На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Кемеровский технологический институт пищевой
промышленности
 
 
 
Кафедра: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
 
 
 
 
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 
«МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
ПРОДУКЦИИ»
 
(на примере ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»)
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                  Выполнил: ст. группы  АБУз-3151т
                                          Кириченко М.В.
 
                                                              Руководитель: ст. преподаватель
Зяблицкая Г.И.
 
                                      Работа защищена:
 
 
 
 
 
 
 
             
 
Кемерово 2007

                                                 СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….
 
1. Затраты на производство и калькулирование себестоимости продукции……………………………………………………………………..
1.1 Классификация производственных затрат…………………………………
1.2 Методы учета затрат на производство и калькулирование             себестоимости продукции………………………………………………………
1.3 Новые системы учета и управления затратами предприятия,  возможность их применения в отечественной практике……………………………………..
 
2. Технико-экономическая характеристика предприятия
ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»………………………………………………………..
2.1 История развития предприятия и его характеристика…………………….
2.2 Анализ выпуска и реализации продукции………………………………….
2.3 Анализ динамики и структуры основных фондов…………………………
2.4 Анализ технического состояния предприятия……………………………..
2.5 Анализ использования основных фондов………………………………….
2.6 Анализ использования трудовых ресурсов…………………………………
2.7 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов………………
2.8 Анализ динамики фонда оплаты труда……………………………………..
2.9 Анализ затрат на производство……………………………………………..
2.10 Анализ прибыли…………………………………………………………….
2.11 Факторный анализ прибыли……………………………………………….
 
3. Анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»…………………………………………
3.1 Особенности учетной политики…………………………………………….
3.2 Калькулирование и учет затрат на производство продукции…………….
3.3 Аналитический и синтетический учет затрат на производство продукции на предприятии …………………………………………………………………..
3.4 Анализ затрат на производство продукции………………………………….
3.5 Анализ финансовых результатов от реализации продукции……………….
3.6 Резервы снижения себестоимости продукции………………………………
 
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………….
Приложение 2…………………………………………………………………….
Приложение 3…………………………………………………………………….
Приложение 4…………………………………………………………………….
Приложение 5…………………………………………………………………….
Приложение 6…………………………………………………………………….
Приложение 7…………………………………………………………………….
Приложение 8…………………………………………………………………….
Приложение 9…………………………………………………………………….
Приложение 10…………………………………………………………………..
Приложение 11…………………………………………………………………..
Приложение 12…………………………………………………………………..
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Успех деятельности и даже вопрос дальнейшего существования хозяйствующих субъектов напрямую зависят от целесообразности производственных затрат, которые необходимо учитывать, анализировать и конкретизировать с целью обеспечения повседневного контроля за эффективностью использования ресурсов и формированием себестоимости продукции. Поэтому ведущая роль в бухгалтерском учете отводится учету затрат на производство и формированию себестоимости продукции (работ, услуг).
В то же время необходимо отметить, что себестоимость является одним из основных и ключевых факторов, влияющих на конечный результат финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, оценку рентабельности производства продукции и эффективности предпринимательской деятельности предприятия и, следовательно, на величину изымаемой государством части полученной прибыли в виде налога на прибыль. Следовательно, неправильное ее исчисление, не только влияет на интересы предприятия, государства, акционеров и других заинтересованных лиц, но и способствует возникновению нежелательных спорных и конфликтных ситуаций с налоговыми и правоохранительными органами.
С этой целью необходимо осуществлять правильную классификацию затрат в зависимости от специфики и условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Любое косвенное отнесение затрат на себестоимость продукции, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость и снижает точность калькулирования. Поэтому методика калькулирования предприятия должна способствовать большей точности определения себестоимости отдельных видов продукции для выявления действительного размера рентабельности каждого из них. Только при соблюдении такого условия себестоимость станет надежным инструментом и экономическим рычагом правильного соизмерения затрат и результатов хозяйственной деятельности.
В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли, которая зависит прежде всего от цены продукции предприятия и затрат на ее производство и реализацию, что нашло отражение в трудах различных авторов: Г.В.Савицкой «Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК» [1]; Л.Е. Басовского, Е.Н. Басовской «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» [2]; Г.И. Хотинской, Т.В. Харитоновой «Анализ хозяйственной деятельности» [3]; Н.П. Любушина « Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» [4]; И.А. Либермана «Управление затратами» [5]; В.Э. Керимова «Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях» [6] и других.
Целью дипломной работы является исследование современных методов учета затрат и выявление наиболее альтернативных из них, а также исследование факторов, влияющих на формирование затрат, и определение возможных путей  снижения затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия. При этом была рассмотрена возможность применения  ряда сравнительно новых для нашей экономики методов, применительно к ОАО «ЮГРА-МОЛОКО».
Дипломная работа содержит материал теоретического и практического значения.
В первой главе рассмотрены вопросы классификации затрат, отражены различные методики учета затрат, отражены различные методики учета затрат.
Во второй главе дана характеристика предприятия, проведен анализ основных технико- экономических показателей предприятия.              
Третья глава содержит вопросы учета затрат. Также проведен анализ себестоимости продукции на примере ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»: анализ общей суммы затрат, анализ себестоимости по элементам затрат, анализ эффективности использования производственных ресурсов и выявлены резервы снижения себестоимости продукции.
 
Глава 1. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Классификация производственных затрат
 
Учет затрат на производство - одна из важнейших функций бухгалтерского учета, основными задачами которого являются - учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению, калькулирование себестоимости продукции, выявление результатов деятельности структурных подразделений, выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Выделяют следующие направления и признаки классификации затрат в зависимости от процессов хозяйственной деятельности предприятия:
?   принятия управленческих решений – затраты явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные;
?   прогнозирования – затраты краткосрочного и долгосрочного периодов;
?   планирования – затраты планируемые и непланируемые;
?   нормирования – затраты в пределах установленных стандартов, норм и смет и по отклонениям от них;
?   организации – затраты по местам и сферам их возникновения, функциям деятельности и центрам ответственности;
?   учета – затраты в разрезе экономических элементов и статей калькуляции, одноэлементные и комплексные, постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, текущие и единовременные;
?   контроля – затраты контролируемые и неконтролируемые;
?   регулирования – затраты регулируемые и нерегулируемые;
?   стимулирования – затраты обязательные и поощрительные;
?   анализа – затраты фактические, плановые, стандартные и нормативные, полные и частичные, общие и структурные.
Важным моментом в управлении предприятием является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и стратегия развития предприятия. При этом прежде всего имеет значение подразделение затрат на явные и неявные (альтернативные).
Явные затраты – это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.
Затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду. Когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов.
В зависимости от специфики принимаемых решений затраты целесообразно подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя.
Эффективные затраты – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. 
Неэффективные затраты – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты – это потери на производстве, к которым относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др.
Чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны, необходимо сделать так, чтобы принимаемые решения были ориентированы на  минимизацию затрат. Где важную роль играет процесс прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия, по критерию временного лага,  рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Это обусловлено тем, что краткосрочный и долгосрочный периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации.
К таким отличиям относятся:
?   в краткосрочном периоде организация не может изменить свои производственные мощности, а в долгосрочном периоде такая возможность имеется;
?   в краткосрочном периоде отсутствует возможность свободного доступа новых фирм в отрасль и на рынок, т.е. число функционирующих экономических единиц, как правило, не меняется; в долгосрочном периоде такая возможность возникает;
?   в краткосрочном периоде можно выделить постоянные и переменные затраты. В долгосрочном периоде все затраты становятся переменными в связи с изменением масштабной базы [12].
Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены, если они не будут иметь непосредственные связи с процессом планирования, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей их охвата планом. В этих целях затраты предприятия необходимо подразделять на планируемые и непланируемые.
Большое значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства.
По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.
Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: материалы, заработная плата, амортизация и др. Комплексными считаются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.
По экономическому содержанию затраты классифицируют по экономическим элементам и статьям калькуляции.
Для всех предприятий установлен единый перечень элементов затрат, включающий в себя следующие затраты:
?   материальные- наиболее крупный элемент затрат на
производство, доля которого в общей сумме затрат составляет 60-90%.
Состав материальных затрат неоднороден и включает расходы на сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного использования или реализации, учитывая, что отходы
одного производства могут получить полноценным сырьем для другого).
?   на оплату труда- это затраты на оплату труда основного
производственного персонала предприятия, включая премии за
производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие
выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, а также затраты  на оплату труда не состоящих в штате пред­приятия работников, занятых в основной деятельности.
?   отчисления на социальные нужды - это отчисления во внебюджетные социальные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского  страхования.
?   суммы начисленной амортизации основных средств - входит сумма
амортизационных отчислений на полное восстановление основных
производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой
стоимости и установленных норм;
?   прочие- арендная плата; оплата коммунальных услуг; налоги, включаемые в себестоимость- транспортный налог, экологические платежи, на пользование природными ресурсами, лесной, земельный; страховые платежи; расходы на рекламу и др..
Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности. Данная группировка дает возможность устанавливать потребности в основных и оборотных фондах, определении фонда оплаты труда и т.д. Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции.
Для решения этой задачи применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, устанавливать по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения затрат. На основе этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.
В основных по­ложениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продук­ции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:
1.      Сырье и материалы (за вычетом отходов);
2.      Покупные изделия, полуфабрикаты;
3.      Топливо и энергия на технологические цели;
4.      Заработная плата основных производственных рабочих;
5.      Заработная плата дополнительных производственных рабочих;
6.      Отчисления на социальное страхование с заработной платы основных
и дополнительных производственных рабочих;
7.      Расходы на подготовку и освоение производства;
8.      Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
9.      Цеховые расходы;
10. Общезаводские расходы;
11. Потери от брака;
12. Внепроизводственные расходы.
?      Первые девять статей затрат образуют цеховую себестоимость.
?      Цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы и потери от брака составляют производственную себестоимость.
?      Все 12 статей представляют собой полную себестоимость продукции.
В коммерческих организациях данная группировка затрат является основной, но ее содержание дифференцируется исходя из специфики каждой отрасли.
При установлении системы учета затрат можно выделить группировку затрат по отношению к изменениям объема производства. По данному признаку затраты разделяются на постоянные и переменные.
Постоянными считаются затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства, например, общехозяйственные расходы. Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др.
Особое значение для учета и управления затратами имеет способ включения затрат в себестоимость продукции. По данному признаку затраты предприятия разделяются на прямые и косвенные.
Прямыми называются затраты по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления на основании данных первичных документов.
Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства. Косвенные расходы сначала собирают на отдельных счетах учета, а затем включают в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обусловливается отраслевыми особенностями предприятия.
Важное значение в процессе управления затратами, имеет группировка затрат по их роли в технологическом процессе. По данному признаку затраты предприятия делятся на основные и накладные.
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов.
Большую роль в управлении затратами имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие и будущих периодов.
Текущими называются затраты по производству и реализации продукции данного отчетного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.
Расходы будущих периодов – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды.
Немаловажное значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые.
Контролируемые – это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности субъектов управления, например, переоценка основных средств увеличивает суммы амортизационных отчислений.
Опыт успешных предприятий показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют немаловажное значение для организации оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли.
 
1.2 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Основными методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции являются: простой, нормативный,  позаказный и попроцессный методы. Выбор метода связан с технологией производства,   его   организацией,   особенностями  выпускаемой продукции.
Объектами калькулирования себестоимости являются отдельные виды продукции, работ, услуг, продукция (работы, услуги) отдельного подразделения предприятия, вся товарная продукция предприятия.
Объекты калькулирования могут измеряться в натуральных единицах (штуках, тоннах, килограммах, литрах, погонных метрах), укрупненных натуральных единицах (100 пар обуви), условно-натуральных единицах (по содержанию полезного вещества, в пересчете на 100% спирт), стоимостных единицах (затраты на рубль товарной продукции), трудовых единицах (нормо — часах), условных единицах (тонно-километрах, машино — сменах).
Простой метод учета и калькуляции затрат применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию и не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. В этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.
Нормативный метод учета и калькуляции затрат применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства, например, на предприятиях отрасли машиностроения. Обязательным условием применения данного метода является составление нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам и последующее систематическое выявление в текущем порядке отклонений от этих норм (экономии и перерасхода) в конце месяца. Действующими нормами называются такие, по которым в данное время производится отпуск материалов и оплата труда. На основании такого учета обеспечивается возможность для руководителей цехов и предприятий своевременно принимать меры к предотвращению перерасходов и закреплению имеющихся достижений по экономии.
Позаказный метод учета и калькуляции затрат применяется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие (группу одинаковых изделий) или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа (изготовления изделия или выполнения работы). Вся сумма затрат по заказу будет составлять его себестоимость. Если этот заказ состоит из серии одинаковых изделий, то себестоимость единицы продукции определяют делением суммы затрат по данному заказу на количество изделий. Позаказный метод калькулирования себестоимости продукции применяется в организациях, где материалы на технологические цели, основную заработную плату производственных рабочих и общепроизводственные расходы легко идентифицировать с конкретной продукцией или ее группой. «Позаказный метод обычно используется в строительстве, типографиях, самолетостроении, мебельных фабриках, машиностроении, при выполнении ремонтных работ, оказании аудиторских или консультационных услуг, НИОКР и др.» [13].
Основным учетным регистром при позаказном методе калькулирования является карточка учета заказов. Эта же карточка может выполнять контрольную функцию. По ней сравнивают предполагаемые и фактические затраты на заказ, выявляются отклонения и вызвавшие их причины.
Принципиальные преимущества метода позаказного калькулирования заключаются в том, что этот метод делает возможным сопоставление затрат между  заказами,  показывает  наиболее  и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных заказах наиболее дорогостоящие, а  какие  наиболее эффективные.
Позаказный метод обеспечивает базу для планирования затрат и продажных цен по будущим заказам. Метод предоставляет данные для контроля затрат по заказам путем расчета отклонений между оценочными  и  фактическими данными, а также  делает достаточно точное распределение накладных расходов между заказами.
Попередельный метод учета и калькуляции затрат применяется на предприятиях, где исходное сырье и материалы в процессе производства проходят ряд переделов, фаз, этапов или где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе получают различные виды продукции. При попередельном методе сначала определяется себестоимость всей продукции, а затем себестоимость ее единицы.
Попередельный метод, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия может вестись в двух вариантах: полуфабрикатном и бесполуфабрикатном.
При полуфабрикатном варианте исчисляют себестоимость продукции по каждому переделу, которая состоит из себестоимости продукции предыдущего передела и расходов по данному переделу. Себестоимость продукции последнего передела является также себестоимостью готовой продукции. Иными словами, при этом варианте передаваемые их цеха в цех полуфабрикаты оцениваются по установленной методике (по определенным ценам или плановой, нормативной, фактической себестоимости). В то же время затраты отдельных цехов состоят из собственных затрат плюс стоимость полуфабрикатов, полученных из других цехов.
При бесполуфабрикатном варианте исчисляется только себестоимость продукции последнего передела (готовой продукции). При этом затраты учитываются отдельно по каждому переделу без учета себестоимости продукции предыдущих переделов. В себестоимость готовой продукции включается затраты на ее производство по всем переделам. Иными словами, при передаче полуфабрикатов из цеха в цех стоимость этих полуфабрикатов не учитывается, а учитываются только собственные производственные расходы цеха.
Независимо от отраслевой принадлежности и серийности производства процесс формирования себестоимости продукции может быть разбит на ряд ук­рупненных шагов:
Шаг 1. Первичный учет затрат на производство, привязка (распределе­ние) прямых затрат к объектам калькулирования (к видам продукции).
Учет должен быть организован раздельно по местам возникновения за­трат (производствам, цехам, участкам, комплексам работ, объектам или участ­кам строительства и т.п.), которые часто называются центрами затрат, по ха­рактеру производства и по видам затрат.
По характеру производства затраты делятся на затраты основного, вспо­могательного и обслуживающего производства, соответственно их учет ведется на счетах 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
На данном шаге особенно важно организовать аналитический учет та­ким образом, чтобы обеспечить разделение прямых затрат по видам выпускае­мой продукции. Это достигается двумя различными способами - позаказным и попередельным (попроцессным).
Продукцию могут выпускать как основные, так и вспомогательные про­изводства (так называемый "выпуск на сторону"). Поэтому прямые затраты со­бираются как по основному производству, так и по вспомогательному, то есть на счетах 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства".
С кредита счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство.
На счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйствен­ные расходы» собираются косвенные затраты. На данном шаге косвенные за­траты могут быть включены только в себестоимость всего объема выпущенной за период продукции. Для включения косвенных затрат в себестоимость объема продукции конкретного вида или в себестоимость единицы продукции необхо­дим особый механизм, работа которого осуществляется на следующем шаге. Аналитический учет на этих счетах может вестись как в разрезе структурных подразделений (цехов, корпусов), так и в разрезе статей сметы, предусмотренных отраслевыми методическими рекомендациями.
Шаг 2. Распределение по видам продукции затрат вспомогательного производства.
Шаг 3. Распределение по видам продукции общепроизводственных рас­ходов - формирование производственной себестоимости.
Распределение общепроизводственных расходов можно условно разде­лить на три операции:
первая операция - распределение общепроизводственных расходов ме­жду видами производств (основное, вспомогательное и обслуживающее произ­водство и хозяйства);
вторая операция - определение доли расходов, относимых к готовой продукции, и доли расходов, относимых к незавершенному производству;
третья операция - расходы, отнесенные к готовой продукции (выполнен­ным работам, услугам), распределяются по видам продукции (работ, услуг).
Шаг 4. Распределение по видам продукции общехозяйственных расхо­дов - формирование фабрично-заводской себестоимости (себестоимости гото­вой продукции).
Шаг 5. Распределение по видам продукции коммерческих расходов - формирование полной себестоимости (себестоимости реализованной продук­ции).
Расходы, собранные на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйствен­ные расходы» подлежат списанию в конце от­четного периода в дебет счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства», или 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» по принадлежности с одновре­менным их распределением между объектами калькулирования (в разрезе кото­рых и ведется аналитический учет на счетах 20, 23 и 29), пропорционально той или иной базе.
В зависимости от отраслевой принадлежности организации базой для распределения косвенных расходов между видами продукции могут быть:
-                           общий фонд оплаты труда или заработная плата основных  производственных рабочих;
-                           прямые затраты;
-                           прямые материальные затраты;
-                           затраты труда в человеко-часах;
-                           стоимость имущества, размер производственных площадей;
-                           объём выработки в натуральных или стоимостных показателях,
-                           выручка от реализации продукции;
-                           расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и т.д.
Выбор базы для распределения косвенных расходов во многом определяет точность калькулирования себестоимости. Чаще всего используется рас­пределение пропорционально начисленной заработной плате основных произ­водственных рабочих или сумме прямых затрат.
Счет 46 целесообразно использовать в организациях, осуществляющих работы долгосрочного характера (строительных, проектных и др.), в которых расчеты осуществляются не в целом за законченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ. Счет 40 используется по необходимости и предназначен для учета выпущенной продукции (работ, услуг) и выявления отклонений фактической производственной себестоимости от плановой по готовой, отгруженной и реализованной продукции.
 
1.3 Новые системы учета и управления затратами предприятия, возможность их применения в отечественной практике
 
В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих решений тактического и стратегического характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. Следствием указанных рыночных требований стало появление в отечественной практике новых, или сравнительно новых, методов управления затратами предприятия таких как: система стандарт-кост, система (метод) директ-костинг, JIT ("just-in-time", т.е.  "точно в срок"),  функционально – стоимостной анализ.
Стандарт-кост буквально означает стандартные затраты. Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых затрат производства, а смежные калькуляции – для контроля накладных расходов [13].  Идею  системы стандарт-кост можно выразить двумя положениями:
1) все произведенные затраты должны быть соотнесены со стандартами;
2) отклонения, выявленные при сравнении фактических затрат со стандартами, должны быть расчленены по причинам.
В основе системы стандарт-кост лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов:
-               основные материалы;
-               оплата труда основных производственных рабочих;
- производственные накладные расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.);
-                коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).
Предварительно исчисленные нормативы затрат рассматриваются как стандарты, к которым необходимо привести фактические затраты путем умелого руководства. Возникающие отклонения между действительными и предполагаемыми затратами, в течение года накапливаются на отдельных счетах отклонений и полностью списываются не на затраты производства, а непосредственно на финансовые результаты предприятия.
Системе стандарт-кост присущи и недостатки. Стандарты не всегда возможно установить  на все производственные затраты, в результате чего ослабляется контроль за ними. При выполнении производственной компанией, за короткое время, большого количества различных по характеру и типу заказов, исчислять стандарт на каждый заказ практически невозможно.
Таким образом, для практической реализации системы стандарт-кост в отечественном учете необходимо предусмотреть выделение специальных бухгалтерских счетов учета отклонений. При отсутствии, как в настоящее время, таких счетов, применение системы стандарт-кост требует ведения параллельного учета, что требует увеличения штата финансовых работников предприятия и вряд ли целесообразно, несмотря на все аналитические преимущества данной системы в управлении затратами.
Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет, в основном, функции расчета налогооблагаемой базы.  До сих пор, на наших предприятиях применяются методы учета затрат, предусматривающие учет и исчисление полной фактической себестоимости  единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета – системы (метода) «директ-костинг», в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
Обобщенно сущность системы директ-костинг состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие  в  зависимости  от изменения объема  производства. В этих условиях себестоимость продукции плани­руется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и пере­менными затратами представляет собой маржинальный до­ход. При ;этой системе постоянные расходы в расчет себес­тоимости продукции не включают и списывают непосред­ственно на уменьшение прибыли предприятия.
Вместе с тем теоретические и практические исследования системы директ-костинг позволяют выделить некоторые ее недостатки:
-   по мнению противников этой системы она не дает ответ на вопрос, сколько стоит данный продукт, какова его полная себестоимость;
-  ведение учета неполной себестоимости не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как в финансовой отчетности должна указываться полная себестоимость продукции;
- для эффективного применения системы директ-костинг прямые затраты должны составлять большую часть расходов и предприятие должно выпускать узкий перечень продукции [11].
Таким образом, практическое применение системы директ-костинг на отечественных предприятиях, в качестве основной учетной системы, также как и системы стандарт-кост теоретически возможно, но требует дополнительной учетной работы. Однако для производства отдельных аналитических расчетов  для бизнес – планирования, система директ-костинг достаточно эффективна и вполне достойна широкого применения.
В современных условиях деятельность отечественных производителей должна быть ориентирована на выпуск вы­сококачественной и конкурентоспособной продукции при максимальном снижении затрат на ее производство. Поэто­му особую значимость приобретает использование передо­вых форм и методов организации труда и управления про­изводством, применяемых в экономически развитых стра­нах. В этой связи для нас особый интерес представляет ме­тод управления производством по системе JIT ("just-in-time", т.е.  "точно в срок").
Суть системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается не­прерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществ­ляется столь малыми партиями, что по существу превра­щается в поштучное. Данная система рассматривает нали­чие товарно-материальных запасов как зло, существова­ние которого затрудняет решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материаль­ные запасы отрицательно сказываются на нехватке финан­совых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT является уничтожение любых лишних расхо­дов и эффективное использовании производственного по­тенциала  предприятия.
В условиях применения системы учета JIT прямые зат­раты на оплату труда и заводские накладные расходы на счета производства не списываются. Прямой труд рассмат­ривается как дополнительная часть общезаводских наклад­ных расходов. Более того, сами заводские накладные рас­ходы вместе с прямыми затратами оплаты труда списыва­ются непосредственно на себестоимость реализованной про­дукции. Списание их на производственную себестоимость изделий, т. е. отражение через счет "Ресурсы в незавер­шенном производстве", в этих условиях не имеет никакого смысла.
Функционально – стоимостной анализ (ФСА) начал активно применяться в промышленности начиная с 60-х годов, прежде всего в США. Его использование позволило снизить себестоимость многих видов продукции без снижения ее качества и оптимизировать затраты на ее изготовление. ФСА позволяет охватить все факторы движения продукции с момента ее зарождения до момента потребления и утилизации. ФСА относится к перспективным методам экономичес­кого анализа. В нем успешно используются передовые при­емы и элементы инженерно-логического и экономического анализа. Отличительной особенностью этого метода явля­ется его высокая эффективность. Как показывает практи­ка, при правильном применении ФСА снижение издержек производства обеспечивается в среднем на 20—25%.
Функциональный подход заставляет изучать не только конкретные потребности заказчиков, но и глубже анализи­ровать количественную и качественную стороны этих по­требностей,  перестраивать под них производство. Функция в широком понимании — это деятельность, обязанность, работа, назначение, роль. В ФСА под функци­ей понимают внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Функции, выполненные объектом, могут быть подраз­делены на основные- которые определяют назначение изделия, вспомогательные- способствующие выполне­нию основных функций или дополняющие их, и ненужные- которые не содействуют выполнению основного назначе­ния конструкции, а напротив, ухудшают технические па­раметры или экономические показатели объекта.
Цель ФСА состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значи­мостью для потребителя и затратами на их осуществление.
 
 
Глава 2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»
2.1      История развития предприятия и его характеристика
 
ОАО «ЮГРА-МОЛОКО»- крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие г.Нижневартовска и Нижневартовского района.
В сентябре 1978 года молочная промышленность Тюменской области получила в городе Нижневартовск гормолзавод производительностью 6 тонн переработки молока в сутки.
Пуск завода был очень тяжелым. Завод был сдан в эксплуатацию без котельной, без станции перекачки канализационных вод. Не хватало пара на технологические нужды от установленных на территории двух паровозов.
В 1979 году построили первую котельную на дизельном топливе. После пуска котельной взялись за реконструкцию компрессного цеха, построили гараж, помещение отдела сбыта, участок КИПиА. Но коллектив не остановился на своем развитии с пуском нового завода, а продолжал наращивать производственные мощности, осваивать новые технологии, новое технологическое оборудование. На протяжении многих лет проведен ряд реконструкций завода. На сегодняшний день часть отечественного оборудования заменена на современное импортное более высоких производственных мощностей.
С 2000 года предприятие сменило организационно-правовую форму собственности, с федеральной на акционерное общество открытого типа. Уставный капитал ОАО «ЮГРА-МОЛОКО» образован в сумме 30500 тыс. руб.
Имущество, находящееся на балансе предприятия, находится в его полном хозяйственном ведении.
Юридический адрес: 650070, г. Нижневартовск, ул. Заводская 25.
В состав предприятия входят следующие подразделения:
- Цех детского питания (г. Нижневартовск, ул. Ленина 4);
- Холодильник для хранения резервной продукции (п. Излучинск, пром зона НВ ГРЭС).
Предприятием, заготовки молока, осуществляются в сельскохозяйственных предприятиях Нижневартовского  района. С каждым поставщиком сырья заключены договора поставок молока на год в разрезе месяцев.
Политика предприятия ориентирована на потребности и предпочтения покупателей. Исходя из потребностей рынка значительно расширен ассортимент выпускаемой продукции; изменена упаковка; изменен подход к ценообразованию; ужесточен контроль за качеством продукции. За анализируемый период с 2004 по 2007гг. производство конкурентоспособной продукции и усиление сбытовой сети позволило увеличить собственную долю рынка.
В настоящее время 100% молока и диетической продукции фасуется в Фин-Пак, Тетра-Рекс, полиэтиленовую бутылку. С лета 2004 года начался выпуск взбитых молочных продуктов – творогов, йогуртов, молоко с фруктовой добавкой. Уже заключен контракт с немецкой фирмой по поставке оборудования.
Производство продукции в ОАО «ЮГРА-МОЛОКО» специализировано на выпуске фасованной цельномолочной продукции:
-         молоко, диетпродукция;
-         кисломолочные продукты;
-         творог, творожные изделия;
-         сметана;
-         масло животное.
Цех детского питания, специализирован на выпуске детских молочных продуктов: творог детский, молоко детское, ацидофилин.
Хранение готовой продукции не более 36 часов про температуре 8?С, в том числе на предприятии не более 18 часов. Способ производства– резервуарный.
ОАО «ЮГРА-МОЛОКО» участвует во всех региональных выставках и ярмарках. Об этом свидетельствуют большое количество дипломов и медалей за высокое качество продукции, широкий ассортимент и разработку новых технологий, новых видов продукции.
 
2.2      Анализ выпуска и реализации продукции
 
Целью анализа производства и реализации продукции является выявление реальной технико-экономической цепочки необходимой для данного производства. Анализ выполняется на основании данных бухгалтерского учета, отчетности  и первичной отчетности.

                                          Выпуск и реализация продукции.                    Таблица 1

 
 
Год
 
    Отклонение +;-
     Темп роста %
Показатели
2004
2005
2006
2005-
2006-
2006-
2005/
2006/
2006/
 
 
 
 
2004
2005
2004
2004
2005
2004
Объем товарной
 
 
 
 
 
 
 
 
 
продукции тонн
560
588
863
28
275
303
105,0
146,8
154,1
Объем товарной
 
 
 
 
 
 
 
 
 
продукции тыс.р.
9292
10454
17415
1162
6961
8123
112,5
166,6
187,4
Объем реализованной
 
 
 
 
 
 
 
 
 
продукции тыс.р.
12905
14281
21769
1376
7488
8864
110,7
152,4
168,7

 
Из данных таблицы 1 следует, что за весь анализируемый период у предприятия сложилась стабильная тенденция к увеличению товарного выпуска и реализации продукции. Однако за анализируемый период наблюдается опережающий темп роста выпуска продукции в стоимостной оценке (к концу анализируемого периода прирост составил 87,4%), над темпом роста выпуска продукции в натуральных единицах (к концу периода 154,1%), что характеризует рост удельных затрат на производство продукции; динамика роста реализованной  продукции также отстает от динамики выпуска продукции в стоимостной оценке и к концу периода составила 168,7%, что произошло по причине роста остатков готовой продукции с 224тыс.руб. (Приложения форма №1 «Бухгалтерский баланс» за 2004 год) до 700тыс.руб. (Приложения форма №1 «Бухгалтерский баланс» за 2006 год), и снижении рентабельности производства продукции (Глава 3).
 
2.3      Анализ динамики и структуры основных фондов
 
  Цель анализа динамики и структуры основных фондов - это определение интенсивности использования основных фондов, загрузка оборудования.

   Динамика и структура основных фондов за 2004 год.               Таблица 2

 
 
На начало года
На конец года
Отклонение
Т/рост
Показатели
тыс.руб.
Уд.в.%
тыс.руб.
Уд.в.%
тыс.руб.
Уд.в.%
     %
Всего основных фондов,
 
 
 
 
 
 
 
в т.ч. из них:
 
27060
100
27862
100
802
     -
103,0
1.здания
 
14614
54,0
14614
52,5
0
-1,6
100,0
2. сооружения
 
4568
16,9
4568
16,4
0
-0,5
100,0
Итого пассивной части
19182
70,9
19182
68,8
0
-2,0
100,0
3.машины и оборудование
4567
16,9
5682
20,4
1115
3,5
124,4
4. транспортные средства
2688
9,9
2230
8,0
-458
-1,9
83,0
5. хозяйственный инвентарь
623
2,3
768
2,8
145
0,5
123,3
Итого активной части
7878
29,1
8680
31,2
802
2,0
110,2

 
По данным таблицы 2 следует, что в 2004 году основные фонды предприятия увеличились на 802 тыс.руб. (прирост составил 3%) за счет изменений произошедших в активной их части: приобретения машин и оборудования на 1115 тыс.руб., приобретения хозяйственного инвентаря на 145 тыс.руб., и выбытия транспортных средств на 458 тыс.руб., Темп роста активной части основных фондов составил 110,2%, удельный вес активной части основных фондов в 2004 году вырос на 2п. и составил к концу года 31,2% в структуре основных фондов предприятия. Что говорит о росте технической оснащенности предприятия и обновлении активной части морально и технически совершенным оборудованием.

                 Динамика и структура основных фондов за 2005 год.            Таблица 3

 
 
На начало года
На конец года
Отклонение
Т/рост
Показатели
тыс.руб.
Уд.в.%
тыс.руб.
Уд.в.%
тыс.руб.
Уд.в.%
     %
Всего основных фондов,
 
 
 
 
 
 
 
В т.ч. из них:
 
27862
100
26047
100
-1815
     -
93,5
1.здания
 
14614
52,5
14614
56,1
0
3,7
100,0
2. сооружения
 
4568
16,4
4568
17,5
0
1,1
100,0
Итого пассивной части
19182
68,8
19182
73,6
0
4,8
100,0
3.машины и оборудование
5682
20,4
4357
16,7
-1325
-3,7
76,7
4. транспортные средства
2230
8,0
1868
7,2
-362
-0,8
83,8
5. хозяйственный инвентарь
768
2,8
640
2,5
-128
-0,3
83,3
Итого активной части
8680
31,2
6865
26,4
-1815
-4,8
79,1

 
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в 2005 году основные фонды предприятия уменьшились на 1815 тыс.руб. или на 6,5%, за счет выбытия активной части основных фондов на 20,9%.  Снижение активной части на 4,8п., и доля в 26,4% на конец года, в структуре основных фондов предприятия говорит об ухудшении технической оснащенности предприятия, однако причиной этого были то, что в 2005 году у предприятия появилась возможность без убытка реализовать технически и морально устаревшие основные фонды. 

                    Динамика и структура основных фондов за 2006 год.         Таблица 4

 
 
На начало года
На конец года
Отклонение
Т/роста
Показатели
тыс.руб.
Уд.в.%
тыс.руб.
Уд.в.%
тыс.руб.
Уд.в.%
     %
Всего основных фондов,
 
 
 
 
 
 
 
в т.ч. из них:
 
26047
100
25042
100
-1005
     -
96,1
1.здания
 
14614
56,1
14614
58,4
0
2,3
100,0
2. сооружения
 
4568
17,5
4568
18,2
0
0,7
100,0
Итого пассивной части
19182
73,6
19182
76,6
0
3,0
100,0
3.машины и оборудование
4357
16,7
3755
15,0
-602
-1,7
86,2
4. транспортные средства
1868
7,2
1699
6,8
-169
-0,4
91,0
5. хозяйственный инвентарь
640
2,5
406
1,6
-234
-0,8
63,4
Итого активной части
6865
26,4
5860
23,4
-1005
-3,0
85,4

Основные фонды в 2006 году уменьшились на 1005 тыс.руб., так же как и в предыдущие годы за счет выбытия активной их части (уменьшились на 14,6%). Снижение активной части и в 2006 году еще на 3п. говорит о том, что предприятие продолжает политику изъятия основных фондов, теряющих экономическую выгоду.
 
2.4      Анализ технического состояния предприятия
 
Одним из обобщающих показателей, характеризующих состояние основных фондов, является коэффициент износа. Он определяется как отношение суммы начисленной амортизации к первоначальной стоимости. Коэффициент показывает в какой степени находятся основные фонды, насколько они изношены.
                                                                                                 (1)
где И – начисленный износ, тыс. руб.
                Пс – первоначальная стоимость основных фондов, тыс. руб.
Состояние основных средств характеризует также такой показатель, как коэффициент годности.- коэффициент годности – показывает степень пригодности основных фондов для дальнейшего использования:
                                                                                               (2)
Состояние основных фондов считается удовлетворительным, если коэффициент износа ниже 50%, неудовлетворительным, если принимает значение от 50 до 70%, критическим, если коэффициент износа выше 70%.
Из данных таблицы 5 следует, что коэффициент износа в общем за 2004 год вырос на 1,1п. и составил 30% к концу года; по пассивной их части вырос на 2,4п., и составил 26%; активной понизился на 3п., и составил 36,2%: за счет обновления машин, оборудования и хозяйственного инвентаря  уровень износа, этих основных фондов сократился на 8,3п. и 2,8п. соответственно, в отношении транспортных средств данный показатель вырос на 4,4п.
 

              Техническое состояние основных фондов в 2004 году.             Таблица 5

 
 
        На начало года
           На конец года
Отклонен
 
 
 
тыс.руб.
 
 
тыс.руб.
 
(+;-)
Показатели
 
первон.
износ
Ки
первон.
износ
Ки
 К износ.
 
 
ст-ть тыс.р.
тыс.руб.
%
ст-ть тыс.р.
тыс.руб.
%
%
Всего основных фондов,
 
 
 
 
 
 
 
в т.ч. из них:
 
27060
7823
28,9
27862
8360
30,0
1,1
1.здания
 
14614
3316
22,7
14614
3667
25,1
2,4
2. сооружения
 
4568
1204
26,4
4568
1318
28,9
2,5
Итого пассивной части
19182
4520
23,6
19182
4985
26,0
2,4
3.машины и оборудование
4567
2253
49,3
5682
2331
41,0
-8,3
4. транспортные средства
2688
807
30,0
2230
767
34,4
4,4
5. хозяйственный инвентарь
623
243
39,0
768
278
36,2
-2,8
Итого активной части
7878
3303
41,9
8680
3375
38,9
-3,0

              Техническое состояние основных фондов в 2005 году.             Таблица 6

 
 
        На начало года
           На конец года
Отклонен
 
 
 
тыс.руб.
 
 
тыс.руб.
 
(+;-)
Показатели
 
первон.
износ
Ки
первон.
износ
Ки
 К износ.
 
 
ст-ть тыс.р.
тыс.руб.
%
ст-ть тыс.р.
тыс.руб.
%
%
Всего основных фондов,
 
 
 
 
 
 
 
в т.ч. из них:
 
27862
8360
30,0
26047
8350
32,1
2,1
1.здания
 
14614
3667
25,1
14614
4017
27,5
2,4
2. сооружения
 
4568
1318
28,9
4568
1432
31,4
2,5
Итого пассивной части
19182
4985
26,0
19182
5450
28,4
2,4
3.машины и оборудование
5682
2331
41,0
4357
2018
46,3
5,3
4. транспортные средства
2230
767
34,4
1868
653
35,0
0,6
5. хозяйственный инвентарь
768
278
36,2
640
229
35,8
-0,3
Итого активной части
8680
3375
38,9
6865
2900
42,2
3,4

 
Из данных таблицы 6 следует то, что коэффициент износа в общем за 2005 год вырос на 2,1п.. В отношении пассивной части динамика этого показателя осталась неизменной +2,4п., а в отношении активной части коэффициент износа вырос на 3,4п., и составил 42,2%, за счет роста уровня износа по машинам и оборудованию на 5,3п., и транспортным средствам на 0,6п..

                  Техническое состояние основных фондов в 2006 году.        Таблица 7

 
 
        На начало года
           На конец года
Отклонен
 
 
 
тыс.руб.
 
 
тыс.руб.
 
(+;-)
Показатели
 
первон.
износ
Ки
первон.
износ
Ки
 К износ.
 
 
ст-ть тыс.
тыс.руб.
%
ст-ть тыс.
тыс.руб.
%
%
Всего основных фондов,
 
 
 
 
 
 
 
в т.ч. из них:
 
26047
8350
32,1
25042
8358
33,4
1,3
1.здания
 
14614
4017
27,5
14614
4368
29,9
2,4
2. сооружения
 
4568
1432
31,4
4568
1547
33,9
2,5
Итого пассивной части
19182
5450
28,4
19182
5915
30,8
2,4
3.машины и оборудование
4357
2018
46,3
3755
1739
46,3
0,0
4. транспортные средства
1868
653
35,0
1699
582
34,3
-0,7
5. хозяйственный инвентарь
640
229
35,8
406
121
29,9
-6,0
Итого активной части
6865
2900
42,2
5860
2443
41,7
-0,6

         
Из данных таблицы 7 следует: коэффициент износа за 2006 год вырос на 1,3п.: по пассивной их части динамика не изменилась; а в отношении активной части, за счет выбытия в 2006 году морально и технически устаревших,  основных фондов предприятия, уровень износа, сократился на 0,6п, и составил 41,7%.
В целом за анализируемый период,  на предприятии проводилась политика поддержания удовлетворительного технического состояния   основных фондов.
 
2.5      Анализ использования основных фондов
 
Одним из обобщающих показателей, характеризующим эффективность использования основных фондов является фондоотдача. Фондоотдача показывает, сколько продукции получено с каждого рубля, вложенного в основные производственные фонды. Увеличение ФО говорит о более эффективном использовании оборудования на предприятии.
 
                                                                                                                               (3)
 
где: ТП – объем товарной продукции, тыс. руб.;
– среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.
Фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи. Фондоемкость характеризует величину затрат стоимости основных производственных фондов для получения необходимого количества продукции. ФЕ является обратной величиной ФО.
 
                                                                                                                    (4)
 
Фондовооруженность показывает сколько основных фондов приходится на одного работника.
 
                                                                                                                                                                              (5)
 
где: ССЧ – среднесписочная численность работников, чел.
Фондорентабельность определяется, как отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов.  Показывает, сколько прибыли приходится в расчёте на один рубль основных производственных фондов.
 
                                                                                                         (6)
где Пб – бухгалтерская прибыль, тыс. руб.
 
 
                       Динамика эффективности использования ОПФ.             Таблица 8
 
 
Год
 
Отклонение (+;-)
           Темп роста %
Показатели
 
 
 
2005-
2006-
2006-
2005/
2006/
2006/
 
2004
2005
2006
2004
2005
2004
2004
2005
2004
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс.руб.
27461
26955
25545
-507
-1410
-1917
98,2
94,8
93,0
Объем ТП, тыс.руб.
9292
10454
17415
1162
6961
8123
112,5
166,6
187,4
Прибыль, тыс. руб.
3457
3106
3070
-351
-36
-387
89,8
98,8
88,8
ССч, чел.
30
32
38
2
6
8
106,7
118,8
126,7
Фондоотдача, тыс.руб.
0,34
0,39
0,68
0,05
0,29
0,34
114,6
175,8
201,5
Фондоемкость, тыс.руб.
2,96
2,58
1,47
-0,38
-1,11
-1,49
87,2
56,9
49,6
Фондовоор-ть, тыс.руб./чел.
915
842
672
-73
-170
-243
92,0
79,8
73,4
 
Фондорент-ть, %
12,6
11,5
12,0
-1,1
0,5
-0,6
91,5
104,3
95,5
Среднегодовая выработка, тыс.руб./чел.
310
327
458
17
132
149
105,5
140,3
148,0

 
По данным таблицы 8 можно отметить то, что фондоотдача в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 0,05тыс. руб. или на 14,6%, в 2006 к 2005 году на 0,29 тыс.руб. или на 75,8%, в целом за анализируемый период фондоотдача увеличилась на 0,34тыс.руб.
Показатели фондоемкости за весь анализируемый период снижаются, так в 2005 году на 0,38 тыс.руб., так и в 2006 к 2005 году на  1,11 тыс.руб., соответственно в 2006 году по отношению к базовому периоду на 1,49 тыс.руб. 
Фондовооруженность с 2004 по 2006 год в динамике сокращается, в 2005 на 8% или на 73 тыс.руб/чел., в 2006 к 2005 году на 20,2% или на 170 тыс.руб.
/чел.
Фондорентабельность в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизилась на 8,5%, в 2006 к 2005 году увеличилась на 4,3%, в целом за период  снизилась на 4,5%.
Среднегодовая выработка одного работника увеличилась за анализируемый период с 310 тыс.рублей до 458 тыс. рублей. Опережающий темп роста производительности труда, который за анализируемый период составил 148%, по сравнению с уменьшением фондовооруженности труда (за период снижение составило 26,6%) характеризует эффективное использование основных фондов.
 
2.6      Анализ использования трудовых ресурсов
 
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин и механизмов, и, как следствие, себестоимость продукции.
                           Динамика численности и состава работников.              Таблица 9
Показатели
Год
Отклонение (+;-)
 
       Темп роста %
2004
2005
2006
 
 
 
 
чел.
уд.
в.
чел.
уд.
в.
чел.
уд.
в.
2005-2004
2006-2005
2006-2004
2005/ 2004
2006/ 2005
2006/ 2004
Весь персонал чел., в т.ч.
30
100
32
100
38
100
2
6
8
107
119
127
ППП
25
83
27
84
32
84
2
5
7
108
119
128
Непроизвод. персонал
5
17
5
16
6
16
0
1
1
100
120
120

 
Анализируя численность персонала предприятия,  можно отметить, что в 2005 году  произошло увеличение промышленно- производственного персонала по сравнению с предыдущим годом на 2 работника или на 7%. В 2006 количество работников в целом увеличилось на 6 человек, что составило прирост 19% к 2005 году, а по отношению к 2004 году темп роста составил 127%.
Структура работников предприятия за анализируемый период изменилась не значительно, так доля ППП возросла 1п. и составила 84% в структуре персонала работников предприятия, соответственно доля непроизводственного персонала сократилась на 1п. и составила 16%.
 
2.7      Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
 
Эффективность использования труда на предприятии характеризует производительность труда. Для целей анализа используют прямой показатель производительности труда – выработку и показатели использования рабочего времени. Расчеты выработки сводят в таблице 10.
                                   Производительность труда.                          Таблица 10 

и т.д.................


 
 
Год
 
Отклонение (+;-)
          Темп роста %
Показатели
 
 
 
2005-
2006-
2006-
2005/

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.