На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Морфологические нормы употребления глагола

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Пензенский  государственный педагогический университет  им. Белинского
Факультет иностранных  языков 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Русский язык и культура речи»   на тему «Морфологические нормы употребления глагола» 
 

Выполнила
Студентка  группы А-11
Фещенко И.А
Проверил
преподаватель
Ширшаков Р.В.
____________
зачтено /не зачтено 
 
 
 
 

Пенза 2011
Содержание: 
 

1)Введение
2)Распространенные ошибки употребления глагола
А) Недостаточные  глаголы
Б) Изобилующие глаголы
В) Ошибки при образовании  глагольных конструкций
Г) Ошибки при образовании  повелительного наклонения некоторых  глаголов
3) Морфологические нормы употребления глагольных форм
А) Нормы употребления причастия как особой формы глагола
Б) Нормы употребления деепричастия как особой формы глагола
4) Литература 

 

 

1.Введение 
 
 
 

 
       Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи глаголов. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариантностью норм в области морфологии. В данной работе мы рассмотрим самые распространенные ошибки, связанные с употреблением глаголов. Кроме этого, в мы рассмотрим причины возникновения данных ошибок.
 


2)Распространенные  ошибки употребления глагола. Недостаточные глаголы. 
 

      Ошибки в употреблении глаголов , в большинстве случаев, связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.
      Недостаточные глаголы – глаголы , не имеющие полного набора форм по тем или иным причинам. Эта недостаточность иногда обусловлена законами благозвучия ( например: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить). Но глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмем , к примеру, такой глагол как «вызревать». Мы можем сказать «сыры вызревают» , «камамбер вызревает». Но мы не можем сказать «мы вызреваем». Это будет бессмыслицей, а значит, все личные формы кроме третьего лица буду невозможны.
     В таблице  представлены некоторые недостаточные  глаголы:
Глаголы Формы
победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить  Не имеют формы 1 лица единственного числа 
телиться, щениться, ржаветь, брезжить, белеться, светлеться, раздаться (о звуке), разгореться Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по смысловым причинам (эти глаголы называют процессы, происходящие в природе или в мире животных)
хотеть, жаждать, видеть, слышать, ехать, мочь, стоить, течь Не имеют повелительного  наклонения* 
*Повелительное наклонение  у некоторых таких глаголов  образуется от  синонимичных глаголов(смотри, слушай) 

Изобилующие глаголы 

      Изобилующие глаголы образуют двоякие формы одного и того же глагола. Различается два разграничения параллельных форм:
1)Стилистическое
2)Смысловое
     Некоторые  глаголы образуют двоякие формы  настоящего времени ,например «полоскать» при наличии нормативных форм «полощу», «полощет», «полощи», «полощущий», «полоща» имеет допустимые формы  «полоскаю», «полоскает», «полоскай», «полоскающий», «полоская».То есть варианты различаются стилем речи.
    Что касается  смыслового, один и тот же глагол, имеющий  два или более значения, может иметь разные формы в  каждом. Например, глагол «брызгать», в значении «окроплять, опрыскивать» , имеет личные формы «брызгаю, брызгает» (брызгаю водой) ,а в значении«разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы «брызжу»,  «брызжет» (фонтан брызжет).
     Глагол «двигать» в значениях «перемещать , толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы «двигаю», «двигает», (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков»  имеет личные формы  «движет», «движут» (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы «двигает – движет» (пружина двигает/движет часовой механизм).Глагол «капать» ,в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы «капаю», «капает» и «каплю», «каплет» (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: «над нами не каплет»; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы «капаю», «капает» (капает микстуру).
Глагол «метать» ,в значении «шить», «прошивать стежками», «обшивать петлю»  имеет личные формы «метаю», «метает» (метает кофту, метает шов). Его омоним глагол «метать»,  в значении «разбрасывать, раскидывать»,  имеет личные формы «мечу», «мечет»  (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру). В том же значении  «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма «метает» (метает гранату, диск, копье и т.д.).
     В просторечии и в диалектах встречаются формы «кликает» (вместо кличет – от кликать), «мяучит» (от мяучить; литературная форма мяукает — от мяукать). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ошибки при образовании  глагольных конструкций 

           Речевые ошибки возникают при образовании конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления. Для их предупреждения важно правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:
    – обращать внимание (на что?) на факты  

    – уделять  внимание (чему?) подбору кадров 

    – консультировать (кого?) клиента  

    – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора 

    – требовать (чего?) объяснений  

    – требовать (что?) пропуск 

    – основываться (на чем?) на фактах  

    – обосновывать (чем?) фактическими данными 

    – рекомендовать (кого?) агента
    – рекомендовать (для чего?) для участия 
    – рекомендовать (к чему?) к употреблению. 
     

 


Ошибки при  образовании повелительного наклонения некоторых глаголов 

       При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
бежать  – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать  – зови; искать –  ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
       Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс . В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:
атаковать – атакуй, командовать  – командуй, ночевать – ночуй, следовать  – следуй, мыть –  мой, встать – встань, одеться – оденься
       Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом -и и без него):
выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
      При рассмотрении морфологических норм употребления глагола следует обратить внимание на образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
глядеть - гляди – глядите
ехать - поезжай  - поезжайте
лазать - лазай - лазайте
прибыть - прибудь - прибудьте 
лечь - ляг - лягте
трогать - трогай - трогайте
мазать - мажь – мажьте
     Нужно обрать внимание также на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехать – поезжай, поезжайте. Допустима и форма езжай, но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3) Морфологические  нормы употребления глагольных  форм. Нормы употребления причастия как особой формы глагола.
     Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
     Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (употребление неверной формы «скакающий» вместо нормативной – «скачущий») и в неверном выборе формообразующего суффикса.
     При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.
1) Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
писать  – писавший, решать – решавший.
Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
нести – нёсший, везти  – вёзший. 
2) В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т- (убранный, застеленный, допитый). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.
Например, в  предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т-.
3)Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
Например, в  предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся. Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
4)Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:
прочитать книгу – прочитанная  книга; праздновать  юбилей – празднуемый  юбилей.
    Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога. 
    Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы -ом-, -ем-, -им-
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.