Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этапы эволюции менеджмента в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3
1 Эволюция  управленческой мысли…………………………………………..4
2 Этапы  развития менеджмента в России
3 Принципы  формирования российского менеджмента
Заключение
Список  используемой литерат 

 


ВВЕДЕНИЕ 

     Россия, так исторически сложилось, отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что русская народная этика и эстетика создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды. Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное — научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России. Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества. Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка 

1 ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ 

     Давая характеристику окружающего мира, можно  выделить три основных компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество. Такое деление позволяет привести классификацию процессов управления: в неживой природе (в технических системах); в живой природе (в биологических системах, организмах); в человеческом обществе (социальных системах). Управление техническими системами, т.е. машинами, механизмами, производственно-техническими процессами, как правило, называют управлением средствами труда (вещами). Эта область управлений является предметом изучения технических наук. Управление процессами, протекавшими в живой природе, изучается естественными науками. Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы, с их различными интересами, представляет собой управление людьми (работниками). Это наиболее сложная область управления социальными системами является предметом изучения социальных (общественных) наук. Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как и организации. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Но сегодня никто с достаточной степенью достоверности не скажет, когда возникли первые элементы управления. По-видимому, потребность в нем возникла тогда, когда люди стали жить и охотиться группами. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, которые являются четким доказательством существования там практики управления. Значительно позднее К. Маркс укажет на то, что «всякий непосредственно общественный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции». Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности: оборонительной (защита от диких зверей и врагов), политической (установление и поддержание порядка в группе) и экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия). На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
     В своих выступлениях Платон говорил о том, что человек не может одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву. Каменщик не должен затачивать сам свой инструмент. Управление он считал наукой об общем питании людей, которая должна базироваться на всеобщих разумных законах. В управлении обществом главная роль должна принадлежать политикам (царям), осуществляющим надзор за человеческим стадом. При этом он выделил два вида надзора: титанический, основанный на силе, и политический, мягкий. Каждый член общества выполняет свои определенные функции, а правитель сплетает их в гармоническое целое. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Современная позиция по существу не изменилась, В американском учебнике «Основы менеджмента» указано: «Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить» Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Поэтому в 284 г. н.э. император Диоклетиан разделил империю на 101 провинцию, все они сводились в 12 диоцезов, а те, в свою очередь, в 4 географических региона. Диоклетиан и три его помощника возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи. Насколько далеко продвинулась в Древнем Риме управленческая мысль можно показать на примере применяемой там системы управления фермой. Так, например, Катон Старший (234—149 г. до н. э.) писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ. Интересны идеи в области управления, выдвинутые на Древнем Востоке. Из древнеиндийского трактата «Артхамастра», опубликованного в IV - Ш в. до н. э., видно, что получили развитие такие науки, как философия, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении. На санскрите искусство управления называется «дан-данити», в буквальном переводе «руководство по владению палкой» (на санксрите палка - данда). Для древних организаций характерно: 1 относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена; 2 управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности; 3 посты по руководству организацией занимали чаще всего по праву рождения или силой; 4 малое количество крупных организаций.
     Вместе  с тем следует отметить, что  в древности крупные организации  имели формальные структуры управления с четко выделенными уровнями управления. Руководители этих организаций затрачивали определенное количество усилий для координации их деятельности. Организации налаживали связи с другими организациями, что способствовало достижению ими определенного успеха. В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Современные военные организации также имеют структуру, похожую на структуру управления римской католической церкви. Наличие эффективных структур управления позволяет этим организациям успешно развиваться и процветать, тогда как многие современные организации со слабыми структурами управления приходят в упадок, или даже прекращают свое существование. Теория управления в древнем мире была развита слабо. В основном управление осуществлялось на практике большей частью методом проб и ошибок. Производился также обмен опытом и идеями среди правителей, церковных деятелей, военачальников. Заметный вклад в развитие проблем управления государством и правовых учений внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли(1469—1527). В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных. В эпоху Петра I в России сложились исключительные условия для укрепления централизованного государства. Проводимые петровские реформы были направлены на достижение «общего блага». Власть государя трактовалась как неограниченная и стоящая выше закона. В «Артикуле воинском» сказано: «Государь никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли ... по своей воле благомнению управлять». Реформы Петра касались государственного управления. К сожалению, эволюция управленческой масли в России этого периода изучена недостаточно. Известен опыт управления заводами Сибири и Урала. В книге начальника главных заводов Сибири и Урала В.И. Геннина затрагиваются вопросы, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время: перспективное планирование, учет и отчетность, стиль руководства и качества руководителя и др. Генниным описана модель руководителя, в которой главное место отводится его организаторским способностям и личным качествам (честность, трудолюбие, здравый смысл, трезвый расчет, заботливость). Перечисленные качества важны и для современного руководителя. В условиях капиталистического и феодального обществ потребность в изучении проблем управления была ограничена. Основное внимание уделялось решению проблем управления государством. Основой существования феодального общества было ведение натурального хозяйства. Рабы и крепостные крестьяне находились в полной личной зависимости от воли и власти хозяина, что не стимулировало роста производительности труда. Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Первая половина XIX в. характеризуется зарождением капитализма сначала в Англии, а затем в США и Европе. В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила Северную Америку, начался беспрецедентный экономический «бум». Произошел переход от сравнительно небольших ремесленных мастерских к крупному машинному производству, в котором было занято большое количество неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. В управленческой практике того времени широко процветает авторитарный стиль руководства, бесчеловечная эксплуатация рабочих и неограниченный произвол по отношению к подчиненным. Власть мастера над рабочими была по существу неограниченной - от определения производственных заданий до приема, перемещения и увольнения работников. Мастер устанавливал продолжительность рабочего дня и величину нормы выработки, контролировал все действия рабочих, штрафовал их и наказывал. Особенно в первый период развития фабричного производства управление характеризуется жесткой дисциплиной и построением организаций по военному типу. Задача индустриального управления состояла в том, чтобы добиться высокой отдачи от труда рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Вместе с тем следует отметить, что история управленческой мысли развивалась параллельно с такими науками, как математика, конкретные экономические науки, социология, социальная психология, политическая экономия, теория государства, кибернетика, системный анализ. Эти науки оказали заметное влияние на развитие науки управления. Поэтому задачей истории менеджмента является не только выявить основные направления развития управления, но и показать степень влияния смежных наук на различных этапах формирования и развития науки управления. Значительное влияние на становление управления как науки оказала классическая буржуазная политическая экономия. Большой вклад в ее формирование внесли английские политэкономы Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). Заметное влияние на формирование политэкономии как 14науки оказали труды Пьера Буагильбера (1646—1714) - основателя классической французской политэкономии, Франсуа Кенэ (1694—1774) — основоположника школы физиократов и создателя знаменитых «экономических таблиц» воспроизводства, Анн Роберта Жака Тюрго (1727—1781) — королевского министра финансов, внесшего существенный вклад в развитие теории физиократов. Нельзя ни отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна (1771—1858) в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. Добившись успеха в улучшении условий труда и быта коллектива на своей фабрике, он предпринял попытку распространить свой эксперимент на всю Англию, но это окончилось неудачей. Не принесла успеха и его попытка основать в 1821г. коммуну «Новая Гармония» в США. Через три года он разорился. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. В работе «Нищета философии» К. Маркс отмечал, что для различных форм организации общества характерны «различные формы разделения труда». Разделение труда внутри мастерской было развито очень слабо. В первом томе «Капитала» К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации. «С развитием кооперации многих наемных рабочих командование капитала становится необходимым для выполнения самого процесса труда, становится действительным условием производства. Команда капиталиста на поле производства делается теперь столь же необходимой, как команда генерала на поле сражения». Однако капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом и нет необходимости, так как «труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагается в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом». Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях. В эпоху развития капитализма появилась острая необходимость организации научного управления для решения назревших проблем производства. Уровень подготовки инженеров и мастеров был явно недостаточным. Не отвечала возрастающим требованиям техническая и технологическая культура производственных процессов. Практическая деятельность инженеров и мастеров основывалась скорее на интуиции, чем на применении каких-либо научных методов. По мере развития производства и экономических связей в обществе происходило усложнение управления. Однако до эпохи империализма функция управления оставалась более или менее универсальной. Управление производством осуществлялось самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Американский историк менеджмента Д. Рен писал: «Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информированных о том, как наилучшим образом управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы». Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
     - индустриальный способ организации производства;
     - развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
     Менеджмент  стал рассматриваться в качестве важнейшей составляющей успеха корпораций и фирм как особое искусство и род занятий.
Развитие  управления как научной дисциплины представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты  управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология.  По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все  больше о факторах, влияющих на успех  организации.  
 

       Сравнение старой и современной организаций показано в таблице 1
     Таблица 1 - Сравнение старой и современной  организаций
     Старая  организация      Современные организации
     Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций.      Большое количество чрезвычайно мощных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.
     Относительно  небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей  среднего звена.      Большое количество руководителей, в том  числе руководителей среднего звена.
     Управленческая  работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой.      Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой.
     Занятие руководящих постов в организации  чаще всего по праву рождения или  путем захвата силой.      Занятие руководящих постов в организации  чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.
     Малое количество людей, способных принимать  важные для организации решения.      Большое количество людей, способных принимать  важные для организации решения.
     Упор  на приказ и интуицию.      Упор  на коллективную работу и рациональность.
 
     К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:
      - Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
     Процессный  подход рассматривает управление как  непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций.
     -В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
     -Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуаци 

2 Этапы развития  менеджмента в  России 

Первый  этап (1917 – 1930 гг.)
Эволюция  развития  менеджмента  в  России  имеет  противоречивые  тенденции,  хотя постоянно выдвигается лозунг неукоснительного привлечения к  управлению широких масс трудящихся. Длительное время всячески игнорировалась необходимость привлечения к  управлению наиболее квалифицированных  работников и особенно интеллигенции. Нельзя не согласиться с мнением, что наука управления в России начала развиваться вкупе с научной организацией труда после создания  Центрального  института труда и Промышленной  академии,  где обучались руководящие работники, не имеющие высшего образования. После революции возобновилась борьба  против  интеллигенции и других  зажиточных слоев населения России. Немногим известно письмо В.И. Ленина пензенским коммунистам, в котором он требует:
Товарищи!  Восстание  пяти  волостей  кулачья  должно  повести  к  беспощадному подавлению.  Этого  требует  интерес  всей  революции,  ибо  теперь  везде “последний решительный бой” с кулачьем. Образец надо дать.
      1 Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц.
      2 Опубликовать их имена.
      З Отнять у них весь хлеб.
      4 Назначить заложников - согласно вчерашней телеграммы.
      5 Сделать так, чтобы на сотни верст народ видел, трепетал... Телеграфируйте получение
и исполнение. Ваш Ленин. Найдите людей потверже.
      Сподвижник В.И. Ленина Н. Бухарин   относится  к  категории менеджеров-идеологов,  о нем  много  пишут  как  о  незаурядной  личности  в  команде  В.И.Ленина,  он  выдвинул  ряд концепций  по  управлению  народным  хозяйством  России. Но,  очевидно,  под  воздействием общих  идеологических  требований,  разработал  специальный  классификатор  социальных групп,  которые  должны  быть  уничтожены.  Вот  кто,  по  мнению  Бухарина,  подлежит уничтожению:
        1 Паразитические  слои (бывшие  помещики,  рантье  всех  видов,  буржуа, предприниматели, торговые капиталисты, спекулянты, биржевики,  банкиры).
        2 Вербовавшаяся из тех же слоев непроизводительная административная аристократия (крупные бюрократы капиталистического государства, генералы, архиереи).
        3 Буржуазные  предприниматели-организаторы  и  директора (организаторы  трестов, синдикатов, “деляги”  промышленного  мира,  крупнейшие  инженеры,  связанные непосредственно с капиталистическим миром, изобретатели и проч.).
        4. Квалифицированная бюрократия - штатская, военная и духовная.
        5. Техническая интеллигенция и интеллигенция вообще (инженеры,  техники, агрономы,
зоотехники,  врачи,  профессора,  адвокаты,          журналисты,  учительство  в  своем 
большинстве и т.д.).
         6. Офицерство.
         7. Крупное зажиточное крестьянство.
         8. Средняя, а отчасти и мелкая  городская буржуазия. 
         9. Духовенство. 
Как  известно, приведенный и разработанный Н. Бухариным классификатор по  ликвидации социальных групп не обошел стороной и самого разработчика, он также был ликвидирован.
         20-е  годы - это,  пожалуй,  самый  интересный  плодотворный  период  развития менеджмента,  когда  отечественная  наука  управления  создала  теоретические  концепции  и практические методы, сопоставляемые с лучшими зарубежными образцами. Ни до, ни после этого  она  уже  не  знала  столь  высокого  подъема. Короткий  период  в 10— 15  лет  дал  нам
подлинные образцы  социологии  эффективного управления, которые  в последующие 50 лет не только не были развиты, но фактически полностью утрачены.
Второй  этап (1930-1941 гг.)
Второй  этап  развития  менеджмента  в  СССР  мало чем отличается  от  первого. Не принижая роли государства, исповедующего директивные  методы управления, базирующиеся  на  социалистических принципах (демократический централизм,  единство политического и экономического  управления,  партийность,  плановость,  научность, экономичность,  социалистическое  стимулирование)  система управления  функционировала достаточно  успешно.  Вместе  с тем на  этом  этапе продолжается  процесс ликвидации наиболее квалифицированных кадров специалистов,  работающих в народном хозяйстве, академической науке и вооруженных силах. В 1932 г. на одной из ленинградских текстильных фабрик была проведена первая в мире деловая игра. Только в 1957 г. Американская ассоциация управления применила ее идеи при подготовке менеджеров.
В 30 е  гг. было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим  образованием для предприятий и  органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени  специальность – инженер экономист  отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических  специальностей.
Третий  этап (1941-1945 гг.)
В годы Великой Отечественной войны  система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал  оставаться хозрасчет при усилении административно командных методов  руководства.  Широко развернулось социалистическое соревнование, способствующее росту инициативы и энергии советских  людей. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования. Весь гражданский и  оборонный  комплекс переводится на  рельсы  военного  времени. Вводятся сверхдирективные методы управления, направленные на обязательное выполнение всех  управленческих  решений сверху  донизу  с применением карательных мер к не обеспечивающим выполнение данных управленческих решений.
Четвертый этап (1946-1965 гг.)
Управление  народным хозяйством страны сориентировано на  восстановление разрушенного  войной  хозяйства. При сохранении  экономических принципов управления происходит не  только  восстановление,  но  и  модернизация  многих  отраслей, обеспечивающих  развитие  других.  Эти  годы  отличаются  высоким  уровнем  и  темпами
экономического  развития страны и достижениями в  области теории научного управления.
В послевоенные годы была проведена значительная реорганизация  управления народным хозяйством, в  том числе упразднено ряд государственных  комитетов и наркоматов, произведена  перестройка отраслевых министерств. Эта перестройка касалась только центральных органов управления и, как правило, не затрагивала промышленных предприятий и методов управления ими.
В послевоенный период времени возобновилась научная  и практическая работа в области  организации и управления производством. Большое значение имела III Всесоюзная конференция по внутризаводскому планированию и управлению производством в  машиностроении, состоявшаяся в феврале 1948 г. в Москве; создание первого  межотраслевого учебника по организации  и планированию промышленного предприятия, в котором значительное внимание было уделено чисто управленческим проблемам, в частности, принципам  и методам управления.
Вместе  с тем, следует отметить, что в  послевоенный период времени име-ло место сокращение исследований в области управления производством по философским, социальным и психологическим проблемам, по изучению его экономических основ, разработке вопросов количественной оценки явлений и процессов. К концу 50 х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.
Во второй половине 50 х гг. было принято ряд постановлений и разработаны конкретные мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование системы хозяйственного руководства и развитие принципов демократического централизма в управлении народным хозяйством. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов.  Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. Однако первый опыт деятельности совнархозов показал серьезные недочеты территориальной организации производства и управления. Отрасли промышленности оказались раздробленными между многочисленными административными экономическими районами, централизованное руководство техническим прогрессом в значительной степени ослабло. Система территориального управления промышленностью пришла в противоречие с потребностями отраслевого развития.
Все это  создало предпосылки для осуществления  крупной экономической реформы, переходу к отраслевому принципу управления производством на основе экономических методов руководства  и дальнейшего развития демократических начал в управлении народным хозяйством. В этот период времени выходит большое количество работ, исследующих структуру аппарата управления предприятием, хозрасчет предприятия и внутрипроизводственный хозрасчет, проблемы управления отраслями производства и народным хозяйством в целом (в том числе принципы и методы народнохозяйственного планирования). Продолжается работа над совершенствованием методов построения межотраслевого баланса, концепция методов построения которого была создана еще в 20 е гг. в СССР и позднее получившая широкое распространение и признание за рубежом.
Существенный  вклад в развитие управления в  этот период времени внесли смежные  с экономикой науки – такие, как  философия, социология, психология, педагогика, право, которые средствами и методами своих наук изучали проблемы управления. Роль этих исследований очень значительна  по следующим двум причинам:
1 необходимость создания комплексных работ по управлению производством;
2 потребность выделения науки об управлении производством при социализме в самостоятельную отрасль знания.
Пятый этап (1965-1986 гг.)
Период времени, начиная с 1965 г. характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:
1. Реформа  системы управления экономикой 1965 г.
2. Реформа  системы управления 1979 г.
3. Ускорение  социально экономического развития (1986 г.).
Первая  реформа системы управления экономикой  относится к 1965 г. Ее начало было положено мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства и  сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС по вопросам промышленности. В решениях Пленумов говорилось о необходимости совершенствования всей системы управления, расширения самостоятельности предприятий и перехода от административных к экономическим методам управления.
Основные  положения реформы нашли отражение  в принятых правительством постановлениях «Об улучшении управления промышленностью» и «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования». Большое значение для развития предприятий  сыграло утверждение «Положения о социалистическом государственном производственном предприятии». Была упразднена территориальная система управления, ее место снова заняла отраслевая система. Была произведена структурная перестройка управления народным хозяйством: был ликвидирован Высший совет народного хозяйства СССР, республиканские и региональные советы народного хозяйства, создано 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств.
Большие изменения произошли в системе  внутризаводского планирования предприятий. В частности, для планирования деятельности предприятий вместо показателя «валовая продукция» стал использоваться показатель «объем реализованной продукции». Оценка результатов деятельности предприятий  стала осуществляться по показателям: объем реализованной продукции, прибыль (рентабельность производства), выполнение заданий по поставкам  важнейших видов продукции. Был  осуществлен ряд мер по улучшению  системы оплаты труда. С этой целью  на предприятиях образованы три фонда  экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально  культурных мероприятий и жилищного  строительства и фонд развития производства.
После принятия в 1965 г. решения о проведении хозяйственной реформы вопросы  управления народным хозяйством были подняты до уровня первостепенных государственных  задач. Важным событием, имевшим крайне большое значение для совершенствования  научного управления производством  в СССР, стала состоявшаяся в июне 1966 г. в Москве Всесоюзная научно техническая  конференция «Проблемы научной  организации управления социалистической промышленностью», на которой с научными докладами выступили видные ученые, занимающиеся проблемами управления: Д.М. Гвишиани, С.Е. Каменицер, Ю.О. Любович и др. Целый ряд докладов касался вопросов применения экономико математических методов, использования ЭВМ и других средств механизации и автоматизации для совершенствования управления.
В период 1965–1966 гг. состоялось более 30 отраслевых и региональных научно технических  конференций и совещаний по проблемам  научной организации труда, производства и управления. В ходе их проведения выявилось существенное отставание теории от практики управления производством, что потребовало принятия самых  энергичных мер для развертывания  широких исследований в области  теории управления.
60–70 е  гг. характеризуются активным изучением  зарубежного опыта по проблемам  организации управления производством.  Проводится значительная работа  по совершенствованию системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.