На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные этапы истории становления науки о поведении животных

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Экзаменационная работа  студента очного отделения 
Зоопсихология и сравнительная психология 
Преподаватель М.Н.Сотская 
Вариант 12
Воробьева.О.А 
ЮПК-2.4 
Дата получения задания:17.03.11 
Дата сдачи работы :23.10.11
 
Вопросы 
1. Каковы основные этапы истории становления науки о поведении животных? 
2. Какова  роль визуальной коммуникации в общении животных? Какие зрительные сигналы используют животные?  
 3.   Что такое «депривационный эксперимент»? Приведите примеры. 
 4. Что такое дифференцировочные условные рефлексы? Каким образом их вырабатывают? 
5. Какие методы исследования интеллекта человекообразных обезьян использовал В.Келер? 
6. Приспособление к действию каких факторов среды  обеспечивает обучение? Какова роль обучения в поведении и эволюции? 
7. В чем проявляется пластичность поведения в пищедобывании?   Приведите примеры изобретения новых приемов добывания пищи. 
8. Какие демонстрации используют самки для умиротворения самцов? В чем заключаются функции умиротворения полового партнера? 
9. Расскажите о способах заботы о потомстве у беспозвоночных.  
 10. Чем характеризуется развитие поведения и психики  позвоночных в период первичной социализации?  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы:
1.Каковы  основные этапы истории становления  науки о поведении животных?
Основные этапы истории становлении  науки о поведении животных:

1.Культ животных в религиях. Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых "братьев наших меньших", а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания .Универсальной была древнейшая форма почитания животных - тотемизм, в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных. Происхождение тотемизма связано, очевидно, с тем, что на ранних этапах развития человек еще не выделял себя из природы, из мира животных, для него звери, птицы. растения были такими же существами, как он сам. То есть можно сделать некий вывод,что на начальных этапах развития человеческого общества силы природы господствовали над человеком и определяли его мировоззрение и религиозные представления,  позднее в религиях в гораздо большей степени стали отражаться отношения между людьми в обществе.

2.Представления о поведении животных в средние века. В средние века одним из главных философских вопросов стал вопрос о душе. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название анимизм. Анимизм явился и исторически первым учением о душе. Величайший мыслитель древности Аристотель был первым подлинным естествоиспытателем среди философов. Аристотель отмечал большие различия в поведении разных животных, а также принципиальную разницу между животными и человеком,так называемые разные типы души. В отличие от человека, наделенного разумом, способностью к познанию и свободной волей, у животных имеется лишь смертная "чувственная " душа. В средние века достаточно интенсивно развивалось изучение анатомии и медицины, вследствие чего стало очевидно, что человек и животные анатомически весьма похожи. Основное различие между ними, по мнению философов того времени, заключалось в наличии у человека души. 
Получило широкое распространение направление в естественных науках, названное креационизмом (от лат. creator - создатель). Этой точки зрения придерживался крупнейший мыслитель Европы XVII в. Р. Декарт (1596-1650). Созданное им психологическое учение получило название Картезианство.сновой его теории явилось христианское учение о бессмертии души. Для души, с его точки зрения, характерно наличие особых мыслительных способностей, которые Р. Декарт называл "мыслящей субстанцией". Р. Декарт считал, что животные являются автоматами без чувств, разума и знания. Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, он объяснял "развитием или редукцией определенных органов" .В связи с этим Декарт считал, что изучать нужно органы, а не поведение животных, которое полностью подчинено анатомической структуре организма.

 Таким  образом, человек окончательно  и бесповоротно стал "венцом  творения", а ритуалы и обряды, связанные с почитанием животных, у большинства народов остались  в прошлом. 

3. Представления о поведении животных в XVIII в. В эпоху Возрождения наука и искусство освободились от догм и ограничений, наложенных на них религиозными представлениями. Стали активно развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались многие виды искусств. С самого начала ученые выделяли две формы поведения:”инстинкт” и ”разум”. Характерный для того периода развития науки подход к поведению животных демонстрирует в своих трудах французский натуралист Ж. Бюффон. Бюффон утверждал, что многие животные наделены зачастую более совершенным, чем у человека, восприятием. 
     Бюффон выступил с критикой антропоморфического подхода к трактовке поведения животных. Анализируя поражающее своей высокой адаптивностью поведение насекомых, он подчеркивал, что их действия являются чисто механическими. он способствовал созданию предпосылок для классификации форм поведения. Пытаясь провести рубеж между психикой человека и животных, Бюффон указывал, что основные различия между ними заключаются в том, что животные не имеют представления ни о своем прошлом, ни о будущем. Одно из первых определений инстинкта принадлежит немецкому ученому, профессору математики и языковедения Гамбургской академии Реймарусу. Уже в конце XVIII в. существовали различные взгляды на происхождение инстинкта. Так, совершенно разные точки зрения на это высказывали Кондильяк и Леруа. Кондильяк сформулировал гипотезу о "генезисе инстинктов", в которой инстинкт рассматривается как результат редукции разумных способностей. Леруа, напротив, считал, что инстинкт является элементарной способностью, которая превращается в высшее психическое свойство в результате длительных усложнений. Леруа являлся одним из первых исследователей развития умственных способностей животных.
4. Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв.

4.1 Работы иностранных авторов. Основная заслуга в этом принадлежала французскому естествоиспытателю Ж.-Б. Ламарку. В 1809 г. он издал свою знаменитую "Философию зоологии", в которой психология животных рассматривалась как самостоятельная научная дисциплина. Ламарк был первым, кто обнаружил связь психических реакций организма на внешнюю среду с эволюцией животного мира. Он признал зависимость психики от нервной системы, создал первую классификацию психических актов.

С середины XIX в. начинается систематическое  экспериментальное изучение поведения  животных. Автором одного из первых экспериментальных исследований Ф. Кювье. В своей работе он стремился сопоставлять систематические наблюдения за животными в привычной для них среде обитания, с их поведением в зоопарке. Особую известность получили его опыты с бобрами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе в изоляции от сородичей. Ф. Кювье впервые показал возможность проявления инстинкта в условиях изоляции от типичных для вида условий среды; попытался провести границу между "умом" и "инстинктом", дал сравнительную характеристику "ума"представителей представителей представителей разных таксономических групп. Решающее значение для возникновения и развития сравнительных и экспериментальных исследований поведения и психики животных имели труды Ч. Дарвина  
     В работах "О выражении ощущений у животных и человека" (1872), а также "Инстинкт" и "Биографический очерк одного ребенка" (1877) Дарвин впервые использовал объективный метод изучения психики. В числе первых ученых, обратившихся к проблеме сходства психики животных и человека, был друг и единомышленник Дарвина Дж. Роменс .Наибольшую известность получила его книга "Ум животных" (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса.      Большую роль в выработке критериев, необходимых для надежного разделения разных форм поведения, сыграли работы английского психолога К. Ллойда-Моргана (1852-1936). В частности, его интересовала проблема соотношения инстинктов и обучения в поведении животных. Он сформулировал исключительно важное для экспериментальной работы в зоопсихологии "Правило экономии".Согласно этому правилу, "то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале". Огромное значение для развития науки о поведении сыграли работы английского ученого Э. Торндайка Наряду с И.П. Павловым, он считается основателем научного метода исследования процесса обучения в контролируемых лабораторных условиях. Широкую известность принесли Торндайку его опыты с так называемыми "проблемными ящиками". Торндайк сформулировал свою концепцию в ряде законов:

1закон упражнения - сила связи между реакцией на ситуацию с самой ситуацией пропорциональна частоте повторения таких совпадений;

2закон готовности - повторение таких совпадений изменяет готовность организма к проведению нервных импульсов;

3закон ассоциативного сдвига - если при одновременном действии стимулов один из них вызывает реакцию, то и другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию

4закон эффекта - любой акт, приводящий в данной ситуации к положительному эффекту, далее ассоциируется с ней, так что если ситуация повторяется вновь, то выполнение этого акта становится более вероятным, чем прежде.

 
     Важнейший вклад в изучение поведения  животных внесли австрийский ученый Конрад Лоренц и нидерландский ученый Нико Тинберген, которых считают основателями современной этологии.

4.2 Исследования российских ученых. Наука о поведении животных весьма плодотворно развивалась и в России. Множество интересных наблюдением за поведением животных было проведено в конце XIX в. учеными- зоологами М. Мензбиром,Д.Кайгородовым и др.      Большой вклад в сравнительное изучение природы инстинктов и разработку самой методологии "биопсихологических исследований внесВ. А. Вагнер. Он занимался систематическим изучением поведения животных разного уровня развития, и многие из его исследований носили сравнительно-психологический характер. Вагнера отвергал изучение психики человека как пути к пониманию психики животных. Считал, что при изучении поведения необходимо использовать специальные методологические подходы: Филогенетический и Онтогенетический. Филогенетический подход заключается в том, что особенности инстинктов животного данного вида следует оценивать в сравнении с поведением видов - ближайших родственников. Онтогенетический подход рекомендует анализировать все индивидуальные проявления инстинктов у отдельной особи. В. А. Вагнер полностью отрицал способность животных к каким бы то ни было проявлениям зачатков разума в прямом смысле этого слова. Он считал, что эти явления можно вполне объяснить формированием навыков. Работы Вагнера оказали существенное влияние на развитие отечественной науки о поведении. Введенный им "объективный биологический метод" был воспринят и получил широкое применение в работах отечественных зоопсихологов. Представления Вагнера об эволюционном происхождении инстинктов и значении сравнительного изучения поведения для разработки проблем филогенеза во многом предвосхитили и ряд положений этологии.

Особый вклад в исследование поведения и психики животных внесла Н.Н. Ладыгина-Котс. Изначально ее научная деятельность была связана с анализом поведения самых разных животных при помощи самых разнообразных методов исследования. В 1920-1923 гг. А.Ф. Котс был директором Московского зоопарка. В эти годы внимание Ладыгиной-Котс переключилось на анализ проблем инстинкта при использовании наблюдения за различными животными зоопарка. Она занималась тщательным изучением развития в онтогенезе ряда видов птиц, а также проявлением и вариациями основных инстинктов различных млекопитающих. В 1927 г. у супругов Котс родился сын. С первого часа его жизни и до 7-летнего возраста за его психическим развитием проводились непрерывные наблюдения. Протоколы этих наблюдений составили 1000 страниц текста и были проиллюстрированы многими тысячами фотографий. Эти дневники были использованы в монографии "Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях" (1935). Проанализировав движения, игры и сложные действия шимпанзе и ребенка, Н.Н. Ладыгина-Котс пришла к выводу, что психика ребенка качественно отличается от психики обезьян.Она акцентировала внимание на имеющихся между ними различиях. Один из важных ее выводов: "...шимпанзе не почти человек, а совсем не человек". В процессе работы с обезьянами, Н.Н Ладыгиной-Котс была разработана экспериментальная методика "Выбор по образцу", пользуясь которой, она детально изучила зрительные восприятия шимпанзе и установила, что они различают все цвета спектра и тонкие оттенки цветов.      Научное наследие Н.Н. Ладыгиной-Котс продолжает оказывать большое влияние на современных исследователей эволюционных предпосылок мышления человека как в России,так и за рубежом.

 
     Большой вклад  в развитие науки о поведении  животных в России внесли ученые-физиологи. Среди них необходимо прежде всего  отметить таких корифеев, как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев,И.П.Павлов и целый ряд его учеников. И.М. Сеченов занимался изучением физиологии нервных процессов. Среди главных заслуг этого ученого было открытие процесса торможения, существующего в нервной системе наряду с возбуждением, без которого невозможно представить осуществление центральной нервной системой интегративных функций. В центре научных интересов В.М. Бехтерева стояла проблема человека. Крупнейший вклад в науку составили его труды по анатомии мозга и невропатологии. Он ввел понятие сочетательного, т.е. фактически условного рефлекса как приобретенного свойства нервной системы, а также представление о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых он также считал чисто рефлекторным.

Существенный вклад в развитие медицины, в физиологию вегетативной нервной системы эволюционную физиологию и биохимию, а также в формирование современных представлений о закономерностях становления поведения внес Л.А. Орбели. вклад в исследования поведения и психики человекообразных обезьян внесли работы ученика Л.А. Орбели Л. А. Фирсова. Его лабораторные исследования включали сравнительную оценку: разных видов памяти, способности к подражанию, способности к обобщению и формированию довербальных понятий, голосового общения некоторых аспектов социальных взаимодействий у человекообразных обезьян.

Многоплановые исследования Л.А. Фирсова  показали, что шимпанзе обладают высочайшим уровнем развития поведения и психики. Фирсов пришел к заключению о том, что психика антропоидов характеризуется таким уровнем способности к формированию довербальных понятий, который можно рассматривать как промежуточный между первой и второй сигнальными системами.

Большая заслуга в сохранении и  развитии зоопсихологии и сравнительной  психологии как самостоятельной  науки в России принадлежит профессору факультета психологии МГУ К.Э. Фабри.

2. Какова  роль визуальной коммуникации в общении животных? Какие зрительные сигналы используют животные?  
Зрение играет огромную роль в жизни животных.
1Это один из важных сенсорных каналов, связывающих с внешним миром. В то время как звуковые сигналы могут восприниматься животными на достаточно большом расстоянии, а обонятельные оказываются вполне информативными и в отсутствие в поле зрения или слуха других особей, зрительные сигналы могут действовать лишь на относительно коротком расстоянии.
2.Ключевую роль в зрительной коммуникации играют позы и телодвижения, при помощи которых животные сообщают о своих намерениях. На относительно большом расстоянии могут действовать сигналы тревоги в виде мелькающих пятен белого цвета: хвост или пятно на заду у оленей, хвосты кроликов, увидев которые, представители того же вида кидаются в бегство, даже не видя самого источника опасности.
3 У позвоночных для процесса общения между особями.
4.  Большую роль в разграничении индивидуальных, семейных и групповых участков играют визуальные метки: земляные накопки и порои, мочевые точки), сдирание коры деревьев, скусывание веток, кучи помета .Как правило, оптические метки совмещаются с химическими, что увеличивает значение такого сигнала.
Зрительные сигналы,используемые животными:
 1.Многие членистоногие имеют хорошо развитое цветовое зрение, но тем не менее зрительная сигнализация у них не очень распространена, хотя цветовые сигналы используются в демонстрациях ухаживания, например у бабочек или манящих крабов.  
2.Рыбы обладают хорошим зрением, но плохо видят в темноте, например в глубинах океана. В Данном случае это является  окраска, это важно в брачный период
3. У пресмыкающихся зрительные коммуникации значительно слабые. Однако в период ухаживания  исполняют ритуальные танцы или своеобразно покачиваются при движении
4.У птиц в период размножения принимают сложные сигнальные позы, чистят перья, исполняют брачные танцы и совершают различные другие действия, сопровождаемые звуковыми сигналами.
5.Жесты, мимика, а иногда также  положение тела и цвет морды  – основные зрительные сигналы  высших обезьян .Такие сигналы, как гримасничанье, зевота, движение языка, прижимание ушей и чмокание губами, могут быть и дружественными, и недружественными. Так, если павиан прижимает уши, но не сопровождает это действие прямым взглядом или морганием, его жест означает подчинение.
3.Что такое «депривационный эксперимент»? Приведите примеры
Деривационный эксперимент характеризуется  условиями продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных  потребностей обьекта.
Примеры:
   1.Основной труд  Скиннера - Поведение организмов (1938), где он излагает основополагающие  принципы "оперантного обусловливания". Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное "скиннеровским ящиком. Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя и мочилась. Такие реакции не вызывались никаким узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В конце концов, в ходе своей ознакомительной деятельности крыса нажимала на рычаг, тем самым получая шарик пищи, автоматически доставляемый в миску под рычагом. Так как реакция нажатия рычага первоначально имела низкую вероятность возникновения, ее следует считать чисто случайной по отношению к питанию; то есть мы не можем предсказать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и не можем заставить ее делать это. Однако, лишая ее пищи, скажем, на 24 часа, мы можем убедиться, что реакция нажима рычага приобретет, в конце концов, высокую вероятность в такой особой ситуации.
2.Д. Сполдинг. В 1872 г. он применил метод депривации при изучении онтогенеза поведения птиц. Этот ученый выращивал птенцов ласточек в тесных клетках, где они были лишены возможности не только летать, но и шевелить крыльями. Таким образом исключалась возможность влияния тренировки на формирование способности птиц к полету. В возрасте, когда живущие на воле ласточки обычно покидают свои гнезда, Сполдинг выпускал своих пленниц из клеток и видел, что их полет ничем не отличался от полета нормальных ласточек. На основании своих экспериментов ученый высказал предположение, что наряду с поведением, которое формируется путем обучения, существуют и врожденные его формы
4.Что такое дифференцировочные условные рефлексы? Каким образом их вырабатывают
Каждое животное и человек постоянно сталкивается с необходимосью дифференцировки похожих раздражителей. Так, например, первое время после приобретения мобильного телефона, человек остро реагирует на любую мелодию звонка, а также на любой, отдаленно его напоминающий звук. Со временем ориентировочная реакция на звонки чужих телефонов притупляется, и человек начинает слышать только свой звонок. Собака, впервые вышедшая на прогулку в новом месте, сначала просто находит пахучие метки, оставленные именно собаками, а позже научается определять. Таким  образом дифференцировочный условные рефлекс –это умение при одновременном предъявлении конкретной пары стимулов   различать стимулы по нескольким абсолютным признакам.
Эксперимент проводится в несколько  этапов:           
1. У животного  вырабатывают нужный условный  рефлекс. Как известно, в начале  формирования условного рефлекса  животное реагирует не только  на строго конкретный условный  стимул, например звук определенной  частоты, но и на сходные  с ним звуки, хотя и не  полностью ему идентичные, например  звуки близких частот. Эта стадия  выработки условного рефлекса  называется генерализацией. 
          2. После того, как условный рефлекс выработан, экспериментатор продолжает подкреплять (пищей или избавлением от опасности) условную реакцию только на определенный сигнал и не подкрепляет ответов на сходные, и в результате они постепенно угасают. Например, собака получает подкрепление только при положительной реакции на вспышку лампочки 60 вт. Положительные реакции на вспыхивание лампочек другой яркости не поощряются. В конце концов собака научается дифференцировать весьма похожие сигналы. В основе формирования дифференцировочных условных рефлексов лежит дифференцировочное торможение - один из видов внутреннего торможения. 
          Метод выработки дифференцировочных УР в разных его комбинациях является одним из ведущих в физиологии ВНД и используется как инструмент для исследования целого ряда проблем. Так, при помощи выработки у животного дифференцировки двух цветовых стимулов, можно изучать механизмы восприятия цвета, выравнивая их другие параметры (яркость, оттенки). В случае невозможности выработать устойчивую дифференцировку такой пары стимулов у животного, можно сделать правомочный вывод о том, что оно не способно воспринимать различия между двумя зрительными стимулами (цветами спектра) в силу особенностей развития органов чувств. 
          Выработки разнообразных дифференцировок широко используются для оценки когнитивных способностей животных и довербального мышления. С данными целями могут использоваться разные способы выработки дифференцировочных условных рефлексов. 
         5 Какие методы исследования интеллекта человекообразных обезьян использовал В.Келер?
Немецкий  психолог Вольфганг Келер, один из основоположников и идеологов гештальтпеихологии, в эксперименте продемонстрировал, что шимпанзе способны и
к другому  виду элементарного мышления — экстренному решению новых для них задач.
В 1913-1920 годах В. Келер работал на станции по изучению антропоидов.Эксперимент строился таким образом, что шимпанзе должны были решать новые, достаточно разнообразные задачи, однако построенные по одному принципу:, по словам Келера, «выявляло объективные отношения между элементами ситуации, существенные для успешного решения». Иными словами, предлагавшиеся задачи имели определенную логическую структуру, которую животное могло расшифровать. В опытах В. Келера все предметы, необходимые для нахождения правильного ответа, находились в пределах «зрительного поля» животного и давали ему возможность решить задачу за счет улавливания ее структуры и последующих адекватных действий, а не путем «проб и ошибок». В книге «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» В. Келер писал, что шимпанзе способны к решению некоторых проблемных ситуаций не методом «проб и ошибок», а за счет иного механизма — «инсайта», т.е. «проникновения» или «озарения» В. Келер определял «инсайт» как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями: воспринимая всю ситуацию в целом, со всеми ее внутренними связями, животное может принимать адекватное решение. В. Келер оценивал такое поведение шимпанзе как «рассудочное, которое в общих чертах присуще человеку и которое обычно рассматривают как специфически человеческое».
6. Приспособление к действию каких факторов среды  обеспечивает обучение? Какова роль обучения в поведении и эволюции?
Обучение - это появление адаптивных изменений индивидуального поведения  в результате приобретения опыта. Индивидуальный опыт животного позволяет ему адаптироваться к условиям среды обитания, он способствует выживанию и успешному размножения конкретного животного. Характерная особенность поведения этого типа - необходимость повторяемости определенной ситуации, в которой осуществляется поведенческий акт
Обучение способствует приспособлению в следующих факторах.
1.Климатические
2.Повышает приспособленность животных к условиям существования
3.Способствует тому, что животное способно притерпеться к любым воздействиям внешних раздражителей, не растрачивая лишних сил
Роль обучения в  поведении и эволюции достаточно велика. так как обучение это формы адаптации организмов к среде их обитания. При изменение климатических , географических условий животное будет способно приспособиться и не погибнуть. формы адаптации организмов к среде их обитания. В процессе эволюции это приводит к совершенствованию в поведении животного, где включается и рассудочная деятельность животного
 
 7. В чем проявляется пластичность поведения в пищедобывании?   Приведите примеры .
Питание занимает одно из важнейших  мест среди всех проявлений жизнедеятельности  животных. Длительность и характер поисковой стадии в большой степени  зависит от того, насколько хорошо данная особь ориентируется на своей  территории и насколько постоянно  там расположение потенциальных  пищевых объектов. При поиске пищи каждая особь максимально проявляет  возможности своего мозга, чем повышает эффективность пищевого поведения. В этом плане влияние условий  добывания пищи является одним из основных факторов, формирующих поведение  животных.
Формы поведения, связанные с питанием.
1.Симбиозы. Симбиозом обычно принято  называть такие взаимодействия  между животными разных видов,  которые приносят им взаимную  выгоду. Обычно симбиотические отношения  оцениваются в понятиях энергетической  выгодности совместного проживания  животных разных видов.
2. Групповые охоты. Для представителей  некоторых видов характерны групповые  охоты. Это, прежде всего, виды, охотящиеся на крупную добычу.
3. Коллективные охоты наблюдаются  у дельфинов, в случае если  им попадается целый косяк  рыбы. При этом описаны случаи, когда дельфины по собственной  инициативе сотрудничали с рыбаками, загоняя рыбу в сети.
4.Орудийные действия. Орудийная  деятельность описана не только  у человекообразных обезьян, но  и у некоторых других видов  млекопитающих, а также у птиц. Наряду с тем, что они могут  проявляться как разумные решения  в новой ситуации или формироваться  как повседневный навык за  счет обучения и подражания, орудийные  действия входят в обычный  видоспецифический репертуар поведения отдельных видов животных.
5. Строительство ловушек. Расмотрев способы добывания пищи,теперь мы можем рассмотреть понятие пластичности в пищедобывании.  Это изобретение новых способов добывания пищи. Виды животных, обладающие особенно пластичным поведением, иногда оказываются способными изобретать оригинальные способы добывания пищи. Так например, популяция обычных серых крыс, обитающая на берегах реки По в Италии, освоила совершенно не типичный для наземных грызунов вид пищи, а именно водных моллюсков. Добывают их крысы, ныряя в воду и погружаясь на дно реки. Происхождение данной формы поведения представляет собой загадку для ученых. Пока совершенно непонятно, в какой мере оно является врожденным, а в какой приобретенным при подражании другим особям.          
Интересные изменения произошли  за последние десятилетия в питании  больших пестрых дятлов. Эти птицы, питавшиеся в основном древесными вредителями, частично перешли на выкармливание  птенцов в теплые годы главным  образом тлями, соскабливая их клювом с листьев и побегов. В холодные дождливые годы, когда прекращается размножение тлей, многие дятлы начинают хищничать, разоряя гнезда мелких птиц, преимущественно дуплогнездников. Можно думать, что это явление так или иначе связано с уменьшением в культурных лесах старых деревьев, зараженных вредителями.           
В 1948 г. было описано, как большие синицы в Англии научились протыкать клювами картонные крышки у бутылок со сливками, которые торговцы оставляли утром у дверей домов своих клиентов, и выпивать часть сливок. По этому поводу Р. Шовен писал: "Этот трюк, "изобретенный" отдельными птицами, переняли другие, так что он широко распространился в довольно большом районе, и молочники уже не осмеливались оставлять по утрам молоко у дверей домов. Вероятно, первые синицы научились этому методом проб и ошибок, а остальные, подражая первым". 
          . Подобным же образом ведут себя вороны и галки.
Весьма интересна история возникновения  хищного поведения у новозеландского  попугая кеа. Эта некрупная, размером с ворону, птица живет в горных районах Новой Зеландии и питается обычно растительной пищей и мелкими животными. Однако в связи с развитием овцеводства некоторые кеа начали проявлять хищнические наклонности, нападая на овец и нанося им своим мощным клювом огромные раны в области спины. Овцы от этого погибают, и их мясо поедается попугаями. Первые случаи такого хищничества были отмечены в 1868 г. Можно предполагать, что ему предшествовали случаи "чистки" овец попугаями от паразитов. При "чистке" ранки на коже овец кровоточили, и кровь пришлась, вероятно, по вкусу попугаям. Затем хищничество кеа приняло довольно широкие масштабы, причем, видимо, большое значение имело при этом опосредованное обучение.
8. Какие демонстрации используют  самки для умиротворения самцов? В чем заключаются функции  умиротворения полового партнера?
Высокая степень ритуализации полового поведения имеет огромное значение для осуществления самого процесса спаривания, при котором  особи противоположного пола вступают в непосредственный физический контакт. Основная функция процесса ухаживания заключается именно в умиротворении  агрессивного партнёра. В течение  периода ухаживания самки определяют, насколько адекватно при этом поведение самца, что является одним  из важных факторов полового отбора. Они  устраивают поединки, функции которых - выбор защитника семьи для  охраны потомства. Поскольку один самец  может оплодотворить нескольких самок, самка должна привлечь к себе внимание самца и умиротворить его. Если самка не демонстрирует соответствующего поведения, то агрессия самца может  быть направлена и на нее. Таким образом, основная задача самки - преподнести себя так, чтобы не быть атакованной агрессивным самцом. Приспособлений для этого несколько:
1.специфический облик и окраска.У некоторых животных узнавание цвета, отличающего самку от самца, является врожденным; другим же свойственно половое запечатление в раннем постнатальном периоде.
2.умиротворение. Оно может осуществляется несколькими путями. Один из них - демонстрация самкой поз подчинения, в том числе и позы, приглашающей к спариванию. Другой путь - проявление самкой инфантильного поведения, что стимулирует у самца появление по отношению к ней родительского поведения. Так, самки многих птиц, подобно птенцам, выпрашивают корм, а самцы их кормят. Готовый к размножению, но еще не имеющей подруги самец свирепо защищает свои владения от всякой попытки вторжения на его территорию. Все поведение самца в этот период агрессивно по самой своей сути, и часть этой бьющей через край агрессивности неизбежно приходится на долю неожиданно появляющейся самки.
Итак функции умиротворяющего поведения самки:
1.Снижение агрессивности самца.  Поведение самца и самки территориального  вида в момент их первой  встречи внешне выглядит как  территориальный конфликт между  двумя самцами. Такую картину  мы наблюдаем и у насекомых,  и у рыб, и у птиц, и у  млекопитающих, ведущих вне сезонов  размножения одиночный образ  жизни. Итак, первая фаза сексуального  поведения у самца, в сущности, есть не что иное, как агрессивное  поведение . . Самка в это время проявляет максимальную терпимость ко всем злобным выходкам своего кавалера. Однако если самец чересчур агрессивен, а самка недостаточно терпима, то пара распадается, не успев окончательно образоваться. 
2. Весь этот сложный процесс стабилизации отношений двух индивидуумов имеет огромное значение для осуществления самого процесса спаривания, при котором особи противоположного пола вступают в непосредственный физический контакт.
9 Расскажите о способах заботы о потомстве у беспозвоночных
Беспозвоночные. 
Способы заботы о потомстве..
1.Вынашивание яиц и молоди на поверхности тела - обычное явление у множества видов сухопутных бестенетных пауков. Роль опекуна потомства у них неизменно выполняет самка. Так, самки весьма обычных в средней полосе России пауков-волков носят оплодотворенные развивающиеся яйца в сплетенном из паутины коконе, прикрепленном к заднему концу брюшка. Выходящие из яиц новорожденные паучки перекочевывают на головогрудь и брюшко матери, где продолжают оставаться до тех пор, пока не начнут конфликтовать друг с другом. Это происходит в тот момент, когда они уже ощущают в себе достаточно уверенности, чтобы существовать в одиночку. Обеспечивая охрану, самки пауков не снабжают своих детенышей пищей и никак не регулируют их взаимоотношения.     У дальних родственников наземных паукообразных, весьма своеобразных морских пауков, те же самые обязанности выполняют самцы.     Ряд видов хищных многоножек охраняют кладку яиц, свернувшись вокруг нее кольцом, как бы "насиживая"
2. Обеспечение будущих личинок пищей. Множество беспозвоночных, прежде чем отложить яйца, обеспечивает для своих будущих личинок пищевой запас. 
Самке достаточно отложить яйца в таком месте, где ее личинки нашли бы подходящую пищу, например личинки бабочки капустной бе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.