Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Валютная система и ее элементы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вы находитесь на страницах  книги Кравцовой Г.И. и др. «Деньги, кредит, банки». Здесь рассматривается  широкий круг вопросов, связанных  с теорией денег, организацией денежного  оборота; раскрываются понятие и  типы денежных систем. Приводится характеристика кредита, всесторонне исследуются  его формы, рынок ссудных капиталов, кредитная система, банки, специализированные кредитно-финансовые организации. Освещены международные валютно-кредитные  отношения.  
 
Валютная система и  ее элементы
 
Валютная система —  правовая форма организации валютных отношений, которая исторически  сложилась на основе интернационализации  хозяйственных связей. Экономические, политические, культурные и другие связи между отдельными странами порождают валютные отношения по поводу оплаты получаемых товаров, услуг, предоставления займов, кредитов, движения капиталов и др.
 
 Международные валютные  отношения — совокупность общественных  отношений, складывающихся при  функционировании валюты во внешнеэкономическом  обороте. Валютная система здесь  выступает мощным звеном, которое  в значительной степени влияет  на расширение или, наоборот, ограничение  интенсивности международных экономических  отношений. Посредством валютной  системы осуществляется перелив  экономических ресурсов из одной  страны в другую (или этот процесс  блокируется), создаются благоприятные  условия для развития производства  и международного разделения  труда. 
 
 Объективной основой  валютных отношений является  процесс общественного воспроизводства,  который порождает международный  обмен товарами, услугами, капиталом.  Валютные отношения вторичны  по отношению к воспроизводству,  но оказывают на него влияние.  В условиях интернационализации  хозяйственных связей усиливается  зависимость воспроизводства от  внешних факторов — динамики  мирового производства, развития  международной торговли, притока  иностранных капиталов. 
 
 Развитие международных  экономических отношений в значительной  степени предопределено особенностями  валютной системы и действенностью  функционирования ее институтов.
 
 Характерной чертой  валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается.  Наиболее общая причина этих  изменений — углубление развития  мировых хозяйственных связей, постепенные  изменения в их механизмах, разнонаправленные  процессы в сфере государственного  вмешательства в экономику с  целью оказания давления на  формирование видов валютных  отношений и др.
 
 Различают национальные, региональные и мировые валютные  системы. 
 
 На основе интернационализации  хозяйственных связей сначала  возникает национальная валютная  система. Под национальной валютной  системой понимается определенный  порядок организации международных  валютных отношений государства  с другими странами. Она складывается  исторически, в зависимости от  степени развития экономики и  внешнеэкономических связей государства.  Национальная валютная система  государства охватывает денежно-кредитные  отношения, которые обеспечивают  функционирование валюты для  обслуживания внешнеэкономических  связей страны. Юридически национальная  валютная система закреплена  в государственных правовых актах,  которые учитывают нормы международного  права. 
 
 Национальную валютную  систему характеризуют следующие  элементы:
 
- национальная валюта;
- условия конвертируемости  национальной валюты;
- режим валютного паритета  национальной валюты — соотношения  между двумя валютами;
- режим курса национальной  валюты (фиксированный, плавающий  в определенных пределах);
- наличие или отсутствие  валютных ограничений; 
- национальное регулирование  международной валютной ликвидности  страны;
- регламентация использования  международных кредитных средств  обращения; 
- регламентация международных  расчетов страны;
- режим национального  валютного рынка и рынка золота;
- национальные органы, управляющие  и регулирующие валютные отношения  страны (центральный банк, министерство  финансов, специальные органы).
 
 Национальная валютная  система Республики Беларусь  формируется с учетом принципов  мировой валютной системы, поскольку  страна взяла курс на интеграцию  в мировое хозяйство, с 1992 г.  является членом МВФ и входит  в ряд других международных  валютно-кредитных и финансовых  организаций. Основой денежной  и национальной валютной системы  является белорусский рубль. Сегодня  он подчиняется правилам ограниченной  конвертируемости, но страна решает  стратегическую задачу перехода  к свободной конвертируемости  по мере стабилизации экономики.  Вместо режима множественности  валютных курсов в 2000 г. был  введен единый курс белорусского  рубля. Законодательством установлены  порядок осуществления международного  платежного оборота и использования валютных ресурсов, международных кредитов; режим деятельности валютного рынка и состав его участников; правила валютных операций и т.д. Определены статус государственных органов, осуществляющих валютное регулирование, основные принципы валютной политики, а также порядок регулирования международной валютной ликвидности Республики Беларусь. Национальная валютная система взаимосвязана с внутренней денежной, кредитной и финансовой системами.
 
 Региональная валютная  система — организационно-экономическая  форма отношений ряда государств  в валютной сфере, направленных  на стимулирование интеграционных  процессов, регулирование колебаний  курсов национальных валют и  преобразование региона в зону  валютной стабильности. Региональная  валютная система основывается  на собственных механизмах регулирования  валютных отношений, ограничения  влияния и роли ключевых валют  и международных счетных единиц. В качестве примера можно назвать  Европейскую валютную систему,  региональные банки развития  Азии, Африки и Латинской Америки,  Азиатский клиринговый союз и  др.
 
 Задачи и условия  функционирования и влияния национальных  и региональных валютных систем  направлены на развитие экономики  отдельных стран, на сочетание  интересов различных государств  и их группировок. 
 
 Мировая валютная система  — форма организации международных  валютных отношений, которая возникла  в результате эволюции мирового  хозяйства и юридически закреплена  межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система связана  с национальными валютными системами  через национальные банки, обслуживающие  внешнеэкономическую деятельность, систему межгосударственного валютного  регулирования и благодаря координированию  валютной политики стран. Связь  и различия национальной и  мировой валютных систем проявляются  и в элементах, характеризующих  эти системы. Мировая валютная  система включает следующие элементы:
 
- функциональные формы  мировых денег (золото, резервные  валюты, международные счетные валютные  единицы);
- условия взаимной конвертируемости  валют; 
- унификация режима валютных  паритетов и валютных курсов;
- межгосударственное регулирование  валютных ограничений; 
- межгосударственное регулирование  международной валютной ликвидности; 
- унификация правил использования  международных кредитных средств  обращения (векселей, чеков и др.) и форм международных расчетов;
- режим мировых валютных  рынков и рынков золота;
- международные организации,  осуществляющие межгосударственное  валютное регулирование. 
 
 Эти элементы должны  развиваться, наполняться новым  содержанием в соответствии с  состоянием мировой экономики.
 
Курсовая1….ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА, ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ, ВАЛЮТНЫЙ КУРС, ВАЛЮТНЫЙ РЕЖИМ, ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ 3
 
1. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ  ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Национальная и мировая  валютные системы 5
1.2. Характеристика элементов  национальной валютной системы  8
 
2. АНАЛИЗ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13
 
3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ 23
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
 
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТ
 Объектом исследования  данной курсовой работы является  национальная валютная система. 
 Предмет исследования  — формирование национальной  валютной системы. 
 Цель работы — рассмотреть  структуру и развития национальной  валютной системы, в частности  нашего государства, и анализ  перспективы ее дальнейшего развития.
 При выполнении работы  использованы табличный метод,  метод сравнения, описания, анализа,  метод экстраполяции и другие.
 В процессе работы  были рассмотрены экономическая  сущность валютной системы, ее  элементы и виды, проанализирован  механизм становления независимой  валютной политики и валютной  системы Республики Беларусь.
 Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно  отражает состояние исследуемого  процесса, а все заимствованные  из литературных и других источников теоретические и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
 
__________________________
(подпись студента)
 
 СОДЕРЖАНИЕ 
 
 Введение……………………………………………………………………………..4
1. Понятие национальной  валютной системы, ее элементы……………………...6
2. Характеристика валютной  системы Республики Беларусь…………………...13
3. Перспективы развития  валютной системы Беларуси………………………....21
 Заключение……………………………………………………………………….....26
 Список использованных  источников……………………………………………...28
 Приложение А………………………………………………………………………30
 Приложение Б………………………………………………………………………31
 Приложение В………………………………………………………………………32
 
 ВВЕДЕНИЕ 
 
 Национальная валютная  система, как форма организации  валютных отношений страны, сложившихся  исторически и закрепленных национальным  законодательством, документами  международного права – является  составной частью денежной системы.  С другой стороны, национальная  валютная система является относительно  самостоятельной системой, выходящей  за национальные рамки в результате  расширения влияния и развития  мирового рынка. 
 Характерной чертой  валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается.  Наиболее общая причина этих  изменений — углубление развития  мировых хозяйственных связей, постепенные  изменения в их механизмах, разнонаправленные  процессы в сфере государственного  вмешательства в экономику с  целью оказания давления на  формирование видов валютных  отношений и др.
 Актуальность темы. Стабилизация  и постоянное совершенствование  национальной валютной системы  государства являются одной из  основных предпосылок развития  любой экономики. Это касается  и нашей страны, так как после  распада Советского Союза и  приобретения республикой независимости Беларусь пришла к формированию собственного пути развития. Совершенствование национальной валютной системы особенно важно для стран с малой открытой экономикой, какой и является Республика Беларусь, тем более что изменение ситуации в этой сфере сказывается не только на производстве, но и на интересах населения. Актуальность этой проблемы проявляется и в формировании валютной системы Беларуси в период трансформации экономики нашей республики от планово-централизованной экономической системы к социально ориентированной рыночной экономике, в период поэтапного сближения важнейших положений валютной политики нашего государства и Российской Федерации. Все это требует тщательного и последовательного изучения особенностей формирования и совершенствования национальной валютной системы.
 Степень разработанности  проблемы. Разработка подходов к  разрешению проблемы формирования  и совершенствования валютной  системы государства в нашей  стране осуществляется с момента  создания самостоятельного независимого  государства Республики Беларусь. Исследованием данного вопроса  занимаются политические деятели,  экономисты, банковские служащие, профессора  и преподаватели высших учебных  заведений. Выходят монографии, статьи, учебники, посвященные раскрытию  проблем, структуры, видов, особенностей  формирования валютной системы,  а также механизма реализации  валютной политики. Совершенствование  отдельных элементов валютной  системы Республики Беларусь  осуществляется в соответствии  с Концепцией развития банковской  системы, Основными направлениями  денежно-кредитной политики на  каждый год, Банковским кодексом, декретами и указами Президента, нормативными актами Национального  банка. Этими документами ставятся  определенные цели и задачи, которые  требуют достижения и выполнения. Кроме того на официальных  сайтах Президента, Министерства  финансов, Национального банка, Министерства  экономики, Министерства статистики  и анализа Республики Беларусь  приводятся данные по реализации  валютной политики государства.  К источникам, освещающим данную  проблему, относятся также многочисленные  периодические издания: «Белорусский  экономический журнал», «Банкаускi  веснiк», «Белорусский банковский  бюллетень», «Вестник Ассоциации  белорусских банков» и другие.
 Целью данной работы  является рассмотрение структуры  и развития национальной валютной  системы, в частности нашего  государства, и анализ перспективы  ее дальнейшего развития.
 Для достижения цели  поставлены следующие задачи:
- дать краткую характеристику  национальной валютной системе  и ее элементам; 
- рассмотреть и проанализировать  особенности становления валютной  системы Республики Беларусь;
- дать оценку валютной  системе Беларуси на современном  этапе; 
- попытаться сформулировать  перспективы развития национальной  валютной системы нашего государства. 
 При написании курсовой  работы были использованы экономическая  литература различных авторов,  статистические сборники, сообщения  средств массовой информации.
 Работа позволяет рассмотреть  поставленный вопрос с разных  точек зрения, оценить всю важность  развития национальной валютной  системы, в том числе и для  нашей страны.
 
1 Понятие национальной  валютной системы, ее элементы 
 
 Валютная система —  это правовая форма организации  валютных отношений, исторически  сложившаяся на основе интернационализации  хозяйственных связей и закрепленная  национальным законодательством  или межгосударственным соглашением.  Экономические, политические, культурные  и другие связи между отдельными  странами порождают валютные  отношения по поводу оплаты  получаемых товаров, услуг, предоставления  займов, кредитов, движения капиталов  и других операций [12, с. 41].
 Международные валютные  отношения — это совокупность  общественных отношений, складывающихся  при функционировании валюты  во внешнеэкономическом обороте.  Валютная система здесь выступает  мощным звеном, которое в значительной  степени влияет на расширение  или, наоборот, ограничение интенсивности  международных экономических от-ношений.  Посредством валютной системы  осуществляется перелив экономических  ресурсов из одной страны в  другую (или этот процесс блокируется), создаются благоприятные условия  для развития производства и  международного разделения труда. 
 Развитие международных  экономических отношений в значительной  степени предопределено особенностями  валютной системы и эффективностью  функционирования ее институтов.
 Характерной чертой  валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается.  Наиболее общая причина этих  изменений — углубление развития  мировых хозяйственных связей, постепенные изменения в их  механизмах, разнообразные процессы  в сфере государственного вмешательства  в экономику с целью оказания  давления на формирование видов  валютных отношений и другие [12, с. 442].
 Это обусловило формирование  разных видов валютных систем  ? национальной, мировой и региональной (рис. 1). Каждая из перечисленных систем имеет свои особенности. Их сравнительная характеристика представлена в приложении А. Подробнее мы рассмотрим национальную валютную систему.
 Изначально возникла  национальная валютная система,  под которой понимается совокупность  экономических отношений, обеспечивающих  международный оборот, формирующих  и использующих валютные ресурсы,  необходимые для воспроизводственного  процесса, т. е. определен-ный порядок  организации международных валютных  отношений государства с другими  странами. Национальная валютная  система складывается исторически, в зависимости от степени развития  экономики и внешнеэкономических  связей государства. Она основывается  на национальном законодательстве  и закреплена в государственных  правовых актах, которые учитывают  нормы международного права. 
 
 
 Рисунок 1. Валютные  системы 
 Примечание. Источник: собственная  разработка 
 
 Национальную валютную  систему характеризуют следующие  элементы:
 • национальная валюта;
 • условия конвертируемости  национальной валюты;
 • режим валютного  паритета национальной валюты;
 • режим обменного  курса национальной валюты;
 • наличие или отсутствие  валютных ограничений; 
 • национальное регулирование  международной валютной ликвидности; 
 • регламентация использования  международных кредитных средств  обращения; 
 • регламентация международных  расчетов страны;
 • режим национального  валютного рынка и рынка золота;
 национальные органы, управляющие и регулирующие валютные  отношения страны [14, с. 30]
 В обыденной жизни  под валютой понимают валюту  иностранных государств. В экономике  под валютой понимают, прежде  всего, деньги, используемые в  международных экономических отношениях. Но это не просто деньги, а  особый способ их функционирования, когда национальные деньги опосредствуют  международные торговые и кредитные  отношения. Для лучшего понимания  сущности валюты следует привести  ее классификацию по различным  признакам и критериям, что  представлено в приложении Б.  Прежде всего необходимо определиться  с таким понятием, как национальная  валюта, которая является основой  национальной валютной системы. 
 Национальная валюта  ? это денежная единица какой-либо страны, используемая как в ее внутреннем обороте, так и во внешнеэкономических связях и международных расчетах с другими странами [5, с. 27]. Она может существовать в безналичной и наличной форме. Безналичная валюта существует в виде записей на счетах. Наличная валюта ? это платежное средство, состоящее из банкнот и монет. В мировой экономической жизни хождение наличной валюты ограничено. Эмитентами валюты являются национальные коммерческие и центральные банки [13, с. 319].
 Следующим элементом  национальной валютной системы  являются условия конвертируемости  национальной валюты, потому что  включение валюты в международные  экономические отношения возможно  только на основе ее конвертируемости. Конвертируемость ? это способность резидентов и нерезидентов свободно, без всяких ограничений обменивать национальную валюту на иностранную и использовать иностранную валюту в сделках с реальными и финансовыми активами.
 По признаку конвертируемости  выделяют:
- свободно конвертируемые  валюты ? это валюты, которые свободно и неограниченно обмениваются на другие валюты (американский доллар, английский фунт стерлингов, японская йена, канадский доллар, евро и т.д.). Такая валюта обладает, как правило, полной внешней и внутренней обра-тимостью, действует одинаково в отношении всех категорий юридических и физических лиц, распространяется на все регионы. Страна-эмитент конвертируемой валюты не применяет валютных ограничений при платежах, открывает национальную экономику мировому рынку, чтобы использовать выгоды от международного разделения труда [12, с. 454];
- частично конвертируемые  валюты ? это валюты стран, где применяются валютные ограничения для резидентов и ограничения по отдельным видам обменных операций. Частично конвертируемые валюты обмениваются только на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота, они ограничиваются отдельными регионами, группами стран. Причинами валютных ограничений могут быть: давление внешней задолженности, отрицательное сальдо платежных балансов, нехватка иностранной валюты, другие отрицательные явления в экономике;
- замкнутые (неконвертируемые) валюты ? это валюты стран, где существует запрет обмена национальных валют на иностранные, применяются ограничения и запреты по ввозу и вывозу, покупке и продаже, обмену национальной валюты и другие способы валютного регулирования. Неконвертируемая валюта характерна для многих развивающихся стран [14, с. 32].
 Степень конвертируемости  национальной валюты регламентируется  выполнением страной условий  VIII статьи Устава Международного  Валютного Фонда, которая предусматривает  отмену множественности валютных  курсов и практики проведения  дискриминационных валютных операций. Вслед за обеспечением внутренней  и внешней конвертируемости валюты  по текущим операциям власти  путем снятия валютных ограничений  по движению капитала достигают  полной конвертируемости национальной  валюты [5, с. 30]. Полностью конвертируемыми  являются валюты стран, в которых  практически отсутствуют валютные  ограничения по всем видам  операций для всех держателей  валюты. Таких стран на современном  этапе примерно двадцать. К ним  относятся, в частности, CША, Япония, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия, Гонконг, арабские нефтедобывающие  страны [13, с.322].
 Конвертируемость национальной  денежной единицы обеспечивает  стране:
 • свободный выбор  производителя и потребителя,  наиболее выгодных рынков сбыта  и закупок внутри страны и  за рубежом;
 • больше возможностей  в привлечении иностранных инвестиций  и осуществлении инвестиций за  рубежом; 
 • стимулирующее воздействие  иностранной конкуренции на эффективность,  гибкость и приспособляемость  отечественных предприятий к  меняющимся условиям;
 • подтягивание национального  производства к международным  стандартам по ценам, издержкам  и качеству;
 • возможность осуществления  международных расчетов в национальных  деньгах; 
 • повышение эффективности  использования валютных ресурсов [12, с. 454].
 Следующим элементом  национальной валютной системы  является паритет валюты, который  представляет собой законодательно  установленное соотношение национальной  валюты к другой валюте или  иному товару. Если курс валюты  устанавливается на валютном  рынке, то паритет ? законодательно. Золотой паритет, основанный на золотом содержании денежных единиц, был отменен. По Уставу Международного валютного фонда паритеты валют могут устанавливаться в СДР — международная счетная валютная единица, используемая как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство [8, с. 125] — или в другой международной валютной единице, но не в золоте. С середины 70-х годов используются паритеты на базе валютной корзины. Это метод соизмерения средневзвешенного курса одной денежной единицы с определенным набором других валют [15, с. 254].
 Важным элементом национальной  валютной системы является валютный  курс. Это цена (отношение) денежной  единицы одной страны, выраженная  в денежных единицах другой  страны. Валютный курс национальной  валюты может выражаться также  и в международных счетных  единицах.
 Валютный курс необходим  для взаимного обмена валютами  при торговле товарами, услугами,  при движении капиталов и кредитов, сравнения цен мировых и национальных  рынков, стоимостных показателей  разных стран, выраженных в  национальных или иностранных  валютах, периодической переоценки  счетов в иностранной валюте.
 Курс национальной  валюты может быть внутренним, или устанавливаемым по итогам  торгов на внутреннем рынке,  а также внешним, устанавливаемым  по итогам торгов на валютных  биржах за пределами данного  государства. Механизм определения  номинального обменного курса  на валютном рынке с регламентированной  долей участия государства получил  название режима обменного курса,  или валютного режима.
 Выделяют три основных  типа валютных режимов: 
 • фиксированный; 
 • регулируемого плавания (промежуточный);
 • свободно плавающий. 
 Режим фиксированного  валютного курса ? официально установленное соотношение между национальными валютами, допускающее временное отклонение от него в одну или другую сторону не более чем на 2,25 %. Фиксированный валютный режим включает в себя следующие механизмы курсообразования:
 • долларизация (монетарный  союз);
 • валютный комитет; 
 • привязка к одной  валюте;
 • привязка к корзинному  компоненту [5, с. 37].
 Режим регулируемого  плавания (промежуточный) — официально  определенное соотношение между  национальными валютами, допускающее  небольшие колебания валютного  курса в соответствии с установленными  правилами. Данный режим включает  в себя следующие подтипы: 
- режим корректируемого  валютного курса (курс автоматически  изменяется в соответствии со  сменой набора экономических  показателей). Текущий валютный курс  может автоматически меняться, например, вслед за изменением уровня инфляции в самом государстве и стране — основном торговом партнере. Такой метод установления курса применяется в Чили и Никарагуа [4, с. 39];
- ползущая (скользящая) фиксация  ? механизм установления валютного курса как процента колебаний вокруг центрального паритета, предусматривающий регулярное его изменение на определенную величину [5, с. 39];
- режим ползущего коридора, когда поддержание колебаний  курса валюты проходит в границах  ее паритетной стоимости (зафиксированного  соотношения между валютами). Для  реализации режима используются  две методики: "оглядывания", базирующаяся  на изменениях уровня инфляции  прошлого периода, и "предугадывания", основанная на ожидаемом уровне  инфляции [9, с. 235];
- целевые зоны — параметры  валютного курса, к которым  страна считает необходимым стремиться. На определенный период времени  для стимулирования тех или  иных сфер экономики правительство  может посчитать целесообразным  поддержание несколько заниженного  курса национальной валюты (например,  для форсирования экспорта и  выправления диспропорций в  платежном балансе) или сокращение  до минимума колебаний курса  (для ограничения инфляции). При  данном валютном режиме номинальному  обменному курсу разрешено плавать  в пределах определенной зоны. Размер целевой зоны может  варьироваться[16, с.31].
 К факторам, влияющим  на валютный курс, относятся состояние  экономики (покупательная способность  денег, темп инфляции; уровень  процентных ставок в разных  странах; состояние платежного  баланса; деятельность валютных  рынков и спекулятивные валютные  операции; степень использования  национальной валюты в международных  расчетах; государственное регулирование  валютного курса), степень доверия  к валюте на национальном и  мировом рынках [12, с. 456].
 Составным элементом  валютной системы является также  наличие или отсутствие валютных  ограничений, которые периодически  используются как инструмент  валютной политики ряда государств. Валютные ограничения — это  законодательное или административное  запрещение, лимитирование и регламентация  операций резидентов и нерезидентов  с валютой и другими валютными  ценностями.
 Целями валютных ограничений  являются:
 • выравнивание платежного  баланса; 
 • поддержание валютного  курса; 
 • концентрация валютных  ценностей в руках государства; 
 • обеспечение экономической  безопасности;
 • стимулирование развития  внешнеэкономических связей;
 • формирование валютных  резервов страны;
 • выполнение международных  обязательств государства. 
 Введение принципов  валютных ограничений предусматривает  регулирование международных платежей  и переводов капиталов, движения  золота, денежных знаков и ценных  бумаг; запрет свободной купли-продажи  иностранной валюты и других  валютных ценностей; централизацию  валютных операций в центральном  и уполномоченных банках; лицензирование  валютных операций; полное или  частичное блокирование валютных  счетов, множественность валютных  курсов и т.д. 
 Валютные ограничения  вводятся с учетом следующих  факторов:
 • уровня экономического  развития страны и ее валютного  рынка; 
 • состояния платежного  баланса; 
 • уровня и динамики  официальных золотовалютных резервов;
 • режима конвертируемости  национальной денежной единицы; 
 • объема экспорта  и потребности в нем; 
 • экономических приоритетов; 
 • уровня цен и  объемов национального производства [14, с. 34].
 Впервые валютные ограничения  стали применяться в годы первой  мировой войны в воюющих странах.  В период временной стабилизации (1924—1928 годы) они были отменены, но  уже в условиях мирового экономического  кризиса (1929—1933 годы) получили широкое  распространение и с началом  второй мировой войны применялись  практически во всех странах,  за небольшим исключением. В  послевоенный период межгосударственным  регулированием валютных ограничений  занялся Международный валютный  фонд, пошел процесс отмены валютных  ограничений, однако и до настоящего  времени они сохраняются в  ряде стран. 
 Следующим элементом  валютной системы является национальное  регулирование международной валютной  ликвидности, под которой понимается  способность государства в установленные  сроки отвечать по своим внешним  обязательствам. Расчет ликвидности  осуществляется путем деления  золотовалютных резервов государства  на сумму годового импорта  и внешнего долга. Международная  валютная ликвидность включает  четыре компонента:
 • официальные золотые  резервы страны;
 • запасы иностранной  валюты;
 • резервная позиция  в Международном валютном фонде; 
 • счета в СДР  и евро (вместо ЭКЮ с 1999года) [1, с. 271].
 Что же касается  международных кредитных средств  обращения, то они регламентируются  в соответствии с унифицированными  международными нормами. В их  числе ? женевские конвенции (вексельная и чековая).
 Регламентация международных  расчетов осуществляется на уровне  национальной валютной системы  в соответствии с Унифицированными  правилами для документарных  аккредитивов и инкассо [14, с. 34].
 Объектом национального  регулирования является также  режим валютного рынка и рынка  золота. Деятельность национальных  органов управления и регулирования  валютных отношений регламентируется  национальным и в некоторых  случаях международным законодательством.  К этим институтам относятся  центральные банки, министерства  финансов, специальные органы [14, с. 35].
 Итак, выше были рассмотрены  составляющие элементы национальной  валютной системы. 
 По мере интернационализации  хозяйственных связей на основе  национальных валютных систем  формируются механизмы межгосударственного  регулирования международных валютных  отношений ? мировая и региональная валютные системы. Их основные принципы юридически закреплены межгосударственными соглашениями [23, с. 83].
 Таким образом, можно  сделать вывод, что национальная  валютная система является системой  законодательно закрепленных отношений,  регулирующих операции обмена  отечественной валюты на иностранную,  а также другие отношения с  иностранной валютой, не связанные  с обменом. Она включает в  себя как часть национальную  денежную систему и ее компоненты. Национальная валютная система  регулируется национальным законодательством. 
 
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 
 В условиях распада  СССР и обретения Республикой  Беларусь политического суверенитета  перед монетарными властями нашего  государства закономерно возник  вопрос формирования независимой  валют-ной политики и собственной  национальной валютной системы. 
 Национальная валютная  система Республики Беларусь  является составной частью денежной  системы и включает в себя  элементы, среди которых: 
 w национальная валюта;
 w условия конвертируемости национальной валюты;
 w режим валютного паритета национальной валюты;
 w режим обменного курса национальной валюты;
 w наличие или отсутствие валютных ограничений;
 w национальное регулирование международной валютной ликвидности;
 w регламентация использования международных кредитных средств обращения;
 w регламентация международных расчетов страны;
 w режим национального валютного рынка и рынка золота;
 национальные органы, управляющие и регулирующие валютные  отношения в государстве. 
 Национальная валютная  система Республики Беларусь  формируется с учетом принципов  мировой валютной системы, поскольку  страна взяла курс на интеграцию  в мировое хозяйство. Наше государство с 1992 года является членом Международного валютного фонда и входит в ряд других междуна-родных валютно-кредитных и финансовых организаций. Национальная валютная система взаимосвязана с денежной, кредитной и финансовой системами Республики Беларусь.
 Основой национальной  валютной системы Республики  Беларусь является национальная  валюта. К началу 1990-х годов денежная  единица Советского Союза значительно  потеряла покупательную способность  и не в полной мере отвечала  интересам внутренних торговых  связей экономики нашей республики. В настоящее время к валюте  Республики Беларусь, как национальной  валюте, относятся: 
 w находящиеся в обращении, а также изъятые и изымаемые из обращения, но подлежащие обмену белорусские рубли в виде банковских билетов (банкнот) Национального банка Республики Беларусь и монет;
 w средства в белорусских рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях Республики Беларусь;
 w средства в белорусских рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Республики Беларусь на основании соглашений, которые заключены Правительством и Национальным банком Республики Беларусь с соответствующими органами иностранного государства, об использовании на территории данного государства белорусских рублей в качестве законного платежного средства [27, с. 59].
 Кроме понятия валюты  Республики Беларусь выделяют  понятие валютных ценностей. Валютные  ценности включают в себя наряду  с иностранной валютой также  ценные бумаги в иностранной  валюте (акции, облигации), платежные  документы в иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы и  т.д.), являющиеся таковыми в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь, драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) в  виде банковских слитков, ценные  бумаги в белорусских рублях  при совершении с ними валютных  операций, а также белорусские  рубли при совершении с ними  следующих валютных операций:
 w ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях и (или) ценных бумаг в иностранной валюте, иностранных валют, платежных документов в иностранной валюте, драгоценных металлов в виде слитков;
 w операции между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, а также использование ценных бумаг в белорусских рублях;
 w международные денежные переводы;
 операции между нерезидентами  в белорусских рублях; переводы  нерезидентами белорусских рублей  по счетам в банках-резидентах, не влекущие переход права  собственности на них [5, с. 29].
 В настоящее время  правовой режим формирования, распределения,  использования валютных ресурсов  и проведения валютных операций, а также определение функций  органов управления и банковской  системы в валютном регулировании  и управлении валютными ресурсами  регулируется Банковским кодексом  Республики Беларусь и указами  Президента, Положением о порядке  проведения валютных операций  на территории Республики Беларусь  № 768 от 1 августа 1996 года, Положением о проведении валютных операций, связанных с движением капитала № 142 от 31 декабря 1998 года и другими нормативными документами с учетом последующих изменений и дополнений [27, с. 60].
 Итак, образование в  1991 году самостоятельного государства  Республики Беларусь проходило  в жесткой зависимости от монетарной  политики Российской Федерации.  Вплоть до конца января 1992 года  действовал административный режим,  т.е. существовали два валютных  курса. Первый, официальный курс (0,55 к. за 1 доллар США) был основан  на золотом содержании рубля  и других валют, рассчитанном  еще Государственным банком СССР. Он применялся для учета долга  СССР перед международными финансовыми  организациями. Второй, коммерческий  курс (1,66 руб. за 1 доллар США) рассчитывался  на базе валютной корзины и  применялся для целей бухгалтерского  учета при проведении внешнеэкономической  деятельности субъектов хозяйствования  республики. Наряду с ними в  Республике Беларусь существовал  еще рыноч-ный курс, который складывался  на основе спроса и предложения  на внутреннем валютном рынке  и применялся при заключении  сделок купли-продажи иностранной  валюты через уполномоченные  банки Республики Беларусь. Валютный  режим, действовавший в республике  в тот период, может быть охарактеризован  как крайний вид фиксации, официальная  долларизация (в данном случае  рублизация), т.е. использование инос-транной  валюты в качестве законного  платежного средства. Однако рублизация 1991 года в республике все же  носила скорее стихийный и  переходный характер на пути  к проведению независимых монетарных  реформ, нежели осознанный процесс  реализации решения об использовании  валюты другого государства  на своей территории [5, с. 45].
 Февраль 1992 года ознаменовался  расхождением в направлениях  валютных политик Республики  Беларусь и Российской Федерации.  Центральный банк Российской  Федерации при определении курсовой  политики придерживался рыночных  основ и приступил к установлению  официального рыночного курса,  в то время как Республика  Беларусь сохранила прежнюю направленность  и далее повысила коммерческий  курс до 10 руб. за 1 доллар США.  К концу марта 1992 года в республике  существовало уже четыре официальных  курса: 
 w коммерческий, наиболее распространенный и используемый во внешнеэкономических операциях и бухгалтерском учете;
 w государственный курс покупки валютной выручки;
 w курс иностранных инвестиций, используемый для оценки вкладов иностранных инвесторов (в июне 1992 года последние два курса были объединены в специальный курс);
 w специальный курс по импорту, применявшийся для оценки стоимости централизованных закупок товаров и бартера (9 сентября 1992 года он был отменен) [19, с 16].
 Начало рыночного курсообразования  в Беларуси датируется 4 января 1993 года, когда Национальный банк  ввел котировку рубля к свободно  конвертируемым валютам. Наряду  с рыночно определяемым курсом  до августа продолжал существовать  курс инвестиций, который применялся  при оценке вкладов инвесторов  в различные объекты деятельности  в соответствии с Законом Республики  Беларусь "Об иностранных инвестициях  на территории Республики Беларусь", а также при приватизации государственной  собственности на территории  Республики Беларусь.
 С середины марта  1993 года в соответствии с постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь и Национального банка  Республики Бе-ларусь (№ 146/12 от 15 марта 1993 года) в безналичный оборот  была введена официальная денежная  единица — безналичный «белорусский  рубль» [18, с 17].
 К концу 1993 года Республика  Беларусь отказалась от практики  множественности валютных курсов  и объявила котировку единого  рыночного курса. Фактически с  этого момента она перешла  от администра-тивного валютного  регулирования к режиму свободно  плавающего курса. Данное событие  сопровождалось открытием официальных  торгов по покупке-продаже иностранной  валюты на Межбанковской валютной  бирже, где курс устанавливался  исходя из рыночного курса,  существовавшего накануне, путем  последовательного сопоставления  спроса и предложения по каждой  валюте.
 Юридическую независимость  монетарная политика Республики  Беларусь получила лишь в 1994 года. С марта 1993 года велась  работа по созданию полновесной  национальной валюты — белорусского  рубля. В завершение этого процесса  постановлением Национального банка  от 18 мая 1994 года № 5 и соответствующим  постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 19 октября  1994 года белорусский рубль был  признан единственным платежным  средством на территории страны. Механизм валютного курса, максимально  приближенный к режиму свободного  плавания, на практике сочетался  с операциями Национального банка  по сглаживанию резких скачков,  т.е. имело место так называемое  «грязное», или управляемое, плавание [15, с. 73].
 Положительное направление  развития валютных отношений  в начале 1995 года, обусловленное  функционированием режима управляемого  плавания и рядом мер Национального  банка, привело к повышению  реального обменного курса белорусского  рубля, что грозило серьезными  последствиями в первую очередь  для предприятий-экспортеров. Как  следствие, в апреле органы  монетарного регулирования зафиксировали  валютный курс на уровне 11 500 белорусских  рублей за 1 доллар США. Однако  рост кредитной эмиссии привел  к тому, что спрос на валюту  превысил предложение на 50 %, а  чистые валютные резервы за  последние пять месяцев 1995 года  уменьшились на 60 %. Фиксированный  режим обменного курса, не отражавший  экономическую ситуацию в стране  и повлекший новый виток структурного  кризиса, было решено изменить  Указом Президента Республики  Беларусь от 27 января 1996 года  № 31 "О совершенствовании государственной  денежно-кредитной политики" на  режим валютного коридора. Однако  по-прежнему спрос на СКВ и  российские рубли превышал предложение  [5, с. 47].
 С целью исправления  ситуации в 1997 году Национальный  банк начал проводить девальвацию  курса национальной валюты. В  январе курс белорусского рубля  снизился на 47 %. В течение остального  периода 1997 года проводилась плавная  девальвация национальной валюты  с целью снижения разрыва между  официальным курсом белорусского  рубля и котировкой белорусского  рубля на рынке нерезидентов [5, с. 49].
 Ряд административных  инструментов, использованных Национальным  банком в 1997 году способствовал  увеличению объема предложения  иностранной валюты на Межбанковской  валютной бирже по доллару  США в 1,6 раза, а по российскому  рублю — в 2,6 раза. Тем не  менее, в течение всего года  так и не удалось реализовать  запланированный переход к единому  рыночному курсу белорусского  рубля с отменой административного  режима множественности валютных  курсов. Одна из причин — чрезмерная  кредитная эмиссия на осуществление  государственных программ по строительству жилья и поддержке агропромышленного комплекса, которая привела к росту совокупной и рублевой денежной массы за год на 111,4 и 102,8 % соответственно [5, с. 49].
 На протяжении 1998 года  в Республике Беларусь функционировала  система множественности валютных  курсов, состоявшая из следующих  обменных курсов:
 • официального, определявшегося  Национальным банком на Межбанковской  валютной бирже; 
 • курса покупки  и продажи наличной валюты  в обменных пунктах; 
 • валютного курса,  устанавливавшегося по итогам  «послеобеденной» дополнительной  торговой сессии Межбанковской  валютной биржи. Он использовался  для покупки у экономических  субъектов инвалюты;
 • курса «черного  рынка»;
 с 9 декабря 1998 года  был введен так называемый  «курс, устанавливаемый Национальным  банком», который более чем  в два раза превышал официальный  [5, с. 50].
 Одним из центральных  событий, который вызвал большой  резонанс в экономических кругах  республики и способствовал дальнейшему  становлению валютной системы  Республики Беларусь, стал документ  «Кон-цептуальные подходы в проведении  денежно-кредитной и валютной  политики на вторую половину 1999-го  и на 2000-й годы», устанавливавший  жесткую зависимость между массой  национальных денег в обращении  и золотовалютными резервами  Национального банка. Он предусматривал  несколько вариантов. Первый означал  сохранение действующей политики; второй исходил из еще большего  ужесточения валютного регулирования  административными методами; третий  вариант включал в себя режим  свободного плавания; четвертый  предполагал политику валютного  совета (валютного комитета). Наиболее  приемлемым оказался пятый вариант  — скользящей фиксации.
 Другим немаловажным  документом, оказавшим влияние на  развитие валютных отношений  в последующие годы, был Договор  о создании Союзного государства  от 8 декабря 1999 года, который стал  в ряд с другими соглашениями  в рамках процесса экономической  интеграции Беларуси и России. Среди них целесообразно выделить  Договор об образовании Сообщества  Белоруссии и России от 2 апреля 1996 года, Договор о Союзе Беларуси  и России от 2 апреля 1997 года, Устав  Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также положения  Декларации о дальнейшем единении  Беларуси и России от 25 декабря  1998 года [11, с. 13].
 Заключительным логическим  этапом международной экономической  интеграции двух стран должен  был стать процесс формирования  полноценного монетарного союза,  предусматривающего введение единой  денежной единицы и функционирование  единого эмиссионного центра, а  также рыночный фиксированный  режим обменного курса — в  качестве промежуточной цели. Экономические  предпосылки, а также временные  промежутки реализации элементов  монетарного союза определялись  в Программе действий Республики  Беларусь и Российской Федерации  по реализации положений Договора  о создании Союзного государства. 
 Одним из наиболее  важных результатов 2000 года стал  переход в сентябре к единому  валютному курсу. Ликвидация  системы множественности обменных  курсов и расширение сферы  использования белорусского рубля  во внешней торговле благоприятно  повлияли на условия осуществления  внешнеэкономической деятельности  белорусскими предприятиями. Улуч-шилось  положение экспортеров в связи с устранением дополнительного «налога», связанного с необходимостью продажи части валютной выручки по заниженному обменному курсу. Кроме того, переход к единому валютному курсу, с одной стороны, обеспечил устранение экономических предпосылок для развития «теневых отношений» в валютной сфере, с другой — создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости валютного рынка.
 Хронология развития  валютных режимов в Республике  Беларусь отражена в приложении  В. 
 Расчеты валютного  курса белорусского рубля делаются  на основании внешнеторгового  баланса Республики Беларусь, курсов  основных иностранных валют, используемых  во внешних расчетах республики, данных об объемах экспортной  продукции, цен мирового и внутреннего  рынков и других факторов.
 Порядок установления  официального курса белорусского  рубля по отношению к иностранным  валютам утверждается постановлением  Правления Национального банка  Республики Беларусь. Этот порядок  предусматривает определение: 
 • официального курса  белорусского рубля по отношению  к свободно конвертируемым и  ограниченно конвертируемым иностранным  валютам; 
 • официального курса  белорусского рубля к российскому  рублю и к доллару США; отношения  белорусского рубля к другим  иностранным валютам; 
 • официального курса  без обязательства Национального  банка Республики Беларусь покупать  или продавать котируемые иностранные  валюты по данным курсам [12, с. 462].
 Для внешнеэкономических  связей Беларуси и ее субъектов  хозяйствования наиболее важными  являются курсы американского  доллара, евро, российского рубля  и украинской гривны, учитывая  роль этих стран во внешнеэкономическом  обороте. Среди других валют  стран СНГ важными для Беларуси  являются казахский тенге, кыргызский  сом, молдавский лей, а кроме  того — валюты стран Балтии [5, с. 54].
 Национальная валюта  Республики Беларусь ограниченно  конвертируемая. Наиболее общими  ограничениями свободной конвертируемости  являются ограничения по типу  валютных операций (связанные с  движением капитала), ограничения  в зависимости от держателя  валюты (является ли он резидентом  или нерезидентом) и т. д. Во  внешнеторговых контрактах белорусский  рубль практически не используется  в качестве валюты платежа,  а иностранные банки, как правило,  не имеют вкладов в белорусских  рублях в своих государствах.
 Функционирование валютной  системы государства связано  с процессом валютного регулирования. 
 Валютное регулирование  в Республике Беларусь применяется  с целью концентрации валютных  ресурсов в руках государства, поддержания курса национальной  валюты, недопущения валютных спекуляций  и т.п. 
 Процесс формирования  механизма валютного регулирования  в Республике Беларусь прошел  ряд этапов. Наиболее общими  направлениями такого регулирования  на нынешнем этапе развития  являются:
 w лицензирование деятельности коммерческих банков на проведение валютных операций и предоставление им статуса уполномоченных банков;
 w проведение всех операций исключительно через уполномоченные банки и осуществление последними контроля за соответствием проводимых клиентами операций действующему валютному законодательству;
 w представление в банки надлежащим образом оформленных банковских документов, содержащих информацию о валютной операции;
 w обязательность хранения юридическими лицами-резидентами принадлежащих им средств в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь и своих валютных кассах [5, с. 58].
 Валютное регулирование  осуществляется с помощью разного  рода валютных ограничений. Валютные  ограничения — это законодательное  или административное запрещение  или регламентация операций резидентов  и нерезидентов с валютой или  другими валютными ценностями [23, с. 468]. Валютные ограничения обеспечивают  выполнение таких задач, как  достижение равновесия платежного  баланса, поддержание обменного  курса, накопление золотовалютных  резервов государства, выполнение  международных обязательств страны.
 Национальная валютная  система Республики Беларусь  отличается от валютных систем  большинства развитых государств  жесткой системой валютных ограничений,  которые предусмотрены законами  Республики Беларусь, декретами  и указами Президента, положениями  и инструкциями Национального  банка. 
 Важной составной частью  национальной валютной системы  Республики Беларусь является  порядок осуществления кредитных  операций в международных расчетах, поскольку в международной торговле  широко используется кредит как  разновидность расчетов.
 Важное значение в  национальной валютной системе  Беларуси имеет регулирование  международной валютной ликвидности  государства. Международная ликвидность  характеризует платежеспособность  государства, возможность бесперебойного  осуществления выплат по внешним  обязательствам международными  платежными средствами. Структура  международной ликвидности включает  иностранную валюту, золото, резервную  позицию в Мировом валютном  фонде, СДР и евро. Однако основную  часть международной валютной  ликвидности Республики Беларусь  составляют ее золотовалютные  резервы в центральном банке  и финансовых органах, международных  и региональных валютно-кредитных  и финансовых организациях, которые  предназначены для международных  расчетов. В современных условиях  в структуре международной ликвидности  возрастает доля валютного компонента, что обусловлено заменой золота  другими формами всемирных денег  [27, с. 64].
 Доллар США оставляет  за собой главенствующее положение,  но в связи с инфляцией и  резким колебанием валютных курсов  усиливается тенденция диверсификации  валютных резервов за счет  включения в их структуру евро, японской йены и других резервных  валют. Незначительную долю в  ликвидных резервах государства  занимает резервная позиция в  Мировом валютном фонде. Это  особая форма активов, которая  означает право страны ? члена Мирового валютного фонда автоматически получать от него кредиты в размере 25 % квоты, а также суммы, которые раньше выдала в долг Мировому валютному фонду [27, с. 64].
 Национальными органами, управляющими и регулирующими  валютные отношения в государстве,  а также осуществляющими контроль  за валютными операциями, в соответствии  с Указом Президента Республики  Беларусь от 23 февраля 2000 года  «О совершенствовании системы  валютного регулирования и валютного  контроля в Республике Беларусь»  являются Совет Министров Республики  Беларусь, Национальный банк, органами  валютного контроля ? Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, агентами валютного контроля ? таможни, банки, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком [7, с. 26].
 Таким образом, рассмотрев  валютную систему Республики  Беларусь можно отметить, что  после распада Советского Союза  и приобретения нашей страной  независимости перед Республикой  Беларусь встал вопрос формирования  собственной независимой валютной  политики и валютной системы  государства. На этом пути возникло  много проблем, которые не решены  еще до настоящего времени.  Но, тем не менее, органам монетарного  регулирования удалось достигнуть  значительных успехов в валютной  сфере, достигнув единого обменного  курса на всех сегментах валютного  рынка, сформировав валютную систему  Республики Беларусь.
 
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ 
 
 В этой главе я  постараюсь выявить проблемы  и перспективы развития валютной  системы нашего государства в  рамках других валютных систем.
 Прежде всего, следует  отметить, что проблемы и перспективы  развития валютной системы Республики  Беларусь в рамках других валютных  систем ещё недостаточно глубоко  изучены. Большее внимание уделяется  вопросам получения международных  кредитов и займов, позволяющих  регулировать несбалансированность  временных платежей без использования  ограничительных мер в области  внешней торговли и расчетов.
 Основными целями образования  международных финансовых институтов  явились: 
 w изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам международных финансов и мировой экономики;
 w осуществление межгосударственного финансового и валютно-кредитного регулирования;
 w совместная разработка и координация стратегии и тактики мировой валютно-кредитной и финансовой политики;
 w обеспечение стабильности валют [8, c. 120].
 В целях укрепления  взаимоотношений с международными  финансово-кредитными организациями  Республика Беларусь в 1992 году  подписала соответствующие соглашения  и стала членом Европейского  банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда,  а также учреждений группы  Всемирного банка, включая Международный  банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, стороной Конвенции о Многостороннем  агентстве по гарантированию  инвестиций и Конвенции об  урегулировании инвестиционных  споров. Это положило начало развитию полноценного сотрудничества с этими мощными и авторитетными международными межправительственными организациями. Для эффективного ведения совместной работы Международный валютный фонд (1992 год), Международный банк реконструкции и развития (1994 год) и Европейский банк реконструкции и развития (1994 год) открыли свои представительства в Республике Беларусь.
 Членство в Международном  валютном фонде является одним  из определяющих факторов международного  финансово-экономического сотрудничества  Республики Беларусь.
 Управляющим в Международном  валютном фонде от Беларуси  является Председатель Правления  Национального банка Беларуси  Петр Петрович Прокопович; заместитель  управляющего – Министр финансов  Николай Петрович Корбут [28].
 Так официальные цели  Международного валютного фонда  состоят в том, чтобы: 
 w содействовать сбалансированному росту международной торговли;
 w поддерживать устойчивость обменных курсов валют;
 w способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;
 w предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность временных платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;
 w служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов [8, c. 125].
 Отвечая за бесперебойную  работу мировой валютной и  платежной системы, Фонд уделяет  особое внимание состоянию ликвидности  в мировом масштабе, т.е. уровню  и составу резервов, имеющихся  у государств-членов и предназначенных  для покрытия торговых и платежных  потребностей. Одной из важных  функций Фонда является также  предоставление дополнительных  ликвидных средств членам Международного  валютного фонда за счет распределения  специальных прав заимствования  (СДР). Став членом Международного  валютного фонда в 1992 году (сейчас  в Международный валютный фонд  входит 182 страны), наша республика  внесла взнос в счет причитающейся  ей квоты, составляющей 280,4 млн.  СДР (около 393,4 млн. долларов  США), которая впоследствии была  увеличена до 386,4 млн. СДР (около  542,1 млн. долларов США) [32].
 Можно также определить  три основных направления деятельности  Международного валютного фонда  в Беларуси, важнейшим из которых  является сотрудничество с Правительством  и Национальным банком Беларуси  при подготовке программ экономической  политики с акцентом на нижеследующие  макроэкономические вопросы: 
 w налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика;
 w обменный курс;
 w торговая политика с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.
 Проводимый Международным  валютным фондом анализ в этих  областях служит вводной информацией  для рекомендаций по вопросам  политики, разрабатываемых Национальным  банком. Группы сотрудников Банка  и Международного валютного фонда  проводят регулярные консультации, и сотрудники Банка принимают  участие в работе миссий Международного  валютного фонда для консультаций  в соответствии со Статьей  IV. Это обеспечивает согласованность  рекомендаций по вопросам политики, разрабатываемых обеими организациями. 
 Развитие отношений  с Международным валютным фондом  служит сигналом для зарубежных  государств и иностранных инвесторов  для выделения кредитов по  межправительственным линиям и  масштабных прямых иностранных  инвестиций.
 Республика Беларусь  за период членства с 1992 года  дважды использовала финансовые  ресурсы Международного валютного  фонда, которые полностью были  погашены в феврале 2005 года.
 Одним из важных  шагов по дальнейшему развитию  сотрудничества с Фондом в  2001 году стало присоединение Республики  Беларусь к разделам 2, 3 и 4 статьи YIII Статей соглашения Международного  валютного фонда (отказ от ограничений  по текущим операциям платежного  баланса), что является фактором, подтверждающим стабильность и  возможность конвертации национальной  денежной единицы, свободно и  без ограничений проводить платежи  и переводы по текущим валютным  операциям. 
 Цикл проведения консультаций  с Республикой Беларусь составляет 12 месяцев. Тринадцатая консультация  по Статье IV была проведена 29 мая  2006 года. Впоследствии состоялся  визит сотрудников Фонда 7–14 февраля  2007 года.
 В ходе проведения  данной консультации Национальный  банк Республики Беларусь выразил  уверенность в том, что он  может сохранить жесткую фиксацию  курса (и достичь свой целевой  показатель по инфляции) даже  в условиях сохранения высоких  темпов роста кредита, что было  отмечено положительно. Также указав  на расхождение между показателями  цен, перерыв в дедолларизации  и рост дефицита счета текущих  операций, сотрудники Фонда высказали  мнение, что изменение внешних  условий и мягкая экономическая  политика привели к ослаблению  спроса на белорусские рубли.  Таким образом, необходимо было  проводить более осторожную кредитную  политику.
 Сотрудники Фонда придерживаются  того мнения, что для жизнеспособности  режима фиксированного обменного  курса требуется ужесточение  экономической политики. При ограниченности  прогресса в области структурных  реформ предложение в экономике  может оказаться не в состоянии  удовлетворить оживленный спрос,  учитывая текущие планы властей  в отношении экономической политики. Это, в свою очередь, повышает  потребности во внешнем финансировании  и давление на жесткую фиксацию  курса. Чтобы держать это под  контролем и укрепить доверие  к обменному курсу как номинальному  якорю, определяющие политику  процентные ставки не должны  снижаться в ближайшем будущем,  а целевое кредитование следует  сдерживать, в то время как  политику заработной платы и  налогово-бюджетную политику необходимо  ужесточить [31].
 Миссия МВФ, возглавляемая  г-ном Невеном Матесом, завершила  встречи с властями Беларуси  в рамках консультаций 2008 года  по Статье IV. Миссия обсудила последние  изменения в экономике и макроэкономический  прогноз на 2008 год и последующие  периоды [31].
 Что касалось предстоящего  периода, ряд Директоров рекомендовали  властям рассмотреть возможность  создания условий для повышения  гибкости обменного курса с  течением времени. 
 Привязка белорусского  рубля к доллару США привела  к его постепенному удешевлению  относительно евро и российского  рубля, что способствовало сохранению  конкурентоспособности Беларуси  в отношениях с основными торговыми  партнерами.
 Роль отношений Республики  Беларусь с Международным валютным  фондом очень велика. Дальнейшее  их развитие увязывается с  проведением широкомасштабных реформ  в стране. В настоящее время  в качестве условий для получения  республиканских кредитов выдвигаются  следующие основные цели, согласованные  с Правительством:
 w разгосударствление (приватизация), демонополизация;
 w либерализация валютного курса;
 w реформа системы ценообразования (и параллельное проведение обновленной программы социальной защиты населения);
 w реформирование сельского хозяйства и другие.
 Также широко обсуждались  вопросы о вступлении Беларуси  в союз с Россией. Беларусь  — не единственная страна, рассматривавшая  возможность присоединения к  валютной зоне другой страны, на что указывают долларизация  ряда стран Латинской Америки  и дискуссии по созданию валютных  союзов в некоторых регионах  Африки и на Ближнем Востоке.  Вступление в союз, несомненно, обеспечило  бы существенные выгоды, но оно  также влекло за собой значительные  риски и проблемы.
 Так последствием такой  валютной интеграции для Беларуси  стала бы возможная необходимость  внесения существенных изменений  в Основной закон государства,  значительно ущемляющих его суверенитет,  потеря независимости в выборе  и проведении самостоятельной  денежно-кредитной политики.
 Основной прямой выгодой  от создания валютного союза  и введения единой валюты является  сокращение трансакционных издержек  и уменьшение валютных рисков. Увеличение масштаба денежно-кредитного  обращения также способно повысить  эффективность единой валюты  как меры стоимости и средства  обращения. Введение единой валюты  способствует мобилизации и более  эффективному распределению ресурсов, качественной перестройке работы  кредитных институтов. При этом  выгоды валютного союза прямо  пропорциональны степени экономической  взаимозависимости объединяющихся  стран. 
 В целом, введение  единой валюты и формирование  общей банковской системы является  достаточно сложным процессом,  требующим необходимых общеэкономических  предпосылок. В настоящий момент  до сих пор не реализованы  отдельные важнейшие мероприятия,  предусмотренные Договором о  создании Союзного государства,  и идет речь о фактической  денонсации Договора.
 С 2004 года Республика  Беларусь обрела общие границы  с Европейским союзом. Необходимо  отметить также, что страна  имеет как очень тесные экономические  и политические связи с Россией,  так и прочные экономические,  в особенности торговые, взаимоотношения  с европейскими странами. Несмотря  на то, что речь о вступлении  Беларуси в Евросоюз сегодня  практически не идет, теоретически это возможно. Более того, даже если в будущем продолжатся интеграционные процессы с Российской Федерацией, это не будет противоречить расширению экономического сотрудничества со странами Европейского союза. Однако чтобы Беларусь смогла на равных вести диалог с расширяющейся Европой, ей очень важно достичь экономического уровня развития как минимум новых членов Европейского союза. В то же время нельзя отрицать, что быстроменяющиеся экономические и политические мировые процессы могут создать условия для возможного участия Беларуси в европейском интеграционном процессе.
 Таким образом, чтобы  на равных конкурировать на  международном рынке, наша страна  не должна уступать по своему  экономическому развитию западным  партнерам. Поэтому в дальнейшем  необходимо регулярно и тщательно  изучать экономические процессы  в Беларуси и европейских странах  с целью дальнейшего развития  страны и адаптации в мировую,  и, прежде всего, европейскую  экономику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 По результатам курсового  исследования можно сделать следующие  выводы.
 Национальная валютная  система возникает на основе  интернационализации хозяйственных  связей. Национальная валютная система  является составной частью денежной  системы страны, хотя она относительно  самостоятельна и выходит за  национальные границы. 
 Основными элементами  национальной валютной системы  являются: национальная денежная  единица, золотовалютные резервы,  валютный паритет, механизм формирования  валютного курса, условия обратимости  валюты, валютные ограничения, порядок  внешних расчетов страны, режим  национального валютного рынка  и рынка золота, статус национальных  учреждений, регулирующих валютные  отношения страны.
 Национальная валютная  система Республики Беларусь  представляет собой государственно-правовую  форму организации и регулирования  ее валютно-кредитных и финансовых  взаимоотношений с другими странами. Эта система находится в процессе  становления и окончательно еще  не сформировалась.
 Основой валютной системы  является национальная денежная  единица - белорусский рубль. В  1 полугодии 2005 г. белорусский  рубль укрепился в номинальном  выражении практически ко всем  валютам стран - основных торговых  партнеров. Укрепление белорусского  рубля по отношению к доллару  США и российскому рублю преимущественно  было обусловлено тенденциями  во внешней торговле.
 В обеспечении внутренней  и внешней устойчивости белорусского  рубля значительная роль принадлежит  международным резервным активам  Республики Беларусь. На 1 октября  2005 года, золотовалютные резервы  Беларуси в национальном определении,  по предварительным данным, составили  $1,523 млрд., увеличившись с начала  года на 45,5%.
 Рассматривая механизм  функционирования валютного рынка  в Республике Беларусь, следует  отметить, что в первом полугодии  2005 года обороты внутреннего валютного  рынка значительно увеличились 
 Статус Национального  банка Республики Беларусь (центрального  банка страны) регламентирован Банковским  кодексом и Уставом банка. 
 В анализируемом периоде  продолжалось совершенствование  нормативно-правовой базы в области  валютного регулирования и валютного  контроля.
 Рассматривая тенденции  и перспективы развития национальной  валютной системы, следует подчеркнуть,  что степень устойчивости белорусского  рубля в последние годы имеет  неоспоримую тенденцию к росту. 
 Для дальнейшего повышения  устойчивости национальной валюты  необходимо акцентировать меры  экономической политики не столько  на реальном курсе и борьбе  с отрицательной величиной чистых  иностранных активов банков, сколько  на снижении относительных размеров  краткосрочного внешнего долга  и повышении уровня его покрытия  золотовалютными резервами. Данная  проблема осознается Национальным  банком, и предпринимаются шаги  для ее решения, которые находят  отражение в том числе в  росте международных резервных  активов Республики Беларусь. Мощный  им пульс решению этой проблемы  может придать ускорение приватизации.
 По мере роста устойчивости  национальной валюты все более  привлекательной и обоснованной  станет долгосрочная  и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.