На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика системы контроля в некоммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ПРАВА 
 
 
 
 
 
 

Специальность  «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 060500 
 
 
 

Учебная дисциплина «Отраслевые особенности учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности некоммерческих организаций» 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 

на тему: «Характеристика системы контроля  в некоммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность» 
 
 

Студент (ка)  Бодрова Ольга Валерьевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Волгоград 2012г
План 

      Введение                                                                                                             3
      1. Общая характеристика некоммерческих организаций                             5
      1.1 Понятие некоммерческих организаций и их особенности                      5
      1.2 Организационно-правовые формы                                                            7
      2. Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций                                                                                  12
      2.1 Источники формирования финансовых ресурсов                                 12
      2.2 Принципы и структура формирования  финансов                                 17
      2.3 Финансовые риски                                                                                    20
      3. Пути совершенствования управления финансами некоммерческих организаций в современных условиях                                                                   24
      3.1 Финансовый план                                                                                     24
      3.2 Финансовый контроль                                                                              26
      Заключение                                                                                                      32
      Список  используемой литературы                                                                35
      Приложение                                                                                                     36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Некоммерческая  организация может осуществлять несколько видов деятельности. Они не могут противоречить законодательству и должны соответствовать целям, для которых организация была создана.
      Некоммерческие  организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Такой деятельностью признается:
      - приносящее прибыль производство  товаров и услуг, отвечающих  целям создания некоммерческой  организации; 
      - приобретение и реализация ценных  бумаг, имущественных и неимущественных  прав;
      - участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
      Перечень  возможных видов этой деятельности содержится в ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 «О некоммерческих организациях». На предпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения. В частности, Федеральный закон от 12.01.96 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» допускает участие профсоюзов в создании только банков и некоторых других организаций (ст. 24), Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» запрещает им создание хозяйственных обществ совместно с другими лицами (ст. 12). Споры, возникающие в связи с осуществлением общественными и религиозными объединениями предпринимательской деятельности, подлежат рассмотрению арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
      Некоммерческая  организация ведет учет доходов  и расходов по предпринимательской  деятельности в порядке, установленном  для коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций, которые ведут бухгалтерский учет с использованием Плана счетов бюджетных учреждений, в рабочих планах счетов должны предусматриваться субсчета для отражения операций, связанных с предпринимательской деятельностью. Некоммерческая организация отвечает по обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание. Перечень имущества, на которое может быть обращено взыскание, определяется гражданско-процессуальным законодательством.
      Законодательно могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.
      Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
      Запрещается распределять между участниками прибыль, полученную некоммерческой организацией.
      Финансовым  документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность, является ежегодная смета  доходов и расходов.
      Актуальность  данного вопроса обосновывает выбор моей темы курсовой работы: «Особенности организации и функционирования финансов некоммерческих организаций РФ».
      Цель работы: выявить сущность особенностей организации и функционирования финансов некоммерческих организаций РФ.
      Задачи работы:
      - изучить и проанализировать литературные  источники по данному вопросу; 
      - выявить и изучить характеристику  некоммерческой сферы; 
      - выявить и изучить принципы  и особенности функционирования  финансов некоммерческих организаций; 
      - выявить и изучить пути совершенствования управления финансами некоммерческих организаций.  
 

      1. Общая характеристика некоммерческих организаций
      1.1 Понятие некоммерческих  организаций и  их особенности 

      Наиболее  значительную группу юридических лиц, регистрируемых по специальному порядку, составляют некоммерческие организации, т.е. организации, не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (приложение 1).
      Общее нормативно-правовое регулирование  статуса некоммерческих организаций, помимо ГК РФ, осуществляет также Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
      В соответствии со ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях принятие решения о  регистрации некоммерческих организаций  осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом.
      В соответствии с п. 4 и 5 ст. 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрен специальный перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее созданием.
      Согласно  с п. 8 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях срок, в течение которого органы Федеральной регистрационной  службы должны принять решение о  государственной регистрации некоммерческой организации, составляет не более 14 рабочих дней.
      Специфику государственной регистрации некоммерческих организаций составляет особый список оснований для отказа в такой  регистрации. В соответствии с Федеральным  законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" введена ст. 23.1, которая и посвящена правовому регулированию этого вопроса. В соответствии с ее нормами список оснований для принятия соответствующего решения по сравнению с Законом о регистрации (ст. 23) значительно расширен и включает в себя следующие основания:
      1) если учредительные документы  некоммерческой организации противоречат  Конституции РФ и законодательству  РФ;
      2) если ранее зарегистрирована  некоммерческая организация с  таким же наименованием;
      3) если наименование некоммерческой  организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства  граждан; 
      4) если необходимые для государственной  регистрации документы, предусмотренные  Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
      5) если выступившее в качестве  учредителя некоммерческой организации  лицо таковым в силу закона  являться не может1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Организационно-правовые формы 

      Выделим организационно-правовые формы некоммерческих организаций ( приложение 2).
      Общественные  объединения 
      Одной из наиболее распространенных форм некоммерческих организаций, к которым предъявляются  специальные требования их регистрации, являются общественные объединения. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ст. 3) под общественным объединением следует понимать "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".
      Решение о государственной регистрации  общественного объединения принимается  органом Федеральной регистрационной  службы РФ.
      Срок  государственной регистрации общественного объединения зависит от регистрируемого факта. Так, срок регистрации общественного объединения при создании, реорганизации, внесения изменений в устав объединения или в сведения об объединении в Едином государственном реестре юридических лиц составляет 30 дней. А срок регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией значительно ниже и составляет всего 10 дней.
      Решение об отказе в государственной регистрации  объединения может быть принято  только по очерченным в законе основаниям. Правовая регламентация оснований принятия решения об отказе в регистрации общественного объединения содержится в ст. 23 Закона об общественных объединениях (приложение 3).
      Политические  партии
      Отдельной организационно-правовой формой общественного объединения является политическая партия. Необходимость ее вычленения из иных организационно-правовых форм общественных объединений сводится к специфическим целям, которые преследуют политические партии в своей деятельности. Согласно ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" под политической партией понимается "общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в, общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления".
      Так же как и в отношении всех общественных объединений, решение о государственной регистрации принимается органами Федеральной регистрационной службы РФ.
      Основания для отказа в государственной  регистрации политической партии или  ее регионального отделения закреплены в ст. 20 Закона о политических партиях.
      Религиозные организации 
      Особое  положение среди юридических  лиц занимают религиозные организации. Их особенность заключается в  том, что они создаются на основе духовного объединения граждан  для исповедания и проповедования определенной веры.
      Органом, принимающим решение о государственной  регистрации религиозной организации, является соответствующий орган  Федеральной регистрационной службы. Отказ в государственной регистрации  религиозной организации, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", возможен в случаях, если:
      1) цели и деятельность религиозной  организации противоречат Конституции  РФ и законодательству РФ - со  ссылкой на конкретные статьи  законов; 
      2) создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
      3) устав и другие представленные  документы не соответствуют требованиям  законодательства РФ или содержащиеся  в них сведения не достоверны;
      4) в Едином государственном реестре  юридических лиц ранее зарегистрирована организация с таким же наименованием;
      5) учредитель (учредители) некомпетентны (приложение 4).
      Профсоюзы
      В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз -это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах органом, принимающим решение о государственной регистрации профсоюза, является орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения.
      В отношении профсоюзов законом (абз. 8 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах) предусмотрено важное положение, согласно которому профсоюзу не может быть отказано в государственной регистрации. Более того, любой отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд. Таким образом, орган, принимающий решение о регистрации общественных объединений, в любом случае обязан принять решение о регистрации профсоюза, несмотря даже на возможные несоответствия представленных документов требованиям законодательства.
      Кредитные организации 
      Одной из форм осуществления предпринимательства является деятельность кредитных организаций. Законодательством предусмотрены особые требования к правовому статусу таких юридических лиц, поскольку они тесно связаны с возможностью нарушения интересов большого числа граждан и юридических лиц. При этом ущерб, который может быть причинен, иногда исчисляется большими денежными средствами. Основу правового статуса кредитных организаций закрепляет Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп.). Органом, принимающим решение о государственной регистрации кредитной организации, является Банк России. Пакет документов для регистрации определен в ст. 14 Закона о банках.
      Государственная регистрация кредитных организаций  отличается особой сложностью этой процедуры. Она регулируется, помимо законодательных дополнительно Инструкцией Центрального банка РФ от 14 января 2004 г N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", а также иными подзаконными актами Банка России. Особой специфичностью обладает перечень оснований для отказа в регистрации кредитных организации (ст. 16 Закона о банках). Отказ допускается по следующим основаниям:
      1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
      2) неудовлетворительное финансовое  положение учредителей кредитной  организации или неисполнение  ими своих обязательств перед  федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов РФ и местными бюджетами  за последние три года;
      3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;
      4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Содержание, принципы  и особенности  функционирования  финансов некоммерческих  организаций
      2.1 Источники формирования  финансовых ресурсов 

        Финансовые ресурсы некоммерческой организации - это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования3.
      Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм,- определенны законодательством.
      Однако  состав источников и их соотношение неодинаково для организаций различных организационно-правовых форм.
      Некоммерческие  организации отличаются высокой  диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют  от них не только разработки собственных  доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.
      Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций делятся на три группы:
      • привлеченные,
      • государственные,
      • собственные средства.
      К привлеченному финансированию относятся  благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства.
      Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.
      Если  сущность благотворительности достаточно полно раскрывается в ст. 1 закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», как «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки», то понятие спонсорства очень узко определено ст. 19 закона РФ рекламе», как «осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах».
      Однако  спонсор может требовать в  качестве ответной услуги не только рекламу, но и другие прямые и косвенные  выгоды, например, организацию выставок, пресс-конференций с его участием, что ведет к продвижению в обществе имиджа фирмы. Итак, спонсорство - вид экономической сделки, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, проведения PR-мероприятий, стимулирования сбыта и В отличие от благотворительности, представляющей форму добровольной бескорыстной поддержки некоммерческой деятельности со стороны физических и юридических лиц, спонсорство характеризуется исключительно коммерческими интересами.
      Пожертвование
      Пожертвованием, согласно ст. 582 части второй Гражданского Кодекса РФ, признается дарение вещи или права в полезных целях (т.е. нельзя пожертвовать работы или услуги), Пожертвования могут делаться гражданам; лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и учебным учреждениям, учреждениям социальной защиты, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям. Для этих лиц пожертвования не облагаются налогом на прибыль. Во всех остальных случаях (в частности, для таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы и др.), пожертвования расцениваются как обычное дарение и облагаются налогом на прибыль в составе внереализационных доходов.
      Патронаж  и меценатство 
      Патронаж  в российском законодательстве определен  в отношении только дееспособных граждан. Под ним, согласно ст. ГК РФ. понимается регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья. Однако патронаж может быть трактован намного шире, как в отношении физических, так и юридических лиц. Особую актуальность патронаж приобретает для некоммерческих видов деятельности. Патронаж - это оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия в разработке стратегии развития, текущем планировании некоммерческой деятельности и т.д.
      Меценатство - организация и поддержка общественно-значимых мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере  культуры и искусства).
      Членские  взносы. Членские взносы также не имеют  однозначной трактовки в российском законодательстве. Закон РФ «О некоммерческих организациях», рассматривая права  и обязанности членов некоммерческих организаций, не дает общего определения  отношений членства. Закон РФ «Об общественных объединениях» в ст. 6 в качестве членов рассматривает физических и юридических лиц, «чья заинтересованность в совместном решении задач объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в щелях обеспечения их равноправия». Однако в законе не указано на взаимовыгодный и дифференцированный характер членства, связанный с регулярной уплатой различных членских взносов для получения товаров и услуг организации.
      Членские  взносы - регулярное отчисление средств  в некоммерческую организацию с  целью получения определенного  пакета товаров и услуг.
      В России государственные субсидии остаются значительным ресурсом, отставляя от 20% до 70% доходов некоммерческих организаций. Вместе с тем, структуре финансирования российских некоммерческих организаций появляются и новые тенденции.
      Во-первых, большое внимание уделяется привлечению  новых источников финансирования в форме благотворительных, спонсорских взносов и др. В России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения в бюджете некоммерческих организаций составляет крайне малую часть. Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим ему заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства.
      Во-вторых, кроме благотворительных и спонсорских взносов юридических лиц, значительный удельный вес в структуре привлеченных источников финансирования российских некоммерческих организаций составляют гранты благотворительных фондов и организаций.
      Некоммерческие  организации в основном получают гранты от американских фондов и организаций, таких как Фонды «Евразия», «Форда», роса», «Мючуал Андестендинг», Мировой Банк Реконструкции и Развития т др.
      В-третьих, в российской некоммерческой сфере  большое распространение получила система членства. Однако если в американских некоммерческих организациях членство ориентировано на средние слои населения, то в России - на очень обеспеченных граждан.
      В целом, согласно структуре доходов  российских некоммерческих организаций, доля членских взносов в их бюджетах остается достаточно низкой по сравнению с американскими организациями.
      Также выделим источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций  как доходы от собственной деятельности. К таковой могут относиться как  основные (выставочная, образовательная, концертная деятельность и т.д.), так и дополнительные (коммерческая деятельность и др.) направления работы4. 
 

        Выручка
        Себестоимость (-)
        
        
Прибыль от реализации
Прибыль от прочей реализации
Внереализационные доходы (убытки)
        
        Балансовая  прибыль
    Корректировка прибыли (-)
          

    Налогооблагаемая  прибыль
Не облагаемая налогом прибыль Налог на прибыль (-)
        
        
              Чистая  прибыль 

        Рис.2 Формирование прибыли некоммерческой организации 
     
     
     
     
     

      2.2 Принципы и структура формирования финансов 

      Особенности организации финансов некоммерческих организаций как самостоятельных  хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками  ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридических лиц - удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.
      Некоммерческая  организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций кроме компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
      Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организация ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов. Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны. Финансы некоммерческих организаций и коммерческих организаций имеют различия по следующим направлениям:
      1. формирование первоначального капитала (имущества и денежных средств);
      2. процедура создания юридического  лица;
      3. порядок осуществления хозяйственной  деятельности;
      4. реализация права собственности  на имущество; 
      5. порядок распределения прибыли; 
      6. порядок управления юридическим  лицом; 
      7. объем и порядок ответственности по своим обязательствам перед третьими лицами; порядок ликвидации юридического лица.
      Финансы коммерческих организаций основываются на следующих принципах, реализуемых  через осуществление предпринимательской  деятельности:
      - самофинансирование;
      - самоокупаемость;
      - саморегулирование; 
      - материальная и финансовая ответственность; 
      - коммерческая тайна. 
      Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как:
      1) внешнее финансирование (образование  денежных фондов за счет членских  взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);
      2) целевой характер расходования  денежных фондов на основе  утвержденной сметы (бюджета доходов  и расходов);
      3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли,  отсутствие самоокупаемости);
      4) открытость финансов, общественный  контроль, отсутствие коммерческой  тайны в деятельности некоммерческой  организации; 
      5) подотчетность лицу источнику  финансирования;
      6) реализация общественных интересов,  ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;
      7) моральная и социальная ответственность  участников некоммерческой организации  за результаты ее деятельности.
      Финансовые  отношения некоммерческих организаций  возникают по следующим основаниям:
      1) между некоммерческой организацией  и ее учредителями, членами, участниками  по поводу создания и осуществления  деятельности, внесения членских  взносов; 
      2) между некоммерческой организацией  и грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;
      3) между некоммерческой организацией  и бюджетом по поводу уплаты  налогов и сборов;
      4) между некоммерческой организацией  и бюджетом по поводу 
      предоставления  бюджетных ассигнований, размещения социального заказа;
      5) между некоммерческой организацией  и ее сотрудниками по поводу  выплаты заработной платы и  социального обеспечения; 
      6) между некоммерческой организацией  и коммерческим банком по поводу  расчетно-кассового обслуживания  и кредитования;
      7) между некоммерческой организацией  и коммерческими организациями  в связи с осуществлением предпринимательской  деятельности5.  
 

      2.3 Финансовые риски 

      Финансовое  обеспечение устойчивого развития некоммерческих организаций в условиях переходного периода - особенно сложная практическая задача, требующая и специального методического обоснования, поскольку на общие риски рыночного характера вкладываются специфические риски переходного периода, которые необходимо учитывать для минимизации возможных потерь. Однако эта задача еще более усложняется в связи с тем, что в российской науке в области рисков решаются главным образом математические задачи по оценке вероятности наступления того или иного события и в меньшей степени анализируются отраслевые особенности проявления рисков. Анализ соответствующей литературы показывает, что практически нет публикаций по сравнительной оценке рисков различных форм предпринимательской деятельности и совсем не изучены особенности рисков некоммерческих организаций.
      Так как риски - форма проявления неблагоприятных факторов, влияющих на деятельность субъекта предпринимательской деятельности, при анализе рисков некоммерческих организаций необходимо определять факторы, и условия, которые могут обеспечить устойчивое функционирование организационных структур данного типа. Факторы, определяющие финансовую устойчивость некоммерческих организаций, - это внешние и внутренние факторы. И те и другие могут образовывать и разные подгруппы, связанные с разными аспектами деятельности некоммерческой организации.
      Условия же успешного функционирования таких  организаций на разных уровнях экономики  можно свести к следующим.
      На  макроуровне это - наличие потребности  общества в деятельности межоммерческих организаций, устойчивое функционирование экономической системы, устойчивость финансовой системы и ее подсистем (налоговой, банковской), устойчивость правового регулирования статуса некоммерческой организации.
      На  микроуровне к таким условиям относятся: наличие документов, регламентирующих деятельность некоммерческой организации, финансовых ресурсов для организации ее деятельности, материально-технической базы, управленческого персонала и методики финансового планирования этой деятельности.
      Внешними  рисками при этом являются риски, обусловленные отсутствием или снижением спроса на услуги некоммерческой организации, риск форс-мажорных обстоятельств - при резком изменении экономической ситуации в стране, изменении налоговой системы, банкротстве банков, изменениях в платежной системе и в принципах правового регулирования деятельности некоммерческих организаций. К внутренним рискам относятся риски, обусловленные недостаточной компетентностью руководства, ошибками в финансовом планировании и в бухгалтерской отчетности некоммерческой организации, риски, связанные с проблемами финансирования деятельности некоммерческой организации и развития их материально-технической базы.
      В случае невозможности выполнения некоммерческой организацией ее уставных задач она  может быть ликвидирована по течению суда. В случае форс-мажорных обстоятельств организация несет существенные потери (из-за невозможности получить дополнительные финансовые ресурсы от спонсоров и членов некоммерческой организации, из-за потери средств в результате банкротства банков, из-за начисления штрафных санкций, изменения налогового или гражданского законодательства). Рисковая ситуация в данном случае влечет за собой вероятность потери прежде всего денежных средств. Ошибки в финансовом планировании могут сделать невозможным выполнение организацией своих обязательств и привести к потере ею ликвидности и платежеспособности. Ошибки в бухгалтерском учете ведут к потерям в виде штрафных санкций, наложенных контролирующими органами, к потере ликвидности и платежеспособности. Недостаток финансовых ресурсов влечет за собой дополнительные расходы, связанные с выплатой процентов по банковским кредитам, и, следовательно, порождает кредитный риск. Отсутствие современной материально-технической базы снижает уровень доверия спонсоров и ограничивает возможности выполнения уставных задач. Некомпетентность руководства приводит к потерям и при формировании финансовых ресурсов и при их использовании.
      Риск  ликвидности, риск неплатежеспособности, кредитный риск -основные риски некоммерческих организаций.
      Другие  рыночные риски, имеющих финансовую форму, связаны с тем, что некоммерческие организации могут иметь в  собственности или в оперативном  управлении здания, сооружения, жилищный фонд, инвентарь, денежные средства в  рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки (в соответствии со ст. 25 ФЗ "О некоммерческих организациях").
      Учитывая, что каждая группа рисков приводит с определенной вероятностью (Р(Ар)) к определенным потерям (При) и предполагает затраты для преодоления последствий наступивших рисков (Зрн), обобщенную формулу оценки потерь некоммерческой организации, обусловленных финансовыми рисками, можно представить в следующем виде (формула 1):
      (формула  1)
      3=Р(Ар)*(Прн+Зрн),
      где 3 - потери некоммерческой организации в результате наступления
      рисковых  ситуаций;
      Р(Ар) - вероятность наступления рисковой ситуации Ар;
      Прн - потери в результате наступления  рисковых событий;
      Зрн - затраты, связанные с преодолением последствий рисковых событий.
      Деятельность  некоммерческих организаций характеризуется высоким уровнем риска прежде всего из-за их высокой зависимости от внешних источников финансирования.
      Поскольку финансовый риск можно трактовать как  вероятность финансовых потерь в  процессе деятельности субъекта экономики, финансовые риски некоммерческих организаций - это вероятность недополучения финансовых ресурсов для осуществления уставных целей деятельности, а также финансовых потерь в процессе деятельности.
      Более предпочтителен экспертный метод оценки рисков, позволяющий оценить уровень риска как для отдельных проектов и направлений деятельности, так и для всей организации в целом. Для оценки финансовых рисков некоммерческих организаций необходимы специальные методы и процедуры, прежде всего на микроэкономическом уровне, поскольку внешние риски некоммерческая организация в состоянии учитывать лишь посредством процедур страхования активов, а преодолевать связанные с ними потери лишь при диверсификации своей деятельности.
      Важнейшими  резервами в повышении финансовой устойчивости некоммерческих организаций являются; формирование финансовой политики, соответствующей специфике деятельности организации; разработка процедур финансового планирования, позволяющих диверсифицировать источники финансовых ресурсов и направления их использования с целью получения дополнительных доходов при реализации уставных целей; совершенствование системы финансово-организационных отношений по поддержке общественно значимых проектов на федеральном и региональном уровне.
      Система управления финансовыми рисками может быть встроена в систему финансового, менеджмента либо осуществляться по специальному договору с коммерческим банком. При этом создание системы управления финансовыми рисками требует дополнительных затрат, а деятельность по сбору информации о факторах, влияющих на и финансовую устойчивость некоммерческих организаций, и по анализу их специфики может быть неэффективной у ряда из них, учитывая достаточную сложность управления финансовыми рисками6.  

      3. Пути совершенствования управления финансами некоммерческих организаций в современных условиях
      3.1 Финансовый план 

      В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие организации иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими  организациями отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документами организации. Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий и субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам.
           Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов.
         Планирование других видов финансовых ресурсов производится в порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации. При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.