Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие психики и сознания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание
Введение…………………………………………………………………..1
Развитие психики  в филогенезе……………………………………….2
Этапы развития психики в процессе эволюции животного  мира….7
Сознание как  высший этап развития психики……………………….9
Предпосылки возникновения  сознания………………………………..13
Роль труда  и орудий деятельности в возникновении  сознания……15
Характеристики  сознания………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………25 

            Введение
Психика — общее  понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией  как наукой. Есть два различных  философских понимания природы  и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому  пониманию психические явления  представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием  и самопознания (рефлексия). 
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1
                               Развитие психики в филогенезе   
Возникновение психики связывают с формированием  на определенном этапе развития способности  к активному перемещению в  пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством  активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском  необходимых предметов. В рамках эволюционного развития живых существ  происходят качественное изменение  психики, обусловленное усложнением  их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить  на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика — как способность  ощущения — возникла из раздражимости  живых существ и развивалась  в связи с образованием и развитием  их нервной системы. 
   
Раздражимость — основное свойство живых организмов, которое представляет собой способность живого реагировать на внешние воздействия внутренними (исходно биологические) изменениями. Может включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека. 
   Одной из форм активности живого являются 
тропизмы (греч. Tropos — поворот, направление) — изменение направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых раздражителей (свет, притяжение земли, химические раздражители). Г. Лебон рассматривал тропизмы как основу жизнедеятельности животных. 
   Следующей стадией развития активности живого являются 
таксисы (греч. Taxis — порядок, расположение) — инстинктивная форма пространственной ориентации животных. В соответствии с ними начинается движение либо по направлению к благоприятным, жизненно необходимым элементам окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы). 
   Виды: 
   — фототаксисы, как реакции на свет, 
   — хемотаксисы на химические раздражители, 
   — термотаксисы на температурные изменения, 
   — геотаксисы на силу тяжести, 
   — гидротаксисы на течение жидкостей. 
   Для одноклеточных и многих низших многоклеточных животных характерны:

2
 
   — ортотаксисы, как реакции на ускорение или замедление передвижения 
   — клинотаксисы, как реакции на изменение направления передвижения на определенный угол. 
   
Инстинкты (лат. Instinctus — побуждение) — генетически запрограммированная система поведения, которая проявляется в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида. Они обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая относительно вариативна, и завершающую, более постоянную. Инстинкты принадлежат, прежде всего, к пищевой, защитной, репродуктивной сферам, характерным для данного вида. 
   
Орудийные действия животных — форма поведения животных с использованием предметов для осуществления воздействия на другие предметы. Используемое „орудие“ является лишь посредником между организмом и другими предметами окружающей сред, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия и т.д.). 
   Учение о 
высшей нервной деятельности И.П. Павлова. 
   По мере развития мозга возникает возможность прижизненно изменять индивидуальное поведение, за счет чего родовая основа поведения, основанная на инстинктах, существенно оптимизируется. Этот процесс был рассмотрен И.П. Павловым (1849–1936) в его учения о высшей нервной деятельности. Основываясь на представлениях И.М. Сеченова о сигнальной функции внешних раздражителей, И.П. Павлов предложил единицами поведения рассматривать безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. 
   
Рефлекс (лат. Reflexus — отраженный) — форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздействием на анализатор какого–либо определенного фактора внешней или внутренней среды. Проявляется в сокращении мышц, выделении секреции и т.д. Основные положения о механизмах действия
3 

рефлекса были сформулированы Р. Декартом.                                     
В соответствии с классификацией, предложенной И.П. Павловым, выделяют: 
   — условные рефлексы, 
   — безусловные рефлексы. 
   
Безусловный рефлекс — форма рефлекса, который всегда реализуется при действии на организм определенных раздражителей. Генетически обусловлен нервной связью между органами восприятия и исполнительными органами. 
   Особенности связи между органами восприятия и исполнительными органами были постулированы в 
теории функционального круга Я. Икскюля. В этой теории в рамках субъективно–идеалистического учения о мире объяснялось взаимодействие организма и окружающей среды. Исходной выступала та предпосылка, что окружающий мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в том аспекте, который соответствуют его потребностным состояниям. Реализация этих потребностных состояний предполагает согласование двух сторон представленного субъекту мира. С одной стороны, это — „перцептуальный мир“ (Merkwelt), мир восприятия, „все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им“. В качестве примера он приводит самку клеща, которая может в течение многих месяцев ждать нужного момента, чтобы, наконец, отцепиться от ветки и упасть на спину пробегающему зверю — при этом она не реагирует ни на какие другие раздражители, кроме запаха масляной кислоты и тепла. С другой стороны, окружающий мир предстает для субъекта как „операциональный мир“ (Wirkwelt), как мир действий, „все, на что воздействует субъект, превращается в его мир действий“. Так для клеща объект (зверь) предстает не только как носитель собственных признаков, но и как „поле деятельности“ (наличие открытого, незащищенного места для укуса). Мир восприятия и мир действия существуют во взаимном соответствии друг с другом, образуя „функциональный круг“. На основе этих представлений автором делалось заключение, что каждый животный организм оптимально приспособлен к той среде, в которой традиционно живет, и что, по степени сложности его организации можно судить о сложности среды его обитания. 
   Среди видов безусловных рефлексов выделяют: 
   — простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу

4
отдельных органов  и систем (сужение зрачков под  действием света, кашель при попадании  в гортань инородного тела), 
   — более сложные, лежащие в основе инстинктов и образованные экологически валидными последовательностями безусловных рефлексов. 
   
Условный рефлекс — форма рефлекса, которая представляет собой динамическую связь между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально запускаемой безусловным раздражителем. 
   Для объяснения условного рефлекса на уровне мозга было введено понятие
временной нервной связи, как механизма, обеспечивающего функциональную связь между отдельными структурами нервной системы при воздействии двух или более событий актуальной внешней среды. 
   В ходе многочисленных экспериментальных исследований, проведенных в школе И.П.Павлова, были определены правила выработки условных рефлексов: 
   — совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго ведет к образованию временной связи; 
   — при отсутствии подкрепления (в результате многочисленного неподкрепления) условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается. 
   В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения. 
   Для объяснения возможности развития психики человека на основе общественного опыта И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем. 
   
Первая сигнальная система  (лат. Signum – знак и греч. Systema – соединение) — вид сигнальной системы, как ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условно–рефлекторными реакциями. 
   
Вторая сигнальная система — вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде всего словесные, сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей.
5
 
   Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то И.П. Павловым было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный — преобладание второй сигнальной системы, а средний как уравновешенный по этому признаку. 
   
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6
   Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира
Как же начиналось и шло развитие психики и поведения  у животных? 
Материалистически точно-ответить на этот вопрос сейчас, когда на Земле давно уже не осталось практически никаких следов этих процессов, невозможно. Ныне живущие простейшие существа — обладатели элементарных форм психического отражения — это не те, с которых, вероятно, начиналась эволюция психического. Ведь вместе с человеком и другим живым миром они прошли миллионы лет эволюции, и вряд ли можно рассчитывать на то, что за такое колоссальное время они не изменились. Мы сейчас в лучшем случае можем высказывать более или менее вероятные предположения о том, как все это было, начиналось и шло. 
Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева—Фабри. 
Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней . Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются  определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного  развития то и другое взаимодействуют  друг с другом. Совершенствование  движений ведет к улучшению приспособительной  деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению  нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется  совершенствованием психики.
Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.
 
7

Низший уровень  стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется  тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера. 
Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8
                   Сознание как высший этап развития психики
Сознание  является высшим уровнем отражения  человеком действительности, если психику  рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических  позиций. В истории психологической  науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор  не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания  возникало множество самых сложных  вопросов. Именно по этой причине глава  о сознании, несмотря на важнейшее  значение этого явления в понимании  психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.  
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.  
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.  
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.  
Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением 

 
 
                                                        9 
 
говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.  
Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.  
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.  
Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.  
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.  
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.  
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. 

 
                                                    10 
Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.  
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.  
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.  
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.  
 
 
 
                                                   11

Смыслом слова в психологии называют ту часть  его значения или то специфическое  значение, которое слово приобретает  в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной  с ним части значения, связано  множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово  вызывает в сознании конкретного  человека.  
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       12 

Предпосылки возникновения сознания
  "Предпосылки,  с которых мы  начинаем,   -   читаем  мы  в "Немецкой
идеологии",  -  не  произвольны,  они  -  не  догмы;  это  -  действительные
предпосылки,  от  которых  можно  отвлечься  только  в  воображении.  Это  -
действительные   индивиды,   их   деятельность  и  материальные  условия  их
жизни..." Предпосылки эти вместе с тем составляют  три необходимых основных момента,   три   звена,   диалектические  связи  которых   образуют   единую саморазвивающуюся систему.
     Уже   в  самой  телесной  организации  индивидов  заключена необходимость того,  что  они  вступают  в  активное  отношение  к внешнему  миру;  чтобы существовать, они должны действовать, производить  необходимые им средства к жизни. Воздействуя на внешний мир, они изменяют его; этим они также изменяют и  самих себя.  Поэтому  то, что они  представляют  собой,  определяется  их деятельностью, обусловленной уже  достигнутым уровнем развития  ее средств и форм ее организации.
     Только  в ходе развития этих  отношений   развивается также и психическое
отражение   людьми  реальности.   "...Люди,  развивающие  свое  материальное производство  и  свое материальное  общение,  изменяют  вместе  с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления".
     Иными  словами, мышление, сознание определяются  реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание,  как  продукт развития  указанной системы объективных отношений.  В  своем  саморазвитии система эта  образует различные  инфраструктуры,  отношения и  процессы, которые могут становиться
предметом изучения отдельных наук. Однако  марксистское требование состоит в том, чтобы они рассматривались  внутри этой общей системы, а не изолированно от нее. Требование  это,  разумеется, относится  также и к  психологическому изучению людей, к психологической науке.
     Старая  метафизическая  психология знала   только  абстрактные индивиды, подвергающиеся  воздействию  противостоящей  им  внешней  среды и, со  своей стороны,  проявляющие  присущие  им  психические   способности:  восприятие, мышление, волю, чувства. Безразлично, мыслится ли при этом индивид как некая реактивная машина  (хотя  бы  и очень  сложно  запрограммированная),  или он наделяется  автохтонно  проявляющимися духовными силами. Подобно высмеянному Марксом  святому  Санчо, наивно полагавшему, что ударом  стали мы  высекаем огонь,   хранящийся   в   камне,  психолог-метафизик   думает,  что  психика извлекается  из  самого  субъекта,  из  его  головы.  Как  и  Санчо,  он  не подозревает,  что  огненные частички отделяются не от  камня, а  от стали и,
                                                          13
главное,  что  все дело - в  раскаляющем эти  частички взаимодействии камня и стали.   Психолог-метафизик  тоже  упускает  главное   звено   -   процессы, опосредующие связи субъекта с реальным миром,  процессы, в которых только  и происходит  психическое отражение им  реальности,  переход  материального  в идеальное. А это суть  процессы  деятельности субъекта, первоначально всегда внешней  и  практической,  а  затем  приобретающей  также  форму  внутренней деятельности, деятельности сознания.
     Анализ  деятельности  и  составляет  решающий  пункт  и  главный   метод
научного  познания   психического  отражения,  сознания.  В   изучении  форм общественного  сознания  -  это  анализ  бытия  общества,  свойственных  ему способов   производства  и  системы  общественных   отношений;  в   изучении индивидуальной  психики  -  это  анализ деятельности  индивидов  в   данных общественных условиях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого их них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14
Роль  труда и орудий деятельности в возникновении  сознания
Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животноподобных предков  человека, является возникновение труда  и образование на его основе человеческого  общества. "...Труд, - говорит Энгельс,- создал самого человека". Труд создал и сознание человека.
     Возникновение и развитие труда, этого первого  и основного условия существования  человека, привело к изменению  и очеловечению его мозга, органов  его внешней деятельности и органов  чувств. "Сначала труд, - так говорит  об этом Энгельс, - а затем и вместе с ним членораздельная речь явились  двумя самыми главными стимулами, под  влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходитего по величине и совершенству"26. Главный  орган трудовой деятельности человека - его рука - могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. "Только благодаря  труду, благодаря приспособлению к  все новым операциям... человеческая рука достигла той высокой ступени  совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать  к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини".
Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и  черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных  видов обезьян более чем в два раза (600 см3 и 1400 см3).
Еще резче выступает  различие в величине мозга обезьян  и человека, если мы сравним его  вес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга - 350 г, мозг человека весит 1400 г.
Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян  обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.
15
     Уже у неандертальского человека, как  показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного  развития. Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга новые, специфически человеческие черты при исследовании так называемого проекционного  двигательного поля. Если осторожно  раздражать электрическим током  различные точки этого поля, то по вызываемому раздражением сокращению различных мышечных групп можно  точно представить себе, какое  место занимает в нем проекция того или иного органа. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематического и, конечно, условного  рисунка. Из этого рисунка, выполненного в определенном масштабе, видно, какую относительно большую поверхность занимает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как рука (кисть) и особенно органы звуковой речи (мышцы рта, языка, органы гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в условиях человеческого общества (труд, речевое общение).
Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания; очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы; развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи. В свою очередь, развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, "давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию".Создаваемые трудом отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой в силу естественной взаимозависимости развития органов и изменение организма в целом.
16
Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению  всего физического облика человека, к изменению всей его анатомофизиологической организации.
Конечно, возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо  наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания  предметов передних конечностей, все  более освобождающихся от функции  ходьбы, что объясняется тем образом  жизни, который вели животные предки человека - все это создавало физические предпосылки для возможности  производить сложные трудовые операции.
Подготавливался процесс труда и с другой стороны. Появление труда было возможно только у таких животных, которые жили целыми группами и у которых существовали достаточно развитые формы совместной жизни, хотя эти формы были, разумеется, еще очень далеки даже от самых примитивных форм человеческой, общественной жизни. О том, насколько высоких ступеней развития могут достигать формы совместной жизни у животных, свидетельствуют интереснейшие исследования Н. Ю. Войтониса и Н. А. Тих, проведенные в Сухумском питомнике. Как показывают эти исследования, в стаде обезьян существует уже сложившаяся система взаимоотношений и своеобразной иерархии с соответственно весьма сложной системой общения. Вместе с тем эти исследования позволяют лишний раз убедиться в том, что, несмотря на всю сложность внутренних отношений в обезьяньем стаде, они все же ограничены непосредственно биологическими отношениями и никогда не определяются объективно-предметным содержанием деятельности животных.
17
Наконец, существенной предпосылкой труда служило  также наличие у высших представителей животного мира весьма развитых, как  мы видели, форм психического отражения  действительности.
Все эти  моменты и составили в своей  совокупности те главные условия, благодаря  которым в ходе дальнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде общество.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.