На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы безналичных расчетов населения РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

РЕФЕРАТ

 
Курсовая работа: 38 с., 2 рис., 32 источника
 
РАСЧЕТЫ, БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ, ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА
 
Объект исследования – безналичные расчеты в Республике Беларусь.
Предмет исследования - безналичные расчеты с физическими лицами в Республике Беларусь.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и анализа действующей организации расчетов дать рекомендации по совершенствованию безналичных расчетов, вскрыть имеющиеся недостатки и достоинства различных форм организации безналичных расчетов.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, экономико-математические методы, графический метод.
Исследования и разработки: дана характеристика денежного оборота Республики Беларусь; определена роль безналичных расчетов в системе денежного оборота Республики Беларусь; исследовано правовое обеспечение, регулирующее вопросы безналичных расчетов в Республике Беларусь; выявлены недостатки и достоинства организации безналичных расчетов и обоснованы рекомендации по их совершенствованию; рассмотрены направления совершенствования обработки информации в условиях компьютерного и программного обеспечения предприятий на современном этапе, что позволяет наиболее точно использовать имеющуюся информацию и осуществлять группировку при проведении исследования.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
 

__________________



ВВЕДЕНИЕ

 
 
Совершенствование экономического механизма предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания юридических и физических лиц. Рост платежного оборота и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек денежного обращения и сокращения трудовых затрат.
Государство заинтересовано в сокращении наличного денежного оборота. В этих целях оно создает и законодательно закрепляет условия для преимущественного хранения средств в безналичной форме на счетах в кредитных организациях и контролирует переход средств из безналичной формы в наличную.
Использование безналичной формы расчетов позволяет стабилизировать в целом финансово-кредитную систему государства за счет ускорения возврата банковских кредитов, улучшения расчетно-платежных отношений между субъектами хозяйствования, ускорения поступлений платежей в бюджет, сокращения затрат на поддержку наличного денежного оборота, сокращения объемов неплатежей, упрощения управления расчетными рисками и т.д. Поэтому особую заинтересованность в развитии безналичных форм денежного обращения государство проявляет в условиях несбалансированной экономики, когда движение больших наличных денежных масс может вызывать кризисные ситуации.
Стабильно функционирующая платежная система, представляющая собой совокупность организационных форм, правил, платежных инструментов, технологических средств и процедур, обеспечивающих обращение денежных средств между субъектами расчетных отношений, является основой для осуществления Национальным банком эффективной денежно-кредитной политики государства. Безналичные расчеты обеспечивают процессы обмена товаров и услуг, распределение и перераспределение созданных стоимостей (доходов) и являются одним из важнейших элементов рыночного хозяйствования. От четкости и надежности функционирования расчетного механизма в решающей степени зависит финансово-экономическое положение, как отдельных субъектов хозяйствования, так и страны в целом. Именно поэтому расчетно-платежные отношения являются важной составной частью денежно-кредитной политики государства.
Актуальность данной темы обусловлена рядом неоспоримых преимуществ безналичных расчетов перед расчетами с использованием наличных денег и необходимостью их повсеместного внедрения в хозяйственной жизни республики.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и анализа действующей организации расчетов дать рекомендации по совершенствованию безналичных расчетов, вскрыть имеющиеся недостатки и достоинства различных форм организации безналичных расчетов.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
- дана характеристика денежного оборота Республики Беларусь;
- определена роль безналичных расчетов в системе денежного оборота Республики Беларусь;
- исследовано правовое обеспечение, регулирующее вопросы безналичных расчетов в Республике Беларусь;
- выявлены недостатки и достоинства организации безналичных расчетов и обоснованы рекомендации по их совершенствованию;
- рассмотрены направления совершенствования обработки информации в условиях компьютерного и программного обеспечения предприятий на современном этапе, что позволяет наиболее точно использовать имеющуюся информацию и осуществлять группировку при проведении исследования.

1 Безналичный денежный оборот, его значение, принципы организации

 
Функционирование платёжной системы  страны направлено на проведение и исполнение платежей безналичного денежного оборота. Основу этого оборота составляют безналичные расчёты.
Под безналичными расчётами понимаются расчёты между юридическими лицами, а также расчёты с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. Вышеперечисленные клиенты банка выступают при переводе средств как стороны в расчётах, а банки, где открыты их счета, являются непосредственными участниками расчётов. По собственным операциям банки могут выступать одновременно как сторона и как участник расчётов.  Безналичные перечисления являются для банка наиболее распространёнными и достаточно трудоёмкими операциями. Вместе с тем их проведение чрезвычайно ответственно для банка, поскольку это операции с привлечёнными средствами, и своевременность, полнота и правильность их проведения влияют на финансовое положение как банка, так и его клиентов.
Проведение безналичных расчётов требует особой организации под которой  подразумеваются принципы, условия, порядок и форма расчётов. В разных странах они имеют свою специфику, что обусловлено сложившимися банковскими традициями в использовании различных элементов платёжной системы, общим уровнем состояния экономики, тенденциями происходящих изменений.
Основополагающим элементом в системе безналичных расчётов является принципы их организации.
Принцип правовой регламентации расчётов отражает наличие правил, обязательных для соблюдения всеми сторонами и участниками. Он обусловлен ролью, которую играет платёжная система в экономике страны. Сложность и важность расчётных взаимоотношений предопределяют необходимость установления их единообразия посредством регулирования. Базой для такого регулирования служит комплекс нормативных документов: законы Республики Беларусь, указы Президента и нормативные акты Национального банка страны. Последние включают положения и правила, определяющие права, обязанности, ответственность банков, а также инструкции, регламентирующие проведение отдельных форм безналичных расчётов (например, Инструкция о банковском переводе, утверждённая постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г.). Национальная нормативная база для проведения безналичных расчётов в республике унифицируется с учётом международной практики и требований развития платёжной системы страны.
Принцип контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчётов и их материальной ответственности направлен на соблюдение нормативных требований и положений, а также порядка их проведения. Существуют особенности в проведении  контроля со стороны банков как участников расчётов и со стороны его клиентов. Последние выступают и в качестве плательщика и в качестве получателя, при этом их  интересы и требования к организации расчётов могут существенно различаться. Банки, выступая как посредники между плательщиками и получателями средств, продавцами и покупателями имеют более независимое положение, что важно для оценки правильности проведения расчётов: они учитывают только общие требования для всех инструкций и положений и не участвуют в рассмотрении претензий плательщиков или получателей по исполнению взаимных договорных обязательств. Принцип контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчётов позволяет совершать операции в соответствии с действующими правилами и положениями. Взаимный контроль при проведении расчётов предполагает, что как клиент, так и банк при нарушении правил расчётов и договоров несут материальную ответственность. Так, при задержке исполнения расчётных документов банк выплачивает в пользу клиента пеню за каждый день просрочки платежа; при неправильном списании или перечислении средств со счёта клиента – штраф, предусмотренный в договоре. Для клиентов материальная ответственность перед банком заключается например, необходимостью уплаты пени за несвоевременное сообщение об ошибочно зачисленных суммах.
Принцип согласия плательщика на платёж отражает его права собственника распоряжаться средствами на счёте. Списание средств со счёта клиента банка без его распоряжения допускается лишь  в определённых случаях, которые оговорены в законодательных актах или договорах. Полноправный хозяин счёта – его владелец. Банк не в праве определять направление и использование денежных средств или устанавливать иные ограничения, не предусмотренные законодательством.
В организации безналичных расчётов в соответствии с изложенными выше принципами заинтересованы все участвующие стороны, однако, их реализация возможна лишь при наличии и соблюдении ряда условий.
Основными условиями организации безналичных расчётов являются: наличие банковского счёта у участников безналичных расчётов; договорная основа порядка ведения счетов и осуществления расчётов; самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счёта; свободный выбор участниками форм безналичных расчётов.
Наличие банковского счёта – не только обязательно условие для всех участников расчётов, но и единственная возможность для функционирования всего безналичного денежного оборота, поскольку безналичные расчёты совершаются только путём записи по счетам. Счета, по которым могут совершаться безналичные перечисления, разнообразны: счета текущие, ссудные, контокоррентные, депозитные, по доверительному управлению имущества, благотворительные, временные, корреспондентские и др. Порядок открытия счетов регламентируется Национальным банком Республики Беларусь. Основной среди перечисленных счетов  - текущий (расчётный), который имеется у каждого юридического лица. Документами, обязательными для его открытия являются: заявление на открытие счёта по определённой форме, копия документа о государственной регистрации, копии учредительных документов, извещение о присвоении учётного номера налогоплательщика, карточка с образцами подписи и оттиском печати и др.
Договорная основа ведения счетов как условие организации безналичных расчётов обязательна для всех банковских счетов. Предполагается наличие заключённых договоров для ведения как самого банковского счёта (договор текущего (расчётного) банковского счёта, договор депозитного счёта, договор корреспондентского счёта и т.п.), так и на осуществление операций по нему в соответствии с договорами, отражающими конкретную сделку (договор поставки, кредитный договор и т.п.). При этом для банка обязательства, вытекающие из платёжных  инструкций сопровождающих безналичные расчёты в соответствии с договором по конкретной сделке, являются самостоятельными по отношению к обязательствам, вытекающим из основного договора на ведение счёта. При отсутствии договора между банком и клиентом на ведение счёта банк в праве отказаться от проведения расчётной операции.
Самостоятельность клиента  в выборе банка для открытия счёта отвечает его интересам собственника в поиске оптимального варианта для проведения расчётов, обеспечивающего надёжность в размещении средств. [10, с. 137-143]
Свободный выбор участниками форм безналичных расчётов необходим, но возможен с согласия всех сторон. Реализация данного условия происходит при заключении соответствующих договоров, где оговаривается использование конкретной формы расчётов.
Организация безналичных расчётов предполагает определённый порядок их проведения, который не зависит от конкретной формы и является единым для всех участников, представляет собой наиболее общие правила проведения безналичных расчётов.
Безналичные расчёты как операции по движению денежных средств с одного банковского счёта на другой предполагают использование документов, которые и вызывают это движение. Безналичное движение средств в обязательном порядке опосредствуется расчётными документами, которые рассматриваются как платёжные инструменты и включаются в платёжную систему страны. Как правило, они имеют законодательно установленную форму и соответствуют стандартам. Кроме того, банком регламентируются их количество, обязательные реквизиты, возможность использования в письменной или электронной форме. Расчётный документ, который определяет дальнейшие действия банка, рассматривается как платёжная инструкция клиента (платёжные поручения, платёжные требования, заявления и др.), которое может иметь приложения (реестры, транспортные документы и пр.). [12, с. 342].
Таким образом, расчётный документ может выступать в качестве платёжного инструмента, быть платёжной инструкцией клиента. Движение расчётных документов, посредством которых в определённой последовательности совершаются операции по банковских счетам называется документооборотом. Он определяется платёжной инструкцией клиента.
Для всех безналичных расчётов осуществление платежей происходит в пределах остатка средств на счёте (в том числе и с учётом поступлений за день) в календарной очерёдности, что предполагает общее правило для плательщика контролировать состояние своего счёта. При невозможности полного выполнения обязательств в нормативном порядке для плательщика устанавливается очерёдность платежей, которая регламентирует последовательность операций банка при недостатке средств на счёте клиента для проведения всех расчётов. Указание очерёдности платежа – обязательный реквизит расчётного документа. В самом общем виде очерёдность платежей предполагает: осуществление операций вне очереди по распоряжению владельца в пределах ежедневного или накопленного остатка в счёт неотложных нужд, которые по заявлению собственника бронируются на счёте; при наличии задолженности по заработной плате получение вне очереди средств на её выплату в размере бюджета прожиточного минимума; платежи в первоочередном порядке в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по исполнительным документам о взыскании заработной платы и приравненной к ней платежам, а также за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного резерва; во вторую очередь осуществление платежей за газ, электрическую и тепловую энергию, коммунальные услуги, погашение задолженности по банковским кредитам и процентов по ним; в третью очередь проведение платежей за сельскохозяйственную продукцию, продукцию её переработки и продовольственные товары; в четвёртую очередь осуществлении всех остальных платежей, в том числе за товарно-материальные ценности, услуги т.п., при чём их приоритетность при оплате устанавливается владельцем счёта.
Всё вышесказанное позволяет определить следующие основные правила проведение безналичных расчётов: движение средств по банковским счетам опосредствуется движением расчётных документов, которые рассматриваются как платёжные инструкции клиента; движение документов происходит в определённой последовательности, которая называется документооборотом, она зависит от содержания платёжных инструкций; форма расчётного документа, его реквизиты, количество регламентируются банком и предполагают соблюдение стандартов заполнения; списание средств со счёта плательщика происходит в пределах остатка счёта в календарной очерёдности; при недостаточности средств на счёте плательщика для выполнения обязательств соблюдается очерёдность платежей; списание средств со счёта плательщика происходит с учётом срока платежа; со стороны плательщика осуществляется контроль за наличием на счёте средств, необходимых для выполнения обязательств, возможна помощь банка в поддержании его ликвидности.
 

2 Формы безналичных расчетов населения

 
Безналичные расчеты приобретают особую актуальность в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку позволяют заметно увеличить эффективность банковской деятельности и снизить до минимума затраты на банковские операции. Дело в том, что безналичные расчеты выполняются банками посредством перечислений по счетам, используемых для замещения наличных денег. Фактически, безналичные расчеты включают в себя всю совокупность форм и способов расчетов и требования, предъявляемые к таким расчетам зависят от уровня развития и методов управления народным хозяйством.
При наличии общих правил проведения расчётов безналичные расчёты обладают большим многообразием. Для исследования их особенностей можно использовать различные критерии, среди которых традиционными являются: состав участников, размер платежа, платёжный инструмент, форма расчётов.
Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к рынку предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания частных лиц. Рост платежного оборота, и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек обращения и сокращения трудовых затрат.
Данная проблема не может быть решена при массовом использовании существующих форм денег, т.к. в силу своей физической природы они имеют предел подвижности, обусловливают высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивают непрерывность цепи расчета и затрудняют контроль за своим движением. Основной путь ее решения - это использование так называемой "безбумажной" технологии на основе передового опыта индустриально развитых стран с рыночной экономикой в сфере широкого применения на практике заменителей наличных денег и создания специализированных технических устройств для их автоматической обработки.
В нашей стране была разработана концепция создания комплексной автоматизированной системы безналичных расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги в концепции комплексно рассмотрена проблема банковского обслуживания населения. Системный замысел соответствует научно-техническому уровню современного, банковского производства и приемлем при незначительной модификации для любой банковской системы, как существующей, так и перспективной. Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банковских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка.
Процесс автоматизации разворачивается в кредитно-финансовой сфере на нескольких уровнях. С одной стороны, кредитными институтами вводятся сложенные внутрибанковские и межбанковские системы, а также электронные технические средства, обслуживающие область оптового банковского бизнеса. С другой стороны, внедряются системы розничного автоматизированного обслуживания клиентов – как юридических, так и физических лиц.
Механизм функционирования системы электронных денежных расчетов индивидуальных клиентов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов, населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания частных лиц на дому и на рабочем месте, как способ доведения розничных услуг до потребителя и некоторые другие.
Следующая форма безналичного денежного оборота – пластиковая карточка, платёжный инструмент, посредством которого её держатели могут осуществлять безналичные расчёты и получать наличные денежные средства. Расчёты пластиковыми карточками предполагают наличие определённой системы, в состав которой входят банки и иные участники, которые совместно осуществляют выпуск в обращение и операции с использованием пластиковых карточек. В составе системы выделяют её владельца, банк-эмитент, банк-эквайер. Владельцем системы является лицо, которое определяет правила и стандарты проведения участником различных операций с использованием пластиковых карточек и обладает определёнными обязательствами.
Среди банков, входящих в систему, особое место занимают банки-эмитенты, которые осуществляют эмиссию карточек, а также расчётное кассовое обслуживание держателей данных карточек. Банк-эквайер – это банк, проводящий операции по обслуживанию карточек, что определяется как эквайринг. Эти операции разнообразны и отражают деятельность банка: по сбору и обработке информации, поступающей от предприятий торговли и сервиса, банкоматов, пунктов выдачи наличных денежных средств; передаче обработанной информации; расчётному обслуживанию предприятий торговли и сервиса; кассовому обслуживанию держателей карточек, в отношении которых банк не является банком-эмитентом.
Приведённый перечень показывает, что использование карточек не ограничивается безналичными расчётами, предполагает получение наличных денежных средств и участие в иных операциях, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Банк-эмитент является и банком-эквайером, но банк-эквайер не обязательно есть банк-эмитент, хотя все они рассматриваются как уполномоченные банки, то есть действующие на основании соответствующей лицензии Национального банка Республики Беларусь.
Безналичные расчёты с использованием пластиковых карточек совершаются согласно договору, заключаемому банком с владельцем системы расчётов по установленным им стандартам и правилам. Перечень систем, действующих на территории Республики Беларусь и с владельцами которых банки вправе заключать договоры, публикуется Национальным банком страны. системы (например, ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белпромстройбанк» и др.) и международные системы (VISA В их состав входят внутренняя система «БелКарт», внутренние частные, Eurocard/Mastercard  и др.). Под частной системой понимают систему, в которой участником является только один банк-эмитент. Внутренняя система предполагает, что участник и владелец являются резидентами, международная система требует наличия нерезидента как среди участников, так и (или) в качестве её владельца.
Для отражения операций с использованием карточек применяется карт-счёт, который открывается банком-эмитентом клиенту на основании заключённого между ними договора карт-счёта. В зависимости от того, кто является владельцем счёта, карточки бывают личными и корпоративными. Личная карточка выдаётся на основании договора, заключённого с клиентом физическим лицом или по доверенности физического лица.
Корпоративная карточка выдаётся на основании договора, заключённого с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при этом держателем карточки выступает физическое лицо, которое осуществляет операции с использованием карточки, что предполагает наличие  трудового договора между держателем и клиентом и, как правило, доверенности клиента.
Система, построенная на предоплаченных карточках с полным учётом операций, аналогична системам с дебетовыми и кредитными карточками и предполагает ведение эмитентами полного учёта движения средств с открытием счёта каждому клиенту. Карточка электронных денег рассматривается как заменитель наличных денежных средств и имеет хождение на уровне банкнот и монет, что позволят её владельцу передавать хранящиеся на ней электронные деньги другому лицу без использования его банковского счёта.
Учёт владельцев карточек электронных денег, а также операций с ними в банке-эмитенте не ведётся, эмитент несёт только обязательства по погашению электронных денег, хранящихся на карточке, перед её предъявителем.
Расчёты по операциям с использованием пластиковых карточек осуществляются в форме дебетового банковского перевода с применением карт-чеков, которые представляют собой документ первичного учёта, сформированный устройством регистрации операций с участием пластиковой карточки.
Электронные деньги — это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трем критериям:
­ фиксируются и хранятся на электронном носителе.
­ выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объёме не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость.
­ принимаются, как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.
Термин «электронные деньги» является относительно новым и часто применяется к широкому спектру платежных инструментов, которые основаны на инновационных технических решениях. Следствием этого, является отсутствие единого, признанного в мире определения электронных денег, которое бы однозначно определяло их экономическую и правовую сущность.
Электронным деньгам свойственно внутреннее противоречие — с одной стороны они являются средством платежа, с другой — обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных неэлектронных деньгах. Такой парадокс можно пояснить с помощью исторической аналогии: в свое время банкноты тоже рассматривались, как обязательство, которое подлежит оплате монетами или драгоценными металлами. Очевидно, что с течением времени, электронные деньги будут являться одной из разновидностей формы денег (монеты, банкноты, безналичные деньги и электронные деньги). Так же очевидно, что в будущем центробанки будут производить эмиссию электронных денег, так же как сейчас чеканят монету и печатают банкноты.
Распространённым заблуждением является отождествление электронных денег с безналичными деньгами.
Электронные деньги, являясь неперсонифицированным платежным продуктом, могут иметь отдельное обращение, отличное от банковского обращения денег, однако могут и обращаться в т.ч и в государственных или банковских платежных системах.
В соответствии с Правилами осуществления операций с электронными деньгами, утвержденными Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 г. N 201, под электронными деньгами понимаются хранящиеся в электронном виде на программно-техническом устройстве единицы стоимости, принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов и выражающие сумму обязательств эмитента перед держателем по погашению электронных денег. Таким образом, по своей сути титульная стоимость электронных денег должна выражать номинальную стоимость денежных средств, внесенных держателем эмитенту этих электронных денег. Однако для того чтобы электронная стоимость стала электронными деньгами, она должна обладать одним важным свойством обычных денег - возможностью служить средством платежа, т.е. стоимость, записанная на электронном устройстве, должна приниматься по номиналу наряду c традиционными деньгами в предприятиях торговли и сервиса, не принадлежащих эмитенту.
Другой важной характеристикой электронных денег, отличающих их от других предоплаченных продуктов, является то, что электронная стоимость является не персонифицированной, т.е. обмен электронных денег на наличные денежные средства и осуществление операций с ними не требует подтверждения личности их держателя. Таким образом, электронные деньги, по аналогии с обычными деньгами, являются инструментом на предъявителя.
Принимая во внимание специфику института электронных денег, Национальный банк Республики Беларусь определил, что эмиссию электронных денег на территории Республики Беларусь могут осуществлять только банки. Кроме того, распространение электронных денег может осуществлять юридическое лицо - агент по договору с банком-эмитентом.
Эмитируемые банками электронные деньги могут быть номинированы в белорусских рублях или в иностранной валюте.
 

3 Развитие новых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями рынка в Беларуси

 
 
Задача развития безналичных расчетов населения чрезвычайно актуальна и сулит немалые выгоды как в целом для государства, так и для населения, а также для банковской системы и торговых (бытовых) организаций. Т.к. тем самым сократит потребность в наличных деньгах и уменьшит издержки обращения, а также позволит ускорить оборот денежных средств в хозяйстве, расширить рынок платных услуг и будет способствовать росту сбалансированности денежных доходов и расходов населения.
Для населения развитие безналичных расчетов привлекательно с точки зрения удобства осуществления расчетов за приобретаемые товары длительного пользования, повышения безопасности при расходовании денежных средств. Для банковской системы расширение безналичных расчетов создает возможность привлечения дополнительных кредитных ресурсов и увеличения доходов за счет развития новых видов платных услуг.
Перспективным направлением развития и совершенствования безналичных расчетов населения через банки является внедрение новой техники и технологии в банковскую практику.
Сегодня осуществлять банковские операции в таких гигантских объемах, в нужном темпе с высокой точностью немыслимо без современных информационных технологий, базирующихся на хорошо отлаженных локальных, региональных и глобальных компьютерных системах.
Развитие системы безналичных расчетов в Республике Беларусь находит государственную поддержку. Ведь именно государство должно быть заинтересовано в широком привлечении средств населения в банки, сокращении наличной денежной массы и затрат на ее поддержание, сокращении масштабов теневого экономического оборота и контроле за операциями на потребительском рынке.
Поэтому органы власти заинтересованы в развитии платежной системы нашей страны. Действующая в республике платежная система нуждается в некоторых усовершенствованиях в плане повышения эффективности управления платежными потоками со стороны банков и создания оператором системы - Национальным банком - условий, способствующих снижению объемов денежных средств (или ликвидности), которые необходимы банкам для безостановочного прохождения платежей [8, с. 7].
С целью повысить эффективность, надежность и безопасность функционирования национальной платежной системы, своевременного и качественного осуществления расчетов продолжается работа по совершенствованию нормативно - правовой базы платежной системы, расширению набора инструментов монетарного регулирования.
Национальным банком утверждена Концепция развития национальной платежной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций целью которой является определение среднесрочной стратегии развития системы и реализация задач дальнейшего повышения ее эффективности, надежности и безопасности на основе совершенствования организационной структуры, внедрения новейших информационных технологий и банковских услуг.
Развитие национальной платежной системы предполагает совершенствование как автоматизированной системы межбанковских платежей, развитие новых форм проведения расчетов, так и модернизацию систем, непосредственно или косвенно влияющих на качество и скорость осуществления платежей. Одной из таких систем является автоматизированная банковская система «Учетно-операционные работы Национального банка», успешно внедренная в системе Национального банка с 1999 по 2005 год [15].
В настоящее время автоматизированная система межбанковких расчетов в республике оценена Международным валютным фондом на «отлично» (по системе оценки, применяемой для стран с переходной экономикой), и необходимо удержать эту позицию для обеспечения преимуществ, которые получает экономика страны в целом и ее финансовая сфера, в частности, в результате четкой и эффективной работы платежной системы [17, с.23].
В дальнейшем для развития автоматизированной системы межбанковских расчетов также предусматривается:
- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы платежной системы, методологии безналичных расчетов в национальной и иностранной валютах на территории Беларуси и международных расчетов;
- расширение возможностей применения электронн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.