На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Выбор оптимального варианта отфрахтования судна и составление проекта чартера

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 

ЗАДАНИЕ

 
на курсовую работу по дисциплине «Коммерческая работа на морском транспорте»  на тему: “Выбор оптимального варианта отфрахтования судна и составление проекта чартера”
 
 
 
 

Вариант № 12

 
 
 

Задаваемые реквизиты

Данные

1. Наименование судна
«Капитан Иванов»
2. Наименование головного судна
«Капитан Егоров»
3. Место освобождения судна
Одесса
4. Дата освобождения судна
30.08

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Технико-эксплуатационные  характеристика судна
 
Таблица №1
Характеристика
Единица измерения
Значение
1. Название головного судна
 
«Капитан Егоров»
2. Тип судна
 
«Капитан Иванов»
3. Место и год постройки
 
Швеция,1982
4. Класс Регистра
 
КМ*L3
5. Длина максимальная
М
183
6. Ширина максимальная
М
23,4
7. Высота борта
М
13,5
8. Осадка в полном грузу
М
10,54
9. Осадка порожнем
М
2,71
10. Число тонн на 1 см осадки
Т/см
59
11. Водоизмещение судна в полном грузу
Тонн
31000
12. Водоизмещение порожнем
Тонн
7124
13. Полная грузоподъемность
Тонн
49600
14. Грузовместимость
М3
29159
16. BRT
Рег. тонн
14550
17. NRT
Рег.тонн
8738
18. Скорость хода в грузу
Узлы
13
19. Скорость хода в балласте
Узлы
14
20. SUEZ NRT
Рег. Тонн
12604,49
21. PANAMA NRT
Рег. Тонн
11447,540
22. Суточный расход мазута:
-          на ходу;
-          на стоянке.
 
Т/сут
Т/cут
 
28
3
22. Суточный расход диз.топлива:
-          на ходу;
-          на стоянке.
 
Т/сут
Т/cут
 
3,0
3
23. Число люков и трюмов
Ед.
7
24. Объем грузовых помещений
М3
28574
25. Количество и грузоподъемность                   судовых грузовых средств
стрелы
Кран
насосы
2
1
3
26. Оснащенность средствами вентиляции
 
есть
27. Объем бункерных емкостей:
-          для мазута
   -   для диз. топлива
 
 
М3
М3
 
 
1554t
188t
28. Численность экипажа
Чел.
23

 
 
 
 
2. Предварительный  отбор оптимальных оферт
 
      Выбор оферт осуществляется по следующим критериям:
            
1.Наименование и размер грузовых партий, предлагаемых  в офертах  грузов.
     В моем случае судно – ОВО дедвейтом 54500 тонн перевозит нефть и нефтепродукты, навалочные грузы, значит все оферты с генеральными грузами, а также оферты с наливными грузами, но размером партии более 50000 тонн (примерно) будут отвергнуты сразу при первом рассмотрении.
2. Требуемый в оферте срок подачи тоннажа.
       Рассчитываем время, необходимое на балластный переход от места нахождения судна, предложенного в задании, до порта подачи тоннажа, добавляем к дате освобождения судна по предыдущему рейсу и получим вероятное время прибытия судна  в порт погрузки по оферте. Далее сравниваем эту дату с требуемой датой прибытия в оферте и смотрим, сможет ли наше судно удовлетворить требования по сроку подачи тоннажа.
3. Минимум балластных переходов.
     Оставшиеся оферты следует сравнивать по балластным переходам и оставить те, у которых балластные пробеги естественно будут минимальны.
Таким образом, на основе предварительного отбора, отказываясь от самых невыгодных оферт, получаем 5 наиболее приемлемых для дальнейшего рассмотрения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица № 2
 
Оферта №97
Оферта №169
Оферта №217
Оферта
№ 244
Оферта № 299
1. Род груза
Сырая нефть
Сырая нефть
Сырая нефть
Сырая нефть
мазут
2.Количество груза,т
49000+-10%
49000+-10%
48000+-10%
47000+-10%
48000+-10%
3. Страна фрахтователя
Испания
Франция
АРЕ
Германия
Куба
4. Порт погрузки
Новороссийск
Новороссийск
Новороссийск
Туапсе
Туапсе
5. Порт выгрузки
Картахена
Лавера
Александрия
Гамбург
Сантьяго
6.Готовность судна к отправке, дата
29.08-01.09
28-31.08
25-31.08
30.08-02.09
27.08-02.09
7.  Валовые нормы стояночного времени:
-при погрузке, часы
- при выгрузке, часы
 
 
 
 
72
 
 
80
 
 
 
 
70
 
 
60
 
 
 
 
70
 
 
55
 
 
 
 
80
 
 
50
 
 
 
 
100
 
 
110
8. Фрахтовая ставка  за 1тонну груза, $
5,8 $/т
5,1 $/т
3,91 $/т
8,64 $/т
13,95$/т
 
 
 
Расстояния между портами
                                                                                                           Таблица №3 
 
                                           в бал.                                                       в гр.
    Порт освоб-ия                                    Порт погрузки                                    Порт выгрузки
1      
Одесса
     362
Новороссийск
2033
Картахена
2
Одесса
362
Новороссийск
1729
Лавера
3
Одесса
362
Новороссийск
1064
Александрия
4
Одесса
415
Туапсе
3905
Гамбург
5
Одесса
415
Туапсе
6098
Сантьяго
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Характеристика  внешних  условий эксплуатации судна
 
Особенности  внешних  условий  эксплуатации судна  значительно                               влияют  на результаты  работы  судна,  поэтому их конкретному  и   четкому  освещению  должно  быть уделено  достаточно  внимания.
В данном разделе необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1.    Общая характеристика трассы.
2.       Характеристики портов захода.
 
Новороссийск (Россия)
 
Порт Новороссийск находится в северо -  восточной  части  Черного моря в  Новороссийской  бухте в 60 милях к юго - востоку от Керченского пролива.      Порт открыт  для навигации круглый год,  ледовый покров акватории порта и бухты очень редок.  Иногда,  особенно в период очень  холодной зимы, тонкий слой льда может покрыть территории прибрежной линии. Зимой с прибрежных гор дует сильный  северо  -  восточный  ветер, достигающий ураганной силы. Из-за этих ветров при температуре ниже нуля суда,  стоящие на рейде в Новороссийской бухте,  могут быстро  покрыться льдом.      Входить в порт во время "боры" невозможно, поэтому всем судам рекомендуется покинуть  Новороссийскую бухту и выйти в открытое море перед началом урагана или встать на якорь на рейде в Южной Озереевке  на расстоянии не  менее  5 - 8 миль к западу от входа в порт Новороссийск до тех пор, пока погода полностью не восстановится. Границы перепада уровня воды в Новороссийской бухте находятся под большим влиянием ветров, но не превышают 0 - 6 м. Время от времени перемена уровня  воды,  вызванная  перепадами атмосферного давления (это явление получило название "сейш"). Максимальное изменение уровня воды, вызванное "сейш",  измеренное  в Новороссийской бухте составляет 0 – 6 м. Порт состоит из двух гаваней: сухогрузная и нефтяная гавани (Шесхарис). Внутренний рейд расположен в вершине Новороссийской бухты и отделяется от внешнего рейда западным и восточным молами и южной  границей порта. При входе в порт ночью никаких ограничений не  накладывается.  Во время северо  -  восточного  или  южного  ветра при силе ветра более 7 швартовка и отшвартовка небезопасна.    Допустимая длина  судна для входа в порт находится в пределах 250 м с осадкой 13.5 м для нефтеналивных судов. Суда могут  использовать радио для связи через новороссийскую радиостанцию, работающую в течение 24 часов в сутки. Количество допустимых  для  использования  буксиров и их мощность ограничиваются размерами судов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Туапсе (Россия)
 
Порт Туапсе расположен между устьями рек Туапсе и Пак  в  вершине Туапсинской бухты на Кавказском побережье Черного моря. Навигация возможна круглый год. Порт защищен Западным, Юго-западным и Первомайским волноломами, а также Южным молом. Вход в  порт  имеет  ширину  220  м  и  расположен между вершиной Юго-западного волнолома и Южным молом. Часть акватории  порта,  ограниченная береговой линией средствами навигации, приспособлена под внутренний рейд судов.      Несмотря на то,  что внутренняя акватория порта защищена волноломами и молом,  находящимися в порту,  пребывание в ней не всегда безопасно по причине сильного волнения, вызванного южными штормами. При сильном ветре волны могут перекатываться  через  волноломы  и вызывать сильное волнение в пределах акватории порта. При сильном ветре,  дующем с юго-востока и северо-запада,  иногда даже при  отсутствии ветра,  пребывание в порту небезопасно по причине сильного переменного поверхностного течения с волной.  Это явление получило название Тягун. В это время судам рекомендуется выйти из порта в открытое море. Перемены уровня  воды в акватории порта сильно зависят от ветров. Максимальные перепады уровня воды находятся в пределах 0 - 6 м.  Перемены уровня воды могут быть также вызваны изменением атмосферного давления (Сейш), что может продолжаться от нескольких минут до нескольких дней. Судам следует ожидать лоцмана на якоре, что является обязательным как при входе в порт,  так и при выходе из порта.  Капитан за 96 часов до прибытия (прибытие судна подтверждается за 4 часа до подхода к порту и за 2 часа для получения разрешения на заход в порт) должен подать сообщение портовым властям, содержащее описание груза,  размещение  и вес тяжеловесных грузов,  количество пассажиров,  осадку судна,  длину судна и необходимые услуги.
 
Одесса (Украина)
 
Порт Одесса находится на северо-западном побережье Черного моря в юго-западной части Одесской бухты. Порт доступен для навигации круглый год, но в особо суровые зимы требуется ледокольная помощь судам, заходящим в одесский порт (примерно 30 дней в год).  Первый лед появляется во второй половине декабря и окончательно сходит в феврале. После того как образовался ледовый покров, зачастую он может быть поврежден сильными ветрами и штормовой погодой.  В мягкую зиму Одесская бухта  льдом не покрывается. Границы колебаний уровня воды, вызываемых ветрами, зависит от силы ветра и достигает 2 м. На уровень воды также оказывает существенное влияние атмосферное давление ("сейш"). "Сейш может длиться в  течение промежутка времени от нескольких минут до нескольких дней, вызывая перемену уровня воды от 0 до 5 м. Суда обязаны  входить в порт только в присутствии лоцмана и иметь сигнальные огни, полностью соответствующие указаниям лоцмана.  Постановка судна у причала зависит от погружаемого или перевозимого груза. Суда могут входить и выходить из порта в любое время дня и ночи. Высота подъема корпуса над поверхностью воды судов средних размеров при входе в порт или выходе из порта должна быть не менее 1  фута; судов больших размеров - не менее, чем 2 фута.      Судам разрешается подходить к  береговым  причалам  только  после предоставленного капитаном порта разрешения и когда будет послан соответствующий сигнал с сигнальной станции. Скорость судов при прохождении по каналу, навигационно обозначенному в пределах портовой, акватории не должна превышать 4 узла. Суда больших размеров, заходящие в порт в балласте, могут швартоваться к причалу только при силе ветра, не превышающей 6 баллов.
 
Гамбург (Германия)
 
Лоцманский катер находится на станции Элби 1,  в плохую погоду он переходит к  востоку к станции Элби 2.  В течение 12 часов до прибытия судна на лоцманскую станцию должна быть передана информация,  содержащая наименование судна, количество груза, дата и время прибытия лоцмана на борт судна и  осадка судна в метрах. Лоцманская проводка  осуществляется в трех основных районах. Она необязательна, но рекомендуется судам на подходах и  в  порту.  Лоцман может быть вызван по международному коду,  флагом, звуком или сигналом Морзе или по радио.    Суда, ожидающие  лоцмана,  могут  находится  на стоянке у Элби 1, имеется также еще два места,  приспособленные для рейда судов, имеющие доступные глубины 13 и 14 м. На ночное посещение порта никаких ограничений  не  накладывается. Суда с  осадкой  более  32 футов должны быть доведены лоцманом до лоцманской станции за час до начала прилива.  Глубина канала - 12 и  14.5 м. Максимальная осадка судов в пресной воде  42 фута. Она находится в большой зависимости от западного или восточного ветра. При подходе к Гамбургу следует учитывать наличие мостов. Для обработки  танкеров  в  порту имеется 27 причалов для судов с максимальной осадкой 42 фута.  Также имеется система мойки  и  газовой зачистки танков, несколько причальных тумб. Пресная вода доставляется с берега почти у всех  причалов,  также возможно обеспечение пресной водой с барж. В порту предоставляются все виды топлива, которое может быть поставлено либо на причалах, оборудованных для обработки танкеров, либо с барж. Открытие и  закрытие  люковых закрытий производится в большинстве случаев командой
судна при помощи стивидоров или в соответствии с условиями, оговоренными в чартере. В Порту предоставляются все виды палубного ремонта, ремонта корпуса и  машин  на  локальных верфях Гамбурга.  Ремонт подводных частей судна требует помощи водолазов и задействования специального  оборудования.
 
Лавера (Франция)
 
Для входа в порт обязательно использование лоцмана. Лоцмана можно вызвать, связавшись с марсельским радио или лоцманским катером VHF.      Рекомендуется спрашивать лоцмана о наиболее подходящем месте постановки судна на якорь на внешнем рейде во  избежание  занятия  судном
места, заказанного другим судном в порту. Допустимая осадка судов для посещения Лаверы составляет 53 фута. В порту имеется 11 буксиров мощностью от 90 до 1800 лош.сил. Для входа в порт никаких ограничений на  суда  не  накладывается. Суда с  количеством  груза 6000 т и выше должны подать заявку для прохождения канала Каронте. При заходе в Лаверу необходимо учитывать,  что здесь имеются мосты: один железнодорожный и один автомобильный.  Оба они проходят через канал Каронто и имеют специально отведенное время для открытия.  Суда, имеющие высоту над уровнем моря 21 м и менее могут проходить  в  любое время под железнодорожным мостом, высота автомобильного моста 50 м. В порту имеется все оборудование,  необходимое для госпитализирования и оказания медицинской помощи. Капитан судна может вызвать врача заранее до прибытия судна в порт. Каждый из  восьми  причалов оборудован линиями по погрузке и выгрузке сырой нефти а также всех видов производных ее продуктов. Трубопроводная система нефтяного порта Лаверы соединяется с распределителями (7 оборудованы для переработки нефтепродуктов, 2 - для переработки сырой нефти), которые связаны со станциями по очистке нефти и с Южно-Европейским трубопроводом (только для сырой нефти)      Терминал шлангового оборудования. На каждом причале имеются металлические опорные рамы,  на которых подвешиваются шланги для  связи  с судном. Они  оборудованы  лебедками сжатого воздуха,  а также судовыми грузовыми стрелами, которые должны быть приведены в готовность до прибытия судна. Танкеры могут освободиться от балласта у любого причала, исключая воду, использовавшуюся при мойке танков и фекальные воды.      Пресную воду можно получить по трубопроводам и шлангам у причала. Баржи с водой приходят из Марселя. Топливо поставляется баржами для судов, находящихся под погрузкой или выгрузкой  в  порту и для судов на рейде.  Танкеры,  находящиеся в порту Лавера, обеспечиваются топливом по трубопроводам.
 
 
Картахена (Испания)
 
Лоцманская проводка обязательна. Подходы к порту:  банка Эскамбрерас глубиной 9 - 5  м  на  западе острова Эскамбрерас  и простирается на 200 - 400 м к западу от восточного побережья острова. Глубина входа в порт на всем протяжении составляет 25 м. Проход в порт Эскамбрерас не составляет особых трудностей. Танкеры заходят  в порт Эскамбрерас,  находящийся в двух милях от Картахены. В этом порту предоставляются все необходимые  погрузо-разгрузочные средства. Максимальная допустимая осадка для судов составляет 21 м. Для обработки  судов дедвейтом 250000 т имеется причал N 7 недавней постройки,  состоящий из 4 причальных тумб. Между первой и третьей причальными тумбами  расположена погрузочная платформа с погрузо-разгрузочными линиями. Глубина у причала N 7 составляет 21 - 25 м, глубина акватории вблизи причала 24 - 28 м. Максимальная допустимая длина для  танкеров  дедвейтом  250000  т составляет 250 м при длине причала 430 м. Судам, вставшим на якорь в пределах порта не следует осуществлять ремонтные работы  при  включенных  машинах,  так как возможные сильные ветры зимой могут привести к необходимости перевезти судно на  якорную стоянку на севере Кабо Тинозо или вывезти его в открытое море. Суда с осадкой 29 футов и менее могут встать на якорь в  пределах волнолома, но  при  этом  они не должны препятствовать движению других судов. Постановка на  якорь больших судов на рейде в порту Картахена может быть осуществлена в специально отведенных местах, где глубина составляет 40 м.  Постановка на якорь танкеров в Эскамбрерас также  производится  в специально отведенных для этого местах, где глубина составляет 42 м. На длину судов,  посещающих Картахену никаких ограничений не накладывается. Допустимая осадка судов находится в пределах 31 фута,  для танкеров, следующих в Эскамбрерас - 68 футов. В порту  имеется  три  буксира мощностью 500 - 1000 л.с.  Все три буксира работают 24 в сутки с двухсменной командой. Буксиры, доступные для использования  в Эскамбрерас,  имеют дизельные двигатели,  пять из них имеют мощность 2400 л.с. Медицинская помощь  может  быть  оказана в любое время,  однако в случае аварии, капитан судна должен заранее дать телеграмму.
 
Александрия (Египет)
 
Лоцманская проводка обязательна.  Лоцманская станция находится на входе в порт.  Для вызова лоцмана можно воспользоваться  международным сигнальным кодом. Глубина подходного канала 35 футов. Проводятся работы по углублению канала до глубины 50 футов. Приходящие в орт суда не должны приближаться к берегу на расстояние, меньшее 50 миль.      Максимальная допустимая осадка для судов, посещающих Александрия, 35 футов. В порту имеется 5 буксиров мощностью до 1200 л.с. Глубина у причалов - 35 футов. Причалы для обслуживания танкеров:  бассейн для погрузки и  разгрузки бензина (причалы N3 и N4 в западной части порта,  глубина у причалов 38 футов,  максимальная допустимая осадка для судов - 35  футов, максимальная длина  -  700  футов),  причалы N3 и N4 в восточной части порта. Пресная вода  может  поставляться с баржи,  а также с большинства пристаней. Имеются все необходимые средства медицинского обслуживания,  требуется международный сертификат вакцинации.      Топливо для судов поставляется с барж.
 
Сантьяго (Куба)
 
Лоцманская станция  находится  на  небольшом прибрежном острове у вхожа в бухту под названием Грамма.  Сообщение между островом и Сантьяго осуществляется только посредством катеров. Имеется также офис лоцманской службы, расположенный в здании таможни, он оснащен телефонными коммуникациями.  Расстояние от места, куда должны следовать лоцманские катера, составляет: до причалов - 4 мили, до места постановки на якорь - 3.5 мили. Суда могут заходить в порт и осуществлять  маневрирование  только во время дня: 6.00 - 18.00. Внутренняя постановка на  якорь  может  производиться  на  водном пространстве, простирающимся  с  севера  от  острова Катонес до запада (буй N20).  Здесь могут находится суда с максимальной осадкой 30 футов и максимальной длиной - 680 футов.      Суда с длиной 680 футов и осадкой 35 футов могут заходить в  порт только в ранние утренние часы. Буксиры, как правило,  используются судами с большой осадкой,  но могут быть использованы и другими судами, если того требует ситуация. Скорость загрузки по трубопроводам составляет 13000 баррелей нефти в час. Больные члены судовой команды могут быть обслужены в военном госпитале или в госпитале Лос Анжелес. Судам предоставляется жидкое тяжелое и  дизельное  топливо.  Скорость доставки топлива составляет 7000 баррелей в час. Пресная вода может быть доставлена как чудам,  стоящим на якоре , так и судам на якоре. В порту имеются мастерские по ремонту судов.
 

Черное море.

  Черное море представляет собой вытянутый с запада на восток глубокий водоем. Наибольшая длина моря по параллели 490 29/ сев.шир. между вершиной Бургасского залива и точкой расположенной несколько севернее устья реки Ингури на восточном берегу,620 миль. Наибольшая ширина моря по медиану 31012/ вост. долг.,332 мили, а наименьшая ширина его по меридиану южной оконечности  Крымского полуострова (мыса Сарыч) 144 мили. Площадь Черного моря 410000 км2. Общая длина береговой черты 2200 миль.
Проливы и острова. Черное море соединяется с Азовским морем мелководным Керченским проливом. Проливом Босфор Черное море соединяется с Мраморным морем.
В Черном море нет крупных остовов. Самым значительным по величине является остров Змеиный. У южного берега моря в 50 милях восточнее пролива
Босфор находится островок Кефкен. Несколько островов лежит в Бургасском заливе.
Глубины, рельеф дна и грунт. Черное море представляет собой глубоководный бассейн с крутыми склонами. Изобата 100 м проходит почти параллельно берегу на расстоянии от 1,5 до 6 миль от него. Наиболее мелководна северо-западная часть моря. Центральная часть моря имеет равные глубины порядка 2000-2200 м. Наибольшая глубина в Черном море 2258 м измерена в средней части моря на линии мысов Херсонес и Керемпе в 60 милях от южного берега.
      Метеорологическая характеристика. Описываемый раойн расположен в двух климатических зонах: в умеренной (севернее 44о С.Ш.) и в субтропической (южнее 44о С.Ш.). Для климата умеренной зоны характерны относительно мягкая, влажная зима и жаркое, сухое лето. Субтропическая зона отличается теплой, довольно сухой зимой и жарким дождливым летом.
      Летом Черное море находится под влиянием субтропического антициклона.Отдельные области этого антициклона часто создают длитильные периоды  спокойной погоды с большим количеством сухих, ясных дней.
      
        Ветры. Зимой на Черном  море чаще  всего  отмечаются ветры от N и NO, а в юго-восточной части моря передние ветры от SW и W.
Штормы на  Черном море наблюдаются преимущественно зимой. Весной могут наблюдаться  западные и северо-западные штормы, сопровождающиеся неустойчивой пасмурной погодой.
        В южной части западного побережья моря зимой наблюдают ветры от W и NW, на долю которых приходится 40 – 50%.
        Весной господствуют ветры  от O и SO (около 40%), а летом ветры от S,SO,W и NW (58 – 63%). Повторяемость штилей в течение всего года колеблятся от 15 до 25%.
              На побережье Черного моря наблюдаются бризы. Наибольшее развитие имеют  в период с мая по сентябрь. При морском бризе влажность воздуха повышается, а температура  воздуха понижается.
        Скорость дневных бризов  не выходит за пределы умеренных ветров, ночные бризы отличаются еще меньшими скоростями.

 

Пролив Босфор.
Соединяет Черное море с Мраморным. Длина пролива около 16 миль, наименьшая ширина его 3,5 кбт. Глубины на фарватере не менее 27 м. Пролив Босфор глубоководен, глубина его в южной половине 110 м. Грунт в проливе — ил.
     При плавании в проливе главное внимание следует уделять течениям, которые здесь имеют сложный характер и изучены еще недостаточно. Основоположником научного исследования режима обмена вод между Черным и Мраморным морями является крупнейший русский океанограф С. О. Макаров, который обнаружил в проливе наличие двух встречных течений: поверхностного, идущего на юг из Черного моря, и глубинного, идущего в обратном направлении. При плавании проливом Босфор следует также учитывать особые отличные от международных, правила расхождения встречных судов: вследствие особенностей течений суда в проливе должны расходиться не левыми бортами, а правыми. Проход через проливы Босфор и Дарданеллы военных кораблей регулируется особыми правилами, установленными международной конференцией в Монтре (Швейцария) в 1936 г.

Мраморное море.

 
Мраморное море простирается с востока на запад на 120 миль и с севера на юг на 40 миль.
В ясную погоду в черноморских проливах и в Мраморном море плавание довольно несложно. Проливы и море глубоководны. Опасностей, удаленных от берега, в них мало. Сеть средств навигационного оборудования обеспечиваем плавание в этих районах как днем так и ночью, имеется много ориентиров.
Главные факторы, затрудняющие плавание в проливах и море, это оживленное судоходство и наличие течения, которое может снести судно на прибрежную отмель.
         Глубины, рельеф дна и грунт. Центр и восточная часть Мраморного моря глубоководны, в них имеются впадины с глубинами около 1200 м. Южная часть моря сравнительно мелководна, глубины в ней почти всюду менее 100 м. Опасностей в Мраморном море немного, и располагаются они главным образом вблизи берегов. Равномерность изменения глубин у берегов Мраморного моря дает возможность определить приближение судна к берегу в условиях плохой видимости.  В северной части Мраморного моря грунт — песок, ил,  ракушка и коралл, в средней — серый ил, а в южной — ил, песок и ракушка. Скалы встречаются у северо-западного берега моря, в заливе Эрзек, у полуострова Капызаг, у острова Мармера и у острова Имралы. На глубинах до 60 м у берегов растет много водорослей, на глубинах до 80 м встречается губка.
Особыефизико-географические свойства. К этим явлениям, которые следует учитывать при плавании в описываемом районе, нужно отнести сейсмическую деятельность и миражи. Сильные землетрясения часто происходят в районе полуострова Малая Азия. Миражи в Мраморном море наблюдаются в тех случаях резкого расслоения атмосферы, когда на границах слоев возникают скачки плотности.
Выходные и праздничные дни. В нерабочие и праздничные дни за обслуживание судов к сборам и пошлинам взимается дополнительная плата в размере 50%.
 
Пролив Дарданеллы.
 
Соединяет Мраморное море с Эгейским. Длина пролива 65 миль, наименьшая ширина его 7 кбт. Глубины на фарватере всюду не менее 50 м. Узкая юго-западная часть пролива длиной около 36 миль носит название пролива Гелиболу.
         Пролив Дарданеллы глубоководен. Глубины в северо-восточной его части 20-110 м, а в центральной и юго-западной 20-95 м. Грунт в проливе преимущественно ил, местами песок и ил, песок и ракушка, скалы.
      При плавании проливом Дарданеллы следует учитывать поверхностное течение, направленное из Мраморного моря. При этом в узкости пролива течение менее сильно посредине, чем около берегов. В широкой части пролива сильное прижимное
течение наблюдается у мыса Эреглидже (шир. 40°37` N долг. 27011/ О). Вблизи северо-восточного входа в пролив Гелиболу от европейского берега отходит опасная для плавания отмель Доганаслан (шир. 40030/ N, долг. 2бo51/ О).

Эгейское море

       Эгейское море расположено в северо-восточной части бассейна Средиземного моря.   На востоке омывает  берега полуострова Малая Азия, а на севере и западе – Балканского полуострова.  
       Берега  Эгейского  моря,  кроме  его  северной  и   северо-восточной  частей,  очень  сильно  изрезаны.  Берега  эти  приглубы,  опасностей  вблизи  них  мало.
        Эгейское  море  имеет  большое  количество  заливов  и  бухт,  многие  из  которых  могут  служить  убежищем  для  судов.  Суда  всегда  могут  найти  укрытие  от  ветров  и  волнения,  если  не  в  бухтах,  то  у  берега  материка  или  с  подветренной  стороны  островов. 
        Северный  берег  Эгейского  моря  образован  отрогами  гор,  разделённых  долинами.  Восточный  берег  моря  также  горист,  горные  хребты  на  этом  берегу  направлены  перпендикулярно  береговой  черте.  Западный  берег  Эгейского  моря  сильно  расчленён  горными  хребтами,  которые  образуют  несколько  далеко  выступающих  в  море  полуостровов,  вытянутых  в  юго-восточном  направлении  и  заканчивающихся  характерными  мысами.
Рельеф. Дно  Эгейского  моря  отличается  большой  неровностью.  Рельеф  его  в  настоящее  время  не  остаётся  постоянным  вследствие  непрекращающихся  тектонических  колебаний.  Временами  эти  колебания  бывают  настолько  резкими,  что  вызывают  моретрясение.  Хотя  неровный  рельеф  дна  Эгейского  моря  и  не  создаёт  непосредственной  опасности  для  плавания,  но  всё  же  исключает  возможность  использования  глубин  для  целей  опознания  места  или  уверенного  суждения  о  близости  берега,  когда   последний  окажется  скрытым  туманом.
Грунт.  В  северной  части  Эгейского  моря вблизи  берегов  грунт - песок,  ракушка,  ил  и  камень.  Почти  всюду  в этой  части  моря  встречаются  водоросли.
          К  особым  физико-географическим  явлениям,  которые  следует  учитывать  при  плавании  в  описываемых  районах,  следует  отнести  сейсмическую  и  вулканическую  деятельность  и  миражи.
За  последнее  время  в  западной  части  Эгейского  моря,  в  районе  островов  Киклады,  в  гавани  Волос  и  других  местах  неоднократно  происходили  сильные   землетрясения.
Средства навигационного оборудования. Берега  и  острова  Эгейского  моря  обеспечены  средствами  навигационного  оборудования  хорошо.  На  большинстве  мысов,  далеко  выступающих  в  море,  и  на  островах  установлены  светящие  знаки  и  маяки  с  дальностью  видимости  10-20  и  даже  26  миль.  
 

Средиземное море

       
Море расположено между Европой, Африкой и Малой Азией, омывает берега 15 стран. Площадь около 2,5 млн. км2. В море впадает сравнительно мало крупных рек. Самая значительная из них - Нил, образующая огромную дельту при впадении в море. Море глубокое, его средняя глубина достигает 1430 метров.
Подводный порог, простирающийся между островом Сицилия и выступающим навстречу ему участком африканского побережья делит море на две части – западную и восточную.
В открытом море в течение всего года преобладают ветры от W и WN, причем летом, особенно выражены ветры от NW. Повторяемость штормов в Средиземном море невелика, однако в отдельных районах в течение года отмечается значительное количество дней со штормом. Штормы на Средиземном море связаны с прохождением циклонов, которые наиболее часто наблюдаются зимой и весной. Среднее число дней со штормом в это время колеблется от 2 до 4 за месяц, летом оно не более 1-2.
В открытом море преобладает хорошая видимость - 10 миль и более.
Течения Средиземного моря формируются под влиянием разности плотности воды в различных районах моря, ветра, приливно-отливных явлений.
В связи с тем, что уровень воды в Средиземном море значительно выше, чем в прилегающих к нему морях и Атлантическом океане, в поверхностных водах в проливах возникают довольно сильные стоковые течения, направленные в Средиземное море. В придонных слоях воды в проливах существует обратное течение, обусловленное разностью плотности воды Средиземного моря, Атлантического океана и Черного моря.
Постоянный компенсационный поток, идущий из океана через Гибралтарский пролив, образует течение Средиземного моря, которое идет вдоль побережья Африки, пересекая море с запада на восток.
Описанная схема течений может изменяться под влиянием ветров и приливно-отливных  течений. Приливно-отливные течения носят полусуточный характер и значительной силы достигают в узких  проливах и отдельных заливах.
Средиземноморский климат является разновидностью субтропического и характеризуется мягкой влажной зимой и жарким, сухим летом. В зимний период времени над морем располагается ветвь полярного фронта, разделяющего полярный и троптческий воздух. Так как море является аккумулятором тепла, в холодное время года воздух над ним прогревается, поэтому здесь образуется ложбина пониженного атмосферного давления. Летом над море простирается гребень повышенного давления. В самой восточной части летом наблюдается область низкого давления.
Относительная влажность воздуха над Средиземным морем не велика даж зимой (до70-80%), а летом она еще меньше. Облачность над морем изменятся от сезона к сезону: летом количество осадков незначительное, а зимой увеличивается. Водообмен между Средиземным и Черным морями составляет 183 км3/год.
Соленость воды поверхностного слоя увеличивается в направлении с запада на восток, а в западной части с юго-запада на северо-восток, что объяняеся поступлением атлантической воды чере Гибралтар.Это увеличение солености составляет около 3%о – от 36,5 %о в юго-западной части моря Альборан до 38,25%о в Лигурийском море.Сезонные колебания уровня моря выражены достаточно хорошо, но амплитуда этих колебаний небольшая и изменяется в рамках моря от 11 до 21 см. Суточные приливы наблюдаются только в средней части Адриатического моря у его восточного берега. Величина приливов большей частью не превышает 1м, однако местами увеличивается.
Лионский залив.
 
Лионский залив вдается в берег между мысом Сисье (шир. 43°03' N, долг. 5°52' О) и расположенным в расстоянии около 120 миль к WSW от него мысом Креус. Берег Лионского залива составляет почти половину средиземноморского берега Франции.
       На участке между мысом Сисье и Марсельским заливом к берегу вплотную подходят отроги Западных Альп. На  берегу вершины. Лион­ского    залива, в 12—20 милях от моря,    расположен    горный    хребет Севенны-(Сёуеппез), а вблизи берега лишь местами возвышаются невысокие горы. В районе мыса Креус непосредственно к морю подступают склоны Пиренейских гор, большинство вершин которых хорошо    при­метно. Северный    берег    Лионского залива значительно  изрезан. В  него вдаются Марсельский залив, заливы Фос, Сент-Мари и Эгморт, а между мысом Сисье и Марсельским заливом в берег вдается несколько неболь­ших бухт. Западный берег Лионского залива изрезан мало; только к северу от мыса Креус в негм вдаются небольшие бухты.
Берега Лионского залива прорезаны устьями многочисленных рек.
На берегах Лионского залива расположены небольшие города и се­ления; самым крупным из них является город Марсель.
Порт Марсель является крупнейшим французским портом на Средиземном море. В лагунах Этан-де-Бер и Этан-де-То имеются причалы для больших судов и гавани для малых судов.
Почти все лагуны описываемого района сообщаются с морем и между собой проходами и каналами, образуя развитую систему внутренних водных путей. По этой системе малые суда могут пройти от порта Мар­сель до лагуны Этан-де-То на расстояние около 85 миль, а также в дру­гих направлениях на большое расстояние в глубь страны.
Приметные пункты. При плавании в Лионском заливе хорошими ориентирами являются вершины многих гор, самые высокие из которых покрыты вечным снегом.
При плавании вблизи берегов залива ориентирами служат близ­лежащие города и селения, башни и другие высокие сооружения на берегу.
Течения в Лионском заливе неустойчивы и зависят от направления и силы ветра. В расстоянии около 3—4 миль от берега это течение почти не ощутимо.
В Лионскгм заливе наблюдается следующее характерное явление: когда в
 
открытом море начинает дуть сильный ветер, то раньше, чем он достигнет берегов залива, здесь уже появляется слабое течение.
Глубины и грунт. Глубины во входе в Лионский залив значительны, а в большей части залива они составляют 80—100 м.
Предупреждения. Во время южных ветров в Лионском заливе наблюдается сильное течение, направленное к берегу, поэтому при пла­вании вдоль северного берега залива следует учитывать действие этого течения.
 
 
Гибралтарский пролив.
Является единственным  естественным входом в бассейн Средиземного моря. Он имеет важнейшее экономическое, нави­гационное и стратегическое значение.
          Северный берег пролива представляет собой участок южного берега Испании, а Южный берег  участок  Северного   берега   Морокко. Длина пролива около 32 миль,ширина от 7,8 до 24 миль. Глубины значительные, но рельеф дна неровный.Плавание в проливе затруднено сильными течениями, довольно   частыми   туманами   и   большим   движением судов в нем.Глубины в  проливе  уменьшаются  в направлении  с востока на запад.Приблизительно посередине пролива проходит глубокая подводная ложбина,глубины в которой достигают около 1000 м в восточном входе, на мередиане острова Тарифа 600-700 м., а в западном входе 300-400 м. В 7 милях к NNW от мыса Спартель лежит банка Ридж с наименьшей глубиной 53 м. Грунт в глубоководной части пролива преимущественно скала,коралл,ракушка; во входах в пролив встречается песок. В Гибралтарском проливе преобладают западные и восточные ветры. В различных частях пролива сила ветра неодинакова. Весной и осенью в различных частях пролива одновременно наблюдаются ветры противоположных направлений. Такие ветры создают в проливе крутую волну и часто сопровождаются грозами, шквалами с дождем и даже смерчем.Штормовые ветры в проливе также бывают западные и восточные,  причем   зимой преобладают западные штормовые ветры.
        Дно Гибралтарского пролива представляет собой порог между значи­тельно более глубокими бассейнами Атлантического океана и Средиземного моря. Глубины в проливе всюду более 200м, наименьшая ширина его 7,5 мили. В Гибралтарским проливе наблюдаются довольно сильные течения, слагающиеся из постоянного течения, направленного из океана, и приливо-отливных течений; при этом характерно, что даже при макси­мальном отливе течение в обычных метеорологических условиях никогда не принимает западного направления. Затруднения для плавания в про­ливе могут создавать также частые туманы.  В этом случае предупреждением о подходе к проливу со стороны Атлантического океана может служить обширная банка Ридж (Махуан) с наименьшей глубиной над ней 54 м, лежащая посредине входа. В Гибралтарском проливе туманы чаще наблюдаются в июне и связаны они с Западными ветрами. Туманы сдесь могут быть очень густые, но непродолжительные.
 
 
Атлантический океан.
          Атлантический океан, часть Мирового ок., расположенная между Европой, Африкой, Сев. и Юж. Америками. Граничит с Сев. Ледовитым и Юж­ным ок. А. о. имеет форму лат. буквы S. Наиб. узок в экватор, части — 2830 км. Берега А. о. севернее экватора сильно изрезаны. В этой части расположены все внутр. моря и крупные заливы океана. Вост. берега в большинстве высокие, скалистые, а зап.— низкие, образов, аллювиальными отложениями.
Типы берегов очень разнообразны: фиордовые, лиманные, эстуарные, дельтовые, лагунные, мангровые, вулканогенные и др.  Моря. Б. ч. морей А. о. по физ.-геогр. условиям являются средиземными — Балтийское, Черное, Сре­диземное, Карибское м., Мексиканский зал. и др. н ок­раинными — Северное, Гвинейский зал. Рельеф дна. Характеризуется наличием материковой отмели (шельфа), материкового склона, Средннно-Атлантич. хр. н подв. котловин. Глубина внеш. края шельфа обычно 100—200 м. но у Гренландии. Лабрадора и Баффиновой Земли 200—350 м. Шир. шельфа б. ч. 100—120 км. У п-ова Ньюфаундленд шнр. шельфа достигает 350 км (Ньюфаундлендские банки), у устья Амазонки более 300 км, а у Аргентинского побе­режья — до 400 км. Развит шельф (до 200 км) также у берегов Великобритании, в р-не Дакара — Конакрн н у Юго-Зап. Африки. Шельф у берегов США между мысом Гаттерас и п-овом Флорида 40—70 км. у бере­гов Бразилии 15—20 км. у сев. н зап. берегов Пиреней­ского п-ова 15—30 км, в Гвинейском зал. 20— 90 км. Южнее устья р. Конго шельфовая полоса сужается до 4—5 км, а местами до 1—2 км. Материко­вый склон о-ва Гренландия простирается до глубины 2—3 км. его сред. уклон равен 3—8°. Материковый склон Б. Ньюфаундлендской банки и вост. побережья США более пологий (2—3°), его шнр. 100—150 км, а вые. от 2 до 5 км; имеет мн. подв. каньонов. В р-не Багамскнх о-вов и желоба Пуэрто-Рико крутизна склона достигает 17—18°, а вые. 7—8 км. У Юж. Аме­рики вые. склона 2—4 км. шнр. ок. 100, местами до 150—170 км. углы наклона 2—4°. Примерно такой же характер имеет материковый склон н у вост. берегов океана. Исключение составляет сев. склон Пиреней­ского п-ова, к-рый имеет высоту 3,5—4 км и крутизну 10—11°.
         Подводными 0горными хребтами и поднятиями океан делится на несколько котловин с глубинами от 5 до 8 тыс. м. В северную часть океана  (до 400 с. ш.) выносится большое количество льдов и асбергов из Северного Ледовитого океана. Антарктические айсберги распространяются до 350 ю. ш. Важнейшими поверхностными течениями являются пассатные тропических широт, системы теплых течений Гольфстрима и холодные Лабрадорское и Бенгальское течения. Наибольшая величина прилива 15 – 18 м (восточное побережье Канады и у побережья Франции).
         Из Южного ок. на С. распространяются антарктич. про­межуточные воды на глубинах 700—1500 м и при­донные антарктич. воды с темп-рой I—2,5°С, солено­стью 34.66—34,89 °/оо и содержанием кислорода 4,5— 5,9 л/м3. Приливы в А. о. преим. полусуточные. Наиб. величины достигают в зал. Фаидн —18м при скорости приливного теч. до 5.5 м/с. Приливы с макс. вые. 14— 15 м характерны для устья р. Гальегос (Аргентинское побережье) и р-на Магелланова прол. В открытой части А. о. величина приливов составляет ок. 1 и (о-в Св. Елены—0,8 м, о-в Вознесения—0,6 м). В отд. р-нах приливы смешанные и суточные — от 0,5 до 2.2 м. Ветровые волны в А. о. зависят от характера господствующих ветров. Обл. наиб. частых шторм. волн находятся на С. и Ю. А. о. Вые. волн во время продолжит, и очень сильных ветров достигает 22—26 м (раз в 15—20 лет). Сравнительно часто наблюдаются волны вые. 17—20 м. Ежегодно в зоне прохождения тропич. циклонов (ураганов) образуются волны вые. 14—16 м. В сев. части А. о. у берегов Антильских, Азорских. Канарских о-вов и Португалии нередки шторм, нагоны вые. 2—4 м.
      Через А. о. про­ходят осн. океанич. дороги, к-рые связывают Зап. Европу и Африку с портами Сев. и Юж. Америки. Гл. направления грузопотоков находятся между Зап. Европой, Средиземным м. и сев.-воет побережьем США. Сред. продолжительность рейса груз. судна между Лондоном и Нью-Йорком 10— 12 сут, а пас.— 5—6 сут. Наиб. важные порты на побережье океана (без морей): Нью-Йорк, Филадель­фия, Балтимор. Норфолк, Бостон, Рио-де-Жанейро, Сантус, Буэнос-Айрес, Дакар, Абиджан, Кейптаун. Лиссабон.
Пролив Па-де-Кале.
Дно пролива Ла-Манш постепенно понижается с востока на запад от обоих берегов к его середине. Посередине пролива Па-де-Кале, который является восточным входом в пролив Ла-Манш, наименьшая глубина 30 м. Почти на всем протяжении пролива Ла-Манш опасностей не обнаружено. Только посередине западной части пролива Па-де-Кале расположено несколько длинных мелководных банок. Грунт на банках – крупный песок и битая ракушка Эти банки делят узкий пролив Па-де-Кале на два прохода, которые затрудняют плавание по нему. У северного берега пролива Ла-Манш дно довольно ровное, а у южного – неровное . Грунт в проливе – песок , гравий , камень , ракушка ,мел и ил . Лоцманская проводка обязательна для всех транспортных судов. Гидрометеорологические условия для плавания судов в районе пролива Ла-Манш неблагоприятны с сентября по март и более благоприятны с мая по сентябрь. Температурный режим довольно однороден, только зимой температура воздуха заметно повышается . В самые холодные месяцы года средняя тем-ра воздуха 6-8  градусов. В открытой части пролива Ла-Манш в течении всего года господствуют ветры с юго-запада и запада . Средняя скорость ветра в открытой части пролива в течении года 6-8 м / с штили наблюдаются редко. Продолжительность туманов наблюдается от 4 до 7суток, иногда и более. В течении всего года преобладает видимость более 5 миль. Средняя месячная облачность 6-7 баллов . Среднее годовое кол-во осадков в районе 645-1100 мм . Больше всего осадков выпадает с октября по январь . 
 
Режим течений в проливе Ла-Манш формируется под влиянием постоянных и приливных течений , а также господствующх ветров . В течении года преобладают волны высотой менее 1.25 м . Лед у берегов пролива Ла-Манш не образуется . В проливе Па-де-Кале возможно медленное обледенение судов в очень суровые зимы . От мыса Антифер до залива Сен- Мало южный берег пролива Ла-Манш простирается на 82 мили к западу . Между мысами Антифер и Парфлер в берег вдается обширный залив Сены . Побережье залива Сены преимущественно холмистое и покрыто лесом в тех местах , где холмы близко подходят к береговой линии , берег сравнительно высокий и скалистый , а там , где они удалены от нее, берег низкий и песчаный. Глубины в заливе Сены около 50 метров . Лишь на подходе к устью реки Сена находится отмель.
 
Северное море.
 
Юго-восточный берег моря простирается на 90 миль.  На всем протяжении этот берег очень низкий,  песчаный и однообразный, от затопления он защищен дамбами.  Вдоль берега цепью тянутся песчаные острова, восточная часть которых называется Восточно-Фризскими островами, а западная - Западно-Фризскими островами. Северные берега восточно-Фризских и Западно-Фризских островов отмелы;  глубины здесь по мере  удаления  от берегов увеличиваются постепенно.  Изобата 10 м проходит в среднем в 2 милях от береговой черты,  Между этой изобатой и островами рельеф  дна очень неровный;  имеется множество банок и мелей. Особенно много банок в проливах,  пролегающих между островами,  и на подходах к этим проливам. Очень неровный рельеф дна и в районах, расположенных между островами и берегом материка.  Эти районы также изобилуют мелями и банками, среди которых пролегают фарватеры, ведущие к небольшим гаваням у побережья и на островах.
В описываемом районе имеют преимущественно значение сгонно-нагонные колебания уровня моря. Севернее восточно-Фризских и западно-Фризских островов при приливе течение направлено на O - ONO, а при отливе - на W - WSW. Скорость течений обычно не превышает 1.5 - 2 уз. В восточной части описываемого района  смена  течений  происходит  значительно раньше, чем в юго-западной его части. При плавании вдоль берега следует иметь в виду, что приливное течение сносит судно к берегу, а отливное от берега. Ветры большого влияния на приливные течения в описываемом районе не оказывают.
Один район разделения движения судов расположен вдоль описываемого участка побережья на всем его протяжении.  Другой район  разделения движения судов расположен севернее первого.
Суда валовой вместимости 28300 м 53 0 (10000 рег.т) и более с опасным для окружающей среды грузом, следующие в порты ФРГ и Нидерландов должны пользоваться только глубоководным путем.
Берега залива  Ваддензе низкие,  местами защищенные от затопления дамбами. Залив загроможден обширными отсыхающими отмелями, среди которых  пролегают фарватеры,  используемые главным образом малыми судами. Колебания уровня воды имеют здесь преимущественно сгонно-нагонный  характер.
На подходах к заливу Ваддензе расположено много районов  артиллерийских стрельб.
В 15 милях к N от острова Влиланд находится западная часть системы разделения движения судов,  установленной вдоль Восточно-Фризских и Западно-Фризских островов.
Западнее устья  реки  Везер в берег вдается сравнительно глубоководный залив Яде,  южная часть которого называется  заливом  Ядебузен. Берега  залива  Яде низкие,  естественных ориентиров на них почти нет. Рельеф дна у берегов очень неровный и измерение глубин здесь  не  предупреждает о приближении к опасности. Кроме того, рельеф дна непрерывно изменяется под действием  штормов  и  приливных  течений.  Особенно большие  изменения  рельефа  наблюдаются  после штормовых ветров северо-западных направлений.В результате этого на  фарватерах,  ведущих  в залив Яде, не исключена возможность образования банок отмелей. Поэтому при проходе по этим фарватерам,  особенно в малую воду, следует соблюдать осторожность и полностью не полагаться на глубины,  показанные на картах.
На подходах к заливу Яде лежит множество затонувших судов;  некоторые из них
представляют собой опасность для плавания судов с большой осадкой,  в особенности при низком уровне воды.  Под воздействием при ливных течений, речного стока и особенно сильных западных ветров прибрежные отмели и мели меняют свои размеры и очертания. Посадка судна на мель в этом районе, в особенности при приливе, чрезвычайно опасна, так как  вокруг  корпуса судна образуются песчаные наносы и снятие судна с мели становится почти невозможным.
 
 
4. Транспортная характеристика перевозимого груза
 
Транспортная характеристика груза — это совокупность его свойств, которые определяют технику и условия перевозки, погрузки, выгрузки и хранения и позволяют обеспечить качественную и сохранную перевозку грузов,
 
Сырая нефть.
Нефть является источником получения жидкого гоpючего, а также смазочных  масел, паpафина, асфальтов и дpугих  пpодуктов пеpеpаботки, включающих около 250 наименований.    Нефть  пpедставляет собой подвижную жидкость от кpасно-коpичневого до почти чеpного цвета, иногда с зеленоватым оттенком, жиpную на ощупь, обладающую хаpактеpным запахом. Физические свойства и химический  состав нефти, добываемой  из pазных 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.