На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Этнометрические подходы
к сравнительному анализу
хозяйственно-культурных
ценностей
     Экономисты и социологи полагают, что одним из важнейших факторов качественных различий между «богатым Севером» и «бедным Югом» являются различия в ментальных ценностях, западная ментальность гораздо лучше соответствует рыночному хозяйству, чем восточная.
     Насколько же российская ментальность отличается от западной?
     Рассмотрим метод количественного измерения различий экономической ментальности людей разных наций.
     1)«поведенческая экономика» - изучение стереотипов мышления и поведения людей. Главным объектом исследований стали механизмы принятия людьми решений в ситуации неопределенности. В рамках «поведенческой экономики» пока практически нет специальных исследований 
межнациональных различий.

     2)методики количественных компаративистских исследований национальных хозяйственных культур, основанные на сравнении национальной ментальности какой-либо страны с другими национальными ментальностями. Этнометрия — направление этносоциальных исследований, в котором анализируются ментальные характеристики различных этнических групп  с использованием формализованных (математических) методов.
     Рассмотрим четыре этнометрические методики.
1 Исследования Г. Хофстеда
    Гирт Хофстед. занимался изучением того, как ментальные ценности, связанные с особенностями хозяйственной культуры, влияют на трудовое поведение работников  IBM  в разных странах. Во-первых он использовал методику анкетного опроса респондентов, во-вторых - набирать базу данных. Служащие фирмы IBM были схожи между собой по огромному количеству признаков (профессиям, корпоративной культуре, образованию), но единственным принципиальным различием была их национальная культура. Поскольку руководители IBM являлись представителями западной культуры, Хофстед был изначально вынужден «приноравливаться» к культурному уровню своих заказчиков.
     В 1980-е годы он стал заниматься чисто научной работой, и тогда появилась возможность усовершенствовать методику. Новый вариант своей методологии — «Модуль исследования ценностей 1994» рассчитывались индексы пяти ментальных ценностей: индивидуализм; дистанция власти; избегание неопределенности; маскулинность; долгосрочная ориентация (первоначально этот показатель называли «конфуцианским динамизмом»). Каждая из исследованных по Хофстедовой методике стран получает числовые оценки по этим пяти измерениям, которые варьируются обычно в интервале от 0 до 100.
     Показатели Хофстедовой методики.
     Индивидуализм (IDV) — это показатель того, предпочитают ли люди заботиться только о себе и собственных семьях либо имеют склонность объединяться в некие группы, которые несут ответственность за человека в обмен на его лояльность группе. Индивидуалистической является культура, в которой индивидуальные цели ее  членов не менее важны, чем групповые, а связи между отдельными личностями не обременены жесткими обязательствами действовать совместно. Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными.
     Дистанция власти (PDI - Power Distance), — это параметр, описывающий готовность людей принимать неравномерность распределения власти в институтах и организациях. В культурах с высокой дистанцией власти власть рассматривается как наиболее важная часть жизни. В культурах с низкой дистанцией власти преобладает мнение, что основная определяющая власти — это ее компетентность.
     Избегание неопределенности (UAI — Uncertainty Avoidance ) - показатель того, насколько люди терпимы к неясным ситуациям, пытаются уклониться от них посредством выработки четких правил, веря в абсолютную истину и отказываясь терпеть девиантное поведение. Представители культур с высоким уровнем избегания неопределенности ориентируются на четкие правила. В культурах с низким уровнем избегания неопределенности, напротив, принято толерантное отношение к ситуациям неопределенности.
      Маскулинность (MAS — Masculinity) — это оценка склонности людей к напористости и жесткости, сосредоточенности на материальном успехе в ущерб интересу к другим людям. В обществах с повышенным показателем маскулинности социальные роли мужчин и женщин резко различаются. Там считается общепринятой ориентация мужчин на материальный успех и жесткость в занимаемых позициях в противоположность женским ценностям, среди которых главное место занимают скромность и чуткость. В феминных культурах ролевым различиям между мужской и женской частью населения не придается большого значения.
     Долгосрочная ориентация (LTO - Long Te rm Orientation) — показатель того, насколько общество проявляет прагматизм и стратегически ориентируется на будущее, в противоположность 
традиционализму и краткосрочной (тактической) ориентации. С сильной долгосрочной ориентацией люди признают важность настойчивости, статусного принципа взаимоотношений, бережливости и чувства стыда. Низкий показатель конфуцианского динамизма, или краткосрочная ориентация, наоборот, тормозит предпринимательство. Стремление к устойчивости и стабильности при превышении определенной нормы препятствует инициативе, рискованности и гибкости, которые так необходимы предпринимателю в условиях постоянно меняющегося рынка.

     Критика и развитие Хофстедовой методики.
     Главный аргумент «против» — это сомнения в операционализации этих показателей произвольность эмпирических индикаторов, т.е. характеристики, по которым строятся 
индексы, во многом отражают предпочтения самого Хофстеда. Критиками выдвигалась идея о необходимости разработки показателей сквозь призму разных культурных перспектив, а не только с точки зрения культуры, которая заведомо присуща в первую очередь западному человеку.

    2 Исследования, альтернативные методике Хофстеда
    Проект  Всемирного исследования ценностей (WVS)
      Широкомасштабный групповой проект «Всемирное исследование ценностей» (TheWorld  Values Survey  — WVS) под руководством Р. Инглхарта ставил перед собой цель изучить прежде всего динамические процессы — социокультурные и политические изменения, происходящие в современном мире.
      В конце 1990-х годов участники проекта сосредоточились на анализе развития демократической политической культуры в странах так называемой третьей волны демократизации.
     В целом в проекте «Всемирное исследование ценностей» делался акцент на политическую составляющую жизни общества. Речь шла о процессах демократизации и изменениях в культурных ценностях, связанных с этим процессом, об экономической подсистеме общества. Чтобы эффективно сравнивать между собой разные культуры и сделать вывод, что ценностные различия «имеют значение», необходимо было провести кросс-культурный анализ. Результатом работы стал вывод о существовании стабильных различий мировоззрения людей, живущих в богатых обществах, от мировоззрения «бедняков» по целому набору политических, социальных и религиозных норм и представлений.
     Большую часть этой межкультурной вариативности можно было объяснить с помощью двух показателей, выделенных Инглхартом.
     1)доминантами первого показателя («традиционные/секулярно-рациональные ценности») выступают повиновение, национальная гордость, преклонение перед властью и авторитетом. Таким образом, под традиционным понимается такой тип общества, где главенствующие ценности — это Бог, Родина и Семья. Цель жизни в традиционном обществе — сделать все возможное, чтобы родители гордились тобой. Люди в обществах подобного типа ориентированы на социальное согласие. В таких странах отдают предпочтение консенсусу, а не открытому конфликту. Можно сказать, что это общества с ценностями доиндустриального типа.
     2)Во втором показателе Инглхарта («ценности выживания/самовыражения») главенствующую роль играют стремление к самовыражению, защите своих прав, доверие к людям. Общества, для которых характерна ориентация на ценности выживания, развиваются в условиях ненадежности условий жизни и низкого уровня благосостояния.
     3)Другие культурные установки характерны для обществ, в которых выживание рассматривается как нечто само собой разумеющееся и где ориентируются на ценности самовыражения. В этих обществах резко повышается роль таких ценностей, как защита окружающей среды, стремление к участию в принятии решений в экономической и политической жизни общества. Один из показателей равноправия — это признание того, что женщины могут быть политическими лидерами наравне с мужчинами. Общества, достигшие высокого уровня безопасности, во главу угла ставят проблемы доверия, субъективного благосостояния, политической активности и самовыражения. Этническое и культурное разнообразие воспринимается не как угроза, а как стимулирующий фактор.  
     Основное различие между ценностями выживания и ценностями самовыражения заключается в поляризации материалистических и постматериалистических ценностей. Общества, которые уже прошли ступень, связанную с борьбой за выживание, ориентируются на защиту окружающей среды, развитие разного рода общественных движений и, наконец, выдвигают серьезные требования, связанные с экономической и политической демократией. Ничего этого нет в обществах, где 
основную роль продолжает играть борьба за выживание.

   Методика  Ф. Тромпенаарса
     Голландский социальный психолог Фонс  Тромпенаарс считает, что Хофстедовская концепция имеет некоторые существенные ограничения.
     Чтобы их устранить Тромпенаарс предложил свой собственный подход к этнометрии — «Семииндексную культурную модель». Отправной точкой для этой модели служат те процессы, которые конституируют ценностную систему сообщества, влияющую на достижение этим обществом благоденствия. Это семь фундаментальных процессов, к каждому из которых был поставлен определенный культурный показатель.
     Анкета исследования культурных различий между нациями насчитывает 34 вопроса, которые сформулированы как дилеммы.
     1)Первая культурная дилемма Тромпенаарса — это «Универсализм vs. Партикуляризм». В универсалистских культурах законы, общие правила, стандарты и кодексы имеют приоритет над интересами друзей и близких. В таких странах закон и истина рассматриваются как более значимые, чем межличностные отношения. Для партикуляристских культур главным является, наоборот, не буква, а дух закона. Поэтому отношения строятся в них на человеческой дружбе, человеческих отношениях и конкретной ситуации. Здесь межличностные связи важнее абстрактных 
правил, поэтому поведение человека сильно зависит от конкретных обстоятельств и вовлеченных в ситуацию людей.

     2)Следующая культурная дилемма Тромпенаарса — это «Индивидуализм vs. Коммунитарность». В обществах с высоким показателем индивидуализма интересы личности (личные достижения и благосостояние) ставятся выше интересов группы. Качество жизни непосредственно зависит от возможностей индивидуальной свободы и личностного развития. При преобладании коммунитарности интересы группы превалируют над индивидуальными интересами. Качество жизни зависит, по мнению людей, от того, как они заботятся о своих согражданах, даже ценой собственной свободы.
     3)Остальные культурные дилеммы, используемые Тромпенаарсом, таковы: «Специфичность vs. Диффузность» (как люди воспринимают окружающий мир — как сумму самостоятельных компонентов или как единое целое); «аффективность vs. Нейтральность» (насколько люди стесняются публичного проявления сильных чувств и эмоций); «Достигнутое vs. Предопределенное» (ценятся ли в обществе личные достижения или индивид оценивается по социальному статусу, полученному при рождении); «внешний контроль vs. Внутренний контроль» (считают ли люди, что внешней средой надо управлять, или же они стремятся жить в гармонии с окружающим миром); «Последовательность vs. Синхронность» (различия между культурами строятся на структурировании времени и ориентации на прошлое, настоящее или будущее).
     Важную особенность методики Тромпенаарса: для расчета каждого из ценностных индексов он предлагал респондентам несколько ситуационных «задачек», и индексом считался процент респондентов в каждой стране, которые выбирали «правильный» ответ. 

     Если свести в одну таблицу все показатели этнометрических методиках, будет видно, что наиболее общей частью различных этнометрических методик являются показатели, характеризующие ментальные ценности индивидуализма и иерархичности, Следовательно,  анализируя особенности российской экономической ментальности, надо обратить первостепенное внимание на индикаторы индивидуализма и иерархии.
       
      3 Россия в этнометрических координатах
    Какое место занимает наша страна на ментальных «картах мира», построенных при помощи разных этнометрических методик?
   Россия  на Хофстедовой «карте мира».
     Значения двух Хофстедовых показателей России, сопоставимые с основным массивом данных по другим странам мира, можно описать так: для  IDV   50 — 60 пунктов, данная оценка достаточно надежна, хотя возможны отклонения в сторону более высоких оценок; для PDI   вероятно, 40 — 50 пунктов, но надежность этой оценки низкая, возможна сильная дисперсия в обе стороны.
     Если посмотреть на «карту» ценностных показателей разных стран мира, найти место России на ней и определить какие страны наиболее близки к России по своей хозяйственной культуре, то будет видно, что Россия находится между Западом и Востоком.
     Страны западно-европейской культуры (Запад), для них типичны сильный индивидуализм и низкая дистанция власти. Страны же Азии, Африки и Латинской Америки (Восток), демонстрируют слабый идивидуализм и высокую дистанцию власти. Россия занимает промежуточную позицию между Востоком и Западом. Мы, россияне, почти в равной степени отличаемся и от «нормального» Запада, и от «нормального» Востока — мы не нормальны и по западным, и по восточным меркам. Впрочем, согласно последним данным Россия чуть ближе к Западу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.