На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути оптимизации местных налогов санаторием им. Н. А. Семашко

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 92. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………….……………………………………………………..…3
1. Особенности исчисления и уплаты местных налогов в Российской Федерации
1.1. Нормативно - правовая  база исчисления местных налогов…….…………
1.2. Порядок исчисления  и уплаты местных налогов……………………………………………………………………………12
1.3. Роль и значение  местных налогов в бюджете города Сочи….………..…27
2. Особенности  исчисления и уплаты местных  налогов на примере ФГУ ДДС  им. Н. А. Семашко Минздравсоцразвития  России
2.1. Организационно - экономическая  характеристика предприятия……………………………………………………………..……….44
2.2. Порядок исчисления  и уплаты санаторием налогов,  зачисляемых в местный бюджет…………..……………………………………………………..49
2.3. Порядок составления  санаторием отчётности по местным  налогам……………….…………………………………………………………63
3. Пути оптимизации  местных налогов санаторием им. Н. А. Семашко
3.1. Особенности исчисления  и уплаты налога на недвижимость  …………………………………………………………………………………….68
3.2.  Результаты введения  налога на недвижимость в ФГУ  ДДС им. Н. А. Семашко…………………………………………………………...........………..76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………...……84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………….…………..……
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………..……….…….…………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
     Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.
     В истории  развития общества еще ни одно  государство не смогло обойтись  без налогов, поскольку для  выполнения своих функций по  удовлетворению коллективных потребностей  ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется  суммой расходов государства  на исполнение минимума его  функций: управление, оборона, суд,  охрана порядка, - чем больше функций  возложено на государство, тем  больше оно должно собирать  налогов.
    Актуальность темы диплома состоит в том, что одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Существование системы местного налогообложения отвечает во-первых, интересам местных исполнительных органов, поскольку они являются стабильным и самостоятельным источником доходов местных бюджетов. В то же время выполнение ряда общегосударственных социальных задач невозможно без привлечения местных финансов в виде налогов. Система местных налогов способствует созданию финансово – экономической основы муниципальных образований, наполняет их бюджеты столь необходимыми средствами и в то же время ложится налоговым бременем на предприятия.
     Местный бюджет  является самостоятельной экономической  категорией. Он дает общее представление  о величине и направлениях  использования финансовых ресурсов, позволяет обеспечить их взаимоувязки. Муниципальные власти должны  иметь четко определенную доходную  базу, тогда они точно будут знать, на что они могут рассчитывать и за что отвечают перед населением.
     Актуальным  становится вопрос о дополнительном  финансировании местных бюджетов, по причине того, что доля местных  налогов слишком мала, для самостоятельного  функционирования регионов на  эти средства.
     Стоит отметить, что в связи с растущей потребностью  города – курорта Сочи в  финансировании строительства, модернизации  многих объектов инфраструктуры  к Олимпиаде – 2014, политика  налогообложения становится более  жесткой. С 1 января 2011 года вступили  поправки Решения Городского  Собрания № 174 от 25 ноября 2010 года  «О внесении изменений в Решение  Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 № 231 «Об установлении земельного  налога на территории муниципального  образования город – курорт  Сочи». Они коснулись налоговых  льгот, ставок и порядка предоставления  документов, подтверждающих льготы.
     В настоящее время объективно назрела необходимость проанализировать уровень закрепления за местными бюджетами доходных источников, обозначить проблему технологии межбюджетного регулирования с целью оценки уровня самодостаточности местных бюджетов, обеспечения равномерности поступлений собственных их доходов и социально-экономического развития муниципального образования.
     В этом случае  любому предприятию целесообразно  четко отслеживать все изменения  в законодательстве различных  уровней, прибегать к грамотной  оптимизации.
     При этом  возникает необходимость совершенствования  учета земель юридических лиц,  таких как санаторно – курортные  учреждения, имеющих на балансе  значительные земельные ресурсы.  Такое совершенствование не только  облегчит взаимодействие с учетной  базой государственной кадастровой  системы, но и позволит развивать  и улучшать свою земельную  политику, сократить земельные платежи,  значительно повысить эффективность  использования земельных ресурсов  предприятия.
Цель работы: изучение вопросов, касающихся исчисления местных налогов, определение роли налогов в формировании бюджета города – курорта Сочи, а также анализ перспективы совершенствования местных налогов.
    Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
 • провести комплексный  анализ теоретических и практических  правовых проблем функционирования  местных налогов и сборов в  Российской Федерации, 
изучить нормативную правовую базу исчисления местных налогов;
 • проанализировать  состав, структуру и динамику налогов, поступающих в доходную часть местного бюджета;
 • определить роль  и значение местных налогов  в бюджете города Сочи;
 • рассмотреть общую  организационно – экономическую  характеристику ФГУ ДДС им. Н.  А. Семашко Минздравсоцразвития  России, изучить особенности и  порядок составления отчетности  по налогам, зачисляемым в местный  бюджет;
  • рассмотреть пути  оптимизации исчисления местных  налогов предприятием;
  • проанализировать  перспективу увеличения доходной  части местного бюджета путём  совершенствования местных налогов.
     Объект исследования: бюджет города Сочи, ФГУ ДДС им. Н. А. Семашко Минздравсоцразвития России
     Предмет исследования: механизм формирования доходной части местного бюджета за счёт налоговых поступлений, а также нормативно - правовая база, особенности исчисления и уплаты местных налогов в городе – курорте Сочи.
     Методы исследования: общие методы научного познания, включая методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение и др.), методы экономического и статистического анализа, расчетный, методы синтеза, прогнозирования, логический, а также системный метод исследования.
     Информационная база: в ходе работы над дипломнм проектом использовались научные труды Панскова В. Г., Черник Д. Т., Юткиной Т. Ф, аналитические статьи,  нормативные правовые документы Российской Федерации, а также информация ИПС «КонсультантПлюс».
В перспективе увеличение доходной базы местных бюджетов предполагается обеспечить не за счет применения экстенсивных методов налогообложения и увеличения налоговой нагрузки, а за счёт совершенствования  системы местного налогообложения, повышения собираемости налогов  путём перераспределения между  социальными слоями налогового бремени. Также доходы местных бюджетов планируется  увеличить за счет развития производства, повышения эффективности экономической  деятельности и улучшения налоговой  дисциплины, усиления надзора и контроля за правильностью и полнотой взимания налоговых сборов. Все это должно осуществляться в совокупности с  активной и многообразной деятельностью  местной администрации по росту  коммерческой доходности территории. Если считать, что местные бюджеты  являются основой всей финансовой системы  страны, то эта основа должна быть здоровой и это касается прежде всего таких  вопросов, как размер дефицита местных  бюджетов и формирования источников финансирования доходной базы местных  бюджетов.
     Научная новизна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Особенности  исчисления и уплаты местных  налогов в РФ
 
 
1.1. Нормативно- правовая база исчисления местных налогов
 
     Местные налоги  принадлежат к числу старых, традиционных  платежей, которые хорошо известны  большинству современных государств. Местные налоги принадлежат к  числу имущественных. В России  комплекс нормативных актов, регулирующих  процедуру имущественного налогообложения,  был введен в ходе налоговой  реформы начала 90-х годов XX века. За время действия законодательства, регулирующего имущественное налогообложение,  в него было внесено множество  поправок и изменений, которые  привели к расширению сферы  действия имущественных налогов,  налогооблагаемой базы и перечня  подлежащих обложению видов имущества.
     Рассмотрим  нормативное правовое регулирование  каждого из местных налогов. 
     До 1991 года  – года распада Советского  Союза частная собственность  в стране отсутствовала, поскольку  все принадлежало государству.  Одновременно с образованием  отдельной страны России произошли  кардинальные изменения во всех  сферах жизни. Одним из изменений  явилось появление частной собственности  посредством приватизации. Но вместе  с этим вопрос налогообложения  жилья также стал актуален. Налоговой  реформой начала 90-х годов XX века  был введен комплекс нормативных  актов, регулирующих процедуру  налогообложения имущества.
     В настоящее  время на федеральном уровне  исчисление и уплата налога  на имущество физических лиц  осуществляются в порядке, установленном  Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О  налогах на имущество физических  лиц" и Инструкцией МНС России  от 02.11.1999 № 54 "По применению  Закона Российской Федерации  "О налогах на имущество  физических лиц", зарегистрированной Минюстом России 20.01.2000, регистр. № 2057(Приложение 1). Налог на имущество физических лиц стал, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения [4].
     С 1 января 2010 года вступили поправки в Закон  РФ от 09.12.1991 № 2003-1, которые решили  проблему определения суммы налога  на имущество, находящегося в  общей собственности. Теперь доля  в праве общей собственности  на жилые дома, квартиры, комнаты,  дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения признается  отдельным объектом налогообложения.
     В соответствии  с внесенными Федеральным законом  от 28.11.2009 № 283-ФЗ поправками в  Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 инвентаризационная  стоимость доли в праве общей  долевой собственности определяется  как произведение инвентаризационной  стоимости имущества и соответствующей  доли(Приложение 2). А инвентаризационная  стоимость имущества, которое  находится в общей совместной  собственности нескольких лиц,  рассчитывается как часть инвентаризационной  стоимости указанного имущества,  пропорциональная числу его собственников.  При этом налог обязан уплачивать  каждый из собственников. Отметим,  что согласно ранее действовавшему  порядку налог на имущество,  находящееся в общей совместной  собственности нескольких лиц,  могло перечислить одно из  них по общей договоренности.
     Данные положения  действуют с 1 января 2010 года, при  этом распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 год. А  это означает, что налог на  имущество физических лиц за 2009 год уплачивается по новым  правилам.
     Также с  1 января 2010 года ставки дифференцируются  только исходя из инвентаризационной  стоимости имущества и типа  его использования. Какие –  либо иные критерии органы  местного самоуправления применять  не могут.
     На местном  уровне налог на имущество  физических лиц регулируется  Решением Городского Собрания  Сочи № 314 от 1 ноября 2005 года «Об  установлении налога на имущество физических лиц на территории города – курорта Сочи». 11 декабря 2007 года Решением городского собрания Сочи № 230 «О внесении изменений в решение городского собрания сочи от 01.11.2005 № 314 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города – курорта Сочи»» были внесены ряд изменений, касающихся ставок, а также преференций, в соответствии с которыми налог на имущество физических лиц не уплачивается [7,8](Приложение 3):
     ? со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;
     ? с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров. Данные преференции были отменены.
     Что же касается  ставок, то начиная с 1 января 2008 года, в отношении имущества физических  лиц стоимостью от 3 000 001 рублей до 5 000 000 рублей применима ставка - 1%. В отношении имущества физических лиц стоимостью свыше 5 000 001 рублей – 2%. Ранее ставка 2% действовала для имущества стоимостью, начиная, с 3 000 001 рублей. Данная преференция является существенной, поскольку значительно улучшает положение данных налогоплательщиков.
     Также Решением  городского собрания Сочи от 11 декабря 2007 № 230 было подтверждено  действие всех льгот, закрепленных  ФЗ РФ № 2003 – 1 от 09.12.1991 г.
     Рассмотрим  нормативную правовую базу земельного  налога. Изначально взималась плата  за землю на основании Закона  РФ от 11 октября 1991г. №1738-1 «О плате за землю». Затем была Инструкция от 21 февраля 2000г. №56 «По принятию закона РФ «О плате за землю». На уровне субъекта РФ был принят Закон Краснодарского края от 06.12.1996 г. № 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае" [3],(Приложение 4,5).
     В целом  если рассматривать земельные  отношения, то они, начиная  с 1993 года – года принятия  Конституции РФ и заканчивая 2001 годом – годом принятия Земельного  Кодекса РФ, регулировались посредством  указов Президента РФ, а также  норм, содержащихся в различных  законодательных актах: Гражданский  кодекс, Градостроительный кодекс, Федеральные Законы: «О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним», «О садоводческих, огороднических  дачных некоммерческих объединениях  граждан», «О государственном Земельном  кадастре», «О разграничении государственной  собственности на землю», «О землеустройстве»  и т.д. То есть, к моменту  принятия Земельного кодекса  РФ сформировалась довольно обширная  нормативная база, регламентирующая  земельные отношения в РФ. Принятие  Земельного кодекса РФ является  важным шагом, позволяющим одни  акты признать утратившими силу, а другие – дополнить, третьи  – привести в соответствие.
     Следующим  важным шагом стало принятие  Федерального закона от 29 ноября  2004 г. №141 – ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Далее – НК РФ) и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Теперь новая глава НК РФ регулировала на федеральном уровне взимание земельного налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ в 2005 году земельный налог, исчисляемый по нормам главы 31 НК РФ, был обязателен к уплате на территории конкретного муниципального образования, только если он был принят местными властями и опубликован до 1 декабря 2004 года. В тех регионах, где местные власти не установили земельный налог до указанной даты, его регулирование осуществлялось в соответствии с Законом «О плате за землю», который утратил силу (за исключением статьи 25 данного Закона) 1 января 2006 года.
      Так 21 ноября 2005 было принято Решение Городского  Собрания Сочи «Об установлении  земельного налога на территории  муниципального образования город  – курорт Сочи». В данном  Решении были прописаны все  основные элементы налогообложения.  Также вместе с данным Решением  были утверждены: Положение о  земельном налоге; Перечень земель, занятых объектами инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса и служащих для удовлетворения  нужд города [29].
     А уже 11 декабря  2007 года в целях приведения  муниципальных правовых актов  в соответствие с действующим  законодательством РФ Городским  Собранием Сочи было принято  Решение №231 «Об установлении  земельного налога на территории  муниципального образования город  – курорт Сочи». В соответствии  с главой 31 НК РФ и данным  Решением были определены ставки  земельного налога, сроки уплаты  налога и авансовых платежей, дополнительные налоговые льготы, включая установление размера  не облагаемой налогом суммы  для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и сроки  представления налогоплательщиками  документов, подтверждающих право  на уменьшение налоговой базы  на территории муниципального  образования город-курорт Сочи.
     Необходимо  отметить, что благодаря изменениям, внесенным Решением Городского  Собрания №83 от 25 апреля 2008 года  в Решение №231 снижены ставки  земельного налога, прописаны новые  льготы, освобождающие от уплаты  пенсионеров, многодетных матерей,  ветеранов военной службы, научных  организаций Российской Академии  медицинских наук, осуществляющих  научно-исследовательские работы  за счет бюджета города Сочи  и (или) краевого бюджета, и  (или) федерального бюджета в  отношении участков, используемых  ими для непосредственного выполнения  возложенных на них функций  и т.д.(Приложение 6). Если учесть, что между тем была существенно повышена кадастровая стоимость земель, то подобные льготы для налогоплательщиков города – курорта Сочи являются значимыми [2,8].
     С 1 января 2011 года вступили поправки Решения  Городского Собрания № 174 от 25 ноября 2010 года «О внесении изменений  в Решение Городского Собрания  Сочи от 11.12.2007 № 231 «Об установлении  земельного налога на территории  муниципального образования город  – курорт Сочи»(Приложение 7). Изменения  коснулись большинства статей, в  том числе налоговых льгот  (отмена девяти налоговых льгот  из девятнадцати, введение новой  налоговой льготы, касающейся органов  местного самоуправления и муниципальных  учреждений), порядка предоставления  налоговых льгот, налоговых ставок (введение новых, изменение   и отмена прежних ставок) [10].
 
 
1.2. Основные элементы  налогообложения при исчислении  местных налогов
 
     В соответствии  со статьей 12 НК РФ Земельный  налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов  поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах  и обязательны к уплате на  территориях соответствующих поселений  (межселенных территориях), городских  округов. Земельный налог и  налог на имущество физических  лиц являются местными, вводятся  в действие и прекращают действовать  на территориях поселений (межселенных  территориях), городских округов  в соответствии с НК РФ и  нормативными правовыми актами  представительных органов поселений  (муниципальных районов), городских  округов о налогах [2, 12].
     Налог на  имущество физических лиц регулируется  Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О  налогах на имущество физических  лиц" и Решением городского собрания Сочи № 314 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города – курорта Сочи»» от 01 ноября 2005года.
     Прежде чем  взимать тот или иной налог,  государство в лице законодательных  или представительных органов  власти в законодательных актах  должно определить элементы налога. Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.
     Оплата налога на имущество физических лиц обязанность каждого гражданина, который имеет в собственности недвижимость. Плательщиками налога являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Если раннее допускалась уплата налога одним плательщиком, который определялся по соглашению между физическими лицами, то с 01.01.2010, плательщиками налога являются непосредственно собственники. Объект налогообложения - Жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
     Ставки налога  устанавливаются нормативными правовыми  актами представительных органов  местного самоуправления в зависимости  от суммарной инвентаризационной  стоимости объектов налогообложения.  «Суммарная инвентаризационная  стоимость» - это сумма инвентаризационных  стоимостей строений, помещений  и сооружений, признаваемых объектами  налогообложения и расположенных  на территории представительного  органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному  налогу. Таким образом, если на  территории того или иного  муниципального образования ставки  установлены в зависимости от  суммарной инвентаризационной стоимости, то налог должен исчисляться от суммарной стоимости всех объектов, собственником которых является налогоплательщик, находящихся на территории одного муниципального образования. Если же ставки установлены в зависимости от стоимости имущества, то налог на имущество физических лиц должен исчисляться по ставке, определенной в зависимости от стоимости каждого объекта налогообложения, принадлежащего физическому лицу и расположенного на территории указанного муниципального образования. Согласно решению городского собрания Сочи от 1 ноября 2005 г. N 314 об установлении налога на имущество физических лиц (п. 2 в ред. решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 230) ставки устанавливаются в следующих размерах: (Приложение 3), (Таблица 1.1)
Таблица 1.1
Ставки налога на имущество
Стоимость имущества           
Ставка налога
До 300000 руб.                
0,1 процента 
От 300001 руб. до 500000 руб. 
0,3 процента 
От 500001 руб. до 3000000 руб.
0,5 процента 
От 3000001 руб. до 5000000 руб.
1,0 процент  
Свыше 5000000 руб.            
2 процента  

                                    
                                     
     Льготами по  налогу на имущество физических  лиц обладают:
     ? Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица,
награжденные орденом  Славы трех степеней;
     ? инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
     ? участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций
     ? лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов
внутренних дел и государственной  безопасности
     ?  лица, имеющие право на получение социальной поддержки в
соответствии с Законом  Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС", в соответствии с Федеральным  законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О  социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию  радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов  в реку Теча";
     ? военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по
достижении
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность  военной службы 20 лет и более;
     ? лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений
особого
риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах  вооружения и военных объектах;
     ? члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Налог на строения, помещения  и сооружения не уплачивается:
     ? пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке,
установленном
пенсионным законодательством  Российской Федерации;
     ? гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на
военные
сборы, выполнявшими пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые  в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
     ? гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на
военные
сборы, выполнявшими интернациональный  долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.
     ? родителями и супругами военнослужащих и государственных
служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
     ? со специально оборудованных сооружений, строений, помещений
(включая жилье), принадлежащих  деятелям культуры, искусства и  народным мастерам на праве  собственности и используемых  исключительно в качестве творческих  мастерских, ателье, студий, а также  с жилой площади, используемой  для организации открытых для  посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других  организаций культуры, - на период  такого их использования;
     ?с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
     Налог исчисляется  на основании данных об инвентаризационной  стоимости по состоянию на 1 января  каждого года.
     За имущество,  признаваемое объектом налогообложения,  находящееся в общей долевой  собственности нескольких собственников,  налог уплачивается каждым из  собственников соразмерно их  доле в этом имуществе. Инвентаризационная  стоимость доли в праве общей  долевой собственности на указанное  имущество определяется как произведение  инвентаризационной стоимости имущества  и соответствующей доли.
     Инвентаризационная  стоимость имущества, признаваемого  объектом налогообложения и находящегося  в общей совместной собственности  нескольких собственников без  определения долей, определяется  как часть инвентаризационной  стоимости указанного имущества,  пропорциональная числу собственников  данного имущества.
     При переходе  права собственности на строение, помещение, сооружение от одного  собственника к другому в течение  календарного года налог уплачивается  первоначальным собственником с  1 января этого года до начала  того месяца, в котором он утратил  право собственности на указанное  имущество, а новым собственником  - начиная с месяца, в котором  у последнего возникло право  собственности.
     При возникновении  права на льготу в течение  календарного года перерасчет  налога производится с месяца, в котором возникло это право.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы  налогов производится не более чем  за три года по письменному заявлению  налогоплательщика.
     Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ внесены изменения в ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в части приведения сроков уплаты налога на имущество физических лиц в соответствие с положениями части первой НК РФ. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2011 г. При этом с 1 января 2011 года физические лица будут получать единое налоговое уведомление по трем налогам – на землю, на имущество и транспорт (информация по каждому налогу на отдельной отрывной части). Внесены некоторые изменения, касающиеся отображения информации в уведомлении. В частности, расчет и перерасчет каждого налога теперь приводятся в одной таблице. Если уведомление вручается налогоплательщику лично, он расписывается в отрывном корешке (содержащем его Ф.И.О, адрес и сумму налога к уплате), который остается в налоговых органах[21].
     Ранее налоговые  уведомления об уплате налога  вручались плательщикам налоговыми  органами ежегодно не позднее  1 августа.
     Уплата налога  производилась владельцами равными  долями в два срока - не позднее  15 сентября и 15 ноября.
     Лица, своевременно  не привлеченные к уплате налога, уплачивали его не более чем  за три года, предшествующих календарному  году направления налогового  уведомления в связи с привлечением  к уплате налога. Перерасчет суммы  налога в отношении лиц, которые  обязаны уплачивать налог на  основании налогового уведомления,  допускается не более чем за  три года, предшествующих календарному  году направления налогового  уведомления в связи с перерасчетом  суммы налога.
     Возврат (зачет)  суммы излишне уплаченного (взысканного)  налога в связи с перерасчетом  суммы налога осуществляется  за период такого перерасчета  в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ.
     Земельный  налог регулируется Главой 31 НК  РФ и с 1 января 2011 года Решением  Городского Собрания № 174 от 25 ноября 2010 года «О внесении изменений  в Решение Городского Собрания  Сочи от 11.12.2007 № 231 «Об установлении  земельного налога на территории  муниципального образования город  – курорт Сочи» [2, 10].
      Рассмотрим  один из элементов земельного  налога с помощью рисунка 1.1
 


 
                                              

 
 

 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1.1 - Лица, являющиеся и не являющиеся плательщиками земельного налога
 
    Объектом налогообложения  земельного налога признаются  земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования.
     Согласно Решению  Городского Собрания № 174 от 25 ноября 2010 года «О внесении изменений  в Решение Городского Собрания  Сочи от 11.12.2007 № 231 налоговые ставки  устанавливаются в размере (Приложение 7):
     1) 0 процентов в отношении земельных участков:
- занятых объектами инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса и служащих для удовлетворения  нужд города согласно утвержденному  перечню земель (приложение 2 к Решению);
- занятых жилищным фондом  товариществ собственников жилья,  непосредственного управления, управляющих  компаний, образованных из многоквартирного  жилищного фонда;
- доля земельного участка,  приходящаяся на нежилые помещения  в многоквартирных жилых домах,  подлежит налогообложению земельным  налогом по установленным ставкам;
2) 0,3 процента в отношении  земельных участков сельскохозяйственного  назначения, за исключением земельных  участков, предоставленных (приобретенных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;
     3) 0,03 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
     4) 0,045 процента в отношении земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства, для размещения индивидуальной жилой застройки и/или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства;
     5) 0,35 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения автостоянок;
     6) 0,08 в отношении земельных участков, предоставленных:
- для размещения гаражей,  стоянок (автостоянок) коллективного  пользования боксового типа, стоянок  (автостоянок) закрытого типа, предоставленных  физическим лицам, гаражным, гаражно-строительным  и потребительским гаражно-строительным  кооперативам, по которым налоговая  база уменьшается в части (доли) земельного участка, приходящейся  на строения (части строений) в  общей площади сооружений кооперативов, принадлежащие физическим лицам;
- для размещения и эксплуатации  зданий и сооружений цирков;
     7) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- рекреационного и лечебно-оздоровительного  назначения для размещения объектов  санаторно-курортных организаций  и учреждений;
- под объектами телевидения  в отношении земельных участков  в землях населенных пунктов,  используемых телевизионными компаниями  для непосредственного выполнения  возложенных на них функций;
- под объектами научных  учреждений и организаций, финансируемых  за счет бюджета города Сочи  и/или краевого бюджета, и/или  федерального бюджета, в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
     8) 0,15 процента в отношении земельных участков, используемых учреждениями, финансируемыми за счет местного и/или краевого и/или федерального бюджетов, осуществляющими ветеринарную деятельность, а также организациями и учреждениями, финансируемыми за счет федерального, местного и/или краевого бюджетов, осуществляющими метрологическую деятельность и проверку средств измерении;
     9) 0,1 процента в отношении земельных участков, используемых автомобильными школами Краснодарского краевого Совета Российской оборонной спортивно-технической организации, учебно-курсовыми комбинатами автомобильного транспорта для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
     10) 0,5 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, за исключением земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных и газонаполнительных станций;
     11) 0,5 процента в отношении земельных участков в землях населенных пунктов, занятых производственными и административными зданиями, строениями и сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
     12) 0,12 процента в отношении земельных участков, занятых спортивными зданиями, строениями, сооружениями, предоставляемых детским юношеским спортивным школам на безвозмездной основе по договорам, заключенным с администрацией города Сочи;
     13) 0,1 процента в отношении земельных участков, предоставленных для строительства объектов образования (школ, детских садов);
     14) 1,5 процента в отношении земельных участков, находящихся в землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
     15) 0,7 процента в отношении прочих земельных участков.
     Налоговая  база определяется как кадастровая  стоимость земельных участков, признаваемых  объектом налогообложения. Налоговая  база определяется отдельно в  отношении долей в праве общей  собственности на земельный участок,  в отношении которых налогоплательщиками  признаются разные лица либо  установлены различные налоговые  ставки.
     Налогоплательщики  - организации определяют налоговую  базу самостоятельно на основании  сведений государственного кадастра  недвижимости о каждом земельном  участке, принадлежащем им на  праве собственности или праве  постоянного (бессрочного) пользования.
    Налогоплательщики  - физические лица, являющиеся индивидуальными  предпринимателями, определяют налоговую  базу самостоятельно в отношении  земельных участков, используемых (предназначенных  для использования) ими в предпринимательской  деятельности, на основании сведений  государственного кадастра недвижимости  о каждом земельном участке,  принадлежащем им на праве  собственности, праве постоянного  (бессрочного) пользования или  праве пожизненного наследуемого  владения.
     Налоговым  периодом признается календарный  год. Отчетными периодами для  налогоплательщиков - организаций и  физических лиц, являющихся индивидуальными  предпринимателями, признаются первый  квартал, второй квартал и третий  квартал календарного года.
     Освобождаются  от налогообложения:
     1) органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи, а также созданные ими учреждения и автономные учреждения, финансируемые за счет бюджета города Сочи;
     2) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
     3) инвалиды всех категорий и степеней;
     4) ветераны, участники боевых действий;
     5) военнослужащие срочной службы;
     6) реабилитированные, являющиеся пенсионерами или инвалидами, граждане, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов "Жителю блокадного Ленинграда";
     7) ветераны военной службы;
     8) пенсионеры;
     9) многодетные матери;
    10)научные организации Российской академии медицинских наук, осуществляющие научно-исследовательские работы за счет бюджета города Сочи и (или) краевого бюджета, и (или) федерального бюджета в отношении участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций.
     В случае если налогоплательщикам, указанным в подпунктах 7 - 16 пункта 1 статьи 4, на территории муниципального образования город-курорт Сочи принадлежит (предоставлено) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения несколько земельных участков (долей земельного участка) одного вида разрешенного использования, льгота предоставляется только в отношении одного земельного участка по каждому виду разрешенного использования по выбору налогоплательщика.
     Сумма налога  исчисляется по истечении налогового  периода как соответствующая  налоговой ставке процентная  доля налоговой базы, (рисунок 1.2).


 
 


 


 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1.2 - Порядок исчисления земельного налога налогоплательщиками
     Налог, подлежащий  уплате по истечении налогового  периода, уплачивается налогоплательщиками  не позднее 15 февраля года, следующего  за истекшим налоговым периодом.
     Налогоплательщики  – организации и налогоплательщики  - физические лица, являющиеся индивидуальными  предпринимателями, в отношении  земельных участков, используемых  ими в предпринимательской деятельности, уплачивают авансовые платежи  по налогу не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября текущего налогового  периода.
     Налогоплательщики  – физические лица уплачивают  авансовые платежи по налогу  не позднее 15 октября текущего  года на основании налогового  уведомления, направляемого налоговыми  органами не позднее 15 сентября  текущего налогового периода.
      Согласно  статье 398 Налогового Кодекса РФ:
    Налогоплательщики – организации или физические лица, являющиеся
индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности  или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных  для использования) в предпринимательской  деятельности, по истечении налогового периода предоставляют в налоговый  орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
    2.Налоговые декларации  по налогу предоставляются налогоплательщиками  не позднее 1 февраля года, следующего  за истёкшим налоговым периодом.
     3. Налогоплательщики,  в соответствии со статьёй  83 настоящего Кодекса, отнесённые  к категории крупнейших, представляют  налоговые декларации в налоговый  орган по месту учёта в качестве  крупнейших налогоплательщиков[2].
     Важно отметить, что не признаются объектами  налогообложения земельного налога:
     1) земельные  участки, изъятые из оборота  в соответствии с законодательством  Российской Федерации; 
     2) земельные  участки, ограниченные в обороте  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, которые  заняты особо ценными объектами  культурного наследия народов  Российской Федерации, объектами,  включенными в Список всемирного  наследия, историко-культурными заповедниками,  объектами археологического наследия;
     3) земельные  участки, ограниченные в обороте  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, предоставленные  для обеспечения обороны, безопасности  и таможенных нужд;
     4) земельные  участки из состава земель  лесного фонда; 
     5) земельные  участки, ограниченные в обороте  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, занятые  находящимися в государственной  собственности водными объектами  в составе водного фонда. 
     При этом  в соответствии с главой 31 НК  РФ и Решением Городского Собрания  Сочи № 231 от 11 декабря 2007 налоговая  база уменьшается на не облагаемую  налогом сумму в размере 3000000 рублей на одного налогоплательщика  на территории одного муниципального  образования в отношении земельного  участка, находящегося в собственности,  постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, следующих категорий налогоплательщиков (Приложение 3):
    1) Героев Советского  Союза, Героев Российской Федерации,  полных кавалеров ордена Славы;
    2) инвалидов, имеющих  III степень ограничения способности  к трудовой деятельности, а также  лиц, которые имеют I и II группу  инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения  о степени ограничения способности  к трудовой деятельности;
    3) инвалидов с  детства;
    4) ветеранов и  инвалидов боевых действий;
     5) физических  лиц, имеющих право на получение  социальной поддержки в соответствии  с Законом Российской Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС" (в редакции Закона Российской  Федерации от 18.06.1992 N 3061-1), в соответствии  с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите  граждан Российской Федерации,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие аварии в 1957 году  на производственном объединении  "Маяк" и сбросов радиоактивных  отходов в реку Теча" и в  соответствии с Федеральным законом  от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных  гарантиях гражданам, подвергшимся  радиационному воздействию вследствие  ядерных испытаний на Семипалатинском  полигоне";
     6) физических  лиц, принимавших в составе  подразделений особого риска  непосредственное участие в испытаниях  ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок  на средствах вооружения и  военных объектах;
     7) физических  лиц, получивших или перенесших  лучевую болезнь, или ставших  инвалидами в результате испытаний,  учений и иных работ, связанных  с любыми видами ядерных установок,  включая ядерное оружие и космическую  технику.
     Документы,  подтверждающие право на уменьшение  налоговой базы, представляются  в соответствии с главой 31 Налогового  кодекса Российской Федерации  в налоговые органы по месту  нахождения земельного участка.
     Документы,  подтверждающие право на льготу, предоставляются:
    1) налогоплательщиками  - физическими лица, не являющимися
индивидуальными предпринимателями, а также налогоплательщиками - физическими  лицами, являющимися индивидуальными  предпринимателями, в отношении  земельных участков, принадлежащих  им на праве собственности или  праве постоянного (бессрочного) пользования  и не используемых (не предназначенных  для использования) ими в предпринимательской  деятельности, в срок не позднее 1 февраля  года, следующего за истекшим налоговым  периодом. В случае возникновения (утраты) льготы до окончания налогового периода  налогоплательщиками представляются документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение  месяца со дня его возникновения (утраты);
     2) налогоплательщиками-организациями  и налогоплательщиками – физическими
лицами, являющимися индивидуальными  предпринимателями, в отношении  земельных участков, используемых ими  в предпринимательской деятельности, - в сроки, установленные для представления  налоговых расчетов по авансовым  платежам и налоговой декларации по налогу.
 
 
               1.3. Роль и значение местных  налогов в бюджете города –  курорта Сочи
     Сочи – курорт  федерального значения на территории  Краснодарского края Российской  Федерации, крупнейшей в России  бальнеологический и климатический  курорт, цент международного туризма.  Как курорт развивается с начала 20 - х. годов прошлого века.
     За активное участие  в борьбе за мир Организация  Объединенных Наций присвоила городу Сочи звание «Город – посланец мира».
     В 2014 году Сочи  принимает Зимние Олимпийские  и Паралимпийские Игры, в 2018 году  – участвует в проведении Чемпионата  мира ФИФА по футболу, который  пройдет в России.
     В октябре 2010 года  подписан контракт на проведение  в Сочи российского этапа соревнований  «Формула – 1».
     Город Сочи наделен  Законом Краснодарского края  № 679 – КЗ от 01.04.2004 «Об установлении  границ муниципального образования  город – курорт Сочи и наделен  его статусам городского округа»  статусом городского округа.
     Сочи является вторым  городом края по численности  населения (в 2010 году 418 тысяч человек,  из них городское – 348 тыс.  чел.). Его площадь (3,5 тыс. км?)  в 3 раза превосходит территорию  Москвы.
     Высокие темпы роста  оборота во всех сферах и  отраслях экономики Сочи отразились  на уровне доходной части бюджета.
     Как известно, бюджет – необходимый атрибут  государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются  денежные фонды соответствующего  государственного или муниципального  образования, которые обеспечивают  выполнение задач общего для  них значения, создают финансовую  основу для осуществления функций  государственной власти и местного  самоуправления.
     На современном  этапе проблема расширения собственной  доходной базы местных органов  самоуправления остается исключительно  актуальной, так как за последние  годы именно на местные бюджеты  были переложены дополнительные  расходы по финансированию социальной  инфраструктуры и ряд других  расходов.
     Доходы бюджета  города - курорта Сочи формируются  за счет налоговых и неналоговых  видов доходов с учетом положений  бюджетного и налогового законодательства  Российской Федерации, законодательства  Краснодарского края, нормативных  правовых актов Городского Собрания  Сочи и Главы города Сочи о налогах и сборах, за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений, подлежащих зачислению в бюджет города - курорта Сочи, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации, а также за счёт субвенций, субсидий, дотаций.
     Основными  источниками налоговых доходов  города являются налог на доходы  физических лиц, земельный налог,  ЕНВД и транспортный налог.
     Неналоговые  доходы бюджета города Сочи  учитываются и формируются в  соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного  кодекса Российской Федерации,  в том числе за счет части  прибыли муниципальных унитарных  предприятий, остающейся после  уплаты налогов и иных обязательных  платежей - в размерах, установленных  правовыми актами органами местного  самоуправления. В состав неналоговых  доходов входят доходы от использования  муниципального имущества (арендные  платежи, дивиденды по акциям, доходы от продажи муниципальной  собственности), административные платежи  и сборы, штрафные санкции и  др. Основными источниками неналоговых  поступлений являются платежи  за аренду земли и имущества,  находящиеся в городской собственности[29].
     Рассмотрим  структуру доходов бюджета города  Сочи за три года с помощью  таблицы 1.2.
Таблица 1.2
Структура доходов бюджета  города Сочи в 2008 – 2010 гг., а также  на плановый 2011г.
 
2008 г.
2009 г.
2010 г.
План на 2011 г.
Наименование дохода
Сумма млн. руб.
Удельный вес вида дохода, % к  общей величине доходов
Сумма млн. руб.
Удельный вес вида дохода, % к  общей величине доходов
Сумма млн. руб.
Удельный вес вида дохода, % к  общей величине доходов
Сумма млн. руб.
Удельный вес вида дохода, % к  общей величине доходов
Всего доходов
 
 
5321471
 
 
100
 
 
5410658
 
 
100
 
 
6120301
 
 
100
 
 
6033072
 
 
100
Налоговые доходы
 
 
3083433
 
 
58
 
 
3648580
 
 
67
 
 
4051746
 
 
66
 
 
4219062
 
 
70
Неналоговые доходы
 
 
2238038
 
 
42
 
 
1762078
 
 
33
 
 
2068555
 
 
34
 
 
1814010
 
 
30

 
 
Рассмотрим динамику структуры  доходов бюджета города Сочи в 2008-2010, и плановый 2011г., (рисунок 1,3).

 
      «Рисунок 1.3», Динамика  структуры доходов бюджета города  Сочи в 2008-2010г, план 2011г
     Динамика поступлений  в бюджет за последние годы  изменилась. По данным 2008г. удельный  вес налоговых доходов в общей  величине всех доходов составлял  58%, к 2011г. эта цифра, предположительно, составит 70%. Планируется, что с 2008г. общий объём налоговых доходов вырастет к 2011г. на 1 млрд. 235 млн. 629тыс. Это свидетельствует о повышении собираемости налоговых платежей.  
     В ноябре 2010г. в  городской администрации прошли  Общественные слушания, где рассматривался  проект городского бюджета на 2011 год. Предполагаемый общий  объем доходов ожидается в  сумме 12 миллиардов 226 миллионов  759,2 тысячи рублей. Собственные налоговые  сборы в бюджет Сочи в 2011 году по сравнению с 2010г.  вырастут на 167 млн. 316 тыс. руб., и  составят 4 миллиарда 219 миллион 62 тысячи рублей. То есть рост  составит 104,1%.   Еще 6 миллиардов 296 миллионов 59,2 тысячи рублей  в 2011 году поступят в казну  Сочи как безвозмездные поступления  из бюджета Краснодарского края. На финансирование расходной  части бюджета Сочи в 2011 году  потребуется 11 миллиардов 860 миллионов  971 тысяча рублей. Запланирован и  бюджетный профицит в сумме  365 миллионов 788 тысяч рублей[30].
     Наиболее значимая часть финансовых поступлений в местные бюджеты - налоговые поступления, с помощью которых мобилизуются средства предприятий и населения. Данные поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии Налоговым  Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Местные налоги и сборы имеют своей задачей создание стабильных источников доходов местных бюджетов.
     Под местными  налогами и сборами понимаются  обязательные платежи юридических  и физических лиц поступающие  в бюджет органов местного  самоуправления в порядке и  на условиях, определенных законодательными  актами. Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных образований подлежат зачислению два местных налога, а именно: налог на землю и налог на имущество физических лиц [6]. 
    Динамику налоговой составляющей бюджета города Сочи в 2008 – 2010гг. можно рассмотреть в виде таблицы 1.3.
Таблица 1.3
Динамика налоговой составляющей бюджета города Сочи в 2008-2010г.
Наименование налога
Налоговые доходы бюджета города Сочи тыс.руб.
Удельный вес в общей сумме  налоговых доходов, %
2008г.
2009г.
2010г.
2008г.
2009г.
2010г.
Налог на прибыль организаций
148677
146411
206778
4,8
4,01
5,1
НДФЛ 
1730973
1967738
2234350
56,1
53,9
55,1
ЕНВД
399654
385288
427854
12,9
10,5
10,5
ЕСХН
3292
2826
4950
0,1
0,07
0,1
Налог на имущество физ. лиц
30622
40753
52030
1
1,1
1,3
Земельный налог
651628
727628
602748
21,1
19,9
14,8
Государственная пошлина
44531
44206
135947
1,4
1,2
3,4
Транспортный налог
74344
333564
387039
2,4
9,1
9,5
Всего налоговых доходов
3083433
3648580
4051746
100
100
100

 
     Земельные платежи  – немаловажный источник доходов  городской казны Сочи. Удельный  вес земельного налога в общей  сумме налоговых доходов за  последние 3 года снизился на 6%, но если сравнивать 2008г. с 2009г. -  вырос. В 2008г. удельный вес составил 21%, в 2009г. снизился незначительно до 19,9%, а в 2010г. этот процент дошёл до 14,8%. Земельный налог является вторым после НДФЛ по величине сумм поступлений в бюджет города Сочи. Процентную составляющую земельного налога к общей величине налоговых поступлений на плановый 2011г. наглядно можно рассмотреть с помощью рисунка 1.7. Постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль. Тем не менее, можно смело сделать вывод о том, что земельный налог является постоянным стабильным источником дохода города Сочи. Землю, как объект обложения, нельзя утратить, поэтому считается, что земля является самым лучшим объектом обложения.
 

 
«Рисунок 1.4», Удельный вес вида налога к общей величине налоговых поступлений  в бюджет на плановый 2011г.
     Налог на имущество  физических лиц играет не последнюю  роль в формировании доходной  части бюджета города Сочи. За  последние 3 года сумма налога  значительно выросла. В 2010г.  удельный вес в общей сумме  налоговых доходов составил 1,3%, что  равняется 52 млн. 30 тыс. рублей. Но  по итогам 2011г. ожидается снижение  до 1% (Рисунок 1.4).
     Налог на имущество  физических лиц играет весьма  важную роль в налоговой системе  РФ, так как охватывает более  20 млн. физических лиц, являющихся  собственниками различного вида  имущества. Налог на имущество  выполняет не только фискальную  роль, пополняя доходную базу  бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование  структуры личной собственности  граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество. 
     С 1 января 2011 г. налог на имущество физических лиц должен уплачиваться не позднее 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога.
    Налог уплачивается  на основании уведомления, высылаемого  налоговыми органами. Формы налоговых  уведомлений утверждены Приказом  ФНС РФ от 05.10.2010.
     Лица, своевременно  не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем  за три года, предшествующих календарному  году направления налогового  уведомления в связи с привлечением  к уплате налога.
     В случае  несвоевременного обращения гражданина  за предоставлением льготы по  уплате налогов перерасчет суммы  налогов производится не более  чем за три года по письменному  заявлению налогоплательщика. 
     На внеочередной  сессии Городского собрания депутаты  внесли изменения в собственное  решение "Об установлении земельного  налога на территории г. Сочи". Изменения коснулись порядка  и срока уплаты земельного  налога. 
– Теперь расчеты по уплате земельного налога должны быть произведены не позднее 1 ноября года, следующего за отчетным. Налоговые льготы в виде нулевой ставки налога на землю для многоквартирных домов на 2011 год сохранены. Дело в том, что из 3,5 тысячи земельных участков под многоквартирными жилыми домами документально оформили лишь 700 домовладений, и только в 300 из них созданы товарищества собственников жилья. Снятие льготы может затормозить процесс оформления земельных участков, который в нашем городе и так идет не так уж резво. 
     Внесены изменения в порядок исчисления земельного налога для лиц льготной категории. Со следующего года пенсионеры, ранее имевшие нулевую налоговую ставку, сохранят ее только для одного земельного участка и одного гаража, находящегося в собственности. Налог за землю под остальной недвижимостью им придется платить на общих основаниях. 
     Полностью отменены льготы по земельному налогу для учреждений, финансируемых за счет федерального и краевого бюджетов. Исключение сделано только для НИИ медицинской приматологии – по причине того, что бюджет РАН на 2011 год уже сверстан. Но в целях обеспечения планового роста городского бюджета в ближайшие дни в адрес РАН будет направлено сообщение о необходимости предусмотреть в бюджете учреждения на 2012 год средства на погашение земельного налога. Речь идет о сумме порядка 40 миллионов рублей, ведь НИИ медицинской приматологии занимает 100 гектаров сочинской земли[30]. 
     Транспортный налог составляет 10 % от общей суммы налоговых доходов в 2010г. С помощью Таблицы №4 можно проанализировать резкий темп роста:  в 2008г. сумма доходов от налога равнялась 74 млн. 344тыс. рублей, а в 2009 выросла на 259 млн. 220 тыс. рублей, что составило 333 млн. 564 тыс. рублей. В 2010г. доходы выросли до 387 млн. 39 тыс. рублей. В 2011г. планируется, что сумма поступлений от транспортного налога останется примерно на том же уровне, что и в 2010г.
     Сегодня многие владельцы транспортных средств получили уведомления из налоговой инспекции на уплату транспортного налога за 2010 год. В уведомлениях проставлена сумма за имеющиеся в собственности налогоплательщиков автомобили. Необходимо отметить, что в 2011 году больше уведомлений на уплату налога для физических лиц налоговые органы направлять не будут, налог на имущество и земельный налог в этом году платить не придется. На основании изменений, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным Законом от 27.07.2010г. N 229-ФЗ (далее Закон №229-ФЗ) с 2011 года отменяются авансовые платежи по имущественным налогам для физических лиц. Кроме того, объединяются сроки уплаты по трем налогам - на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам. Граждане их будут уплачивать один раз в год - 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2011 год уплатить необходимо будет не позднее 1 ноября 2012 года), то есть не авансом, как сейчас, а по факту пользования имуществом[21].
     Самым емким  из источников доходов городского  бюджета является НДФЛ. В 2011г.  налог на доходы физических  лиц предполагается собрать в  размере 2 млрд. 476 млн. 535 тыс. рублей, что составит 59% процентов от всех  налоговых поступлений. В 2010 году  поступления в казну города  от НДФЛ достигли 2 млрд.234 млн. 350 тыс. рублей. Таблицу 1.3 более наглядно можно представить в виде рисунка 1.5.

 
«Рисунок 1.5», Динамика налоговой составляющей налоговых доходов бюджета 2008-2010гг.
     Анализируя диаграмму  №3, можно сказать, что в период  с 2008г. по 2010г. бюджет города  Сочи в основном пополнялся  за счёт четырёх весомых налогов:  НДФЛ, земельный налог, ЕНВД и  транспортный налог.
    Проанализировав динамику  поступлений, мы четко понимаем, что рост, который, составляет 104,1 процентов, выполним. Это напряженный  план, но он реален.  
    На учете в налоговой службе Сочи состоит 52 тысячи налогоплательщиков. В 2010 году их число увеличилось на 3 тысячи. По поручению главы города налоговая служба, наш департамент экономики совместно с финансовым управлением работают со всеми хозяйствующими субъектами, которые ведут строительство, ремонт, реконструкцию в Сочи, по постановке здесь на налоговый учет. Только в результате этой работы в 2011 году планируется получить дополнительно в бюджет города 760 млн. рублей. В этом году эта цифра составляет порядка 600 млн. Кроме того, ведется работа с недоимкой. Её удельный вес небольшой, но все же составляет более 500 млн. И здесь есть над чем работать. Кроме того, необходимо увеличить собираемость транспортного налога, который поступает в бюджет в 100-процентном объеме, активизировать работу по аренде земли. Уже в этом году мы планируется привлечь из этих источников более 300 млн. рублей.  
    Это еще раз подчеркивает, что это действительно напряженный план по доходной части бюджета, но он - выполним. Уже сегодня доход консолидированного бюджета на каждого жителя по муниципальным образованиям края составляет 17 тыс. рублей, в курортных городах этот показатель выше - 24 тыс. рублей, а в Сочи - порядка 30 тысяч[30].
     Естественное стремление  каждого региона – повышение  финансовой независимости и устойчивости. Основным средством для этого  служит увеличение налоговых  поступлений.
     Налоговые поступления  могут быть увеличены несколькими  способами.
1. Введение новых налогов. Основное  достоинство этого способа –  стабильное, прогнозируемое поступление  средств. Сложность заключается  в том, что от обоснования  необходимости нового налога  до его фактического введения  проходит длительное время.
2. Увеличение ставок налогов.  Достоинство этого способа –  быстрый эффект. Недостаток –  ставки большинства налогов находятся  на предельном уровне и не  могут быть повышены. Кроме того, быстро возникающий при повышении  ставок налога эффект в виде  увеличения поступлений в дальнейшем  уменьшается.
    3. Повышение собираемости  налогов. Достоинство – отсутствие  потребности в законодательных решениях. Кроме того, мероприятия по повышению собираемости налогов проводятся постоянно и заключается в совершенствовании учета налогоплательщиков, выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от налогового учета, и других формах налогового администрирования. Но указанный способ не может давать значимого  экономического эффекта ввиду того, что собираемость по основным видам налогов и так находится на среднем уровне, а уровень стопроцентной собираемости достижим только теоретически.
4. Сокращение количества плательщиков, пользующихся льготами. Достоинство  – теоретическое увеличение поступления  налогов. Недостатки – возможное  социальное недовольства и ухудшение  финансового положения бывших  льгот, что ведет к их неплатежеспособности.
5. Совершенствование налоговой  базы регионов. Налоговую базу  регионов можно рассмотреть в  двух аспектов.
     Первый: Фактически сложившаяся  налоговая база, представляющая  собой совокупность баз налогообложения  плательщиков налогов и сборов, зарегистрированных на территории  данного региона.
     Второй: Потенциально  возможная налоговая база региона  в случае оптимального использования  всех природных, демографических,  производственных и прочих факторов  и ресурсов [21], (Рисунок 1.6).
 
Факторы, оказывающие влияние на налоговую базу региона

 
 
 
 
Внешние
    Государственные
    Инфляционные


Внутренние
    Геоэкономические ресурсно – сырьевые
    Производственные
    Трудовые
    Внутренние законодательные
    Инфраструктурные
    Организационные
    Инвестиционные

 
«Рисунок 1.6», Факторы, влияющие на налоговую базу региона
     В условиях  муниципальной реформы расширение  налоговой базы по местным  налогам и повышение их собираемости  приобретает особое значение. Поступления  от местных налогов в бюджет  города – курорта Сочи в  2010г. составляет всего 16,1% (Таблица  1.3), следовательно, фискальная самостоятельность  Сочи низка, а жизнедеятельность  города напрямую зависит от  налогов, контролируемых вышестоящими  бюджетами.
     На сегодняшний  день сбор основных двух налогов  связан с проблемой передачи  прав собственности на землю  и имущество, поэтому необходимо  принимать меры по разграничению  государственной собственности  на землю с целью упорядочить  регистрацию земельных отношений  и передать их на муниципальный  уровень; к тому же при регистрации  меняются границы прав муниципальных  образований для бюджетных учреждений  и иных государственных учреждений  и финансовых организаций, что  в соответствии с современным  порядком требует уплаты соответствующей  государственной пошлины, а средства  на эти цели в муниципальном  бюджете не запланированы.
     Доходы бюджета  города - курорта Сочи от местных  налогов, динамику их изменения  за 2008-2010 гг., а также удельный  вес в общих доходах местного  бюджета можно проследить по  данным, приведенным в таблице  1.4.
Таблица 1.4
Доходы бюджета города – курорта Сочи от местных налогов
Наименование дохода
2011г.
Все налоговые доходы
 
 
3083433
 
 
3648580
 
 
118,3
 
 
4051746
 
 
131,4
 
 
4219062
 
 
136,8
Налог на  имущество  ФЛ                   
 
 
30622
 
 
40753
 
 
133,1
 
 
52030
 
 
169,9
 
 
28428
 
 
92,8
Земельный налог            
 
 
651628
 
 
727628
 
 
111,7
 
 
602748
 
 
92,5
 
 
535310
 
 
82,1

 
     На протяжении  рассматриваемого периода доля  местных налогов в общей сумме  налоговых доходов бюджета города  Сочи изменяется незначительно  (рисунок 1.7).

«Рисунок 1.7»,  Сумма поступлений  от земельного налога в 2008-2010 гг. в бюджет города – курорта Сочи
     В 2009г. сумма поступлений  от земельного налога составила  727 млн. 628 тыс. руб., что на 76 млн.  больше предыдущего года, темп  роста равен 111,7%. В 2010г. этот  показатель снизился на 124 млн. 880 тыс. руб., до 602 млн. 748 тыс. рублей. Темп роста 2010г. к 2008 составляет 92,5%. В 2011г. налог на землю  планируется в размере 535 млн. 310 тыс. рублей, арендные платежи  за землю принесут в бюджет  еще 1,5 млрд. рублей. Эти три источника  вместе дадут основную часть  поступлений бюджета. Можно сделать  вывод о том, что земельные  платежи являются стабильным  источником доходов города Сочи.
 

«Рисунок 1.8», Сумма поступлений  от налога на имущество физических лиц в 2006-2009 гг. в бюджет города - курорта  Сочи
     Рисунок 1.8 показывает, что в 2009 году поступления  от налога на имущество физических  лиц составили 40 млн.753 тыс. руб., что на 10 млн.13 тыс. руб. выше, чем  в 2008 году, темп роста равен  133,1%. В 2010г. сумма налога выросла  по сравнению с 2009г. на 11млн. 277 тыс. руб.,   до 52 млн. 30 тыс.  руб., что является самым высоким  показателем за последние 3 года  Темп роста 2010г. к 2008г. составляет 169,9%. (Приложение 8).
     Налог на  имущество физических лиц –  один из самых удобных для  фискальных целей. Нередко, изменяя  размеры налога, устанавливают баланс  городского бюджета. Эффективное  использование этого источника  дохода связано с наличием  полной информации о владельцах  и объектах недвижимости, находящихся  на территории муниципального  образования. В Сочи многие  частные строения либо вообще  нигде не учтены, либо имеют  заниженную оценку, что приводит  к потерям бюджета. Важно учитывать,  что налог на имущество может  выполнять и регулирующую функцию.
     Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие  в доход местных бюджетов и,  устанавливаемые местными органами  власти и взимаемые на подведомственной  им территории.
     Существование  системы местного налогообложения  отвечает, во-первых, интересам местных  исполнительных органов, поскольку  они являются стабильным и самостоятельным источником доходов местных бюджетов. В то же время выполнение ряда общегосударственных социальных задач невозможно без привлечения местных финансов в виде налогов. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей. Налоговой базой для определения земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, Объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, любое иное строение, помещение или сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанные объекты, следовательно налог является постоянным источником дохода бюджета.
     Местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т.д. Таким образом, важной ролью местных налогов или налогов, зачисляемых в местный бюджет и сборов является то, что они гарантируют финансовую поддержку важных для регионов различных программ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Особенности  исчисления местных налогов на  примере ФГУ ДДС им. Н. А.  Семашко Минздравсоцразвития России
 
2.1. Общая организационно - экономическая характеристика  предприятия
 
     Санаторно  – курортный комплекс выполняет  важную роль при решении социальных  проблем по сохранению и укреплению  здоровья населения страны. Санаторно-курортный  комплекс является градообразующим  фактором, от стабильной и успешной  работы которого зависит развитие города Сочи.
     Главной целью  государственной политики в санаторно-курортной  сфере является создание в  РФ современного высокоэффективного  курортного комплекса, обеспечивающего  широкие возможности удовлетворения  потребностей граждан в санаторно-курортной  помощи. Санаторно-курортная отрасль  на местном уровне не может  рассматриваться в отрыве от  региональных, национальных и международных  отношений. Не смотря на идентичность  основных задач, стоящих перед этой индустрией на общенациональном, региональном и местном уровнях, у каждого из них есть своя специфика. На общенациональном и региональном уровнях основное внимание уделяется разработке обще политики и стратегии, крупномасштабных планов и программ развития. Для этого разрабатывается законодательство и льготы по развитию социальной сферы санаторно-курортной деятельности.
     Федеральным  законом «о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ», по состоянию на 01.01.2010 г. определены принципы государственной поитики
Федеральный закон 
от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ
О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных  местностях и курортах
(по состоянию  на 01.01.2010 г.
      ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" № 132-ФЗ от 24.11.96 г., (ред. от 30.07.2010) ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 30.06.97 N 89-КЗ О ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ (ПРИНЯТ ЗС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 19.06.97) По состоянию на март 2007 года
Постановление Главы города Сочи от 14.05.2010 № 544 «О внесении изменений в  постановление Главы города Сочи от 13 января 2009 года 12 «Об утверждении  городской целевой программы  «Развитие санаторно-курортного и  туристского комплекса города Сочи на 2009-2013 годы»
 
     
     Официальное  полное наименование рассматриваемого  учреждения - Федеральное государственное  учреждение детский дерматологический  санатория имени Н. А. Семашко  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской  Федерации (Далее - ФГУ ДДС им. Н. А. Семашко Минздравсоцразвития России) (Приложение 9).
     Место нахождения  учреждения: 354206, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Семашко, д. 17а.
     Создано в  1914 году, как Рома
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.