На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Денежная система и механизмы денежного обращения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ВВЕДЕНИЕ 

ТЕМА 1. Денежная система и механизмы денежного обращения 
2.1. Денежные потоки в экономике 
2.2. Виды денежных знаков и их выпуск в обращение 
2.3. Механизм наличного и безналичного денежного обращения

ТЕМА 2. Бюджетная система Российской Федерации 
4.1. Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ 
4.2. Бюджетная классификация 
4.3. Бюджетный процесс РФ 
4.4. Внебюджетные фонды

ТЕМА 3. Рынок ссудных капиталов 
6.1. Структура и функции современного рынка ссудных капиталов 
6.2. Структура и механизм функционирования кредитной системы, формы кредита
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Денежное обращение  — это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в  системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров  и услуг, а также нетоварные платежи  в хозяйстве. Объективной основой  денежного обращения является товарное производство, где товарный мир разделяется  на два вида товаров: собственно товары и товар-деньги. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов. 
Из процесса денежного обращения, таким образом, возможно вычленение понятия денежного оборота. 
Денежный оборот есть проявление сущности денег в их движении. Денежный оборот охватывает процессы распределения и обмена. На его объем и структуру оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, требующий повышенного объема производственных запасов, увеличивает денежный оборот, связанный с их приобретением. Выпуск трудоемких изделий относительно увеличивает размеры денежного оборота по оплате труда и, соответственно, денежных доходов населения, направленных на потребление. 
Составной частью денежного оборота является платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа и используются для погашения обязательств. Платежный оборот осуществляется как в безналичной, так и в наличной формах. 
Таким образом, сменяя форму стоимости, деньги находятся в постоянном движении между тремя основными субъектами: физическими лицами, юридическими лицами и государственными органами. А движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной формах и представляет собой денежное обращение. 
Денежное обращение — достаточно сложная конструкция, соединяющая в себе как основные сущностные характеристики денег, так и 
механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны. 
Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах: 
— отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы; 
— способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров; 
— характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию; 
— хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для своевременной выплаты заработной платы й финансирования оборотных средств. 
Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение — это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). 
Безналичное обращение — это движение стоимости без участия наличных денег, перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований и т.д. Осуществляется безналичное обращение с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. 
Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на безналичную, и наоборот. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и вместе с ним образует единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА 1. Денежная система и механизмы денежного обращения 

1.1. Денежные потоки в экономике
Сущность денег  определяется их функциями. Деньги - это  средство оплаты товаров и услуг, средство измерения, сохранения (накопления) стоимости. Роль денег в экономике  велика и многообразна. Для характеристики этой роли следует рассмотреть денежные потоки, существующие в национальной экономике. Для упрощения анализа  возьмем несколько моделей экономики, постепенно усложняя их.
Модель экономики  № 1 - это простое воспроизводство: потребляется все, что производится, отсутствует расширение производства. Экономика представлена семейными  хозяйствами и фирмами, производящими  товары и услуги. Семейные хозяйства  являются владельцами экономических  ресурсов, они поставляют их на рынок  и получают плату в виде доходов (прибыль, заработная плата, рента, арендная плата и т.п.), которые в совокупности образуют национальный доход страны. Фирмы закупают ресурсы, вносят плату  за них, организуют производство товаров  и услуг и реализуют свою продукцию  на рынке. Выручка от реализации товаров  и услуг идет полностью на возмещение издержек производства и реализацию товаров и услуг. Семейные хозяйства  покупают товары и услуги по рыночным ценам. Круг замкнулся.
В кругообороте прослеживаются два встречных потока: поток товаров и поток денег. Причем стоимость товаров и услуг  измеряется определенным количеством  денег. Эта зависимость выражается уравнением обмена:
MV=PQ,
где M - масса  денег в обращении; V - скорость обращения  денег; P - уровень цен; Q - объем произведенных  товаров и услуг.
Скорость обращения  денег зависит от многих факторов: технологии совершения платежей, частоты  выплаты заработной платы, издержек удержания денег в качестве актива и др. В масштабе страны произведение PQ образует валовый внутренний продукт. Из уравнения обмена следует, что
M=PQ/V=ВВП/V.
Модель экономики  № 2 - расширенное воспроизводство. Появляются сбережения, которые инвестируются  в производство. Семейные хозяйства  сберегают денежные средства, которые  вкладывают в производство фирмы. Поэтому  возникает необходимость в особом механизме перемещения сбереженных  денежных средств от семейных хозяйств к фирмам. Таким механизмом является прямое и косвенное финансирование. Прямое финансирование - это выпуск фирмами акций и облигаций  и их размещение среди юридических  и физических лиц. Косвенное финансирование осуществляется через финансовые рынки. Финансово-кредитные учреждения аккумулируют временно свободные денежные средства и выдают их в виде ссуд фирмам на условиях платности, срочности, возвратности и обеспеченности. Фирмы используют ссуды на развитие производства.
Модель экономики  № 3 - экономика с государственным  сектором. Государство получает от семейных хозяйств налоги, которые  образуют важнейший источник доходов  государственного бюджета. Фирмы тоже платят налоги государству, но в данной ситуации в качестве условия предполагалось, что владельцами всех экономических  ресурсов являются только семейные хозяйства, поэтому именно они выступают  в роли плательщиков налогов. В свою очередь население получает из госбюджета пенсии, пособия и т.п. Расходы  государства определяются размерами  государственных закупок товаров  и услуг. Если расходы превышают  доходы и образуется дефицит государственного бюджета, то государство прибегает  к займам на финансовом рынке. Основной формой таких займов является выпуск и размещение государственных ценных бумаг.
Рассмотренные выше модели экономики представляют собой замкнутую экономическую  систему.
Модель экономики  № 4 - открытая экономическая система, т.е. система, связанная с зарубежными  странами механизмами экспорта и  импорта товаров и услуг, финансовыми  операциями. Если экспорт товаров  и услуг превышает импорт, то наблюдается  приток капитала в страну, но он может  сопровождаться выдачей кредитов и  займов другим странам. Если импорт превышает  экспорт, то наблюдается отток капиталов, хотя он может сопровождаться получением международных кредитов и займов.

      1.2. Виды денежных знаков и их выпуск в обращение
Денежная  система - это организация денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством. Она включает в себя следующие элементы:
- название денежной  единицы; 
- виды денежных знаков, порядок их выпуска и характер обеспечения; 
- регулирование денежного обращения; 
- организация наличного и безналичного платежных оборотов; 
- курс национальной валюты, порядок ее обмена на иностранную валюту.

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. В России два вида денежных знаков - банкноты и монеты. Их подделка преследуется по закону. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка  России и обеспечиваются всеми его  активами.
Эмиссия - это  такой выпуск денег в оборот, который  приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная и безналичная.
Принципы  эмиссии:
- принцип номинала; 
- принцип необязательности обеспечения (не устанавливается официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами); 
- принцип монополии и уникальности (эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исключительно банком России); 
- принцип безусловной обязательности (рубль является единственным законным платежным средством на территории РФ); 
- принцип неограниченной обмениваемости (не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее одного года и более пяти лет); 
- принцип правового регулирования (решение о выпуске денег в обращение и изъятие их из обращения принимает совет директоров Банка России).

Функции Банка России по эмиссии  денег:
- прогнозирование  и организация производства, перевозки  и хранения банкнот и монеты; 
- создание резервных фондов банкнот и монеты; 
- утверждение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; 
- установление признаков платежеспособности денежных знаков, порядка замены поврежденных денежных знаков и их уничтожение; 
- определение порядка ведения кассовых операций.

С 1 января 1998 г. в 1000 раз изменилась нарицательная  стоимость российских денежных знаков и масштаб цен. Причины деноминации  заключались в необходимости  сокращения издержек на печатание денег. К тому же следует добавить и то, что употребление цен со многими нулями вызывало определенные неудобства.
В пропорции 1000 : 1 пересчитаны все цены на товары и услуги, счета в банках, балансы юридических и физических лиц и другие обязательства и требования в денежной оценке.
Инфляция - это  обесценение денег, падение их покупательной  способности в результате роста  цен. Инфляция вызывается денежными  и неденежными факторами, к числу которых относятся:
- эмиссия наличных  денег; 
- дефицит государственного бюджета; 
- бегство капитала за рубеж; 
- долларизация экономики; 
- неплатежи в экономике; 
- искусственная нехватка денег в стране; 
- использование суррогатов денег; 
- низкий курс рубля; 
- монополизм в экономике; 
- рост издержек производства вследствие роста цен на сырье и энергоносители, заработной платы и т.п.; 
- диспропорции в экономике; 
- инфляционные ожидания; 
- теневая экономика; 
- несовершенство налоговой политики.

Соотношение различных  факторов, вызывающих инфляцию, характеризуется  следующими данными: 45% - инфляционные ожидания, 25% - рост цен на топливо  и энергоносители, 20% - рост совокупной денежной массы, 10% - прочие факторы, из них 7% - удорожание сельскохозяйственной продукции [7].
Различают инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек). В современных условиях в России преобладает инфляция издержек.
В нашей стране предпринималось несколько попыток  обуздать инфляцию. При этом использовались антиинфляционные механизмы, рекомендованные  Международным валютным фондом и  успешно прошедшие проверку во многих странах мира. Однако эти механизмы  в условиях России не сработали по многим причинам. Одна из причин заключается  в том, что эти механизмы предназначались  для борьбы с инфляцией спроса, в России же инфляция спроса давно  уже переросла в инфляцию издержек. Другая причина кроется в уникальности инфляции в РФ, выражающейся в специфике причин ее возникновения: это разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, незащищенность границ России от ближнего и дальнего зарубежья, необходимость подтягивания внутренних цен до уровня мировых и др. Обуздать инфляцию удалось только в 1996 г., когда темп инфляции составил 22% в год, в 1997 г. - 11%, на 1998г. был запланирован темп инфляции 5 - 8%. Снизить темпы инфляции удалось за счет перехода к неинфляционному типу финансирования дефицита государственного бюджета, который включал в себя следующие меры:
- массированный  выпуск государственных ценных  бумаг, что привело к взрывному  росту государственного внутреннего  долга; 
- внешние заимствования; 
- прекращение выдачи кредитов Банком России правительству на покрытие дефицита государственного бюджета; 
- введение валютного коридора; 
- замораживание цен на энергоносители, введение прямых правительственных ограничений на удорожание продукции отраслей - естественных монополистов; 
- недофинансирование бюджетных расходов (невыплата пенсий и заработной платы, неоплата госзаказов и т.д.).
 

1.3. Механизм наличного и безналичного денежного обращения
Расчеты - это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Они делятся на наличные и безналичные. Организация наличного денежного обращения регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденным Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г. № 47. Все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства в банках. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Расчеты между юридическими лицами осуществляются в безналичном порядке через учреждения банков. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в РФ установлен с 7 октября 1998 г. в сумме 10 тыс. руб. по одному платежу за один кассовый день. По Указу Президента РФ от 8 августа 1996 г. № 1212 предприятия могут получать наличные денежные средства в банках или других кредитных учреждениях только с расчетного (текущего) или бюджетного счетов. Предприятие имеет право получать наличные деньги на оплату труда, хозяйственные нужды, командировочные расходы, выдавать наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные нужды.
Основными формами наличных расчетов являются налично-денежные расчеты, расчеты кредитными и дебетными карточками. Первая универсальная кредитная карточка появилась в США в 1949 г., в России - в 1969 г. Кредитная карточка - это платежно-расчетный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Она представляет собой пластиковую карточку, на которой указаны имя владельца, образец его подписи, шифр и срок действия карточки. Кредитная карточка - инструмент отлаженной системы расчетов.
Платежная система  состоит из банков - эмитентов карт, банков-эквайреров (владельцев коммерческой сети магазинов и других точек), расчетных банков, процессинговых компаний, пользователей карточек. Держатель карточки получает от магазина покупку в кредит. Магазин передает счет в свой банк и получает по нему деньги. Банк магазина получает эту сумму через расчетный банк от банка-эмитента, а последний взыскивает сумму со счета клиента.
Для получения  кредитной карточки ее будущему владельцу  открывается карточный счет, вносится страховой депозит, по которому начисляются  проценты. Кредитная схема предусматривает  нулевой остаток на карточном  счете. Все операции с карточкой  записываются на кредит. Банк устанавливает  ежемесячный кредитный лимит, размер которого зависит от состоятельности  клиента и размеров его доходов. Для предотвращения попыток клиентов платить сумму большую, чем открытый для них банком кредит, используется авторизация. Это разрешение, которое должен получить у эмитента сотрудник магазина во время оформления операции. Магазин делает запрос в авторизационном центре, который подтверждает возможность или невозможность оплаты запрошенной суммы. Клиенту направляется выписка с карточного счета, в течение определенного времени (например, 25 дней) процент за кредит не начисляется, но необходимо обязательно оплатить часть долга. По прошествии установленного времени начисляется процент. За право пользования карточкой взимается определенная плата. Кредитная карточка дает возможность получать наличные деньги через банкоматы; за каждое получение наличными банк взимает комиссионные.
Дебетная карточка имеет магнитную полосу, на которой закодирован счет владельца карточки в банке. Банк выдает дебетную карточку только при условии депонирования средств на счете владельца. В 1993 г. начали осуществляться национальные программы пластиковых платежей и наибольшее распространение получили пластиковые карточки "Юнион-кард", "SТВ-саrd". Эмблемой пластиковой карточки "Юнион-кард" является журавль с буквой "С" в клюве. Карточка выдается физическому лицу, подписавшему соглашение с банком-эмитентом. Владельцу карточки открывается карточный счет, который имеет статус лицевого вклада до востребования. На этот счет вносится установленная сумма в рублях или иностранной валюте, часть которой блокируется в виде неснимаемого остатка и называется платежным лимитом. Вклады с карточных счетов выдаются в пределах этого лимита по первому требованию владельца карточки. Вместе с карточкой владелец счета получает персональный идентификационный номер. Счетом распоряжается только владелец карточки. При потере карточки и уведомлении банка об этом факте счет блокируется. Дебетной карточкой можно расплатиться и в рублях, и в валюте.
Все большее  распространение в России получают дисконтные карты, которые дают скидки привилегированным группам покупателей. Критериями отбора покупателей могут быть объем и частота покупок, возраст (студенты и пожилые люди) и др. Примером может служить дисконтная программа "Каунт Даун". Физическое лицо покупает карту со сроком действия 12 месяцев или туристическую карту со сроком действия от 3 до 6 месяцев. Стоимость членской карты - 40 - 80 долл., стоимость туристической карты - 20 - 35 долл. Владельцы карты получают скидки со стоимости услуг в размере 25 - 50% в отелях и гостиницах, 10 - 50% - в ресторане, до 25% - в магазинах, до 50% - в музеях, театрах и т. п., до 10 - 20% - в ночных клубах. Карточки именные.
Существуют также  клубные, магазинные карточки, карточки авиакомпаний.
Пластиковые и  электронные карточки обладают целым  рядом преимуществ: увеличивают  скорость обращения денег, способствуют установлению централизованного контроля над денежным обращением, появлению  новых источников свободных денежных средств, снижают риск неплатежей и  т. д.
Порядок безналичных  расчетов определен Положением о  безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 14. Платежи  между юридическими лицами в подавляющем  большинстве случаев осуществляются безналично. Все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банке. Расчеты осуществляются только через банк. Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней.
Основой безналичных  расчетов являются межбанковские расчеты. Поручение на зачисление и списание средств называется авизо. Оно бывает кредитовое (зачисление средств) и дебетовое (списание средств).
Юридические лица для расчетов открывают расчетные, текущие, депозитные и валютные счета. Организации заключают с банком договор банковского счета. Банк обязуется принимать и зачислять  поступающие на счет денежные средства, перечислять и выдавать суммы  со счета, проводить другие операции по счету.
На оплату счета  требуется согласие клиента - акцепт. Акцепт бывает положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.
Оплата счетов производилась в следующей очередности:
- платежи по  решениям суда; 
- заработная плата; 
- платежи в бюджет и внебюджетные фонды; 
- остальные платежи, которые осуществлялись в порядке календарной очередности поступления в банк платежных документов.

В случае если банк списал денежные средства со счета  клиента, но оплату не произвел, коммерческий банк обязан уплатить клиенту проценты за кредит в размере действующей  в данном банке процентной ставки по краткосрочным кредитам +10%. Кроме  того, коммерческий банк платит штраф  в процентах от несвоевременно или  неправильно зачисленной суммы  за каждый день задержки.
Стратегия развития платежной системы Российской Федерации  включает в себя:
- создание автоматической  системы расчетов, работающей в  режиме реального времени, т.е.  момент списания средств должен  совпадать с моментом зачисления  средств; 
- совершенствование безналичных расчетов; 
- развитие расчетов пластиковыми картами, развитие технологии электронных расчетов, передачи и обработки информации; 
- платность всех услуг.

Предусматривается также создание системы расчетов вне Банка России в виде:
- негосударственных  расчетных и клиринговых систем (только по лицензии Банка России); 
- корреспондентских счетов типа "лоро" и "ностро" между коммерческими банками; 
- расчетов через третий банк - расчетный банк (по разрешению Банка России и под его контролем).

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение - это поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы с его счета на счет другого хозяйствующего субъекта.
При предварительной  оплате товаров расчеты совершаются по следующей схеме: покупатель представляет в свой банк платежное поручение, банк списывает деньги со счета покупателя и направляет их в банк продавца. Банк продавца зачисляет деньги на счет продавца, сообщает ему об этом, поставщик отгружает товары.
При последующей оплате товаров схема расчетов выглядит иначе. Поставщик поставляет товар, передает платежное требование в банк покупателя, средства списываются со счета покупателя, переводятся в банк поставщика и зачисляются на счет последнего. Банк поставщика извещает его о зачислении денег на его счет.
Расчеты платежными требованиями - поручениями. Платежное требование - поручение - это расчетный документ, содержащий требование продавца к покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов. Схема расчетов следующая. Продавец отгружает товары и передает документы в банк покупателя. Банк покупателя передает документы покупателю, который их акцептует и возвращает в банк. Банк покупателя списывает деньги со счета покупателя, переводит их в банк поставщика. Банк поставщика зачисляет средства на его счет и сообщает ему об этом.
Недостатки этой формы расчетов заключаются в  длительном документообороте и возможности  возникновения неплатежей.
Расчеты аккредитивами. Аккредитив - условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк-эмитент может произвести платеж продавцу при выполнении им условий аккредитива. Аккредитивы бывают документарные и денежные. Денежный аккредитив - именной документ, адресованный банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег в определенный срок. Документарный аккредитив используется для расчетов за товары.
Аккредитив может быть выставлен с предоставлением банком покупателя гарантии платежа. В этом случае расчеты осуществляются по следующей схеме. Покупатель передает в банк заявление на открытие аккредитива под гарантию банка, открытие аккредитива отражается по внебалансовому счету "Гарантии и поручительства банка". Банк покупателя сообщает банку поставщика об открытии аккредитива под гарантию банка, который в свою очередь извещает об этом поставщика. Последний отгружает товар и передает отгрузочные и расчетные документы в свой банк, который зачисляет деньги на счет поставщика. Дебетовое авизо направляется в банк покупателя, который списывает деньги со счета покупателя. При отсутствии денег на счете покупателю выдается кредит. Банк покупателя извещает своего клиента о списании денег с его счета.
Покрытый, или депонированный, аккредитив - это аккредитив, при открытии которого банк-эмитент депонирует собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит на отдельном счете. Непокрытый аккредитив (гарантированный) не сопровождается депонированием средств на отдельном счете, но имеет гарантию платежа.
В России могут  открываться покрытые или непокрытые, отзывные или безотзывные аккредитивы. Остальные виды аккредитивов используются при международных расчетах.
Главное преимущество расчетов аккредитивами - гарантия платежа. Эта форма расчетов используется в том случае, если поставщик не уверен в платежеспособности покупателя. Недостаток такой формы расчетов - отвлечение денежных средств из оборота  покупателя.
Расчеты чеками регламентируются Положением о чеках, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 13 февраля 1992 г. Расчетный чек - это документ, содержащий приказ владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу. Чек обязательно должен иметь покрытие. Он является ценной бумагой и должен иметь следующие реквизиты:
- наименование "Чек"; 
- поручение плательщику выплатить определенную сумму; 
- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; 
- указание валюты платежа; 
- указание даты и места составления чека; 
- подпись лица, выписавшего чек.

Расчеты векселями. Операции с векселями регламентируются Положением о переводном и простом векселе, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе" от 7 августа 1937 г. № 104/1341 и Федеральным законом "0 переводном и простом векселе" от 11 марта 1997 г. № 4143.
Вексель - это  ценная бумага, удостоверяющая ничем  не обусловленное обязательство  векселедателя выплатить векселедержателю обусловленную сумму при наступлении  предусмотренного векселем срока.
Обязательные  реквизиты векселя:
- наименование "Вексель"; 
- безусловное обещание оплатить указанную в векселе сумму; 
- наименование лица, которому или по приказу которого платеж должен быть совершен; 
- дата и место составления векселя; 
- место платежа; 
- наименование плательщика (только для переводного векселя); 
- подпись векселедателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных реквизитов лишает документ вексельной силы.
Векселя бывают простые и переводные. При оформлении сделки с помощью простого векселя  участвуют два лица - векселедатель  и векселеполучатель. Векселеполучатель  отгружает товар или оказывает  услугу, векселедатель выписывает вексель. При наступлении срока оплаты векселеполучатель предъявляет  вексель к оплате. При оформлении сделки с помощью переводного  векселя участвуют три лица - векселедатель, векселеполучатель и плательщик. Векселедатель - трассант. Плательщик - трассат. Векселедержатель - ремитент. Векселеполучатель отгружает товар  или оказывает услугу, векселедатель  выписывает вексель, векселеполучатель  передает вексель плательщику для  акцепта, при наступлении срока  платежа акцептованный вексель  предъявляется к оплате. Акцепт - подпись плательщика на переводном векселе, подтверждающая его согласие совершить платеж. Акцептом считается любая подпись, поставленная плательщиком на векселе. Последний может быть акцептован на часть суммы.
Вексель может  быть выписан в любой валюте. Если он выписан в иностранной валюте, то попадает в разряд валютных ценностей.
На векселе  проставляется аваль - вексельное поручительство. Аваль может быть дан в части  вексельной суммы. Авалист входит в  число солидарно ответственных  лиц.
Индоссант - прежний  владелец векселя, индоссат - новый  владелец векселя. Лицо, получившее вексель  посредством индоссамента, включается в круг солидарно ответственных  лиц.
В случае отказа в акцепте или платеже составляется протест, который должен быть нотариально  заверен, после чего вексель может  быть предъявлен любому из солидарно  ответственных лиц. 

ТЕМА 2. Бюджетная система Российской Федерации
2.1. Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ
В Бюджетном  кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение  бюджета: это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  органов государства и местного самоуправления.
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
- I уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; 
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных  видов бюджетов существует еще  консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджетная система  РФ построена на основе следующих  принципов:
1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.
4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.
5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
2.2. Бюджетная классификация
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
- для составления,  утверждения и исполнения бюджета; 
- контроля за выделением и использованием бюджетных средств; 
- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; 
- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство  финансов РФ утвердило "Указания о  порядке применения бюджетной классификации  РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации  госбюджет состоит из четырех  блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный  долг".
Классификация доходов бюджета
Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
- налоги на  прибыль (доход), прирост капитала; 
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; 
- налоги на совокупный доход; 
- налоги на имущество; 
- платежи за пользование природными ресурсами; 
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; 
- прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
- доходы от  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности,  или от деятельности; 
- доходы от продажи земли и нематериальных активов; 
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; 
- административные платежи и сборы; 
- штрафные санкции, возмещение ущерба; 
- доходы от внешнеэкономической деятельности; 
- прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
- от нерезидентов; 
- от бюджетов других уровней; 
- от государственных внебюджетных фондов; 
- от государственных организаций; 
- от наднациональных организаций; 
- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Классификация расходов бюджета
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.
Функциональная  классификация  - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Разделы:
- государственное  управление и местное самоуправление; 
- судебная власть; 
- международная деятельность; 
- национальная оборона; 
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; 
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 
- промышленность, энергетика и строительство; 
- сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся  на подразделы. Так, раздел "Международная  деятельность" состоит из следующих  подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров  в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.
Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, бюджетных  учреждений и т. п. В категорию "Текущие  расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты  процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности  за рубежом.
Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных  расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют  следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных  запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.
В категорию "Предоставление кредитов за вычетом погашений" включается группа "Предоставление кредитов".
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:
- финансирование  дефицита бюджета за счет кредита  Центрального банка РФ и изменения  остатков средств бюджета; 
- государственные ценные бумаги; 
- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов; 
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; 
- прочие источники внутреннего финансирования; 
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 
- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка  заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие  группы:
- кредиты международных  финансовых организаций; 
- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ; 
- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ; 
- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте; 
- прочее внешнее финансирование.

Классификация государственных  долгов РФ и субъектов  РФ
Государственные долги делятся на внутренние и внешние.
Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка  долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:
- целевые займы  и вклады; 
- государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.; 
- государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР; 
- казначейские обязательства; 
- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом; 
- ГКО; 
- ОФЗ-ПК и т.д.

Классификация видов государственного внешнего долга  РФ - это группировка государственных  внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с  законодательством РФ. Классификация  состоит из группы "Государственный  внешний долг РФ", включающая следующие  подгруппы:
- кредиты, полученные  от правительств иностранных  государств; 
- кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм; 
- кредиты, полученные от международных финансовых организаций.

2.3. Бюджетный процесс РФ
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.