На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воинские должностные преступления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
ДЕПЕРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ ХМАО
Сургутский  государственный университет
Ханты-Мансийского  автономного округа
Юридический факультет
Кафедра уголовного права
(Очное  отделение) 
 
 

«ВОИНСКИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ» 
 
 
 

Курсовая  работа студентки 
3-го курса  дневного отделения
22-72 учебной  группы
Чукаевой  В. Р.
Научный руководитель:
Попова  Л. А. 
 
 
 
 

Сургут
2009 год 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Общеправовая характеристика преступлений против военной службы………………………………………………………………………………….4  
1.1 История развития уголовного законодательства о преступлениях против военной службы ……………………………………………………………………….4  
1.2 Характеристика преступлений против военной службы по УК РФ 1996 года……………………………………………………………………………….........10  
Глава 2. Виды преступлений против военной службы…………………………….12  
2.1 Нарушение установленных правил взаимоотношений военнослужащих……12  
2.2 Нарушение установленных правил, сопряжённых с уклонением от исполнения обязанностей военной службы………….…………………………………………...16  
2.3 Нарушение правил несения специальных видов военной службы ……...........20  
2.4 Нарушение правил обращения с военным имуществом……………………….24  
2.5 Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности……...26  
Заключение……………………………………………………………………………30  
Литература…………………………………………………………………….............31  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение 
 
     Тема данной работы - воинские преступления.  
     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в ходе военной реформы в Российской Федерации важное значение приобретают соблюдение законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также гарантированная Конституцией Российской Федерации судебная защита прав и свобод граждан, в том числе военнослужащих и членов их семей. В последнее время участились случаи дезертирства военнослужащих, нередко мы слышим в средствах массовой информации о том, что сбежал с оружием солдат срочной службы.  
     Цель - работы всесторонний правовой анализ воинских преступлений по действующему уголовному законодательству.  
     Предметом исследования в работе выступают воинские преступления, объектом исследования являются уголовно-правовая характеристика данных преступных деяний.  
     При написании работы был поставлен ряд задач:  
1. Рассмотреть историю развития уголовного законодательства о преступлениях против военной службы;  
2. Рассмотреть уголовно-правовую характеристику воинских преступлений;  
3. Изучить виды воинских преступлений, в частности рассмотреть:  
* Нарушение установленных правил взаимоотношений военнослужащих;  
* Нарушение установленных правил, сопряженных с уклонением от исполнения обязанностей военной службы;  
* Нарушение правил несения специальных видов военной службы;  
* Нарушение правил обращения с военным имуществом; 
* Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности.  
     В работе использовались следующие методы исследования:  
Анализ, синтез, обобщение, историко-правовой и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общеправовая характеристика преступлений против военной службы  
1.1 История развития уголовного законодательства о преступлениях против военной службы
 

     Во времена, предшествующие законотворческой деятельности Петра I, вопросы наказуемости деяний военнослужащих решались не воинскими уставами, а главным образом Соборным Уложением 1649 года. Регулируя общественные отношения разных правовых отраслей, оно впервые уделило особое внимание правам и обязанностям населения и ратных людей на случай возникновения войны. Предоставляя последним определенные права, Уложение, вместе с тем, обязывало: не допускать при следовании на военную службу насилия к населению, потраву покоса, и т. д.: "А будет кто ратные люди, едучи на государеву службу, или з государевы службы по домам, учнут ставится по селам и по деревням во дворах, или в гумнах для вороства, и станут грабити, и учинят смертное убийство, или женскому полу насильство, или в гумнах хлеб потравят... и по суду и по сыску про то их вороство сыщется допряма, и тех за смертное убийство и за насильство женскому полу казнити смертию. А за иное за всякое насильство и за грабеж чинити им наказание, смотря по вине". Законодатель сурово наказывал и дезертирство, уклонение от несения военной службы, измену, похищение или утрату военного имущества. Говоря об ответственности ратных людей в одной из своих глав, Соборное Уложение, по сути дела, подразумевало в ней их ответственность за любое преступление, совершенное во время войны лицом (боярином, дворянином, простолюдином, иностранцем) при следовании на "государеву службу", при ее прохождении или при возвращении с нее.
     Создав регулярную армию в виде 27 пехотных и 2 драгунских формирований, Петр I отвёл уставам несения военной службы уже иное значение. Так, Военный (1716 г.) и Морской (1722 г.) артикулы претендовали, чуть ли не на роль свода законов, в том числе уголовных. Сориентированные на военных и считающие преступление нарушением субординации, Артикулы видели в нем, в конечном счете, всякое наказуемое деяние лица, находившегося на "государевой службе".                       Повелев руководствоваться Воинскими артикулами при разрешении дел не только военными, но и гражданскими судами, Петр I тем самым исходил из того, что не военнослужащие являются частью населения, а оно - население - часть военнослужащих.  
     Представления о понятии воинского преступления, как и любого деяния, совершённого в период прохождения военной службы, в последующем нашли отражение при подготовке Полевого Уголовного Уложения 1812 года и Военно-Уголовного Устава 1839 года, применение которых также не ставилось в зависимость от общих, гражданских уголовно-правовых законов. Лишь с 1868 года Воинский Устав «О наказаниях» стал связывать понятия воинского преступления не только с самим фактом его совершения определенной категорией лиц, но и с нарушением ими каких-то специальных обязанностей по военной службе. При этом в основу группировки различных составов был положен принцип о самостоятельной наказуемости деяний, совершённых в обычное и в военное время. Первые, в свою очередь, охватывали собой преступления и проступки в виде:  
     1) нарушения чинопочитания и подчиненности; 2) оскорблений и насильственных действий в отношении караула или начальника; 3) той или иной формы уклонения от службы (в том числе путем побега, самовольной отлучки, неявки в срок на службу); 4) превышения должностных полномочий или противодействия их осуществлению; 5) нарушения обязанностей во время несения караульной службы или дежурства; 6) недобросовестности по отношению к сохранности военного имущества или управления им; 7) нарушения порядка отправления должности; 8) противозаконных поступков должностных лиц по некоторым специальным родам службы; 9) преступлений и проступков, общих для военнослужащих и чиновников гражданского ведомства. Во вторую группу воинских преступлений, т. е. деяний, совершаемых в период ведения военных действий или в местностях, объявленных на военном положении, объединялись: 1) способствование неприятелю в проведении им враждебных действий или переписка с кем-либо из лиц, состоящих в неприятельской армии; 2) бегство, оставление поста или потеря знамени в бою; 3) капитуляция, сдача крепости и т. п.; 4) самовольное отступление от плана ведения военных действий, принятие на себя командования и др.; 5) непринятие должных мер предосторожности; 6) повреждение укреплений, орудий; 7) присвоение трофеев; 8) распространение ложных, панических слухов среди военнослужащих; 9) разглашение военной тайны; 10) нарушение правил обращения с военнопленными или жителями, мародерство. Следует отметить, что в те времена перечень воинских преступлений в систему Особенной части общих уголовных законов (Уложении о наказаниях 1845 года. Уголовном Уложении 1903 года) непосредственно не включался.  
     Советское уголовное законодательство пошло по несколько иному пути. Если не иметь в виду Положение о революционных военных трибуналах 1919 года, в котором речь шла в основном о деяниях, совершаемых в районе боевых действий, то во всех Уголовных кодексах (1922,1926,1960 годов) выделялась глава, содержащая статьи о воинских преступлениях. После образования СССР ответственность за них была отнесена к ведению общесоюзных органов, которые устанавливали единое понятие и систему преступлений против военной службы. Первым актом - Положением о воинских преступлениях 1924 года - этими деяниями назывались преступления: а) совершенные военнослужащим Красной Армии и Красного Флота либо лицами, зачисленными в команды обслуживания или призываемыми на службу в территориальные формирования на время отбывания ими сборов; 2) направленные против установленного порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения, и 3) "если при том эти преступления по своему характеру и значению не могут быть совершены гражданами, не состоящими на военной или морской службе". Обращая внимание, прежде всего на специфику субъекта, данное Положение вскоре (1926 г.) было дополнено примечанием, согласно которому ответственность за воинское преступление должна возлагаться на лиц "строевого состава особых вооруженных отрядов (резервов) Народного комиссариата путей сообщения". Второй из указанных в определении признаков воинского преступления основывался на стремлении законодателя охватить понятием "установленного порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения" все те деяния, которые были обозначены еще Воинским Уставом о наказаниях 1868 года: нарушение порядка подчиненности, уклонение от несения военной службы, противозаконное отчуждение или промотание военного имущества и т. д. Что же касается третьего признака - "невозможность совершения воинских преступлений гражданами, не состоящими на военной или морской службе", то его вычленение фактически дублировало содержание двух других, поскольку нарушить порядок несения военной службы могут лишь те лица, которые обязаны его соблюдать.

     Исключив третий признак, Положение о воинских преступлениях, воспроизведенное в УК РСФСР 1926 года, исходило из ранее сформулированного понятия воинского преступления, хотя и дополнительно устанавливало, что его соучастники должны нести уголовную ответственность по статьям, предусмотренным Положением. В последующем круг лиц, признаваемых субъектами воинских преступлений, постоянно расширялся, статьи были распространены на "военизированную охрану предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение", "военизированную пожарную охрану предприятий и сооружений, имеющих государственное значение", "работников оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава Рабоче-крестьянской милиции", "начальствующий состав частей тылового обеспечения, а также работников оперативного и административно-хозяйственного состава исправительно-трудовых учреждений", "работников экспедиции подводных работ и лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям", "лиц начальствующего состава гражданского воздушного флота", "учащихся лётных школ гражданского воздушного флота". В 1940 году перечень субъектов воинского преступления был сокращён и таковыми стали признаваться, наряду с военнослужащими и военнообязанными, лишь "лица строевого и административно-хозяйственного состава Рабоче-крестьянской милиции и оперативного состава органов Управления Государственной безопасности НКВД".  
     Не изменяя в принципе перечень конкретных деяний, образующих систему воинских преступлений, Положение 1927 года дополнило ее рядом новых составов: принуждение к невыполнению обязанностей по военной службе, оскорбление одним военнослужащим другого при отсутствии у них признаков подчиненности, нарушение уставных правил несения внутренней (вахтенной) службы, злоупотребление в военное время флагами или знаками Красного Креста или Красного Полумесяца и т. д. В период Великой Отечественной войны воинскими преступлениями стали признаваться также незаконное награждение орденами, медалями и нагрудными знаками, а равно передача их другим лицам, утрата Красного знамени по малодушию войсковой части. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 г. установил уголовную ответственность за угрозу насилием в отношении начальника в связи с выполнением им своих служебных функций, нарушение различного рода правил (полетов, кораблевождения, эксплуатации боевой техники), самовольное оставление части, добровольную сдачу в плен и т. д. Уточнив или видоизменив некоторые ранее действующие составы (дезертирство, самовольная отлучка и др.), Указ одновременно декриминализировал деяния в виде военного шпионажа, невыполнения военнослужащим переменного состава кавалерийских частей обязанностей привода собственных лошадей.  
Закон об уголовной ответственности за воинские преступления от 25 декабря 1958 года ввел один признак "предусмотренности" воинского преступления данным законом. Появление этого признака не было случайным, ибо Основы уголовного законодательства СССР и уголовные кодексы союзных республик отменили принцип аналогии закона. При таком подходе вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности мог быть решен не только при наличии самого факта виновного нарушения военнослужащим правил прохождения военной службы, но и при соответствии признаков конкретного деяния и какого-либо конкретного состава преступления, предусмотренного законом.  
     Несколько иначе стал формулироваться и признак субъекта преступления: военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе, военнообязанные во время прохождения учебных сборов, определенная категория лиц (солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры) органов государственной безопасности и, кроме того, лица, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве СССР. Учет последнего требовал обращения, в частности, к законам о всеобщей воинской обязанности, об увольнении с действительной военной службы лиц офицерского состава по собственному желанию и т. д.

     Определяя третий признак воинского преступления - совершение его против "установленного порядка несения военной службы", законодатель подразумевал в качестве основных видов деяний, по сути, то же, что и ранее, т. е. нарушение порядка: а) подчиненности; б) прохождения военной службы; в) пользования военным имуществом; г) эксплуатации военной техники; д) несения специальных служб (караульной, пограничной, внутренней службы, боевого дежурства); е) пользования сведениями, составляющими военную тайну, или документами и предметами, ее содержащими; ж) осуществления предоставленных должностному лицу прав и полномочий; з) исполнения служебного долга в особых условиях (во время военных действий, экстремальных ситуаций); и) ведения военных действий и обращения с населением, предусмотренный международными соглашениями. Закон об уголовной ответственности за воинские преступления перестал упоминать составы, предусматривающие ответственность за переписку и другие способы сношения во время войны с лицами, принадлежащими к неприятельской армии, проживающими на территории неприятеля или в местности, занятой им; самовольное отступление начальника от данных ему распоряжений; уклонение от несения службы по религиозным и иным убеждениям; противозаконное использование начальником своих подчиненных для оказания личных услуг ему, членам семьи или другим лицам; создание препятствий в использование подчиненным своих льгот и преимуществ. Одновременно были восстановлены статьи, устанавливающие специальные основания наказуемости за насильственные действия в отношении начальника и разглашение военной тайны или утрату документов, содержащих военную тайну.  
УК РФ 1996 года в целом исходит из аналогичных взглядов на соотношение общеуголовных и воинских преступлений. Считая, что и те, и другие должны основываться на единых началах, он включил составы преступлений против военной службы в Особенную часть, отвергая тем самым идею самостоятельности так называемого "военно-уголовного законодательства". Принимаемые ранее советские уголовные законы решали этот вопрос так же, однако, располагая в Особенной части Уголовного кодекса соответствующую главу в качестве заключительной, придавали воинским преступлениям особый, специфический характер.  
     Новый Уголовный кодекс с этой точки зрения можно считать более удачным, хотя и он не в полной мере учитывает тот факт, что военная служба есть разновидность государственной, и, стало быть, нет необходимости рассматривать в разных разделах Особенной части воинские и должностные преступления, преступления против правосудия и порядка управления. Все они непосредственно затрагивают какую-то функцию государства и вследствие этого должны объединяться в одном разделе, который можно было назвать "Преступления против государства".  
     В этой связи более глубоким и точным, чем ранее, можно было считать первый признак понятия преступления против военной службы: их предусмотренность определенной главой Уголовного кодекса. Но нельзя не отметить, что содержащаяся в нем система преступлений сконструирована применительно к мирному времени и не охватывает собой деяния, совершаемые в условиях войны (в УК РСФСР I960 года к такого рода деяниям относилось: самовольное оставление части в боевой обстановке, добровольная сдача в плен, дурное обращение с военнопленными и т. д.). Установление уголовной ответственности за деяния военнослужащих в военное время или в боевой обстановке - задача особого законодательства.  
     Довольно удачно в УК РФ решается вопрос о другом признаке преступления, характеризующем его субъекта. Называя в таком качестве три категории лиц - военнослужащих, военнообязанных, военных строителей, законодатель ввел уточняющие положения. К военнослужащим он отнес лиц, проходящих службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.           Обратившись к соответствующим правовым нормам, можно установить, что проходящим военную службу считается тот, на кого возложены обязанности по вооруженной защите государства, исполнение которых предполагает прохождение службы в воинских частях, на кораблях, предприятиях, в учреждениях, организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования (офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту или призыву). Статус военнослужащих распространяется на призванных на военные сборы и сохраняется за лицами, захваченными в плен. Понятие лиц, являющихся военнослужащими вооруженных формирований, а также признаваемых военнообязанными, определяется Законами об обороне, о воинской обязанности и военной службе. Таким образом, содержание понятие субъекта преступления против военной службы увязывается в Кодексе с существующей в настоящее время нормативной базой.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Характеристика преступлений  против военной  службы по УК  РФ 1996
     При анализе нового закона  и его последнего проекта обнаруживаются  различия в формулировке и  третьего обязательного признака, касающегося характеристики их  направленности. В проекте, как, впрочем, и в ранее действовавшем законодательстве, предполагалось, что данные преступления могут совершаться против установленного порядка несения военной службы. Уголовный кодекс РФ 1996 года использует иной термин: против ее прохождения. Он включает в себя не только время непосредственного выполнения каких-то конкретных обязанности (например, боевого дежурства), но и весь срок военной службы. Поскольку направленность воинских преступлений связывается с совершением их против прохождения военной службы в установленном порядке, то, стало быть, и в данном случае решение всех конкретных вопросов, касающихся сроков военной службы (ее начало, приостановление, продолжение, окончание), условий возложения на военнослужащего конкретных обязанностей по несению военной службы, признания его исполняющим или не исполняющим обязанности военной службы, особенностей прохождения военной службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях и т. д., должно основываться на соответствующих законах, положениях, уставах (в частности, Законах об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, о внутренних войсках).  
     Взгляд законодателя изменился не только на общее понятие преступлений против военной службы, но и на их систему, содержание конкретных составов, основания для отягчения, смягчения и освобождения от уголовной ответственности. Примечательно, что при этом все-таки были сохранены принципы группировки и в какой-то мере последовательности расположения составов преступлений внутри главы, которая, кстати, стала называться не "Воинские преступления", а "Преступления против военной службы". Такая позиция законодателя дает возможность, внеся определенные коррективы, выделить 5 видов преступлений:  
     1. Нарушение установленных правил, касающихся взаимоотношений между военнослужащими при наличии признаков подчиненности (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы; насильственные действия в отношении начальника), нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии таких признаков либо вне связи с их наличием (оскорбление военнослужащего). Заметим, что все из перечисленных преступлений были известны УК РСФСР 1960 года, в котором к тому же предусматривалась наказуемость за неповиновение и угрозу начальнику.  
     2. Нарушение установленных правил, связанных с уклонением от исполнения обязанностей военной службы: самовольное оставление части или места службы, дезертирство, уклонение от исполнения обязанностей путем симуляции болезни или иными способами. В отличие от ранее действовавшего, УК РФ 1996 года не конструирует специального состава самовольной отлучки.  
     3. Нарушение правил несения специальных видов военной службы: боевого дежурства, пограничной, караульной (вахтенной) службы; в составе войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; внутренней службы и патрулирования в гарнизоне.  
     4. Нарушение правил обращения с военным имуществом: умышленное либо неосторожное уничтожение или повреждение имущества, его утрата.  
     5. Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности: с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих; с боевой, специальной или транспортной машиной; с военными летательными аппаратами; с военными кораблями. К данному виду, думается, можно отнести и оставление погибающего военного корабля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Виды преступлений против военной службы  
2.1 Нарушение установленных правил взаимоотношений военнослужащих
 

     Неисполнение приказа.  
     Объектом преступления выступает порядок подчиненности военнослужащих. Объективная сторона второго преступления характеризуется принуждением потерпевшего к нарушению обязанностей военной службы, сопряженным с насилием или угрозой его применения.  
     Сопротивление - это активное противодействие. Оно возможно только в момент исполнения обязанностей военной службы начальником или иным лицом и сопряжено с физическим насилием или угрозой его применения.  
Принуждение заключается в требовании нарушить обязанности военной службы, соединенном с физическим насилием или угрозой его применения. Принуждение возможно как в момент выполнения обязанностей военной службы, так и до этого.  
     Под насилием в данном составе понимаются удары, побои, причинение легкого вреда здоровью.  
     Состав рассматриваемого преступления - формальный. Преступление считается оконченным с момента сопротивления или принуждения, независимо от того, достиг ли виновный поставленной цели.  
     Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла: виновный сознает, что путем насилия или угрозы его применения препятствует исполнению начальником или иным лицом обязанностей военной службы (принуждает начальника или иного лица нарушить исполнение обязанностей), и желает этого.  
     Мотивы и цели преступления различны: получить льготы или преимущества по службе, избежать задержания патрулем и т. п.  
     Субъект - любой военнослужащий. Часть 2 ст. 333 УК предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, б) с применением оружия, в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, г) с причинением иных тяжких последствий. Понятие группового преступления дано в ст. 35 УК. О понятии "оружие" - см. анализ ст. 222 УК. Под применением оружия понимается как непосредственное его использование, так и угроза этого.  
     Признаки тяжкого и средней тяжести вреда здоровью раскрыты при анализе ст. 111 и 112 УК.  
     Иными тяжкими последствиями могут быть признаны причинение значительного материального ущерба войсковому подразделению, существенный организационный вред, например, срыв войскового мероприятия и т. п.6  

     Насильственные действия в отношении начальника.  
     Непосредственным объектом данного преступления является порядок подчиненности. Дополнительный объект - здоровье начальника. Потерпевший - начальник. Объективная сторона преступления состоит в нанесении побоев или применении насилия в отношении начальника во время или в связи с исполнением им обязанностей военной службы (понятие "побои" раскрыто при анализе ст. 116 УК).  
     Иное насилие охватывает как иные насильственные действия, предусмотренные ст. 116 УК, так и причинение легкого вреда здоровью.  
Насильственные действия совершаются либо во время исполнения начальником своих обязанностей, либо после этого по мотиву мести за их выполнение. Насилие при сопротивлении или в качестве средства принуждения начальника нарушить свои обязанности надлежит квалифицировать по ст. 333 УК.

     Преступление окончено с момента нанесения побоев или применения иного насилия.  
     Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознавал, что наносит побои или применяет иное насилие к начальнику во время или в связи с исполнением им обязанностей военной службы, и желал этого.  
Мотивы насильственных действий в отношении начальника - недовольство его служебной деятельностью, месть за эту деятельность. Если насилие применяется по мотивам личных неприязненных отношений, состав данного преступления исключается.  
     Субъект - военнослужащий, находящийся в подчинении потерпевшего.  
Часть 2 ст. 334 УК предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, б) с применением оружия, в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, г) с причинением иных тяжких последствий.  
     Данные квалифицирующие признаки аналогичны квалифицирующим обстоятельствам, предусмотренным ч. 2 ст. 333 УК.  
Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности  
Непосредственный объект преступления - установленный порядок взаимоотношений между военнослужащими, не связанными отношениями подчиненности.  
     Потерпевший - военнослужащий, не состоящий с виновным в отношениях подчиненности и не находящийся при исполнении обязанностей военной службы.  
    Объективная сторона преступления выражается в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Такое нарушение проявляется: а) в унижении чести и достоинства потерпевшего, б) в издевательстве над ним, в) либо сопряжено с насилием над потерпевшим.  
Унижение чести и достоинства, в отличие от состава оскорбления, предусмотренного ст. 130 УК, не требует неприличной формы. Поэтому любого рода высказывания и прочие действия, унижающие честь и достоинство военнослужащего, рассматриваются как нарушение уставных правил взаимоотношений. Не требуется и публичности унижения. Оно может быть совершено и в отсутствии потерпевшего, но всегда рассчитано на унижение его достоинства в собственных глазах.  
     Издевательство - деяние, также унижающее честь и достоинство потерпевшего, но выраженное в глумлении над его личностью путем понуждения совершить какие-либо действия, выполнить какую-либо работу, оскорбляющие человеческое достоинство.  
Насилие в составе данного преступления предполагает нанесение побоев или причинения легкого вреда здоровью потерпевшего.  
Состав преступления будет считаться оконченным с момента совершения перечисленных действий.  
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что, унижая честь и достоинство потерпевшего, издеваясь над ним либо применяя насилие, нарушает уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, и желает совершить указанные действия. Мотивы и цели для квалификации значения не имеют. Однако, если унижение чести и достоинства потерпевшего связано с исполнением им обязанностей военной службы, ответственность наступает по ст. 336 УК.  
Субъект преступления - военнослужащий, не состоящий с потерпевшим в отношениях подчиненности и не находящийся при выполнении обязанностей военной службы.

     Часть 2 ст. 335 УК предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное: а) неоднократно (см. ст. 16 УК), б) в отношении двух или более лиц, в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 35 УК), г) с применением оружия, д) с причинением средней тяжести вреда здоровью.  
Часть 3 ст. 335 УК в качестве квалифицирующего обстоятельства предусматривает наступление тяжких последствий, под которыми следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, его самоубийство, причинение ему по неосторожности смерти и т. п. Умышленное убийство потерпевшего, насильственные действия сексуального характера не охватываются этим составом преступления, истребуют дополнительной квалификации по ст. 105 или 132 УК.  
 
     Оскорбление военнослужащего.  
     Объект преступления - порядок взаимоотношений между военнослужащими. Дополнительным объектом выступают честь и достоинство военнослужащего.  
Потерпевший - военнослужащий (по ч. 2 ст. 336 УК - начальник или подчиненный). Объективная сторона преступления выражается в оскорблении одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы. Оскорбление - это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.  
В отличие от общего состава оскорбления (ст. 130 УК) оскорбление в составе ст. 336 связано с исполнением одним из военнослужащих обязанностей военной службы, т. е. либо во время исполнения таких обязанностей, либо до или после, но в связи с ним.  
Состав преступления формальный. Преступление следует считать оконченным с момента совершения оскорбительных действий.  
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознавал, что в неприличной форме унижает честь и достоинство другого военнослужащего, что это происходит во время или в связи с исполнением потерпевшим или самим виновным обязанностей военной службы, и желал нанести оскорбление. Мотивы и цели оскорбления для квалификации значения не имеют.  
     Субъект - любой военнослужащий, не находящийся в отношениях подчиненности с потерпевшим.  
Часть 2 ст. 336 УК предусматривает ответственность за оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время или в связи с исполнением обязанностей военной службы. В отличие от ч. 1 состав ч. 2 ст. 336 УК указывает на отношения подчиненности между оскорбленным военнослужащим и оскорбляющим.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Нарушение установленных  правил, сопряженных  с уклонением от  исполнения обязанностей  военной службы   

     Самовольное оставление части или места службы. 
     Объект - порядок прохождения службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях России.  
     Объективная сторона преступления характеризуется совершением деяний двух видов: 1) самовольное оставление части или места службы, 2) неявка в срок без уважительных причин на службу.  
     Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в казармах, расположенных на территории воинской части. Местом службы могут быть и иные места, определяемые начальником.  
     Увольнение из части или места службы производится по разрешению командира соответствующего подразделения. При отсутствии такого разрешения оставить часть или место службы нельзя - это считается самовольным оставлением и может повлечь уголовную ответственность.      Однако, в соответствии с примечанием к ст. 337 УК, военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные ст. 337, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Такими обстоятельствами следует признавать издевательства, насилие в результате нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими или превышения должностных полномочий, смерть или тяжелое заболевание близкого родственника, если командир отказал на увольнение из части, и др.

     Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы является продолжительность отсутствия, а именно: свыше 2, но не более 10 суток. Этот срок исчисляется с момента оставления части (места службы) до момента возвращения или задержания.  
     Неявка в срок без уважительных причин имеет место тогда, когда военнослужащий находился за пределами части на законном основании: при увольнении, назначении в другую часть, переводе из части в часть, в командировке, отпуске, в лечебном учреждении. Состав преступления будет иметь место, если военнослужащий при отсутствии уважительных причин прибывает к месту службы с опозданием. Уважительными причинами считаются: болезнь, стихийное бедствие, нарушение режима работы транспорта и т. п.8.  
     Как и самовольное оставление части или места службы, неявка в срок влечет уголовную ответственность, если военнослужащий опоздал на срок свыше 2, но не более 10 суток. Продолжительность опоздания исчисляется с момента, когда истек срок явки.  
Состав данного преступления формальный. Преступление считается оконченным, если военнослужащий незаконно находился вне части или места службы, а равно не явился к месту службы в указанный выше срок.  
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что самовольно оставляет часть или место службы или не является в срок без уважительных причин, и желает совершить эти деяния.  
Мотивы и цели могут быть учтены при решении вопроса об уголовной ответственности. Исключается цель уклонения от военной службы, чем данное преступление отличается от дезертирства.  
Субъект - военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.  
Часть 2 ст. 337 УК в качестве квалифицирующего признака называет специального субъекта, которым является военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной части.  
Часть 3 ст. 337 УК содержит квалифицирующее обстоятельство - продолжительность самовольного оставления части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу сроком свыше 10 суток, но не более 1 месяца.  
    

     Уклонение от исполнения обязанностей военной службы.  
     Субъектом этого преступления является, кроме указанных выше лиц, и военнослужащий, проходящий военную службу по контракту. Особенность состоит в том, что эти лица могут располагаться вне территории части. Поэтому ему ч. 3 ст. 337 УК вменяется в случае, если он без разрешения начальника выехал из соответствующего населенного пункта, либо не явился туда без уважительных причин в течение указанного в законе срока.  
Часть 4 ст. 337 УК в качестве квалифицирующего признака указывает еще один срок выполнения перечисленных в ч. 1 действий - свыше 1 месяца.  
Субъект этого преступления - любой военнослужащий, проходящий военную службу, как по призыву, так и по контракту.  
 
     Дезертирство.  
     Объект - порядок прохождения военной службы.  
Объективная сторона дезертирства ничем не отличается от предусмотренной ст. 337 УК.  
Основное отличие заключено в субъективной стороне дезертирства. Она характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели - уклониться от прохождения военной службы. Данная цель должна быть установлена в каждом случае исходя из фактов: проживание на нелегальном положении, приобретение подложных документов, подделка имеющихся, устройство на работу, частая перемена места жительства и др. Если такая цель установлена, сроки самовольного оставления части или неявки на службу значения не имеют. Тем не менее длительное самовольное отсутствие в части является одним из факторов, который в совокупности с другими обстоятельствами может служить доказательством желания виновного дезертировать.

     Субъект - любое лицо, подпадающее под признаки субъекта преступления против военной службы, указанные в ст. 331 УК.  
В примечании к ст. 338 УК говорится, что военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное ч. 1 ст. 338 УК, может быть освобожден от уголовной ответственности, если оно явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств (см. анализ ст. 337 УК).  
Часть 2 ст. 338 УК содержит следующие квалифицирующие виды дезертирства: а) дезертирство с оружием, вверенным по службе, б) дезертирство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой (ст. 35 УК).  
Вверенным по службе считается оружие, закрепленное в установленном порядке за конкретным военнослужащим. Если дезертирство совершается с оружием, которое не было вверено виновному, налицо совокупность с хищением оружия (ст. 226 УК).  
 
     Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции    болезни или иным способом.  
    Объект - порядок прохождения военной службы.  
Объективная сторона выражается в уклонении от обязанностей военной службы путем членовредительства либо обмана.  
Специфика деяния, предусмотренного ст. 339 УК, состоит в способах уклонения. В результате членовредительства или обмана виновный добивается постоянного или временного освобождения от обязанностей военной службы. Причем такое освобождение производится компетентными органами на внешне законных основаниях.  
     Членовредительство выражается в повреждении любого органа человеческого организма (руки, ноги, глаза и др.), когда это препятствует исполнению обязанностей военной службы. Способы членовредительства могут быть самыми разнообразными: механические, химические, термические, радиационные и т. п.  
Обман как способ уклониться от исполнения обязанностей военной службы выражается: а) в симуляции болезни, б) в подлоге документов, в) в ином обмане.  
     Симуляция болезни заключается в том, что военнослужащий умышленно вводит в заблуждение о наличии у него болезни (глухота, слепота, психическое заболевание и др.), препятствующей исполнению обязанностей военной службы. Разновидностью симуляции является аггравация, когда имеющиеся болезни не достигли той стадии или степени, на которые ссылается военнослужащий.  
     Подлог документов может быть выражен в подделке или представлении подложных документов, дающих основание для временного (ч. 1) или постоянного (ч. 2) освобождения от военной службы (подложные справка о болезни или смерти близкого родственника, документ о каком-либо событии и т. п.).  
     Иной обман - это любые другие способы (устное, письменное сообщение), которые вводят в заблуждение компетентные органы, решающие вопрос об освобождении данного лица от военной службы.  
Преступление содержит формальный состав. Оконченным оно будет считаться с момента, когда указанные органы принимают решение о временном или постоянном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы. До этого момента действия виновного следует квалифицировать как покушение.  
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что путем причинения себе какого-либо повреждения либо обмана уклонился от исполнения обязанностей военной службы, и желает этого. Цель по ч. 1 - временное уклонение от военной службы.

Субъект - любой военнослужащий.  
Лица, содействующие виновному в членовредительстве, в подлоге документов и т. п., могут быть привлечены к ответственности за соучастие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Нарушение правил несения специальных видов военной службы  
 
     Нарушение правил боевого дежурства.  
     Объект преступления - порядок несения боевого дежурства (боевой службы), определяемый Уставом внутренней службы Вооруженных Сил России и другими нормативными актами к
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.