На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие "Толпа"

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН
 
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические  основы.
         1.1 Понятия «толпы»…………………………………………
         1.2 Виды толпы……………………………………………….
Глава 2. Особенности поведения……………………………………
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Толпа , человек в толпе, слабоорганизованная общность, стихия толпы, виды толпы, механизмы поведения людей в толпе ,циркулярная реакция ,регуляция поведения людей в толпе.
К числу больших, но слабо организованных общностей относится. Этот феномен известен давно. Со времен образования первых совместных поселений люди начали жить скучено, на  ограниченном пространстве, в результате чего в тех или иных обстоятельствах ( во время социальных волнений, при стихийных бедствиях, нападении врагов) они часто превращались в толпу - контактную, возбужденную общность индивидов, обладающих огромной, несоизмеримой с индивидуальной, силой, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить человека.
В российской общественно-психологической литературе толпа почти никогда не являлась предметом самостоятельного изучения. Работы отечественных исследователей в дореволюционный период, как правило, были ориентированы на рассмотрение общих признаков толпы как феномена,  анализируемого в рамках осмысления последствий стихийных выступлений -бунтов, сходок погромов. В советские же времена ученые, в традиционном ключе анализируя поведение, настроения больших групп людей и их влияние в общественной жизни, фрагментарно обращали внимание и на толпу, проявляя при этом субъективизм в ее оценке, препятствовавший получению полного представления о ней и ее месте и роли в жизни общества. Сегодняшнее развитие нашего государства с его экстремальными условиями межличностных отношений и стихийными формами реагирования на них требует особого внимания к проблеме толпы и ее изучения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические основы.
      Понятия «толпы»
 
Подлинная стихия толпы - социально-политические кризисы, сотрясающие жизнь людей, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому. Ощущения неблагополучия , тревоги, несправедливости ,угрозы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создавшегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и национальности экстренным образом самостоятельно мобилизоваться, чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рождается толпа-эта кажущаяся случайность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу.
На всем протяжении истории  толпы  боялись или восхищались ее силой, ее противопоставляли личности, организованной группе и в то же время силами пытались быть похожими на нее и позаимствовать некоторые качества, присущие ей. Толпой  пытались управлять не только для того чтобы справиться с ее гневом, но и для того, чтобы направить этот все сметающий гнев а кого-либо ненавистного.
Прежде чем дать характеристику описываемого социального феномена, надо выяснить, что входит в само понятие «толпа». Ее исследователи неизбежно сталкиваются с проблемой определения. Несмотря на многочисленные труды, посвященные этой проблеме, « толпа» на сегодняшний день не имеет единого и однозначного смыслового значения, широко признанного всеми  социальными науками. Существуют разные определения толпы. Общим для всех них является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена.
Даже с лингвистической точки  зрения возникают проблемы перевода этого понятия. Перевод английского слова «crowd» у нас означает толпу, хотя на самом деле это слово выражает скопление большого числа людей  в ограниченном пространстве, поэтому  оно вполне применимо и к организованному митингу, и к аудитории (публике) театра, и к пассажирам вагона метро, и к неорганизованной массе. В западной психологии этот термин интерпретируют также как синоним слов «масса», «массовость» и в таком понимании связывают его с революционными и общественными движениями.
Русскоязычному слову «толпа»  в английском языке наиболее соответствует понятие «mob»,которое означает возбужденное, беспорядочное  скопление людей. Изменчивость толпы отразилась в самом этот термине, берущем свое начало от латинского «mobilie vulgus».
Для социальной философии характерно отождествление этого понятия с  невежественностью. При этом толпа  рассматривается в контексте  массы, массовой культуры, массовых действий. Одной из главных причин катаклизмов  в ХХ в., считали западные философы Ортега-и – Гассет, Канетти. Франкл, является широкий приток масс в политику и культуру. Господство же масс - это господство посредственности, нравственный кризис . Разрушение старых ценностей и дискредитация новых неизбежно ведут к вырождению общества. Толпа, по мнению Франкла, подавляет в себе все достоинства и истинную ценность людей, извлекая из них чисто утилитарную ценность.
В социологии и политологии широко распространен подход к толпе  как случайному множеству. В этом смысле оно определяется как аморфное образование, традиционно противопоставляемое стабильным социальным образованиям - группах, классам, слоям. Такая « социальная масса» не имеет не организации, ни обычаев, ни традиций, ни установленных правил поведения, ни собственного лица. Исследователи делают упор на случайность и разрозненность образования толпы, на ненормальность ее поведения.
Наиболее распространено значение термина «толпа» как психологической массы людей. Оно выступает основой для объяснения самых различных сфер социальных отношений и социального поведения человека, не являющегося непосредственно наблюдаемым. Описание функционирования общества по способу поведения толпы ведет к переносу понятия толпы на общество в целом. В основу таких интерпретаций  положены закономерности «психологии масс» Лебона и Фрейда.у которых поведение людей в толпе рассматривается как форма массового психоза. В этом случае толпа не рассуждает, а повинуется страстям, на смену сознательной деятельности приходит бессознательное поведение людей.
           По мнению Г. Лейбона «С психологической точки зрения толпа-это собрание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания».
          Приведем несколько дефиниций толпы. В.Даль  в своем Толковом словаре дает самое распространенное определение толпы на сегодняшний день: «Толпа - скопище, сборище, сходбище, толкотня, множество сошедшихся вместе людей, а иногда и о скоте, орда, орава, ватага»
Военный психолог прошлого века А.С  Резанов психологической толпой называл собрание неопределенного количества лиц, находящихся под действием одних и тех же возбудителей, вследствие чего таковое собрание характеризуется упадком волевой деятельности индивидов и развитием бессознательного подражания, при повышенном состоянии внушаемости.
Определения толпы, сделанные современными исследователями, пестрят разбросом формулировок. Так, например,  Б.Ф.Поршнев отмечает, что «толпа- это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может быть никаких внутренних связей,  они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к людям ,установлениям, событиям. Толпу подчас делает общностью только то, что она против чего-либо. Это начальная и низшая форма социально-психологической общности». Согласно мнению Б.Ф.Поршнева, толпы без образа врага не бывает. Ей свойственны нигилистические настроения, недоверчивое отношение к окружающему. Толпа редко бывает « за»,чаще всего она «против».
В «Психологическом словаре» толпа  определяется как « бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между  собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания». Ясно, что термин толпа является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе.
С.К. Рощин в свое время писал, что в данный момент все определения  толпы не позволяют выделить те особенности, которые принципиально отличают ее от других человеческих  спонтанных групп. «Митинг и даже театральная  аудитория могут при определенных условиях превратиться в толпу, но ведь тем самым они приобретут совершенно новые качества. Как пример можно  привести хорошо известные случаи, когда, скажем, в театре во время  спектакля возникает пожар и  очень интеллигентная публика, впадая в панику, образом любое организованное и дисциплинированное собрание-митинг, шествие, демонстрация и т.п.- при  определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах  может начать вести себя по иррациональным законам толпы».
С.К.Рощин дал и свое, по его  мнению, более правильное и психологически насыщенное определение толпы как общности, которая представляет собой «изначально неорганизованные (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения».
Наличие толпы ориентирует на присутствие: определенной общности; какой-то связи  между людьми, которая может быть и второстепенной ,и временной, и случайной. Существование такой связи хоть и равносильно отсутствию глубинной, закономерной и устоявшейся зависимости, но все же свидетельствуют о какой-то организации членов толпы. Именно поэтому нельзя назвать истинной толпой скопление людей в общественном транспорте. Тут кроме физической непосредственной близости нет ничего, что могло бы именно объединить людей в общность.
Толпа хоть и времена по составу, но многочисленные источники свидетельствуют  о том, ч то после распада она  может вновь восстановиться –в этом проявляется динамизм ее активности. В.В.Привалова указывает на то, что в ходе исследований все более выясняется, что толпа может существовать достаточно долго как «потенциальная общность», когда она представляет собой как бы конгломерат индивидов  с определенными интересами, но не осуществляющими взаимодействием друг с другом. Подобное состояние исследовательница называет латентным уровнем толпы. «Потенциальная толпа» может существовать значительное время, в которое происходит процесс ее дальнейшего формирования с выработкой ценностей установок, определяющих возможные способы и методы разрешения проблемы.
Таким образом, толпа-это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания. осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной( несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.
Трудность исследования особенностей и характеристик этого феномена связана, прежде всего, с тем, что сама природа толпы и ее свойства почти не поддаются фиксации и описанию, трудноуловимы для изучения.
 
1.2 Виды толпы.
 
Толпа является весьма специфическим явлением. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют несколько видов толпы.
Наиболее простым и распространенным видом является случайная (окказациональная) толпа. Возникает в связи с каким – либо неожиданным событием, например дорожно – транспортным происшествием, пожаром, дракой и т. д.
Другой вид толпы конвенциональная толпа то есть толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правил поведения – конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т. д. В подобных случаях людьми движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.
Третьим видом толпы является экспрессивная толпа , отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т. д.). Обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто ритмически. Экспрессивной толпой является футбольные болельщики, скандирующие лозунги, участники политических митингов и демонстраций, выражающие свою поддержку политике правящего режима или протест.
В некоторых ситуациях экспрессивная толпа может трансформироваться в свою крайнюю форму – экстатическую толпу, это тот твид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.
Все три вида относятся к пассивным. В связи с этим следует отметить, что первые понятия пассивности и активности в характеристику толпы ввел ученый русский ученый Д. Д. Бессонов, предлагавшей в своем диссертационном исследовании «Массовые преступления в общем и военно-уголовном праве» рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную). Действующую толпу, имеющую ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности, большинство исследователей рассматривает как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее под видов.
Наиболее опасной считается  агрессивная толпа, скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустраций, часто направляют свой слепой гнев на совершенно случайные объекты.
 
В толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или «расовому бессознательному».
                                                                                                         Г. Лебон
 
Качества, обнаруживаемые индивидом в толпе, является проявлением  бессознательного, котором содержится все зло человеческое: сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных  людей, и обнажается бессознательный  фундамент, у всех одинаковый…
                                                                                                         З. Фрейд
Другой вид является паническая, т.е. Скопление людей охваченной чувством страха стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности. Паника-это  социально-психолгический феномен проявления группового аффекта страха.
Подвидом действующей толпы  можно выделить стяжательную толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.
Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпу, как непредметный атрибут всех революционных событий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Особенности поведения толпы
 
Рассматривая характер поведения  толпы, необходимо иметь в виду, что  это явление весьма динамично, поскольку  толпа достаточно легко трансформируется из одного вида или подвига в другой ,соответственно меняя сове  поведение. Вариантов видоизменений толпы может быть множество. Так,  случайная или конвенциональная толпа может быстро превратиться в экспрессивную, которая , в свою очередь, может стать агрессивной толпы, например в паническую, дующие превращения агрессивной толпы, например в паническую.
Именно по такой схеме развивались  события на стадионе в Лиме (Перу) 24 мая 1964 г. во время отборочного  матча олимпийских сборных Перу и Аргентины. Среди зрителей (около 100 тысяч человек) было большое число  аргентинских болельщиков, специально приехавших в Лиму «поболеть» за свою команду. По мере обострения борьбы на футбольном поле нарастало и эмоциональное  возбуждение зрителей, поддерживающих противоборствующие команды. Своего апогея выражение эмоций и чувств болельщиков  достигло на последней минуте матча, когда судья не засчитал гол: аргентинцы бурно поддержали решение судьи, а перуанцы не менее эмоционально выразили свой протест. Этот эпизод матча вызвал драку на трибунах среди болельщиков, которые при этом использовали древки национальных флагов и доски от скамеек. Возникшее побоище и вмешательство полиции вызвали панику. В итоге погибли 318 болельщиков, а около тысячи получили ранения.
Цепочка трансформаций, происходящих с толпой, может быть еще длиннее  и разворачиваться в совсем иных условиях и с другими последствиями. В качестве примера можно привести события, имевшие место в 1965 г. в  Лос-Анджелесе.
11 августа в семь часов вечера  в негритянском квартале города  белые полицейские попытались  арестовать молодого негра   Маркита Фрая, управляющего автомашиной в нетрезвом состоянии и не имевшего водительских прав. Сразу же собралась большая толпа «зевак», с интересом наблюдавших за случившимся. Пришла также мать Фрая, жившая поблизости. Приободренная сочувственными возгласами быстро растущей толпы, она бросилась к полицейским, пытаясь предотвратить арест сына. Один из полицейских вытащил пистолет. Он заставил семью Фрая сесть в полицейскую машину, ударив молодого нарушителя дубинкой. По словам очевидца из толпы, «когда это случилось, все люди, стоявшие вокруг, будто сошли с ума». Разъяренная арестом толпа была готова броситься на полицейских.
Полицейские уже собирались уезжать, когда одна женщина, своим внешним  видом похожая на беременную, плюнула  в полицейского, и тот  направился в толпу, чтобы ее арестовать. В толпе сразу начали  возмущенно кричать, что полицейские избивают людей и пытаются  арестовать беременную.
Когда последняя полицейская машина покидала случившегося, некоторое из толпы, распространившиеся и на соседние улицы: толпа разбивала окна и витрины, грабила магазины. На следующий день беспорядки продолжались. В белых автомобилистов бросали кирпичами и бутылками, многих вытаскивали из машин и жестоко избивали. В ход были пущены бутылки с зажигательной смесью, начались пожары, которые пожарным не удалось потушить. Действия бесчинствующих толп охватили 150 кварталов. На третий день беспорядков стало ясно, что полиция не способна   прекратить массовые бесчинства. Пришлось вызвать отряды национальной гвардии, поскольку действия многочисленных погромщиков распространились на всю южную часть Лос-Анджелеса.14 августа был веден комендантский час и прибыли подразделения национальной гвардии. Гвардейцы и полицейские начали стрелять в грабителей, многие из которых вооружены. Бесчинства а Лос-Анджелесе продолжались 6 дней ,за это время 34 человека погибли,1032 были ранены. Было произведено 4 тысячи арестов; имущественный ущерб составил примерно 40 млн. долларов.
В приведенных примерах можно отметить два варианта трансформации массового поведения людей. В первом случае (события на стадионе в Лиме) изменение характера толпы шло по достаточно распространенной и типичной для поведения футбольных болельщиков схеме: конвенциональная – экспрессивная – агрессивная -паническая толпа. Второй вариант развития событий (беспорядки в Лос-Анджелесе) более сложный.
Случайная толпа очень быстро (в течение получаса) превратилась в экспрессивную и несколько позже – агрессивную толпу. Однако в последующем действия бесчинствующих элементов стали сочетать в себе особенности поведения агрессивной, стяжательной и в какой-то степени повстанческой толпы. На последнем этапе событий отмечались и панические действия людей.
Все эти трансформации с толпой, как представляется, происходили стихийно, без какого-либо организационного начала. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос об условиях, порождающих столь массовые и кровавые аномалии поведения  людей.
Специалисты выделяют два типа таких  условий: долговременного и ситуативного характера. К первой группе можно отнести экономические, политические, социальные и другие факторы относительно длительного действия, которые создают высокий уровень социальной напряженности в обществе. Эта напряженность какое-то время может быть в латентном состоянии, однако при появлении соответствующего повода она может неожиданно проявиться в виде социального взрыва, например в форме агрессивной толпы, именно в таком социальном контексте и следует рассматривать все случившиеся в Лос-Анджелесе.
Известный американский  социолог Н.Смелзер, ссылаясь на данные исследователей, пишет: «Большинство жителей Уотса переехали с Юга и в большинстве своем отличались низкой квалификацией. Уровень безработицы среди черных, проживавших в этом районе, втрое превышал ее уровень среди белых : 20 % негритянских семей имели доходы ниже 4000 долларов в год. Отношения между неграми и полицией были напряженными и до начала беспорядков. Негры чувствовали ,что полиция часто злоупотребляет властью и действует несправедливо, а полицейские полагали, что черные непослушны и проявляют враждебность»
Из этих пояснений становится ясным, что трагические события в  Лос-Анджелесе были не случайными, а  явились закономерным следствием  определенного сочетания вполне конкретных обстоятельств. Поэтому  нечто подобное рано или поздно должно было происшествие(а не только арест и избиение  полицейским молодого негра, нарушавшего правила движения).
Повод, собственно говоря, и выступает  в качестве так называемого ситуативного условия, создающего феномен агрессивной  толпы. Однако ,как отмечает С.К. Рощин, «…решающая роль всегда принадлежит условиям долговременного характера и ситуативные поводы приобретают смысл лишь в контексте первых. Поэтому их содержание не имеет самостоятельного значения и может выразиться в чем угодно -от какого-то политического события до простого бытового эпизода или даже слуха»
Дополнительным примером, подтверждающим этот вывод, могут служить и события в Баку и Сумгаите в январе 1990г., когда непосредственным (т.е ситуативным) поводом к началу массовых беспорядков, сопровождаемых многочисленными убийствами местных армян, стала гибель беженца-азербайджанца, пытавшегося силой захватить квартиру армянина, постоянно проживавшего в Баку. Что же касается объективных причин оказались многие тысячи азербайджанцев, бежавших из Армении (крайняя ограниченность или полное средств к существованию, безработица, отсутствие жилья в течение длительного времени и т.д.). При этом власти республики полностью устранились о решения возникших  проблем и практически не предпринимали каких-либо мер для улучшения положения  азербайджанских беженцев. Таким образом, социальный взрыв  в Баку в виде  массовых  беспорядков был предопределен.
Помимо условий долговременного  и ситуативного  характера, рассмотренных нами ранее, имеется еще один немаловажный фактор, от которого  во многом зависит форма выражения социального протеста. Таким фактором является уровень политической культуры общества, включающий опыт решения социальных проблем исторических традиций. Социальная действительность свидетельствует , что при низком уровне политической культуры людей вероятность возникновения массовых беспорядков достаточно высока. И если этот уровень развития политической культуры связать с высокой степенью обостренности социально-экономических проблем в стране или в регионе, то степень вероятности возникновения подобного рода социальных протестов становится еще выше. В общем виде эту закономерность по мнению С.К.Рощина, можно выразить в следующей формуле:
 
Все сказанное ранее, однако, не следует  понимать таким образом, что массовые беспорядки в виде действий агрессивной  толпы возникают исключительно  стихийно, как результат отражения  социально-экономических , социально-политических ,социальных и других условий. История любого общества дает немало примеров того, что феномен толпы может сознательно использоваться различными политическими силами в своих интересах. При этом явно спровоцированные массовые эксцессы позже выдаются за «стихийное» проявление « народного гнева».Подавляющее же большинство рядовых участников  такого рода эксцессов даже не подозревают, что стали статистами заранее спланированного спектакля.
По мнению исследователей массовых эксцессов, ролевую структуру агрессивной  толпы в таких случаях образуют:
    организатор, которые проводят подготовительную работу по созданию массовых эксцессов, включая планирование, выбор времени и места проведения, а также повод;
    зачинщики, развертывающие активную подстрекательную деятельность, направляющие действия участников ,распространяющие провокационные слухи и т.п.;
    активные участники, образующие ударное ядро толпы;
    добросовестно заблуждающиеся, ставшие участниками эксцессов из-за неадекватного восприятия причин сложившейся обстановки, из-за ложно понимаемого принципа справедливости, под действием слухов;
    конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов из-за появления возможности в анонимной обстановке  свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву; среди них немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов4
    эмоционально неустойчивые личности, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий окружающих людей; легко внушаемые, быстро заражаемые общим настроением;
    любопытствующие личности, наблюдающие со стороны за ходом событий и не  вмешивающиеся в них, но своим присутствием усиливающие эмоциональное возбуждения участников эксцесса.
Для организации  или умышленного развертывания массовых эксцессов широко используются слухи, угрозы, шантаж, обман, а также провоцирующие действия в виде блокирования движения общественного транспорта, нападения на работников правоохранительных органов и т.д.
Нет никакого  сомнения в то, что активность разного рода «организаторов», «зачинщиков» и «участников», провоцирующих толпу на агрессивное поведение, не была бы столь эффективной, если бы не действие в толпе определенных психологических механизмов, которые формируют толпу, легко трансформируют ее из одного вида или подвида в другой и обусловливают характер поведения людей в толпе. Эти психологические механизмы определяют специфические социально-психологические особенности феномена толпы.
Важнейшим из таких механизмов является «циркулярная реакция» (эмоциональное  кружение), т.е нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение. Например ,при возникновении паники страх одних участников панических действий передается другим, что можно сравнить с процессом формирования снежного кома, полагая, что в толпе психологическое состояние, настроения и формы поведения людей резонируют, усиливаются путем многократного отражения по образцу цепной реакции и возбуждают толпу.
Циркулярная реакция способна захватывать  в свою орбиту большое количество людей, эмоционально стимулируя на психофизиологическом уровне распространение не только страха( в панической толпе),но и других эмоций: радости, грусти, злобы и т.д.
Ярким примером подобного действия циркулярной реакции является эпизод из романа А.С.Серафимовича «Железный поток», когда в колонне бойцов Красной Армии ,измученных тяжелым многодневным переходом, на  граммофоне начали крутить пластинку, которая дико, как безумная, хохотала на все лады. Пробежал смех по рядам; потом не удержались и сами стали хохотать в тон хохотавшей трубе, и хохот разрастаясь и переходя по рядам, побежал дальше и дальше. Добежал до медленно шагавшей пехоты, и там засмеялись, сами не зная чему,- тут не слышно было граммофона; хохотали, подмываемые хохотом передних. И этот хохот неудержимо покатился  по рядам в тыл. Шли, и хохотала вся пехота, хохотал обоз, хохотали  беженцы, хохотали матери с безумным ужасом в глазах, хохотали люди на полтора десятка верст…»
     Считается, что циркулярная реакция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных различий между людьми, охваченными ею, т.е. поведение и эмоциональное состояние человека определяется не столько его сознательной интерпретацией обстановки, сколько чувственным восприятием состояния окружающих людей. В крайних случаях действие этой реакции может привести к превращению группы в однородную массу, бессознательно одинаковым образом реагирующую на стимулы.
     Исследователи феномена толпы также отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности людей, т.е их способности самостоятельно и рационально оценивать происходящее вокруг. Одновременно увеличивается внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник которых находится вне толпы.
    Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, который обусловливает только иррациональное и общественно опасное поведение людей. Выраженная в достаточно умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллективного восприятия искусства или политической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения общественно значимых задач. Социально  опасным явлением циркулярная реакция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отрицательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.
     Известно, что вероятность возникновения циркулярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может испытывать сходные эмоции и их внимание будет сосредоточено на общих проблемах.
     Помимо циркулярной реакции в толпе действуют и другие социально-психологические механизмы, например подражание и внушение.
 
   
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
    Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.-448с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.