На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Роль системы обязательного медицинского страхования в решении социальных задач государства

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
 
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Медицинское страхование как элемент социальной защиты населения в Российской Федерации……………………………………………………………...8
1.1 История развития медицинского страхования в России……………………...8
1.2 Сущность и механизмы организации медицинского страхования в России…………………………………………………………………………….....15
1.3 Классификация и особенности медицинского страхования………………...18
2  Фонд обязательного медицинского страхования и его роль в решении социальных задач
2.1 Основные показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы…
2.2 Особенности бюджетов территориальных  фондов обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы
2.3 Проблемы системы обязательного медицинского страхования
3 Основные направления развития современной системы обязательного медицинского страхования…………………………………………………………
3.1 Зарубежный опыт организации системы медицинского страхования и возможности его применения в РФ………………………………………………
3.2 Перспективы развития  обязательного медицинского страхования в РФ
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А Структура расходов бюджета Федерального фонда обязательного  медицинского страхования за 2008 -2010г.г……………………
Приложение Б Поступление налогов в территориальные фонды ОМС в 2009 – 2010 гг
Приложение В Поступление единого социального налога в территориальные фонды ОМС в 2009 – 2010гг
 
Введение
 
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге. И лишь с принятием Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» 28 июня 1991 г. можно начать говорить о развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.
С начала 90-х годов XX века в России осуществляется возвращение к принципам рыночной экономики. В условиях рынка и увеличения                 дифференциации граждан по доходам становится все более труднодостижимой задачей осуществление закрепленного права граждан РФ на получение         бесплатной медицинской помощи – прежде всего из-за уменьшения средств бюджета.
Современное здравоохранение России стоит на пороге трансформации в новую систему, обусловленную созданием программы медико-социального  реформирования здравоохранения, позволяющей в условиях формирования рыночных отношений в России личное здоровье человека сделать фактором, всецело определяющим комфортность его существования в обществе.
Продолжается интенсивный поиск приемлемой модели отечественной системы здравоохранения, модели взаимоотношений врача и пациента в условиях становления рынка медицинских услуг, модели, которая в наивысшей  степени была бы адекватна изменяющимся общественным реалиям.
В ХХ веке на долю России выпало больше всего испытаний (две мировые войны, гражданская война, другие ограниченные войны, голод, лишения и   эпидемии), особенно в самом конце века, когда произошел развал единого     государства, развал экономики, кризис социальной сферы, в том числе и системы здравоохранения.
Резко ухудшились демографические и медико-социальные процессы, сложилась реальная угроза выживанию и развитию народа, угроза национальной безопасности России в настоящее время и особенно в будущем.
Несмотря на то, что частота обращений за медицинской помощью в       государственные медицинские учреждения снижается, она остается достаточно высокой и зависит, прежде всего, от состояния здоровья населения. Что можно объяснить, в частности, утратой доверия к медицинским службам                    государственных учреждений.
Страховые взносы в социальные фонды (Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования – далее ОМС) – это платежи, которые не являются налогами, не подлежат               обезличиванию в государственном и региональных бюджетах. Они                  используются исключительно на цели защиты граждан от определенных социальных рисков и фактически являются ни чем иным как «превращенной       формой» заработной платы при наступлении таких рисков как безработица,   болезнь, старость, беременность и роды, несчастный случай.[27]
Актуальность темы дипломного исследования связана с тем, что многогранные перемены современного российского общества кардинальным образом изменяли жизненную стратегию людей. Показатели здоровья стали рассматриваться в качестве кумулятивных индикаторов уровня благополучия, качества жизни в целом. Здоровье - реальный человеческий ресурс. Медицинское страхование содействует человеку в преодолении проблем охраны здоровья.
Объектом исследования является система медицинского страхования как элемент социальной защиты населения.
Предметом исследования являются являются экономические отношения, возникающие в системе обязательного медицинского страхования.
Целью исследования является определение роли системы обязательного медицинского страхования  в решении социальных задач государства.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1) Рассмотреть сущность и механизмы социального страхования в      России;
2)   Изучить историю развития медицинского страхования;
3) Рассмотреть классификацию и особенности медицинского    страхования;
4) Проанализировать динамику развития обязательного медицинского страхования в РФ за период 2008–2010 гг.;
5) Раскрыть проблемы обязательного медицинского страхования в РФ;
6) Рассмотреть  перспективы   развития   социальных   функций
медицинского страхования в Российской Федерации.
Методами исследования являются следующие:
? обзорно-аналитическое изучение литературы по теме исследования;
? количественный и качественный анализ статистических данных.
Большое значение при написании   настоящего исследования имели
труды Н.Г. Александрова, B. C. Андреева, К.С. Батыгина, Ж.А. Горбачевой, К.Н. Гусова, А.И. Денисова, Л.В. Забелина.
 
 
 
 
 
 
1 Медицинское страхование как элемент социальной защиты населения в Российской Федерации
 
1.1 История развития медицинского страхования в России
 
 
Зарождение обязательного медицинского страхования в России имеет глубокие исторические корни. С Х века в связи с резким расслоением общества на богатых и на неимущих крепостных или полукрепостных жителей, возникла острая необходимость в обеспечении минимальной социальной защиты широким массам населения. Решение этой проблемы было найдено в формировании и развитии обязательной благотворительной системы церковного и государственного призрения. В словаре В. Даля дается следующее определение данного термина: «призревать, призреть — это принять, приютить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой и заботиться нуждами ближнего» [11].
Благотворительность была обязательной для служителей церкви, князей и бояр. Осуществлялась благотворительность посредством раздачи милостыни, продуктов в праздничные дни или во время голода и войн, предоставления крова странникам, нищим, увечным и сиротам в монастырях, на княжеских и боярских дворах. На эти цели церковь и имущие слои населения должны были выделять «десятину», т.е. 1/10 часть всех своих доходов. «От всего княжа сюда десятую векцию, из торгу десятую неделю, а из домов на всяко лето от всякого стада и от всякого жита» [18].
Церковный Устав 996 года, утвержденный «Указом великого князя Владимира Святославовича», впервые законодательно определяет обязанность духовенства в Киевской Руси за счет средств церкви осуществлять попечительство — призрение бедных, надзор за лечцами (медиками) и содержать больницы и богадельни, принимать людей странных и неимущих. С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы, предназначавшиеся для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения [1,18].
В то же время система призрения формировалась по кварталам городов для городского люда и существовала за счет благотворительных средств.
Церковная и государственная система призрения послужила основой формирования больничной помощи населению, которая финансировалась за счет благотворительных средств населения, бояр и средств церкви. Только в конце XYII века отмечаются первые факты постоянных государственных расходов на цели социального призрения, в т.ч. медицинское обслуживание населения. Монастырский приказ действовал с 1650 по 1675 годы и с 1701 по 1725 годы. Начиная с 1701 года Монастырский приказ постоянно выделял средства на содержание больниц, богаделен, помощь нищим и выплату «вспомоществования женам, вдовам и детям служилых людей», а также на оплату содержания врачей, находящихся на государственной службе [30].
Система призрения от столетия к столетию развивалась, росло количество больниц, богаделен, воспитательных и смирительных домов, но в целом не происходило каких-либо радикальных изменений, ведущих к ее совершенствованию и переводу на новый качественный уровень. Лишь производимые Екатериной II в конце XYIII века преобразования управления территориями Российской империи кардинально затронули существующую систему призрения. В 1775 году для заведования местным благоустройством было создано специальное государственное учреждение социальной защиты населения — всесословный «Приказ общественного призрения для дел призрения и народного образования».
Возникновение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII – начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи – предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге.
Согласно Кошкину И.В. развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.
1 этап проходил с марта 1861 по июнь 1903 года.[10]
В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах – вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2–3 процентов заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих.
Открывшиеся в 70–80-е годы XIX в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.
2 этап  начался в июне 1903 и продолжался по июнь 1912 года.
Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон «О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.
3 этап длился с июня 1912 по октябрь 1917 года.
В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев.
В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях.
По Закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:
а) первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях;
б) амбулаторное лечение;
в) родовспоможение;
г) больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.
4 этап продолжался с июля 1917 по октябрь 1917 года.
После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения:
а) расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных);
б) предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы);
в) повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек;
г) полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей;
д) временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.
Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России «полного социального страхования». Основные положения Декларации были следующие: распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту; распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы); возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство; возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы.
Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации.
Логическим продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10.1918 г., которым было утверждено «Положение о социальном обеспечении трудящихся». В новом Положении термин «страхование» был заменен на термин «обеспечение». Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала «социалистической» и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало.
19.02.1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет «О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения», в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах.
Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.
5 этап длился с ноября 1921 по 1929 год.
C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.
15.11.1921 г. издается Декрет «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом», в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.
Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров №19 ст. 124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды: Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования, Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.
6 этап, который продолжался с 1929 по июнь 1991 года, можно охарактеризовать, как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.
7 этап начался с июня 1991 года и продолжается по настоящее время.
Лишь с принятием Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране. Проанализируем современное состояние системы медицинского страхования в Российской Федерации как одну из основных социально-ориентированных программ. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи – предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге.[7]
Добровольное медицинское страхование (ДМС), развиваясь как часть личного коммерческого страхования, имеет общую с ним историю. В 1835 году в России началось личное страхование, было создано частное акционерное страховое общество «Жизнь», которое до 1847 года имело монополию на личное страхование. В современном ДМС получают распространение дифференцированные программы страхования, в которые по выбору страхователей могут включаться такие элементы, как профилактическое страхование, страхование с целью реабилитации, стойкой и временной нетрудоспособности, страхование жизни.
 
 
 
1.2 Сущность и механизмы организации медицинского страхования в России
 
Как известно, Россия в последнее десятилетие переживает настоящий реформаторский бум: в той или иной степени успешно реформируются многие сферы деятельности – судебная реформа, военная реформа, реформа системы пенсионного обеспечения.
Здравоохранение не стало исключением. Самым масштабным изменением системы здравоохранения новейшего периода стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С правовой точки зрения произошёл переход от административного регулирования финансирования здравоохранения к регулированию нормами гражданского права.[31]
С точки зрения экономики и социального обеспечения российская система здравоохранения перестала быть полностью государственной и приобрела черты страховой медицины.
Право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие).
С 1993 года в Российской Федерации появилась новая модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.В. Гришина «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.[13]
Новая страховая система здравоохранения – это сложная структура, имеющая:
?      свои собственные фонды (Федеральный и территориальные),
?      отлаженную систему финансирования в виде платежей (работодатели ежемесячно направляют 5,1% от фонда оплаты труда в Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС),
?      систему подчиненности,
?      способность к саморегулированию.
В некоторых публикациях новая система здравоохранения именуется «моделью бюджетно-страховой медицины».[14]
Принципиальное различие между государственной и страховой медициной заключается в том, что при государственной системе организации медицинской помощи здравоохранение полностью финансируется из государственного бюджета. При страховом принципе финансирования средства на здравоохранение формируются за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также взносов предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Существует и третья система организации медицинской помощи - это частная медицина, в которой весь объём медицинской помощи оплачивается самим пациентом.
Государственная медицина зачастую не обеспечивает необходимого качества медицинской помощи вследствие недостаточного бюджетного финансирования и неэффективного распределения имеющихся средств. Частная медицина доступна не всем. Поэтому в мире система медицинского страхования признана наиболее оптимальной формой организации оказания медицинской помощи.[9]
В идеале страховая медицина призвана обеспечивать за счёт своих источников финансирования качественную медицинскую помощь любому застрахованному лицу. В этом заключается социальная функция страховой медицины - так как периодичность платежей не соответствует периодичности обращения за медицинской помощью, реализуется так называемый накопительный принцип страхования; кроме того, установленная законодательством одинаковая для всех ставка отчислений на нужды страховой медицины формирует денежные средства, затрачиваемые на лечение в том числе социально незащищённых граждан, обеспечивая равные объём и качество медицинской и лекарственной помощи любому застрахованному.
В России основным нормативным актом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» принятый 28 июня 1991г. № 1499–1, который провозглашает, что медицинское страхование – это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целями которой являются гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине – это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) – один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. [5]
В России обязательное медицинское страхование является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации обязательного медицинского страхования, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создаёт специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование.
Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами обязательного медицинского страхования.
Полная реализация  гарантий государства в области медицины была бы невозможной без Фонда обязательного медицинского страхования – одного из важнейших финансово-кредитных институтов при Правительстве РФ. Благодаря их деятельности каждый гражданин России может быть уверен в соблюдении своих неотъемлемых прав: на охрану здоровья и оказание бесплатной медицинской помощи, закреплённых Конституцией РФ.
 
1.3 Классификация и особенности медицинского страхования
 
Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли, виды и звенья.[28]
Целью классификации страхования является разделение всей совокупности страховых отношений на иерархически взаимосвязанные звенья. В основу классификации страхования положены критерии различий:
- в объектах страхования;
- в объеме страховой ответственности.
Первый критерий является всеобщим, второй критерий охватывает только имущественное страхование.
Всеобщему критерию можно дать следующее определение: это иерархическая система условного деления страхования по форме организации и проведения, по объектам (отраслям) страхования, по рискам.
По форме проведения страхование может быть обязательное и добровольное страхование.
Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц вносить средства для обеспечения общественных интересов. Добровольное – замкнутая раскладка ущерба между членами страхового сообщества исходя из установленных правовых норм. Инициатором добровольного страхования выступают хозяйствующие субъекты, физические и юридические лица.
Государство устанавливает обязательную форму страхования, когда страховая защита тех или иных объектов связана с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества. Обязательное страхование проводится на основе соответствующих законодательных актов, в которых предусмотрены: перечень объектов, подлежащих страхованию; объем страховой ответственности; уровень (нормы) страхового обеспечения, основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании; порядок установления тарифных ставок страховых платежей и некоторые другие вопросы.
Система обязательного медицинского страхования – результат социального и экономического развития, одна из устойчивых систем связи между социальной и экономической сферами общества. С одной стороны, внедрение и совершенствование ОМС позволяет обеспечить решение социальных, экономических, правовых и организационных проблем здравоохранения, с другой, система обязательного медицинского страхования, гарантируя всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской помощи (предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программе ОМС), через свою финансовую политику способна также в некоторой степени оказывать влияние на уровень здоровья населения.
 
Таблица 1 – Особенности обязательного и добровольного медицинского страхования
 
Обязательное медицинское страхование
Добровольное медицинское страхование
Некоммерческое
Коммерческое
Один из видов социального страхования
Один из видов личного страхования
Всеобщее или массовое
Индивидуальное или групповое
Регламентируется Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
Регламентируется Законом «О страховании» и Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
Осуществляется государственными или контролируемыми государством организациями.
Осуществляется страховыми организациями различных форм собственности.
Правила страхования определяются государством.
Правила страхования определяются страховыми организациями.
Страхователи – работодатели, государство (органы исполнительной местной власти).
Страхователи – юридические и физические лица.
Источник средств – взносы работодателей, государственный бюджет.
Источник средств – личные доходы граждан, прибыль работодателей.
Программа (гарантированный минимум услуг) утверждается органами власти.
Программа определяется договором страховщика и страхователя.

 
 
 
Продолжение таблицы 1
Тарифы устанавливаются по единой утвержденной методике.
Тарифы устанавливаются договором страховщика и страхователя.
Система контроля качества определяется государственными органами.
Система контроля качества устанавливаются договором субъектов страхования.
Доходы могут быть использованы только для основной деятельности – медицинского страхования.
Доходы могут быть использованы для любой коммерческой и некоммерческой деятельности.
 
Следовательно, исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: обязательное медицинское страхование имеет своей целью обеспечение граждан РФ бесплатной медицинской помощью в соответствии с действующими программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Однако следует отметить, что бюджетное финансирование не заменяется страховыми механизмами, а лишь дополняется.[11]
Добровольное медицинское страхование включает гораздо больший объём медицинских услуг, нежели ОМС. Если в рамках обязательного медицинского страхования медицинские учреждения, участвующие в территориальной программе ОМС, оказывают определённый перечень медицинских услуг, определённый этой программой и оплачиваемый учреждению по утвержденным тарифным соглашением тарифам, то медицинские услуги, получаемые застрахованным пациентом в рамках добровольного медицинского страхования, могут включать и дорогостоящие сложные медицинские услуги и многое другое.
Подводя итоги рассмотрения вопросов по добровольному и обязательному медицинскому страхованию, хотелось бы провести несколько отличий этих видов страхования, которые представлены в таблице 1.
Обязанность страхователя при обязательном медицинском страховании вытекает из закона, а при добровольном медицинском страховании основана только на договорных отношениях. Добровольное страхование не исключает необходимости осуществления обязательного медицинского страхования путем заключения договора страхования страхователем со страховщиком (ч. 2 ст. 936 ГК РФ).
Обязательное медицинское страхование осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан, работодателей и интересов государства, а добровольное медицинское страхование осуществляется лишь в целях обеспечения социальных интересов граждан и работодателей.
В обязательной системе медицинского страхования страхователями выступают исполнительная власть и работодатели, в добровольной системе страхования страхователи – граждане и работодатели.
Субъекты обязательного и добровольного медицинского страхования различны. Различия есть и между страхователями, и между страховщиками. Так, страховщиком в обязательном медицинском страховании выступают государственные организации, а в добровольном – негосударственные организации независимо от их организационно-правовой формы.
При добровольном медицинском страховании источником средств страхового фонда являются личные доходы граждан и организаций, а в обязательном – средства федерального бюджета РФ. Обязательное медицинское страхование – один из самых важных элементов системы охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС организуется и осуществляется государством, следовательно, государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумулирования взносов на обязательное медицинское страхование.
 
2 Фонд обязательного медицинского страхования и его роль в решении социальных задач
 
2.1 Основные показатели бюджета Федерального  фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы
 
 
Финансовая деятельность Федерального фонда ОМС осуществлялась в 2008 году в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Общая сумма расходов на 2008 год Законопроектом была предусмотрена в объеме 375548428,8 тыс. рублей (122,6% к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49852551,2 тыс. рублей (115,7%).
На 2009 год расходы Фонда были предусмотрены в сумме 356067380,0 тыс. рублей (94,8% к уровню 2008 года), из них: на обязательное социальное страхование – 259639308,6 тыс. рублей (111,8%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).
На 2010 год расходы Фонда были предусмотрены в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование – 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).
Структура расходов Фонда на 2008–2010 годы сгруппирована по разделам классификации расходов бюджетов:
– по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» расходы ФСС составляют на 2008 год 3427,8 тыс. рублей, на 2009 год – 3164,4 тыс. рублей, на 2010 год – 3218,4 тыс. рублей;
– по разделу 07 «Образование» – на 2008 год – 17123502 тыс. рублей, на 2009 год – 17120287,5 тыс. рублей, на 2010 год – 18147507,1 тыс. рублей;
– по разделу 10 «Социальная политика» – на 2008 год – 358421499 тыс. рублей, на 2009 год – 338943928,1 тыс. рублей, на 2010 год – 371312882,0 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом были предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2008 году в размере 134059547 тыс. рублей (129,8% к уровню 2007 года), в 2009 году – 128267460,0 тыс. рублей (95,7% к уровню 2008 года) и в 2010 году – 143236160,0 тыс. рублей (111,7% к уровню 2009 года).
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение предполагается за счет средств Фонда в 2008–2010 годах ежегодно тратить 126500,0 тыс. рублей.
Расходная часть бюджета ФОМС за 2008 год исполнена в сумме 168 706 056,3 тыс.руб., что составило 94,4% к расходам, утвержденным на 2008 год сводной бюджетной росписью.
Расходы ФОМС за счет ассигнований федерального бюджета с учетом привлечения остатков ФОМС, образовавшихся на 1.01.2008 года за счет неполного освоения средств федерального бюджета составили 79 978 586,8 тыс.руб. или 109,3 процента к объему ассигнований, перечисленному из федерального бюджета в 2008 году.
На выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансированию территориальных программ ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС в 2008 году предоставлены дотации ФОМС в сумме 71 279 396,2 тыс.руб.
В бюджеты территориальных фондов ОМС направлены средства федерального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в сумме 3 538 700 тыс.руб. или с ростом на 4,0% к 2007 году.
Остатки средств бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2008 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» на проведение в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, в сумме 3 351 394,8 тыс.руб. направлены в бюджеты территориальных фондов ОМС, участвовавших в реализации указанного выше пилотного проекта.
На 2008 год в бюджете ФОМС на оплату услуг государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни Фонду социального страхования Российской Федерации были предусмотрены денежные средства в сумме 16 600 000,0 тыс.рублей. В отчетном периоде на оплату указанных услуг Фондом в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено 16 600 000,0 тыс.руб. или 100,0% к годовым назначениям.[34]
Перечислены территориальным фондам обязательного медицинского страхования всех субъектов Российской Федерации и города Байконура субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в сумме 20 996 951,9 тыс. руб. или 94,3% к годовым назначениям.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялось финансирование расходов на проведение дополнительной диспансеризация работающих граждан. Финансирование указанных расходов осуществлялось за счет средств федерального бюджета в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. На указанные цели в бюджеты территориальных фондов ОМС были направлены 5 685 056,0 тыс.руб. (99,1 % годовых назначений).
На финансирование расходов на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в 2008 году и на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2007 году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены денежные средств в сумме 53 907 858,6 тыс. руб.
Финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) осуществлялась в 2009 году в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в редакции Федеральных законов от 28 апреля 2009 г. № 79-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. № 264-ФЗ) (далее – Закон о бюджете).
Доходы бюджета Фонда на 2009 год утверждены Законом о бюджете в сумме 119070242,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25545406,0 тыс. рублей, расходы – в сумме 114070242,0 тыс. рублей с расчетным профицитом бюджета 5000000,0 тыс. рублей.
Бюджет Фонда по доходам исполнен за 2009 год в сумме 126562369,8 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес (71,0%) в общей сумме доходов составили налоговые доходы, из них единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Фонда – 88832142,9 тыс. рублей.
Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет Фонда в сумме 977 569,4 тыс. рублей.
Поступления сумм недоимки, пеней, иных финансовых санкций по взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, составили 15268,1 тыс. рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из территориальных фондов ОМС составили 3253038,6 тыс. рублей.
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет из Фонда в федеральный бюджет составил 4413154,9 тыс.рублей.
Прочие неналоговые доходы Фонда составили 1199,7 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда поступили в сумме 37896306,0 тыс. рублей.
Расходы бюджета Фонда в 2009 году с учетом привлеченных остатков средств бюджета Фонда, образовавшихся на 1 января 2009 год, составили 130 037389,3 тыс. рублей.
Расходы Фонда на осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС составили 91643420,8 тыс. рублей:
 - дотации территориальным фондам ОМС в соответствии с Законом о бюджете составили 85687064,3 тыс. рублей;
 - средства нормированного страхового запаса составили 5956356,5 тыс.рублей.
На обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены субсидии федерального бюджета в сумме 3822570,0 тыс. рублей.
На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни согласно заявкам, представленным Фондом социального страхования Российской Федерации, в 2009 году перечислены средства Фонда в размере 17000000,0 тыс. рублей.[19]
В 2009 году Фондом в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета следующих мероприятий:
 - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан направлено 3788890,2 тыс. рублей. Неполное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета является следствием неисполнения рядом субъектов Российской Федерации установленных плановых показателей проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;
 - на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлены субсидии в сумме 823626,2 тыс. рублей. Неполное использование в 2009 году бюджетных ассигнований на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации связано с недостаточным количеством детей, подлежащих диспансеризации, в результате активного внедрения программ в субъектах Российской Федерации по усыновлению, опеки и патронату.
На завершение расчетов по финансовому обеспечению государственного задания на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи в первом квартале 2009 года направлены субвенции в размере 1790,1 тыс. рублей за счет остатка средств на 01.01.2009, образовавшегося в бюджете Фонда в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в 2008 году на указанные цели.
В целях предоставления бюджетам территориальных фондов ОМС трансфертов на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2009г. № 1163-р в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены средства федерального бюджета в сумме 12350900,0 тыс.рублей.[10]
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и информатизацию системы ОМС составили 606 192,0 тыс.рублей, из них: на содержание аппарата Фонда 257 571,9 тыс. руб., на международные культурные, научные и информационные связи 330,1 тыс.руб., на переподготовку и повышение квалификации кадров 12326,8 тыс.руб., на НИОКР 15 430,0 тыс.руб., на информационное обеспечение системы ОМС 309 747,7 тыс.руб., на освещение деятельности Фонда в средствах массовой информации 10 785,5 тыс.рублей.
Доходы и расходы ФОМС устанавливаются на одном уровне: в 2009 году - 119,31 млрд. рублей, в 2010 году - 137,96 млрд.рублей, в 2011 году - 157,92 млрд. рублей.
На проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан выделяется по 4 млрд. рублей ежегодно. Для финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования резервируются средства на 2010 год в размере 98,96 млрд. рублей, на 2011 год - 115,92 млрд. рублей.
Расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2009 году составили 3,82 млрд. рублей, в 2010 году составили 4,07 млрд. рублей и в 2011 году соответственно 4,35 млрд. рублей.
Также предусматривается расширение контингента детей, подлежащих диспансеризации в 2009-2011 годах. В указанный период будет проводится диспансеризация не только пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Следовательно, наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Не менее весомым до 2009г. была и реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами. В 2009 - 2010 данная статья включена в межбюджетные  трансферты.[1]
В целом доходы бюджета Фонда в 2010 году составили 101 843,6 млн. рублей. Доходы бюджета Фонда без учёта межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составили 97 109,6 млн. рублей (95,4% от общего объёма поступивших средств), из них страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 91 027,8 млн. рублей.
За 2010 год сумма средств, переданных Фонду из федерального бюджета на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составила 4 734,0 млн. рублей. Объём расходов бюджета Фонда за 2010 год составил 109 124,0 млн. рублей.
 
2.2      Особенности бюджетов территориальных  фондов обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы
 
В Российской Федерации реализацию Закона «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» обеспечивали 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования
Одним из основных показателей, характеризующих деятельность системы ОМС, является динамика поступлений финансовых средств.[7]
В 2009 году в бюджеты ТФОМС всего поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году, в 2010 году поступило  574,9 млрд. рублей, данные приведены в таблице 3.
 
Таблица 3 –  Поступление средств в ТФОМС в 2008-2010 гг.
                                                                                 В миллиардах рублей
Показатели
2008
2009
2010
Поступило средств всего, из них:
537,0,
551,5
574,9
Налоги, страховые взносы всего, из них:
341,9
363,3
183,7
- единый социальный налог
153,0
153,1
0
- страховые взносы на ОМС неработающих граждан
178,9
200,4
163,9
- недоимки и пени по страховым взносам на ОМС неработающих граждан
0,6
0,5
0
- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
6,2
5,9
7,3
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
2,8
2,9
3,2
- единый сельскохозяйственный налог,  млн. руб.
0,1
0,1
1,0
- недоимки, пени и штрафы по взносам в государственные внебюджетные фонды
0,3
0,4
0
Безвозмездные поступления всего, из них:
185,2
176,2
376,8
дотации из средств ФОМС
71,3
91,6
86,2
субсидии и субвенции из средств федерального бюджета, из них:
80,0
20,8
108,6
- на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами
45,9
-
-
 
 
 
Продолжение таблицы 3
В миллиардах рублей.
Показатели
2008
2009
2010
- на денежные выплаты медицинским работникам
21,0
-
-
- на ОМС неработающего населения (детей)
3,5
3,8
3,8
- на проведение пилотного проекта в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения
3,4
-
-
- на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в стационарных учреждениях
0,5
0,8
0,8
- на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан
5,7
3,8
4,2
- на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
-
12,4
86,2
- средства бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на денежные выплаты медицинским работникам
-
19,0
18,6
*) с 2008 года – средства бюджетов субъектов РФ на ОМС неработающего населения
Рост поступлений средств в ТФОМС в сравнении с 2008 годом отмечается в большинстве субъектов РФ (от 100,2% в Псковской области до 141,4% в Сахалинской области). Вместе с тем, в 35  субъектах РФ поступления средств в ТФОМС были меньше, чем в 2008 году. В Калужской, Белгородской, Вологодской, Саратовской, Свердловской областях и Республике Мордовии поступления составили менее 90% к  2008 году.
В структуре доходов бюджетов ТФОМС значительный удельный вес имеют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, направляемые в ТФОМС органами исполнительной власти субъектов РФ, которые в 2009 году составили в среднем по Российской Федерации 36,3% от всех поступлений, или 200,9 млрд. рублей (с учетом недоимок и пеней по страховым взносам на ОМС неработающих граждан). 
В 17 субъектах РФ указанные поступления были ниже, чем в 2008 году. В Архангельской, Саратовской, Свердловской областях,  Республике Мордовии, Республике Бурятии средства на ОМС неработающего населения  составили менее 90% к поступлениям в 2008 году.
Налоговые поступления  в расчете на 1 застрахованного работающего гражданина в среднем по Российской Федерации составили 2682,6 рублей. Минимальный размер налоговых поступлений на 1 застрахованного работающего гражданина наблюдался в Ивановской области – 1584,3 рублей, Кировской области – 1604,8 рублей, Республике Ингушетии – 1 638,4 рублей.
Размер страховых взносов на 1 застрахованного неработающего гражданина в среднем по Российской Федерации составил 2 445,7 рублей. При этом самые  низкие   поступления    отмечены     в      Республике   Ингушетии –630,0 рублей,  Республике Дагестан – 726,4 рублей,  Ульяновской области – 850,1рублей.
Размер средств ОМС на 1 застрахованного гражданина с учетом дотаций ФОМС на территориальную программу ОМС и субсидий на неработающее население (детей) составил 3302,1 рублей. [23]
Структура расходования средств ТФОМС в 2008-2010 гг. представлена в таблице 4.
 
 
Таблица 4 – Расходование средств территориальными фондами обязательного медицинского страхования в 2008-2010 гг.
В миллиардах рублей
Расходы
2008
2009
2010
Израсходовано средств всего, из них:
531,2
550,8
574,2
 
542,3
 
7,6
 
 
 
-
17,0
 
- на финансирование территориальной программы ОМС всего, из них:
446,1
520,1
-на выполнение управленческих функций фонда
7,2
7,5
-на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи  по обеспечению лекарственными средствами 
47,3
-
- на денежные выплаты медицинским работникам     
18,2
17,7
-на проведение пилотного проекта в субъектах  РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения
5,8
-
 
 
-
 
0,9
 
 
 
4,2
-на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в стационарных учреждениях
-на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан
0,5
 
 
 
5,1
0,9
 
 
 
4,4
 
 
 
 
В 2009 году в структуре расходов ТФОМС 94,4% составляют расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования  (2008 год – 84,0%).
Следовательно, принцип утверждения базовой программы с гарантированным финансовым обеспечением означает, что при нехватке средств, следует менять объем социальных обязательств и искать внутренние источники экономии. Это требует разработки нескольких вариантов программы и их корректировки в зависимости от приятных сценариев развития.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы ОМС определяется как разница между стоимостью этой программы и взносами на ОМС работающих. Размер бюджетных поступлений для реализации территориальной программы ОМС должен определяться договором между администраций области, администрациями муниципальных образований и ТФОМС. Объем бюджетного финансирования видов медицинской помощи и программ развития здравоохранения, не включенных в программу ОМС, утверждается дополнительно.
С января 2011 года началось поэтапное вступление в силу закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», мероприятия распланированы до 2015 года. Критики в адрес закона действительно  много. Закон касается всех 138 миллионов человек населения России, и предстоит долгая кропотливая работа всех участников процесса, о полноценно работающей системе можно будет говорить не раньше 2014-2015 года. Финишная точка – это внедрение единой электронной карты, выдаваемой каждому гражданину для получения медицинской помощи по всей территории России.
Реализация закона предусматривает ряд улучшений, которые сможет ощутить на себе каждый гражданин. Прежде всего, уже в 2011 году закон должен снять проблему неоказания медицинской помощи гражданину, находящемуся за пределами места постоянного проживания (а именно с этим было связано более 40% жалоб граждан). Прежняя схема взаиморасчетов между разными субъектами Российской Федерации была очень сложна, не предусматривала четких обязательств одного субъекта перед другим и, зачастую, медицинские организации просто не получали деньги за лечение «чужого» больного и не были заинтересованы в оказании ему медицинской помощи. Теперь функция межтерриториальных расчетов поднята на уровень Федерального фонда ОМС, который аккумулирует у себя часть средств и за счет них осуществляет расчеты. Не позднее 25 дней любое медицинское учреждение, оказавшее помощь и выставившее счет, получит деньги за пролеченного больного. Теперь оно прямо заинтересовано в лечении иногородних, поскольку получит те же самые деньги. За отказ в предоставлении лечения законом установлены штрафы.
Вторым важнейшим направлением улучшения положения граждан должно стать повышение доступности медицинской помощи и выравнивание условий ее получения. Сегодня объемы, качество и доступность медицины в разных регионах России существенно отличаются – в силу, в первую очередь, различий в финансовой обеспеченности и материально-технической базе. За 3-4 года действия закона об ОМС, Программы модернизации здравоохранения, национального проекта «Здоровье» и разрабатываемого закона «Об охране здоровья граждан» должны быть выровнены условия и качество медпомощи по всей территории РФ. Финансироваться данное направление будет за счет субвенций Федерального фонда в адрес более слабых регионов.
Третьим улучшением будет то, что начнет реально действовать право свободного выбора страховой компании и врача. Как следствие, должны измениться менталитет граждан и появиться ответственность за свой выбор.
Есть позитивный момент для частных медицинских организаций, высказывавших недовольство тем, что раньше им было сложно вступить в систему ОМС. Теперь доступ открыт, но надо сказать, что потока желающих в нее попасть пока что не наблюдается. Причиной тому – слишком низкие тарифы, применяемые на сегодняшний день. В настоящий момент не редкость ситуация, когда тарифы покрывают не более 40% от полной суммы затрат, поэтому работать с ними частным медучреждениям не интересно. Кроме того, низкий тариф (наряду со слабой системой наказаний, которая сейчас будет меняться в сторону ужесточения) является причиной вынужденных приписок со стороны медучреждений.
Полный тариф (то есть включающий все статьи затрат медучреждения) вступит в силу только с 2014 года. Однако система предъявляет очень жесткие требования к структуре и порядку оказания медицинской помощи, поэтому готовиться к этой работе частным клиникам следует начинать задолго до введения полного тарифа, а именно уже в текущем году.
Что касается страховых компаний, то пока им не приходилось реально бороться за выбор клиентов. С 2012 года определятся позиции, по которым им можно будет конкурировать. Есть основания считать, что теперь страховые компании начнут осмысленную борьбу за застрахованного.
Однако было бы неправильно не сказать и о недостатках и сложностях в реализации данного закона. Основная часть сложностей связана с отсутствием единообразия между различными территориями Российской Федерации. Каждая территория привыкла работать по своим правилам, и, конечно, в течении 2011 года чуда не произошло, и измениться ничего не успело. До принятия закона не ставилось задач унификации и стандартизации системы ОМС, создания единого информационного пространства. Сегодня, при подведении итогов, приходится складывать несопоставимые показатели. Необходимо, чтобы учет велся в режиме онлайн, по единым принципам. ФФОМС совместно со страховыми компаниями сейчас разрабатывает меры по преодолению сложившейся ситуации.
 
2.3 Проблемы системы обязательного медицинского страхования
 
Cистема обязательного медицинского страхования (ОМС) в нашей стране сложилась почти два десятилетия назад - закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» был принят в 1991 году. Таким образом, система ОМС стала данностью в Российской Федерации, и перспективы развития здравоохранения в нашей стране очень тесно связываются с ним.[12]
В системе обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2011 года осуществляли деятельность Федеральный фонд и 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования, 107 страховых медицинских организаций, имеющих статус юридического лица, и 246 филиалов страховых медицинских организаций, 8142 самостоятельные медицинские организации.
Тем не менее, очевидно, что система ОМС требует реформирования: неслучайно уже несколько лет шло обсуждение различных вариантов законопроекта «Об обязательном медицинском страховании».
Вопрос о реформировании обязательного медицинского страхования (ОМС) встал давно, по сути, с самого начала функционирования системы, поскольку очень быстро выявились и недоработки закона, и сложность (а то и невозможность) реализации целого ряда его положений на практике.
Соответственно актуальной оказывается оценка эффективности существующей системы обязательного медицинского страхования, выявление ее положительных элементов, которые должны получить дальнейшее развитие, а также определение тех компонентов, которые нуждаются в устранении либо усовершенствовании. В рамках системы ОМС сегодня перераспределяются огромные финансовые средства, и далеко не безразлично, как они будут использоваться, и в каком направлении будут стремиться их потоки. Значимость такого анализа определяется тем обстоятельством, что конечным его результатом выступает возможность обеспечения здоровья населения - стратегического и экономического потенциала основного ресурса страны, главная социальная цель государства.
При рассмотрении системы ОМС возникает немало проблем методологического, понятийного характера. Действительно, трактовка обязательного медицинского страхования неоднозначна. Согласно ст. 1 закона от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования. Если же обратиться к Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», то обнаруживается следующее. Ст. 1 указанного закона определяет, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Вместе с тем в системе ОМС застрахованными являются еще и неработающие граждане. Получается, что система ОМС, являясь частью системы социального страхования, в то же время шире ее, охватывая и неработающее население.[5]
Рассматривая обеспечение системой ОМС социальных гарантий населению, следует отметить еще один момент. Вышеуказанная ст. 1. Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» гласит, что обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Обеспечение равенства возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи на уровне субъектов Федерации представляет собой отдельную проблему. Здесь же необходимо остановиться на том, что «равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования», и просто «равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи» - это далеко не одно и то же.
С другой стороны, поскольку виды и объемы помощи, предоставляемой за счет средств ОМС, гораздо меньше по сравнению с видами и объемами всей бесплатной медицинской помощи (включая финансируемые из бюджета), то система обязательного медицинского страхования и не претендует на то, чтобы гарантировать бесплатность всей медицинской помощи.
При этом важно отметить, что в главном для системы здравоохранения законодательном акте - Законе Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в отношении обеспечения равной доступности вообще нет никакого нормативного положения.
Цель медицинского страхования, декларированная законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств. Если этих средств недостаточно, то претензии предъявить не к кому: формально это означает, что бесплатная помощь может быть оказана в урезанном виде или не оказана вообще, притом в полном соответствии с законом. К сожалению, на практике часто так и происходит.
Следовательно, можно заключить, что заявленное еще в момент введения в практику системы ОМС декларируемое утверждение о том, что система ОМС (хотя бы теоретически) обеспечивает большие гарантии бесплатной медицинской помощи, чем бюджет, представляется довольно сомнительным.[4]
Не стоит забывать, что медицинское страхование исторически (с точки зрения мировой практики, за исключением стран бывшего социалистического лагеря) выступало как средство повышения социальных гарантий относительно частного здравоохранения. Вместе с тем цивилизация не придумала лучшие гарантии, чем бесплатное бюджетное здравоохранение. С этой точки зрения, никакие формы страхования не способны обеспечить лучших гарантий, чем государственная бюджетная система. Тем более это касается отечественной системы ОМС, не обладающей для этого ни рациональной организационной структурой, ни необходимыми финансовыми ресурсами.
Несовершенство системы ОМС, с точки зрения гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, проявляется и в путях практической реализации этих гарантий. Экономическая и организационная сторона дела таковы, что обеспечивать помощь наиболее рисковым контингентам (БОМЖи, переселенцы, незастрахованные, иностранные граждане и т.д.) никто не хочет.
Завершая анализ возможностей обеспечения социальных гарантий в системе ОМС, следует отметить, что до сих пор значимой остается и реализация взаиморасчетов между территориями за медицинскую помощь, оказанную за пределами зоны страхования. Несмотря на наличие соответствующих инструкций Федерального фонда ОМС, целый ряд регионов игнорирует утвержденный порядок взаиморасчетов, что демонстрирует неспособность системы ОМС разрешить ею же созданную проблему.[8]
В результате всего этого оплату услуг за бездомных, иногородних и так далее медицинским учреждениям получить крайне сложно, а иногда и просто невозможно. Конечно же, в подобных случаях такие пациенты являются крайне «неудобными» для учреждений здравоохранения, и они стараются всеми правдами и неправдами избавиться от них как можно быстрее. Все это отнюдь не способствует реализации гарантий бесплатной медицинской помощи.
Второй широкий аспект анализа существующей системы ОМС и ее потенциала - возможности реализации основных принципов медицинского страхования.
Как известно, к одному из достоинств ОМС принято относить замену налогового характера сбора средств для здравоохранения на более эффективный - взносы в систему ОМС.
Следует отметить, что механизм сбора средств на цели обязательного медицинского страхования долгое время был вовсе не таким, каким планировался в первоначальном варианте при введении системы ОМС. На первом этапе функционирования ОМС в нашей стране сбором страховых взносов занимались фонды ОМС.
Замену налогового характера сбора средств для здравоохранения на, как утверждалось, более эффективный способ сбора страховых взносов (в рамках перехода от бюджетного финансирования к страховому) тогда принято было относить к одному из достоинств ОМС. Действительно, фонды ОМС, принципиально заинтересованные в увеличении финансовых поступлений, проявляли достаточно большую активность в получении средств от должников.
В дальнейшем данная функция перешла к налоговым органам. В соответствии с Налоговым кодексом РФ взносы на обязательное медицинское страхование относились не к страховым взносам, а к налогам и входили в состав Единого социального налога (ЕСН). Порядок их начисления и сборов регламентировался главой 24 Налогового кодекса РФ (ныне утратившей силу). Соответственно сбором страховых взносов стали заниматься налоговые органы.
Преобразование страховых взносов в налоги и передача функции сбора страховых взносов на ОМС от фондов ОМС к налоговым органам вызвали немало споров. Была очевидна тенденция к централизации власти, к выстраиванию «вертикали», к устранению страховых принципов. Последствия подобных реформ были неоднозначны. С одной стороны, у налоговых органов, для которых удельный вес взносов в ОМС в общей сумме налогов был незначителен, не возникало особого интереса серьезно заниматься неплательщиками. При этом следует отметить, что если в свое время на фонды ОМС были возложены некоторые функции налоговых органов, в частности, обязанности по налоговому контролю (ст. 30 и ст. 34.1 Налогового кодекса РФ), то в дальнейшем эти были функции упразднены. С другой стороны, реальных рычагов влияния на должников у налоговых органов было намного больше.
Сейчас же в соответствии с уже рассматривавшимся Законом № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. Но у Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов нет ни возможностей налоговых органов, ни заинтересованности, присущей фондам ОМС.
Таким образом, можно заключить, что в итоге с помощью ОМС в свое время не удалось уйти от налогового характера сбора средств для финансирования здравоохранения, как планировалось, за счет замены его более эффективным или социально более справедливым механизмом. Во-первых, на длительное время прямо был возвращен налоговый характер поступления средств в ОМС (ЕСН относился к налогам). Во-вторых, через бюджет, формируемый на традиционной налоговой основе (взносы на страхование неработающего населения), в фонды ОМС поступает больше средств, чем страховые взносы от работодателей. Так, в 2009 г. 200,4 млрд. руб. поступило в территориальные фонды ОМС в виде страховых взносов на ОМС неработающих граждан (то есть за счет бюджетов, сформированных на налоговой основе) и только 153,1 млрд. руб. в виде ЕСН (которые сейчас заменили на страховые взносы).[3]
Сейчас вновь вернулись от ЕСН к страховым взносам. При этом совокупная ставка страховых платежей с 2011 года стала выше, чем была ставка ЕСН, то есть совокупная налоговая нагрузка заметно возросла, она увеличилась  с 3,6 до 5,1%.
Подобные перспективы, конечно, не могут не радовать представителей здравоохранения. Однако не все так замечательно, как видится на первый взгляд. Страховые взносы взимаются не со всего фонда оплаты труда, а лишь с годовой зарплаты сотрудника до 415 тыс. рублей в год. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, хотя при этом шкала будет «плоской», а не «регрессивной», как применительно к случаю с ЕСН.
В 2010 и в 2011 годах для основной части плательщиков страховых взносов за небольшим исключением применяются следующие тарифы страховых взносов, которые приведены в таблице 5.
 
Таблица 5 – Тарифы страховых взносов в 2010 и 2011 гг.
В % от фонда оплаты труда

и т.д.................


Год
Всего
В том числе:
Пенсионный
фонд
Фонд   
социального
страхования
Российской
Федерации
Фонды обязательного медицинского 
страхования
Федеральный фонд
обязательного 
медицинского 
страхования
Территориальные 
фонды обязательного
медицинского   
страхования
2010
26,0
20,0
2,9
1,1
2,0
2011
34,0
26,0
2,9

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.