Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие инфляции и безработицы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?38
 
                                                     МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  и ТОРГОВЛИ РФ
 
Пермский институт (филиал) Московского государственного института коммерции
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ.
 
 
 
 
 
 
Выполнила студентка
   1 курса гр. МПи-12
                   Таскаева И.А.
                   Руководитель работы
                   к.э.н., доцент
                   Лепихина Т.Л.
Пермь 2002
 
 
АННОТАЦИЯ
 
Данная курсовая работа посвящена проблеме безработицы и инфляции, как они влияют друг на друга, что делает государство для решения этих проблем. В настоящее время это очень актуально. Безработица является своего рода зеркальным отражением циклических колебаний экономики и при своих значительных масштабах оказывается наиболее тяжелым следствием экономической рецессии для людей, потерявших работу. Знать причины и виды безработицы необходимо для нахождения путей ее решения.
Инфляция — переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение……………………………………………………………4
I.   Социально-экономическая сущность безработицы.          
1.1.         Безработица как экономическая сущность………6
1.2.         Виды и причины безработицы……………………..7
1.3.         Последствия безработицы………………………..11
 
II.                Сущность и причины инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
 
2.1.         Сущность и причины инфляции…….….………...14
 
2.2.         Последствия инфляции……………………………18
 
2.3.         Взаимосвязь инфляции и безработицы.………..21
 
III.            Роль государства в реализации эффективной занятости трудоспособного населения и стабилизации инфляции в обеспечении долгосрочного равновесия и обеспечения роста экономики.
 
3.1.         Государственное регулирование в создании рабочих мест………………………………………..23
 
3.2.         Антиинфляционная политика……………………30
 
3.3.         Обзор безработицы и инфляции в городе Перми………………………………………………..33
 
Заключение…………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………..41
Приложение……………………………………………………43
 
Введение.
 
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Американские исследователи установили, что один год безработицы отнимает 5 лет жизни. Не трудно также понять, что человек, лишенный работы, брошенный на произвол судьбы – представляет опасность для общества. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличения количества самоубийств. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
              Еще одним явлением нестабильности является инфляция. Что же такое инфляция?
Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не озна­чает, что повышаются обязательно все цены. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравно­мерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпа­ми, а третьи вовсе не поднимаются. Инфляция имеет значительные экономические и социальные последствия для общества. Эти последствия сложны и разнообразны.
Поэтому одной из основных целей экономической политики правительства страны является контроль над инфляцией.
Это тем более актуально в нашей стране, т.к. Россия пережила уже не один экономический кризис, а в будущем нужно сделать все, чтобы этого не повторилось, в том числе и контролировать инфляцию.
Ведь именно высокие и быстрые темпы роста инфляции являются од­ним из основных признаков надвигающегося экономического кризиса в стра­не. А чем ниже уровень инфляции, тем благополучнее экономика и страна.
В своей курсовой работе я рассмотрю сущность и причины двух этих явлений, рассмотрю  у них взаимосвязь между ними, а также пути решения проблемы между безработицей и инфляцией.
В первой главе я решила остановиться на социально-экономической сущности безработицы и подробно разобраться в ее видах и причинах.
Вторая глава посвящена               инфляции и ее взаимосвязи с безработицей.
В заключительной, третьей главе я попыталась рассмотреть возможные методы преодоления безработицы и инфляции, что может сделать государство для создания новых рабочих мест и стабилизации инфляции.
Многие ученые, среди них особо можно выделить Кейнса, английского экономиста А. Пигу, английского экономиста-священника (конец 18 века) Т. Мальтуса, К. Маркса исследовали эти явления. Опираясь на их взгляды и используя мнения современных экономистов я написала данную работу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Социально-экономическая сущность безработицы.
 
1.1.         Безработица как экономическая сущность.
 
Безработица – это количество незанятых рабочих рук, выраженное в процентах к общему количеству трудоспособных.
Кто же считается  "безработным"? Безработным считается тот, кто не имеет работы более 3-х месяцев, состоит на учете в центре занятости и не ищет работы.
Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут несколько различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
• трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законом данной страны разрешается работа по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчина старше 60-и лет (в России) не могут считаться безработными даже в том случае, если они хотят работать, но найти место не могут;
• отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);
• доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его посылают на собеседование сотрудники этой службы).
И только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы.
Согласно определению международных организаций (МОТ и Общество экономического сотрудничества и развития) безработные - это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился, но еще не приступил к работе. Например,  в США по закону безработными считаются лица, которые: не имели занятости в течение недели обследования, в Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа, в Великобритании - кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни или кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу.
Российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Таким образом, не любой человек, не имеющий работы, может быть отнесен к категории безработных. Существуют так называемые добровольно незанятые, которые не включаются в состав рабочей силы. Они потенциально имеют возможность работать, но, не работают и не ищут работу. К добровольно незанятым относят, например, пенсионеров, домашних хозяек, выполняющих неоплачиваемую домашнюю работу и воспитывающих малолетних детей. В эту категорию попадают и безработные, отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски. Безработными же являются те, кто не утратил трудоспособности, постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого, зарегистрировавшись   в   службе   занятости,   периодически   проходят перерегистрацию и осведомляется об имеющихся там вакансиях.
Все население страны в трудоспособном возрасте, способное трудиться (т.е. за вычетом инвалидов, психически больных и заключенных), делится на 2 категории:
* экономически активное- это занятые и безработные, которые хотят работать;
• экономически неактивное- это студенты дневных отделений, домохозяйки,
пенсионеры, дети до 16 лет, заключенные  в тюрьмах.
А теперь, я думаю, следует перейти к рассмотрению причин и видов безработицы.
 
1.2. Виды и причины безработицы.
 
Одно из бедствий современной макроэкономики – массовая безработица. Безработицу различают по типам в зависимости от причин возникновения.
1. Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Для отдельного человека носит, как правило, непродолжительный характер. В эту категорию попадают люди, которые или находятся в процессе перехода с одной работы на другую, или только что появились на рынке труда. Она включает студентов, ищущих работу после окончания учебы, женщин, которые вырастили детей и хотят вернуться на работу, уволенных в запас военнослужащих либо всех тех, кто уволился по собственному желанию в поисках лучшей работы или нового места жительства. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желанной т.к. многие рабочие переходят на  более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Обычно фрикционной безработицей охвачено 2-3% рабочей силы.
2. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной, главное отличие которой состоит в том, что она носит, как правило, продолжительный характер. Структурная безработица вызывается несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест. С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Структурная безработица находит выражение в том, что при существовании людей, оставшихся без работы, в стране есть немалое число вакансий, которые не могут быть заняты безработными без предварительного, иногда длительного, их переобучения. В связи с этим проблема структурной безработицы должна постоянно находиться в центре внимания социально-экономической политики государства.
3. Технологическая безработица является разновидностью структурной безработицы и связана с внедрением в производство новейшего трудосберегающего оборудования, особенно информационной техники. Компьютеризация производства болезненно затронула большую категорию служащих, положение которых на рынке труда еще совсем недавно отличалось относительной стабильностью. Помимо конторских служащих с невысоким по западным меркам уровнем образования, в число безработных все чаще попадают работники отделов бухгалтерского учета, производственного контроля и планирования. Вследствие компьютеризации многих торговых операций  резко замедлилось увеличение численности занятых в розничной торговле.
4. Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Если была бы более полная информация о вакантных рабочих местах, то уровень безработицы при налаженной работе системы информации был бы ниже. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице, т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы. В направлении сокращения труда действуют и высокие ставки подоходного налога, существенно уменьшающие величину дохода, остающегося в распоряжении работника. Это снижает интерес лиц наемного труда к предложению своей рабочей силы.
5. Циклическая безработица - это безработица, связанная с циклическим характером развития рыночной экономики. Ее вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих или совокупных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, то занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Обычно с переходом к оживлению и подъему число безработных становиться меньше.
6. Добровольная безработица связана с тем, что в любом обществе имеется прослойка людей, которые по своему психическому складу или иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному трудоустройству так называемых "бомжей" не привели к переориентации этой категории людей.
7. Скрытая безработица существует в тех случаях, когда люди работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Официально они не регистрируются как безработные, и какую-то часть из них, например женщин, имеющих малолетних детей, такая неполная занятость вполне устраивает. Но среди безработных есть немало таких, кто хотел бы, но не может устроиться на полный рабочий день или полную рабочую неделю.
Таким образом безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость — нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие "полная занятость" не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты рассматривают фрикционную и структурную безработицу как неизбежную, поэтому полная занятость имеет место при наличии в стране только этих двух форм безработицы. При полной занятости в производстве занято несколько менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости в условиях существования фрикционной и структурной безработицы называется естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы не может оставаться величиной неизменной, установленной раз и навсегда. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями.
Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную тревогу и без того нестабильной экономике России.
Причины безработицы.
 
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. В труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) "Опыт о законе народонаследия" дано одно из самых ранних объяснений причин безработицы. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаследия превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.
К. Маркс в "Капитале" (вторая половина 1 9 века) довольно тщательно исследовал безработицу. Он выделил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами.
Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже не может свертываться, что приводит к безработице.
Английский экономист А.Пигу в своей книге "Теория безработицы" (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и заплатить ему хорошо, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой).
Все имеющиеся взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, "лишнее" по сравнению с достигнутым уровнем национального производства.
Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые.
В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу "по душе" и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица).
В пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может
стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.
 
Все эти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.
 
1.3. Последствия безработицы
Безработица несет прямые экономические последствия для всего общества. Когда часть людей остается без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с объемом, который мог быть достигнут в условиях полной занятости. Общество как бы теряет определенный объем недопроизведенных товаров и услуг.
Среди экономических последствий безработицы можно выделить как отрицательные, так и положительные.
К отрицательным относятся:
1. обесценивание последствий обучения;
2. сокращение производства;
3. затраты на помощь безработным;
4. утрата квалификации;
5. снижение жизненного уровня;
6. недопроизводство национального дохода;
7. снижение налоговых поступлений.
Положительными являются:
1. создание резерва рабочей силы для перестройки экономики;
2. конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей        к труду;
3. перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования;
4. стимулирование роста интенсивности и производительности труда
 
К социальным последствия (снижение трудовой активности, рост уровня бедности, обострение криминогенной обстановки) можно отнести, следующее:
-         Серьезные испытания для самих безработных.
-         Снижается совокупный доход семьи, вынуждая жить на сбережения или пособие по безработице. Жизненный уровень семьи понижается.
-         Безработный нередко теряет квалификацию, и если период, в течение которого он остается без работы, затягивается, безработный не может претендовать на рабочее место, требующее высокой профессиональной подготовки.
-         Безработица наносит людям, лишившимся работы, психологическую
травму, поскольку они начинают ощущать себя лишними и ненужными в обществе. Ухудшается физическое и психическое самочувствие - от недомогания, бессонницы и головной боли до занижения самооценки, жизненной неудовлетворенности и многих психических проблем.
Некоторые из них обращаются за психологической помощью, среди них:
70% - женщины 35 лет и старше
70% - лица с высшим образованием
74% - лица с техническим образованием
14% - лица со средним специальным образованием
17% - педагоги
9% - разведенные женщины (32,ст.З)
Несколько десятилетий государство гарантировало трудоустройство. Каждый выпускник вуза мог быть уверен в том, что родине он нужен, что она его не оставит и что хоть какое-то рабочее место ему уготовано. Некоторые даже могли позволить себе уклоняться от такой назойливой заботы. За что многие из них привлекались к судебной ответственности.
Ныне ситуация изменилась. Теперь нам предоставлена условная свобода выбора в вопросе занятости (каждый сам вправе решать, работать или нет), условная потому, что тысячи специалистов, желающих трудиться в своей области, не имеют такой возможности.
Что же происходит с теми, кто не сумел приспособиться к новым условиям жизни и чувствует себя обиженным государством? И чем же государство, в свою очередь, может помочь им?
Такие люди всегда тяжело переживают социальную несостоятельность. Была работа, какое-то стабильное положение, - и вдруг они оказываются за бортом, никем не востребованные, никому не нужные. Отсюда психологические проблемы, состояние тревоги, депрессия, замкнутость. Теряя социальный статус, человек теряет свое лицо. Для многих это тяжелый удар. И для многих именно в этом кроется причина безработицы: не потому, что нет работы, а потому, что не в состоянии ее найти. Таким людям необходима помощь психолога.
Поэтому создаются Центры психологической помощи безработным. Безработные попадают в Центр по направлению специалиста с биржи труда в наиболее сложных случаях. Чаще всего, это трудные клиенты, то есть те, кто долго и безуспешно ищет работу. Центр занимаемся не только психологической помощью, но и профессиональной ориентацией. Многим приходится изменять направление своей деятельности. Конечно, взрослого человека нужно переучивать минимально, то есть как можно ближе к его предыдущей профессии. И задача центра - с помощью тестирования и тренингов выявить личные качества человека, чтобы он мог осознать свои возможности.
Особенно опасна безработица среди молодежи, заканчивающей средние учебные заведения. Отсутствие профессиональной подготовки, специальности делает для них довольно сложной проблему трудоустройства. В этих условиях часть молодых людей может пополнить криминогенную среду. В желании забыть ежедневную суету молодые люди могут начать употреблять наркотики, а ведь наркомания — беда многих крупных городов страны. Не обошла она стороной и нашу Пермь. Десятки молодых людей, подростков ежегодно обращаются в специализированные медицинские учреждения, сотни попадают туда с помощью родителей или милиции. К сожалению, многие, пройдя курс лечения, вновь возвращаются на ту же дорогу. Дорогу в никуда... Наркомания приводит к заболеваемости ВИЧ - инфекцией. По состоянию на конец октября 2001г. суммарное число ВИЧ - инфицированных в Пермской области составило 2853 человека, из них половина (1479) - жители г. Перми. Если до 1996г. в Перми было зарегистрировано 3 ВИЧ - инфицированных, в 1999г. - 24, то за 2000г. выявлено 638, а за 10 месяцев 2001г. уже 769. Основной группой риска среди ВИЧ — инфицированных являются люди в возрасте от15 до29 лет, которые составляют 70% от числа вновь выявленных. Интенсивный рост заболеваемости наносит ощутимый социальный (смерть в трудоспособном возрасте, ранняя инвалидность) и экономический ущерб. Экономические потери связаны с затратами на лечение больных, выплатой пособий по нетрудоспособности, воспитанием сирот, родившихся от ВИЧ ~ инфицированных родителей при отказе от ребенка, детей умерших от СПИДа родителей. (34,ст. 11)
Безработица приводит к бедности, которая свойственна любой экономической системе во все времена. Бедность - понятие сложное, исторически обусловленное, многофакторное. К бедным относят людей, не имеющих средств на минимальный национальный стандарт потребления. Госкомстат следующим образом определяет состав населения, живущего за чертой прожиточного минимума - по стоимости минимального набора продуктов питания и самых необходимых промышленных товаров и очень низкого потребления услуг. В наше время бедность стала массовой ~ треть населения (46 млн. человек в третьем квартале 2000г.) проживает за пределами прожиточного минимума, что не идет ни в какое сравнение с ситуацией 1990 г. -1,6% (2,3 млн. человек). Такова социальная цена, которую заплатило общество за сложившийся тип экономических реформ. И она непомерно высока: если падение производства составляет в среднем 2 раза, реальных доходов - на треть, то абсолютный показатель бедности вырос в 20 раз. Если за 1991 - 2000гг. средний рост потребительских цен Госкомстат РФ определяет в 19 тыс. раз, то заработная плата, в том числе минимальная, - на порядок меньше, хлеб и молоко подорожали только за 1993 - 2000гг. примерно в 40 - 49 тыс. раз, тогда как пенсия выросла всего в 7 тыс. раз.
Среди социальных последствий можно выделить:
Отрицательные последствия:
1. обострение криминогенной ситуации;
2. усиление социальной напряженности;
3. рост количества физических и душевных заболеваний;
4. увеличение социальной дифференциации;
5.      снижение трудовой активности.
 
Положительные последствия :
1. повышение социальной ценности рабочего места;
2. увеличение свободного личного времени;
3. возрастание свободы выбора места работы;
4. увеличение социальной значимости и ценности труда.
 
 
2.             Сущность и причины инфляции.
Взаимосвязь инфляции и безработицы.
 
2.1.           Сущность и причины инфляции.
 
Термин «инфляция» происходит от лат. «inflatio» - вздутие. Примени­тельно к денежной массе можно говорить о ее разбухании, о разводнении бумажно-денежного обращения.
Инфляция - это процесс обесценивания денег в результате переполне­ния каналов товарного обращения денежной массой. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Конечно, инфляция не означает подорожание одновременно всех без исключения товаров. Некоторые из них могут даже подешеветь. И все же в период инфляции постоянно повышается общий уровень цен. Это вызывает сокращение реальных доходов и рост стоимости жизни. Стоимость жизни - сумма денег, которую нужно заплатить за блага, необходимые для поддержания жизнедеятельности людей.
Для инфляции характерно длительное рыночное неравновесие. Однако не любое нарушение равновесия рынка свидетельствует об инфляции, кото­рая находит свое проявление в росте цен. Дело в том, что рост цен, может быть результатом воздействия целого ряда факторов: объективно обуслов­ленного роста издержек производства и обращения, повышения технических и улучшения качественных характеристик выпускаемой продукции. Повы­шение цен под влиянием этих факторов не имеет инфляционного характера, ибо оно сопровождается ростом стоимости и ценности поступающей на ры­нок массы товаров и услуг. Здесь не нарушается баланс между товарной и денежной массой.
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению:
а) к золоту (при золотом стандарте),т.е. происходит повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах;
б) к товарам ,т.е. растут цены товаров;
в) к иностранным валютам, т.е. падает курс национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стои­мость или обесценившимся в меньшей степени.
После отмены золотого стандарта исчезло объективное мерило опреде­ления необходимого количества бумажных денег в обращении. Увеличение денежной массы государством часто происходит более высокими темпами, чем темпы роста объема товарной массы и услуг. Поэтому инфляция стано­вится постоянным явлением во всех странах.

Причины инфляции

 
Рассмотрев сущность инфляции,  про­анализируем причины, вызывающие инфляционные процессы. Среди них в первую очередь следует назвать отсутствие продуманной долгосрочной де­нежной политики, призванной удерживать в сбалансированном состоянии товарный и денежный рынки и позволяющий проводить антиинфляционные мероприятия краткосрочного характера.
Цикличность экономического развития и инфляция. Решающая роль здесь отводится Центральному Банку, который призван проводить взвешен­ную денежную политику, воздействовать с помощью разнообразных инстру­ментов на состояние денежного рынка. Необходимость вмешательства ЦБ обусловлена и другими факторами, прежде всего циклическим характером развития экономики. Это требует от него то увеличения, то сжатия денежной массы. Когда речь идет о предполагаемом спаде производства, необходимо­сти понижения процентных ставок по кредитам и повышения предпринима­тельской активности в области капиталовложений, ЦБ проводит мероприя­тия, направленные на насыщение рынка денежными знаками. И, напротив, он проводит политику на сокращение денежной массы в условиях начинающе­гося «перегрева» экономики. В этом случае высокие процентные ставки сдерживают инвестиционную и хозяйственную активность предприятий.
Отсюда возникают и доверие к органам государственной власти, кото­рые проводят жесткий, но взвешенный курс на поддержание не только де­нежного обращения, но и экономической стабильности и роста экономики. Однако нередки случаи превращения денежной политики в инструмент бюд­жетной политики, подмены стратегических установок краткосрочными ме­роприятиями.
Проведение долгосрочной денежной политики не может и не должно ограничиваться интересами исключительно денежного хозяйства. В против­ном случае вне поля зрения окажется важнейшая сфера хозяйственной деятельности - производство товаров и услуг, которое представляет собой про­тивоположный полюс рыночного равновесия. Поэтому необходимо постоян­ное отслеживание воздействия денежной политики на реальный сектор эко­номики и внесение необходимых коррективов в проводимые мероприятия как краткосрочного, так и долгосрочного характера.(7,с.261)
Структурные диспропорции и инфляция. В тесной взаимосвязи с пер­вой причиной инфляции находится вторая - структурные диспропорции в национальной экономике, которые вызывают возникновение, прежде всего несбалансированной инфляции. Речь идет о диспропорциях производства предметов потребления и средств производства, или выпуска товаров непро­изводственного и производственного назначения, между промышленностью и сельским хозяйством, сферой услуг и другими сферами хозяйственной дея­тельности, производством и инфраструктурой. Отсюда вытекает необходи­мость объективной увязки проводимой долгосрочной денежной политики со структурной и инвестиционной политикой правительства как непременное условие устранение народнохозяйственных и межотраслевых диспропорций. Это требование, как никакое другое, очевидно, в наибольшей степени подхо­дит к современной ситуации в России, так как отрасли и производства, по­ставляющие на рынок товары и услуги, оказались вне рамок интересов де­нежной и экономической политики либерально-монетарных правительств. Рассчитывать на благоприятный исход возможно тогда, когда будет обраще­но внимание и приняты соответствующие меры по поддержания и стимули­рованию инвестиционной и производственной активности предприятий, объ­единений, банков, кредитно-финансовых учреждений с целью расширения реструктуризации народного хозяйства и предложения товаром и услуг.
Бюджетный дефицит и инфляция. Другой причиной инфляции являет­ся дефицит государственного бюджета - превышение расходов правительст­ва над доходами государства. Он серьезно воздействует на инфляционные процессы. Здесь главные два момента: сама величина бюджетного дефицита и методы его покрытия. Инфляция развертывается в том случае, если начинается его финансирование инфляционными методами. Речь идет прежде всего о денежной эмиссии, об использовании государством печатного станка. Наи­более легко осуществимо это там, где денежная система находится в непо­средственном подчинении исполнительной власти, а не законодательной (парламента). Рост инфляции провоцируют и займы правительства под цен­ные бумаги, и долговые обязательства, которые оно получает от центрально­го банка. Однако если правительства распространяет заем среди населения, предпринимательских кругов, то это в значительно меньшей степени влияет на инфляцию. Но содействует инфляционным процессам, так как такого рода займы истощают финансовые ресурсы частного сектора, что ведет к росту процентных ставок, которые в свою очередь могут снизить инвестиционную активность. Сжатие инвестиционного процесса приведет к нежелательному сокращению потенциального производства, что в дальнейшем не может не сказаться на предложении товаров и услуг, а, следовательно, и ценах.(9,с.167)
Милитаризация экономики и инфляция. Существенным фактором развития инфляционных процессов является милитаризация национальной экономики и вообще любое парапроизводство или квазипроизводство. К та­кого рода производствам относятся любые хозяйственные объекты, функционирование которых не ведет к росту насыщения рынка товарами и услу­гами и не содействует поддержанию дальнейшего процесса воспроизводства. Одним словом, это затратные производства без сколь либо заметной отдачи в форме товаров и услуг. Прежде всего, сюда относятся объекты долгостроя или законсервированные объекты. И парапроизводства, и милитаризация воздействуют на инфляционные процессы с равной силой, находя свое про­явление в трех важнейших моментах.
Во-первых, парапроизводство и милитаризация увеличивают нагрузку на расходную часть государственного бюджета, что ведет к росту его дефи­цита.
Во-вторых, с ними связано деформирование структуры общественного производства и сужение возможности увеличения выпуска предметов потребления в результате отвлечения финансовых ресурсов из товаропроизводящих отраслей народного хозяйства. Это в свою очередь вызывает необхо­димость поиска новых и значительных источников инвестирования с целью осуществления в дальнейшем реструктуризации экономики и конверсии во­енного производства.
В-третьих, наращивание военной промышленности и парапроизводства вызывает дополнительный спрос на потребительском рынке в силу получе­ния доходов работниками этих сфер и отсутствия адекватного предложения этими сферами необходимых товаров и услуг. Таким образом, появляется фактор, вносящий дисбаланс между спросом и предложением.
Международный обмен и инфляция. Инфляционные процессы в нацио­нальной экономике могут провоцироваться посредством международного обмена. Это осуществляется по двум каналам. Первый - через ценовой меха­низм международной торговли, когда рост цен на импортные ресурсы прида­ет новый импульс инфляционным издержкам внутри страны. Второй - через механизм движения краткосрочных капиталов, связанных с национальными различиями в уровнях процентных ставок. Более высокие процентные ставки вызывают приток капиталов из других стран, которые втягиваются в сферу обращения, тем самым, увеличивая денежную массу. Следовательно, более высокие процентные ставки, воздействуя на поступление краткосрочных ка­питалов извне, усиливают и ускоряют инфляционный процесс.(7,с264).
Несовершенство рыночных структур и инфляция. На инфляционный процесс в немалой степени влияет и характер национальной экономики и рынка. В частности, господство монополистических структур в экономике, превалирование несовершенной конкуренции на рынках являются той благоприятной средой, в которой легко подхватываются и усиливаются инфляционные тенденции. Монопольное положение предприятий позволяет не только взвинчивать цены, но и одновременно сокращать производства с целью еще большего роста цен и поддержания их на высоком уровне. Наглядной демон­страцией действия данного инфляционного фактора является российская
действительность 1992 - 1993 гг., когда цены были отпущены при полном господстве ранее сформировавшихся олигополистических и монополистиче­ских структур в общественном производстве. В результате рост цен сопро­вождался затовариванием предприятий и остановкой производства.
Политическая нестабильность и инфляция. Наконец, необходимо об­ратить внимание на неэкономический фактор, который имеет огромное воз­действие не только на денежное хозяйство, но и на экономическую ситуацию в целом. Речь идет о наличии или отсутствии политической стабильности, которая находит свое проявление в непредсказуемости поведения правитель­ства или быстрой смене одного правительства другим. Такая ситуация вызы­вает свертывание инвестиционной активности, повышение цен с целью по­крытия отрицательных эффектов, которые могут возникнуть в ближайшем будущем. Финансово-кредитные учреждения с целью обезопасить себя от риска максимально завышают процентные ставки и стремятся ограничивать­ся краткосрочными кредитными сделками, что ведет к «накачке» банковских денег. Со стороны потребителей начинает давать себя знать массовый «пси­хоз» спроса, обусловленный непредсказуемостью дальнейшего социально-экономического развития страны. Слабость правительства к тому же прово­цирует силовое давление на него со стороны различных социальных, профес­сиональных, предпринимательских групп, что ведет к еще большей экономи­ческой и политической дестабилизации.
 
2.2. Последствия инфляции.
 
Снижение жизненного уровня. Инфляция негативно влияет на благо­состояние населения. Речь идет, прежде всего, о падении его реальных дохо­дов в результате опережающего роста цен по сравнению с повышением зара­ботной платы. Неожиданный и несбалансированный рост цен вызывает перераспределительный эффект среди субъектов рыночной экономики. В частно­сти, если коллективный договор между предпринимателем и профсоюзом за­ключен на три года без должного учета возможности резкого роста цен, то работники могут проиграть, если цены на потребительские товары возрастут резко и неожиданно. Предприниматель также может пострадать, если в свою очередь цены именно на его товар вырастут в меньшей степени, чем цены на необходимые ему материальные ресурсы.
В условиях подавленной инфляции (это когда государство устанавливает жесткий контроль над ценами и одновременно растут цены на «черном рынке») сокращение реальных доходов на­селения проявляется в возникновении и росте товарного дефицита, так как люди не могут реализовать свои потребности из-за отсутствия благ по уме­ренным ценам в достаточном количестве, а обращение к черному рынку ве­дет к уменьшению реальных доходов.(7,с.266)
Обесценивание сбережений. Инфляция вызывает обесценивание сбе­режений. При этом довольно часто темпы инфляции не только сводят на нет причитающиеся проценты по вкладам, но и обесценивают сами вклады. В та­ких обстоятельствах люди предпочитают трансформировать сбережения в ликвидные денежные средства. Альтернативная стоимость, или вмененные издержки в этих условиях обесцениваются, тогда как существенно возрастает выгода от денежных активов. Однако приток денежных ресурсов в еще большей степени усугубляет ситуацию, так как изменение (увеличение) спроса вызывает еще большее повышение цен. Невиданное по своим мас­штабам обесценивание сбережений произошло в России в течение 1992 -1993 гг. Принимаемые меры по компенсации сбережений, зафиксированных на начало 1992 г., представляют собой не более чем моральное утешение (но никак не компенсацию), ибо за эти годы цены выросли в тысячи раз.
Рост налогообложения. На снижение жизненного уровня населения оказывает влияние инфляционное налогообложение, которое заключается в том, что при действии прогрессивной шкалы налогообложения осуществляе­мая индексация доходов приводит к тому, что увеличивающий номинальный доход постепенно подпадает под действие более высоких налоговых ставок. Налогоплательщик помимо своей воли переходит в группу граждан, облагаемых более высокой налоговой ставкой, что ведет к сокращению его ре­альных доходов. Это позволяет увеличивать доходную часть федерального бюджета без изменения системы налогообложения.(7,с.267)
Свертывание инвестиционной деятельности. Помимо отрицательного воздействия инфляции на благосостояние населения, она в не меньшей сте­пени оказывает негативное влияние на производство, хозяйственную дея­тельность в целом. Под воздействием инфляции происходит обесценивание, с одной стороны, амортизационных отчислений, с другой -фонда накопления. В результате и валовые, и чистые инвестиции существен­ным образом «усыхают» и не позволяют реализовать запланированные про­екты и мероприятия, связанные с технической реконструкцией производства, обновлением и модернизацией используемого оборудования, новым строи­тельством. Это ведет к ограничению предложения товаров и услуг.
Одновременно происходит истощение и другого источника финансо­вых ресурсов - обесценивание и изъятие населением и юридическими лица­ми своих сбережений. Кроме того, в условиях неопределенности и неста­бильности раскручивание инфляционной спирали существенно понижает склонность к сбережению, что также подрывает финансовую основу развития и совершенствования производства. Кроме того, быстрое обесценивание де­нежных сбережений подталкивает их владельцев к слабо продуманным и чрезмерным расходам денежных ресурсов, нарушению межотраслевых про­порций, расхищению финансовых средств.
Что касается кредитных отношений, то так как выплаты ссуд происхо­дят в неизменных ценах, кредиторы оказываются в весьма затруднительном положении.
В связи с тем, что в государственном секторе цены как на ресурсы, так и на выпускаемые товары пересматриваются реже, чем в частном секторе, технически сложно наладить регулирование цен, не говоря уже о достижении ценовой стабильности. В результате увеличивается дисбаланс частного и общественного секторов, а государство теряет свой потенциал и утрачивает возможность адекватного воздействия на экономику. Данный эффект особо опасен при переходе от административно-командной системы хозяйствова­ния к регулируемой рыночной экономике.
Подрыв предпринимательской и трудовой активности. Инфляция существенно подрывает мотивацию к активной предпринимательской и трудо­вой деятельности. Для предпринимательских кругов, особенно в сфере про­изводства. неопределенность в механизме ценообразования значительно уве­личивает степень риска при реализации тех или иных инвестиционных про­ектов. Одновременно им все сложнее становится получать кредиты. Это не может не сказаться на производстве и сокращении предложения товаров и услуг.
Что касается лиц наемного труда, то при высокой инфляции происхо­дит обесценивание их доходов в результате роста цен и сокращение реаль­ных возможностей на приобретение необходимых потребительских благ, а поэтому значительно снижается усердие и прилежность работников.
Последствия подавленной инфляции. Вышеперечисленные механиз­мы подавленной инфляции формируют экономику хронического товарного дефицита. Как показала практика борьбы с командно-административными методами с товарным дефицитом, устранение дефицита одних товаров со­провождается формированием дефицита других. К тому же дефицит может сопровождаться даже перепроизводством продукции, так как потребители, имея возможность приобрести товар, отказываются покупать его из-за низко­го качества.
В конечном счете, можно заключить, что все три направления развер­тывания подавленной инфляции сориентированы на формирование дефицит­ных инфляционных ожиданий, которые оказывают наиболее пагубное воз­действие на экономику. Дефицитные ожидания проявляются в мощных при­ливах ажиотажного текущего спроса, продиктованных не столько прогноза­ми, что товары подорожают, сколько опасениями, что их не будет вовсе. В таких случаях «сметаются», закупаются впрок буквально все товары в ожи­дании сокращения их предложения при одновременном росте цен на них. Данную ситуацию мы могли наблюдать в начале 90-х гг. у себя в стране в ус­ловиях ожидания перехода к рыночной экономике. Мы получили «перекре­стный» инфляционный эффект, ибо всплеск ожидаемого спроса был обу­словлен,
во-первых, ожидаемым свертыванием производства,
во-вторых, предполагаемым «взрывом» цен, 
в-третьих, угадыванием неизбежности обесценивания сбережений.
Необходимо особо подчеркнуть, что административный контроль за ценами не представляет собой абсолютное зло. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой такой контроль устанавливается за ценами на товары предприятий-монополистов вне зависимости от их форм собственности, а также с целью оказания поддержки тем или иным отраслям или сферам хо­зяйственной деятельности (например, сельскому хозяйству). Тем более без него вряд ли можно обойтись в период формирования современного рыноч­ного хозяйства, особенно если это относится к такой сверхмонополизированной экономике, как наша. Наличие монополистических, олигополистических структур объективно обусловливает необходимость использования админи­стративных методов вмешательства в экономику.
 
2.3.         Взаимосвязь безработицы и инфляции.
 
Зависимость между инфляционным ростом цен и сокращением  безработицы была выведена в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом. Закономерность заключается в том, чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот. И это можно объяснить. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филлипса. Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956гг. он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен.
                       Р
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                              U
 
где P - темп роста товарных цен;
                U - уровень безработицы, где
число  безработных
Уровень безработицы =
                                           Численность рабочей силы
 
Исходя из кривой Филипса, возникают два варианта для разного практического сочетания взаимосвязанных величин:
Или низкая безработица и высокая инфляция; или низкая инфляция и высокая безработица . Так, при президенте США Р. Рейгане удалось обуздать инфляцию путем повышения уровня безработицы до рекордной величины.
Между тем кривая Филипса отражает взаимосвязь инфляции и безработицы только в краткосрочном периоде. Если взять длительные периоды (5-10) лет, то при высоком уровне безработицы цены продолжают повышаться. Так обстояло дело в США в 70-е и 80-е годы.
То, что кривая Филипса не срабатывает в долгосрочном периоде, объясняется следующими обстоятельствами. Во второй половине 20 века заработная плата, а тем самым и пособия по безработице, систематически повышались даже во время спада производства, что обусловлено ростом квалификации и стоимости рабочей силы. Как правило, предприниматели и работники заключают долгосрочные договоры о величине заработной платы. Более того, из-за инфляционных ожиданий предприниматели увеличивают оплату труда в порядке компенсации будущего роста цен.
В итоге возникает такое явление, как инфляция издержек.
Инфляция издержек – рост цен, который вызван повышением производственных расходов (увеличением оплаты труда и удорожанием сырья, энергоносителей и др.). Стало быть, при инфляции издержек цены повышаются вместе с увеличением безработицы.
В таком случае цена борьбы с инфляцией путем увеличения уровня безработицы становится очень высокой. По расчетам зарубежных экономистов, чтобы инфляция могла снизиться на 1%, безработица должна превысить свой «естественный уровень» на 2%. Но от этого реальный валовой национальный продукт уменьшится на 4% по сравнению с потенциальной его величиной (в 1985 г. в США такие потери дохода страны составили бы 160 млрд. долл.).
Отметим , что зависимость снижения (стабилизации) инфляции ценою роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных программ (США, Великобритания, Польша, Венгрия и, похоже, СНГ).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Роль государства в реализации эффективной занятости трудоспособного населения и стабилизации инфляции в обеспечении долгосрочного равновесия и обеспечения роста экономики.
3.1.Государственное регулирование в создании рабочих мест.
 
Монетаристы выступили против истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М.Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор Кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсиаиской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее Монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в производственном процессе.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Они обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Они предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.
Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1.) Улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным.
В нашей стране из 96,9 % желающих найти работу 65,5 % обращались за помощью в службу занятости, но лишь! 5,7 % - "вполне довольны", "не совсем довольны" - 67,2 %, "не довольны" - 16,4 % (остальные затруднились ответить). К минусам работы службы занятости относят:
• низкую заработную плату по вакансиям;
• неприемлемые условия труда предполагаемой работы;
• отсутствие у работников должного отношения к обратившимся. (18, ст.70)
2.)Устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки. В Перми в течение 9 месяцев 2001г. областной службой занятости было направлено на профессиональное обучение 4253 человек (55%) относится к категории слабозащищенных: 1905 - молодежь, впервые выходящая на рынок труда, 670 - одинокие и многодетные родители, воспитывающие детей инвалидов и детей дошкольного возраста, 224 —инвалиды, имеющие показания к труду, 207 - уволенные с военной службы, 140 ~ лица, освобожденные из мест лишения свободы.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
• создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда -производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
- стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
- поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.
• создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
• некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
• создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В  России  это  реализуется  через  программы  поддержки  малого предпринимательства.
• реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
- экономическое стимулирование молодежной занятости;
- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Областным Законодательным Собранием Пермской области принята  целевая программа "Молодежь Прикамья" на 2002 - 2005 годы. Она разработана - в соответствии с указом губернатора Юрия Трутнева - комитетом по молодежной политике областной администрации. Стоимость реализации программы в течение четырех лет - 190 миллионов рублей. В ее рамках планируется трудоустроить более двух тысяч молодых жителей области, создать в городах и районах сеть служб содействия занятости подростков и молодежи, обеспечить жильем 750 молодых семей (за счет предоставления долгосрочных кредитов из областного и местного бюджетов). (34,ст.13)
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе.
Одним из острых вопросов, который придется решать России в ближайшие годы, является воспроизводство основных фондов и создание рабочих мест нового поколения. Хотя официально зарегистрированная безработица снижается, а занятость растет, это явление носит во многом временный характер и связано с оживлением внутреннего производства, вызванного дефолтом 1998 г., и нынешней конъюнктурой цен на нефть. Данный источник экономического роста и стабилизации занятости может скоро иссякнуть.
Важность проблемы создания новых рабочих мест определяется рядом факторов. Во-первых, в предстоящие пять лет экономически активное население России увеличиться, по некоторым оценкам, более чем на 4 млн. человек за счет прироста лиц трудоспособного возраста. Чтобы не допустить резкого всплеска безработицы среди молодежи, для всех вступающих в трудоспособный возраст необходимо создать дополнительные рабочие места. Во-вторых, в связи с крайне низкой инвестиционной активностью последних 10 лет производственный аппарат подавляющего большинства отраслей изношен на 60-70 % и в ближайшие пять лет начнет интенсивно выбывать, сокращая тем самым рабочие места. В этой связи в течение пяти - семи лет необходимо, по существу, воссоздать на новой основе систему действующих рабочих мест практически всей индустриальной сферы, что потребует не менее 50 млрд. долларов. Такие средства можно было бы изыскать, если бы стране не приходилось расплачиваться по внутренним и внешним долгам, составляющим примерно аналогичную величину.
Даже если из совокупности проблем занятости выделить только вопрос о создании дополнительных рабочих мест для лиц, вступающих в трудоспособный возраст, то и его решение представляется крайне сложным. Чтобы сохранить к 2005 г. общую безработицу на теперешнем уровне (около 9%), необходимо обеспечить не только темпы прироста ВВП не ниже 4-5% в год, но (что самое важное) и темпы прироста инвестиций на уровне 7-10%. Поскольку рассчитывать на столь оптимистичный сценарий сложно, задача состоит в нахождении такого уровня занятости, который, с одной стороны, был бы социально приемлемым, а с другой - реально достижимым.(20,ст.50)
Решить острейшие проблемы воспроизводства основного капитала и занятости невозможно без целенаправленного регулирующего воздействия государства, и одним из инструментов такого воздействия являются специальные федеральные и региональные программы, направленные на развитие системы рабочих мест.
•Исходный пункт при разработке таких программ - определение понятия социально приемлемого уровня в стране или регионе и установление его численного значения. От того, как будет решен этот вопрос, зависят как общее При определении социально приемлемого уровня занятости следует учитывать не только  необходимость снижения  степени  социальной напряженности, но о возможность этого в данный период. Для установления такой возможности нужно рассчитать суммарные затраты на создание новых и поддержание действующих рабочих мест в разрезе отраслей экономики в соответствии с выбранной отраслевой структурой.
Оценка стоимости вновь вводимого рабочего места на средних и крупных предприятия предполагает проведение расчетов по определению трех ее относительно не зависимых составных частей: 1) активной части, включающей стоимость машин, оборудования, передаточных устройств и т.д., необходимых для осуществления трудовой деятельности; 2) пассивной части, представляющей стоимость зданий и сооружений производственного назначения, отнесенную к одному рабочему месту; 3) оборотных средств, необходимых для нормального функционирования рабочего места.
Оценка стоимости поддержания действующих рабочих мест в общем случае складывается из затрат на их текущий ремонт и выплат заработной платы работникам.
Что касается малого бизнеса, то стоимость ввода рабочего места в этой сфере включает стоимость его активной части и оборотных средств, так как здесь, как правило, нет необходимости возводить здания и сооружения. В некоторых случаях она ограничивается только стоимостью оборотных средств и арендной платой или лизинговыми платежами.(30,ст.5)
Важным шагом в преодолении безработицы является реализация программ развития малого и среднего бизнеса.
На состоявшейся 26 марта 2002 г. в Санкт-Петербурге пресс-конференции, посвященной проблеме глобализации, а также состоянию мира после террористических актов 11 сентября, председатель Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков отметил, что важнейшей задачей в экономической политике России является развитие малого бизнеса. На сегодняшний день в России малый бизнес, по его словам, создает до 10% ВВП, тогда как в других государствах до 50%, следовательно, у нас нет среднего класса, что порождает отсутствие стабильности в экономике страны, а это, в свою очередь, вынуждает Россию "сидеть на игле сырьевого экспорта".
Для более эффективного развития малого бизнеса правительство должно запустить новую систему налогообложения. По словам президента, предполагается ввести две системы налогообложения: упрощенную и вмененную. Индивидуальные предприниматели и организации, чей доход за 12 месяцев не будет превышать 10 млн. рублей и которые имеют штатную численность не более 20 человек, смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Они будут освобождены от уплаты единого социального налога и налога на капитальные затраты. Бухгалтерский учет при этом станет максимально простым, не обременительным для фирм. Кроме того, правительство собирается положить конец вмешательству региональных властей в деятельность малых предприятий.
Правительство не считает необходимым пересматривать стратегию налоговой реформы, несмотря на падение цен на сырье на мировых рынках. В 2003 году будет отменен налог на покупку валюты, а в 2004 году - налог с продаж. В 2003 году завершится работа по формированию Налогового кодекса.
Все эти меры будут "безусловным прорывом вперед" в деле поддержки малого бизнеса и дадут возможность каждому гражданину "открыть свое маленькое хозяйство с упрощенной отчетностью и уплатой налогов, с минимальным количеством разрешений и регистрации, которые будут требоваться различными ведомствами".
В сфере малого бизнеса сегодня в России работают несколько сотен тысяч малых предприятий. Я думаю, что после введения упрощенной системы большинство тех, кто сегодня является безработным или кого не устраивает нынешнее трудоустройство, смогут завести свое маленькое дело.
Можно передать малому бизнесу бросовые земли города в безвозмездное пользование на относительно длительный срок - лет на 20. За это время предприниматели смогли бы обустроить эти территории под свои нужды, произведя целевую застройку пустующих земель. В дальнейшем за "созданное нечто" город вполне мог бы брать арендную плату, ну и, само собой, иметь дополнительные налоговые поступления. Такое предложение, как мне кажется, должно иметь развитие.
При хорошо продуманной политике внедрения теоретических взглядов на развитие малого бизнеса в экономику увеличиться не только благосостояние людей, но и уменьшится безработица.
 
•Следующий шаг — разработка методики оценки числа сопряженных рабочих мест, которые необходимо создать по цепочке межотраслевых связей для нормального функционирования вновь введенных прямых рабочих мест (например, при создании 1 тыс. рабочих мест в автомобилестроении потребуется ввести определенное число новых рабочих мест на транспорте, в строительстве и т.д.). В основе такой методики лежит аппарат межотраслевого баланса.
При отсутствии необходимых сопряженных рабочих мест требуются капиталовложения на их формирование. Если же в сопряженной отрасли имеются неиспользуемые рабочие места, то создание прямых рабочих мест обеспечит их функционирование. В любом случае при реализации программы ввода новых рабочих мест сопряженные рабочие места не требуют прямых дополнительных инвестиций, поскольку обеспечены спросом на свою продукцию за счет создания прямых рабочих мест.
• Такая методика оценки числа сопряженных рабочих мест дает возможность выявить наиболее эффективные отрасли с точки зрения создания прямых и сопряженных рабочих мест в рамках выделенных инвестиций.
Правительство РФ приняло ряд мер по созданию дополнительных рабочих мест в дорожном хозяйстве для работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации угольной промышленности. Согласно подписанному постановлению, Минтопэнерго совместно с Российским дорожным агентством, Минтруда, Минобразования РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых расположены предприятия и организации угольной промышленности, должны обеспечить организацию профессиональной переподготовки работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации угольной промышленности, в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Российскому дорожному агентству совместно с Минтопэнерго и органами исполнительной власти субъектов РФ поручено решить вопросы, связанные с обеспечением основными фондами, материально-техническими ресурсами и функционированием специализированных подрядных дорожно-строительных организаций.(22,ст. 10)
Российскому дорожному агентству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо провести работу по привлечению частных инвестиций для осуществления этих решений. Правительство РФ также рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых расположены предприятия и организации угольной промышленности, разработать региональные программы развития автомобильных дорог общего пользования. В этих программах следует предусмотреть создание дополнительных рабочих мест для работников, высвобождаемых в процессе реструктуризации угольной промышленности, а также для молодежи и безработных граждан, проживающих в городах и рабочих поселках, где закрываемые предприятия и организации являются основными градообразующими объектами.
 
3.2. Антиинфляционная политика
 
В середине 70-х годов вряд ли кто мог предвидеть, с каким результатом подойдут к концу XX в. Россия и весь остальной мир. Дело в том, что в 1974 - 1975 гг. разразился первый после второй мировой войны экономический кризис, который не охватил Советский Союз. В то время как в западных странах происходило падение производства, рост безработицы, обострялись инфляционные процессы, ухудшалось состояние внешней торговли, платеж­ного баланса валютных отношений, в Советском союзе не было ни инфля­ции, ни спада производства. Именно в это время капиталистическая эконо­мика столкнулась с таким новым явлением, как сочетание экономического кризиса и инфляции, что получило название «стагфляция».
При оценке состояния экономики промышленно развитых стран поня­тие «стагфляция» больше не упоминается. Вместе с тем в оборот вошли та­кие понятия, на которые длительное время было наложено табу, а именно: фирменное планирование, стратегическое планирование в крупных предпри­ятиях и банках, индикативное планирование, государственное регулирование на национальном, межнациональном и наднациональном уровнях. Однако, уйдя из практики экономического развития промышленно развитых стран, стагфляция обрела новую почву в Российской Федерации и странах СНГ, об­разованны после крушения СССР. Получилось так, что Россия подошла к XXI в. в условиях глубокого социально-экономического кризиса и инфляции, т.е. стагфляции. (29,с.25)
К сожалению, в России за 7 лет промышленное производство и ВВП сократились наполовину. Наряду с производством и инвестициями не дос­тигнуты и другие цели магического многоугольника, относящиеся как к сфе­ре денежного обращения, так и к кредитной системе, финансам, не говоря уже о качестве жизни.
В связи с этим возникает вопрос: каковы причины того и другого? По­жалуй, главной причиной успеха экономического развития промышленно- развитых стран является усиление государственного регулирования на на­циональном, межгосударственном и наднациональном уровнях.
В России причины неудач лежат, прежде всего, в дерегулировании на государственном уровне, в попытке осуществить экономическую реформу на базе имитационной модели монетаристского толка. В настоящее время воз­никла необходимость изменения денежно-кредитного курса, осуществлявше­гося Банком России.
Как известно, вопрос о содержании и форме инфляционного процесса в России трактуется учеными и политиками весьма неоднозначно.
Мировой опыт показал, что в зависимости от причин, различаются следующие виды инфляции: издержек, спроса, импортируемая, умеренная, га­лопирующая, гиперинфляция, подавленная и т.д. Все эти виды периодически проявляются в разных странах, однако, одновременное наличие всех видов инфляции никогда не было характерным для промышленно развитых стран.
Напротив, Россия представляет собой такой феномен, когда все виды инфляции сосуществуют в течение довольно короткого отрезка времени. Российская Федерация превратилась в страну парадоксов и пирамид. Начало новейшей истории денежно-кредитной системы России связано со строительством инфляционной пирамиды в денежной сфере. За 7 лет у нас «по­строено» 5 пирамид, каждая из которых выступала источником инфляции.
В 1992 - 1994 гг. произошел гигантский взлет внутренних цен, вызван­ный политикой либерализации товарно-денежного обращения. Инфляция, основу которой составляла инфляция издержек, приняла галопирующий ха­рактер. Внутреннее обесценение денег сопровождалось и внешним обесцене­нием, т.е. падением курса рубля по отношению к иностранным валютам.(см.табл. №11)
В 1994 г. инфляционная пирамида цен стала разрушаться, но рядом с ней продолжала расти валютная пирамида, обусловленная либерализацией внешнеэкономических отношений. Таким образом, наряду с инфляцией издержек развивалась и импортируемая инфляция. В октябре 1994 г. (в «черный вторник»  начала разрушаться валютная пирамида. В июле 1995г. был введен валютный коридор и началась валютная интервенция Банка России.
После крушения двух пирамид деятельность руководителей Прави­тельства сосредоточилась на строительстве третьей пирамиды на денежном рынке в виде раздувания межбанковского кредита, высоких процентов на не­го (до 200%) и инфляции издержек.
Основную выгоду из этой пирамиды извлекал небольшой круг круп­нейших коммерческих банков, так называемых уполномоченных банков, ко­торые одновременно использовали средства из трех источников: государст­венного бюджета. Банка России и иностранного капитала.
В августе 1995 г. зашаталась и рухнула денежно-кредитная пирамида межбанковского кредита. Темпы инфляции несколько замедлились, но в это время началось строительство финансовой пирамиды, в основе которой был выпуск государственных ценных бумаг, прежде всего ГКО - ОФЗ, для по­крытия дефицита государственного бюджета. Это дополнило предыдущие виды инфляции инфляцией государственного спроса.
Парадокс заключался в том, что, хотя эта пирамида призвана была по­крыть дефицит государственного бюджета, но на практике она возводила его на более высокий уровень. К строительству этой пирамиды, как и предыду­щей, подключился отечественный и иностранный капитал, извлекший из очень высоких процентов огромную прибыль. Строительство финансовой пирамиды продолжалось три года. Разрушение ее началось в 1998 г., когда ежемесячно нужно было погашать прежнюю задолженность в размерах, пре­вышавших суммы новых эмиссии государственных ценных бумаг.
Еще один парадокс современного инфляционного процесса заключает­ся в том, что указанные пирамиды, строившиеся в отрыве от реального сек­тора, подрывали денежное обращение, однако темпы инфляции при этом в 1996 - 1997 гг., согласно данным официальной статистики, снизились, и ин­фляция приняла умеренный и подавленный характер.(29,с.27)
Все эти пирамиды, подорвавшие экономику и усилившие обесценение рубля, т.е. приведшие к стагфляции, - результат неверного курса государст­венной политики.
Нельзя не отметить особенности денежного обращения в России в пе­риод стагфляции. Во-первых, оказалась резко суженной сфера как наличного, так и безналичного денежного обращения.
Во-вторых, в самом денежном обращении более 1/3 составляет налич­ное обращение и около 2/3 - безналичное.
В-третьих, в условиях недостатка «живых» денег в обращении пара­доксально выглядит государственная политика сдерживания эмиссии денеж­ной массы.
Исходя из сказанного, в сфере денежно-кредитной политики следует предпринять следующие неотложные меры:
1. укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким обра­зом ограничить использование альтернативных форм расчетов;
2. сократить долю налично-денежного обращения, но не хирургиче­ским путем, а на основе совершенствования безналичных форм расчетов и устранения стены между наличным и безналичным оборотом;
3. ликвидировать неплатежи, создав тем самым условия для эконо­мического роста и погашения задолженности путем взаимозачета и оплаты сальдо за счет кредита. Кредитная экспансия необходима в настоящее время и для оживления экономик, и для погашения неплатежей.
Нужно принять также меры по повышению ликвидности коммерческих банков, расширить возможности для направления средств в экономику на це­ли развития производства и инвестиций, к пополнению оборотного капитала предпринимателей.
Политика Банка России должна быть направлена на снижение норм обязательных резервов, процентных ставок рефинансирования и проведение операции на открытом рынке в целях улучшения ликвидности банков и уве­личения их ликвидных ресурсов.
путем кредитной экспансии. Это дает стимул производству и притоку инве­стиций, развяжет узел неплатежей.
Дополнительный платежеспособный спрос в условиях экономического кризиса на основе дополнительной эмиссии денег (кредитная экспансия) в целях оживления производства не вызовет всплеска инфляции, ибо будет со­действовать росту капиталовложений и поможет преодолеть платежный кри­зис
Необходимо проводить и дальше взаимозачет требований, что ослабля­ет остроту проблемы неплатежей.
Следует более рационально использовать положительное сальдо торго­вого баланса и долларовую выручку.
Требуется создать условия для поступления накоплений предприятий и сбережений трудящихся в кредитную систему.
Особое внимание необходимо уделить борьбе с коррупцией, ибо зна­чительная часть всех экономических проблем, включая и неплатежи, связана с засилием коррумпированных и мафиозных структур как в государственном аппарате, так и в хозяйстве.
Важно продумать меры по сокращению теневой экономики. Выходом из платежного кризиса может стать лишь восстановление единства процесса воспроизводства, т.е. производства, распределения, обращения и потребле­ния создаваемых в обществе товаров и услуг.(29,с.28)
3.4. Обзор безработицы и инфляции в Перми.
Каждый регион России имеет свой специфический рынок труда, на который оказывают влияние свойственные только этому региону факторы. Не является исключением и Пермская область и, в частности, город Пермь.
Попробуем проанализировать ситуацию на рынке труда в Перми на базе статистических данных Пермского статистического управления. Все данные приведены по с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.