На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование имиджа политика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Формирование имиджа политика
(на примере президента Франции  Николя Саркози)
 
 
 
 
 
 
 
 
         Выполнила:                                                  
 
 
 
 
         Проверила:                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                   Санкт-Петербург
                                                             2009                                          
 
 
 
Содержание
 
Введение ………………………………………………………………….… 1
Глава  I.  Политический имидж .................................................................... 2
Понятие, сущность и структура политического имиджа...…………….… 2
Стратегия и тактика конструирования имиджа политика……………….. 6
Глава  II.  Технология формирования имиджа политика…………………13
Методы построения политического имиджа ……………………………...13
Технология конструирования имиджа политика ……………………....…16
Защита имиджа политика …………………………………………………..18
Глава  III. Политический имидж Николя Саркози………………………...23
Николя Саркози против Сеголен Руаяль на дебатах………………….…. 33
Заключение……………………………………………………………….….38
Список литературы ……………………………………………………....…39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
  Имидж в сфере государственного управления присутствовал всегда, но в условиях становления информационного общества его значение резко возрастает. По оценкам различных исследователей коммуникативные процессы сегодня приобретают принципиально иные формы, которые вызваны воздействием на человека масс-медиа, виртуализацией пространства, в котором аудитория является потребителем образов и имиджей. Процесс гражданского выбора, голосование за того, или иного политика так же приобретает виртуальный характер. Это означает что, принимая решение, мы часто вынуждены опираться на имидж, на картинку, отражающую основные черты должностного лица, но возможно не являющиеся его настоящим Я. Как отмечает французский социолог          Ж. Бодрийяр: «Борьба за власть в информационном обществе - это не борьба партий, не конкуренция предвыборных программ. Это борьба имиджей, которые создаются рейтингами, имиджмейкерами и т.д. А сами политики необходимы лишь в качестве информационных поводов». Следовательно, актуальность темы исследования определяется развитием и влиянием средств массовых коммуникаций на политические процессы и повышенной значимостью коммуникативного воздействия при избирательных кампаниях.
  Данная работа посвящена исследованию особенностей политических имиджей и способам их формирования.
Объектом исследования является имидж политического лидера. Предмет исследования – проблемы формирования имиджа политика.
 
Целью данной работы является анализ понятия политического имиджа и исследование особенностей его формирования в информационном обществе.
 
  Поставленные задачи:
- рассмотреть наиболее характерные элементы и структуру политического имиджа;
 
-  исследовать стратегию и тактику конструирования имиджа политика;
 
-  изучить технологию формирования имиджа политика;
 
-  определить способы защиты имиджа политического лидера;
 
-  проанализировать имидж одного из существующих политиков;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА I.   ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ.
 
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА.
 
    Традиционно политику можно рассматривать как деятельность государства, партий, общественных движений и организаций, направленную на координацию и интеграцию отношений между социальными группами, классами и нациями[1]. Однако в условиях информационного общества возрастает роль коммуникаций в современной политике. Более того, сегодня средства массовой информации превратились в основной механизм политики. Постепенно все менее важным становится то, что реально думает и  делает политик. Это все чаще остается «за кадром». И все более важным становиться то, что видят и слышат люди. Современную политику можно рассматривать как организованное заранее коммуникационное событие, отрепетированное и обращенное к населению. И достоинство политических лидеров определяется тем впечатлением, которое они производят на избирателей.
   Основными инструментами формирования и управления политическими имиджами являются средства массовой коммуникации (СМИ), которые создают и постоянно воспроизводят мифы, которые мы получаем под видом новостей. СМИ предлагают ту интерпретацию действительности, которая выгодна доминирующей группе, контролирующей информационное пространство страны. Массовые коммуникации не мыслимы без мифов. Чтобы информация воспринималась миллионами людей, она должна быть обличена в форму мифа. При этом необходимо помнить, что «имидж неразрывно связан с мифом. Он производное от мифа, пропущенное через сознание и чувства человека»[2].
   Политическая мифология – это особая форма общественного сознания, опирающаяся в большей мере на систему имиджей, действующих в политике. Политическая мифология присуща политическому сознанию и самосознанию политиков, которые воспринимают мир через имиджи, мыслят имиджами и стремятся навязать их массам[3]. Мифы – это основа соответствующих политических имиджей.
  Таким образом, политический имидж как виртуальный феномен может быть успешным и оптимальным, если он не противоречит:
а) существующим политическим мифам;
б) сложившейся в обществе системе ценностей;
в) интересам и потребностям людей;
г) устойчивым представлениям – стереотипам;
 
            Политический имидж – это специально создаваемый, преднамеренно конструируемый устойчивый социально-психологический, эмоционально окрашенный образ, способствующий формированию определенного представления в отношении того или иного политика.
 
Имидж создает определенную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к политическому объекту. Люди воспринимают политический объект как результат собственного видения, а не как нечто, навязанное извне. Эти свойства имиджа позволяют пропаганде, рекламе, а тем более PR использовать его как инструмент манипулирования сознанием[4]. В современном обществе население голосует на выборах не за реальных политических лидеров ( так как абсолютное большинство знает их только виртуально через средства массовых коммуникаций), а за удачные имиджи, т.е ту реальную «упаковку», в которую «упаковали» того или иного политика имиджмейкеры.
   Политический имидж как сложный социально-психологический феномен имеет внутреннюю структуру. Основными элементами структуры политического имиджа являются:
а) образ-знание;
б) образ-значение;
в) образ потребного будущего
г) образ-прогноз
Рассмотрим более подробно содержание каждого элемента структуры политического имиджа.
1. Каждый политик или политическая партия обладает определенными характеристиками, информация о которых усваивается населением в виде знания. Так формируется образ-знание, который мы получаем как из нашего непосредственного, индивидуального политического опыта, так и в результате целенаправленного воздействия на наше восприятие средств массовых коммуникаций и политической рекламы. Воспринимая какого-либо политика, мы располагаем образом, несущим информацию о его внешности и политических взглядах, биографии, семье, друзьях, хобби и т.д.
     На полноту образа-знание  конкретного политика влияют несколько факторов:
1.   Каждый политик или политическая партия обладает определенными характеристиками, информация о которых усваивается населением в виде знания. Так формируется образ-знание, который мы получаем как из нашего непосредственного, индивидуального политического опыта, так и в результате целенаправленного воздействия на наше восприятие средств массовых коммуникаций и политической рекламы. Воспринимая какого-либо политика, мы располагаем образом, несущим информацию о его внешности и политических взглядах, биографии, семье, друзьях, хобби и т.д.
На полноту образа-знание конкретного политика  или партии влияют несколько факторов:
а)              большая информированность о политических отношениях
в обществе, о существе и природе политического объекта рождает большее число характеристик, составляющих образ-знание;
б)              большая политическая информированность приводит к более объемному и многомерному конкретному образу-знание и создает у нас мотивацию обеспечить информацией «пустую», «незаполненную» ту или иную характеристику конкретного политика, которая ему свойственна;
в) на полноту образа-знания влияет опыт, усвоенный нами в прошлом во время политической социализации, — взвешенное, спокойное отношение к политическим, социальным, этнокультурным различиям или страх перед ними. Во втором случае страх перед чем-то инородным приводит к желанию ничего не знать о неприятном. В такой ситуации мы заведомо будем располагать образом-знанием меньшего объема;
г) человек в своих политических ориентациях часто зависит от экспертов или лидеров мнений. В данной ситуации полнота образа-знания объекта будет определяться их установками относительно данного политика.
 
2.    Если население осознает, что его благополучие и безопасность зависят в определенной мере от того или иного политика, то образ этого политика приобретает личностный смысл, вследствие чего формируется образ-значение политического объекта. Получение определенной информации (образ-знание) об интересующем нас политике через СМК и политическую рекламу возбуждает у нас интерес к данному политику, создает мотив для политического действия в отношении его (голосовать за него или нет), что приводит к развитию образа-значения. В то же время возникающий образ-значение, в свою очередь, мотивирует нас расширить образ-знание об этом политике. При этом образ-знание всегда предшествует образу-значению.
Образ-значение возникает в нескольких случаях:
—              образ-знание по своему объему постепенно становится достаточно велик, чтобы соотнести политика с некой категорией политического деятеля;
—              политическая обстановка вынуждает нас «обзавестись» образом-значением политика;
—              наши потребности требуют удовлетворения с помощью такого внешнего средства, как политик;
—              политическая реклама «открыла» для нас смысл этого политика и сформулировала образ-значение.
 
3.              Образ потребного будущего политика тесно связан с его образом-значением. Если какой-либо политик имеет для нас значение и личностный смысл, то у нас обязательно формируется такой образ, каким мы хотим видеть этого политика в будущем, а также каким он должен стать, чтобы удовлетворить
наши потребности. Наличие потребностей в каком-либо будущем состоянии политика в значительной степени мотивирует наше политическое поведение в отношении его.
4.              Образ-прогноз должен сориентировать политического лидера, стоит ли ему производить затраты сил и средств на политические действия в отношении желаемых, но неосуществимых целей. Аналогично образ-прогноз ориентирует нас при оценке нашего кандидата как «проходного» или «непроходного».
Таким образом, в процессе получения информации о политике или партии формируется образ-знание, в результате интерпретации и оценки этих знаний возникает образ-значение сегодняшнего состояния политического объекта. Например, избиратели имеют информацию о том, что кандидат X, баллотирующийся на пост мэра, способен эффективно решить экономические и политические проблемы города. Тогда мы будем заинтересованы в этом кандидате, и будем поддерживать его (образ-значение); соответственно мы надеемся и хотим, чтобы его избрали (образ потребного будущего), и считаем, что он вновь может победить на выборах (образ-прогноз). В результате формируются ожидания и требования электората к политическому лидеру, что является отправной точкой (основой) для конструирования имиджа будущего главы города. Поэтому структура политического образа лежит в основе построения политического имиджа.
    Политическому имиджу присущ определенный набор характеристик, который должен соответствовать ожиданиям и требованиям целевых аудиторий в данное время и в данной стране. Никакого «устойчивого набора» имиджевых характеристик на все времена нет, так как каждая страна обладает своими собственными историческими, экономическими, политическими и социально-культурными особенностями. Поэтому в той или иной стране в один исторический период успех могут приносить различные наборы имиджевых характеристик.
Так как постоянного набора имиджевых характеристик для всех стран и на все времена не бывает, то необходимо смоделировать эталонный перечень имиджевых характеристик, которые выборочно можно использовать при формировании имиджа политика применительно к той или иной стране и в конкретных исторических условиях. Эталонный перечень имиджевых характеристик политика можно условно подразделить на четыре группы.
 
1.  Моральные характеристики:                     2. Профессиональные характеристики:
—              честность;                                                —              компетентность, образованность;
—              порядочность;                                          —              деловитость;
—              справедливость;                                      —              работоспособность;
—              принципиальность;                                 —              напористость;
—              обязательность;                                       —              способность вести людей за собой;
—              бескорыстность и др.                              —              жесткость;
                                                                            —              властность;
                                                                            —              ответственность;
                                                                            —              решительность и др.
 
3.              Социальные характеристики:                4.              Персональные характеристики:
—              забота о людях;                                          — физические и
—              близость проблем народа;                психофизиологические особенности      
—              доброта;                                                      — характер;
—              человечность;                                             — тип личности;
—              отзывчивость и др.                                     — индивидуальный стиль
                                                                                  принятия решения и др.
 
   Таким образом, политический имидж—это специально моделируемый, устойчивый эмоционально окрашенный образ, возникающий на основе доминирующих в данный момент мифов и стереотипов, формирующий социально-психологические установки, определяющие поведение человека в политической сфере общества.
 
 
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ
ИМИДЖА ПОЛИТИКА.
 
Политическая имиджелогия представляет собой органи­зацию сложной системы отношений политик — имиджмей­кер — целевая аудитория. Как правило, имидж формируется в соответствии с заданной целью, которая актуальна в данный момент. При этом стратегия конструируемого имиджа всегда определяется исходя из требований и ожиданий целевых аудиторий. Формирование имиджа — это сложный и многоступенчатый процесс, который прохо­дит ряд этапов.
1. Определение ожиданий и требований целевой аудитории к данному политику, т.е. какие качества хочет, а какие не хочет ви­деть в политике население. Каждый сегмент целевой аудитории обладает своими представлениями о политическом процессе, идеологическими предпочтениями и присущим ему мироощу­щением. Эти требования задают необходимый вектор любой имиджевой кампании.
2. Поиск необходимых характеристик конструируемого имид­жа, т.е. отбор тех желаемых качеств, которые целевая аудитория считает важными и необходимыми в данный момент для конк­ретного политика. Важным также является опреде­ление реальных сильных и слабых сторон имиджевого объекта, т.е. необходимо знать не только позитивные, но и негативные черты, присущие объекту восприятия.
3. Внедрение отобранных характеристик в образ политика или партии должно соответствовать требованиям и ожиданиям целевой аудитории. При этом необходимо усиливать положи­тельные (желаемые) черты объекта, востребованные в данный момент.
4. «Продажа», продвижение сформированного образа насе­лению с помощью средств массовых коммуникаций, полити­ческого консультирования, политической рекламы, специальных PR-мероприятий, личных встреч и т.д. Очень важно созда­ние таких контекстов, где эти отобранные характеристики мо­гут наилучшим способом проявляться.
5. Перевод отобранных характеристик в разные контексты (визуальный, вербальный, событийный, семейный и т.д.). При этом основными каналами информации должны быть визуаль­ные и событийные сообщения, так как они легко преодолевают «барьеры» недоверия и пользуются большим доверием у насе­ления, чем вербальные коммуникации.
6. Постоянная корректировка основных параметров имиджа в  соответствии с  изменяющимися требованиями целевой аудитории и неизбежными искажениями, вносимыми кана­лами трансляции  и способами массового тиражирования имиджа.
  
    Важной задачей имиджмейкера является построение ос­новного «каркаса» предварительной модели будущего имид­жа, к которому затем присоединятся дополнительные имид­жевые характеристики. Основной каркас имиджа формиру­ется в результате социально-психологического мониторинга, в ходе которого устанавливается набор негативных и позитивных имиджевых характеристик того или иного поли­тика.
Опираясь на данные мониторинга, можно определить ос­новные имиджевые характеристики современного политика, который в большей или меньшей степени соответ­ствует ожиданиям населения.
Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин в своей книге «Психологические основы паблик рилейшнз» предлагает следующий  набор характеристик, соответствующих социальным ожиданиям населения относительно моделей политического лидера:
       
            Основные имиджевые характеристики современного
                                     политического лидера.
Личностные
Профессиональные
Социальные
Честность,
Образованность,
Доброта,
опытность,
компетентность,
человечность,
порядочность,
деловитость,
забота о людях,
обязательность,
напористость,
глубокая заинтересо-
решительность,
работоспособность,
ванность в разрешении
справедливость,
оперативность и
проблем, имеющихся в
бескорыстность,
креативность мышле-
обществе,
способность к творче-
ния,
правдивость и благора-
ству,
общительность как
зумие,
принципиальность,
способность к интен-
открытость для других
энергичность,
сивным и многочислен-
и др.
интуиция,
ным коммуникациям,
 
широта культурного
стремление к новым
 
кругозора и др.
контактам,
 
 
эмоциональная устой-
 
 
чивость в стрессовых
 
 
ситуациях и др.
 
 
   Не стоит забывать, что набор качеств и их значимость имеют свойство изме­няться в силу различных обстоятельств, а именно региональной, временной и национальной специфики, т.е. зависят от конк­ретной ситуации. В процессе конструирования каркаса имиджа следует учи­тывать определенную инертность и консервативность массово­го сознания, которое не допускает резких изменений имиджа данного политика, так как оно стремится придерживаться при­вычного, знакомого образа политического лидера[5].
    Имидж формируется в процессе воздействия тщательно отобранных имиджмейкером характеристик реального объекта, который происходит в «принудительном» и интенсивном режи­ме. Такие характеристики отбираются целенаправленно, чтобы безошибочно преодолевать разнообразные «барьеры», «пороги» восприятия целевой аудитории. Имиджмейкер стремится ото­брать те характеристики, которые заранее «обречены на успех».
 
                      Имиджевые характеристики в политике условно делятся:
а)  психофизиологические (активность, агрессивность, сила и мощь, а также противоположные им);
 
б) личностно-коммуникативные (связанные с каналом пе­редачи информации, такие, как фото- или телегеничность, тембр голоса и т.д.);
в) социальные (моделирование чисто человеческих качеств, воспринимающихся людьми, как доброта, отзывчивость, от­крытость для других и т.п.);
г)  мифосимволические (подводящие объект к имеющимся у целевой аудитории стереотипным представлениям);
д) профессиональные (отражающие требования и ожидания массовой аудитории по отношению к внешним и частично внутренним представлениям о данной профессии);
е) контекстные характеристики, зависящие от имиджа оппо­нента политика («сильный» на фоне «слабого»). При этом все моделируемые характеристики имиджа должны входить в резо­нанс с системой представлений, существующих в сознании сред­него человека, на психику которого и планируется осуществить воздействие. Основная задача имиджмейкера — это поиск воз­можностей технической реализации имиджевых характеристик в вербальной, визуальной, контекстной и событийной сферах.
Поскольку имидж — это «виртуальная реальность» и боль­шинство населения не имеет личных контактов с политиком, а только с его «виртуальным двойником», постольку следует ме­нять не самого политика, а его имидж. Эта аксиома лежит в основе имиджевых технологий. Первоочередной задачей в про­цессе конструирования имиджа политика является сближение его с населением. Это за­кон политического имиджмейкинга. Формирование имиджа политического лидера на всем протяжении его политической карьеры — это взаимообусловленный процесс от населения к политику и от политика к населению. В ходе этого встречного движения и разыгрывается тот миф, который как бы подспудно лежит в глубинах коллективной психики. В этом смысле поли­тическая кампания представляет собой оживший на время ми­фологический сюжет. Это миф, который в восприятии населе­ния становится желаемой и привлекательной реальностью, мо­тивирующей социально-политическое поведение целевых групп. Формирование имиджа — это длительный и многообраз­ный процесс, в ходе которого постоянно вносятся корректи­ровки после каждой встречи с населением, того или иного по­литического события, реакции оппонентов, получения новых данных социологических опросов.
     Разработка стратегии построения политического имиджа на­чинается с проведения качественных и количественных полити­ческих, психологических и социологических исследований, по­зволяющих оценить, с одной стороны, имеющиеся у населения представления о данном политике, партии, а с другой — потреб­ности целевых аудиторий, которые должны быть удовлетворе­ны политиками, претендующими на определенные посты в структуре власти. Имиджевые стратегии разрабатываются на основе тех или иных выделяемых особенностей «стратегическо­го образа», который нужно сформировать у целевой аудитории. Понятие «стратегический образ» в научный оборот ввели уче­ные Е.В. Егорова-Гантман и К.В. Плешаков, которые выделяют следующие характеристики:
1). Этот образ является регионально обусловленным. Регио­нальная обусловленность стратегического образа может быть связана с множеством различных факторов:
а) культурная спе­цифика может влиять на предпочтения населения столь же зна­чительно, как и уровень образования; б) экономическая ситуа­ция серьезно влияет на восприятие политика или партии, но не менее влиятельным оказывается уровень преступности в регио­не и т.п. При проведении имиджевых кампаний нельзя опи­раться на предыдущий опыт, имеющийся в других регионах.
2). Стратегический образ обусловлен временем. Нежелатель­но повторно использовать один и тот же имидж, даже если он и приносил успех в предыдущих политических кампаниях. Раз­ные времена требуют разных героев.
3). Такой образ связан с изменчивостью потребностей населе­ния. Он находится в относительной динамике. В один период времени главной неудовлетворенной потребностью большин­ства населения может стать элементарная потребность в нор­мальной пище и товарах, позже акцент в его основных потреб­ностях может сместиться на безопасность и порядок, затем на рост благосостояния и т.д.
4). Стратегический образ обусловлен демографическим факто­ром. Вопрос о возрасте и поле целевых аудиторий является весь­ма серьезным, особенно если речь идет о регионах с определен­ной изменчивостью демографической картины (например, в сельских районах идет значительное старение населения).
5). Стратегический образ зависит от этнопсихологического фактора. Это требует учета национального состава населения, его национальной психологии, культуры, традиций, реальных и потенциальных межнациональных конфликтов, миграции на национальной основе и т.п.
6). Важную роль играют ситуативные факторы. Внезапное из­менение политической ситуации в регионе, стране или произо­шедшие непредвиденные события в жизни самого политика требуют корректировки стратегического образа[6].
   В имиджелогии, как и в других социально-гуманитарных науках, с 70-х годов
XX в. широко используется для диагности­ки и коррекции поведения того или иного объекта понятие «со­циальная технология».
Социальная технология — это способ реализации проекта воздействия на какой-либо объект, рационально расчлененный на отдельные процедуры и операции, направленные на поддер­жание или преобразование объекта в соответствии с заданным параметрами[7]. Социальные технологии в политике разрабатыва­ются в соответствии с потребностями партий, движений, обще­ственных объединений, государственных структур и т.п., связан­ными с сознательным воздействием на процессы и структуры в целях их оптимизации или изменений. Технологизация означает рациональную организацию деятельности, которая характеризу­ется определенными признаками: а) расчленением процесса на ряд последовательных операций (этапы, фазы, ступени и т.п.); б) режимом работы, т.е. сроки и конкретные рубежи достижения конкретной цели; в) обязательностью выполнения заданных операций (процедур), т.е. технологической дисциплиной.
В имиджелогии также используются технологии по конструированию того или иного имиджа персоны или органи­зации. Формирование политического имиджа начинается с по­становки цели, так как нет цели — нет имиджа. Четко сформули­ровав цели, можно определить те характеристики, которые долж­ны соответствовать желаемому политическому имиджу. Цели ставятся исходя из требо­ваний аудитории. Знание требований, ожиданий, а также языка (жаргона) простых людей позволяет более успешно адаптировать имиджевые характеристики в их сознании.
   Определив цель, необходимо, во-первых, разработать имиджевую стратегию, направленную на формирование «стра­тегического образа», который нужно вне­дрить целевым аудиториям через манипуляцию символами и образами, заставить население поверить, что данный политик соответствует ее потребностям и ожиданиям.
Во-вторых, чтобы реально определить, какой политик ну­жен населению, сегодня необходимо постоянно проводить со­циологические опросы, психологические и политические ис­следования, т.е. систематически осуществлять мониторинг об­щественного мнения и настроения в отношении тех или иных политиков, партий, общественных движений и т.п.
В-третьих, зная требования и ожидания целевой аудитории в отношении желаемого образа политического лидера, необхо­димо внимательно рассмотреть реальные позитивные и нега­тивные характеристики данного политика, выявить, какие его качества подлежат усилению, а что, напротив, должно быть уст­ранено из будущего имиджа.
В-четвертых, самый сложный этап — это внедрение и про­движение «стратегического образа» конкретного политика в массовое сознание с помощью имиджевых техноло­гий, таких, как: - разработка имиджевой легенды (мифа) полити­ка;
- создание необходимых перфомансов;
- поиск и внедрение оптимального для данного политика типажа;
- способы защиты имиджа;
- широкое использование эффективных комму­никативных методов воздействия на целевые аудитории.
В-пятых, необходимо осуществлять постоянную корректи­ровку основных параметров имиджа в соответствии с изменяю­щимися требованиями целевой аудитории.
Также необходимо помнить что, внешние характеристики конкретного политика играют чрезвычайно важную роль в про­цессе формирования успешного имиджа, так как через вне­шние параметры население воспринимает публично демонст­рируемые внутренние качества.
                Внешние компоненты публичного имиджа включают в себя:
—  черепно-лицевые признаки (прежде всего лицо, на кото­ром выделяются лоб, прическа, губы, глаза, подбородок и уши);
—  одежда и аксессуары (часы, авторучка, портфель и т.п.);
—  мимика и пантомимика (улыбки, гримасы, жесты, по­ходка, типовые позы и т.п.);
—  речь и риторика (дикция, тембр, звуковые характеристи­ки голоса, интонация, ударения, темп и особенности речи, наличие в ней своеобразных оборотов, пословиц, афористических фраз и т.д.).
Внешность лидера является весьма существенным парамет­ром, поскольку мир невербальной коммуникации не менее ва­жен, чем мир вербальной. Внешние характеристики, поскольку они формируют симпатии и антипатии, становятся очень зна­чимыми для политиков.
   Таким образом, тактика построения успешного требует, с одной сто­роны, наличия определенного времени, а с другой - достаточ­ных ресурсов, чтобы провести эффективную и содержательную имиджевую кампанию.
 
 
Социально-психологические механизмы формирования политического имиджа.
 
    Механизмы формирования политичeскиx имиджей — это способы конструирования необходимых (желаемых) образов, партий или лидеров, соответствующих ожиданиям и требованиям целевых аудиторий. Прежде всего, необходимо постоянно демонстрировать некоторые черты и качества характера, которые в сознании публики однозначно связанны с «лидерскими» (героическими) качествами. Однако не всегда важно обладать этими качества­ми на самом деле, но всегда важно выглядеть обладающим эти­ми качествами.
Первый механизм формирования политического имиджа – сближение лидера с населением. «Очеловечивание» его об­раза является эффективным способом построения успешного политического имиджа. Поэтому политик должен постоянно подчеркивать: «я один из вас», что позволяет ему добиваться близости и симпатии населения. Лидер должен стремиться показать, что он — обыкновенный человек. Что он вышел из народа, доступен для него и будет представлять его интересы в коридорах власти. Сближение достигается в процессе включения политика в контекст повседневной человеческой жизни. Политик имеет семью: жену, детей, родителей. При этом важно донести до публики, как выстраиваются взаимоотноше­ния муж — жена, отец — дети. Также занятия спортом утверж­дают в массовом сознании мысль о том, что их лидеры здоровы, относительно молоды и способны успешно решать стоящие перед страной проблемы. Еще симпатии к политику вызываются заботой о домашних животных (собака, кошка, попугай), которые живут в семье.
Следующий механизм формирования политичес­кого имиджа с помощью СМК, политической рекламы, PR и пропаганды — это конструирование врагов политического лиде­ра. Чем враги многочисленнее и опаснее, тем больше уважения заслуживает лидер-герой. Враги — это необязательно те, кто при­чиняет больше всего вреда, они могут даже не существовать в действительности. Бороться против конкретного врага всегда проще, чем против безличных экономических и социальных процессов. Такая борьба понятнее зрителям, придает динамизм политичес­кому процессу. Поэтому именно те лидеры, которые боролись с врагами, получали наибольшую поддержку у своего народа. Ре­альные или созданные враги заставляли народ сплотиться вокруг своего вождя, объединяли конфликтующие группы, укрепляли патриотические чувства[8].
Эффективным механизмом поддержания и укрепления имиджа политика или политической системы является конструирование посредством СМК, PR и политической про­паганды «заговора» против лидера страны и народа в целом. «Теория заговора» (conspiracy theory) — один из самых простых и проверенных способов объяснения политической реальнос­ти. Является продуктом мифологического сознания, поскольку в ней всегда присутствует обязательные персонажи любого мифа: «злодеи-вредители», «жертвы загово­ра», а также положительный герой, который раскрывает «заговор» и борется с «врагами». Такие «теории» позволяют упрощать действительность, создавая при этом видимость ее «научного» объяснения.
Вывод.
 
   Политический имидж - это специально создаваемый, преднамеренно конструируемый устойчивый социально-психологический, эмоционально окрашенный образ, способствующий формированию определенного представления в отношении того или иного политика. В условиях информационного общества основными инструментами формирования и управления политическими имиджами являются средства массовой информации. СМИ предлагают ту интерпретацию действительности, которая выгодна доминирующей группе, т.е политикам. Чтобы информация воспринималась миллионами людей, она должна быть облечена в форму мифа. Поэтому имидж неразрывно связан с мифом. Самым влиятельным средством СМК является телевидение. С его помощью создается мифологическая реальность, которая навязывается зрителям. Итак, политическая мифология - это форма общественного сознания, которая опирается на систему имиджей, действующих в политике.
   Формирование имиджа политического лидера происходит поэтапно на всем протяжении его политической карьеры, это взаимообусловленный процесс - от населения к политику и от политика к населению. Все начинается с постановки цели, так как нет цели — нет имиджа. Далее проводятся качественные и количественные политические, психологические и социальные исследования, позволяющие оценить имеющиеся у населения представления о данном политике и потребности целевых аудиторий. После этого можно приступать к конструированию желаемого образа с помощью определенных механизмов: «очеловечивание» образа, конструирование врагов политического лидера или пропаганда «заговора» против политика — один из самых простых и проверенных способов объяснения политической реальности. Схема проста и очень эффективна. Она позволяет найти рациональное объяснение различным явлениям и событиям, создавая целостную и непротиворечивую картину мира. Не стоит забывать о том, что внешние характеристики конкретного политика играют чрезвычайно важную роль в процессе формирования успешного имиджа, так как через внешние параметры население воспринимает публично демонстрируемые внутренние качества.
   Политический имидж как виртуальный феномен может быть успешным и оптимальным, если он не противоречит:
- существующим политическим мифам;
- сложившейся в обществе системе ценностей;
- непосредственным интересам и потребностям людей;
- устойчивым представлениям — стереотипам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА II.   ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА.
 
МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА.
 
    Построение целостного политического имиджа — это слож­ный и длительный процесс. Когда цели и задачи имиджевой кампании опре­делены, выявлен по результатам социально-психологического и политического мониторинга необходимый набор имиджевых характеристик для реализации поставленных целей, тогда необ­ходимо найти оптимальные и эффективные методы для внедрения этих характе­ристик в массовое сознание населения.
Рассмотрим некоторые основные методы, которые научно обоснованны и многократно использовались в политической практике.
 
1). Позиционирование (от англ. position - положение, нахож­дение, состояние, позиция и т.п.) — это создание оптимальной «ниши», благоприятной для политического объекта, обладающего особыми отличительными характеристиками и выражающего потребности определенного сегмента политичес­кого рынка.
Процессы позиционирования начинаются с определения содержания и особенностей политического рынка страны, ре­гиона, на котором конкурируют десятки политиков за симпатии электо­рата. При этом в первую очередь необходимо найти свободный сегмент рынка, где интересы еще не представлены конкурентами. Однако, как правило, свободных сегментов на политическом рынке не бывает. Поэтому необхо­димо с помощью политической рекламы, PR, пропаганды со­здать такой сегмент, убедить аудиторию, что именно этот человек (политик) способен понять, наиболее эффективно выразить и защитить основные интересы данной социальной группы.
Позиционирование позволяет политическому лидеру соотнести свой образ с представлениями избирателей о желаемом (идеальном) политике; сравнить свой образ с образом соперника в восприятии целевых аудиторий; изучить плюсы и минусы альтернативных позиций; выбрать те из них, ко­торые наиболее выгодно отличают данного политика или партию.
Позиционирование предполагает:
а) полный анализ того, что собой представляет данная партия или политический лидер;
б) чьи интересы она/он выражает и защищает;
в) почему те или иные социальные слои могут быть заинтересованы в ее/его выборе.
Позиционирование может осуществляться по разным осно­ваниям:
—  «от противного» — показать (убедить аудиторию), что данный политик
в отличие от своих соперников (замешан­ных в коррупции, лжи, связях с олигархами и т.д.) про­водит честную и откровенную политику;
—  по половому признаку, например, партия «Женщины России» ;
—  по возрастному, т.е. обращенность к конкретной возраст­ной группе.
—  по позитивным параметрам: привлекательность, успеш­ность, интеллект, близость к народу, некоррумпирован­ность, высокий профессионализм и т.п.;
—  по выражению основного лозунга (создание логотипа), кратко выражающего отличительные особенности. Например, «Единая Россия — партия президента»;
—  по  принципу «продолжатель дела видных политиков прошлого»
Один из эффективных способов позиционирования — это регулярное публикование рейтингов политической популярнос­ти того или иного лидера. В качестве оценок, как правило, используются данные социоло­гических опросов. Публикование в средствах массовой информации рейтингов того или иного политика, несомненно, оказывает определенное воздействие на массовое сознание, способствует определению позиции по отношению к тому или иному политическому объекту.
2). Манипуляция — современный политический процесс предполагает активное использование специальных средств для достижения значимых политических целей. К ним в первую очередь относятся манипулятивные технологии. В основе психологии политической манипуляции обычно лежит неосознанное желание человека быть обманутым. «Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное использование которого ведет к скрытому возбужде­нию у другого человека намерений, не совпадающих с его акту­ально существующими желаниями»[9].
Манипуляция никогда не бывает жестко насильственной. Это управление мотивацией поведения людей, но­сящее скрытый характер и основанное на доверии людей, воспри­нимающих ту или иную политическую информацию. «Для дости­жения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Ус­пех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иначе говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в ко­торой ее присутствие не будет ощущаться»[10].
Основным инструментом манипуляции общественным мнением являются, прежде всего СМИ, которые ежедневно создают и постоянно воспроиз­водят под видом «новостей» политическую реальность, соответ­ствующую интересам доминирующих групп общества. СМИ отбирают большую часть информации и дезинформации, ко­торыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности.
Целью любой манипуляции политическим восприятием явля­ется изменение чьего-либо политического поведения путем измене­ния его системы образов и стереотипов, лежащих в основе пове­дения. Механизм манипуляции можно представить следующим образом: в процессе манипуляции система образов политика, осуществляющего манипуляцию, прежде всего его образ потреб­ного будущего, внедряется в систему образов самого объекта манипулирования, изменяя ее в соответствии с интересами конкретных политических сил.
Одним из важных психологических механизмов манипуля­ции политическим восприятием является апелляция к эмоцио­нальной сфере личности. Обращение к эмоциям не требует ни­какого рационального обоснования представляемых аргумен­тов. Любые образы, связанные с сильными эмоциями, надолго задерживаются в памяти людей. Использование в политичес­кой деятельности эмоциональных качеств личности является эффективным механизмом манипулирования сознанием и по­ведением людей. Такие эмоции, как страх, ненависть, презре­ние, чувство собственного достоинства, эффективно использу­ются при формировании имиджа политика.
Политическая манипуляция осуществляется главным обра­зом с помощью средств массовой информации для формирова­ния необходимого общественного мнения. Набор приемов ма­нипуляции весьма разнообразен. Вот некоторые из них. Это ис­пользование:
•   желаемой, нужной информации, позволяющее не допус­тить в эфир мнение, которое не соответствует политике данного СМИ;
•   одностороннего  освещения политики по конкретной проблеме, при этом излагается только одна точка зрения, другая замалчивается;
•   эвфемизмов, т.е. уклончивой терминологии при обсуж­дении незаконной, насильственной и криминальной де­ятельности, причем всегда в пользу сторонников поли­тического насилия.
•   последнего слова, а именно: после сообщения о конф­ликтующих мнениях по полемическому вопросу журна­лист завершает сообщение. При этом точка зрения дру­гой стороны полностью игнорируется;
•   непрямой атаки, т.е. критикуется не сам политический лидер, а его ближайшее окружение и его сторонники;
•   метода двойного стандарта: атакуют конкретного поли­тика исходя из стандартов, которые более ни к кому не применяются;
•   обвинения по ассоциации, т.е. привлечение внимания к постоянной связи политической группы или ее лидера с аморальными, отталкивающими явлениями обществен­ной жизни, не имеющими при этом отношения к сути обсуждаемого вопроса;
 
3). Мифологизация. Миф упрощает процесс познания, упорядочивает разнообразную информацию, циркулирующую в обществе, предлагает индивидуальному и массо­вому сознанию понятную систему стереотипизированных обра­зов предметов и явлений, а также готовые модели поведения в той или иной ситуации.
Мифологизация образа полити­ка вытекает из того, что миф — это прежде всего продукт массо­вого сознания. При этом массовое сознание приемлет только четкие и понятные образы, возникающие в процессе их упро­щенного восприятия. Так, например, Б. Ельцин воспринимает­ся в мире как «русский медведь», Б. Клинтон как «хитрый Бил­ли» и т.п. Введение подобных символических интерпретаций существенно облегчает для массового сознания восприятие имиджа политика, делает его более понятным и предсказуе­мым.
Миф представляет собой особый вид коммуникации, где есть слушатель, но нет автора сообщения. Поэтому миф стано­вится неопровержимым, так как не с кем спорить.
4). Эмоционализация. Эффективность имиджа политика во многом зависит от эмоциональной насыщенности образа объекта восприятия. Эмоционально окрашенная информация легче проходит фильтры, «пороги» недоверия целевой аудитории, легче и прочнее запоминается. Эмоции лучше воспринимают­ся, поэтому любое эмоционально окрашенное сообщение спо­собствует быстрому усвоению целевой аудиторией заданных имиджевых характеристик политика.
5). Идентификация. Важную роль в формировании и поддер­жании устойчивого положительного имиджа политика играет процесс идентификации. В политической сфере в результате воздействия СМК и прежде всего политической рекламы, PR и пропаганды отдельные индивиды осознают себя как представи­тели той или иной социальной группы. Идентифицируя себя по национальности, месту жительства, по социальному статусу, ве­роисповеданию и т.д., люди быстрее воспринимают того или иного политика как защитника своих интересов.
В политике идентификация — это механизм объединения людей вокруг политической идеи, программы или конкретного политика. Так, например: «Мы — демократы!», «Мы — коммунисты!», «Мы — жириновцы!» или «Единая Россия — партия президента» и т.д.
Таким образом, политическая идентификация является обязательным условием успешной имиджевой кампании. В рамках этой кампании целевые аудитории должны получить внятные ответы на вопросы: какие политические силы и пред­ставления близки тому или иному политику и против каких по­литических идей он выступает.
 
 
ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА.
 
Целью любой имиджевой кампании является создание при­влекательного образа клиента. Процедура создания желаемого имиджа политика основана на четырех принципах, сформулированных Бренданом Брюсом:
—  следует обращаться к созданию имиджа задолго до того, как наступят выборы;
—  в основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматривание проблемы должно иметь значение для каждого;
—  обязательно необходимы эксперты со стороны;
—  создание имиджа является только дополнением, но не заменой политики.
Желатель­ный образ будущего политика, соответствующий требованиям и ожиданиям целевых аудиторий, нельзя создать в сжатые сро­ки. Однако, используя современные коммуникативные техно­логии, можно сократить временной интервал формирования позитивного имиджа. Такой технологией ускоренного создания политического имиджа является перфоманс. 
«Политический перфоманс — это специальная, как прави­ло, символическая и обычно ритуальная деятельность, осу­ществляемая индивидом или группой в целях произведения определенного впечатления на другого индивида, группу или массу людей. Проще говоря, это специальная деятельность по производству поступков, которые создают нужное впечат­ление и тем самым ложатся в основу имиджей. При такой трактовке перфоманс и есть основная технология формирова­ния имиджа»[11]. При этом имиджмейкер выступает в первую очередь как режиссер, организующий коммуникативное собы­тие, в котором центральное место обязательно отводится свер­шению того или иного поступка. Реальный политик — это че­ловек, совершающий поступки, которые формируют наибо­лее убедительные, достоверные и долго живущие имиджи. Так, например, лидер ЛДПР В. Жириновский выплеснул в лицо нижегородскому губернатору Б. Немцову стакан сока в прямом эфире телепрограммы А. Любимова. Такой откровен­ный перфоманс сразу сделал ему колоссальную политическую рекламу и зрительно усилил уже существующий эпатажный имидж.
Поступки бывают реальные и символические. В политике чаще всего поступки носят символический характер, т.е. стара­ние, попытка совершить поступок, независимо от результата, является важным компонентом имиджа политика.
   Важной составляющей построения политического имиджа становится порождение знакового поведения политика, кото­рое будет понятно и прогнозируемо целевой аудиторией. Человечество за время своего существования накопило определенные типы (ти­пажи) поведения, которые носят четкий однозначный характер.
Г.Г. Почепцов в книге «Символы в политической рекламе» предлагает следующую классификация типов политических лидеров:
-Рыцарь. Тот, кто сначала делает, а потом думает. Он очень хорошо смотрится в критической ситуации, а в мирной, спо­койной ситуации «отлеживается в берлоге».
-Хозяин. Хозяин должен не просто вести будничную работу, а совершать зрелищные действия, приводящие к гигантским результатам. Хозяину народное сознание готово простить те или иные грешки.
-Мыслитель. Сразу отметим условность этого обозначения. В противоположность Рыцарю Мыслитель только думает и ни­чего не делает.
-Романтик. Он никогда не приживется в высших эшелонах власти, поскольку все хочет делать как бы от души. Романтик — пришлое существо и постоянно выпадает из коляски. Все хоро­шие качества романтика (честность, интеллект и т.д.) не помо­гают, а мешают ему.
-Профи. Под ним мы понимаем равномерное сочетание ду­манья и деланья.
Приведенные типологии политических лидеров, как прави­ло, носят не столько аналитический, сколько описательный ха­рактер и обусловлены в первую очередь конкретной политичес­кой ситуацией и конкретными политическими персонажами.
   Важным технологическим инструментом конструирования желаемого политического имиджа является создание мифоло­гизированной биографии политика. Это обусловлено в первую очередь тем, что политик не имеет возможности постоянно со­вершать реальные значимые поступки, которые выгодно бы по­зиционировали его среди других политиков. Поэтому возника­ет необходимость создать привлекательную имиджевую легенду о его прошлой жизни. История жизни политика должна быть изложена в эмоционально окрашенных тонах, красивыми сло­вами и создавать тот имидж политика, который соответствует ожиданиям и настроениям целевых аудиторий.
Имиджевая легенда — это необходимая коммуникативная основа PR-деятельности по созданию устойчивого положитель­ного имиджа политика. Имиджевая легенда — результат работы имиджмейкера по популяризации имиджа политика, где перемешаны, правда и ложь, реальные достижения и фантазии граждан о данном политике.  Имиджевая легенда, как правило, включает два основных аспекта:  биографические данные и краткое, но емкое и доступное большинству изложение своей политической программы. Биография политика ни в коем слу­чае не должна выглядеть как канцелярская справка из отдела кадров. Биографический материал нужно подавать в символическом виде, например, так: «Сын раскулаченного крес­тьянина, Иванов знает проблемы простого человека не понас­лышке. Ребенок войны, он испытал в жизни много трудностей и лишений, ему довелось работать в поле и у станка, жить в ба­раке, коммуналке, хрущевке. Сейчас И.П. Иванов — директор крупнейшего предприятия отрасли, у него прекрасная кварти­ра, большая семья, но все, чего он добился в жизни, он добился собственным трудом…». Эффективная политическая биография, или имиджевая ле­генда, должна прежде всего донести до потребителя особые привлекательные индивидуальные качества политика, причем в максимально эмоциональном ключе. Это достигается при по­мощи таких характеристик, как место рождения, социальное происхождение, образование, вероисповедание, богатство (дос­таток) и т.п.
Место, где родился политик и социальное происхождение, существенно влияют на форми­рование его имиджа. С середины 60-х годов XX в. роль высшего об­разования в карьере политика резко возрастает. Это связано в первую очередь с началом научно-тех­нической революции и усложнением народнохозяйственного комплекса страны. Вероисповедание. Сегодня политик может рассчитывать на ус­тойчивый положительный имидж, если он в нужное время и в публичном месте покажет себя верующим человеком. Для этого не надо постоянно ходить в церковь и соблюдать все религиозные обряды, важно через средства массовых коммуникаций убедить людей, что вы также верите в Бога, как большинство населения страны.
Важной составляющей имиджевой легенды является рас­сказ об успешной профессиональной деятельности в сфере по­литики. Во всем мире на пост лидера государства могли претен­довать только люди, имевшие опыт государственного управле­ния в масштабах региона.
В политической биографии необходимо убедительно пока­зать человеческие качества политика. Лучше всего эти качества раскрываются через демонстрацию отношений политика в се­мье. Здесь важно показать, кто были родители политика, как его воспитывали, какое он окончил высшее учебное заведение, кем и где работает его жена, сколько детей и как он к ним отно­сится и т.п.
Имиджевая легенда обязательно должна заканчиваться от­ветом на главный вопрос: «Почему и для чего человек идет в политику?» Объясняя мотивы своего «вхождения во власть», политик должен найти такие слова, чтобы люди поверили в искренность его намерений отстаивать их интересы в органах государственной власти. В противном случае люди заподозрят политика в стремлении узурпировать власть в собственных интересах.
 
 
                                    ЗАЩИТА ИМИДЖА ПОЛИТИКА.
 
Современная политическая борьба — это прежде всего вой­на имиджей. В этой борьбе политик стремится улучшить свой имидж и одновременно ухудшить имидж своего соперника. В политической борьбе широко ис­пользуются так называемые «грязные технологии», преследую­щие одну цель: испортить, «очернить» имидж политика для того, чтобы население потеряло к нему интерес и доверие. В этом случае наступает «смерть» политического лидера. Г. Пушкарева отмечает, что «...подготовка к любой политической кампании, а к избирательной в особенности, должна учитывать фактор воз­можной атаки на политического деятеля. Для этого необходимо заранее предусмотреть шаги по защите его образа. Данное на­правление в политической кампании следует разрабатывать за­ранее, так как защита образа должна быть выстроена логично, последовательно, а не представлять собой поспешные, хаотич­ные шаги»[12].
Необходимо помнить, что на политическом рынке одновре­менно конкурируют имиджи десятков политиков, каждый из которых стремится сделать свой имидж более привлекатель­ным, чем у соперника. Однако опыт конкурентной борьбы показывает, что выиграть только на создании позитивного имиджа нельзя, так как в узком информационном поле при­сутствуют десятки положительных имиджей со схожими ха­рактеристиками. Все политики умные, честные, неподкупные. Все «прошли большой жизненный путь». Все понимают нужды простого человека, главное, все обещают одно и то же. Поэтому большую долю в рекламных коммуникациях неизбежно занимает негативная информация о политических имиджах конку­рентов. Таким образом, имиджмейкер, создавая позитивный имидж своего политика, должен одновременно вырабатывать технологию защиты имиджа от атаки на него со стороны со­перника, т.е. выстраивать «антиимидж» как систему профи­лактических мероприятий, защищающих созданный позитив­ный образ.
Атаки на имидж соперника осуществляются, как правило, в виде компромата, которым может быть любое нарушение поли­тиком норм права и морали.
К возможным вариантам компромата можно отнести:
— неблаговидные факты из прошлого политика;
— уголовное прошлое;
— действия, не совместимые с должностным и обществен­ным положением;
— принадлежность к криминальным структурам;
— противоправные поступки;
— политическую неразборчивость;
—  отсутствие принципиальности и частую смену полити­ческих позиций;
— злоупотребление служебным положением;
— невыполненные публично данные обещания;
— нетрадиционную сексуальную ориентацию;
— аморальное поведение;
— близость к непопулярным политическим деятелям;
— проступки родственников или близких друзей политика, а также членов его команды и т.д.
Работа по «разрушению» положительного имиджа конку­рента, как правило, строится на реальных фактах, ибо откро­венная клевета обычно быстро разоблачается и не дает жела­емых результатов. В процессе политической борьбы команды политиков тратят значительные финансовые и временные ресурсы на поиск компромата о прошлом своего конкурента. Поэтому политик с помощью своего имиджмейкера должен провести ревизию своего прошлого, чтобы извлечь из него все сомнительные или могущие показаться такими моменты. Необходимо заранее подготовить позитивную профилактическую и антикризисную программу на возможные атаки конкурентов. Д.В. Ольшанский указывает на основные сомнительные моменты прошлого политика, которые укладываются в доста­точно простую схему.
1. Здоровье —от занятий бок­сом в юности до наличия травм, контузий и хронических забо­леваний в зрелом возрасте.
2.  Вредные привычки — это от злоупотребления алкоголем до нетрадиционной направленности в сексуальном вопросе...
3.  Имущественные вопросы, источники доходов и «сред­ства к существованию».
4. Образование. От «второгодничества» в школе до «куплен­ного диплома» о высшем образовании.
5.  Неприятности с законом и правоохранительными орга­нами. Любая судимость — это компрометирующий человека факт. Скрывать ее бесполезно, поэтому борьба идет за интер­претацию.
6. Семейные проблемы. Наиболее опасны бывшие жены. Очень часто конкурентам удается включить их в борьбу против бывших мужей. Тогда они начинают «ворошить грязное белье», требовать алименты, демонстрировать «брошенных и обездо­ленных детей». Впрочем, опасны не только бывшие, но и нынешние жены... Подчас для политика опасны и дети... Опас­ны ближайшие сотрудники.
    Важно не только создать эффективную модель «антиимид­жа» против атак конкурентов на личную и публичную биогра­фию политика. Необходимо также выстроить систему охран­ных мероприятий, направленную на нейтрализацию усилий противника дискредитировать конкретные действия политика. Здесь достаточно публично заявить, что политик подвергается гонениям со стороны властей и против него используются «грязные технологии», «черный PR». Сторонников запугивают, избирателей подкупают. Этим занимаются специально пригла­шенные политтехнологи из Москвы и Петербурга. После таких заявлений все атаки конкурентов легко отбиваются или просто серьезно не воспринимаются населением. Важным приемом за­щиты имиджа политика является опережение противника в по­даче нежелательной информации. В этом случае у имиджмей­кера имеется время познакомить население со своей версией неудобного факта.
В мире существует множество способов дискредитации имиджа политика.    Вот некоторые из них:
- прямая атака на оппонента. Изображая его глупым, не­надежным, непоследовательным или пристрастным, можно заставить его молчать. Целью такой атаки являет­ся формирование неуверенности в правоте конкурента у избирателей и затем устойчивого негативного отноше­ния, в результате чего избиратель проголосует скорее против оппонента, чем за него;
—  прямое сравнение кандидата и оппонента, при котором происходит вполне правдивое сравнение опыта, личнос­ти, политических позиций кандидатов. Однако эта ин­формация структурируется так, что у публики должно сформироваться мнение о превосходстве кандидата над неполноценным оппонентом. И как вывод: кандидат — лучший выбор для избирателя;
—  критика программы и намерений конкурента, если он будет избран. Этот прием часто используется против но­вичков в политике в силу их непредсказуемости. Здесь активно задействуется чувство страха перед неизвестностью и потребность в стабильности и безопасности;
—  критика действий в отношении политика, находящегося у власти. Анализу и оценке подвергаются негативные факты, которые могут быть как реально имевшими мес­то в прошлом, так и полностью вымышленными;
—  использование в телевизионных роликах оплошностей и политических ошибок соперника. Таких ошибок может быть множество - от непродуманных заявлений и ска­занного некстати до неуместного проявления эмоций;
—  критика непоследовательности и политических метаний оппонента, частая смена убеждений;
—  критика прошлых обещаний и их невыполнения.
     Успешная защита имиджа политика во многом зависит отслаженной работы его команды и имиджмейкеров. Они дол­жны заранее просчитать возможные
направления атаки на имидж и подготовить конкретные контрмероприятия, задействуя при этом все имеющиеся средства массовых коммуни­каций.
Адекватное опровержение негативного имиджа, который стремится внедрить в массовое сознание соперник, сделать весьма сложно: считается, что легче выстроить новый имидж, чем опровергнуть имеющийся. Одна из возможных стратегий защиты имиджа политика состоит в показе заинтересованности оппонента именно в таком представлении события.
Западные специалисты предлагают несколько стратегий опровержения негатива:
— признайте его;
— объясните его;
— извиняйтесь за него;
— игнорируйте его;
— нападайте на источник;
— атакуйте в ответ слабые места самого оппонента.
Каждая из предложенных стратегий имеет как сильные, так и слабые стороны. Имиджмейкер должен сам определить, ка­кую стратегию использовать в каждом конкретном случае. Эффективным инструментом дискредитации имиджа поли­тика являются слухи. Слух — это самотранслируемый нефор­мальный тип сообщений, циркулирующий преимущественно в толпе и о котором умалчивают средства массовой информации. Если слух появляется, то его трудно остановить, поскольку множество людей оказываются заинтересованными в его суще­ствовании.
В борьбе со слухами имиджмейкер и политик должны прежде всего установить, приведет ли опровержение к лучшим результатам, поскольку для того, чтобы выдать, озвучить опро­вержение, предварительно следует повторить сам слух. При этом в результате слух может оцениваться как достоверный, а опровержение как ложное. Если слух не достиг достаточно ши­рокого распространения, то целесообразно сообщить правдивую информацию, при этом избегать ссылок на слух. Такой прием позволит дискредитировать тех, кто распространяет слухи.
       Однако в реальной политической практике возникает множество непредвиденных ситуаций, к которым могут быть не готовы ни политик, ни имиджмейкер. В этих случаях ус­пешная защита имиджа во многом будет определяться опытом и профессионализмом, как политика, его команды, так и имиджмейкера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вывод.
   Построение целостного политического имиджа — это сложный и длительный процесс. Когда цели и задачи имиджевой кампании определены, выявлен по результатам мониторинга необходимый набор имиджевых характеристик для реализации поставленных целей, тогда необходимо найти оптимальные и эффективные методы для внедрения этих характеристик в массовое сознание населения. К таким методам относятся:
- позиционирование — предполагает полный анализ того, что собой представляет данный политический лидер, чьи интересы выражает и защищает, почему те или иные социальные слои могут быть заинтересованы в его выборе.
- манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное использование которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
- мифологизация - представляет собой особый вид коммуникации, где есть слушатель, но нет автора сообщения.
- эмоционализация. Эмоционально окрашенная информация легче проходит недоверие целевой аудитории, быстрее и прочнее запоминается.
- идентификация — это механизм объединения людей вокруг политической идеи, программы или конкретного политика.
  Желательный образ будущего политика, соответствующий требованиям и ожиданиям целевых аудиторий, нельзя создать за короткие сроки. Однако, используя современные коммуникативные технологии, можно сократить временной интервал формирования позитивного имиджа. Такой технологией ускоренного создания политического имиджа является перфоманс. Политический перфоманс — это специальная деятельность по производству поступков, которые создают нужное впечатление и тем самым ложатся в основу имиджей. При такой трактовке перфоманс и есть основная технология формирования имиджа. В политике чаще всего поступки носят символический характер, т.е. старание, попытка совершить поступок, независимо от результата, является важным компонентом имиджа политика.
   Политический имидж строится, прежде всего, на основе того или иного понятного людям психологического типа и опирается на привычн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.