На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Владимир Михайлович Бехтерев основоположник отечественной медицинской психологии и рефлексологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Федеральное агентство по образованию
   Государственное образовательное учреждение
   высшего профессионального образования
     «Волгоградский государственный  педагогический университет»

   Институт  дошкольного, начального образования

     и специальной педагогики
   Кафедра педагогики и психологии  начального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Владимир Михайлович Бехтерев – основоположник  

   отечественной медицинской психологии и рефлексологии

   Реферат по истории психологии

 
 
 
 
 
 
   Исполнитель:    
   Словиковская  Елена Ивановна 
   студентка гр. ПП-41    

   Преподаватель:   
   Судьина И.С.     
 
 
 
 
 
 
 

   Волгоград 2010 г.
       Содержание: 

   1. Введение. . . . . . . . . . . 3
   2. Жизнь и деятельность .     . . . . 3
   3. Психологическая концепция В.М.Бехтерева. . . . . 5
   3.1. Анализ возможностей и ограничений субъективной психологии.6
   3.2 Общая психобиология. . . . . . . . 7
   3.3. Объективная психология. . . . . . . . 8
   3.4. Психорефлексология. . . . . . . . . 9
   3.5. Рефлексология. . . . . . . . . . 10
   4. Заключение. . . . . . . . . . 11
   5. Список литературы. . . . . . . . . 13 

 

     Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, В.М.Бехтерев оставил яркий след в истории отечественной психологии.
    Жизнь и деятельность.
    В.М.Бехтерев родился 20 января 1857 г. в с.Сорали Вятской  губернии в семье служащего. Уже в детские и годы он увлекался естественными науками, проявлял интерес к натуралистическим наблюдениям природных явлений. Предметом тщательного изучения в школьные годы у него стала теория Ч.Дарвина. В то же время он знакомится с трудами передовых представителей отечественной революционно-демократической мысли: Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского и других, что не могло не отразиться на его мировоззрении. В 1873 г. стал студентом Петербургской медико-хирургической академии. В атмосфере бурной научной и общественной жизни происходило становление Бехтерева как ученого. Уже в студенческие годы проявились такие его личностные качества, как огромная работоспособность и целеустремленность, любознательность, широта интересов. Бехтерев с увлечением занимается физиологией, теорией глазных болезней и акушерства. К четвертому курсу он принимает окончательное решение о своей профессиональной специализации, остановив выбор на изучении нервных и душевных болезней. Эта специальность оценивалась им как наиболее тесно связанная с «общественностью», выходящая на решение глубоких философских проблем и открывающая значительные возможности в познании личности. Непосредственным наставником В.М.Бехтерева стал И.П.Мержеевский, руководитель кафедры и клиники душевных и нервных болезней академии. Большое влияние на Бехтерева оказали также взгляды профессора медицины, видного русского клинициста С.П.Боткина, автора учения «нервизма», суть которого заключалась в утверждении центральной регулирующей роли нервной системы в жизнедеятельности организма в целом и отдельных его функций, нервно-психического опосредования реакций организма на различные воздействия среды. По инициативе Боткина в 1877 г. во время русско-турецкой войны В.М.Бехтерев, окончивший четвертый курс, вступил в добровольческий военно-санитарный отряд. В 1878 г., получив звание военного врача-докторанта, Бехтерев остается в клинике душевных и нервных болезней академии. В 1881 г. Бехтерев защищает диссертацию на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний». Человек у Бехтерева – это и представитель определенного биологического вида, и носитель нервно-психической организации, и продукт внешней среды. Причем стремление преодолеть дуализм социального и биологического и рассмотреть человека в разных его ипостасях вступало в противоречие с биологизаторскими тенденциями, выражающимися в доминировании в создаваемой Бехтеревым концепции личности природных основ при недооценке общественно-исторических и культурных факторов детерминации развития человека в фило- и онтогенезе. Идея всестороннего изучения человека, выдвинутая и развитая ученым, и легла в основу развития комплексного человекознания в отечественной науке, заключающегося в интеграции усилий разных областей знания в разработке всех сторон человеческого бытия. Объектом изучения В.М. Бехтерева становятся уже не только психически больные, но и здоровые люди. Он пытается рассмотреть место психики в общем эволюционном ряду развития живой материи, найти и исследовать формы ее связи с физическим миром
    В России в конце ХIХ в. также  происходил процесс выделения психологии в самостоятельную науку. Бурное развитие естествознания в России подготовило почву для разработки альтернативного подхода. В наиболее концентрированном виде он был выражен выдающимся русским ученым-естествоиспытателем, физиологом И.М.Сеченовым, считающимся основателем отечественной материалистической психологической науки. Сеченов впервые в отечественной психологии поставил задачу развития психологической науки как самостоятельной отрасли знания, обосновал необходимость опытного экспериментального метода в познании психического. Большую роль в реализации сеченовской программы, ее организационном оформлении сыграли психофизиологические лаборатории, созданные в конце ХIХ – начале ХХ в. в России. Среди них особое место занимает первая лаборатория, организованная Бехтеревым в Казани в 1885 г. За относительно небольшой период существования лаборатории ее сотрудники провели и опубликовали около 30 исследований. Собственно психологические разработки занимали еще относительно небольшую часть их общего объема. Однако значение их чрезвычайно велико: это были, по сути, первые работы, в которых оформлялись общие принципы психологического экспериментирования. Обобщение результатов исследований, выполненных в лаборатории, нашло отражение в работе «Сознание и его границы», где высказаны взгляды на проблему сознания, намечены принципы экспериментального психологического исследования, получившие развитие в последующей научной деятельности. Одним из существенных итогов организаторской деятельности В.М.Бехтерева в сфере науки является создание психологической школы. Важными вехами на пути ее становления были такие события, как создание психофизиологической лаборатории в Казани (1885), психологической лаборатории в Военно-медицинской академии (1897), Психоневрологического института (1907), Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).
Психологическая концепция В.М.Бехтерева.
    Система психологических взглядов В.М.Бехтерева отличается значительным своеобразием. Она является частью сложной, многомерной системы взглядов, включающей в себя, наряду с проблемами естествознания (общей биологии, анатомии и физиологии) и медицины (невропатологии и психиатрии), также анализ философских, социологических, педагогических вопросов.
    Одним из способов преодоления стереотипов  восприятия психологической концепции В.М.Бехтерева может служить внесение временного измерения в ее изучение, т.е. анализ «историчности ее развития». Он описал историю объективного метода, объективной психологии, рефлексологии. Бехтерев во многом следовал Сеченову и способствовал становлению объективного метода в психологии.
    В истории концепции В.М.Бехтерева выделено пять периодов:
1879-1888 –  анализ возможностей и ограничений субъективной психологии;
1888-1904 – период общей психобиологии;
1904-1910 – период объективной психологии;
1910-1917 – период психорефлексологии;
1917-1927 – период рефлексологии.
Анализ  возможностей и ограничений  субъективной психологии.
    Надежды Бехтерева найти ответы на волновавшие его вопросы в раннем периоде научного творчества связываются в первую очередь с изучением строения и функций мозга. Исследователя интересовали все доступные наблюдению отправления центральной нервной системы, в том числе поведенческие, включающие в себя изменения в двигательной сфере. Результаты наблюдений за расстройствами движений у людей с поражениями мозга и экспериментов над животными привели к размышлениям о физиологии равновесия тела, а затем обобщению данных в теории образования представлений о пространстве.
    В поисках путей обобщения, полученных данных, В.М.Бехтерев обратился к психологическому знанию. В 1888 г. одновременно вышли в свет работы, в которых подводились итоги исследования мозга («О нервных путях спинного и головного мозга», «Мозговые полушария») и первая публикация, содержащая анализ понимания традиционной психологией ее предмета («Сознание и его границы»).
    Описание  психики как связного целого, состоящего из взаимодействующих сознания и бессознательного, с подвижной, «плавающей» границей между ними, осуществлено В.М.Бехтеревым с позиции стороннего наблюдателя, находящегося вне изучаемой реальности. Но определение сознания исследователь дает все же, опираясь на внутренний опыт: «Под сознанием мы понимаем ту же субъективную окраску или то субъективное, непосредственно нами воспринимаемое состояние, которой или которым сопровождаются многие из наших психических процессов».
Общая психобиология.
    Исследовательскую стратегию В.М.Бехтерева на втором этапе становления концепции можно описать как поиск связей всего со всем в том микрокосме, которым является человек. Отправным пунктом поиска остается мозг, а конечным – все в большей мере становится психика. Психологическая проблематика начинает перемещаться с периферии системы взглядов к ее центру, превращаться из средства в цель.
    Психические и физиологические («физические», «материальные») процессы не признаются ни параллельными, ни взаимодействующими; они имеют единое энергетическое основание, в котором те и другие потенциально содержатся и из которого развертываются. С точки зрения В.М.Бехтерева, энергетическая основа присуща миру вообще; это – сила, неотделимая от материи, вещества. Поэтому природа рассматривается им как деятельная среда, единство вещества и силы.
    Внутренний  мир предстает в общей психобиологии  как одно из проявлений мировой энергии, наряду с миром внешним. Функции психического и физиологического во взаимодействии со средой различны: нервная система – это «главный аппарат отношения к окружающей среде», психика – важный и самостоятельный, руководящий, регулирующий фактор, «важнейший определитель отношений живого организма к окружающей его среде».
    Отношение к среде, т.е. возможность возникновения  не обусловленной ни внешними воздействиями, ни физико-химическими реакциями, а  определяющейся лишь какими-то особыми внутренними состояниями реакции существует, согласно В.М.Бехтереву, уже у растений и простейших, а также на клеточном уровне – у нервной клетки. Об активном отношении к среде как внутренней переработке воздействия извне свидетельствует степень независимости от влияний среды, разнообразие внешних проявлений организма.
Объективная психология.
    Свою  новую психологию В.М.Бехтерев строит, основываясь на критике недостатков  традиционной, интроспективной. Он вновь  показывает ограниченность метода самонаблюдения, очерчивающего лишь область открывающихся субъекту изнутри переживаний, не исчерпывающих психического. В.М.Бехтерев убежден, что новую, объективную психологию можно построить как автономную, независимую от традиционных воззрений на психическое, теоретическую систему; отсюда – введение запрета на употребление психологических терминов и метода самонаблюдения, но лишь в новой системе, а не вообще. В.М.Бехтерев существенно раздвигает те границы, которые устанавливает для изучаемой реальности субъективная психология; в них включаются не только открывающиеся сознанию, но и бессознательные психические явления, не только внутренние, субъективные переживания, но и их внешние проявления, не только само психологическое, но и его биологические основы. Будущее новой психологии ученый по-прежнему видит в ее тесной связи с естественными науками. Основным понятием объективной психологии становится невропсихика (при изучении животных, лишенных нервной системы, биопсихики). Психическое превращается в невропсихику. Описывая ее работу, В.М.Бехтерев опирается на схему И.М.Сеченова, включающую в себя три звена: внешнее воздействие, вызывающее центростремительный импульс, центральную реакцию и центробежный импульс, приводящий к внешней реакции. Все реакции организма, от чистых рефлексов до самых сложных психических явлений, укладываются в схему И.М.Сеченова, и все они рассматриваются В.М.Бехтеревым как акты отношения организма к внешней среде. Очень важным является положение о том, что зависимость между внешним раздражением и внешним же проявлением опосредована прошлым опытом.
    Таким образом, главным отличием объективной  психологии В.М.Бехтерева от традиционной субъективной является видение исследуемой реальности с позиции стороннего наблюдателя, которому открывается не сфера ясного сознания, а система «организм – среда», представленная в своем актуальном существовании сложной зависимостью между раздражителем и внешней реакцией. В этой системе «средний термин» - отношение – охватывает все формы взаимодействия организма с миром, все виды активности живого, от самых простых рефлексов до сложных психических процессов.
Психорефлексология.
    Четвертый этап становления концепции В.М.Бехтерева  не
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.