  содержали в себе элементы лизинговых сделок. Однако специальное законодательство все еще отсутствовало. В начале 90-х годов в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство  из которых были учреждены коммерческими  банками. К середине 90-х годов  Правительство Российской Федерации (РФ), оценив потенциал лизинга и  его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового  сектора. 17.09.1994г. Президентом РФ был издан Указ №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» (в настоящее время Указ утратил силу), согласно которому Правительству РФ была поставлена задача разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, предусмотрев в нем: определение лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок. Впервые в российском законодательстве термин «лизинг» был обозначен в вышеназванном Указе Президента РФ.
  Во  исполнение Указа Президента №1929 было издано Постановление Правительства  РФ от 29.06.1995г. №633 «О развитии лизинга  в инвестиционной деятельности» (в  настоящий момент Постановление  утратило силу). Постановлением было утверждено Временное положение о лизинге, согласно которому лизинг был определен  как вид предпринимательской  деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное  договором имущество у определенного  продавца и предоставить это имущество  арендатору (лизингополучателю) за плату  во временное пользование для  предпринимательских целей.  Временное положение о лизинге описывало:
  - общие  принципы осуществления лизинговых  операций;
  - права  и обязанности участников лизингового  договора;
  - состав  и порядок уплаты лизинговых  платежей.
  «На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными  группами (объединения промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового  взаимодействия.). Также начали создаваться  лизинговые компании с участием муниципальных  и региональных органов власти, использовавшие финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных  государственных программ, связанных  с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов. В основном это были отраслевые лизинговые компании, такие как: «Аэролизинг», «Лизингуголь», «Росстанкоминструмент», «Росагроснаб»» [44].
  В 1994 году 15 лизинговых компаний России для защиты своих интересов и  представления их в органах государственной  власти, международных организаций  объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых компаний (Рослизинг). Цель Ассоциации - координация деятельности организаций, входящих в её состав, а также представление и защита общих имущественных интересов  и прав её членов.
  Данный  период можно охарактеризовать следующими признаками:
  - отсутствием  специальных нормативных актов  в сфере лизинга, хотя лизинг  развивался с применением норм  законодательства об аренде. До 1996 года лизинг мог осуществляться  в качестве сделок, "хотя и  не предусмотренных законом, но  не противоречащих ему";
  - большой  степенью риска для участников  лизинговой деятельности, что сдерживало  развитие лизинга.
  Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое Постановление от 20.11.1995г. №1133 «О внесении дополнений в Положение  о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)…» (в настоящий момент Постановление  утратило силу) предусматривало право  лизингополучателя на включение  лизинговых платежей в состав затрат, учитываемых при налогообложении  прибыли. Второе Постановление от 27.06.1996г. № 752 «О государственной поддержке  развития лизинговой деятельности в  Российской Федерации» предусматривало, что стороны договора лизинга  могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей  финансовой отчетности.
  Дальнейшее  нормативное закрепление лизинговые отношения (в т.ч. договорные основы лизинга) получают с вступлением  в силу с 01.03.1996г. части второй ГК РФ. С тех пор все нормативные  документы, регулирующие отношения  финансовой аренды (лизинга), применяются  в части, не противоречащей ГК РФ.
  Третий  период- 1998- 2001 годы (возникновение рынка).
  После утверждения Временного положения  о лизинге началась разработка специального федерального закона «О лизинге», который  был принят 29.10.1998г. под №164-ФЗ после  присоединения России к Конвенции  УНИДРУА.
  «Многие положения закона о лизинге вступили в противоречие с ГК РФ: представленное в законе определение лизинга (а  также многие иные положения) больше подходили к понятию аренды с  правом выкупа, нежели к лизинговым отношениям. Кроме того, в ГК РФ в  отличие от закона о лизинге отсутствовали  какие -либо разделение лизинга на типы (долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный) или виды (финансовый, возвратный, оперативный), а также отсутствовало понятие  сублизинга. Это не исчерпывающий  перечень разночтений закона о лизинге  и ГК РФ. На практике это приводило  к тому, что лизинговые компании, лизингополучатели и другие участники  лизинговых отношений руководствовались  в своей текущей хозяйственной  деятельности теми нормами права, которые  им больше подходили. Более того, в  ряде регионов стали разрабатывать  самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу» [44].
  До 2002 года федеральный закон (ФЗ) №164-ФЗ назывался «О лизинге», а 29.01.2002г. ФЗ №10-ФЗ в него были внесены существенные изменения, в том числе и в  название: с тех пор он называется «О финансовой аренде (лизинге)». Это было сделано с целью унификации российского законодательства, устранения противоречий одних законов другим.
  Изначально, закон о лизинге как и Временное  положение о лизинге предусматривали, что лизинговая деятельность может  осуществляться только на основе специального разрешения (лицензии), однако данное требование было отменено 02.02.2002г. со вступлением  в силу ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон  «О лизинге» №10-ФЗ. С отменой лицензирования были сняты бюрократические барьеры  на пути развития лизинговых компаний.
  Упадок  российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 года (дефолт 17.08.1998г.), оказал значительное влияние на развитие лизинга в  России. Прежде всего, он привел к резкому  сокращению долгосрочного банковского  кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Они оказались не способны оплачивать приобретаемые средства производства в полном объеме, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие девальвации рубля. В результате сформировались условия для возникновения  масштабного спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том  числе и на лизинг. Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в  развитии российского рынка лизинга  и его превращением из маловостребованной услуги в массовый продукт.
  Четвертый период- 2002- 2005 годы (укрепление рынка).
  С начала 2002 года вступила в действие глава 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ), регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой  были сохранены все существующие преимущества лизинга. Наиболее существенным импульсом для развития лизинга  стала отмена в 2002 году налоговой  льготы по капиталовложениям для  предприятий. В результате при приобретении основных средств за счет собственных  средств компании утратили право  относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете  налога на прибыль. На себестоимость  стало возможным относить только проценты по банковскому кредиту. Таким  образом, только при использовании  механизма лизинга, у предприятий  сохранилось право относить затраты  на перевооружение производства, на себестоимость  своей продукции в полном объеме.
  С начала 2003 года наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи, с чем для лизинговых компаний увеличилась доступность  финансирования. «Лизинг закрепился как "массовый" инструмент финансирования реального сектора экономики. Во-первых, заметно удлинились сроки лизинговых сделок – сделки в рублях на срок до пяти лет стали нормальной практикой. Во-вторых, вследствие быстрого роста  бизнеса лизинговых компаний, появления  новых компаний и увеличения их доступа  к различным источникам финансирования выросла конкуренция на рынке  лизинга, благодаря чему лизинг стал доступен для более широкого круга  клиентов» [20].  В 2003 году российский рынок лизинга развивался в основном за счет среднего и малого бизнеса. Движение в регионы стало одним из основных направлений развития лизингового бизнеса.
  Четвертый период- 2006- 2007 годы (быстрое расширение рынка).
  «2006 год ознаменовался приростом  объема профинансированных средств  на фоне роста российской экономики  при поддержке государством развития лизинга, а 2007 год стал самым успешным для российского лизингового рынка, в частности, для такого его крупного сегмента как автомобильный лизинг» [28].
  Пятый период- 2008- 2009 годы.
  Кризисные явления в экономике привели  к резкому сокращению рынка лизинга  в России. Большинство лизинговых компаний столкнулось с острой нехваткой  денежных средств, необходимых для  финансирования сделок. Банки, которые  являются основным источником финансирования для лизингодателей, резко подняли  процентные ставки, а в ряде случаев  полностью отказались от предоставления кредитов. Объемы собственных средств  лизинговых компаний оказались недостаточными для ведения активной деятельности. С развитием кризиса лизингополучателям становилось все труднее платить  лизинговые платежи, что привело  к возникновению серьезных просрочек  и задолженностей перед лизингодателями.
  «В  первом полугодии 2008 года наблюдался рост количества и объемов заключенных  лизинговых сделок, лизинг активно  развивался в регионах. Во втором полугодии  произошло резкое падение объемов  и количества сделок. В первом полугодии 2009 года ситуация оставалась напряженной  и только во втором полугодии зафиксировано  замедление темпов сокращения объема рынка лизинга. В целом за 2009 год  зафиксировано двукратное падение  объемов лизинга. Существенно снижался и спрос на услуги лизинга. Число  обращений в лизинговые компании сократилось по сравнению с 2008 годом  почти на 10%» [22]. Основной тенденцией 2009 года является рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, имеющих отношение к государственному капиталу. Сильнее всего пострадал  лизинг энергетического оборудования. Падение наблюдалось и в большинстве  сегментов сделок с оборудованием, за исключением телекоммуникационного  и нефтегазового.
  Шестой  период- с 2010 года.
  «За девять месяцев 2010 года рынок лизинга  демонстрирует уверенный  рост. Объем нового бизнеса составил 420 млрд.рублей, темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 127%» [41].
  Рост  спроса на лизинговые услуги наблюдался практически во всех сегментах рынка, активно росли сегменты автотехники  и строительного оборудования.
  Несмотря  на то, что острая фаза мирового кризиса  пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия. Значительная часть предприятий  и организаций проводит консервативную политику в части осуществления  затрат на модернизацию действующих  и реализацию проектов по вводу новых  производств.
  Для устойчивого развития лизинга необходима стабильность как финансовая, так  и правовая. Но именно в 2009- 2010 годах  в дополнение к нестабильности экономики  произошли и негативные изменения  в правовой базе финансовой аренды. С 2009 года была отменена ускоренная амортизация  для 1- 3 групп имущества, а в 2010 году Министерство финансов РФ (Минфин РФ) предложило поставить под сомнение необходимость  ускоренной амортизации по всему  остальному спектру имущества.  

  2.2 Характеристика российского  рынка лизинга
  лизинг  финансовая аренда
  Российский  рынок лизинга показал хорошие  результаты по итогам 9 месяцев 2010 года. Активность лизинговых компаний значительно  увеличилась по сравнению с прошлым  годом и возросла по сравнению  с 2008 годом. Показатели лизинговой отрасли  в этом году стабилизируются и  улучшаются, и компании реанимируют  свой бизнес за счет увеличения объемов  бизнеса и получаемых платежей, что  ведет к согласованию новых кредитов и увеличению их объемов. Пример развития лизингового бизнеса одной фирмы  приведен в Приложении В к данной курсовой работе. «Проблема с лизингополучателями, которые не могли вовремя оплатить лизинговые платежи и погасить уже  имеющиеся задолженности, была решена двумя путями. Первый путь – изъятие  оборудования, второй – изменение  сроков и размеров лизинговых платежей» [40].
  Банки, основной источник финансирования для  лизингодателей, снижают процентные ставки. 
  Средний объем собственных средств лизинговых компаний составляет 24,2%, что дает возможность  вести активную деятельность. У отдельных  организаций данный показатель составляет более 60%, то есть эти компании практически  не используют займы, а покупают оборудование, автотранспорт, технику и предоставляют  ее в лизинг за счет собственных  средств.
  «Объем  сделок по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года увеличился в 3,9 раза, рост объема сделок составил 27,14%, хотя количество сделок сократилось на 1% .
  Структура рынка лизинга значительно изменилась по сравнению с 2009 годом, когда самым  крупным сегментом по объему сделок был сегмент сельскохозяйственной техники и племенного скота. На его  долю приходилось почти 31% сделок. В 2010 году основную долю- 38,77% занимает железнодорожный  транспорт, авиация и суда» [40].
  На  долю автотранспорта приходится 31,52%. Данный сегмент многие годы являлся основным направлением, темпы роста которого постоянно возрастали. За 9 месяцев 2010 года показатель уменьшился на 15,83% относительно аналогичного периода 2008 года, но увеличился в 3,1 раза относительно 2009 года. Повышенный спрос отмечался  на автомобили небольшой грузоподъемности, из невысоких ценовых категорий, а также на автотранспорт производства 2008 года, который стоит дешевле  техники 2010 года выпуска. Автолизинг практически  полностью реанимировался после  кризиса и уверенно набирает обороты. 
  По  итогам 9 месяцев 2010 года объем сделок, заключенных с оборудованием, уменьшился на 0,06% в сравнении с 2008 годом и  увеличился в 2,68 раза относительно 2009 года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.