На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Неосознаваемые процессы в психике человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ 
 
 

      Дисциплина: Общая психология
    На  тему: Неосознаваемые процессы в психике человека 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Содержание 
 

Введение            3
    Неосознаваемые механизмы сознательных действий   4
    Неосознаваемые побудители сознательных действий   9
    «Надсознательные» процессы       11
Заключение          13
Список  используемой литературы       14 

 

Введение

 
   Неосознаваемые  психические процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала нашего века. Уже первые результаты этого изучения фактически нанесли смертельный удар по психологии сознания, вполне соизмеримый с тем, который она получила со стороны бихевиоризма. Цель реферата о знакомиться с фактами неосознаваемого психического, дать классификацию этих фактов.
     Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
    неосознаваемые механизмы сознательных действий;
    неосознаваемые побудители сознательных действий;
    "надсознательные" процессы.
 

    Неосознаваемые  механизмы сознательных действий
 
     Неосознаваемые механизмы сознательных действий можно подразделить на три подкласса.
    неосознаваемые автоматизмы;
    явления неосознаваемой установки;
    неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
     Рассмотрим  более подробно каждый из названных  подклассов.
     Неосознаваемые  автоматизмы
     Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.
     Анализ  автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые  из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и  перестали осознаваться.
     Первые  составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые - автоматизированными действиями, или навыками.
     В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые  формируется очень рано, часто  в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.
     Группа  автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря  формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.
     Путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство.
     Отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержании: представленным в нем оказывается то один, то другой "слой" иерархической системы актов, составляющих данное действие.
     Свойство  любого компонента навыка вновь стать  осознанным очень важно, поскольку  оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его дополнительного  совершенствования или переделки.
     Этим  свойством навыки отличаются от автоматических действий. Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию.
     В психологии много внимания уделялось  проблеме механизмов формирования навыка, которая, как вы уже хорошо понимаете, имеет большое практическое значение.
     Выработка навыка - это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Этим мы обязаны уже собственно физиологическим свойствам и механизмам нашего организма. Он обладает таким замечательным даром: перенимать на себя в ходе автоматизации значительную часть работы, организуемой сознанием.  
 
 

     Явлениям неосознаваемой установки.
     Понятие "установка" заняло в психологии очень важное место, наверное, потому, что явления установки пронизывают  практически все сферы психической  жизни человека.
     В советской психологии существует целое направление - грузинская школа, психологов – которая разрабатывает проблему установки в очень широком масштабе. Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886 - 1950), который создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы силами большого коллектива.
     Установкаготовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.
     Если  навык относится к периоду осуществления действия, то установка - к периоду, который ему предшествует.
     Фактов, демонстрирующих готовность, или  предварительную настройку организма  к действию, чрезвычайно много, и  они очень разнообразны.
     Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно.
     Но  иногда механизмы установки вводят человека в заблуждение (пример необоснованного страха.
     "Ошибки установки", которые проявляются в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к наиболее выразительным ее проявлениям и раньше всего привлекли внимание психологов.
     Но  наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе.
     Д. Н. Узнадзе и его сотрудники подробно изучили условия возникновения  иллюзий каждого типа, но я не буду на них сейчас останавливаться. Важно другое - убедиться, что установка в данном случае была действительно неосознаваемой.
     Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
     Не  все неосознаваемые компоненты действий имеют одинаковую функциональную нагрузку. Некоторые из них реализуют сознательные действия - и они отнесены к первому подклассу; другие подготавливают действия - и они описаны во втором подклассе.
     Так же существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. Этих процессов большое количество.
     В группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.
     Многие  из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, составляют классический объект физиологии.  Эти процессы очень важны для психологов и важность эта определяется двумя обстоятельствами.
     Во-первых, обсуждаемые процессы включены в  общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации.
     Во-вторых, они могут быть использованы как  объективные показатели различных психологических характеристик человека - его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и так далее. Именно с расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии ведется интенсивная разработка так называемых объективных индикаторов (или физиологических коррелятов) психологических процессов и состояний.
     В настоящее время высокая техническая  оснащенность психологического эксперимента позволила изучить и применять  в целях диагностики различных  психических состояний человека (эмоционального возбуждения, напряжения, стресса, концентрации внимания и др.) десятки объективных индикаторов. Среди них и традиционные физиологические показатели, такие как пульс, частота дыхания, кровяное давление, электрическая активность мозга и такие недавно изученные индикаторы, как, например, микродвижения глаз, зрачковая реакция и другие.
 

    Неосознаваемые  побудители сознательных действий
 
     Это тесно связано с именем Зигмунда Фрейда.
     3. Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют три сферы, или области:
     1.  сознание,
     2.  предсознание
     3. бессознательное.
     Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.
     Что же касается области бессознательного, то она обладает совершенно другими свойствами.
     Первое  отличительное свойство бессознательных  представлений - это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, вытеснения и сопротивления.
     З. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.
     Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд.
     Согласно  представлениям 3. Фрейда, невротические  симптомы - это следы вытесненных  травмирующих переживаний, которые  образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен - и тогда невроз лишится своей причины.
     В психоанализе был разработан ряд  методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них - это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений.
     С той же целью используется уже частично знакомый вам ассоциативный эксперимент.
 

    «Надсознательные» процессы
 
     Если  попытаться кратко их охарактеризовать, то можно сказать, что это процессы образования некоего интегрального  продукта большой сознательной работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение.
     Чтобы понять, о чем идет речь, представьте  себе, что вы заняты решением проблемы, о которой думаете, изо дня  в день в течение длительного  времени, исчисляемого неделями и даже месяцами или годами. Это жизненно важная проблема. Вы думаете над каким-то вопросом, или о каком-то лице, или над каким-то событием, которое не поняли до конца и которое вас почему-то очень затронуло, вызвало мучительные размышления, колебания, сомнения. Думая над вашей проблемой, вы перебираете и анализируете различные впечатления и события, высказываете предположения, проверяете их, спорите с собой и с другими. И вот в один прекрасный день все проясняется - как будто пелена падает с ваших глаз. Иногда это случается неожиданно и как бы само собой, иногда поводом оказывается еще одно рядовое впечатление, но это впечатление как последняя капля воды, переполнившая чашу. Вы вдруг приобретаете совершенно новый взгляд на предмет, и это уже не рядовой взгляд, не один из тех вариантов, которые вы перебирали ранее. Он качественно новый; он остается в вас и порой ведет к важному повороту в вашей жизни.
     Таким образом, то, что вошло в ваше сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако вы не имели четкого представления о ходе последнего. Вы знали только то, о чем думали и что переживали в каждый данный момент или в ограниченный период времени. Весь же большой процесс, который по всем признакам происходил в вас, вами вовсе не прослеживался.
     Отличие от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих  двух важных отношениях.
     Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет "надсознательный" процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, то есть  ясное осознание результата, к которому субъект стремится.
     Во-вторых, неизвестен момент, когда "надсознательный" процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.