На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Прогнозирование и планирование в налогобложении"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1: Теоретические  основы прогнозирования  и планирования в  налогообложении
    Уменьшение налогов: понятие и виды.
    Прогнозирование и планирование: понятие, сущность, цели.
    Принципы налогового прогнозирования и планирования.
    Этапы прогнозирования и планирования.
    Классификация налогового планирования.
      Уменьшение налогов: понятие и виды.
   Уменьшение  налогов необходимо рассматривать  как двойственное явление. С одной  стороны уменьшение налогов - это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой - стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну. Уменьшение налогов — это процесс, обязательными участниками которого является плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.
   Противодействие налогам, как социально-экономическое  явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов - фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога - легальное, принудительное и обязательное изъятие части собственности граждан и их объединений для государственных нужд.
   Стремление  налогоплательщика сократить отчисления в бюджет вызывает ответную реакцию государства, которое вынуждено защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов. Любые попытки налогоплательщиков снизить налоговое бремя, сталкиваются с активным противодействием государственных фискальных и правоохранительных органов. В то же время государству необходимо признать объективность и неизбежность уклонения от уплаты налогов как социально-экономического явления и переходить к его регулированию в рамках законодательства.
   Уменьшение  налогов (налоговая минимизация) в  общем смысле слова - это те или  иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или в определенной степени уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.
   Учитывая  направленность действий налогоплательщика  при уменьшении налогов (налоговой минимизации), их содержание и цель, можно говорить, что эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:
   - это активные, волевые и осознанные  действия;
   - эти действия прямо направлены  на снижение размера сумм налога.
   То  есть при уменьшении налогов, налогоплательщик действует целенаправленно, предпринимает определенные действия, используя те или иные формальные и содержательные способы, результатом которых будет налоговая экономия. Иными словами, субъект таких отношений должен действовать умышлено, заранее осознавая характер своих действий, желая наступление определенного результата и сознательно допуская его. Умысел в действиях налогоплательщика, направленный на снижение налоговых платежей - основная составляющая уменьшения налогов (налоговой минимизации).
Виды  уменьшения налогов.
   Виды  уменьшения налогов достаточно многочисленны, однако принципиально их можно подразделить на две самостоятельные категории:
      незаконные
      законные.
   Незаконное  уменьшение налогов или уклонение от уплаты налогов представляет собой способы, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Действующее законодательство, в частности российское уголовное законодательство, обозначает эту категорию способов налоговой оптимизации через термин "уклонение от уплаты налогов" (ст.198, 199 УК РФ).
   Уклонение от уплаты налогов представляет собой  форму уменьшения налоговых и  других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. В данном случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, то есть путем прямого нарушения налогового законодательства.
     Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.
   При рассмотрении множества способов данной категории необходимо отметить, что  они, неоднородны. Однако, исходя из тяжести  содеянного, в результате незаконного уклонения от уплаты налогов можно выделить следующие способы.
           - Некриминальное уклонение от  уплаты налогов - это совершение  налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности.
   Некриминальные  способы уклонения применяются  в основном через нарушение гражданско-правовых норм и норм налогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переоформление договоров и изменение их содержания после их исполнения, выплата санкций за несуществующие договорные нарушения, занижение стоимости ввозимых через таможенную границу товаров, и, соответственно, занижение сумм НДС, подлежащих уплате на таможне и т.д.
           - Криминальное уклонение от уплаты налогов происходит путем совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательство. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности. Данные способы составляют состав уголовных преступлений по ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ.
   В соответствии с действующим уголовным  законодательством для организаций  уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, наступает только при совершении этого преступления в крупном или особо крупном размере. При этом уклонение признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
     Законное уменьшение  налогов или налоговая оптимизация представляет собой способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов.
   Главное отличие налоговой оптимизации  от уклонения от уплаты налогов заключается  в том, что налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные  законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. Поэтому его действия не имеют  состав налогового преступления или правонарушения, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика.
          Способы борьбы государства с уклонением от уплаты налогов.
   Одно  из основных средств борьбы государства  с уклонением от налогообложения, проявляется в административной и судебной защите интересов бюджета. Можно выделить четыре основных способа, при помощи которых государство борется с уклонением от уплаты налогов, а именно:
   - доктрина "существо над формой";
   - доктрина "деловая цель";
   - презумпция облагаемости;
   - заполнение пробелов в налоговом  законодательстве.
   1) Доктрина "существо над формой" сводится к тому, что юридические  последствия сделки определяются ее существом, а не формой; главное при этом - ее содержание, характер действий ее участников. Иными словами, решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате или неуплате налогов имеет характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора. Механизмом реализации доктрины "существо над формой" являются положения российского законодательства, предусматривающие ничтожность мнимых и притворных сделок.
   Мнимая  сделка - это сделка совершенная  лишь для вида, без намерения создать  соответствующие ей правовые последствия. Например, при выявлении налоговыми органами факта фиктивной передачи предприятием денежных средств (только на бумаге, без реального перечисления) в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты, которые подлежат льготированию по налогу на прибыль, данная сделка будет признана судом недействительной, что в свою очередь приведет к доначислению налога на прибыль, начислению пени и применению к предприятию налоговых санкций за недоплату налога на прибыль.
   Притворной  признается сделка, совершенная с  целью прикрыть другую сделку. К  притворной сделке применяются правила сделки, которую стороны имели в виду при совершении притворной сделки. Например, договор комиссии может быть выдан предприятием за договор купли - продажи имущества. В случае признания такого договора притворным, к данной сделке будет применен порядок регулирования отношений комиссии и, соответственно, на комиссионера будут наложены налоговые санкции за занижение сумм налога, вызванного неприменением повышенной ставки налога на прибыль, а также доначислен налог и пени.
   Вместе  с тем, необходимо учитывать, что после вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ налоговые органы утратили право самостоятельно переквалифицировать сделки налогоплательщика с третьими лицами, в связи с чем практическая реализация доктрины "существо над формой" в настоящее время несколько затруднена. Отсутствие такого права у налоговых органов лишает их возможности бесспорно взыскивать доначисленные сумм налогов и пени. В то же время, юридическая квалификация сделки в соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ может быть осуществлена в судебном порядке по иску налогового органа о взыскании недоимки или налоговой санкции.
            2) Сущность доктрины "деловая цель" заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, подлежит переквалификации, если она не достигает деловой цели. Ярким примером может служить случай, взятый из арбитражной практики. Предприятие заключало договор займа с другим предприятием и с заемных средств не уплачивало налог на добавленную стоимость. В счет погашения этого займа предприятие поставляло свою продукцию займодателю. При налоговой проверке займополучателя налоговые органы посчитали займы предоплатой за продукцию и доначислили налог на добавленную стоимость с полученных авансов (займов). При рассмотрении данного дела суд встал на сторону налоговых органов и указал, что, так как деловая цель у предприятий была не получение и предоставление займа, а получение продукции, то заем нужно рассматривать как аванс в счет поставляемой продукции и с него необходимо уплачивать налог на добавленную стоимость (постановление президиума ВАС РФ от 17 сентября 1996 г. N 367/96 ("Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ", N 12, 1996 г.)).
   3) Презумпция облагаемости предполагает, что налогом должны облагаться  все объекты налогообложения,  за исключением тех, которые  прямо перечислены в законе. Принцип  "презумпции облагаемости" подразумевает то, что налогоплательщик сам должен доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях. Однако Налоговый кодекс РФ закрепил принцип "презумпции невиновности" плательщиков налогов, в связи с чем, в настоящее время обязанность по доказыванию факта совершения правонарушения лежит на налоговых органах и, соответственно, налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность. 
        4) Заполнение пробелов в налоговом законодательстве сводится к тому, что законодатель регулярно принимает соответствующие поправки к налоговым законам, закрывая различные "лазейки", дающие возможность уменьшать размеры налоговых отчислений и уклоняться от уплаты налогов.

      Прогнозирование и планирование: понятие, сущность, цели.
   НП  – одна из важнейших составных  частей финансового планирования организации. Это легальный путь уменьшения налоговых  обязательств путем корректировки  финансово-хозяйственной деятельности, структуры финансовых и товарных потоков организации при строгом  соблюдении налогового законодательства и с учетом сложившейся арбитражной  практики. Его основная идея: "Налоги нужно ПЛАТИТЬ. Но НЕ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ".
   Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического  планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.  Цель же прогнозирования  заключается в  создании научных предпосылок для практической реализации сокращения налоговых выплат.
   Планирование  на практике реализуется в разработке планов, прогнозирование – прогнозов. Так, план -  это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению конкретных задач. Прогноз же – это  система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть   самыми разными:  прогноз может предшествовать разработке плана ( в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана и т.д.
   Сущность  налогового планирования заключается  в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.  
   В основе налогового планирования лежит  максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.
   Основные  цели НП:
   - оптимизация налоговых платежей;
   - минимизация налоговых потерь  по конкретному налогу или  по их совокупности;
   - увеличение объема оборотных  средств предприятия;
      - повышение эффективности работы организации.
   Налоговое планирование подразумевает оптимизацию  налогообложения в целом, разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей, организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений.
    Прежде  чем проводить мероприятия по налоговому планированию, необходимо провести диагностику предприятия. Для этого изучаются первичные документы, информация планового характера, проводятся интервью с лицами, ответственными за ведение бухгалтерского учета и налогообложение.
    Диагностику можно проводить по следующим  направлениям:
    расчет совокупной налоговой нагрузки (СНН);
    анализ доли уплачиваемых налогов;
    выявление налоговых рисков.
      Принципы налогового прогнозирования и планирования
   Принципы  НП – это основные правила, составляющие его основу.
   Принципы:
    законности, т.е. соблюдения действующего законодательства;
    выгодности, т.е. снижения совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментария НП;
    реальности и эффективности, т.е. обеспечение на основе законодательства и инструментов, доступных конкретной организации, налоговой экономии в большем размере по сравнению с затратами, связанными с их применением;
    альтернативности, т.е. рассмотрения нескольких вариантов НП и определения наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;
    оперативности, т.е. корректировки процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки изменений действующего законодательства;
    обоснованности, т.е. экономического и правового обоснования схемы и составных частей  НП.
      Этапы прогнозирования и планирования.
    Стадии  НП необходимо рассматривать с двух позиций:
         - с точки зрения внешнего НП (учредители);
         - внутреннего НП.
    1) Внешнее НП.
    1 этап - выбор места регистрации  (территории и юрисдикции).
    При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует  ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших 10-15% налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высокому налоговому бремени.
    Следует обратить особое внимание, что налоговое  планирование не применяется в случаях акцизов и в случае наличия налогов, исчисляемых в твердых ставках с объекта обложения.
    2 этап - выбор организационно-правовой  формы влияет на порядок использования  прибыли и возможность получения льгот.
    3 этап - определение состава учредителей  и долей акционерного капитала.
    В случае участия государства более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно налоговому и гражданскому кодексу при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.
    4 этап - выбор основных направлений  деятельности (ОКОНХ, ОКПО) и особенности  подготовки учредительных документов 
    Налоговый режим организации осуществляется согласно ее статистическим показателям. Первоначальные направления деятельности определяются кодами ОКПО и ОКОНХ по направлениям деятельности, прямо указанными в учредительных документах.
    В учредительных документах указываются  различные внутренние фонды и  порядок их формирования и использования, а также предельные полномочия исполнительных органов.
    5 этап - определение стратегии развития  предприятия (количество работников, внутренней структуры организации, филиалов).
    Используется  для максимального использования  налоговых льгот (например, малых  предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.) и преференций.
    Создание  филиалов в юрисдикции с повышенным налоговым бременем снижает общие  доходы организации, а с минимальным  создает дополнительные возможности  для налогового планирования.
    6 этап - выбор порядка формирования  уставного капитала. 
    Внесение  имущества в уставной капитал  создает первоначальные налоговые  обязательства в виде налога на имущество.
    2) Внутреннее НП.
    Составные части (этапы) внутреннего НП:
    1) анализ проблем и постановка  задач;
    2) выбор инструментария для НП;
    3) создание схемы;
    4) ее реализация в финансово-хозяйственной  деятельности.
    1) Анализ проблем  и постановка задач  налогового планирования
    Содержание  этого этапа НП сводится к изучению (анализу) налоговых проблем организации и постановке задачи, для решения которой определяется инструментарий и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает:
    - определение особенностей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта,
    - формирование налогового поля (перечень  основных налогов, надлежащих уплате, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы),
    -  анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей),
    -  оценку суммы налоговых обязательств в условиях текущего хозяйствования и др.
    Задачей налогового планирования может быть признана минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых выступает организация, и т.д.
          2) Определение основного  инструментария налогового  планирования
    Действующее налоговое законодательство предоставляет  хозяйствующим субъектам ряд  возможностей для практической реализации НП.
    Инструменты НП — налоговые льготы, специальные  налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории РФ и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения, позволяющие реализовать предусмотренные законом наиболее выгодные, с точки зрения налоговых последствий, условия хозяйствования.
    Основные  инструменты НП:
    1. налоговые   льготы,   предусмотренные   законом   (например, льготы по налогу на имущество организаций, среди работников которых инвалиды составляет более 50%);
    2. оптимальная с позиций налоговых  последствий форма договорных отношений  (например,  реализация  продукции  самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного или из давальческого сырья);
    3. цена сделок (например, увеличение  покупных или снижение продажных  цен по сделкам с контрагентами);
    4. отдельные элементы налогообложения  (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц);
    5. специальные налоговые режимы (ст.  18 НК РФ) и особые системы налогообложения  (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах,  единый налог на вмененный доход);
    6. льготы, предусмотренные соглашениями  об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например,  взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения);
    7. элементы бухгалтерского учета  и учетная политика в целях  налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, 
наличие (отсутствие) резервов предстоящих расходов и платежей).

    3) Создание схемы  налогового планирования
    При осуществлении НП организация создает  определенную схему, в соответствии с которой она намеривается осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Основная задача организации — правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать его наилучшим образом. Схема НП — это оптимальная структура организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанная на основе закона в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям.
    При осуществлении НП необходимо учитывать  вероятность изменения налогового законодательства, обусловленного развитием налоговой политики, введением новых форм и режимов налогообложения, корректировкой налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д. Оценить вероятность наступления таких событий помогут имеющаяся информация, а также существующие в налоговой теории и политике тенденций.
    4) Финансово-хозяйственная  деятельность организации  в соответствии  с разработанной  схемой НП
    При разработке схемы НП организация  использует определенный набор инструментов. Для определения эффективности этой схемы целесообразно сопоставить общие размеры налоговой экономии от применения всех инструментов НП и налоговых потерь, которые организация понесет при ее практической реализации.
      Классификация налогового планирования
    . В зависимости от вида хозяйствующего  субъекта:
     - налоговое планирование в коммерческих
     - некоммерческих организациях.
    В свою очередь, имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг) и т. д.
    2. В зависимости от целей деятельности  хозяйствующего субъекта:
     - налоговое планирование хозяйствующих  субъектов, имеющих целью получение  прибыли и увеличение чистой прибыли
     - не имеющих такой цели.
    3. В зависимости от организационно-правовой  формы:
     - специфика налогового планирования  в акционерных обществах, 
    - производственных кооперативах  и т. п.
    4. В соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия:
     - на стадии создания предприятия; 
    - в период существования предприятия  (в том числе экономического  роста или спада, реорганизации  и преобразования);
    - ликвидации предприятия (в том  числе в процессе банкротства  и конкурсного управления).
    5. С точки зрения временной определенности:
     - долгосрочное (в современных российских  условиях это планирование на  срок более 1 года);
    - годовое 
    - краткосрочное или оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду.
      Точность планирования снижается  с увеличением его периода.
    6. Исходя из направленности на  перспективу:
    - стратегическое 
    - текущее (оперативное) планирование.
    7. С точки зрения учета различных  прогнозных вариантов изменения  внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия:
    - динамическое 
    - статическое налоговое планирование.
    8. В зависимости от размера бизнеса: 
    - налоговое планирование на малых  предприятиях,
    -  средних 
    - крупных предприятиях, в том числе  в холдингах и прочих объединениях предприятий.
    9. В зависимости от полноты охвата  объектов:
     - полное 
    - тематическое (фрагментарное) налоговое планирование.
    10. В зависимости от объекта налогового  планирования:
    - налоговое планирование деятельности предприятия в целом
    - структурных подразделений, 
    - отдельных «центров ответственности»
    - конкретных операций.
    11. В соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование:
    - внешнее (инициируемое учредителями)
    - внутреннее (инициируемое исполнительными  органами организации).
    12. В соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование:
    - работником бухгалтерии или финансового  отдела предприятия,
    -  силами специализированного отдела  предприятия;
    -  внешними консультантами, в том  числе специалистами аудиторских  и консалтинговых фирм.
    13. Исходя из критерия территориальности:
    - местное 
    - международное налоговое планирование.
    Особое  внимание следует уделять текущему и стратегическому планированию.
    Текущее налоговое планирование
    Мероприятия:
    - обзор нормативно-правовой базы  и комментариев специалистов  по налоговой тематике (в том числе по СМИ);
    - составление прогнозов налоговых  обязательств организации и последствий  планируемых схем сделок;
    - составление графика соответствия  исполнения налоговых обязательств  и изменения финансовых ресурсов  организации; 
    - прогноз и исследование возможных  причин резких отклонений от  среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.
    Инструменты:
    - экспертные правовые системы,  базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ);
    - формирование запросов в налоговые инспекции; ФНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы;
    - специальная литература;
    - арбитражная и общегражданская  судебная практика;
    - разъяснения специализированных  консалтинговых компаний.
    Стратегическое  налоговое планирование (вариационно-сравнительный  анализ)
    Мероприятия:
    - обзор и прогноз обычаев делового  оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и ее  изменения на планируемый период;
    - составление прогнозов налоговых  обязательств организации, в том  числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств;
    - варианты (не менее двух) схем  финансовых, документарных и товарно-материальных  потоков; 
    - составление сетевого графика  соответствия исполнения налоговых,  финансовых и коммерческих обязательств  организации; 
    - письменное обоснование применяемых  схем и, в особенности, узких  мест, с точки зрения налоговых  последствий. 
    - варианты возможных причин резких  отклонений от расчетных показателей  деятельности организации. Прогноз эффективности применяемых мер, оценка риска различных программ действий.
    Инструменты:
    - экспертные правовые системы,  базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ);
    - формирование запросов в налоговые инспекции; ФНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы;
    - специальная литература;
    - арбитражная и общегражданская  судебная практика;
    - разъяснения и разработки специализированных  консалтинговых компаний. 

    Тема 2: Государственное налоговое прогнозирование и планирование
    Содержание, цели и виды государственного налогового прогнозирования и планирования.
    Этапы государственного налогового планирования.
    Факторы, влияющие на объем государственных доходов.
    Методы планирования контингентов основных налогов.
    Содержание, цели и виды государственного налогового прогнозирования и планирования.
    На  современном этапе экономического развития Российской Федерации актуальной является проблема существенного увеличения доходной базы бюджетов всех уровней, достижения их сбалансированности по доходам и расходам, обеспечения финансирования федеральных и региональных программ. Исходя из задачи полноты исполнения доходной части бюджета особую значимость приобретает требование усиления научно-методологического обоснования процесса налогового планирования.
    Государственное налоговое прогнозирование и планирование - процесс установления прогнозных и оценки фактически исполненных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений.
    Перспективы развития экономики государства во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений. Основной целью государственного налогового прогнозирования и планирования является установление научно обоснованной величины налоговых поступлений определенного уровня бюджетной системы на заданный временной период.
    Составление плана поступления налоговых  платежей в бюджетный фонд не только дает возможность органам государственной власти заранее определять объемы имеющихся в распоряжении финансовых ресурсов, необходимых для покрытия государственных расходов, и назначать сроки бюджетных выплат. Благодаря тому, что системе налогообложения присущи индикативные свойства, государство имеет возможность осуществлять контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан. Сопоставление значений прогнозируемого и фактически поступившего объема налоговых платежей в бюджетный фонд позволяет делать выводы относительно состояния экономики. Сбои в процессе поступления налогов могут быть причиной серьезных недостатков в технике налогового администрирования, в реализации промышленной политики, в организации товарного обращения, функционировании денежно-кредитной сферы и в проведении социальной политики. Такого рода сигналы свидетельствуют о необходимости пересмотра методов налогового управления. В этом случае принимаются решения относительно изменения направлений налоговой политики, методических основ налогового производства и структуры и функций налоговой администрации.
    Налоговое планирование является особым этапом бюджетного процесса, но в то же время  оно сохраняет и признаки процесса планирования. Налоговое планирование регулируются бюджетным и налоговым законодательством, но косвенным образом эти процессы определяет и законодательство в области планирования и прогнозирования.
    Процесс расчета величины налоговых доходов федерального, региональных и местных бюджетов сочетает в себе текущее и перспективное планирование.
    Во  время осуществления текущего планирования решаются в основном тактические  задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии перспективного налогового планирования. Под текущим налоговым планированием в данном случае понимается оценка налоговых поступлений бюджетов всех уровней в расчете на год. При этом целесообразно разделять процесс текущего налогового планирования на краткосрочное и оперативное планирование.
    Краткосрочное планирование предполагает формирование проекта налоговых доходов бюджета  на очередной год. Установленная  величина налоговых доходов впоследствии законодательно утверждается в составе бюджета в целом. Однако в процессе исполнения бюджета возникает необходимость установления степени выполнения плановых заданий текущего периода, их напряженности, что осуществляется в рамках оперативного планирования. Для контроля за ходом поступления налоговых платежей в бюджетные фонды разрабатываются квартальные, месячные и даже пятидневные налоговые планы, которые не изменяют показатели ранее составленного прогноза налоговых доходов бюджета, утвержденного в качестве закона, а лишь конкретизируют их, отражая во времени динамику налоговых платежей хозяйствующих субъектов. Таким образом, оперативное и краткосрочное налоговое планирование представляют собой две составляющие единого процесса текущего планирования. Их качество во многом предопределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов всех уровней.
    Последовательность  налогового прогнозирования и планирования составляет единую линию управленческих действий на текущий период и на перспективу. Поскольку разработка краткосрочных налоговых планов без тщательной проработки стратегии развития на логовой системы в целом может привести к разрыву между налоговыми заданиями и величиной реально поступающих в бюджетный фонд налоговых платежей. Возникает необходимость в осуществлении перспективного налогового планирования.
    Перспективное НП основывается  на результатах  анализа отчетных данных об исполнении текущих налоговых обязательств. Перспективное налоговое планирование подразумевает составление предположительной оценки поступления налогов при условии следования выбранной концепции налогообложения на средне- и долгосрочную перспективу.
      Разработка налоговых прогнозов  на среднесрочную перспективу  включает в себя расчет объемов налоговых поступлений территории, исходя из показателей, характеризующих темпы роста экономики региона, состояния его экономического потенциала, эффективности использования территориальной собственности, потребности регионов в дополнительных ресурсах. Сбор и обработка этих данных позволяют судить о том, насколько будут реализованы поставленные фискальные задачи при условии сохранения ориентиров действующей налоговой политики в будущем. При осуществлении перспективного налогового планирования закладываются основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля.
    Перспективное планирование значительно отличается от текущего планирования. Текущее планирование служит основой для составления проектов соответствующих бюджетов на один год. При этом детально анализируются и определяются размеры налоговых поступлений как по всей совокупности налогов, так и по отдельным их видам. В перспективном планировании, как правило, нет деления по видам налогов, оно охватывает всю их совокупность.
    Перспективное налоговое планирование в России пока не получило достаточного развития и является, как правило, частью процесса составления социально-экономического прогноза на средне- и долгосрочную перспективу, разрабатываемого в основном на федеральном уровне. Во многом это связано с объективными условиями и ограничениями:
    - неустойчивость экономических процессов, 
    - недостаточная надежность макроэкономического прогнозирования,
    - частое изменение налогового  законодательства,
    -зависимость  бюджетных доходов от внешнеэкономических факторов и т. п. Однако предусмотрен переход к многолетнему бюджетному планированию с повышением обоснованности объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств.
    Одним из основных направлений бюджетных  реформ, проведенных в последние десятилетия в большинстве индустриальных стран, является организация среднесрочного бюджетного планирования, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, аргументации изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.
    Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа, что обеспечивает преемственность экономической политики страны и позволяет ежегодно корректировать бюджетные назначения в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения. Применяемый в Российской Федерации перспективный финансовый план формально соответствует этим принципам, однако на практике его роль в бюджетном процессе, как правило, ограничена справочно-информационным сопровождением проекта бюджета на отдельно взятый год. По мере стабилизации экономической ситуации актуальность среднесрочного финансового планирования значительно возрастет, что неизбежно приведет к изменению его роли как инструмента финансового управления.
    Процесс налогового прогнозирования и планирования не является механическим определением размера предстоящих налоговых поступлений в бюджетные фонды соответствующих органов власти. Это процесс выявления и мобилизации имеющихся в экономике страны резервов, решения общегосударственных и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу. Планирование налоговых поступлений требует серьезного анализа происходящих в стране и регионах социальных, политических и экономических процессов, перспектив и тенденций их развития, а также глубоких познаний в области налогового законодательства.
    2. Этапы государственного  налогового планирования
    Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет основы составления проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ. К ведению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнесено установление конкретного порядка составления проектов бюджетов на соответствующей территории. Согласно Бюджетному кодексу, составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственная работа по составлению бюджетного плана проводится Министерством финансов и его финансовыми органами при участии налоговых и таможенных органов.  Государственное налоговое планирование как процесс разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предполагаемых налоговых поступлений выступает в виде единства трех направлений.
    Первым  этапом налогового планирования является изучение и анализ всеми ведомствами, принимающими участие в составлении плана налоговых доходов бюджета:
      информации относительно действующего налогового законодательства, нормативов отчислений в доходы бюджетов нижестоящих уровней бюджетной системы;
      предполагаемых объемов финансовой помощи, предоставляемой из различных звеньев бюджетной системы;
      видов и объемов расходов, передаваемых между бюджетами. Уполномоченные ведомства предоставляют информацию, касающуюся социально-экономического развития территории за отчетный период, формулируют и обосновывают тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год. Данные сведения чрезвычайно важны, так как изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой и изменение его основных характеристик.
    На  основе полученной информации осуществляется анализ баланса финансовых ресурсов (БФР) территории на текущий финансовый год и предварительное составление баланса на планируемый период. БФР представляет собой: свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета территории; объемов территориальных отделений государственных социальных внебюджетных фондов; сумм амортизационных отчислений и прибыли, остающейся после уплаты налогов в распоряжении предприятий и организаций, расположенных на данной территории. Таким образом, БФР охватывает все основные источники средств, направляемых на развитие реального сектора экономики и осуществление социальных программ, находящиеся в распоряжении органов власти региона и хозяйствующих субъектов на его территории.
    Баланс  финансовых ресурсов строится на основе сопоставления доходов и расходов территории. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и предполагает указание источников его покрытия. Ими, в частности, могут быть дополнительные налоговые доходы бюджета. В случае если органы государственной власти принимают решение покрыть недостаток финансовых ресурсов за счет изменения объема налоговых поступлений, возникает необходимость внести соответствующие коррективы в проводимую налоговую политику и при необходимости в систему меж-бюджетпых отношений.
    Таким образом, при процедуре составления  проектов бюджетов начальный этап налогового планирования — это формирование прогнозов развития территории на перспективу, а также анализ исходных условий для разработки плана налоговых доходов бюджета.
    Вторым  этапом процесса налогового планирования является разработка направлений налоговой политики, разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней. Налоговая политика является частью общей экономической политики государства и включает в себя совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение максимальной мобилизации доходов, обеспечение выполнения государством его функций и в конечном счете создание условий для экономической стабилизации общества.
    Рассматривая  направления налоговой политики государства, обычно выделяют три ее типа. Первый тип — политика максимальных налогов, основной целью, которой является существенное и быстрое пополнение бюджета за счет увеличения налогового бремени посредством расширения налоговой базы, установления высоких налоговых ставок, отмены льгот. Следствием такой политики может стать ситуация, когда повышение налогового бремени не будет сопровождаться ростом государственных доходов из-за сокращения деловой активности в стране и уходом предпринимателей в теневой сектор экономики. Второй тип — политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительном объеме государственных расходов, направленных на социальную защиту населения. Обычно тип налоговой политики страны определяется в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры.
    Выделяют  следующие этапы разработки налоговой  политики:
    1) четкое определение целей, которых  необходимо достичь в процессе  реализации налоговой политики;
    2) сопоставление и анализ последствий  альтернативных программ достижения  целей (для этого требуется  ясное представление об экономических  результатах, выгодах, издержках осуществления каждой из программ);
    3) изучение прошлого опыта реализации  подобных программ, оценка их  результативности с расчетом на ее повышение;
    4) анализ арсенала методов и  инструментов проведения конкретного  варианта налоговой политики;
    5) оценка и учет реальных экономических  и политических условий для  осуществления налоговой политики;
    6)корректировка  мероприятий политики с учетом  конкретной экономической конъюнктуры.
    Необходимо  отметить, что понятие налоговой  политики и сфера ее влияния на экономическую жизнь страны выходит за рамки налогового планирования. Знание налоговой политики в процессе государственного управления экономикой не ограничивается установлением параметров налоговой системы для расчета конкретных сумм налоговых поступлений в бюджетный фонд. Налоговая политика в первую очередь отражает стремление государства выступать в качестве активного участника процесса общественного производства. Закрепление налоговой политики в качестве одного из этапов процесса государственного налогового планирования является лишь одной из сфер ее применения.
    Одним из направлений работы по выявлению  дополнительных налоговых доходов бюджета является разграничение налоговых полномочий (прав в части реализации налоговой политики и получения налоговых платежей), определение конкретных пропорций распределения налогов между органами власти и управления различных уровней. Цель налогового регулирования доходов бюджетов территорий состоит в таком распределении налоговых поступлений между уровнями власти, которое гарантировало бы финансирование нормативной части расходов, законодательно закрепленной за каждым из звеньев бюджетной системы, свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного движения между ними финансовых средств.
    Проблему  финансового обеспечения самостоятельности  бюджетов территорий, создания устойчивой доходной базы каждого уровня бюджетной системы отражает понятие налогового федерализма, под которым понимается разграничение полномочий между органами власти и управления в области налоговой политики. Конкретные формы реализации налогового федерализма зависят от сочетания двух взаимодополняющих тенденций — с одной стороны, конкуренции между регионами и, с другой — выравнивания экономического положения территории и обеспечения доходами расходных полномочий органов власти и управления различных уровней.
    Итак, второй этап налогового планирования — разработка и обоснование основных направлений налоговой и бюджетной политики соответствующей территории на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу — осуществляется на стадии определения основных параметров бюджета.
    Третьим этапом государственного налогового планирования является расчет суммы налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней, исходя из перспективных программ социально-экономического развития территории, разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой политики и методики формирования межбюджетных отношений. При анализе объема налогов используется понятие «контингент налога», которое характеризует общую сумму мобилизуемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа.
    Основной  задачей этого этапа налогового планирования является определение  объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отраслей и экономики страны в целом, а также распределение общей суммы налоговых доходов по видам платежей. Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, разработано методическое обеспечение процесса расчета контингента налогов, основанное на экономических прогнозах и математическом аппарате. Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими вследствие перехода к рыночным отношениям.
    Третий  этап государственного налогового планирования — расчет контингентов налогов с разбивкой по каждому их виду — является заключительной стадией данного процесса и реализуется в ходе определения объема прогнозируемых доходов бюджетов по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
    Необходимым элементом любого процесса управления является контроль, на основе результатов  которого также основывается процесс  планирования. Информационной базой  для контроля качества налогового планирования и анализа динамики налоговых поступлений служат:
    - данные отчетов налоговых и финансовых органов;
    - данные статистических управлений, казначейства, Счетной палаты;
    -  расчеты по налогам и декларации, представляемые налогоплательщиками;
    - отчеты об исполнении бюджетов;
    - прогнозные расчеты министерств  и ведомств по налогам и  сборам и т. д. Своевременно собранная и обработанная информация позволяет осуществлять анализ динамики налоговых платежей предприятий и граждан, делать выводы о результатах практической работы по обеспечению роста налоговых доходов бюджетов и повышению уровня их собираемости, намечать пути повышения качества и эффективности налогового планирования.
    Налоговая статистика является важнейшим инструментом анализа налоговых поступлений. Важной задачей налоговой статистики является всестороннее исследование эффективности налогового планирования и происходящих в налоговой сфере преобразований в увязке с развитием макроэкономической ситуации в стране и регионах. Данные налоговой статистики формируются путем применения следующих методов анализа:
    - горизонтального, или временного, — сравнения каждой позиции  налоговой 
отчетности с данными предыдущего периода;

    - вертикального (структурного) —  определения структуры итоговых  показателей по налогам с одновременным выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
    - трендового — сравнения каждой  позиции отчетности с рядом  предшествующих периодов и определения основной тенденции налоговых поступлений, позволяющей рассчитать прогнозные значения на ближайшую перспективу;
    - относительных показателей —  расчета отношений между отдельными  позициями отчетности и определения взаимосвязей коэффициентов;
    - сравнительного (пространственного)  — оценки и сопоставления исследуемого показателя в отчетности различных ведомств и в разрезе регионов;
    - факторного — определения влияния  отдельных факторов или причин  на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования.
    Перечисленные методы анализа позволяют оценить  обоснованность установления прогнозных и плановых цифр налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты, выявить и измерить факторы, повлиявшие на отклонение фактических данных от плановых, изучить уровень собираемости налогов, а также определить резервы роста налоговых доходов бюджета.
3.Факторы,  влияющие на объем  государственных  доходов.
    Основные  факторы, имеющие влияние на объем  налоговых поступлений в бюджеты всех уровней:
    1) Изменение количественного и  качественного состава налогоплательщиков  напрямую влияет на динамику  налоговых поступлений в целом,  а использование специальных  режимов налогообложения — на  структуру налоговых платежей. Немаловажной информацией при установлении величины налоговых доходов бюджета является отраслевой состав налогоплательщиков. Факторами, определяющими повышенный вклад тех или иных отраслей народного хозяйства в налоговые поступления, являются специализация, а также уровень промышленного развития региона.
    2) Динамика социально-экономического  развития региона. Совокупность  прогнозных значений показателей, характеризующих социально-экономическое развитие территории, используется при оценке потенциального объема налоговой базы и в конечном счете определяет достижимую в течение заданного периода величину налоговых поступлений. Взаимосвязь уровня основных экономических показателей и суммы налоговых платежей можно представить следующим образом:
         - валовой региональный продукт  (ВРП) определяет величину совокупного 
предложения на рынке товаров и услуг и, следовательно, объем налоговой 
базы по всем налогам (прямым и косвенным);

        - значения объемов экспорта и  импорта позволяют выделить из  потенциальной величины поступлений в бюджет ту часть, которая определяется таможенными пошлинами;
        - индекс потребительских цен  и индекс-дефлятор оптовых цен  по всем отраслям экономики позволяют скорректировать сумму налоговых поступлений на ожидаемый уровень инфляции;
        - объем расходов и сбережений  в экономике влияет на величину  совокупного спроса на произведенный общественный продукт и как следствие на объем косвенных налогов;
        - валовая прибыль отражает величину  итогового финансового результата 
экономических субъектов и позволяет исчислить предполагаемую сумму налогов на доходы юридических лиц;

     -  фонд оплаты труда является  показателем, определяющим возможный  объем налога на доходы физических  лиц;
     - показатели численности населения  и численности работающих граждан  участвуют в формировании прогноза  налоговых поступлений в части  прямых налогов с физических лиц, единого социального налога и т. п.
    Тенденции социально-экономического развития региона  во многом определяют динамику и структуру налоговых платежей, мобилизованных на определенной территории. Например, увеличение объема продаж определенной отрасли влечет за собой рост поступлений косвенных налогов, повышение уровня рентабельности приводит к возрастанию платежей по налогу на прибыль организаций, а сокращение безработицы и рост заработной платы — налога на доходы физических лиц и социального налога.
    3) Изменение законодательной базы. На объем и структуру налоговых сборов на территории влияют кроме перечисленных выше факторов корректировки, вносимые в законодательную базу, регулирующую вопросы налогообложения.
    Изменение законодательной базы может оказывать  как негативное влияние 
на динамику поступлений налоговых платежей, так и позитивное, выражающееся в увеличении их объема против плановых сумм. На динамику поступлений отдельных налогов оказывают влияние не только изменения собственно налогового законодательства, но и изменения нормативных документов в сфере бюджетных, валютных, а также других экономических отношений. Например, изменение нормативов деления налогов между уровнями бюджетной системы напрямую определяет объем налоговых поступлений бюджета соответствующего уровня.

    Положения действующего законодательства, регламентирующего  вопросы исчисления и уплаты налогов, оказывают влияние также на ежемесячную  величину налоговых поступлений. В силу того, что по различным налогам установлены разные налоговые периоды, а также отличающиеся друг от друга сроки внесения исчисленных сумм налогов в бюджетный фонд, в течение года мобилизуемые платежи поступают неравномерно, что необходимо учитывать при налоговом планировании.
    4) Качество контрольной работы. Немаловажным  фактором, определяющим 
величину налоговых поступлений, являются действия налоговых органов по 
обеспечению соблюдения налогового законодательства. От качества проводимых в регионе мероприятий по проверке правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет зависит уровень налоговой дисциплины и соответственно степень выполнения бюджетных назначений по налогам.

    Для оценки и анализа эффективности  работы налоговых органов разработаны специальные рекомендации, в основу которых заложены следующие показатели:
    - суммы платежей, дополнительно начисленных  по результатам проверок; удельный вес доначисленных платежей в общей сумме поступлений;
    - удельный вес плательщиков, у  которых выявлены нарушения, к  их общему числу; 
    - удельный вес взысканных доначислений  в общей сумме доначисленных  платежей и сумме недоимки;
    - количество дел, рассмотренных  по результатам проверок в судах, и другие показатели.
    5) В качестве обобщающего, итогового  показателя эффективности работы  налоговых органов можно привести коэффициент собираемости налога, под которым понимается соотношение между фактическими налоговыми поступлениями в бюджет и величиной начисленных налогов. В зависимости от многих причин коэффициенты собираемости конкретных налогов различаются. (например, от степени разработанности законодательства по определенному налогу, от наличия возможности уклонения от уплаты налога как легальными, так и нелегальными способами, от уровня доходов и т. п.)
    Определение степени соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками представляет большую трудность в области налогового планирования. Для решения этой задачи специалисты используют различные методы:
    проведение косвенных оценок (например, для того чтобы оценить величину торгового оборота, аналитики могут использовать информацию о количестве денег в обращении и сравнить ее с имеющимися данными об объемах продаж);
    анализ широкой информации о конкретной категории налогоплательщиков - для оценки достоверности как декларируемого дохода, так и отчислений в виде налогов проводятся специальные проверки налогоплательщиков и их контрагентов, результаты обобщаются до степени экономических показателей на уровне территории или государства в целом;
    опросы налогоплательщиков, создание экспериментальных баз данных по изучаемым и контрольным группам;
    анализ результатов мобилизации налогов до и после налоговой амнистии, экстраполяция полученных значений на данные налоговых деклараций, анализ отчетности налоговых органов.
    Кроме упомянутых факторов, влияющих на фактический  объем мобилизованных за год налоговых платежей, существует ряд иных причин, воздействующих на степень выполнения бюджетных назначений. Приведенный перечень факторов не является окончательным, он может быть расширен и изменен в зависимости от того, по какому региону и уровню бюджетной системы проводится анализ исполнения контрольных заданий, за какой период и т. п.
    Создание  достоверной методики налогового планирования в настоящее время является одним  из направлений совершенствования  процесса бюджетного планирования. Необходимость полноты исполнения доходной части бюджетов всех уровней обусловливает требование усиления научно-методологического обоснования налогового планирования, основывающегося на результатах исполнения текущих налоговых обязательств, а также мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.
    4. Методы планирования  контингентов основных  налогов
    Расчет  конкретных сумм налоговых поступлений  является одним из важнейших элементов системы налогового планирования. Основной целью этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе проведенного анализа динамики поступлений по каждому виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений с учетом возможного воздействия факторов, влияющих на социально-экономическое положение региона.
    Определение контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях  бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования различается в зависимости от уровня власти и управления.
    Методы, применяемые при построении краткосрочных  прогнозов доходов, можно условно разбить на 4 группы:
    - эконометрическое прогнозирование  — определение суммы дохода  на основе статистически оцененных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов;
    - прогнозирование, основанное на  анализе временных рядов, —  установление величины дохода на основании его собственной динамики в прошлых периодах;
    - детерминистические прогнозы —  расчет величины поступлений  доходов на основании процентного изменения в некоторой социальной, экономической или иной переменной, от которой, как предполагается, непосредственно зависит поток доходов;
    - экспертный анализ — предсказание  величины доходных поступлений,  осуществленное специалистом по данному источнику доходов.
    При расчете контингента налогов  можно оперировать всеми подходами  к краткосрочному прогнозированию, взаимно увязывая их. Важное требование к моделям прогнозирования налоговых доходов заключается в том, чтобы они давали точные прогнозы на краткосрочную и среднесрочную перспективы.
Тема 3: Оптимизация налогообложения.
    Оптимизация налогообложения: понятие, сущность, отличие от минимизации.
    Классификация способов оптимизации налогообложения.
    Налоговые схемы.
    Налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налогов.
      Оптимизация налогообложения: понятие, сущность, отличие от минимизации.
Налоговая оптимизация - процесс, связанный с  достижением определенных пропорций  всех финансовых аспектов сделки или  проекта.
    Возможность налоговой оптимизации следует  из целого ряда положений действующего российского законодательства. В  соответствии со статьей 35 Конституции  РФ право частной собственности  охраняется законом, а согласно статье 45 Конституции РФ каждый имеет право  защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом. Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса  РФ предусматривает, что собственник  вправе по своему усмотрению совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и  не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Налог же, в силу положений статьи 8 Налогового кодекса РФ, представляет собой ни что иное, как форму безвозмездного изъятия части собственности субъекта предпринимательской деятельности. Таким образом, следует признать, что законодатель признает право налогоплательщика принимать меры, направленные на защиту своей собственности, в том числе путем законного сокращения объема налоговых обязательств.
    Возможность осуществления налоговой  оптимизации обусловлена  также тем, что, во-первых, действующее гражданское  законодательство допускает  осуществление хозяйственной деятельности в различных правовых формах по выбору субъекта предпринимательской деятельности (например, путем создания юридического лица или путем заключения договора простого товарищества), а различные правовые формы предполагают различный порядок налогообложения; во-вторых, часто налогоплательщик вправе выбирать непосредственно режим налогообложения для своего предприятия (например, упрощенная или общая система налогообложения); в-третьих, законодательство о налогах и сборах предоставляет налогоплательщику возможность выбирать различные методы учета хозяйственных операций для целей налогообложения по своему усмотрению (например, выбор метода списания стоимости материалов на расходы в целях налогообложения), а также принимать по своему усмотрению иные решения, непосредственно влияющие на налогообложение (например, использовать или не использовать право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.