На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Обогащение словаря дошкольников с ОНР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Дошкольное  детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие.
     Большинство детей в дошкольном возрасте уже  полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый  словарный запас, умеют грамматически  правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения  речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и  тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
     На  современном этапе доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.
     Особенностью  словарной работы является то, что  она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Воспитатель расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.
     Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский [37], Л.С. Выготский [9], В.В. Виноградов [4], А.В. Запорожец [21], А.А. Леонтьев [30], С.Л. Рубинштейн [42], Ф.А. Сохин [44; 45], Д.Б. Эльконин [61; 62; 63; 64].
     Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного  развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
     Развитие  словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
     Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана  со всей воспитательно-образовательной  работой с детьми. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
     Но  у детей с общим недоразвитием  речи наблюдаются значительные трудности  в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они  нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность нашего исследования.
     Изучением особенностей лексики детей с  общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Е. Громова [16], Л.П. Ефименкова [18], Н.С. Жукова [19; 20],                     Р.И. Лалаева [26; 27; 28], Р.Е. Левина [29], Е.М. Мастюкова [7; 20; 35; 36],               В.И. Селиверстов [17; 37], Т.А. Ткаченко [51; 52], Г.В. Чиркина [46; 60],      Т.Б. Филичева [57; 58; 59; 60] и др.
     К настоящему времени методика располагает  богатым практическим материалом и  собственной базой экспериментальных  данных о процессе речевого развития детей, а именно словарного запаса. Но несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего изучения.
     Таким образом становится ясно, что вопросы  изучения особенностей логопедической работы по обогащению словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи приобрели особую актуальность.
     Объектом  исследования данной работы является словарь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
     Предметом исследования курсовой работы является коррекционно-педагогическая работа по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
     Цель  курсовой работы – изучить специфику обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. С учетом поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть понятие и виды словаря;
    выявить особенности развития словаря в онтогенезе дошкольного возраста;
    охарактеризовать особенности развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
    проанализировать методики по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
    обследовать словарь дошкольников с общим недоразвитием речи;
    разработать коррекционно-педагогическую работу по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
    проанализировать эффективность работы по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
     Теоретико-методологической основой исследования послужили основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии; ключевые теоретические положения, изложенные в концепции      Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. Кроме того, мы опирались на материалы исследований таких авторов как Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
     Методы  исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, эксперимент, обобщение собственного опыта, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, статистическая обработка полученных материалов.
     База  исследования: МОУ ООШ пос. Сажное (дошкольные группы) Белгородской области Яковлевского района.
     Структурно  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы коррекционно-педагогической работы по ОБОГАЩЕНию СЛОВАРЯ                дошкольников с общим недоразвитием речи 

1.1. Понятие и характеристика словарной работы 

     В современной методике нет однозначного определения такого понятия как  «словарная работа». Так, М.М. Алексеева  словарной работой считает целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективное освоение словарного состава родного языка.
    По  мнению Е. Рапацевич, это систематическая  учебно-воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение детьми незнакомым или знакомым, но трудным для них словарем, на повышение культуры речи
     О.С.  Ушакова словарную работу рассматривает  как необходимое условие освоения  родного языка, его грамматического  строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.
     Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, её место  в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
     Язык, как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения. Слово - основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.
     Анализ  природы слова и особенностей освоения детьми лексики, как показали исследования Е.И. Тихеевой [49], позволяет  выделить в словарной работе с  дошкольниками два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной соотнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В  дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в  работах Е.И. Тихеевой [49; 50], М.М. Кониной [23], В.И. Логиновой [31; 32], В.В. Гербовой [13], А.П. Иваненко [22], М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной [1; 2].
     Второй  аспект заключается в усвоении слова  как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, то есть развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина [44; 45] и его учеников - О.С. Ушаковой [55], Е.М. Струниной [47; 48] и других.
     Оба эти аспекта взаимосвязаны между  собой, и, безусловно, работа над смысловой  стороной слова становится возможной  лишь при условии усвоения детьми предметного, понятийного содержания слова.
     Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики  был изучен  Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Значение слова есть единство обобщения и общения, коммуникации и мышления. Именно в значении слова, по мнению Л.С. Выготского, завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением. Определение слова как феномена мышления выдвигает своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления [10].
     Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление объясняет  преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление  словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
     По  мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной [2] большое значение для обогащения и активизации словаря имеют:
      Бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребёнок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребёнок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
      Трудовая деятельность. Словарь детей пополняется за счёт названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение  конкретных  способов  её  выполнения,  обмен мнениями в ходе труда,
краткие отчёты о выполненной работе.
      Творческая художественная деятельность. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребёнка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения способствуют активизации образного словаря.
     Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
     Активный  словарь - это слова, которые говорящий  не только понимает, но и употребляет (более или мене часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
     В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в  отдельных случаях - ряд специфических  слов, повседневное употребление которых  объясняется условиями его жизни. Определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения.
     Пассивный словарь - это слова, которые говорящий  на данном языке понимает, но сам  не употребляет. Пассивный словарь  значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых  человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
     Как считает И.Т. Власенко, перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий[5]. Ф.А. Сохин утверждает, что данные психологии, языкознания, физиологии позволяют определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях[44].
     Основную  часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении. Обогащение речи детей, по данным Ф.А. Сохина, должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов[45].
     В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском  саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой [49], О.И. Соловьёвой [43], М.М. Кониной [23; 65] и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
    Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
    Уточнение словаря, то есть словарно–стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и тому подобное). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
    Активизация словаря, то есть перенесение как можно большего числа  слов  из  пассивного  в активный словарь, включение слов в предложе-
     ния, словосочетания. Новое слово должно войти в словарь в сочетании  с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
 
    Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
     Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны  и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
     Таким образом, словарная работа в детском  саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, приобретаемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов, бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка. Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. 

1.2. Особенности развития словаря в онтогенезе  

     Дошкольный  возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.
     Речь  дошкольника формируется и развивается  с нескольких сторон: фонетической, лексической, грамматической, которые  выступают в тесном единстве, в  то же время каждая из них имеет  своё значение, влияющее на развитие речевого высказывания. При формировании словарного запаса на первое место выдвигается  семантический компонент, так как  только понимание ребёнком значения слова (в системе синонимических, антонимических, полисемантических отношений) может привести к сознательному выбору слов и словосочетаний, точному их употреблению в речи [30].
     При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании обогащается  жизненный опыт ребёнка, совершенствуется его деятельность, развивается общение  с окружающим миром, людьми. Всё это  приводит к активному росту лексикона, который увеличивается очень быстро [12].
     Изучению  особенностей усвоения лексики детьми с нормальным речевым развитием посвящены исследования, таких ученых как М.М. Алексеева [1; 2], В.В. Гербова [13; 39], В.И. Логинова [31; 32; 33], Е.М. Струнина [47; 48; 56], Е.И. Тихеева [49; 50], В.И. Яшина [1; 2; 65].
Факты первых словесных проявлений ребёнка  показывают, что лепечущий ребёнок  первоначально «отбирает» из обращённой к нему речи взрослого те слова, которые  доступны его артикулированию. Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания. Употребление форм слов в том виде, в каком они были извлечены из речи окружающих, и комбинирование этих слов с другими такими же словами своего лексикона – основная закономерность этого этапа развития. Примечательно, что в норме явление употребления слов в нерасчленённом на лексические и грамматические элементы виде, длится так кратко по времени (не более 2 - 2,5 месяца), что остаётся незамеченным большинством исследователей детской речи. Так, у существительных появляются различные падежные окончания: для обозначения объекта действий через окончание – у; для обозначения места действия через окончание – е (-и); для обозначения лица, к которому направлено движение или действие, через окончания - е, -и; для обозначения множества предметов через окончание – ы; для обозначения части целого через окончание – а и некоторые другие. У глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (- ит, - ет), у существительных - суффиксы уменьшительности и ласкательности [31,16].
     Таким образом, на определённом этапе развития ребёнок из глобального обозначения словом многих недифференцируемых им ранее ситуаций начинает различать, вычленять и обозначать грамматическим знаком одну - две из них. При нормальном развитии речи процесс вычленения ребёнком морфологических элементов в воспринимаемом им языковом материале имеет характер резкого скачка.
     По  данным А.Н. Гвоздева, вычленение морфологических  элементов слов осуществляется в  возрасте 1 года 10 месяцев – 2 лет  одномоментно у многих разрядов слов. Однако общий лексикон не велик: в  разряде существительных чуть более 100 слов, в разряде глаголов – 50, а в разряде прилагательных не более 25 слов. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. По мере того, как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь [12].
Вопросу развития лексики посвящено большое  количество исследований, в которых  данный процесс освещается в различных  аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Ранний  этап формирования речи, в том числе  и овладение словом, многосторонне рассмотрены в работах таких авторов, как Н.И. Жинкин, М.М. Кольцова, Е.Н. Винарская, Д.Б. Эльконин и другие.
Анализируя  развитие значения слова в онтогенезе, Л.С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путём, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как  происходит развитие знаков, как у  ребёнка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [10].
Первая  стадия развития детских слов протекает  по типу условных рефлексов. Воспринимая  новое слово (условный раздражитель), ребёнок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит  его. В возрасте 1,5-2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».
     Таким образом, сначала ребёнок получает знаки от окружающих его людей, а  затем осознаёт их, открывая функции  знаков. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова аморфно, расплывчато, может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово «кых» может обозначать в речи ребёнка и кошку и всё пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определённой интонацией, жестами, которые уточняют его значение.
     Известно, что слово имеет сложное по своей структуре значение. С одной стороны, слово является обозначением определённого предмета, соотносится с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов, признаков, действий. На значение слова оказывает влияние и связь с другими словами: унылая пора, весёлая пора, короткая пора. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. В качестве основных выделяют следующие компоненты значения слов:
- денотативный  компонент, т. е. отражение в  значении слова особенностей  денотата (стол – это конкретный  предмет);
- понятийный, или концептуальный компонент,  отражающий формирование понятий,  отражение связей слов по семантике;
- коннотативный  компонент – отражение эмоционального  отношения говорящего к слову;
- контекстуальный  компонент значения слова (холодный  день, холодная вода в чайнике  зимний).
Исследования  показывают, что ребёнок сначала  овладевает денотативным компонентом  значения слова, т. е. устанавливает  связь между конкретным предметом  и его обозначением.
Понятийный  словарь усваивается ребёнком позднее  по мере развития операций анализа, синтеза, сравнивания, обобщения.
Постепенно  ребёнок овладевает и контекстуальным  значением слова. Так, ребёнок дошкольного  возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами[30].
По мнению Л.С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, создающие основу образования понятий. Л.С. Выготский выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребёнка. Формирование структуры понятий начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, а далее происходит этап потенциальных понятий (псевдопонятий). Значение слова, т. о. развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому[9,10].
По данным А.П. Гвоздева в словаре 4 - х летнего  ребёнка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов  и 0,9% междометий и частиц. По мере развития мышления ребёнка, его речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. У маленьких детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического признака (например, собака – конура, помидор – грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака – кошка, помидор – овощ) [12].
В.И. Логинова, наблюдая становление лексико-семантической системы у детей от 1г. 4мес. До 4 лет, выделяет 4 этапа развития системной организации детского словаря.
На первом этапе словарь представляет собой  набор отдельных слов (20 - 50). При  этом набор лексем является неупорядоченным.
В начале второго этапа словарный запас  начинает быстро увеличиваться. Вопросы о названии окружающих предметов и явлений свидетельствуют о том, что в сознании ребёнка формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. В.И. Логинова определяет этот этап как ситуативный, а группы слов - ситуационные поля.
В дальнейшем ребёнок начинает осознавать сходство определённых элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется, как тематический этап. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии (большой – маленький, хороший – плохой). Противопоставление «большой – маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных (длинный – маленький, толстый – маленький), а противопоставление «хороший – плохой» - все варианты качественно - оценочных прилагательных (злой – хороший).
Особенностью  четвёртого этапа развития лексической  системы в онтогенезе является преодоление  этих замен, а так же возникновение  синонимии. На данном этапе системная  организация словаря ребёнка  приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых. Развитие лексической системности и организация семантических полей находит своё отражение в изменении характера ассоциативных реакций[31,32].
     Таким образом, овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова. Работа над словом - это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания [33]. В развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра. Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, сравнения и антонимы. Они без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица - медвежонок - медвежоночек - медведушко - медведище). В их рассказах встречаются неправильные, но удивительно точные описания объектов и явлений (притолстился, вертуний, сосульчатый). Дети начинают употреблять прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый - полегче - самый легкий), а также обозначающие оттенки цветов (сиреневый, малиновый, темно-серый и так далее). Заметно возрастает число глаголов, причем для описания одной и той же ситуации разные дети употребляют синонимы, имеющие различную эмоциональную окраску (идет - шагает - вышагивает - плетется - бредет). В высказываниях дошкольников появляется много слов разных частей речи, относящихся к деятельности людей, их взаимоотношениям, поступкам, поведению, переживаниям [54].
     В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное  внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотнее и тому подобное) [3]. Старших дошкольников учат также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и тому подобное) [2].
     Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок достигает довольно высокого уровня в развитии словаря, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со своей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Учитывая выше сказанное можно сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст - конец периода спонтанного овладения родным языком. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. С другой стороны, семантическое и частично грамматическое развитие речи ребёнка остаётся ещё далеко незавершённым. 

1.3. Особенности развития словаря дошкольников с общим                    недоразвитием речи
     Исследования  Р.Е. Левиной [29], В.А. Ковшикова [14], Т.Б. Филичевой [20; 57; 58; 59; 60], Г.В. Чиркиной [46; 60] показали, что развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проходит с существенными отклонениями от возрастных нормативов.
     Ограниченность  словарного запаса, его своеобразие - проявляются как в импрессивной, так и в и экспрессивной  речи. Для дошкольников с речевым  недоразвитием овладение лексикой представляет особую сложность. Изучая речь дошкольников с общим недоразвитием речи, В.К. Воробьева [8], В.А. Ковшиков [13] отмечали несформированность номинативной и предикативной функции речи, отмечали стойкие нарушения в усвоении лексики. Как показали результаты исследований Г.В. Чиркиной [46; 60], предикативная сторона лексики оказалась наиболее сформированной у дошкольников с общим недоразвитием речи, обусловленной ринолалией, поскольку у детей с расщелинами неба в большинстве случаев не отмечается органического поражения центральной нервной системы, а познавательная сфера соответствует возрастным нормативам. Процесс формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников осуществляется с учетом не только этиологического разнообразия форм речевых нарушений и возраста ребенка, но и онтогенетических этапов развития предикативной лексики, уровней общего недоразвития речи и базируется на теории о многообразии форм и значений предиката.
     В работах многих авторов (В.К. Воробьевой [8], Н.С. Жуковой [19; 20], В.А. Ковшикова [14], И.Ю. Кондратенко [11], Е.М. Мастюковой [7; 20; 35], Н.В. Серебряковой [26; 27; 28], Т.Б. Филичевой [20; 57; 58; 59; 60], С.Н. Шаховской [40] и др.) подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).
     Одной из выраженных особенностей речи детей  с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения[17; 20] .
     Особенно  большие различия между детьми с  нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации атрибутивного словаря. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.).
     Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
     В словаре дошкольников с общим  недоразвитием речи отсутствуют  многие общеупотребительные слова. Это объясняется ограниченным запасом  представлений, малой активизацией словаря в различных видах  деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. Дети допускают ошибки при назывании картинок, ориентируясь на внешнее сходство предметов (репа - свекла); на их сходство по назначению (лейка - чайник); на ситуативную связь[47; 20; 35].
     Глаголы и имена прилагательные представлены в активном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно. При употреблении прилагательных и глаголов отмечены замены на основе сближения ситуативной семантики слов. В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.) [58; 59; 64],.
     В сознании дошкольников с недоразвитием  речи понятия о предмете, действии, признаке еще не выделены в самостоятельные  понятия, что свидетельствует о несформированности семантических полей, о недостаточности выделения дифференциальных признаков значений слов. Дети употребляют только один синоним. Ответы однообразны, типичны. Вместо синонимов дети подбирают: дополнение или объяснение слова-стимула (парк - где качели); семантически близкие слова (улица - дорога); слова-антонимы, иногда повторение исходного слова с частицей «не» (огромный - маленький); слова, близкие по звучанию (здание - сдать); слова, связанные со словом-стимулом на основе синтагматическях связей (улица - широкая).  Для дошкольников с общим недоразвитием речи  характерны специфические замены: подбор слова из области значений, близких к значению слова-стимула (темный - черный); изменение формы слова-стимула (говорю - говорят); подбор слова на основе синтагматических ассоциаций (плохой - мальчик) [26; 27; 28].
     Для детей с общим недоразвитием  речи характерна стереотипность и шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний (лекарства продают в магазине). Обращает на себя внимание скудность информации, заложенной в предложениях. В игровой ситуации у дошкольников с недоразвитием речи лексическая недостаточность проявляется в бедности и недифференцированности словарного запаса, недостаточности глагольного словаря, заменах слов по сходству объектов, неправильном употреблении или незнании отдельных слов. Эти особенности проявляются с различной степенью выраженности и препятствуют полноценному общению.
     Таким образом логопедическая работа по расширению объема словаря должна включать уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, актуализацию их в речи, знакомство с новыми словами . 

1.4. Анализ методик по обогащению словаря дошкольников с общим            недоразвитием речи
     Задачу  развития и обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи ставят перед собой многие педагоги и применяют для этого различные методики.
     По  мнению В.И. Логиновой [33] на протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной  работы усложняется в нескольких направлениях:
      Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
      Усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
      Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
     В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование всех сторон речи. Обогащение и расширение словаря, по словам А.И. Максакова [34], осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов, хотя практически установить точное количество усвоенных слов в этот период очень сложно. Многие слова, по мнению А.И. Максакова [34], из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.
     Исследования  Т.И. Гризик [15] доказали необходимость  выделения в методике речевой  работы специального раздела, включающего, во-первых, ознакомление детей с  многозначностью слов, с синонимическими  и антонимическими отношениями между ними; во-вторых, формирование умения точно использовать лексические средства родного языка. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов способствует расширению словаря, не увеличивая его количественно, а за счёт понимания других значений уже известных слов.
     Так, заведующая МДОУ № 26 г. Ковдор Татьяна Валерьевна Точеных в целях успешного расширения словаря детей обращается к природе, считая при этом, что окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря [53].
     В своей статье «Обогащение словаря детей через экологические понятия», Т.В. Точеных аргументирует средства развития речи тем, что природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов,  своей непредсказуемостью, представляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции.
     Расширяя  представление детей о природе  на занятиях по развитию речи, воспитывается также у детей гуманное отношение к живому, побуждается к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаются следующие задачи:
    Обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями.
    Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова.
    Формировать умения правильно употреблять в речи слова.
    Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
    Воспитывать эстетические чувства к родной природе.
    Формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
    Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.
     Т.В. Точеных описывает ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей. Например:
    Подбор эпитетов к предмету. Например: Какие бывают кошки? (Большие, маленькие, пушистые, ласковые, разноцветные....)
    Узнавание по эпитетам предмета. Например, детям предлагается отгадать: «Что это? Острая, колкая».
    Подбор к предмету действий (глаголов). Солнце весной (что делает?) – греет, припекает, ласкает, согревает.
     Воспитатель коррекционной группы МДОУ г. Зеленогорск Красноярского края Новикова Марина Владимировна в своей работе по обогащению словаря детей дошкольного возраста использует различные игры, которые являются необходимым средством для усвоения знаний, умений и навыков [38]. Игры и упражнения используются ею как на занятиях, так и вне занятий с определенной группой детей или индивидуально. К каждой лексической теме подобраны и изготовлены соответствующие игры, которые помогают детям более успешно запомнить предложенный материал (Приложение 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. организация работы по обогащению словаря дошкольников с речевой патологией 

2.1. Обследование словаря дошкольников с общим недоразвитием речи 

     Изучив  теоретические основы по теме «Обогащение  словаря дошкольников с общим недоразвитием речи», мы перешли к использованию полученных знаний в практике.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.