На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая сущность и класификация работников предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1.1 Сущность инноваций и инновационной деятельности 

    Для описания инновационных процессов  используется ряд терминов, близких по значению, но отличающихся по области  применения.
    Новшество—продукт интеллектуального труда, который в данном качестве ещё не встречался.
    Нововведение—носитель новшества, средство донесения до практики.
    Инновация—новшество,  распространяемое в отраслях национальной экономики.
    Под инновациями предприятия понимаются  новшества, впервые внедряемые в  производство. Например, новая продукция, технологии и т.д. В основе возникновения инноваций лежит научно-технический прогресс, который возглавляет количественные изменения в базисном производстве.
    Инновации выступают средством решения  производственно-хозяйственных задач предприятия. Инновации обуславливают значимые процессы перехода хозяйственной системы  из одного состояния в другое, в течение которых осуществляется инициируемые предприятием и контролируемые изменения.
    Инвестируя  средства в инновации, предприятие не сразу получает ожидаемый экономический результат. Это обуславливается последовательным характером развития инновационного процесса, в котором выделяются следующие этапы:
    Зарождение инновации
    Скачкообразный рост
    Достижение предела в достижении результата
    Когда наблюдается рост затрат и падение результата.
    Зная  особенности развития инноваций, предприятие может ими  успешно управлять. Срок окупаемости инновации определяется по формуле:
                                                                                                          (1)
    Где -среднегодовая величина прибыли,полученная от инновации ,ден. ед. ; .;-затраты, связаннее с осуществлениями инновации, ден. ед.
    Для того чтобы осуществить инновационную  деятельность, необходимо затратить средства и организовать процесс внедрения производства. Рентабельность затрат, осущесвляемых на инновацию рассчитывается по формуле:
                                          100%                                                     (2)
    Где -прирост прибыли, полученной от инноваций, ден. ед.;-затраты, связаннее с осуществлениями инновации, ден. ед.
    Под инновационной деятельностью предприятия  подразумевают комплекс разрабатываемых  и реализуемых мероприятий, которые  направлены на внедрение новшеств в производство с целью достижения, поддержания и повышения конкурентоспособности продукции. Объектом инновационной деятельности выступает инновационный продукт, а предметом— инновационные процессы.
    Цели  инновационной деятельности, способы, формы и сроки осуществления  определяются инновационным потенциалом,  как отдельных предприятий, так и отраслей экономики страны.
    Инновационная деятельность предприятия организуется в рамках разрабатываемой инновационной  политики, которая призвана регулировать  инновационные процессы.
    Результатом инновационной деятельности в рамках национального хозяйства чаще всего  связывают с той или иной формой инновационного продукта— инновацией. Инновационный продукт реализуется посредством рынка инноваций, который, в свою очередь, не существует в отрыве от рынков материальных ресурсов, труда, капитала и т.д. Инновационный продукт возникает в результате инвестиций в развитие интеллектуального ресурса (человека). Труд по созданию инноваций имеет множество направлений—от исследовательских работ до непосредственного производства.   

1.2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 

    Результатом интеллектуальной деятельности работников предприятия является интеллектуальный продукт (ИП), который после оформления
права на интеллектуальную собственность  предприятия представляет собой  его интеллектуальный ресурс (ИР). Он может быть представлен результатами интеллектуальной деятельности (например, изобретение) и в форме      средств индивидуального гражданского оборота товаров, работ и услуг (например, товарные знаки). Интеллектуальная собственность—это совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.
    Авторское право и смежные права регулируются законами Республики  Беларусь   «Об авторском праве и смежных  правах» от 19 августа 1998 г; «О патентах на    изобретения, полезные модели, промышленные образцы» от 16 декабря 2002г.; «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 7 декабря 1998 г.; «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 27 октября 2000 г.и др.
    Интеллектуальная  собственность,  которая обеспечивает возможность предприятию получать доход, образует нематериальные активы (НА) предприятия, под которыми подразумеваются права пользования на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), имеющие стоимость и обеспечивающие его владельцам определённый доход или другую пользу.
    К нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности, относятся права, вытекающие:
    из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений; 
    свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания, топологии интегральных микросхем, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров,
    прав на ноу-хау, программы для ЭВМ и базы данных;
    лицензионных договоров на использование указанных объектов  интеллектуальной  собственности и из договоров на уступку прав;
    договоров на произведения науки и объекты смежных прав.
    Использование объектов интеллектуальной собственности  означает начало процесса коммерциализации инновационной сферы и формирования рынка научно-технической продукции (нововведений). Это создаёт возможность экономически эффективного использования как имеющихся, так и вновь создаваемых нематериальных активов, изменения структуры уставных фондов, повышения  наукоемкости выпускаемой продукции.
    Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) как нематериальные  активы предприятия могут быть получены путём:
    создания в результате выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
    приобретения у правообладателей или авторов ОИС;
    безвозмездной передачи ОИС правообладателями или авторами;
    внесения ОИС в уставный фонд вновь создаваемых субъектов хозяйствования, а также при слиянии и поглощении предприятий.
    Совокупность  созданных и приобретённых предприятием ОИС, его деловой репутации, знаний и опыта его работников, которые обеспечивают получение дохода и конкурентоспособность товара (работ, услуг), представляют интеллектуальный капитал предприятия. Понятие «интеллектуальный капитал предприятия» шире понятия « нематериальные активы», так как первые кроме нематериальных активов включают знания и опыт работников предприятия.
    Практическое  использование интеллектуального капитала даёт возможность предприятию:
    изменить структуру своего производственного капитала за счёт увеличения наукоёмкости
    экономически рационально и эффективно использовать в производстве инновационный ресурс общества.
    В деятельности хозяйствующих субъектов сложились две основные формы использования объектов нематериальных активов:
    продажа юридическими лицами ( полностью или частично ) своих прав на объекты нематериальных активов;
    применение объектов нематериальных активов в производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
    Основным  интеллектуальным ресурсом предприятия  является интеллектуальный капитал  в форме объектов промышленной собственности  ---- той части интеллектуальной собственности, которая представляет не только информационный компонент производимой продукции   (работ, услуг), но и исключительное право юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.
    Рассмотрим  объекты промышленной собственности.
    Изобретение ---- качественно новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое даёт положительный эффект.
    Ноу-хау --- конфиденциальные знания технического, организационно- административного, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными, имеют ценность и возможность практического применения, защищены на национальном и международном уровнях.
    Рационализаторское предложение ---- новое и полезное техническое решение, которое предусматривает изменение конструкции изделий, технологии производства или изменение состава материала.
    Полезная модель ----инновации в области средств производства.
    Промышленный образец ---- художественное или художественно- конструкторское решение, которое определяет внешний вид продукции и услуги.
    Товарный знак   (или знак обслуживания) ---- обозначение, способствующее отличить однородные товары (услуги) одних юридических лиц от других.
    Фирменное наименование ---- название, под которым предприниматель как юридическое лицо выступает в гражданском обороте.
    Наименование места происхождения товара ---- название страны, региона, населённого пункта, где этот товар (услуга) произведён.
    Особое  место в правовых отношениях интеллектуальной собственности занимает патент. С  помощью патента осуществляется охрана объектов промышленной собственности. Патент ----- документ, выдаваемый компетентными органами от имени государства и удостоверяющий авторство и исключительное право на его использование. Исключительное право заключается в том, что оно действует против любого лица , желающего воспользоваться объектом интеллектуальной собственности, принадлежащим другому лицу, без его разрешения.
    Патент  выдаётся Государственным патентным  комитетом Республики Беларусь, который  Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 г. преобразован в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности», вошедшее в структуру Государственного  Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь.     

    1.3 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 

    ОЦЕНКА  СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ОИС) процесс определения результатов интеллектуальной деятельности предприятия и приобретённых интеллектуальных продуктов.
    Оценка  стоимости ОИС  необходима:
    Определение налогооблагаемой базы ОИС предприятия
    Приватизация собственности предприятия, имеющего интеллектуальную продукцию
    Удовлетворении предприятием исков кредиторов
    Выходе интеллектуальных продуктов предприятия на рынок и т.д.
    Важным  фактором качества оценки ОИС выступает информационное обеспечение. Если исходная информация является недостоверной, то методы оценки ОИС приведут к неверным результатам. При оценке стоимости ОИС принимают во внимание: патенты и свидетельства, документально оформленные ноу-хау, заявки на ОИС и т.д.
    К видам стоимости объектов интеллектуальной собственности относятся:
    Первоначальная стоимость (балансовая)— стоимость объекта оценки, равная фактическим затратам на его приобретение или создание. Эта стоимость определяется на дату приобретения (создания)
    Инвестиционная стоимость ОИС—стоимость инвестиционных ресурсов для конкретного инвестора при определённых целях инвестирования, когда, например, направляется на подготовку специалистов и т.д.
    Потребительская стоимость ОИС—стоимость, которую конкретный ОИС имеет для конкретного пользователя с точки зрения его способности удовлетворять какие-то насущные потребности
    Рыночная стоимость ОИС—расчётная величина денежной суммы, по которой наиболее вероятно продавец объекта согласен был бы его продать, а покупатель—   согласен был бы его приобрести.
    Общими  подходами к оценке ОИС, выступающих в форме интеллектуальных ресурсов предприятия со сроком использования более года, являются затратный, рыночный и доходный.
    1.Затратный подход базируется на оценке стоимости ОИС по затратам, необходимым для его воспроизводства или замены, за вычетом обоснованной поправки на износ.
    Затратный подход  основывается на изучении возможностей инвестора в приобретении ОИС  и состоит в том, что покупатель не заплатит за объект сумму больше той, в которую обойдётся приобретение аналогичного по назначению и качеству объекта.
    Затратный подход чаще всего применяется для  оценки нематериальных активов, не участвующих в формировании будущих доходов и не приносящих прибыль в настоящее время. При использовании затратного метода стоимость объекта интеллектуальной собственности определяется по формуле:
                                                                              (3)
    Где  -приведённые затраты на создание ОИС (фактические);-затраты на правовую затрату ОИС (свидетельства, патенты оплата пошлин и т.д.);-затраты на маркетинговые исследования;-затраты на доведение ОИС до готовности промышленного использования и коммерческой реализации.
    Рыночный (сравнительный )  подход основан на возможности выбора на рынке объектов интеллектуальной собственности из числа других, подобных и выполняющих эти же функции. При этом  из нескольких ОИС примерно одинакового назначения  покупатели должны иметь возможность выбора  того, что их устраивает.
    Рыночный  подход реализуется методами:
    Сравнительного анализа продаж
    Освобождения от роялти/ренты
    Метод  сравнительного анализа продаж основан  на принципе эффективного функционирующего рынка, на котором активно продаются и покупаются аналогичного типа ОИС.
    Метод освобождения от роялти/ренты основан  на предположении, что ОИС, используемый правообладателем, ему не принадлежит. При этом считается, что часть  выручки, которую он должен был бы выплачивать в виде вознаграждения владельцу ОИС, в действительности остаётся у него и является его дополнительной прибылью, созданной данным ОИС.
    Стоимость объекта интеллектуальной собственности  при рыночном подходе определяется по формуле:
                        (4)
    где -коэффициент технико-экономической значимости ОИС, численные значения которого в пределах от 1,0 до 1,3; коэффициент, учитывающий степень морального старения ОИС; Т-срок полезного использования ОИС; среднестатистическая ставка роялти;-годовой объём использования (продаж ОИС) в приведённом стоимостном выражении;R-коэффициент риска(рекомендуемые значения 0,7-1,0)
    Коэффициент определяется по формулам:
    для изобретения, полезной модели и промышленного образца
                                                                                            (5)
    для ноу-хау, НИР, ТД
                                                                                                 (6)
    для товарного знака 
                                                                                         (7)
    где номинальный срок действия охранного документа;-фактический срок действия охранного документа. 

    Табл. 1
    Стандартные ставки роялти по отраслям промышленности
    Отрасль промышленности     Ставка  роялти, %
    Электронная промышленность     4-10
    Электротехническая  промышленность     1-5
    Химическая  промышленность     1,5
    Фармацевтическая  промышленность     2-5
    Станкостроительная  промышленность     4,5-7,5
    Автомобильная промышленность     1-3
    Авиационная промышленность     6-10
    Металлургическая  промышленность     5-8
    Текстильная промышленность     3-6
    Производство  потребительских товаров длительного  пользования     5
    Производство  потребительских товаров массового  спроса с малым сроком использования     0,2-1,5
 
    Наиболее  широко употребляемым в оценке нематериальных активов является доходный подход, базирующийся на расчёте ожидаемых будущих доходов от объекта ОИС. Он основан на установлении причинной связи между функциональными свойствами ОИС и будущими доходами, т.е. на принципе ожидания.
    Стоимость объекта интеллектуальной собственности  по доходу () определяется по формулам:
    для изобретения, полезной модели, промышленного образца, ноу-хау:
                                                              (8)
    где  -расчётная стоимость; -общая величина дохода после и до использования ОИС.
    для товарного знака, знака обслуживания:
                                                                                    (9)
    Где -доход от использования товарного знака; -будущая прибыль от реализации продукции.
                                                                                      (10)
    где планируемый объём выпуска продукции; вероятная цена единицы продукции; Н-норма приведённой прибыли (0,1-0,2); -коэффициент, учитывающий характер производства продукции
    Важным  для инвестора является финансовое обоснование формы платежей за ОИС. Если инвестор испытывает дефицит в денежных средствах, то в этом случае выгодно отказаться от крупного первоначального платежа ---- паушального  и использовать форму роялти, которая осуществляется путём распределения платежей в будущем периоде.
    Паушальный  платёж  ---- единовременное вознаграждение за право пользоваться предметом лицензионного соглашения до получения экономического эффекта (прибыли) от его использования.
    Роялти ---- регулярные процентные отчисления, которые устанавливаются в виде определённых фиксированных ставок и выплачиваются лицензиатам через определённые согласованные промежутки времени. Они исчисляются различными способами: по стоимости, производимой  по лицензии  продукции; с суммы продаж лицензионной продукции; с единицы выпускаемых и реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости.
    Эффект  платежа в форме роялти определяется по формуле:
                                                                                              (11)
    Где Z-разность в затратах на оплату ОИС по паушальной форме и форме роялти;ставка дисконтирования;t-срок действия лицензии.
    Доходный  подход  к оценке ОИС позволяет оценить суммарный доход, который ожидается от ОИС в будущем.
    Ставка  роялти устанавливается продавцом  и покупателем по согласованию. Средний  статистический размер роялти может  составлять до 30% от прибыли, а от объёма продаж ---- до 3-10%.
    Таким образом, стоимость ОИС определяется размером ожидаемых в будущем доходов (объёмов продаж) или прибыли, получаемых от использования ОИС или ставкой роялти
    Доходный  подход к оценке стоимости ОИС  рекомендуется применять при купле-продаже ОИС и инвестировании ОИС.
    Так как различные подходы к оценке ОИС, как правило, дают разные результаты, то с учётом значимости(по точности) их рекомендуется использовать в совокупности, особенно для различных по стоимости ОИС. 

    1.4 Экономическая эффективность использования объектов интеллектуальной собственности и стимулирование их создания 

    Оценка  экономической эффективности использования  ОИС предполагает наличие следующих  показателей:
    объёма и динамики стоимости объектов ОИС (по данным баланса предприятия и приложений к нему);
    структуры и состояния объектов ОИС по источникам поступления        (приобретения), видам, срокам полезного использования, степени правовой защиты;
    ликвидности степени риска вложенного капитала в ОИС
    Особое  внимание следует уделить анализу  объектов промышленной собственности, которые в существенной мере влияют на качественные характеристики производства продукции. При анализе сроков полезного использования ОИС рекомендуется придерживаться эффективного срока, который принимается не более чем на 5 – 7 лет. Больший срок полезного использования ОИС имеют только права на пользование землёй и другими природными ресурсами.
    По  степени ликвидности и степени  риска вложения капиталов в ОИС  выделяют высоко ликвидные, ограниченно  ликвидные (средние), низко ликвидные. Если объекты являются низко ликвидными, то рост их доли в имуществе предприятия будет ухудшать структуру баланса этого предприятия.
    Анализ  использования ОИС в процессе производства продукции (работ и  услуг) начинают с факта приобретения и вложения средств в объекты промышленной собственности: лицензии на использование технологии изготовления продукции; расходы по оказанию технической помощи и инженерных услуг по проектированию и размещению производственных площадей; организацию управления технологическими процессами; сбыт и обслуживание лицензионных соглашений.
    Таким образом, эффективность вложений в  ОИС должна рассматриваться с  точки зрения доходности интеллектуального  капитала предприятия.
    Критерием эффективности ОИС является превышение прибыли от использования интеллектуального капитала по сравнению с затратами на приобретение или его производство.
    Основным  показателем экономической эффективности  ОИС является их рентабельность, которая определяется по формуле:
                                                                                         (12)
    Где -прирост прибыли, полученный за счёт использования ОИС;-среднегодовая стоимость ОИС.
Оценка  затрат, связанных с приобретением  лицензий, осуществляется с учётом двух частей этих затрат:
    платежей за право пользования лицензиями
    текущих затрат на производство и сбыт лицензионной продукции.
    Конечный  эффект от использования ОИС выражается в общих результатах производственной деятельности предприятия, полученных за счёт реализации интеллектуального продукта.
    Это, как правило, снижение затрат на производство продукции (работ, услуг), увеличение объёма продаж, прирост прибыли, повышение ликвидности, достижение устойчивости финансового состояния предприятия.
    Стимулирование  создания и использования ОИС на предприятии предполагает учёт, во-первых, интересов субъекта хозяйствования, применяющего и (или)  продающего результаты творческого труда персонала, и, во-вторых, интересов персонала, создающего объекты промышленной собственности.
    По  степени стимулирования авторов за создание и использование интеллектуального продукта выделяют:
    вознаграждение, которое осуществляется в соответствии с законодательными и нормативными актами;
    стимулирование в соответствии с положением, разработанным на предприятии;
    вознаграждение, которое осуществляется в соответствии с трудовым договором на создание интеллектуального продукта.
    Прямое  денежное вознаграждение передачи прав на промышленную собственность может  принимать различные формы:
    выплата твёрдой суммы единовременного паушального платежа (он может осуществляться и в рассрочку);
    роялти ---- повторные выплаты, рассчитанные в зависимости от получаемых в будущем фактических экономических результатов (объёма продаж или прироста прибыли);
    гонорар, назначаемый в виде определённой суммы или рассчитываемый на каждого человека за определённый период времени.
    Данные  формы денежного вознаграждения могут сочетаться в различных  вариантах. Выплата твёрдой суммы  характеризуется тем, что обязательство  выполняется немедленно или вскоре после указанных действий. Далее стороны не должны составлять постоянные отчёты, контролировать объём продаж и прибыль, как это делается в отношении роялти. Роялти считается прибылью продавца промышленной собственности и облагается налогом. Выплата твёрдой суммы рассматривается как выручка от продажи интеллектуального товара и облагается более низким налогом.
    Если  продавец ОИС вкладывает его в  уставный капитал другого          
    предприятия, то этот продавец получает доход в  виде дивидендов.
    Государственное стимулирование создания и использования  объектов промышленной собственности  осуществляется в соответствии с  Положением о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.1998 г.№368.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.