На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Культурная самоидентичность и культурная модернизация

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Культурная самоидентичность и культурная модернизация
 
 


Содержание

 
Введение 3
1. Понятие культурной самоидентичности 4
2. Культурная модернизация 5
Заключение 10
Список литературы 11
 
 


Введение

 
Целостное представление  данного народа или человечества о мире называют культурной картиной мира. Она складывается из научной, философской, художественной, религиозной, мифологической, идеологической, мистической  картин мира, т. е. из представлений  о мире, функционирующих в отдельных  отраслях.
Культурная картина мира может строиться по нескольким координатам: одна из них — отрасли культуры, другая — типы культур и цивилизаций.
Культурогенез, или становление  культуры, — процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях.
Динамика культуры раскрывает характер, обстоятельства, причины  изменений, происходящих в обществе, стадии эволюции культуры и их критерии.
 
 


1. Понятие культурной самоидентичности

 
Культуру каждого народа как единое целое изучает системный  метод. Все элементы культуры при  этом подходе связаны между собой  и создают такие свойства, которые  есть только у системы в целом.
На выявления различных  типов культур направлен типологический метод.
На основе этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные и другие типы культур1.
Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались исторического  метода в анализе развития культур. Сравнивая и сопоставляя феномены и явления отдельных культур, они выявили сущностные характеристики и морфологические особенности  различных культур.
Культурная самоидентичность – это способность людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам  и символам.
Посредством идентичности культура способна к самостоятельному развитию. Процесс культурной идентификации  не отделим от процесса самоидентификации  человека.
Человеку необходимо быть социально востребованным и одобряемым обществом, окружающим его2.
Самоидентификация – это  осознание на рациональном уровне единства данной группы людей по тому или  иному основанию (этническому, религиозному, политическому и т. д.). Выработка  общих культурных черт (нравов, обычаев, языка) предполагает коллективную солидарность людей. Отождествление себя с той  или иной группой помогает человеку в ориентации в социокультурном  пространстве. От личности требуются  социальная дисциплинированность, политическая лояльность и культурная компетентность (владение социокультурными нормами и принятыми в обществе языками коммуникации).
Причастным к какой-либо культуре человека делает набор:
1) усвоенных элементов  сознания, поведения;
2) вкусов и привычек;
3) языков и других  средств коммуникации.
Проблема культурной идентичности личности заключается в следующих  принятых ею параметрах:
1) культурных норм;
2) образцов поведения  и сознания;
3) системы ценностей  и языка.
Культурная самоидентичность проявляется в:
1) осознании своего «я»  с позиций культурных традиций  в данном обществе и в проявлении  лояльности к ним;
2) самоотождествлении себя  с этим культурными образцами3.

2. Культурная модернизация

 
В зависимости от соотношения  в культуре традиций и инноваций  принято выделять два типа культуры: традиционную и модернистскую (современную). Традиционные культуры - исторически  первые, так как новые достижения человечества нуждались, прежде всего, в закреплении и передаче последующим  поколениям. Освоение мира человеком  на начальных этапах истории было чрезвычайно медленным. Для традиционного  общества характерно:
1. Преобладание традиций  над инновациями. Инновации приемлемы  до тех пор, пока не разрушают  традицию как систему власти.
2. Господство мифологических  и религиозных представлений.
3. Коллективистские отношения  между людьми, отсутствие выделенной  персональности. Коллектив ставится  выше личности.
4. Авторитарный характер  власти.
5. Ориентация на мировоззренческие  знания, а не инструментальные  ценности, служащие регулятивами  повседневного поведения людей.
6. Циклический характер  развития общества. Возможные идеи  быстрых преобразований блокируются  религиозным мировоззрением. Поэтому  устремление общества к современности  сопровождается попятными движениями. Именно это чередование движения  вперед и возврата назад создает  циклический характер развития, присущий традиционным обществам.
7. Отсутствие отложенного  спроса, т. е. производство ради  насущных потребностей, а не ради  будущего. Люди живут сегодняшним  днем. Они стремятся удовлетворить  свои потребности, а не накопить  что-то впрок. К тому же даже  их насущные потребности удовлетворяются  недостаточно полно из-за технологической  отсталости4. Например, в традиционной русской культуре была распространена философия "нестяжательства". Положительный герой русской литературы - не деятель, а созерцатель. Он "герой" всех традиционных обществ5.
В отличие от этого модернистские  или современные культуры имеют  следующие особенности:
1. Ориентация на инновацию.
2. Светский характер  социальной жизни.
3. Прогрессивное, поступательное  развитие общества.
4. Выделенная персональность.
5. Ориентация на инструментальные  ценности, на точные науки и  технологии.
6. Демократическая система  власти.
7. Наличие отложенного  спроса, т. е. способность производить  не ради насущных потребностей, а ради будущего.
Изменяются и психологические  особенности человека. Современного человека от традиционного отличают:
- открытость ко всему  новому, готовность к изменениям;
- гибкое мышление, ценностные  вариации;
- ориентация на информацию;
- большое значение времени;
- расчетливость;
- ценность технических  умений;
- образованность и профессионализм;
- личное достоинство.
Современные общества начинают складываться в Западной Европе в  эпоху Возрождения, завершают свое целостное оформление в Новое  время (в XVII - XVIII вв.), а в некоторых  странах, например, в Германии - в XIX веке. Восточные культуры долгое время  оставались локальными, замкнутыми, традиционными. В XIX - XX вв. в них также начались процессы модернизации под влиянием западной культуры. Эти процессы протекают  сложно, противоречиво и неодинаково  в разных регионах мира. Можно выделить три основных варианта, в которых  происходит модернизация в современном  мире.
1. Симбиоз, при котором  поддерживается относительно независимое  сосуществование традиций и современности  в различных сферах общественной  деятельности. Это приводит к  возникновению анклавов современной  жизни, окруженных со все сторон  морем традиционности. Одни элементы  общества развиваются динамично  и вполне сопоставимы с мировым  уровнем, другие отстают в своем  развитии, содержат в себе архаичные  черты. Наряду с современным  университетским образованием и  научными центрами значительная  часть населения страны может  оставаться неграмотной и придерживаться традиционных мифологических и религиозных взглядов. Космическая или информационная технология может соседствовать с примитивными ремеслами. С одной стороны, идет процесс постепенной модернизации уклада жизни городских средних слоев, что означает рост урбанизации, расширение образования, появление новых профессий, активизацию политической жизни, развитие средств массовой информации. Но с другой стороны, значительная часть населения города и деревни погружена в традиционные уклады, постоянно воспроизводимые низкими технологиями и демографическим ростом.
Модернизация симбиозного  типа характерна для колониальных систем, в которых введение новых элементов  осуществлялось иностранными властями, исходя из интересов метрополий. Такая  модернизация затрагивала обычно лишь отрасли, связанные с поставкой  сырья и сельхозпродуктов в центры капитализма. В идеологическом плане  оправданием такой политики служили  европоцентристские установки, в соответствии с которыми прогресс мыслился как  проникновение европейской цивилизации  во все регионы мира, как приобщение покоренных народов к достижениям  западной культуры.
Примером такой симбиозной модернизации является Индия. Два века она являлась английской колонией. Только в 1947 году Индия обрела политическую независимость. В момент провозглашения независимости это была отсталая аграрная страна: в сельских районах  проживало 85% населения страны. Во второй половине XX века в Индии началась модернизация. Она включала индустриализацию, использование научно-технических  достижений, преобразование экономической  структуры. Индия превращается в  преимущественно индустриальную страну, к 2010 году в селах останется не более 40% населения. Индия успешно  развивает новаторские отрасли  экономики: производство компьютеров, атомную энергетику, космонавтику, медицинскую промышленность. Вместе с тем в Индии остаются серьезные  проблемы. 48% жителей этой страны не умеют читать и писать, половина детей в возрасте до 5 лет страдает от недоедания. В Индии очень сильны религиозные традиции (существует 190 религий). Сохраняются некоторые кастовые ограничения, например, в сфере семейно-брачных отношений.
2. Второй вариант модернизации - это конфликт между традиционной  и современной культурами. В этом  случае результатом модернизации  является слабая адоптация к  техническим достижениям Запада. При этом происходит потеря  традиционной культуры без обретения  современной. Такая ситуация характерна  для некоторых стран африканского  региона. Традиционное общество  может просто разрушиться, деградировать,  так и не став современным.  Обостряются этнические, религиозные,  классовые конфликты. Возникает  угроза дезинтеграции общества.
3. Третья тенденция модернизации - это синтез как взаимодействие, органическое соединение традиций  и современности. Синтез имеет  место в том случае, если социокультурная  система осваивает достижения  других культур в тех сферах, которые в ней самой развиты  недостаточно. Но при этом она  сохраняет свою исходную основу, самобытность и определенность, способность к поддержанию целостности  и устойчивости. Этим синтез отличается  от симбиоза, при котором в  значительной мере сохраняется  автономность, независимость, обособленность  собственных и заимствованных  элементов культуры, и это может  порождать недоверие и конфликты  между ними.
 


Заключение

 
Культурная самоидентичность — это прежде всего способность  людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам и символам.
Одновременно идентичность может рассматриваться как принцип, посредством которого культура осуществляет процесс самостоятельного развития.
Процесс идентификации  диалектически связан с понятием индивидуализации или развития внутренних творческих способностей личности.
Под культурной модернизацией  понимается изменение культуры в  плане ее приобщения к господствующим в мире образцам и ценностям. Как  и в социально-политическом плане, термин «культурная модернизация»  обычно используется по отношению к  странам третьего мира, характеризующимся  кардинальными изменениями культурных стереотипов. Важной частью культурной модернизации считают изменения  образовательной системы — переход  ко всеобщему начальному и среднему образованию, развитие высшего образования, ликвидация неграмотности и т. п.
С другой стороны, культурная модернизация — это развитие кинематографии, телевидения и т. п., науки и  техники, новых социальных институтов культуры и т. д. В широком плане  культурная модернизация — достижение соответствия культуры современному уровню жизни. В более узком смысле —  это соответствие современному этапу  развития западной культуры. Причем в  отличие от технико-экономической  культурная модернизация ведет не к  дифференциации и специализации, а  к синкретизму, хотя и в этом случае общий вектор рационализации продолжает действовать.
 


Список литературы

 
    Багдасарьян Н.Г. Культурология, М.: Высшее образование. - 2010 – 495 с.
    Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики. – 2001. – 335 с.
    Каверин Б.И. Культурология. Учебное пособие. – М.: Юриспруденция. – 2001. – 224 с.
    Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. – М.: Экзамен. – 2002. – 284 с.
    Силичев Д.А. Культурология. – М: «Издательство ПРИОР». - 2009. – 352 с.
 
 
1 Багдасарьян Н.Г. Культурология, М.: Высшее образование. – С. 31
2 Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики. – 2001. – С. 17
3 Каверин Б.И. Культурология. Учебное пособие. – М.: Юриспруденция. – 2001. – С. 22
4 Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. – М.: Экзамен. – 2002. – С. 65
5 См. Силичев Д.А. Культурология. – М: «Издательство ПРИОР». - 2009.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.