На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Безналичные расчёты в РФ

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 
 
Введение  3
1 Сущность и виды  безналичного расчета  в РФ 7
1.1 Сущность, принципы  и формы безналичных  расчетов 7
1.2  Экономическое значение  безналичных расчетов  в современном  денежном обороте 19
1.3. Межбанковские расчеты  через систему  РКЦ (РАСЧЕТНО- КАССОВЫЕ ЦЕНТРЫ) 28
2 Тенденции развития  системы безналичного  расчета в РФ 35
2.1  Правовые основы  развития системы   безналичных расчетов  в РФ 35
2.2 Современное состояние  безналичных расчётов  в РФ 38
2.3 Проблемы в системе  безналичных расчётов 45
3 Направления совершенствования  системы безналичных  расчетов в РФ 48
3.1 Направления развития  платежной системы  РФ 48
3.2  Новейшие  виды  безналичных расчетов 53
Заключение 79
Список  используемых источников литературы 82
Приложения  85
   
   
   
   
 
 
 
 

     
     Целью настоящей дипломной работы является на основе изучения теории и существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, выявить складывающиеся тенденции и проблемы, определить возможные направления его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.
     Исходя  цели, при написании дипломной  работы были поставлены следующие задачи:
    Рассмотреть теоретические основы организации безналичных расчетов;
    Рассмотреть формы безналичных расчетов;
    Выявить проблемы и перспективы развития безналичной системы расчетов.
     Предметом исследования данной дипломной работы является совокупность теоретических  и методических вопросов, связанных  с определением организационных механизмов совершенствования безналичных расчетов в отраслях экономики и банковской деятельности.
     Объектом дипломного исследования выступают расчеты и платежи в отраслях экономики.
     Информационной  базой дипломной работы послужили  труды отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, законодательная база РФ  и   нормативные акты по теме исследования.
     Теоретической и методологической базой дипломного исследования являются положения экономической теории, теории управления, системного и социологического анализа, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам финансов и регулирования развития экономики РФ.  

1 Сущность и виды безналичного расчета в РФ 

      1.1 Сущность, принципы  и формы безналичных  расчетов 

     Экономика любого государства представляет собой широко-разветвленную сеть различных хозяйствующих субъектов. Основой связей между ними являются расчеты и платежи. И именно создание высокоэффективной надежной платежной системы обеспечивает реализацию их экономических возможностей.
     Главные составляющие платежного оборота делятся на наличные и безналичные расчеты. Сегодня безналичный денежный оборот постепенно вытесняет налично-денежные расчеты в денежных системах различных стран. Этому способствуют низкие издержки по сравнению с наличными расчетами, быстрота их осуществления, разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии. На сегодняшний день около 80 % платежей приходится на безналичный денежный оборот. Основная доля проведения безналичных расчетов приходится на коммерческие банки. Именно им принадлежит важнейшая расчетно-платежная функция в платежной системе государства.
     При рассмотрении понятия безналичных  расчетов необходимо рассмотреть такие  термины как безналичные деньги, расчет, система безналичных расчетов, платежная система.
     Безналичные деньги - деньги, денежные средства на банковских счетах, используемые для  оплаты, взаимных расчетов посредством  перечислений с одного счета на другой .
     Безналичные деньги - экономическая категория, означающая кредитовые остатки различных счетов клиентуры в банках: расчетных, текущих, текущих валютных, корреспондентских, счетов для финансирования капитальных вложений и др.
     Несколько необычно раскрывает понятие безналичных  денег С.В. Сарбаш: «Безналичные денежные средства – это упорядоченные законом и договором банковского счета результаты специальных математических операций (учетные записи), дающие определенным субъектам право получить в обмен на совершение этих операций какой-либо объект гражданского права (вещь, работу, услугу), не уплачивая за него наличных денег» .
     Исходя  из вышеперечисленных определений  можно сделать вывод, что определение  «безналичный» не предполагает применение наличных денег, а термин «расчеты»  характеризует процесс подсчета денежных обязательств.
     Расчет – действие, в результате которого денежные обязательства между двумя или более сторонами считаются выполненными. Расчеты в народном хозяйстве представляют собой совокупность экономических – товарно-денежных отношений, связанных с возникновением и урегулированием взаимных требований и обязательств субъектов рынка в процессе осуществления хозяйственных операций.
     Таким образом, термин «безналичные расчеты» может быть определен как «правовые  отношения, предпосылкой возникновения  которых является право требования владельца счета определенной денежной суммы по указанным реквизитам в определенный срок и за вознаграждение, а также корреспондирующая данному праву обязанность банка».
     Система безналичных расчетов в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных законов и правил, регулирующих механизм организации расчетов в народном хозяйстве, и совокупность банковских или иных учреждений, обеспечивающих проведение платежей и контроль за их правильным осуществлением. Элементами системы безналичных расчетов являются: принципы организации безналичных расчетов, формы расчетов, способы платежа, инструменты расчетов и соответствующий документооборот.
     Термин  платежная система вошел в  обиход банковских работников во второй половине 1990-х годов, и он, по сути, заменил ранее применявшийся термин «система безналичных расчетов». Приведем несколько определений платежной системы:
    совокупность правил, учреждений и технических механизмов для перевода денег;
    набор механизмов для выполнения обязательств, принимаемых хозяйствующими субъектами при приобретении ими материальных или финансовых ресурсов;
    набор механизмов, осуществляющий перемещение денежных фондов, инструментарий, через который в денежном выражении реализуются передачи стоимостей в рамках взятых обязательств;
    совокупность адекватного программного обеспечения, линий связи, вычислительных мощностей, организаций работ, экономического и правового обеспечения для перевода денег.
       Понятие платежной системы шире  и сложней понятия безналичных  расчетов, поскольку платежная система включает не только объект (деньги), но и процедуры с этим объектом, и субъекты, выполняющие эти процедуры.
     Таким образом, платежная система представляет собой совокупность правил, учреждений и технических механизмов для  перевода денег.
     Систему безналичных расчетов можно определить, как совокупность правил и учреждений, формирующих механизм безналичных  расчетов и обеспечивающих их проведение. Эти определения показывают некоторою  тождественность, преемственность  данных понятий.
     В соответствии со статьей 861 Гражданского Кодекса Российской Федерации расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами или в безналичном порядке.
     Банком  России установлен предельный размер расчетов между организациями (предприятиями) наличными деньгами – 100 тысяч рублей по одному контракту.
     Расчеты между юридическими лицами сверх указанной суммы, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся только в безналичном порядке.
     Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные учреждения, в которых юридические лица имеют открытые соответствующие счета.
     Коммерческие  банки осуществляют расчеты по правилам, формам и в сроки, установленные  Центральным Банком России и федеральными законами.
     В соответствии со статьей 31 Федерального Закона от 3 февраля 1997 г. №17 Федерального Закона кредитная организация, Банк России обязаны осуществлять перечисления средств, клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено Федеральным Законом, договором или платежным документом.
     Безналичные расчеты в Российской Федерации приведены в определенную систему. Под системой безналичных понимается совокупность требований, принципов и форм организации расчетов.
      В настоящее время к безналичным  расчетам предъявляются довольно жестокие требования. Они должны быть бесперебойны, своевременны, надежны, безопасны, экономичны. Для соблюдения всех этих требований, система безналичных расчетов должна строиться на основе определенных принципах.
      О важности формирования принципов свидетельствует  то внимание, которое уделяется этому  вопросу европейскими странами.
      Ключевые  принципы - это универсальные директивы, содействующие более безопасной и эффективной структуре и функционированию системно значимых платежных систем в мире.
      Приведем  в сокращении сформулированные Рабочей  группой 10 Ключевых принципов:
      1) Система должна иметь хорошо обоснованную правовую базу в рамках применимых юрисдикции
      2) Правила и процедуры системы  должны давать участникам четкое  представление о ее влиянии  на каждый из финансовых рисков, которым они подвергаются в  силу участия в системе.
      3) Система должна иметь четко определение процедуры управления рисками кредитными и нехватки ликвидности, устанавливающие ответственность оператора и участников системы и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдерживания.
      4) Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, желательно в течение дня или, в крайнем случае, к концу дня.
      5) Система с многосторонним неттингом  должна как минимум быть способна  обеспечить своевременное завершение  ежедневных расчетов в случае  неплатежеспособности участника с наибольшим индивидуальным расчетным обязательством.
      6) Активы, используемые для расчетов, предпочтительно должные быть  требованиями к центральному  банку; если используются иные  активы, они должны иметь незначительный  или нулевой кредитный риск или риск неликвидности.
      7) Система должна обеспечивать  высокий уровень безопасности  и операционной надежности и  иметь резервные механизмы своевременного  завершения обработки платежей  в течение операционного дня.
      8) Система должна предоставлять удобные для пользователей и эффективные для экономики способы совершения платежей.
      9) Система должна иметь объективные  и публично объявленные критерии  участия, обеспечивающие справедливый  и открытый доступ.
      10) Процедуры управления системой  должны быть эффективными, подотчетными и прозрачными.
      Названные принципы касаются наиболее значимых платежных систем, которые организуют банки и другие кредитные организации.
      Наряду  с этими принципами в системе  безналичных расчетов сформировались принципы, имеющие всеобщих характер, которые должны соблюдаться всеми участниками безналичных расчетов.
      В современной экономической литературе выделяют 8 основных принципов.
      Принцип правового режима осуществления  расчетов и платежей обусловлен ролью  платежной системы как основного элемента любого современного общества. К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О центральном Банке РФ», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О переводном и простом векселе» и др.
      Также нужно отметить роль ГК РФ. В главах 45 и 46 второй части упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиям экономики: действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, ответственность участников расчетов.
      Главный регулирующий орган платежной системы - ЦБ РФ. На него возложены обязанности:
      1) установление правил, сроков и  стандартов осуществления расчетов  и применяемых при этом документов;
      2) координация, регулирование и  лицензирование организации расчетных  систем.
      Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен Гражданским  кодексом, а так же нормативными актами Банка России: Положении ЦБ РФ №2-П, Положение ЦБ РФ № 305-П.
      Согласно  этим Положения организация безналичных  расчетов в РФ строится на следующих  правилах:
      1) При многообразии форм собственности,  деятельности предприятий в условиях  развития товарно-денежных отношений  за предприятиями остается право  свободного выбора форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается.
      2) Средства со счетов предприятий  списываются по распоряжению  владельца счетов.
      3) Все платежи со счетов предприятий  осуществляются по очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.
      Принцип осуществления расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика - необходимая предпосылка расчетов т.к. согласно ГК РФ учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам.
      Деньги  со счета на счет переводятся банком по полученным от хозяйствующих субъектов, расчетным документам. Банк зачисляет  поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий  об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.
      Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика денежных средств, то есть платежи должны выполнятся за счет собственных средств плательщика или за счет предоставленного кредита банком. Для выполнения этого принципа плательщик должен планировать списания, пополнения денежных средств, и изыскивать недостающие средства. Принцип периодической очередности платежей. Очередность платежей может быть:
      1) Хронологическая - претензии удовлетворяются  в той последовательности, в какой  расчетные документы поступают  в банк, независимо от цели  платежа;
      2) Целевая - в первую очередь  совершаются наиболее важные по значению платежи.
      Принцип согласия (акцепта) плательщика. Данный принцип реализуется путем применения:
      1) либо соответствующего платежного  инструмента (чека, простого векселя,  платежного поручения), свидетельствующего  о распоряжении владельца на  списание средств;
      2) либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств  (платежных требований-поручений,  переводных векселей).
      Вместе  с тем законодательством предусмотрены  случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей.
      Принцип срочности платежа. Расчеты осуществляются строго в сроки, предусмотренные  в договорах, в инструкциях Минфина РФ и т.д. Платеж может осуществляться:
      1) до начала торговой операции (авансовый  платеж);
      2) немедленно после совершения  торговой операции;
      3) через определенный срок после  совершения торговой операции.
      4) на условиях коммерческого кредита  (без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя).
      Учреждения  банков обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся  ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения  соответствующего документа. За несвоевременное (позднее следующего рабочего дня после получения документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0.5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки.
      Принцип контроля за проведением операций. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Имеются  определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Принцип имущественной ответственности по договору. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Согласно Гражданскому кодексу в Российской Федерации при осуществлении безналичных расчетов «допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота». Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере. Выбор формы расчетов в основном определяется:
      1) характером хозяйственных связей  между контрагентами;
      2) особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;
      3) местонахождением сторон сделки;
      4) способом транспортировки грузов;
      5) финансовым положением юридических  лиц 



 

 

 
 
 

Рис. 1. Формы безналичных расчетов  

     Перечень  форм безналичных расчетов, содержится в пункте 1 статьи 862 ГК РФ. «Под формой расчетов понимается способ исполнения через банк денежных обязательств организации или, иначе, совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относится способ платежа и соответствующий ему документооборот». Формы безналичных расчетов приведены на рисунке 1.
     Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Форма платежного поручения представлена в приложении 1. Схема документооборота при расчетах платежными поручениями приведена на рисунке 2.    

                                                                                                   
                                                                                                                          
Поставщик (получатель платежа)            1 Плательщик
                                                                                    
                                 6                                                                  2
    Банк  поставщика (получателя платежа)             4 3 Банк  плательщика
                             
Рис. 2.Схема документооборота при расчете платежными поручениями 

     1. Отгрузка продукции, оказание  услуг с передачей счетов-фактур.
     2. Представление в банк платежного  поручения на перечисление средств  поставщику.
     3. Передача документов на ВЦ  для отражения операций по  списанию средств со счета плательщика и корреспондентского счета банка плательщика.
     4. Перевод платежа через систему  межбанковских расчетов.
     5. Зачисление средств на корреспондентский  счет банка с последующим зачислением  средств поставщика на расчетный  счет клиента-получателя платежа.
     6. Выдача выписки с расчетного  счета поставщика с приложением  экземпляра платежного поручения.
     Платежное поручение представляется в банк плательщика, как правило, в четырех  экземплярах:
     Таким образом, расчеты платежными поручениями  имеют ряд преимуществ перед другими формами расчетов, прежде всего:
     — относительно простой и быстрый  документооборот;
     — ускоренное движение денежных средств;
     — возможность предварительной проверки качества товаров;
     — возможность использовать данную форму  расчетов для нетоварных платежей.
           Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Форма платежного требования представлена в приложении 2. Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями приведена на рисунке 3. 
 

Поставщик 1 Плательщик
                 9               2                                               4             5 

Банк  получателя платежа
3
Банк плательщика
 
 
  7 
                                                                                            
Рис. 3. Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями
     1. Отгрузка товара.
     2. Оформление платежного требования  и представление его на инкассо.
     3. Пересылка платежного требования в банк плательщика.
     4. Оприходование платежного требования  в картотеку №1 и передача  экземпляра платежного требования  плательщику для акцепта.
     5. Получение заявления плательщика  о согласии оплатить платежное  требование (акцепта).
     6. Оплата платежного требования.
     7. Перевод суммы платежа через  систему межбанковских расчетов  в банк получателя платежа.
     8. Зачисление суммы платежа на  счет поставщика.
     9. Выдача выписки с расчетного  счета поставщика.
     Таким образом, после заключения договора поставщик отгружает товар покупателю и получает от перевозчика транспортные документы, которые вместе с иными документами, обусловленными договором и платежным документом, направляет в свой банк. Банк-эмитент, проверив наличие всех реквизитов и идентичность заполнения всех экземпляров расчетных документов, направляет их вместе с отгрузочными и товарораспорядительными документами в исполняющий банк. В свою очередь, исполняющий банк передает расчетные документы плательщику с просьбой акцептовать их, и при получении согласия оплатить передает ему товарораспорядительные документы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.