На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психологическая диагностика способностей

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                          Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
                            «Удмуртский государственный Университет»
            институт «Психологии, педагогики  и социальных технологий» 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по курсу «Психодиагностика»
Психологическая диагностика способностей 
 
 

                                                                                
 
 

                                                                                          Выполнила: Цвиркун Е.В.
                                                                                          гр. ЗС – 031000 - 41 К
                                                                                           Проверил: Сидоров К.Р. 
 
 
 
 

ИЖЕВСК
2009 г.
                                                       Содержание 

    Введение………………………………………………………………………...….3
    Глава I.Понятие о способностях.
        Общее понятие о способностях……………………………………….4
                   1.2.Классификация способностей…………………………...…………6                           Глава II. Психодиагностика способностей.
          Диагностика специальных способностей…………………………….7
               2.1.Сенсорные способности……………………………………………….7
              2.2. Моторные способности………………………………………………..8
             2.3.Диагностика технических способностей……………………………..9
           2.4.Профессионализированные способности………………………9        
    Глава III. Диагностика профессиональной пригодности……………………….13
    Заключение……………………………………………………………………………16
    Список  используемой литературы…………………………………………………...17 
     
     
     

 

   
  Введение.
          Актуальность данной работы по психологической диагностике способностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы. Мой интерес к проблеме диагностирования способностей вызван двумя причинами. Во-первых, запросами практики обучения и воспитания детей. Так как, работая в детской школе искусств на подготовительном отделении, занимаясь с маленькими детьми, их родители очень часто спрашивают совета, а на какой предмет или какое направление определить их ребёнка. В своей практике пользовалась лишь методом наблюдения за детьми во время занятий. В подобных ситуациях важно знать способности и склонности ребенка для построения адекватной системы психолого-педагогической работы, реализации индивидуального подхода, ранней диагностики одаренных детей, выраженности у них музыкальных, художественных и других талантов. Выявление способных и одарённых детей на раннем этапе обусловлено тем, что пики достижений приходятся на довольно молодой возраст (например, в хореографии это 20—25 лет, в сфере изобразительного искусства 30—34 года, в химии 26—30 лет), это же относится и к спорту.
    Вторая  причина, побудившая меня обратиться к  проблеме диагностики способностей, вызвана тем, что собственная  дочь стоит на пути профориентации, поэтому эта тема особенно актуальна в нашей семье.
    Актуальность  психологической диагностики способностей определяется   профессиональной ориентацией и консультацией, профотбором и размещением кадров по рабочим постам, производственным обучением, которые требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития способностей. Акимова объясняет это неуклонным увеличением числа профессий, существующим в обществе разделением труда, а также продолжающаяся его дифференциация. Всё это повышает важность изучения способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности.  
 
 
 
 
 
 

   Глава I. Понятие о способностях.
   1.1. Общее понятие о способностях                               
         Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?
      Значительный  вклад в разработку общей теории способностей внёс наш отечественный  учёный Б.М.Теплов. Он писал: «Во-первых, под способностями разумеюся индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» (№ 6, С.- 32).
      Человек не рождается на свет с готовыми способностями. Они развиваются у него в течение жизни. То, что у одного человека развились одни, а у другого другие способности, обусловливается воспитанием и деятельностью человека. Вместе с тем нельзя оторвать способности от их материального субстрата и рассматривать их развитие как полностью не зависящее от организма человека. Было бы ошибкой утверждать, что особенности строения организма человека не играют никакой роли в развитии его способностей.
      Многие  способности связаны с такими видами деятельности, которые требуют определенных физических данных. Например, строение слухового анализатора важно для развития музыкального слуха; особенности в строении голосовых связок в известной степени обусловливают развитие способности пения; врожденные особенности двигательного аппарата могут благоприятствовать развитию определенных спортивных способностей и т. д.
      Это и есть анатомо-физиологические  особенности организма – т.е. задатки, с которыми человек рождается  на свет, которые облегчают развитие тех или иных способностей. Анатомо-физиологические особенности имеют большое значение для развития способностей, так как облегчают совершенствование человека в той или другой деятельности. 
       Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
      Успешность  выполнения любой деятельности зависит  не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.  
      Способности всегда связаны с конкретными  видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем  только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей: для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.
      Способностей  столько, сколько существует различных  видов деятельности. Можно иметь  способности к учению, к иностранным  языкам, к математике, к научной  деятельности, музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности  и т.д.
      Проблема  способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов. Основные положения теории способностей получили свое развитие и конкретизацию в многочисленных работах отечественных психологов по изучению специальных способностей. Б.Г Ананьев со своим научным коллективом разработал комплексный подход к исследованию разносторонних особенностей и возможностей человека. Широко известны работы В.А.Крутецкого по изучению математических способностей, Б. М. Теплова, Д.К.Кирнарской — по изучению музыкальных способностей. Исследование организаторских способностей проводились Л.И. Уманским, педагогических способностей — Н. Ф. Кузьминой, Н. А. Аминовым, летных способностей — К. К. Платоновым, художественных способностей — Е.И. Игнатьевым, А. А. Мелик-Пашаевым, литературных — 3. Н. Новлянской и др.
 


1.2. Классификация способностей 

      В первую очередь необходимо различать  природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение (это общие и специальные высшие интеллектуальные способности).
         «Общие способности  обнаруживаются в широте, многообразии  возможностей человека и определенном единстве проявляемых им свойств. К общим способностям относятся прежде всего свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями» (№4, с. 3).
        Общие способности - с помощью их человек может достичь успеха в самых различных видах деятельности (например: умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений). Специальные способности -  обеспечивают успехи человека в отдельных видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (например: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные, технические и т.д.).
       Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. «Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство» (№ 7, с.- 538). Это положение относится как к взаимоотношению общих и специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению общей одаренности и специальных способностей.  
      Некоторые виды способностей:
      Теоретические - склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;
      Практические - склонность к конкретным и практическим действиям.
      Учебные - определяют успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности;
      Творческие - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий.
      Способности к общению, предметно - деятельностные способности  или предметно  – познавательные (эти способности социально обусловлены) - способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности располагать людей к себе, входить в контакт.
      Организаторские способности -  в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.
      Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми и др.
 


  Глава II. Психодиагностика способностей. 

    Диагностика специальных способностей. 

      В настоящее время в психологической  диагностике выделяют методы изучения общих и специальных способностей. Однако в самих методиках такое разделение не всегда строго соблюдается. В батареи тестов отдельных способностей наряду с заданиями, направленными на изучение специальных способностей, включены задания, взятые из тестов интеллекта. В свою очередь, тесты интеллекта предусматривают изучение специальных способностей (технических, математических). Интеллект длительное время рассматривался исследователями как единое, неделимое свойство.
      Собственно, тесты специальных способностей и стали разрабатываться для того, чтобы получать данные о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его. Однако применение факторного анализа показало, что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых способностей, таких, как вербальные, математические, пространственные, мнемические.  (Thurstone L., 1957).(1)
    Все авторы учебных пособий по психодиагностике, а также психологи практики, при  составлении и отборе методик  по проблеме   диагностики специальных  способностей пользуются опытом  зарубежных исследователей. Пользуются и принятой там классификацией способностей к разным видам деятельности. Классифицируют специальные способности следующим образом:
    ¦  сенсорные;
    ¦  моторные;
    ¦  технические;
    ¦  профессионализированные.
    Первые  три группы не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других. Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях — конторские, музыкальные, художественные и пр. В соответствии с этими основаниями разрабатываются и методы диагностики.
    Для изучения способностей исследователи  применяют разнообразные приемы-наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов, тесты специальных способностей. На Западе широко применяются батареи тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности, способствующие успешному осуществлению определенной деятельности.
                                           2.1.  Сенсорные способности.
    Методы  диагностики сенсорных способностей «выросли» из экспериментальных исследований восприятия, которые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Одной из областей применения сенсорных тестов является клиническое тестирование, направленное на выявление дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций. Наибольшее распространение эти методы получили при проведении психологического отбора на профессии в промышленности и военном ведомстве. Эти  методы созданы главным образом для изучения особенностей слуха и зрения. Изучается, например, зависимость эффективности и качества деятельности от уровня развития сенсорных способностей. Данные об их развитии привлекаются к анализу причин травматизма, несчастных случаев и т.д.
    Визуальные и слуховые способности
    Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются в зависимости  от того, какие характеристики восприятия они измеряют. Наиболее важные визуальные способности — острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличение. Для измерения остроты зрения используется таблица Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине. Более «строгий» тест, в котором обеспечивается соблюдение стандартных условий проведения тестирования (уровень освещения, направление взора и др.), называется методом Орто—Рейтера. Аналогичными двум вышеприведенным являются Тест проверки зрения, Тест зрительного восприятия.
    Способности слухового восприятия 

    Для измерения способностей слухового  восприятия используются методы диагностики остроты слуха (или измерение абсолютных порогов), выделения сигналов из шумового фона, а также тесты на различение громкости, высоты, тембра звуков. В качестве раздражителей используются не только чистый звук, но и разнообразные шумы, человеческий голос, произносящий цифры, слова, смысловые куски текста и т. д. Одним из самых популярных тестов является тест музыкальной одаренности Сишора, используемый не только для обследования музыкантов, но и для профотбора на профессии, в которых хороший слух входит в состав комплекса профессионально важных качеств. Тест состоит из серии заданий на изучение восприятия силы звука, интенсивности, тембра.
    2.2. Моторные способности
    Моторные  способности или, как их еще называют, психомоторные (сенсомоторные, двигательные) диагностируются при проведении профотбора на определение профессии, отбора спортсменов. Моторные тесты направлены на изучение скорости, темпа и точности движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и т. д. Роль психомоторики в успешности овладения разнообразными видами деятельности изучается в психологии давно, в частности, простейшие диагностические приемы использовались еще Ф. Гальтоном, Э. Крепелином.
      В нашей стране в 30-е гг. была опубликована фундаментальная работа М. И. Гуревича и Н. И. Озерецкого "Психомоторика", в которой  авторы подробно обсуждают наиболее известные тесты как апробированнные, так и находящиеся в стадии разработки для изучения координации, скорости, темпа движений и т. п. Авторами предлагается повозрастная шкала тестов по аналогии со шкалами Бине. Ими были предложены 5 групп тестов для диагностики двигательных способностей детей: статическая координация, динамическая координация и соразмерность движений, скорость движений, сила движений, сопровождение движений.
      Наиболее распространенными тестами,  по зарубежным публикациям, являются  следующие: Тест ловкости пальцев О. Коннора, Тест ловкости Стромберга, Тест ручной ловкости Пурдье, Миннесотский тест скорости манипулирования, Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.
    Создатели тестов признают, что моторные функции  поддаются быстрой тренировке и  уровень из развития на разных стадиях  овладения профессией неодинаков. Особенностью моторных способностей является отсутствие некоего общего фактора, общей моторной одаренности. Об этом свидетельствуют эмпирические данные диагностики моторики: результаты, получаемые по разным тестам, чрезвычайно мало связаны между собой.
    Высокая тренируемость моторики и специфичность моторных функций усложняют создание высоконадежных тестов. Увеличение объема теста не повышает его надежность, поскольку введение новых заданий приводит к охвату иных моторных качеств, а при введении большого числа идентичных заданий сказывается фактор тренировки.    

    2.3. Диагностика технических способностей 

    Диагностика технических способностей проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные, которая рассматривается как общая техническая одаренность или технический опыт, которая предполагает пространственное представление (способность оперировать зрительными образами) и техническое понимание (способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг другом, узнавать одинаковые и находить разные).
    Группа  тестов диагностики технических способностей направлена главным образом на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым.
      В настоящее время большинство таких тестов созданы в виде бланковых методик. Тесты технических способностей чаще всего используются для профотбора механиков, наладчиков, ремонтников, чертежников, инженеров. Наиболее популярны следующие тесты Тест Беннета на техническое понимание, Тест технического понимания Пурдье, Миннесотскии тест на восприятие пространства, Тест пространственных взаимосвязей и др. 

    2.4. Профессионализированные способности 

    Последняя группа способностей — самая представительная, поскольку объединяет способности  к самым разным видам деятельности, и она называется группой профессионализированных способностей. В нее включены художественные, музыкальные, артистические, конторские и другие способности, для каждой группы создаются свои особые тесты. Но наряду с этим существуют и более глобальные тестовые батареи, т.е. группы тестов, объединенные какой-то конкретной задачей. Такие батареи предназначены для измерения способностей, необходимых в разных видах труда, и позволяют ориентировать человека на целый спектр профессий. Именно такой батареей, получившей мировое признание, стала Батарея тестов дифференциальных способностей (сокращенно ДАТ: аббревиатура приводится в соответствии с английским названием).
    Батарея ДАТ впервые была создана в 1947 г., а затем пересмотрена в 1963 и 1973 гг. Она создавалась для нужд средней школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей она должна была включать измерение таких качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе. ДАТ разработана психологической ассоциацией и включает восемь субтестов:
    1. Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных аналогий;
    2.  Числовые    (счетные)    способности.    Испытуемому   предлагаются   задачи; 
        3.  Абстрактное мышление;

    4-й  и 5-й субтесты проверяют техническое мышление и пространственные представления испытуемого;
     6. Скорость и точность восприятия;
    7-й  и 8-й субтесты измеряют способности  испытуемых правильно пользоваться  правописанием и строить предложение  ("Использование языка").
    Общее время, необходимое для проведения испытания, превышает 5 часов, поэтому  его выполнение рекомендуется разбивать на два этапа. Батарея разработана в двух эквивалентных формах. Коэффициенты надежности отдельных тестов равны 0,90 (в среднем). Тестовая батарея была стандартизирована на выборке из более 64 000 учащихся. Авторское право на ДАТ принадлежит Психологической корпорации Нью-Йорка.
      Другая известная батарея, предназначенная для диагностики способностей, называется Батареей общих способностей (сокращенно ГАТБ). Она была разработана в 40-х гг. в США и использовалась службой занятости для консультирования в государственных учреждениях.
    Эта батарея использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим  местам. Создатели этой батареи провели  предварительный анализ почти 50 тестов, разработанных для различных профессий, и обнаружили, что они во многом совпадают. Современная батарея ГАТБ включает 12 субтестов, измеряющих 9 способностей:
    1.Вербальные  способности (задания на определение синонимов и антонимов, т.е. проверяется запас слов);
    2—3. Счетные способности (задания направлены на вычисления и на математическое мышление);
    4.Пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток.
    5—6. Восприятие формы (задания направлены на сопоставление  различных инструментов и геометрических форм);
    7. Восприятие  клерка представлен парами слов, идентичность которых необходимо установить.
    8.Тест моторной координации представляет собой задание испытуемому делать пометки карандашом в серии квадратов;
    9—12. Тест ловких рук. Измеряются точность и скорость грубых движений рук.
    Батарея объединяет разные виды тестов и претендует на охват нескольких способностей одновременно. На выполнение всей батареи уходит около 2,5 ч. После проведения диагностического обследования вычерчивается так называемый тестовый профиль испытуемого, который наглядно демонстрирует индивидуализированную структуру его способностей на момент тестирования (профиль — степень выраженности каждого фактора способностей у индивида). Этот профиль сравнивается с тем, который характерен для достигшего успеха профессионала. На основе сопоставления делаются выводы о рекомендуемых для претендента специальностях.
    Корреляция  оценок различных способностей в  данной батарее высока — до 0,66. ГАТБ регулярно используется в государственных учреждениях США при консультировании для поступления на работу. Кроме того, батарея может использоваться и другими организациями, например, в средней школе, колледже и т.д.
    Надежность  батареи ГАТБ удовлетворительная. Корреляции, определенные методами взаимозаменяемых форм и повторного тестирования, колеблются в пределах 0,80 и не превышают 0,90.
    К недостаткам ГАТБ, как отмечает автор учебных пособий Гуревич, следует отнести в первую очередь то, что все тесты являются высокоскоростными. Кроме того, способности охвачены недостаточно широко. Не включены тесты на понимание техники, а также тесты на мышление и находчивость.
    Специальное сопоставление двух рассмотренных  выше батарей ДАТ и ГАТБ показало, что показатели коэффициента корреляции не настолько высоки, чтобы считать эти тесты идентичными. Таким образом, ГАТБ в большей степени ориентирована на применение в промышленности, ДАТ — в школе. Обе батареи могут быть использованы в практике психологической службы.
    В группу профессионализированных способностей входят также способности, связанные с художественным творчеством.
    Для некоторых видов  творческих способностей разработаны стандартизированные тесты. Так, например, тесты художественных способностей включают задания на понимание искусства и на продуктивность (т е. технику, мастерство исполнения) деятельности. Тесты художественных способностей диагностируют одно из важнейших качеств — эстетическое отношение к жизни.
    В тестах на понимание  искусства испытуемому необходимо выбрать из двух вариантов и более изображения какого-либо объекта наиболее предпочтительный. В качестве вариантов изображений могут быть использованы картины известных художников или сюжеты.
      Наиболее  известным является тест суждений об искусстве Мейера. Он был создан в 1929 г и пересмотрен в 1940-м. В нем в качестве заданий использованы картинки и рисунки известных художников. Каждое задание включает 2 варианта: репродукцию подлинника и ее же с некоторыми изменениями, касающимися пропорций, симметрии, гармонии. Тест оценивает умение судить об эстетической организации произведения как наиболее важном для художника факторе художественного восприятия.
      Другой  тест (опросник художественных способностей Хорна)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.