На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные направления развития философии в XX веке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          Введение
     XX век в масштабах существования  письменной истории человечества  сравнительно-небольшой отрезок  времени, если рассматривать его  только с точки зрения тех  ста лет, которые он в себя  включает. Однако оценивать роль  и значение XX века в общей истории  планеты Земля необходимо, учитывая  его научно-технические, социально-экономические,  общественно-политические сферы  бытия, равно как его духовную  культуру и искусство, которые  оказывают влияние на мир.
     Многочисленная  литература, посвященная анализу XX века, разноречива и тенденциозна. Это неудивительно, потому что современники, как правило, не могут объективно и непредвзято осветить многочисленные события этого века и, тем более, предугадать, какое из них окажет особенно сильное влияние на последующую  историю человечества.
     Философия XX века - не усталый спутник, сопровождающий человечество на его тернистых и крутых дорогах, она вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала.
     В отличие от предыдущих эпох и даже от начала XX века современная философия  не навязывает одной-единственной точки  зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Она научилась  быть толерантной и не наказывает за инакомыслие, более того” философия  конца XX века предоставила человеку свободу  в выборе своего мировоззрения.
       Однако это возлагает и ответственность  за выбор мировоззрения на  плечи самого человека, современный человек свободен в своем выборе, но он обязан понимать и всю меру ответственности за будущее планеты и судьбы всего человечества.
     Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития философии XX века и ее основных направлений, для этого была изучены соответствующие литературные источники.
     1 Основные направления  развития философии  в XX веке

     1.1 Общая характеристика философии в XX веке

     Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия - плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям - материализма и идеализма.
     Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения  в сложнейшее строение материи, предпринимает  попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного  развития посредством соединения результатов  научного анализа и социальной практики.
     Особенностью  философского знания XX века является его  четкая детерминация научным аппаратом  современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математических наук, системный подход, принципы синергетики).
     Для философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем  сущности и существования человека, опираясь не только на позитивистские и марксистские взгляды, но и философские  традиции христианства, буддизма, школ солипсизма и интуитивизма, экзистенциализма и других направлений, которые в  начале XX века третировались как  ненаучные, мистические и реакционные.
     В свою очередь, наиболее авторитетные представители  этих философских направлений находят  в позитивистских и материалистических работах такие положения, которые  помогают более глубоко и разносторонне  понять сущее человеческого бытия.
     Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности  целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну - это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии - в чем смысл жизни и предназначение человека.
     В этой связи становится понятным стремление философов второй половины XX века отойти от вульгарно-социологических подходов к бытию человека и их стремление анализировать бытие через аргументацию философии жизни, экзистенциализма и персонализма.
     Философия XX века справедливо считает, что наука - значимый, но не единственный путь познания мира, обеспечивающий человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность, более того, философия XX хека не отрицает ни мистического, ни эзотерического, ни экологического, не ценностного подхода к миру.
       Поэтому философия XX века не  только связана с наукой, она  пытается заново осмыслить мистические  учения Востока, найти смысл  в примитивных религиях и в  магии, в давно отброшенных  средневековых трактатах алхимиков  и врачевателей, в социальных  утопиях самых разных времен.
     1.2 Неопозитивизм 
     Неопозитивизм - одно из основных направлений западной философии 20 в.  возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии  и науки, роли знаково-символических  средств научного мышления, отношения  теоретического аппарата и эмпирического  оазиса науки, природы и функции  математизации и формализации знания. 
     Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы, прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием.
     Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно  возможным знанием является только специально-научное знание.
     Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так  называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма
     Именно  в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью  были сформулированы основные идеи неопозитивистской  философии науки, завоевавшие в 1930- 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции.
     Популярность  неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость  простого, четкого, связанного с применением  современных научных методов  решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность  неизбежно должны были привести и  действительно привели неопозитивизм  к дискредитации и глубокому  кризису.
     Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная  неопозитивизмом, не оправдывает тех  надежд, которые на нее возлагались.
       Со 2-й половины 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки.
     1.3 Аналитическая философия
     Аналитическая философия  - направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах.
       Подавляющее большинство сотрудников  философских факультетов в таких  странах, как СШАВеликобританияКанадаАвстралия и Новая Зеландия, а также странах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов.
       Философов «аналитической» волны объединяет не столько тематика или тип философских  концепций, сколько общие задачи: исследование языка с целью выявления структуры мысли, достижения «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкого разграничения значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз.
       Внутри  аналитической философии различают  два направления: философию логического  анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). 
       Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки и  придерживаются линии сциентизма. Сторонники второго направления считают  такую ориентацию искусственной  и ограничивающей философский кругозор, поскольку философия укоренена  в реальном разумении, в жизненных  ситуациях, в механизмах естественного  языка и многообразном вненаучном опыте людей.
       В период примерно с 1920 по 1950 в рамках аналитической философии существовало мощное движение, известное под названием  логического позитивизма. Философы этого направления, М.Шлик, Р.Карнап, А.Дж.Айер и др., полагали, что все  осмысленные утверждения являются либо научно верифицируемыми утверждениями  о мире, либо чисто логическими  тавтологиями.
       Приблизительно  с 1960 акценты сместились, и под  влиянием Куайна язык и логика стали  рассматриваться, подобно эмпирическим наукам, не просто как набор инструментов для анализа, а как некое знание о реальности. В результате в лоно философского анализа возвратились традиционные проблемы: истины, фактического соответствия, синтеза знания. 
       1.4 Философская антропология
       Философская антропология одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек. В этом смысле философская антропология может быть названа антропоцентристским философским учением, поскольку человек в ней - центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.
       Одним из родоначальников современной  философской антропологии был известный  немецкий мыслитель Макс Шелер (1874-1928) В ряде своих работ он констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса.
       Философская разновидность антропологии максимально  сконцентрирована на представлении  о самосознании человека, а естественно-научная  антропология (все отрасли естествознания и генетическая психология) дают лишь представление о человеке как  достаточно позднем итоге развития Земли, отличающемся от предшествующих ему форм в животном мире только степенью сложности соединения энергий  и способностей, которые уже встречаются  в низшей, по сравнению с человеческой, природе.
       Задача  философской антропологии, полагает М. Шелер, показать как из структуры  человеческого бытия вытекают все  свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее  человека.
     Биологическая, или натуралистическая методология изучения человека занимает видное место в современной философской антропологии Данный подход характеризуется тем, что при рассмотрении родовой сущности человека гипостазируются закономерности присущие его поведению складывающиеся исключительно в процессе филогенеза. На этом основании делается вывод о неизменной биологической природе человека.
     Иначе говоря, человек в философской  антропологии должен исследоваться  не только как часть природного и  социального мира, но и как существо, особым образом созидающее и воплощающее  в себя весь этот мир.
     1.5 Экзистенциализм
     Экзистенциализм,  направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
     В чистом виде экзистенциализм как  философское направление никогда  не существовал. Противоречивость этого  термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и  неповторима, означает переживания  отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
     Основная  категория философии экзистенциализма - это экзистенция. В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
     Согласно  философии экзистенциализма, чтобы  осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти.
       В результате мир становится  для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом  проникновения в мир «экзистенции»  объявляется интуицияэкзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
     Значительное  место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей.
       Предметы и животные не обладают  свободой, поскольку сразу обладают  сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами».
     Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека - это свобода личности от общества.
     1.6 Прагматизм
     Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма.
     Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма ДжемсаДжона Дьюи и Джорджа Сантаяны.
     Внимание  к прагматизму существенно выросло  во второй половине XX века с появлением новой философской школы, которая сосредоточилась на критике логического позитивизма, опираясь на собственную версию прагматизма.
     Главный принцип прагматизма провозглашает  тезис о том, что у каждого человека - своя философия и основатель этой философии Уильям Джемс , считал что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира.
       У каждого человека свои, свойственные  только ему способы философствования, ибо, с его точки зрения, "философствовать  означает иметь индивидуальный  способ восприятия и чувствования  биения пульса космической жизни", а сама философская направленность  обусловлена врожденным темпераментом  человека. С точки зрения сторонников  прагматизма, философия является  методом улаживания споров философов,  основанном на практических последствиях  наших действий.
     В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях»
     С конца 1930-х гг. влияние П. в американской философии начинает ослабевать. С  иммиграцией ряда европейских философов  получают распространение др. философские  течения. Однако, утрачивая значение ведущего философского направления, прагматизм продолжает оказывать влияние на решение многих методологических и логических проблем, в значительной мере определяя и стиль политического мышления в США.
     1.7 Персонализм
     Персонализм - теистическое направление современной философии. Само название свидетельствует о признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Мир, в котором живет и действует личность, есть проявление творческой активности верховной личности - Бога.
     Формирование  персонализма началось в конце прошлого века, в России и США. Основные принципы персоналистской философии были сформулированы Н.А. Бердяевым и Л. Шестовым. В последующем идеи персонализма нашли отражение в творчестве Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, А. Белого, Вяч. Иванова. Особый этап в развитии персонализма связан с его распространением во Франции, начало которому положил Эмманюэль Мунье (1905-1950).
     Главной задачей для персонализма является не человек вообще, не даже личность как некоторое познающее Я, как это было у Фихте, не познающий субъект, а реальная, конкретная и, главное, целостная личность, состоящая из души и тела и способная познавать, чувствовать, любить, творить, работать и лениться, со всеми ее многообразными проявлениями.
     Поэтому личность, в которой пересекаются все слои бытия - и духовный, и материальный - оказывается онтологичной. Личность должна быть вписана в некоторое бытие, она не может быть замкнута сама на себя, она должна быть возведена к некоему личному началу, объединяющему все личности, т. е. к Богу. Истоки каждого человека как личности находятся в том, что человек есть образ и подобие Божье, творение Божье. Именно поэтому человек есть личность.
     Персонализм как философское течение оказался близким достаточно большому числу  православных людей, особенно живущим  на Западе. Такой человек и мыслитель, как В.Н. Лосский, считал себя персоналистом  в философии. Некоторые возводят его отца, Н.О. Лосского, к родоначальникам  персонализма наряду с Н.Бердяевым  и Л.Шестовым. Персонализм, являясь некоторым философским направлением, не разрабатывает свою школу, поэтому многие философы считают себя одновременно и персоналистами, и экзистенциалистами. Такова особенность многих современных философских направлений.
     1.8 Рациовитализм
     Учение  испанского философа и публициста Хосе Ортеги-и-Гассета с трудом вписывается  в в философию XX века. По смыслу его философия - один из вариантов историцизма, но с ярко выраженой футуристической направленностью. Его интересует не то, что уже было, но то, чего еще нет, но оно может быть. "Настоящее не заботит меня, - писал он, - потому что я уже в нем существую. Серьезная вещь - будущее". Ортега стремился предсказать возможные перспективы в развитии человека, культуры, общества в ближайшем будущем.
     Рациовитализм Ортеги-и-Гассета - это учение о жизни  как истории, которая нерасторжима с разумом, без него умирает. Функция  витального разума - самоистолкование жизни, что выражается в созидании  мировоззрений, определяющих ценностные координаты человеческой деятельности.
     Современное человечество, по убеждению Ортеги-и-Гассета, находится в тяжелом кризисе, более того, стоит перед страшной опасностью саморазрушения. Осмыслению этой трагической ситуации Ортега посвятил самую знаменитую свою работу - эссе "Восстание масс". Написанная в 1930 г., она была необыкновенно популярна, многие ее идеи глубоко проникли в  культуру XX века, а поднятые проблемы сохраняют свою актуальность и сегодня.
     С большим талантом и темпераментом  Ортега выразил одно из самых распространенных убеждений нашего века: человек творит мир и самого себя, единственная подлинная реальность - сам процесс  исторического творчества, вне его  и выше него ничего нет. Рациовитализм  Ортеги-и-Гассета - гимн человеческому  творчеству.
     Однако  любой мыслитель имеет право  предложить свой взгляд на историю. Ортега-и-Гассет выбрал свой специфический аспект событий  и явлений - ив этом он интересен  и достаточно глубок. Его "Восстание  масс" проливает дополнительный свет и на события в России - и те, что происходили в нашей стране после 1917 г., и те, что происходят сейчас. Картина европейского кризиса ХХ века, так ярко нарисованная Ортегой, тоже должна быть принята во внимание, когда мы размышляем об исторической судьбе России. При всем своеобразии русской культуры и истории, она не может быть понята вне контекста общеевропейского и мирового развития.
     1.9 Постмодернизм
     Постмодернизм - сложное, достаточно эклектичное и  неоднородное явление, возникшее в  западноевропейской культуре последней  четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с  критической рефлексией социокультурных  и философских контекстов современной  цивилизации.
     В буквальном смысле слова "постмодернизм" - это то, что следует за современной  эпохой, за модернизмом, и связано  с осмыслением стилевых изменений  в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.
     В рамках постмодернизма сегодня работают многие философы, социологи, лингвисты, филологи, искусствоведы. К наиболее известным представителям данного  направления следует отнести  Жана-Франсуа Лиотара (р. 1924), Жана Бодрийара (р. 1929), Жиля Делеза (р. 1926), Жана Дерриду (р. 1930), Феликса Гваттари (р. 1930) 
     Постмодернизм связан с претензией на смену философских  парадигм, что сопрягается с глубокой и разносторонней критикой панлогизма, рационализма, объективизма и историзма, свойственных предшествующей западноевропейской традиции.
     Для постмодернизма характерно отношение  к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируются, прежде всего, в письменных формах. Поэтому  мир выступает как текст.
     В силу того, что мир понимается как  бесконечный, безграничный текст, средством  моделирования "поля", в котором  осуществляются интерпретации, становится аллегория, выполняющая роль кода для  рефлексии современной культуры, ситуации.
     Власть  анализируется в постмодернизме на микроуровне, на уровне повседневности, сопрягаясь с попыткой осмысления средств  и способов манипулирования человеком  в контексте социальности Ее анализ не связан с социальными институтами, государством, персонифицированным  авторитетом "Власть через и посредством  языка" - вот наиболее итересующая  постмодернизм проблема.
     Принимая  во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует  предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению  прошлого культуры с ее настоящим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение
     Непредвзятый  и свободный от идеологических оценок анализ философии XX века показывает, что философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.
     В качестве первой, видимо, надо назвать  отход философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, как правило, ориентированного на определенные-политические взгляды и религиозные (атеистические) убеждения.
     В течение столетия самые разные философские  направления и школы переходят к философствованию всё более плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или диалога, не отвергающему философских теорий, основанных на нетрадиционных для европейской философии принципах, будь то творческая интуиция, эзотерическое знание, концепция вчувствования и многое другое.
     Философия XX века сформулировала целый ряд новых для философии проблем (техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование). Эти новые проблемы требуют теоретического разрешения, поэтому вслед за философским вопрошанием возникают в XX веке ряд новых наук.
     Философия XX века существенно пополнила свой теоретический потенциал, поставив и позитивно разрешив такие принципиально  важные вопросы как соотношение  между знанием и пониманием (на основе чего возникает герменевтика или учение о понимании и истолковании), между знанием и оценкой (что  способствует оформлению аксиологии как  специфической части теории познания), наконец, между знанием и истиной, решая эту проблему на основе научных  данных, полученных естествознанием XX в.
     Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области - теории познания или гносеологии, но и помогло найти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлении - например, понимающую социологию, эвристику, интегративный подход.
     Список  использованных источников
    Балашов Л.Е Философия. 3-е изд., с испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 664 с. 
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.