На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Теоретические основы ассиметрии экономической информации

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УДК 330.47
 
      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСИММЕТРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 
 

                                                 А.С. Ольшанский 
 

      Рассматриваются теоретические основы явления асимметрии информации и её влияние на управленческие решения. Отдельно рассмотрена асимметрия информации, возникающая при обмене информацией внутри предприятия. Предложены классификация асимметрии информации и общие методы её уменьшения. 

асимметрия информации; последствия и явления, вызываемые асимметрией информации; неблагоприятный отбор; риск недобросовестности; причины возникновения асимметрии информации; транзакционные издержки 
 

      ВВЕДЕНИЕ
      Информация с точки зрения точных наук представляется как количественная мера устранения неопределённости. Это, в свою очередь, предполагает необходимость разграничивать неопределённость на:
      а) неопределённость исхода явлений и процессов в реальном мире,
      б) неопределённость, появляющуюся в результате неполноты информации.
      В случае а) неопределённость связана с неустановленными свойствами, связями и закономерностями, оказывающими влияние на явления или процессы. В случае б) неопределённость складывается из неточности. Субъект может владеть информацией, однако неопределённость в реальном мире при этом не прекращает свое существование. Следует отметить, что четкого  разделения понятий информация и знание в современной литературе нет. Знания накапливаются людьми на общем уровне, а полученная информация после её обработки является источником знаний и позволяет субъектам принимать логически обоснованные решения, руководствуясь только познанными свойствами, связями и закономерностями форм развития.
      Современная рыночная система хозяйства, превратившись в информационную экономику, подверглась ряду качественных изменений. Система хозяйства, при которой обработка, распределение, производство и потребление информации и услуг в информационной сфере являются преобладающими процессами над производством материальных благ и услуг, является информационной экономикой, т. е. информация становится основным экономическим ресурсом общества. Информационная экономика является этапом естественного развития научно-технического прогресса. Появление и бурное развитие высоких промышленных технологий, происходившие в последнее время, привели к созданию вычислительной техники, систем автоматизации производства и управления, компьютеризации экономических процессов, созданию корпоративных информационных систем и баз данных. Современные достижения в развитии информационных и коммуникационных технологий приводят к формированию глобальной информационной среды для экономической деятельности. Все это явилось базой для образования новой информационной экономики.
      В течение более чем двухсот лет предположение о точности и полноте информации, находящейся в распоряжении субъектов рынка, являлось одним из постулатов классической экономической теории и неоэкономизма. Данное допущение происходит из предположения А. Смита о том, что конкурентные рынки, ориентируемые «невидимой рукой», ведут к эффективным результатам. На этом же предположении основывается и маржиналистская экономическая теория, полагающая, что потребители проинформированы о своих предпочтениях; продавцы и покупатели осведомлены о качественных характеристиках товаров и их ценах; конкурентные рынки ведут к эффективным результатам. Следовательно, представляется возможным сделать заключение о вероятности рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции ведёт к максимизации общественного благосостояния и Парето-эффективному общему равновесию.
      В настоящий момент стало очевидным, что выдвинутые допущения о полноте информации, которой располагают субъекты рынка, являются ложными априори. Это обусловлено развитием производительных сил, изменением производственных отношений, условий общественного воспроизводства и общественной потребности. В итоге изменений условий внешней среды проявляется неопределённость экономических процессов, возникают риски и асимметрия информации.  

      РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
      На  заре ХХ века вопросы неопределённости экономических процессов и асимметрия информации занимали умы многих видных учёных. Само понятие асимметрии информации первоначально возникло в теории неопределённости и риска в работах У. Викри. В дальнейшем проблема асимметрии информации в рыночной экономике в той или иной степени затрагивалась в работах многих экономистов.
      Согласно  классическому определению, под  асимметрией информации понимается положение, при котором один субъект рынка располагает более важной и/или более полной информацией, нежели другой заинтересованный субъект рынка.
        Выделяются три основных причины возникновения асимметрии информации:
    В случае недостоверности информации её проверка потребует дополнительных затрат. Поэтому субъект не обязательно стремится к более достоверной информации.
    Огромное количество информации не позволяет собрать и накопить ее всю ввиду недостатка средств, помимо этого, субъект может принять неверное решение и собирать нерелевантную информацию.
    Все субъекты рынка в одинаковой степени не способны отбирать, анализировать и накапливать информацию обо всем, что им встречается.
      Однако  на современном этапе развития экономики, в условиях быстрых изменений внешней среды у субъектов рынка возникает более острая необходимость в достоверной, полной рыночной информации, симметрично распределённой между агентами рынка. Симметричная информация способствует повышению конкурентоспособности и более полной реализации экономических потенциалов субъектов. Одновременно неравномерное распределение информации между агентами рынка обусловлено их хозяйственной обособленностью, порождает феномен асимметрии.
      Неэффективное функционирование рынков, ограничения  конкуренции являются следствием асимметрии информации. Проблема асимметрии информации приобретает особо важную научную и практическую значимость. Все острее становится необходимость в теоретических разработках, позволяющих выявить последствия растущего влияния информации и асимметрии информации на экономические процессы, а также методов уменьшения негативного воздействия асимметрии информации как на субъекты рынка, так и на экономику в целом.
      Суть асимметрии информации в современной научной литературе сводится к вилообразному разветвлению – обладанию или не обладанию субъектами рынка необходимой информацией о качестве товара, способностях работника, возможностях возврата кредита, специфическом поведении водителей автомобилей и др.
      Вышесказанное доказывает, что информация является сегодня основой любых экономических отношений, а значит, асимметричная информация оказывает влияние на рыночную активность. На фоне этого уделяется недостаточно внимания вопросам воздействия информационной асимметрии на управление предприятием. Одной из немногих работ, затрагивающих эту проблему, является работа А. Берли и Г. Минза «Современная корпорация и частная собственность», в которой авторы констатировали факт отделения  функций управляющих от функций собственников в публичных акционерных обществах. В данной работе ярко продемонстрировано, что разделение собственности и управления привело к появлению нового социального слоя профессиональных менеджеров и развитию фондового рынка. В связи с этим возникает целый ряд проблем теории и практики корпоративного управления, не последнее место среди которых занимает асимметрия информации, возникающая между собственниками капитала и профессиональными менеджерами.
      Нужно отметить, что, несмотря на негативное воздействие асимметрии информации на субъекты рынка и их деятельность, уменьшение асимметрии информации связано с рядом проблем, из которых следует выделить транзакционные издержки. Транзакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений,  контроля, юридической защиты выполнения контракта.
        Издержки на сбор и обработку информации являются одним из основных компонентов транзакционных издержек. Усилия по получению информации имеют цену, поэтому экономическому субъекту, на первый взгляд, выгоднее обходиться неполной информацией, не затрачивая средства на уменьшение неопределенности. Сама по себе неполнота информации еще не означает наличие информационной асимметрии (информация может быть равно неполной для всех экономических субъектов). Однако чаще всего один класс экономических субъектов обладает более полной информацией, чем другой, следовательно, информация распределена асимметрично. На товарных и потребительских рынках возможность получения информации о качестве ограниченна; поэтому тезис о том, что покупатели и продавцы располагают одинаковой информацией об участвующих в сделках товарах, становится неприемлемым. В реальном мире существует много рынков, на которых получение точной информации в отношении качества продаваемых товаров (предоставляемых услуг) обходится достаточно дорого и даже не всегда возможно. Одним из таких рынков является рынок корпоративного управления.
      Отдельно  следует отметить негативные последствия и явления, вызываемые асимметрией информации. В первую очередь информационная асимметрия приводит к возникновению явления, известного как неблагоприятный отбор (adverse selection). В условиях асимметрии информации поставщик, обладающий лучшей информацией, стремится снизить качество поставляемых товаров и услуг.
      В общем случае суть явления неблагоприятного отбора заключается в том, что кто бы ни обладал большей полнотой информации - продавец или покупатель, асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка "хороших" товаров "плохими". Ущерб от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели. Другой эффект, близкий по своим последствиям к неблагоприятному отбору, получил название риска недобросовестности. Риск недобросовестности – это возникающая у одного из участников контракта возможность использовать отсутствие контроля со стороны другого участника для извлечения выгоды. Следует отметить, что обозначенные эффекты возникают на всех уровнях управления предприятием. Из этого можно сделать вывод, что задача уменьшения асимметрии информации на современном этапе развития экономики в целом особенно важна как средство повышения эффективности управления на всех уровнях. 

      ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
      Как уже отмечалось ранее, получение точной информации подчас обходится достаточно дорого, и не всегда оно возможно. Управление предприятием является одним из таких случаев. Причина этому кроется в недостаточной разработанности вопросов принятия управленческих решений в условиях асимметрии информации. Помимо этого фактически отсутствуют методы качественной оценки и классификации, а также методы уменьшения асимметрии информации.
      В этом аспекте особого внимания заслуживает асимметрия информации, возникающая при обмене информацией внутри предприятия, т.е. между персоналом и руководством разных уровней, а также между подразделениями одного уровня - будь то финансовая, экономическая или отчетная информация. Информация, поступающая от внешних источников, передаваемая внешним приемникам, а также оборачивающаяся внутри предприятия, обрабатывается персоналом предприятия, это позволяет предположить, что именно внутри предприятия возникает асимметрия информации, которая впоследствии оказывает влияние на управленческие решения. Схематическое представление описанного процесса приведено на рисунке. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что особую остроту проблема асимметрии приобретает для средних и крупных предприятий. 

      Стрелками обозначены информационные потоки.  

Рис. Обобщенная схема обмена информации на предприятии 

      Сама  проблема асимметрии экономической информации подталкивает к необходимости создания подробной её классификации, а также определению причин и источников её возникновения и методов уменьшения её негативного воздействия. Наиболее корректным подходом к проблеме будет рассмотрение асимметрии с точки зрения качеств, определяемых теорией информации.
      Классификация асимметрии информации по её качественным свойствам позволит наиболее точно отразить её сущность, систематизировать её свойства, необходимые для снижения уровня информационной асимметрии.
      С точки зрения теории информации наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, своевременность, понятность, доступность.
      Аналогично  качественным свойствам информации предлагается следующая классификация её асимметрии: объективности, достоверности, полноты, точности,  актуальности,  полезности.
    Асимметрия объективности информации. Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Для снижения уровня асимметрии объективности информации необходимо использовать методы обработки и источники получения, которые снижают элемент субъективности.
    Асимметрия достоверности информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам: преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех и недостаточно точных средств ее фиксации. Для снижения уровня асимметрии достоверности информации необходимо сопоставление данных, полученных из различных источников; своевременно вскрывать дезинформацию; исключать искажённую информацию.
    Асимметрия полноты информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Для снижения уровня асимметрии полноты информации, прежде всего, следует определить объем информации, минимально необходимый потребителю, и далее отслеживать её соответствие установленным требованиям.
    Асимметрия точности информации. Точность информации определяется степенью ее приближенности к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п. Для снижения уровня асимметрии точности информации следует привлекать независимых специалистов предметной области объекта, процесса, явления.
    Асимметрия актуальности информации. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна. Для снижения уровня асимметрии актуальности информации следует установить регламент обновления и отслеживания её изменения.
    Асимметрия полезности (ценности) информации. Полезность информации может быть оценена применительно к потребностям конкретных потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью. Для снижения уровня асимметрии полезности информации следует определить, какая именно информация применительно к конкретным задачам является ценной для потребителей, отслеживать её соответствие установленным критериям. Следует отметить, что на ценность информация влияют также факторы объективности, достоверности, полноты и актуальности.
 
   ВЫВОД
     Механизм  принятия управленческих решений сложен, и на сегодняшний день общего мнения о составе и содержании его элементов не существует. Однако можно утверждать, что первоочередным, независимо от вариантов алгоритма принятия решения, является этап подготовки к разработке управленческого решения. Этот этап включает в себя такие элементы, как получение информации о ситуации, определение целей, разработка оценочной системы, анализ управленческой ситуации, диагностика ситуации и разработка прогноза развития ситуации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.