На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Происхождение и специфика древнегреческого театра

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?План:
 
1. Введение.
 
2. Древнегреческая литература.
2.1. Язык древнегреческой литературы.
2.2. Периодизация греческой литературы.
2.3. Истоки древнегреческой литературы.
2.3.1. Народнопоэтическое творчество и мифология.
                             2.3.2. Сказки, басни (Эзоп), загадки и пословицы.
                             2.3.3. Народная песня, ее происхождение и формы.
 
3. Героический эпос.
3.1. Сказание о Троянской войне.
3.2.  Главные образы поэм.
3.3. Поэтика гомеровского эпоса.
3.4. Значение поэм Гомера.
 
4. Структура и особенности строения трагедии и комедии.
4.1. Фольклорно – обрядовые истоки театра.
4.2. Становление трагедии.
4.3. Особенности драмы.
 
5. Архитектура древнегреческого театра.
5.1. Театр демократических Афин. V век до нашей эры.
5.2. Театр эпохи эллинизма.
 
6. Древнеримский театр.
6.1. Истоки римского театра.
6.2. Римский театр эпохи республики.
6.3. Римский театр императорской эпохи.
 
7. Организация театральных представлений.
 
8. Заключение.
 
9. Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Введение
  
   От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяет две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. «Ника Самофракийская доныне не победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури, бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев».
   Античность осталась и вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Аполлона. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни.
   Древние греки, называющие себя эллинами, создали свою уникальную культуру, которую можно рассматривать как базу мировой культуры.
 
   В противоположность искусству Востока, носившему на себе характер суровости, мертвенного символизма и неподвижности, искусство греков было в древнем мире первым проявлением живого, свободного художественного творчества, проникнутого стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Достигнув до этой степени, древние греки оставили по себе бессмертные образцы во всех художественных отраслях, создали дивные памятники, которым подражали и продолжают подражать другие народы. Причины, по которым Греции придавалось столь великое значение во всемирной истории искусства, были те же, что и способствовавшие необычайному развитию ее культуры вообще. Географические условия страны, с трех сторон омываемой морем, ограниченной с севера высоким горным хребтом, прорезываемой внутри умеренно возвышенными горами, образующей на юге множество полуостровов и мысов, почти соприкасающейся посредством островов Архипелага с древнейшим очагом цивилизации - Азией. Климат жаркий, но не тропически удушливый, благодатный, умеряемый по временам дождями и близостью моря.  Свойства почвы, неодинаковой в различных областях, вообще плодоносной, но не настолько, чтобы человек мог пользоваться ею, не прилагая к ее обработке труда; разнохарактерность населявших страну племен, принадлежавших, однако, к одной расе и соединенных между собою единством верований, общностью языка и главных обычаев жизни. Антропоморфизм религии, чуждой тех устрашающих, чудовищных представлений, какие мы находим в культах Востока; образ правления патриархально-монархический, а потом основанный на широко-республиканских началах и наконец, интеллектуальная одаренность, и физическая красота расы. Представляется несомненным, что зачатки своего искусства Греция получила из Азии и Египта или непосредственно, или при содействии финикиян и что к этим зачаткам примешались элементы туземные, воспринятые от племени, населявшего страну до эллинов. Это доказывают следы сооружений, дошедшие до нас от доисторических времен Греции, равно как и находки, добытые при археологических раскопках в последние четверть века. В разных пунктах греческой территории, в Микенах, Аргосе, Тиринфе и других местах, сохранились остатки крепостных стен страшной толщины (акрополей), сложенных из огромных каменных глыб, более или менее плотно пригнанных друг к другу, но не соединенных между собою никакими материалами. Сами греки не могли вообразить себе, чтобы такие сооружения были работою обыкновенных людей, и приписывали их мифическим циклопам, вследствие чего эти стены получили название «циклопических». Встречаются также стены, сложенные более правильно, из отесанных камней, как, например, в Миссолонгах, и свидетельствующие уже о некотором прогрессе строительного дела. И в тех и других, особенно же в устройстве и обделке их ворот, заметно влияние малоазийского искусства. Еще более родственны ему так называемые «сокровищницы» (тезаурусы), из которых самая любопытная находится в Микенах и называется «Гробница Атрея» устаревшее название (Гробница Агамемнона). Это - род круглых подземных пещер, устроенных из камня и служивших либо для хранения оружия и драгоценностей, либо царскими усыпальницами, а, может быть, и удовлетворявшие разом обоим назначениям. Раскопки, произведенные Генрихом Шлиманом в Гиссарлыке, Микенах и Тиринфе, на острове Санторине, доставили множество предметов всякого рода: сосудов, оружия, воинских доспехов, золотых украшений и прочих изделий, подтверждающих влияние Востока на греческое искусство этой ранней эпохи, но, с другой стороны, доказывающих и зачатки его своеобразного развития.
 
2. Древнегреческая литература
 
2.1. Язык древнегреческой литературы
 
  По языку древние  греки  принадлежали  к  так  называемой  индо-еврейской группе. Грамматический строй греческого языка  чрезвычайно  близок  к  строю италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других  языков этой группы. Вместе  с  тем,  словарный  состав  греческого  языка  содержит некоторые элементы из других языков -  более  древнего  населения  (пеласгов греческой  традиции)  или  даже  языков  Малой  Азии.  Недавно   прочитанные критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко  II  тысячелетию  до нашей эры, дают основание утверждать, что перед нами  образцы  греческого  языка. Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.
   В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и  говоривших на местных наречиях. Однако они не теряли сознания своего единства и принадлежности к одному  народу. Главными  из  этих  племен,  значительно
отличавшихся по своему наречию  (диалекту),  считались  эолийцы,  ионийцы  и
дорийцы.
   Вследствие исключительно важной роли Афинского государства,  образовалась
особая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти  четыре  диалекта
легли в основу литературных наречий для отдельных жанров:  ионийский  -  для
эпоса, эолийский - для лесбосских  поэтов,  дорийский  -  для  торжественной
лирики, аттический диалект,  как  язык  руководящего  государства,  приобрел
особенно важное значение в литературе.
   Всякий литературный язык - язык до  некоторой  степени  искусственный.  К
разговорной аттической речи был  близок  язык  комедии.  Он  содержит  много
искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других  жанров
- эпоса, лирики и трагедии.
   Еще ближе  к  разговорной  речи  язык  надписей,  отражающий  особенности
местных диалектов, и из поздней поры -  тексты  писем  и  различных  записей
простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.
  Древнегреческий  язык  обладает  большим  лексическим  и  морфологическим
богатством.   Словарь   его   отличается   обилием   синонимов,   выражающих
всевозможные оттенки мысли. В  языке  греков,  как  народа  по  преимуществу
приморского, поражает множество слов, обозначающих  море  и  характеризующих
его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним.
  Морфология содержит большое  разнообразие  форм  склонения  и  спряжения.
Склонение имеет четыре  падежные  формы.  Глагольные  формы  в  разнообразии
времен и наклонений передают многообразные оттенки действия  или  состояния,
длительность и моментальность действия (аорист).
   В  фонетическом  отношении  древнегреческий  язык  сильно  отличается  от
современного языка и  от  других  европейских  языков  своими  мелодическими
свойствами. Слоги в нем различались по «количеству» : одни -  долгие,  другие
- краткие; долгий слог  произносился  приблизительно  вдвое  протяжней,  чем
краткий,  и  обладал  большей  высотой  звука.  Это  создавало  основу   для
музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до нашей эры в греческом языке  произошли
изменения,   вследствие   которых   утвердилось   экспираторное    ударение,
основанное на силе выдуваемой струи  воздуха,  и  стихосложение  перешло  на
тоническую  систему,  которая  в  настоящее  время  находит   применение   у
большинства европейских народов.
 
      2.2. Периодизация греческой литературы
 
   История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады,  ее
культурой, религией, традициями,  в  ней  по-своему  отражаются  перемены  в
социально-экономической,   политической   областях.    Современной    наукой
выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы.
   I. Архаический - который охватывает время до начала V века до нашей эры. Это эпоха
      «ранней Греции», когда происходит медленное разложение  патриархально-
      родового строя и переход  к  рабовладельческому  государству.  Предмет
      нашего  внимания  –  сохранившиеся  памятники  фольклора,   мифология,
      прославленные поэмы Гомера «Илиада» и  «Одиссея»,  дидактический  эпос
      Гесиода, а также лирика, созвездие поэтов, творивших в VII-VI  веках  до
      нашей эры.
   II. Аттический (или классический) - охватывает V-IV века до нашей эры, когда
      греческие  полисы  и,  в первую  очередь - Афины,  это  «око   Эллады»,
      переживают расцвет, а затем – кризис, теряют независимость, оказавшись
      под  властью  Македонии.  Это  время  замечательного  взлета  во  всех
      художественных сферах. Это, прежде всего, греческий театр, драматургия
      Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография
      (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен),  философия
      (Платон, Аристотель).
   III. Эллинистический - охватывает время с конца IV века до нашей эры до конца I века
      нашей эры.  Предмет  внимания  –  александрийская  поэзия  и  новоаттическая
      комедия (Менандр).
   IV. Римский - когда Греция становится провинцией Римской
      империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.
 
      2.3. Истоки древнегреческой литературы
 
2.3.1. Народнопоэтическое творчество и мифология
  
   Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой,  было  устное
народное творчество и прежде всего  -  мифы,  в  которых  содержалась  целая сокровищница  сюжетов  и  образов.
   Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного  человека
пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные  явления  окружающего
мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе.  Много
интересных высказываний мы находим у А.М.Горького.  «Чем  древнее  сказка  и
миф» - писал он – «тем с большей силой  звучит  в  них  победное  торжество
людей над силами природы… почти во  всех  древнейших  мифах  человек  терпит
наказание от богов за его службу людям».  Фантазия  древнейших  мифов  имела
резко выраженную материалистическую окраску. Поэтому  миф  -  не  бесплодная
фантазия, а в основе своей - реальная  истина,  дополненная  воображением  и
призванная руководить жизнедеятельностью коллектива.
   Миф есть коллективное создание народа, а не измышление  отдельного,  хотя бы  и  гениального  человека.  Поэтому  он  не   представляет   чего-нибудь устойчивого  и  постоянного:  он  растет  и  развивается  по  мере  развития общественного сознания.
   Вместе с тем в мифах находили отражение и явления  общественной  жизни  -
различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта  первобытных  охотников
и пастухов, материнского права и так далее.
   Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху  доклассового  общества,
продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие  эпохи.
Так, воспоминания о первобытном людоедстве  сохранялись  в  мифе  о  людоеде
циклопе  Полифеме,  о  человеческих  жертвоприношениях  -   в   рассказе   о жертвоприношении Ифигении.
   Таким образом, создание больших и  сложных  мифологических  повествований
было делом многих поколений, причем в  первоначальную  мифологическую  канву
вкраплялись воспоминания об исторических событиях.
 
      2.3.2. Сказки, басни (Эзоп), загадки и пословицы
 
   Близка  к  мифу  и  неотделима  от  него  сказка;   только   подчеркнутая
недостоверность рассказа отличает ее от мифа.
   В историческую  эпоху  Греции  сказки  рассказывались  преимущественно  в гинекее,  то есть  в  женской  половине  дома.  Они  содержали   фантастические рассказы о прекрасном  царевиче,  о  страшных  чудовищах,  о  необыкновенных чудовищах.
   Басня  также  должна  быть  причислена  к  древнейшим  созданиям  устного народного   творчества.   В   ней   сохраняются   черты   животного   эпоса, возникновение  которого  связывается  с  жизнью  первобытных   охотников   и скотоводов.
   Многочисленные басни, имевшие хождение в народе в V веке до нашей эры,  обычно
приписывались какому-то фригийскому рабу - горбуну Эсопу.
   Под именем Эсопа сохранился целый сборник басен (их 426)  в  прозаическом изложении. Состав этого сборника весьма пестрый: наряду с хорошо  известными сюжетами есть и  просто  анекдоты,  и  принадлежат  они  к  самым  различным
эпохам.
  Плодом долголетних наблюдений и коллективного опыта у греков было большое
количество поговорок,  пословиц  и  ходячих  изречений.  Когда  выработались
определенные  стихотворные  размеры,  многие  поговорки  были   обличены   в стихотворную форму.
  Многие изречения народной мудрости были приписаны древним мудрецам  VI  -
VII веков. Предание выделило  из  них  группу  семерых:  Фалес,  Биант,  Сопон,
Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон.
 
      2.3.3. Народная песня, ее происхождение и формы
 
  В  мифах,  сказках,  пословицах,  устных  рассказах  и  песнях   находили
выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в  памяти
только такая речь, которая была обличена  в  ритмическую  форму,  имела  вид
песни. Поэтому история литературы и должна начинаться  с  изучения  народной
песни.
  Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надо
связывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым  процессом.
У  первобытных  людей  песня  не  является  простым  развлечением,  а  имеет
практическое значение - помогает в работе или даже организует ее.
  Древние писатели называют много  песен,  которыми  сопровождались  разные
виды трудового процесса: песни  при  жатве,  при  выжимании  винограда,  при пряже,  тканье  и  так далее.   Часто   эти   песни   сопровождались   мимическими телодвижениями, изображавшими сам процесс работы.
  Сохранилась любопытная песня горшечников. В ней выразилось  мировоззрение
древних  ремесленников  -  гончаров  со  всеми  их  примитивными  невериями.
Известно, что греческие корабли часто приводились в  движение  веслами;  для этой цели на них помещались флейтисты, для того чтобы в такт их  музыке  гребцы поднимали и опускали весла. Так бывало и при других коллективных работах.  К сожалению, не сохранилось ни одной такой песни.
  Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как  и  у
других народов, песни свадебные и  похоронные.  Первые  упоминания  об  этих песнях мы находим в поэмах Гомера. Свадебная песня называется  «Гименей»,  а песни погребального обряда назывались «Френами». У первобытных  народов  они имели религиозное значение.
  Приведенные данные позволяют нам восстановить  в  общих  чертах  основные
формы первобытного народного творчества.
В нашей литературе первым обратил внимание на  значение  греческих  народных
песен Н.И. Гнедич. Он дал перевод нескольких «Простонародных  песен  нынешних
греков».
 
3. Героический эпос
 
   Для многих  поколений  вхождение  в  античность  началось  и,  похоже,
неизменно будет начинаться с гомеровских  поэм  «Илиада»   и  «Одиссея».  Это
первые художественные памятники  античности,  которые  нам  известны.  Герои
поэм давно стали хрестоматийными,  близкими  нам  людьми,  нашими  духовными
спутниками.  Их  создатель  для  эллинов  был  фигурой   почти   мифической,
предметом гордости, олицетворением мудрости и художественного  совершенства.
Когда греки говорили «поэт», было очевидно, что  имелся  в  виду  Гомер.  Он
вызывал поклонение как бог. «Илиада» и  «Одиссея»   были  для  греков  чем-то
вроде Библии. С Гомера начиналось образование в  античности,  им  же  оно  и
завершалось. Философ Дион Хрисостом («Хризостом - Златоуст» ) так отозвался, имея в  виду поистине неисчерпаемость великих поэм: «Гомер каждому: и мужу,  и  юноше,  и
старцу – дает ровно столько, сколько каждый  из них в состоянии взять».
Великий философ Платон выразился лаконично:  «…Этому  поэту  Греция  обязана
своим духовным развитием». Александр Македонский после разгрома  Персидского
царства завладел огромными сокровищами, среди которых был богатый  ларец.  В нем великий полководец  держал  рукопись  «Илиады», с которой никогда не
расставался. Каждый день он приобщался к ней перед сном; это было его
любимое произведение, настольная книга.  Из 470 литературных папирусов, обнаруженных в Египте в 1919г., 270 включали в себя отрывки из поэм Гомера.
 
3.1. Сказание о Троянской войне
 
   Сюжеты знаменитых поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», полностью
сохранившихся до  нашего  времени, были взяты из обширного цикла сказаний о
Троянской войне.
  В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны,
причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается
смертью и погребением главного  троянского  воителя  Гектора.  То  же  самое
можно  сказать  и  об  “Одиссее”,  где  рассказывается  о   последних   днях
странствий героя на обратном пути из-под Трои.
  Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме  событиями,
необходимо исходить  из  начального  факта,  послужившего  причиной  войны,-
мотива, который часто встречается в сказках.
Сын  троянского  царя  Приама  Парис-Александр  похитил  прекрасную   Елену,
супругу спартанского царя Менелая. Оскорбленный Менелай  призвал  на  помощь
многих царей и воителей. Среди всех выделялся силой  и  доблестью  юный  сын
Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая  Агамемнон,  царь  Микен  и
Аргоса. После продолжительных сборов,  началась  прославленная  в  сказаниях
Троянская война.
 
3.2. Главные образы поэм
 
   Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических образов.
   Центральной фигурой «Илиады» является Ахилл, юный фессалийский герой, сын
Пелея и морской  богини  Фетиды.  Ахилл  -  цельная  и  благородная  натура,
олицетворяющая  собой  ту  военную  доблесть  в  понимании  древних  героев, которая служит  идеологической  основой  всей  поэмы.  Он  чужд  хитрости  и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он  привык  повелевать.  Гнев его проявляется в  самых  бурных  формах.  Мстя  троянцам  за  Патрокла,  он становится похож на демона - истребителя.
   Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора, и в том, что  он  убивает  на  могиле  Патрокла  двенадцать  троянских пленников.  Еще  ему  даны  черты  певца-поэта. Наконец, он смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к  нему за телом убитого им сына.
   Образу главного героя ахейского войска  соответствует  фигура  троянского
воителя Гектора. Хотя поэт никогда не  забывает, что это – представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны.  В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением  и  любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в  городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг  чести  в  нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой, где мы видим его как мужа и отца.
  Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла,  то  носителем  житейской мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный”  и  «многострадальный». В «Илиаде» он выступает и как воин, и как мудрый советник, но  также  и  как
человек, готовый на всяческий обман. Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости.  Всегда  настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных историй.
  «В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке
называется «надувательством». И между тем в глазах младенческого народа  эта
хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости».
  В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных.
Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками.  В «Илиаде» таких
лиц больше чем в «Одиссее».
  Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода и называется «владыкой мужей» или «пастырем  народов». Менелай - спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их  обоих  далеко  не  привлекательными чертами.
  Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип  старца,  который
любит вспоминать годы юности и давать свои  наставления.  Совершая  подвиги, он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора.
  Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными
чертами. Это тип настоящего патриарха,  окруженного  многочисленной  семьей.
По старости  он  уступил  право  военачальника  старшему  сыну  Гектору.  Он
отличается мягкостью и обходительностью. Даже к  презираемой  и  ненавидимой
всеми Елене он относится очень сердечно.
   В «Одиссее» живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным и несамостоятельным, в чем он сам признается матери. В конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом образе греки могли видеть тип идеального юноши – «эфеба».
  В поэмах встречаются  и женские образы. Особенно выразительны образы Андромахи и Пенелопы.
  Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно  участвуя в боях, «убив себя своей доблестью». Судьба Андромахи глубоко трагична.  При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении. Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и в позднейшие времена.
  Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в «Одиссее». В течение двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему своих чувств
и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне  трудное, так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.
  Противоположностью Пенелопе является в «Илиаде» Елена. Однако преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою ошибку, кается в этом перед Приамом. Елена исполнена презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия этого человека.
  Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью, простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи «детства человеческого общества». Они обрисованы с замечательной силой и жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой.
 
3.3. Поэтика гомеровского эпоса
 
   Гомер не знал письма, был устным сказителем. Но, как можно судить по этим поэмам, его отличала высокая поэтическая  техника,  несомненное  мастерство. Поколения   филологов,   проанализировавшие,   буквально,   каждую    строку гомеровского эпоса,  пришли  к  очевидному  выводу:  перед  нами  отчетливое художественное  единство.  Система   закрепленных   приемов   в   описаниях, характеристиках героев, их внешности, психологии поведения; то же  относится к некоторым ярко выраженным стилевым и языковым приемам.
    Суммируем  некоторые  черты  гомеровской   эстетики.   В   художественной структуре «Илиады» и «Одиссеи» выделяются некоторые характерные черты.
   I. Эпический стиль. Поэмы  отличает  эпический  стиль.  Его определяющие особенности: строго выдержанный  повествовательный  тон; неторопливая     обстоятельность в развитии сюжета; объективность в обрисовке событий и лиц. Подобная объективная манера, беспристрастность, почти исключающая субъективизм, так последовательно выдержана, что, кажется, автор нигде не выдает себя, не выказывает своих эмоций.
   II. Искусство композиции.  Гомер  знает, как располагать материал, выстраивать повествование. Каждая  песня  композиционно  закончена, а новая начинается с того момента, на  котором  завершилась  предыдущая; она словно берет у  нее  эстафету.  В  «Илиаде» охвачен сравнительно короткий по времени, отрезок, всего 50 дней из десятилетней войны.  Но отрезок кульминационный, судьбоносный  для  Трои.  Читатель  сразу  же приобщен к завязке событий: это «гнев Ахилла», который в конце концов      определяет решающие эпизоды поэмы, особенно начиная с XVII песни: это гибель Патрокла, поединок Ахилла с Гектором.
III.         Повествование через перечисление. Гомер использует особый принцип      характеристики, который можно назвать: повествование через перечисление. В «Илиаде», к примеру, нет панорам сражений, «массовых» сцен, как, скажем, у Толстого в «Войне и мире», в панораме Бородинской битвы. У Гомера, художника иной эпохи, боевые действия, в духе фольклорной традиции, выстраиваются как серия поединков отдельных      воинов. В поэмах Гомера господствует принцип обстоятельной деловитости. В духе наивного мироощущения эллинов упоминаются, «каталогизируются» все детали, относящиеся к описываемому лицу или предмету. В поэмах подробно живописуются доспехи героев, их одежды, явства на пирах и так далее. Заметно, что Гомер любуется этими деталями и подробностями, внешностью героев, их поведением, поступками, жестами. Но внутренний мир, психологические переживания показаны сравнительно      бедно. Они еще не получили полновесного раскрытия в литературе.
 
3.4. Значение поэм Гомера
 
   Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа  - «книгою  откровения», по выражению В.Г. Белинского. Они не остались принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его историю. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком.
Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер был любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира.
 
4. Структура и особенности строения трагедии и комедии
 
     4.1. Фольклорно – обрядовые истоки театра.
   
   Греческая драматургия и театр, как и другие художественные формы, имел своей основой, почвой устное народное  творчество.  Греческий  фольклор был «пропитан»   разнообразными  культами  и  обрядами,   непременным   элементом которых было ряжение, то есть переодевание. Это было связано с  тем,  что  люди на первобытной, ранней стадии были  убеждены;  надевая  маску  бога,  зверя, демона  и  так далее, они  «наследуют» качества данного существа. Ряженье дополнялось сценками,  розыгрышами,  особенно  популярными  у  земледельцев. Подобные культовые действия, игры  были  приурочены  к  смене  времен  года, когда увядание злаков или их цветение, сев или  сбор  урожая  связывались  с представлениями о «рождении» и  «смерти», о гибели и воскрешении  демона плодородия.
   Нечто подобное наблюдается у других народов. Например, у славян  таким праздником была масленица, в Западной Европе  ей  во  многом  соответствовал карнавал. У древних кельтов существовали  так называемые  «майские  танцы».  В  Греции бытовал культ ряда богов, покровительствовавших людям в их деятельности.  Но одним  из  главных  был  культ  Диониса.  Первоначально  он  считался  богом творческих сил природы. Его священными животными были бык  и  козел.  Самого Диониса нередко изображали в  облике  этих  животных.  Позднее  Дионис  стал восприниматься и как покровитель муз.
   В честь Диониса устраивались несколько  раз  в  году  празднества,  во время которых его  почитатели  выступали  одетыми  в  шкуры  козлов,  иногда подвязывали копыта и рога. Одевшись таким образом, человек  как  бы  выходил из  своей  оболочки.  В  этом  состоянии  люди  изображали  свиту   Диониса, становились «богоодержимыми», мужчины превращались в «Вакхов», женщины  —  в «Вакханок». Имена эти происходят от  Вакха,  как  иногда  называли  Диониса. Нередко на празднествах люди были навеселе. Они распевали хвалебные  хоровые песни в честь Диониса, называемые дифирамбами, Поэтом,  придавшим  дифирамбу литературную форму, считался Арион (2 половине VII века — 1 половине VI века до нашей эры). Он наделил дифирамбы сюжетами, не связанными  лишь  с  деяниями  Диониса,  и таким образом подготовил рождение трагедии. К сожалению, собственных  стихов Ариона не сохранилось; зато популярна  легенда  о  чудесном  спасении  поэта дельфинами, вынесшими  его  из  моря  на  сушу.  Этот  сюжет  лег в основу знаменитого стихотворения Пушкина «Арион».
                           
              4.2. Становление трагедии
             
   Со временем драматургические представления Великих  Дионисий  начинают базироваться на определенном тексте. Обретают они  и  структуру,  постепенно закреплявшуюся,  Сначала   происходит   выход   актера,   за   ним   следует вступительная песнь хора, называемая  парод.  Далее  развертываются  речевые сцены между песнями хора — эписодии. Они отделяются друг от друга  стасимами (хоровыми партиями). Трагедия завершается эксодом — уходом  хора  со  сцены, сопровождаемым заключительным стасимом. Первоначально в  трагедии  действует один актер, который на ранних этапах простой рассказчик,  лишь  повествующий о событиях. Постепенно он овладевает  актерским  мастерством.  Эсхил  вводит второго  актера,  Софокл  —  третьего.  Закрепляется  и  определенный  объем трагедии; в ней до 1400 стихов.
   Создатели трагедий состязались друг с другом. Первое такое  состязание произошло во время 64-й Олимпиады, т.е. в последней  трети  VI  в.  до  н.э. Первым драматургом-трагиком  считается  Феспид  (2 половине VI века до нашей эры). Рассказывают, что он ездил по демам, то есть сельским округам, деревням, и давал представления. При этом  его  повозка  была  и  сценой,  и  служила  в качестве декораций. Известен и его ученик Фриних (2 половины V века до нашей эры),  не раз побеждавший в состязаниях, Он первым ввел в трагедию женские образы,  но от его трагедий  сохранились  незначительные  фрагменты.  Фриних    поставил трагедию на исторический сюжет «Взятие  Милета».  Ее  темой  было  восстание
греческого города Милета в Малой Азии, осада и жестокая расправа персов  над жителями. Трагедия так потрясла зрителей, что они не  могли  сдержать  слез, за что Фриних был оштрафован. По-видимому, причина была все-таки в том,  что в трагедии содержалась критика Афин, которые не оказали  Милету  необходимой помощи.
   Для  того   чтобы   драматические   представления   обрели   достойные воплощение,  необходимо  было  несколько   условий.   Во-первых,   добротный литературный текст. Во - вторых,  хорошо  подготовленные  актеры  и  хор.  В - третьих, наличие  сценической  площадки, места, на котором разыгрывалось драматургическое действо.
                           
              4.3. Особенности драмы
 
   Драма, являясь наряду с эпосом и лирикой одним  из  родов  литературы, обладает своей спецификой. Она  предназначается  для  постановки  на  сцене. Само  слово  драма  означает  действие.  Персонажи  раскрывают  себя   через высказывания и поступки. В отличие от эпического поэта,  драматург  не  имел возможности запечатлеть массовые сцены, битвы,  кораблекрушения и так далее.  Об этом мог рассказывать какой-либо персонаж, но показать это  зримо,  наглядно было невозможно. Если  в  эпосе  манера  повествовательная,  то  в  драме  — диалогическая.  В  ранней  драматургии  исключались   внутренние   монологи, «самохарактеристики героев». Автор  не  мог  растолковывать,  комментировать поведение персонажей, оценивать их поступки. Судьей был зритель.
   Драматурга связывали и определенный объем пьесы, и законы сцены. Время действия не превышало суток, декорации не менялись, все происходило в  одном месте.  Драматург  обязан  выпукло  и  рельефно  представить  индивидуальные характеры, предложить разрешение конфликта, донести до зрителя  идею.  Текст должен был дать актеру материал для создания  образа.  Герои,  как  правило, показывались в «момент истины», в  особых  экстремальных  ситуациях,   когда решительнее,  чем  когда-либо, выявляется глубинная суть действующего  лица. Каждая фраза,   подробность,  деталь  должны   были   быть  весомы.  Великие драматурги античности преподали потомкам неоценимые уроки мастерства.
   Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525—456  гг. до нашей эры). Его зрелые годы  прошли  в  героический  период  победоносной  войны греков  с  Персидской  державой.  Эсхил  был  участником  наиболее   крупных сражений  этой  войны  (при Марафоне,  Сапамине  и  Платеях).  Он  принимал деятельное участие в общественной жизни Афин, выезжал в  Сицилию  и  там  же провел свои последние годы. Эсхилу  приписывали  создание  90  трагедий,  из которых сохранилось семь. Наиболее известные — «Персы» (472 г. до нашей эры), «Прикованный Прометей» (470 г. до нашей эры) и трилогия «Орестея» (458 г. до нашей эры), состоящая из трагедий «Агамемнон»,  «Хоэфоры»   и  «Эвмениды».  Сюжетами трагедий Эсхила становятся давно известные мифологические сказания о  титане Прометее,  о  преступлениях  аргосских  царей  из  рода  Атридов.  Только  в «Персах» речь шла о реальных событиях — победе греков над персами в  морской битве  при  Саламине.   Однако   Эсхил   переосмысливает   общеизвестные и незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет  рассказ  идеями своего времени. Эсхил отражает в  своих  произведениях  торжество  полисного порядка и его идеологии, он прославляет мужество, волю,  патриотизм  греков, противопоставляя им высокомерие и  чванство  восточного  деспота  Ксеркса  в трагедии  «Персы»,  он  воспевает  бесстрашие  героев,  ради  людей  готовых поспорить с самими богами, торжество  цивилизованной  жизни  в  «Прикованном Прометее» и вместе с тем в самых мрачных красках рисует деспотизм и  тиранию Зевса.  В  трилогии  «Орестея»    его   творчество   пронизано   философскими рассуждениями о  смысле  человеческого  существования,  отношениях  людей  и богов.  Для  Эсхила  свободная  и  нравственная  жизнь  возможна  только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе. Здесь нет места  тем тягчайшим  преступлениям,  которыми  насыщена   предшествующая   до-полисная эпоха. Такая устроенная жизнь угодна и богам. Творчество Эсхила  прославляло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса.
   В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия (496 — 406 гг. до нашей эры), Софокл, по  преданию,  написал  свыше  120  трагедий,  из которых дошло только семь. Среди них самыми  знаменитыми  стали  две:  «Царь Эдип» (429— 425 гг. до нашей эры) и «Антигона» (442 г. до нашей эры). В  них  Софокл говорит о месте человека в обществе и мире. Что такое человек  —  марионетка в руках всесильных богов или творец своей судьбы? В образах фиванского  царя Эдипа и его дочери Антигоны Софокл намечает свое решение этой темы.  Эдип  — мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим  народом,  но тем не менее он игрушка в руках могущественных  богов.  Боги  судили  ему  вести преступную жизнь: убить своего отца, жениться на матери  и  родить  странные существа,  которые  были  ему  детьми,  но  вместе   с   тем   и   братьями. Пророчество  сбывается,   хотя  Эдип,  кажется,  сделал   все,   чтобы   его отвратить. И когда наступает жестокое прозрение, Эдип не смиряется со  своей страшной  долей.  Он  бунтует   против   несправедливости судьбы, против жестокости богов. Он сломлен, но не  раздавлен.  Он  бросает  вызов  богам. Ослепив себя, он уходит из Фив и скитается по  Греции,  стремясь  очиститься от наложенного роком преступления. Ушедший из мира, старый и больной, но  не сломленный нравственно Эдип достигает духовного очищения, находит  последнее пристанище в предместье Афин Колоне, становится героем-покровителем  Колона. Эдип  силой  своего  страдания  сумел  преодолеть  тяжелые   удары   судьбы, намеченной богами, и тем победил их. Софокл  утверждает  идею  всемогущества человека, беспредельности его сил,  возможности  противостоять  неотвратимой судьбе. Центральная идея трагедии выражена им в прекрасных стихах:
                
                    Много в природе дивных сил,
                    Но сильней человека — нет.
                    Он под вьюги мятежный вой
                    Смело за морс держит путь:
                    Кругом вздымаются волны —
                    Под ними струг плывет...
                    И беззаботных стаи птиц,
                    И породы зверей лесных,
                    И подводное племя рыб
                    Власти он подчинил своей.
   
   Поставленная Софоклом проблема места человека в мире и обществе станет вечной темой всего мирового искусства.  В  творчестве  Еврипида  с  Каламина (480—406 гг. до нашей эры)  греческая  драма  обогатилась  новыми  достижениями. Наиболее  прославленной  пьесой   Эврипида,   в   которой   отразилось   его новаторство, является знаменитая «Медея», поставленная в 431 г. до нашей эры. В пьесе речь идет о страшной мести Медеи,  дочери  колхидского  царя,  которую предводитель аргонавтов Ясон увез из Колхиды в  Грецию  и  здесь  бросил  на произвол судьбы,  вступив  в  выгодный  брак  с  дочерью  коринфского  царя. Оскорбленная до  глубины  души  вероломством  Ясона,  которому  она  помогла добыть золотое руно, которого спасла от гибели ценой  смерти  своего  брата, ради него оставила свою  страну,  Медея  вынашивает  планы  жестокой  мести.
Совершенно неожиданно для себя самой Медея  приходит  к  мысли  об  убийстве своих детей от Ясона. Еврипид психологически тонко рисует страшное  смятение чувств  любящей  матери  и  жестокой  мстительницы.  В  этой  пьесе  Еврипид разрабатывает несколько принципиально новых  художественных  приемов.  Образ Медеи дан в развитии — любящая жена, нежная мать превращается  в  ненавидящую своего мужа женщину и убийцу своих собственных  детей.  Человек  у  Эврипида меняется  внутренне,  его   раздираемая   противоречивыми   страстями   душа страдает,  и  какая  из  этих  страстей  одержит  верх,  к  каким   страшным последствиям  это  приведет,  человек  и  сам  не   знает.   Непредсказуемый результат борьбы страстей в душе человека и есть его  судьба.  В  творчестве Эврипида  получила   разработку   замечательная   художественная   идея   об исследовании внутреннего мира человека, бушующих  там  низменных  и  высоких страстях.  Подобная  трактовка  образов   стала   художественным   открытием Еврипида и оказала огромное воздействие на последующие  судьбы  греческой  и мировой литературы. Неудивительно, что  сохранилось  18  пьес  Еврипида  (из 92), то есть больше, чем пьес Эсхила и Софокла вместе  взятых.  Художественный метод  Эврипида  оказал  влияние  на  Шекспира,  в  театрах  нашего  времени ставится его бессмертная «Медея», а бушующая  буря  противоречивых  страстей главной героини и сейчас потрясает своей художественной правдой.  
   В целом творчество афинских трагиков V веке до нашей эры стало замечательным художественным  открытием  древнего  мира,  определило  многие   направления дальнейшего движения мировой литературы.
 
 
5. Архитектура древнегреческого театра
 
   Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.
   Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.
   На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.
   Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия — карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.
   Трагедия, по свидетельству Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия — от запевал фаллических песен, то есть песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.
   Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова «трагедия» и «комедия». Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос — «козел» и одэ — «песнь», то есть «песнь козлов». Это название вновь ведет нас к сатирам — спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. «Комос» — это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает «песнь комоса».
   Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.
   Уже во второй половине VI века до нашей эры трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI век до нашей эры). Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до нашей эры на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.
   Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик» ), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.
   Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актером и хором и по форме напоминала скорее кантату. При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.
   В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит «подражание», «воспроизведение» ); исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и так далее. Песни комоса и мимы — это главные истоки древней аттической комедии.
   Возникшая из аттического комоса комедия V века до нашей эры была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.
   Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие — у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра. Например, Сократ в «Облаках» Аристофана наделен не чертами реального л
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.