На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теоретические методы научного исследования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          
  «Удивления  достойно, что философский камень не имеет ни малейшего  отношения ни к  философии, ни к геологии». (Фома Евграфович Топорищев)
  

            Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука. 

             Наука — общественное явление,  социальный институт и отрасль  культуры. Это сфера человеческой  деятельности по добыванию и  теоретической систематизации объективно  истинных знаний о бытии. Наука  включает в себя научное сознание  своих субъектов, учреждения науки  и научные отношения. Научные  отношения есть единство научного  общения, поведения и деятельности  его субъектов. 

            1   Понятие научного исследования
          Научное исследование, процесс выработки  новых научных знаний, - один из  видов познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется  объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой  по-разному в различных областях  науки). Основными компонентами  научного исследования являются: постановка задачи; предварительный  анализ имеющейся информации, условий  и методов решения задач данного  класса; формулировка исходных гипотез;  теоретический анализ гипотез;  планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ  и обобщение полученных результатов;  проверка исходных гипотез на  основе полученных фактов; окончательная  формулировка новых фактов и  законов, получение объяснений  или научных предсказаний. 
        Для прикладных научных исследований  выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов  в производство. Структура научного  исследования определяется различными  комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться  в различном порядке с определёнными  повторениями и изменениями. В  ряде случаев те или иные  этапы могут отсутствовать (например, при экспериментальной проверке  ранее выдвинутых гипотез и  т. п.). 

       2 Техника, процедура и методика научного исследования 

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий, способ организации исследования. 

Методика  – это совокупность способов и приемов познания. Под методикой научного исследований понимают систему способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации. 

             3  Методология   и   метод
Методология - это  учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. 

Методология науки  об управлении персоналом, в частности, - это учение о принципах построения системы управления  человеческими  ресурсами. При любых исследованиях, теоретических построениях эти  принципы должны обязательно учитываться.  

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического  освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта. Ф. Бэкон  сравнивал правильный научный метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. 

Методы могут  быть классифицированы по различным  признакам и соотношениям. 
 

                 Классификация методов
1).Методы исследования  классифицируют по отраслям науки:  математические, биологические, медицинские,  социально-экономические, правовые  и т.д. 

2). В зависимости  от содержания изучаемых объектов  различают методы естествознания  и методы социально-гуманитарного  исследования. 

3). В зависимости  от сферы применения и степени  общности различают методы: 

-  всеобщие (философские), действующие во всех науках  и на всех этапах познания; 

-  общенаучные,  которые могут применяться в  гуманитарных, естественных и технических  науках; 

-  частные  – для родственных наук;
-  специальные  – для конкретной науки, области  научного познания.  

4). И, наконец,  в зависимости от уровня познания,  выделяют методы эмпирического,  теоретического и метатеоретического  уровней.Что касается последнего, то  в  нем взаимосвязаны   и эмпирический,  и теоретический.  На эмпирическом устанавливаются  новые факты науки и на основе  их обобщения формулируются эмпирические  закономерности. На теоретическом  уровне выдвигаются и формулируются  общие для данной предметной  области закономерности, позволяющие  объяснить ранее открытые факты  и закономерности, а также предсказать  и предвидеть будущие события  и факты. 
 

К методам эмпирического  уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д. 

К методам теоретического уровня причисляют:  аксиоматический, конструктивистский, прагматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, идеализацию, абстрагирование, также общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование) и др. 

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые  ученые к этому уровню относят  метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов. 
 

               5  Теоретические методы  научного  исследования
    
  В общем понятии,  теория представляет собой систему понятий законов и принципов, позволяющая описать и объяснить некоторую группу явлений. Факты и теории не противостоят друг другу, а образуют единое целое. Разница между ними состоит в том, что факты выражают нечто единичное, а теория имеет дело с общим.
      
        Основные  методы, с помощью которых реализуется теоретическое знание  (аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-индуктивный и прагматически). 

    Аксиоматический
При использовании  аксиоматического метода научная теория строится в виде системы аксиом (положений, принимаемых без логического  доказательства) и правил вывода, позволяющих  путем логической дедукции получить утверждения данной теории (теоремы). Аксиомы не должны противоречить  друг другу, желательно также, чтобы  они не зависели друг от друга.
 Аксиоматический  метод – один из способов  дедуктивного построения научных  теорий, при котором:
    ·      формулируется система основных  терминов науки (например, в геометрии  Эвклида – это понятия точки,  прямой, угла, плоскости и др.);
    ·      из этих терминов образуется  некоторое множество аксиом (постулатов) – положений, не требующих  доказательств и являющихся исходными,  из которых выводятся все другие  утверждения данной теории по  определенным правилам (например, в  геометрии Эвклида: «через две  точки можно провести только  одну прямую»);
    ·      формулируется система правил  вывода, позволяющая преобразовывать  исходные положения и переходить  от одних положений к другим, а также вводить новые термины  (понятия) в теорию;
    ·      осуществляется преобразование  постулатов по правилам, дающим  возможность из ограниченного  числа аксиом получать множество  доказуемых положений – теорем. Таким образом, для вывода теорем  из аксиом (и вообще одних формул  из других) формулируются специальные  правила вывода. Все понятия теории (обычно дедуктивные), кроме начальных,  вводятся посредством определений,  выражающих их через ранее  введенные понятия. Следовательно,  доказательство в аксиоматическом  методе – это некоторая последовательность  формул, каждая из которых либо  есть аксиома, либо она получается  из предыдущих формул по какому-либо  правилу вывода.
    Аксиоматический  метод – только один из методов  построения научного знания. Он  имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня  развития аксиоматизируемой содержательной  теории. 

    Конструктивистский  метод.
Наряду с аксиоматическим, используется в математических науках и информатике. В этом методе развертывание теории начинается не с аксиом, а с понятий, правомерность использования которых считается интуитивно оправданной. Кроме того, задаются правила построения новых теоретических конструкций. Научными считаются лишь те конструкции, которые действительно удалось построить. Этот метод считается лучшим средством против появления логических противоречий: концепт сконструирован, следовательно, сам путь его построения непротиворечив. 

    Гипотетико-дедуктивный  метод или метод  гипотез.
 Основу этого  метода составляют гипотезы обобщающей  силы, из которых выводится все  остальное знание. Пока гипотеза  не отвергнута, она выступает  в качестве научного закона. Гипотезы, в отличие от аксиом, нуждаются  в экспериментальном подтверждении.
        Этот метод основан тем самым  на выведении (дедукции) заключений  из гипотез и других посылок,  истинное значение которых неизвестно. Поэтому заключения тут носят  вероятностный характер. Такой характер  заключения связан еще и с  тем, что в формировании гипотезы  участвует и догадка, и интуиция, и воображение, и индуктивное  обобщение, не говоря уже об  опыте, квалификации и таланте  исследователя. Все эти факторы  почти не поддаются строго  логическому анализу.
    Исходные  понятия: гипотеза (предположение)  – положение, выдвигаемое в  начале предварительного условного  объяснения явления или группы  явлений; предположение о существовании  некоторого явления. Истинность  такого допущения неопределенна,  оно проблематично.
    Дедукция (выведение):
    1) в  самом общем смысле – это  переход в процессе познания  от общего к частному (единичному), выведение последнего из первого;
    2) в  специальном смысле – процесс  логического вывода, т. е. перехода  по определенным правилам логики  от некоторых данных предположений  (посылок) к их следствиям (заключениям).
    С  логической точки зрения гипотетико-дедуктивный  метод представляет собой иерархию  гипотез, степень абстрактности  и общности которых возрастает  по мере удаления от эмпирического  базиса. На самом верху располагаются  гипотезы, имеющие наиболее общий  характер, и поэтому обладающие  наибольшей логической силой.  Из них, как посылок, выводятся  гипотезы более низкого уровня. На самом низшем уровне находятся  гипотезы, которые можно сопоставить  с эмпирической действительностью.
    Разновидностью  гипотетико-дедуктивного метода  можно считать математическую  гипотезу, где в качестве гипотез  выступают некоторые уравнения,  представляющие модификацию ранее  известных и проверенных соотношений.  Изменяя эти соотношения, составляют  новое уравнение, выражающее гипотезу, которая относится к неисследованным  явлениям. Гипотетико-дедуктивный метод  является не столько методом  открытия, сколько способом построения  и обоснования научного знания, поскольку он показывает, каким  именно путем можно прийти  к новой гипотезе. На ранних  этапах развития науки этот  метод особенно широко использовался  Галилеем и Ньютоном.  

     4. Прагматический метод.
 Широко применяется в технических и гуманитарных науках.  Суть его составляет логика т.н. практического вывода. Например, субъект «Л» хочет осуществить «A», при этом он считает, что не сможет осуществить «A», если не осуществит «С». Следовательно, «А» принимается за совершение «С». Логические построения при этом выглядят так: А-> Р-> С. При конструктивистском же методе построения имели бы следующий вид:         А-> С-> Р. В отличие от гипотетико-дедуктивного вывода, при котором информация о факте подводится под закон, при практическом выводе информация о средстве «С» должна соответствовать поставленной цели «Р», которая согласуется с некоторыми ценностями.
       Нужно сказать, что в случаях, если рассмотренные выше методы оказываются неприемлемы,  обращаются  к  описательным методам . Описание изучаемых явлений может быть словесным, графическим, схематическим, формально-символическим. Описательные методы часто являются той стадией научных исследований, которая ведет к достижению более развитых научных методов. Часто такой метод является наиболее адекватным, поскольку современная наука часто имеет дело с такими явлениями, которые не подчиняются слишком жестким требованиям. 

Методы, используемые на теоретическом уровне  научного исследования
(абстрагирование,  формализация, идеализация,  обобщение).
    Абстрагирование.
    Метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.
     Абстрагирование, Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – это: 

    ·      сторона, момент, часть целого, фрагмент  действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); 

    ·      процесс мысленного отвлечения  от ряда свойств и отношений  изучаемого явления с одновременным  выделением интересующих познающего  субъекта в данный момент свойств  (абстрагирование); 

    ·      результат абстрагирующей деятельности  мышления (абстракция в узком  смысле). 

    Это  различного рода «абстрактные  предметы» – отдельно взятые  понятия и категории («белизна»,  «развитие», «мышление» и пр.) и  их системы, Наиболее развитыми  из них являются математика, логика  и философия. 

    Выяснение  того, какие из рассматриваемых  свойств являются существенными,  а какие второстепенными –  главный вопрос абстрагирования.  Вопрос о том, что в объективной  действительности выделяется абстрагируемой  работой мышления, а от чего  мышление отвлекается, в каждом  конкретном случае зависит, прежде  всего, от природы изучаемого  предмета, а также от задач  познания. В ходе своего исторического  развития наука восходит от  одного уровня абстрактности  к другому, более высокому. Существуют  различные виды абстракций: 

    ·     Абстракции отождествления, в результате  которых выделяются общие свойства  и отношения изучаемых предметов  (от остальных свойств при этом  отвлекаются). Здесь образуются соответствующие  им классы на основе установления  равенства предметов в данных  свойствах или отношениях, осуществляется  учет тождественного в предметах  и происходит абстрагирование  от всех различий между ними. 

    ·     Изолирующая абстракция – акты  «чистого отвлечения», выделяются  некоторые свойства и отношения,  которые начинают рассматриваться  как самостоятельные индивидуальные  предметы («абстрактные предметы»  – «доброта», «белизна» и т.  п.). 

    ·     Абстракция актуальной бесконечности  в математике – бесконечные  множества рассматриваются как  конечные. Исследователь отвлекается  от  принципиальной невозможности  зафиксировать и описать каждый  элемент бесконечного множества,  принимая такую задачу как  решенную. 

    ·     Абстракция потенциальной осуществимости  – основана на том, что может  быть осуществлено любое, но  конечное число операций в  процессе математической деятельности. 

    Абстракции  различаются также по уровням  (порядкам). Абстракции от реальных  предметов – это абстракции  первого порядка. Абстракции от  абстракций первого уровня –  абстракции второго порядка и  т. д. Самым высоким уровнем  абстракции обладают философские  категории. 

    Идеализация  и  формализация чаще всего рассматриваются как специфические виды абстрагирования.
      Идеализация
Теория, как правило, строится таким образом, что описывает  не окружающую действительность, а  идеальные объекты, такие как  материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д. Такой  научный концепт называется идеализацией. Идеализация представляет собой  мысленно сконструированное понятие  о таких объектах, процессах и  явлениях, которые вроде бы не существуют, но имеют образы или прообразы. Например, прообразом материальной точки может  служить маленькое тело. Идеальные  объекты, в отличие от реальных, характеризуются  не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, свойствами материальной точки является масса  и возможность находиться в пространстве и времени.
       Кроме того, в теории задаются взаимоотношения между идеальными объектами, описываемые законами. Из первичных  идеальных объектов также можно конструировать производные объекты. В итоге теория, описывающая свойства идеальных объектов, взаимоотношения между ними и свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способна описать все многообразие данных. 

    В  процессе идеализации происходит  предельное отвлечение от всех  реальных свойств предмета с  одновременным введением в содержание  образуемых понятий признаков,  не реализуемых в действительности. В результате образуется так  называемый «идеализированный объект»,  которым может оперировать теоретическое  мышление при отражении реальных  объектов. В результате идеализации  образуется такая теоретическая  модель, в которой характеристики  и стороны познаваемого объекта  не только отвлечены от фактического  эмпирического материала, но и  путем мысленного конструирования  выступают в более резко и  полно выраженном виде, чем в  самой действительности. 

    Примерами  понятий, являющихся результатом  идеализации, являются такие понятия,  как «точка» (нельзя найти в  реальном мире объект, представляющий  собой точку, т. е. объект  без измерений); «прямая линия», «абсолютно  черное тело», «идеальный газ». Идеализированный объект, в конечном  счете, выступает как отражение  реальных предметов и процессов.  Образовав с помощью идеализации  о такого рода объектах теоретические  конструкции, можно и в дальнейшем  оперировать с ними в рассуждениях  как с реально существующей  вещью и строить абстрактные  схемы реальных процессов, служащие  для более глубокого их понимания. 

    Таким  образом, идеализированные предметы  не являются чистыми фикциями, не имеющими отношения к реальной  действительности, а представляют  собой результат весьма сложного  и опосредованного ее отражения.  Идеализированный объект представляет  в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по  некоторым жестко фиксированным  признакам. Он представляет собой  упрощенный и схематизированный  образ реального предмета. Теоретические  утверждения, как правило, непосредственно  относятся не к реальным объектам, а к идеализированным объектам, познавательная деятельность с  которыми позволяет устанавливать  существенные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных  объектов, взятых во всем многообразии  их эмпирических свойств и  отношений. Идеализированные объекты  – результат различных мыслительных  экспериментов, направленных на  реализацию некоторого нереализуемого  в природе случая. В развитых  научных теориях обычно рассматриваются  не отдельные идеализированные  объекты и их свойства, а целостные  системы идеализированных объектов  и их структуры. 

    2.2 Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Она базируется на различении естественных и искусственных языков. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Естественные языки как средство общения характеризуются многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся система, постоянно приобретающая новые смыслы и значения.
        Дальнейшее  углубление формализации связано  с построением искусственных  (формализованных) языков, предназначенных  для более точного и строгого  выражения знания, чем естественный  язык, с целью исключения возможности  неоднозначного понимания, характерного  для естественного языка (язык  математики, химии и др.). Символические  языки математики и других  точных наук преследуют не  только цель сокращения записи, что можно сделать с помощью  стенографии. Язык формул искусственного  языка становится инструментом  познания и играет такую же  роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в  эмпирическом познании. Использование  специальной символики позволяет  устранить многозначность слов  обычного языка, поскольку в  формализованных рассуждениях каждый  символ – строго однозначен.
        Значение  формализации в научном познании  состоит в следующем:
        ·      формализация позволяет анализировать,  уточнять, определять и разъяснять (эксплицировать) понятия. Обыденные  представления, выражаемые в разговорном  языке, хотя и кажутся более  ясными и очевидными с точки  зрения здравого смысла, оказываются  неподходящими для научного познания  в силу их неопределенности, неоднозначности  и неточности;
        ·      она приобретает особую роль  при анализе доказательств. Представление  доказательства в виде последовательности  формул, получаемых из исходных  согласно точно указанных правил  преобразования, придает ему необходимую  строгость и точность;
       ·      формализация служит основой  для процессов алгоритмизации  и программирования вычислительных  устройств, а тем самым и  компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.
        Главное  в процессе формализации состоит  в том, что над формулами  искусственных языков можно производить  операции, получать из них новые  формулы и соотношения. Тем  самым операции с мыслями о  предметах заменяются действиями  со знаками и символами. В  этом смысле формализация представляет  собой логический метод уточнения  содержания мысли посредством  уточнения ее логической формы.  Таким образом, формализация –  это обобщение форм различных  по содержанию процессов, абстрагирование  этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем  выявления его формы и может  осуществляться с разной степенью  полноты.
    Итак, как уже  отмечалось, идеализация и формализация могут    рассматриваться разновидностями абстрагирования.  

    Обобщение.
Еще один тесно  связанный с абстрагированием метод  –   обобщение. Это процесс установления общих свойств и признаков предметов. Оно тесно связано с абстрагированием. Гносеологической основой обобщения являются категории общего и единичного.  Всеобщее (общее) – категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат нескольким единичным явлениям или всем предметам данного класса.
    Необходимо  различать два вида общего:
    а)  абстрактно-общее как простая  одинаковость, внешнее сходство, поверхностное  подобие ряда единичных предметов  (так называемый «абстрактно-общий  признак», например, у всех людей  – в отличие от животных  – наличие ушной мочки). Данный  вид всеобщего, выделенного путем  сравнения, играет в познании  важную, но ограниченную роль;
    б)  конкретно-общее как закон существования  и развития ряда единичных  явлений в их взаимодействии  в составе целого, как единство  в многообразии. Данный вид общего  выражает внутреннюю, глубинную,  повторяющуюся у группы сходных  явлений основу – сущность  в ее развитой форме, т. е.  закон.  Общее неотрывно от  единичного (отдельного) как своей  противоположности, а их единство  – особенное. Единичное (индивидуальное, отдельное) – философская категория,  выражающая специфику, своеобразие  именно данного явления (или  группы явлений одного и того  же качества), его отличие от  других. Она тесно связана с  категориями всеобщего (общего) и  особенного. 

    В  соответствии с двумя видами  общего различают виды научных  обобщений: выделение любых признаков  (абстрактно-общее) или существенных (конкретно-общее, закон).   Обобщение  не может быть беспредельным.  Его пределом являются категории,  которые не имеют родового  понятия и потому обобщить  их нельзя. 

    Методы,   преимущественно,  формально-логического  познания (аналогия и моделирование, индукция,  дедукция).
    Аналогия.
 Умозаключение  о сходстве объектов в определенном  отношении на основе их сходства  в ряде иных отношений.
Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно  широко – как перенос информации об одних объектах на другие – составляют гносеологическую основу моделирования, метода исследования объектов на их моделях. 

    Моделирование.
Модель (лат. modulus – мера, образец) – в логике и  методологии науки – аналог фрагмента  реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических  образов и прочем, т. е. оригинала  модели.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.