На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Способы измерения социальных установок

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление
                                                                           Стр.
 
 
 
     Введение………………………………………………………….3
    Понятие установки……………………………………………..4
    Измерение установки…………………………………………..5
    Методы конструирования шкал……………………………...5
           (шкалы разных интервалов)………………………………………………..7
                  (шкалы суммарных оценок. Р.Лайкерт)………………………………….7
                      (кумулятивные шкалы. Л.Гутман)………………………………………..7
5    Шкалы для измерения установок установок……………….9
6     Заключение……………………………………………………...11
7     Список использованной  литературы………………………..12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 УСТАНОВКА (АТТИТЮД) в социальной психологии – это субъективное отношение человека к некоторому социальному объекту, обусловливающее определенные способы его поведения. Понятие «установка» первоначально использовалось в экспериментальной психологии немецкими психологами в конце 19 в. для обозначения готовности к действию, обусловленной прошлым опытом. В социологии и социальной психологии это понятие впервые использовали социологи У.Томас и Ф.Знанецкий. В ходе исследования положения польских эмигрантов в Европе и Америке в начале 20 в. они ввели его для обозначения отношений индивида как члена группы к ценностям этой группы. В российской психологии разработка общепсихологической теории установки принадлежит Д.Н.Узнадзе (1886/87–1950) и его научной школе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие установки.
Объектом  для установки может быть все, на что реагирует человек: любой  символ, фраза, лозунг, лицо, учреждение, идея. Можно иметь установки в  отношении определенной профессии, политической партии, книги, национального  меньшинства, марки стирального  порошка, блондинок и т.д. Когда  что-то нравится или не нравится, одобряется или не одобряется, можно сказать, что в отношении этого объекта  существует положительная или отрицательная  установка.
Новорожденный ребенок имеет установки лишь относительно тех стимулов, на которые  существует врожденная реакция –  удовольствие или боль. Все прочие установки он приобретает так  же, как осваивает язык или любой  другой навык. Однако, если степень  освоения определенного навыка зависит  от унаследованной предрасположенности  или интеллекта, то в отношении  установок, напротив, не существует наследственных или интеллектуальных ограничений.
Как показывают психологические исследования, наши симпатии и антипатии, наши установки  приобретаются не столько в результате контактов с психологическими объектами, сколько в результатах контактов  с группами, в которых уже сформировалась сильные положительные или отрицательные  реакции на эти объекты. У ребенка, родившегося в семье, где плохо  относятся к иностранцам или, например, к животным, гораздо меньше шансов стать интернационалистом или  защитником живой природы, когда  он вырастет. Мы приобретаем или  даже впитываем установки тех, с  кем тесно связаны.
Как определить, какова установка человека в отношении  какого-либо явления? В исследованиях  общественного мнения обычно используется довольно простой подход: людям задаются вопросы, составленные так, чтобы выяснить их взгляды на данный предмет. Если опрашиваемый дает благоприятную оценку явления, считается, что у него положительная  установка.
Однако в  конфликтных ситуациях люди часто  не склонны открыто выражать свою позицию и отвечают, что еще  не решили или не знают ответа. Только когда социальная атмосфера не оказывает  прямого давления, принуждая к  конформизму, можно ожидать, что  информация об установке будет получена простым опросом.
Существуют  и другие возражения против метода прямого опроса. Например, люди сами могут не осознавать своих установок. Клинические психологи и психиатры  считают, что некоторые индивиды, демонстрируя неприязнь к чему-то, могут на самом деле бороться с  неосознанными импульсами противоположного характера. Например, подросток, говорящий, что «ненавидит» девчонок, возможно, противится бессознательному влечению к ним.
Иногда наши чувства по отношению к какому-то объекту настолько противоречивы  и запутаны, что нам трудно оценить  свою установку. Мы можем, как это  часто и случается, одновременно испытывать к нему и положительные, и отрицательные чувства. Не зря в художественной литературе можно встретить такое понятие как «любовь-ненависть».
Другой подход к выявлению установки заключается  в наблюдении за поведением индивида. Этот подход также имеет ограничения. Во многих ситуациях человек может  вести себя так, чтобы скрыть свое истинное отношение. Например, чтобы  порадовать хозяйку дома, человек, которому не нравится рыба, на званом обеде предпочтет это не демонстрировать. Установка  – лишь один из многочисленных факторов, определяющих поведение, и не всегда самый сильный. Если мы стремимся  предсказать поведение человека, нужно принимать во внимание все  возможные факторы воздействия. Аналогично, желая понять установку  на основании наблюдений за поведением, нужно всегда учитывать возможность  ошибочной интерпретации просто потому, что поведение человека может  определяться не его чувствами, а  воздействием среды или чем-то иным.
Измерение установки.
Не все установки выражены одинаково  сильно. Недостатком обоих методов  выявления установки – и метода прямого опроса, и метода наблюдения – является отсутствие оценки степени  чувств, вызываемых у человека данным психологическим объектом. В лучшем случае можно получить приблизительное  разделение на тех, кто воспринимает его положительно, отрицательно или  не имеет определенного отношения. Однако те, у кого отношение положительное  или отрицательное, вряд ли одинаково  хорошо или одинаково плохо относятся  к объекту. Иногда бывает полезно  разделить установки на упомянутые три категории, но часто требуется  более подробная классификация. Для решения этой проблемы психологами  были разработаны тесты, или шкалы, установки.
Шкала установки  содержит ряд вопросов, на которые  опрашиваемый должен ответить «да», «нет»  или «не знаю», либо утверждения, с которыми испытуемый соглашается  или не соглашается. Вопросы и  суждения предварительно апробируются, им присваивается определенное количество баллов в соответствии с тем, насколько  симптоматичны они для положительной  или отрицательной установки. Складывая  баллы, набранные данным индивидом, можно найти соответствующую  его установке точку на оси, соединяющей  крайние позиции: чрезвычайно положительной  и категорически отрицательной  установки.
Утверждения, включаемые в шкалу, должны быть тщательно  отобраны и ясно сформулированы. Частью шкалы может стать любое недвусмысленное  суждение, касающееся данного психологического объекта, но некоторые оказываются  более полезными, чем другие.
Первым шагом  при составлении шкалы является создание массива утверждений –  от 100 до 300 – так или иначе отражающих отношение к явлению или предмету. Из этого массива в соответствии с определенными критериями отбирается 15–25 суждений.
Для каждого  утверждения должно наблюдаться  резкое различие в частоте согласия или несогласия с ним лиц, чья  положительная или отрицательная  установка заранее известна. Констатация  факта, по которому существует почти  единодушное мнение, также бесполезна для выявления установки. Никто  не станет спорить с тем, что у  кошки четыре лапы. Но утверждение, что кошки – прекрасные домашние животные, хотя и выглядит очевидным, гораздо чаще найдет поддержку у  тех, кто любит кошек, чем у  тех, кто их не любит. Не подходят для  шкал по выявлению установки и  двусмысленные утверждения.
 
Методы конструирования шкал.
При конструировании шкалы для  выявления установки используются оценочные и опросные приемы.
При использовании  оценочного метода группе лиц предлагается определить степень благоприятности  или неблагоприятности большого массива утверждений. Требуется  оценить каждое суждение по девятибалльной шкале или разбить все предложенные утверждения на девять категорий  – от наименее до наиболее благоприятных. При этом для каждого утверждения  получают два показателя: один из них  характеризует типичное, или усредненное, мнение группы; второй обозначает разброс, или дисперсию, индивидуальных оценок. Утверждения, для которых дисперсия  велика, в шкалу не включаются.
Из остающихся выбирают 15–20 суждений относительно равномерно расположенных вдоль оси оценок от очень положительных до очень  отрицательных; при этом предпочтение отдается тем утверждениям, которые  имеют относительно небольшую дисперсию.
При опросном методе конструирования шкалы исходный набор суждений раздают большой  группе респондентов, предлагая с  ними либо согласиться, либо не согласиться. Для каждого члена группы подсчитывается общий балл. Полученные значения для  случайной выборки испытуемых распределяются довольно симметрично; можно выделить подгруппы с высокими и низкими  баллами. Для шкалы отбираются те утверждения, по которым расхождения  между этими двумя подгруппами  наибольшие. Как правило, шкалы, созданные  подобным методом, содержат 10–25 суждений.
Измерение установок  с использованием шкал дало в руки социальных психологов ценный исследовательский  инструмент. Можно изучать, как образование, пропаганда, реклама, жизненный опыт порождают или изменяют определенные установки. Можно выявлять распределение  определенных установок в различных  социальных группах. Можно найти  связь между разными установками, например, узнать, сочетается ли, и если да, то при каких условиях, религиозный  радикализм с политическим радикализмом и т.п.
Кроме того, в среде тестовых методик в социальной психологии, особое место, занимают методики (шкалы) измерения социальных установок, являющиеся важным инструментом изучения и прогнозирования социального поведения личности.
Они предназначены для  количественного измерения направленности и интенсивности поведенческих  реакций человека по отношению к  различным категориям социальных стимулов. Шкалы установок используются для  различных целей. Наиболее известны следующие такие направления  их применения как:
    изучение общественного мнения,
    потребительского рынка,
    выбор эффективной рекламы,
    измерение отношения к труду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т.п.
Шкала установок (в отличие  от опроса мнений) позволяет измерять установку как одномерную переменную, определять специальную процедуру  ее построения и предполагает единый, суммарный показатель. К наиболее известным шкалам измерения и  построения установок относитятся:
1) Шкалы разных интервалов (Л. Терстоун). Особенностями шкалы являются равенство расстояний между единицами шкалы и одномерность, или однородность вопросов, суждений. В основе оценочной шкалы лежат категориальные суждения, отобранные и классифицированные по результатам предварительного опроса компетентных лиц (экспертов). Задача экспертов — отсортировать суждения в определенном порядке в соответствии со степенью выраженного в них благожелательного или неблагожелательного отношения к определенному социальному объекту. Недостаток метода — влияние установок эксперта при классификации суждений.
2) Шкалы суммарных оценок (Р. Лайкерт). В противоположность процедуре равных расстояний высказывания отбираются не на суждениях группы экспертов, а на основе ответов испытуемых, которые предъявляются им в процессе разработки теста. Количество суждений, составляющих предварительную шкалу, относится к их числу в итоговой шкале примерно как 4:1. Измерение установки предполагает оценку набора суждений по пятибалльной шкале, включающей пять категорий ответов: полностью согласен, согласен, не уверен, не согласен, полностью не согласен. Итоговый показатель — суммарная оценка по всем видам суждений интерпретируется в соответствии с установленными эмпирическими нормами. Преимущества шкал установок типа лайкертовских состоят в том, что они относительно надежны даже при небольшом количестве высказываний, а также в том, что не требуют больших трудовых затрат. Недостаток — обычно уровень шкалы достигает лишь порядкового типа шкал, хотя процедура построения претендует на интервальную шкалу.
3) Кумулятивные шкалы (Л. Гутман). Шкала обладает свойствами кумулятивности и репродуктивности. При ее построении используется техника шкалограммного анализа, представляющая процедуру отбора и упорядочения высказываний в ранговую шкалу по степени возрастания признака (каждому ее пункту соответствует оценочный балл). На основе данной техники разработаны известные тесты: шкала социальной дистанции Е. Богардуса, тест 20 ответов М. Куна и др.
 
 
 
Пример:    ШКАЛА ТЕРСТОУНА
одна из 3 основных шкал, традиционно  используемых для измерения аттитюдов. Названа по имени Луиса Леона Терстоуна (1887-1953), который в соавторстве с Е. Чейвом разработал 1-й измерительный инструмент для аттитюдов , что фактически положило начало новому этапу развития психометрики. Термин «Ш. Т.» относится как к шкалам, которые были сконструированы самим Терстоуном, так и ко всем шкалам такого типа..
Построение Ш. Т. включает ряд операций:
1) сбор большого числа высказываний  по существу изучаемой установки;
2) исключение из списка неясных,  двусмысленных суждений, а также  тех, которые могли бы понравиться  людям с против. аттитюдами;
3) сортировка оставшихся высказываний  группой экспертов по 11 категориям  соответственно степени благоприятного  или неблагоприятного отношения  (при этом эксперт, независимо  от собственного аттитюда, заносит  в рубрику А высказывания, характеризующие  крайне позитивную оценку, в F — нейтральные, а в K — крайне  негативные и т. д.);
4) статистическая обработка результатов  (вычисление средних значений  каждого высказывания и оценка  разброса);
5) формирование окончательной равноинтервальной  шкалы измерения, в которую  включают около 20 высказываний: а) по которым мнения экспертов были примерно одинаковыми и б) которые попадают в примерно одинаковые интервалы на шкале установки; при этом каждому вербальному пункту шкалы соответствует значение показателя на числовой шкале, определяемого на основе оценок экспертов.
Процедура измерения заключается  в выборе респондентом тех высказываний, с которыми он согласен, и подсчете среднего значения всех выбранных показателей, характеризующем общую оценку аттитюда. К преимуществам Ш. Т. относится  примерное равенство интервалов, что дает возможность использовать более широкий круг статистических методов. Ограничения:
1) трудоемкость конструирования;
2) необходимость по возможности  минимизировать влияние на экспертов  их собственных аттитюдов, что  обычно достигается за счет  большого числа экспертов (напр., при создании шкалы аттитюдов  к религии Терстоун пользовался  услугами 300 человек
В последнее  время в связи с бурным всплеском  социальной, в том числе и политической,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.