На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Различие понятий затраты в себестоимость в бухгалтерском и налоговом учете

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Основным  видом деятельности любой производственной организации является изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их последующей  реализации (продажи) потребителям. Производственный процесс представляет собой совокупность всех действий людей и средств труда, необходимых для создания продукции (работ, услуг).В процессе производства организация несет определенные затраты, необходимые для изготовления продукции (работ, услуг). Затраты ,в свою очередь, участвуют в определении себестоимости продукции.
     В данной работе рассматриваются индивидуальные особенности и различия в понимании  затрат и себестоимости в таких  видах бухгалтерского учета, как  финансовый, управленческий и налоговый. Финансовый учет необходим для отражения  общей информации о деятельности организации в целом. Управленческий учет направлен на анализ существующего положения и содержит поиск путей выявления наиболее эффективного развития предприятия. Финансовый учет является основой управленческого учета, предоставляя для него информацию, необходимую для анализа. Налоговый учет ведется параллельно с финансовым учетом и необходим для учета в целях налогообложения.
     Следовательно, классификация затрат и себестоимости ,методы их учета и формирования, положения и законы , регулирующие всю систему затрат и себестоимости в рассматриваемых видах учета, будут иметь различия, которые подлежат более тщательному рассмотрению и анализу.
     Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы    "Различие в понимании затрат и себестоимости в финансовом, управленческом и налоговом учете " определяют несомненную новизну данного исследования.
     Для того, чтобы качественно проанализировать и отразить в данной работе различия в понимании затрат и себестоимости  в финансовом ,управленческом и  налоговом учете ,была поставлена следующая цель:
     - раскрыть понятия «затраты» и  «себестоимость»,их классификацию  и методы учета в финансовом, управленческом и налоговом учете  и рассмотреть их на примере  предприятия ОАО «Лада-Хлеб»
     Для достижения цели были сформулированы и определены задачи:
       -собрать  информацию, необходимую для рассмотрения в разрезе данной темы ,проанализировать и выбрать ту, которая позволит раскрыть тему наиболее полно и качественно;
       -систематизировать  и упорядочить материал по данной теме;
       - рассмотреть  ПБУ 10/99 и Главу  25 НК РФ ,для определения и значения  понятий «затраты» и «себестоимость»  ;
       - привести классификацию затрат  и себестоимости в финансовом, управленческом и налоговом учете  ;
       - собрать необходимую информацию для анализа технико-экономической характеристики и для рассмотрения особенности темы на примере предприятия ОАО «Лада-Хлеб »,а именно: Форма1 «Бухгалтерский баланс»,Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках», Форма 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», Оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2010г., учетная политика предприятия;
       - проанализировать  основные экономические  показатели деятельности предприятия  и рассмотреть классификацию  и методы учета затрат и  себестоимости в налоговом и  финансовом учете.
     Предметом исследования является понятия «затраты» и «себестоимость»  в финансовом ,управленческом и налоговом учете. Объектом исследования является предприятие ОАО «Лада-Хлеб»,основная деятельность которого – мукомольное производство.
     При подготовке работы были изучены труды Кондракова Н.П., Вахрушиной М.А., Николаевой С.А., Шебек С.В. Шеремета А.Д. и т.д. Так же источником информации послужили журнал «Управленческий учет» , НК РФ, ПБУ 10/99 и ресурсы Интернет. Кроме того, широко использовались различные справочники, энциклопедические материалы, литературные источники, официальные материалы и документы и др.
     Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты различий в понимании затрат и себестоимости в финансовом, управленческом и налоговом учете; во второй главе тема рассматривается в разрезе конкретного предприятия ОАО «Лада-Хлеб». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические аспекты различий в понимании затрат и себестоимости в финансовом, управленческом и налоговом учете                                      
     1.1Характеристика затрат и себестоимости в финансовом учете
     В систему бухгалтерского учета входят три подсистемы, взаимосвязанные  между собой. Налоговый учет ведется  параллельно с финансовым учетом и необходим для учета в  целях налогообложения. Финансовый и управленческий учет необходим для получения информации о финансовом положении предприятия и принятия управленческих решений.
     Целью финансового учета является составление финансовых документов (отчетов) и ориентированность в первую очередь  на внешних пользователей. Финансовый учет  осуществляется  в соответствии с законодательством, положениями по бухгалтерскому учету и нормативными документами. Финансовый учет  охватывает учетную информацию, которую помимо использования ее внутри предприятия руководством сообщается тем, кто находится вне организации.
     В бухгалтерском учете затраты  признаются по правилам, которые прописаны  в Положении по бухгалтерскому учету  «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Этот документ утвержден приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н. ПБУ 10/99 применяют юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Его требованиями руководствуются все коммерческие организации (кроме кредитных и страховых) и некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений), которые признают доходы от предпринимательской и иной деятельности.
     В финансовом учете понятия «затраты», «издержки» и «расходы» не имеют  существенной разницы, поэтому являются тождественными. Понятие «издержки» используется в основном в экономической теории в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг). Понятие «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.
     Однако  если рассматривать подробней, то затраты - это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели. В этом определении следует выделить три момента :
     •    затраты определяются величиной  использованных ресурсов (ма-териальных, трудовых, финансовых);
     •    величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов;
     •    понятие затрат должно обязательно  соотноситься с конкретными целями и задачами (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление  капитальных вложений, функционирование отдела, службы и др.). Без указания цели понятие затрат становится неопределенным. [9]
     ПБУ 10/99 дает понятие расходов и устанавливает  перечень выбывающих активов, которые  расходами не признаются. Расходами  организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к сокращению капитала этой организации за исключением вкладов по решению участников (собственников имущества)[4].
     В ПБУ 10/99 определено, какое выбытие  активов не может признаваться расходами  организации. Это выбытие активов, связанное с:
  – приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т. п.);
  – вкладами в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретением  акций акционерных обществ и  иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  – договорами комиссии, агентскими и  иными аналогичными договорами в  пользу комитента, принципала и т. п.;
  – предварительной оплатой материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  – авансами, задатками в счет оплаты материально-производственных запасов  и иных ценностей, работ, услуг;
  – погашением кредита, займа, полученных организацией.
     Все вышеперечисленные случаи выбытия  активов являются оплатой. Из этого  перечня ясно, что к расходам не относятся затраты организации, связанные с капитальными и финансовыми  вложениями. В ПБУ 10/99 речь идет о  правилах, связанных с текущими затратами (по определению Закона «О бухгалтерском учете»). В связи с этим можно сделать вывод о том, что затраты на выполнение работ по строительству объекта хозяйственным способом также не могут формировать расходы организации.
     В бухгалтерском учете расходы (затраты) организации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности разделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные). Эта классификация расходов положена в основу содержания формы отчета о прибылях и убытках. [9]
     Расходы по обычным видам деятельности - это расходы, связанные с изготовлением  и продажей продукции, выполнением  работ и оказанием услуг, а  также приобретением и продажей товаров. Расходы по обычным видам деятельности формируются из расходов:
  • на приобретение сырья, материалов, товаров и иных МПЗ; 
  • по переработке материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;
  • по продаже продукции (работ, услуг) и товаров.
     Расходы по обычным видам деятельности отражаются по дебету счетов: 20 «Основное производство»; 21 «Полуфабрикаты собственного производства»; 23 «Вспомогательные производства»; 25 «Общепроизводственные  расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 28 «Брак в производстве»;  29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; 44 «Расходы на продажу» и др.
     Если  говорить о прочих расходах организации, в них выделяют несколько видов  затрат:
          1.Операционными являются расходы:  связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, а также прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и прочие.
          2.Внереализационными расходами  являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;  возмещение причиненных организации убытков, убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;   курсовые разницы (отрицательные) и прочие.  
          3.Чрезвычайные расходы возникают  как последствия чрезвычайных  обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварий  и др.).
       Все расходы организации (по обычным видам деятельности и прочие) признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  •    сумма расходов может быть определена;
  •  имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
  Расходы признаются в отчете о прибылях и  убытках:
  •    с учетом связи между производственными  расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
  •    путем их обоснованного распределения  между отчетными периодами.
  •  независимо от того, как - они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
     Прибыль или убыток от проданной продукции  определяется вычитанием из выручки от продажи продукции ее себестоимости.
     Если  говорить о нормативных документах по бухгалтерскому учету ,то понятие  «себестоимость» наиболее полно  отражено в ПБУ 10/99: «… для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности». Вместе с этим ПБУ 10/99 содержит положение о том, что правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету.
     В бухгалтерском учете используются различные показатели себестоимости продукции: себестоимость проданной продукции, производственная себестоимость и др.[14]
     Себестоимость проданной продукции - это затраты  на ее производство и продажу.[9]
     Производственная  себестоимость - это затраты на производство выпущенной продукции. При исчислении полной производственной себестоимости в ее состав включают общехозяйственные расходы; неполная производственная себестоимость исчисляется без общехозяйственных расходов. Цеховая себестоимость  включает прямые затраты и общепроизводственные расходы, характеризует затраты цеха на изготовление продукции.
     В определении себестоимости продукции  подчеркивается, что она включает в себя только те затраты, которые  непосредственно связаны с производством и продажей выпущенной и проданной продукции. Этот факт очень важен, поскольку время производства продукции не совпадает с отчетным периодом. В связи с этим, как правило, не все затраты отчетного периода включаются в себестоимость выпущенной продукции. Вместе с тем себестоимость продукции могут включаться затраты не только отчетного, но и предшествующих отчетных периодов.
     Выделяют  два способа расчета себестоимости: по элементам затрат (затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием);по статьям калькуляции (затраты выделяются по их назначению, роли, месту возникновения).
     По  объектам учета затрат в России сегодня  используется несколько методов  учета затрат и расчета себестоимости, среди которых самые распространенные: попередельный, позаказный, попроцессный (простой),нормативный и их комбинации.
     В зависимости от способа оценки затрат, характера производственного процесса, полноты включения затрат в производственный процесс учет на производственных предприятиях можно организовывать различными методами:
  1) по фактической себестоимости;
  2) по нормативной себестоимости;
  3) по плановой себестоимости.
     Среди западных можно выделить такие, как: стандарт-костинг, директ-костинг, система Just In Time (точно вовремя), ABC-костинг, таргет-костинг.
     Для исчисления себестоимости продукции  затраты(расходы) классифицируют по следующим  признакам:
  1.По  отношению к себестоимости продукции  затраты делят на включаемы  и не включаемые в себестоимость  продукции. К включаемым в себестоимость  продукции затратам относят стоимость незавершенного производства на начало периода и те затраты отчетного периода, которые непосредственно относятся на выпущенную продукцию. Не включаются в себестоимость выпущенной продукции стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода, затраты, не относящиеся непосредственно к производству выпущенной продукции (например, затраты на приобретение неизрасходованных в производстве материалов) и часть расходов будущих периодов.
     2.По  экономической роли в изготовлении  продукции производственные затраты подразделяются на основные и накладные. Основные расходы обусловлены непосредственно процессом производства. К ним относятся затраты сырья, материалов, топлива и энергии на технологические цели, расходы, связанные с оплатой труда рабочих, их социальным страхованием, содержанием и эксплуатацией оборудования. Накладные расходы связаны с управлением и обслуживанием производства. В их состав включают заработную плату административно-управленческого персонала, отчисления на его социальное страхование, содержание, амортизацию и текущий ремонт зданий, сооружений и хозяйственного инвентаря и т.п. Совокупность основных и накладных расходов образует производственную себестоимость продукции.
     3.По способу включения в себестоимость продукции производственные затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми являются затраты, которые на основании первичных документов могут быть непосредственно отнесены на определенный вид продукции или работ. Косвенные расходы связаны с изготовлением всех видов продукции или всех видов работ. Поэтому их распределяют между видами продукции и работ пропорционально.
     4.По  экономическому содержанию расходы  группируют по элементам затрат  и по статьям калькуляции. В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации по обычным видам деятельности группируют по следующим элементам затрат: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).
     5. В зависимости от периодичности  возникновения затраты делятся  на текущие и единовременные. К текущим относятся затраты,  имеющие частую периодичность  (например, расход сырья и материалов), к единовременным (однократным) - расходы  на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, связанные с пуском новых производств и другие. Единовременные расходы часто называют дискреционными затратами.
     6. По участию в процессе производства  различают производственные и  внепроизводственные затраты (расходы периода). Производственные затраты непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг и включаются в их себестоимость (материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления в единый социальный налог, потери от брака, общепроизводственные расходы и др.). Внепроизводственные затраты (расходы периода) непосредственно не связаны с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг и не включаются в производственную себестоимость. Они списываются на уменьшение прибыли от продажи продукции (на счет 90 «Продажи»). К расходам периода относят расходы по продаже продукции (коммерческие расходы).
     7. По возможности нормирования  затраты делятся на нормируемые  (которые поддаются нормированию  и включаются в нормативную базу организации - материальные затраты, основная заработная плата производственных рабочих и др.) и ненормируемые (затраты, по которым нормы не устанавливаются, - потери от простоев, оплата сверхурочных работ и др.).
     8.По эффективности различают производительные и непроизводительные затраты. Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства, кроме того они планируются, поэтому они называются планируемыми в бизнес-плане  Непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства - потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных работ и др. Они, как правило, не планируются, поэтому их считают непланируемыми.
     Таким образом, можно прийти к выводу ,что в финансовом учете затраты являются синонимом расходам и классифицируются по целому ряду признаков, а себестоимость включает в себя сумму затрат на производство и/или реализацию продукции и рассчитывается по методам, которые нашли свое отражение и в управленческом учете.
     1.2 Характеристика затрат и себестоимости управленческом учете
     Управление  затратами по своей сущности это управление деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов. Соответственно, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции - важнейшая часть управленческого учета. Себестоимость производства единицы продукции служит базой для принятия большинства управленческих решений. При этом состав и величина себестоимости определяются затратами, которые ее формируют.
     В отечественной литературе нет единого  подхода в определении понятий, а различие в трактовках "затраты", "расходы" регламентированы в  нормативном документе по ПБУ "Расходы  организации Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.1999 N 1790)".[4]
     Для эффективности управленческого  учета необходимо различать такие  понятия как «затраты», «издержки» и  «расходы».  В отличии от финансового учета, где  они могут восприниматься как синонимы ,в управленческом учете эти понятия имеют различия.
     Итак, затраты – это стоимостное  выражение использованных в хозяйственной  деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты можно определить как средства, израсходованные на приобретение любых ресурсов для деятельности организации.
     В ПБУ 10/99  дано следующее определение  расходов: «…Расходами учете признается отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)" (п.2).
     Издержки  – это суммарные потери, связанные  с деятельностью организации. Они  состоят из явных (бухгалтерских) и  неявных (вмененных или альтернативных).
     По  признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории:
-расходы данного (текущего) отчетного периода;
-отложенные расходы.
     Расходы данного (текущего) отчетного периода - расходы, обусловленные фактами  хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода. Отложенные расходы - расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем
     Нужно отметить, что затраты в период их возникновения могут  совпадать с расходами, если выполняется одно из условий:
-получены  доходы в результате их осуществления;
-имеется  достаточная степень уверенности  в отсутствии доходов как в  данном, так и в будущих отчетных  периодах.
     Совокупность  затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат).
     В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.
     В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на "затраты на продукт" и "затраты (расходы) периода". "Затраты на продукт" непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовлением продукции. "Затраты (расходы) периода" являются функцией отчетного периода, они связаны скорее с длительностью отчетного периода, чем с выпуском и продажей продукции. Таким образом, затраты (расходы) периода можно рассматривать в качестве убытков отчетного периода.
     Затраты на продукт распределяются между  текущими расходами, участвующими в  формировании доходов отчетного  периода, и запасами. Эти переходящие  затраты (составляющие стоимость запасов) становятся расходами (в качестве себестоимости  проданных товаров, продукции, работ, услуг), только когда продукция реализована, что может произойти через несколько периодов после того, как она была произведена.
     Затраты периода (например, ими могут быть управленческие и коммерческие затраты) признаются в том периоде (месяц, квартал, год), когда они были произведены; они не проходят через стадию запасов (то есть не признаются активами), а сразу же оказывают влияние на размер прибыли, отражаясь в отчете о прибылях и убытках.
     Имеет место следующая классификация  расходов: управленческие и коммерческие расходы. Управленческие расходы представляют собой расходы, связанные с осуществлением хозяйственных операций по использованию материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в процессе управления предприятием и обусловленные его содержанием как единого имущественно - финансового комплекса. Коммерческие расходы - расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ или услуг).
     Одним из основных условий получения достоверной  информации о себестоимости продукции  является научно обоснованная классификация затрат, включаемых в ее состав. При классификации затрат предприятия необходимо иметь в виду, что группировки затрат, применяемые в управленческом учете, намного шире, чем группировки затрат финансового учета.
     На  практике затраты организации традиционно группируются и учитываются по составу и видам, местам возникновения и носителям.
     По  составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные:
-одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента,— материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от их места возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.
-комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.
     Учет  по видам затрат классифицирует и  оценивает ресурсы, использованные в процессе производства и реализации продукции. По данному признаку затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам.
     Группировка затрат по экономическим элементам  является объектом финансового учета  и показывает, что именно израсходовано  на производство продукции, каково соотношение  отдельных элементов в общей сумме затрат. Данная группировка используется при составлении приложения к балансу (форма №5). Выделяют следующие элементы затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда; амортизация основных фондов; отчисления на социальные нужды и прочие затраты.
     Завершающим этапом является группировка и учет по носителям затрат, т.е. продукции, работам, услугам с целью определения  их себестоимости.
     Наиболее  простой способ расчета себестоимости  продукции – деление суммарных  затрат на объем выпуска. Однако применять этот способ можно только при условии, что предприятие производит один вид продукции, не образовывая при этом запасов полуфабрикатов или готовой продукции. Более сложный способ – калькуляция себестоимости по статьям затрат. Прямые затраты непосредственно включают в себестоимость продукции, а косвенные распределяют при помощи специальных баз и коэффициентов распределения.
     По  экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяются на основные и накладные(Пункт1.1).
     По  способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Основные затраты чаще всего выступают в виде прямых, а накладные – косвенных, но они не являются тождественными. Группировка затрат на прямые и косвенные необходима при организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на производство.
     В практической деятельности руководителю производственного предприятия  приходится принимать множество  управленческих решений. Для достижения желаемых результатов необходимо пользоваться информацией о затратах, используя различные методы их группировки и обобщения.
     Производственные  и внепроизводственные (периодические  затраты или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета  для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на:
-         входящие в себестоимость продукции  (производственные);
-         внепроизводственные (затраты отчетного периода или периодические затраты).
     Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), - это материализованные  затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят их трех элементов: прямые материальные затраты;   прямые затраты на оплату труда; общепроизводственные затраты.
     Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного  периода (периодические затраты), - это  издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты  иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы связаны с полученными в течение отчетного периода услугами.
     Поскольку управленческие решения обращены в  перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых доходах и расходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятиями решения, выделяют следующие виды затрат:
-         переменные, постоянные, условно-постоянные  – в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);
-         ожидаемые затраты, учитываемые  и не учитываемые в расчетах  при принятии решения;
-         безвозвратные затраты (затраты  истекшего периода);
-         вмененные затраты (упущенная  выгода предприятия);
-         планируемые и непланируемые  затраты.[12]
     Кроме того, в управленческом учете различают  предельные и приростные затраты  и доходы.
     По  зависимости затрат от изменения  объема выпуска продукции они  подразделяются на постоянные и переменные. Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др). Переменные расходы, напротив, увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции.
     Разновидностью  переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Другим видом переменных затрат являются дегрессивные затраты. Темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности фирмы. Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными затратами.
     Смешанные затраты — затраты, которые возникают  в результате учета на одном счете более чем одного вида затрат, как переменных, так и постоянных. Примером смешанных затрат может служить счет затрат на ремонт и эксплуатацию оборудования.
     Вмененные (воображаемые) затраты. Вмененные затраты  — затраты, которые признаются в  отдельных ситуациях, а в бухгалтерском учете обычно не признаются. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.
     Альтернативные  затраты — величина, которая теряется или приносится в жертву, когда в условиях ограниченных ресурсов выбор одного альтернативного варианта требует отказа от другого. [12]
     Необратимые затраты — затраты, которые уже  были произведены и не могут быть изменены, какое бы в настоящее время решение ни было принято (например, балансовая стоимость оборудования или сумма накопленного износа).
     Приростные  затраты являются дополнительными  и появляются в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты  могут включаться, а могут и  не включаться постоянные затраты.
     Предельные  затраты и доходы представляют собой  дополнительные затраты и доходы в расчете на единицу продукции (товара).
     Планируемые - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.
     Непланируемые - затраты, которые отражаются только в фактической себестоимости  продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования  фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.
     Так же различают затраты  простые (сырье, материалы, зарплата, износ и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в  группы либо по функциональной роли в  процессе производства (малоценные предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.).
     По  срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие  затраты и единовременные, разовые, осуществляемые реже одного раза в  месяц.
     Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельность. Себестоимость – это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Данный показатель необходим с точки зрения управления не как самоцель, а как средство управления прибылью.[14]
     В управленческом  учете, так же как и в финансовом, по объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:
- цеховая  себестоимость, включающая в себя  затраты на производств) продукции  в пределах цеха;
- производственная  себестоимость (себестоимость готовой  продукции);
- полная себестоимость - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
     Кроме того, различают плановую и фактическую  себестоимость. Индивидуальная себестоимость  обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или  другое предприятие.
     Среднеотраслевая  себестоимость определяется как  средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.
     Таким образом, изучение себестоимости продукции  позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли  и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции недостаточно знать лишь определение этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение статей затрат предприятия, включаемых в себестоимость.
     Расчет  себестоимости единицы конкретного  вида продукции или работ осуществляется посредством калькулирования по установленным статьям затрат. Различают  плановую, нормативную, сметную и  фактическую калькуляции. Плановая калькуляция отражает планируемые затраты на изготовление продукции на предстоящий период. Нормативная калькуляция включает затраты, исчисленные на базе установленных (как правило, оптимальных) норм материальных и трудовых затрат. Сметные калькуляции разрабатываются на новую продукцию, впервые выпускаемую предприятием. Фактическая калькуляция отражает общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.
     Правильное  исчисление себестоимости продукции  имеет важное значение: чем совершеннее  методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции.
     Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности.[10]
     На  промышленных предприятиях применяется  три основных метода калькулирования  себестоимости: позаказный, попередельный  и нормативный.
     Позаказный  метод применяется чаще всего в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также для калькулирования себестоимости работ ремонтного и экспериментального характера. Метод этот состоит в том, что затраты на производство учитываются по заказам на изделие или группу изделий. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий или работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по данному заказу. Для исчисления себестоимости единицы продукции общая сумма затрат по заказу делится на количество выпущенных изделий.
     Попередельный метод калькулирования себестоимости  находит применение в массовом производстве с коротким, но законченным технологическим  циклом, когда выпускаемая предприятием продукция однородна по исходному  материалу и характеру обработки. Учет затрат при этом методе осуществляется по стадиям (фазам) производственного процесса. Например, на текстильных комбинатах - потрем стадиям: прядильное, ткацкое, отделочное производства.
     Нормативный метод учета и калькулирования является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль по снижению себестоимости продукции. В этом случае затраты на производство подразделяются на две части: затраты в пределах норм и отклонения от норм расхода. Все затраты в пределах норм учитываются без группировки, по отдельным заказам. Отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы. При этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений текущих нормативов.
     Основными показателями, определяемыми предприятием по себестоимости продукции, являются:
- себестоимость единицы продукции в рублях;
- затраты  на рубль товарной продукции,  рассчитываемые как отношение  затрат на производство и реализацию  продукции к объему выпуска  товарной продукции в ценах  реализации;
- процент  снижения затрат по сравниваемой товарной продукции.
     Существуют  новые виды и методы учета затрат и калькулирования себестоимости. Система «директ-костинг» - модификация системы калькулирования себестоимости по переменным издержкам.Смысл заключается в том, что планирование и учет себестоимости осуществляется только в части переменных затрат, т.е. только переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные затраты) собирают на отдельном счете и в калькуляцию не включают, их периодически списывают на финансовые результаты т.е. учитывают при расчете прибыли и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.