На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное антимонопольное регулирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РФ
Государственное образовательное  учреждение
Высшего профессионального  образования
«Псковский государственный политехнический институт» 

Кафедра экономики и управления на предприятии 
 

Курсовая  работа по дисциплине
«Экономика  отрасли»
    Тема  «Государственное антимонопольное регулирование в России » 
     
     
     
     

Студента 2 курса заочной формы обучения
специальности 080502
«Экономика и  управление
на предприятии»
группа 612-1304У                                                                 М. С. Константинов 
 

Преподаватель:                                                                       Т.В. Звягинцева  
 
 
 
 

Псков
                                                                2011
   Содержание
   стр. 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное антимонопольное регулирование в России
      Понятие монополии…………………………………………………………..5
      Формы и виды монополий…………………………………………………...6
      Монополистическая конкуренция……………………………………..........8
      Система государственного регулировании естественных монополий в России…………………………………………………………………………9
      Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства….16
      Естественные монополии России
        ОАО РАО «ЕЭС России»………………………………………………...19
        ОАО «Газпром»…………………………………………………………...21
        ОАО «Российские железные дороги»…………………………………...22
        Кризис монополий………………………………………………………..23
Глава 2. Производственные ресурсы и эффективность  их использования
2.1     Данные по двум предприятиям отрасли……...…………………….……35
2.2 Показатели наличия, движения и использования основных производственных фондов ……………………………………………….….….38
2.3.     Наличие и использование производственных оборотных средств……45
2.4.     Использование трудовых ресурсов……………………………………...50
2.5.     Показатели прибыли и рентабельности……………………...………....52
Заключение………………………………………………………………….……54
Список  использованной литературы…………………………………………...57       
 
 
 
 

Введение.
     Существует  огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать  монополистическую составляющую в  качестве причины этого несовершенства.
     Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность  воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
     Монопольное положение является желанным для  каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с  конкуренцией. А также монопольное  положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного  товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения  более высокой прибыли.
     Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где  имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для  вхождения других.
     Но  существуют рынки, на которых конкуренция  нежелательна или даже невозможна, поскольку наличие более чем  одного продавца приводило бы к росту  издержек.
     Установление  оптимальных цен на товары естественных монополий - особая забота государства. Если производство любого объема продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или  более фирмами, то говорят, что отрасль  называется естественной монополией.
     Цель  данной курсовой работы разобраться  в монополистических тенденциях и монополиях в рыночной экономике, рассмотреть принципы антимонопольной  политики государства.
     Выдвинуты следующие задачи:
     - дать понятие «монополии» в  экономике;
     - выяснить причину возникновения  и сущность монополий; 
     - охарактеризовать монополистическую  конкуренцию;
     - произвести анализ антимонопольного  регулирования в России;
     При написании курсовой работы были использованы статьи русских экономистов и  учёных, посвящённые проблемам антимонопольной  политики и монополиям в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Государственное антимонопольное регулирование в России. 

      Понятие монополии.
      Монополия представляет собой сложное, многоплановое  явление, поэтому при ее определении  целесообразно применять комплексный  подход. Как правило, используется троякое  определение монополии, а именно монополия определяется:
    как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
    как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);
    как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.
      Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в  целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных  прибылей.
      Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар.
      Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических  объединений:
    простейшие объединения – к ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах;
    картели – представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;
    синдикаты – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;
    тресты – это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;
    комбинаты – объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;
    концерны – представляют собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.  Различия между формами монополий относительны.
 
      Формы и виды монополий.
     Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
     "Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии"1.
     Иначе говоря, естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.  

      Монополистическая конкуренция.
     Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
     Черты монополистической  конкуренции:
      Число фирм большое.
      Вид продукта дифференцированный.
      Контроль над ценой незначителен, но возможен.
      Вхождению в данную сферу свободно.
      Сфера деятельности: торговля, производство одежды, обуви.
     Экономические закономерности впервые для этой модели дал Эдуард Чемберлин в 1933 г. в работе «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости». Э. Чемберлин  в своей работе отмечает, что основными акцентами, факторами конкурентной борьбы являются неценовые детерминаты (реклама, мода, упаковка, гарантийное обслуживание).
     Фирмы-старожилы  не желают иметь новых конкурентов  по данному виду продукции, поэтому  они защищены фирменными знаками, авторскими правами, патентами. Поэтому для  вхождения в данную сферу деятельности новой фирмы с данным товаром  необходимы определённые финансовые затраты (трансакционные издержки (реклама, сертификация и т.д.)). Но в целом вхождение  в данную сферу совершенно свободно.
     Ценообразование. Для завоевания рынка на свой товар  необходима цена продвижения (penetration price), после этого можно повышать цены (following price).
     Эффект  масштаба капитала невелик (элитный  дом моды, элитный ресторан), но очень  эффективен.
     Т.к. вхождение в данную сферу свободно, поэтому в конечном итоге предложение  начинает расти, а цена начинает падать, т.е. они не получат экономическую  прибыль. Экономическая прибыль  имеет тенденцию к понижению.
     1.4 Система государственного регулировании естественных монополий в России 

     Товарные  рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий  субъект - поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством  Российской Федерации, относятся к  естественным монополиям и подлежат государственному регулированию. Оно  необходимо для защиты интересов  потребителей товаров и услуг  субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической  эффективности их деятельности. В  настоящее время в нашей стране прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства  в рассматриваемой сфере. Это  породило ряд экономических и правовых проблем. Мировая практика знает несколько подходов к их решению:
     1) использование института государственной  собственности в соответствующих  сферах;
     2) приватизация;
     3) государственное регулирование. 
     Федеральным Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» основан  на концепции государственного регулирования  в интересах общества. Исходя из принципиальных положений этой экономической  теории, базирующейся на необходимости  обеспечить потребителей качественной продукцией в достаточном объеме и по доступным ценам, Закон о  естественных монополиях предусматривает  исчерпывающий перечень методов  воздействия:
     а) ценовое регулирование;
     б) определение потребителем подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.
     Эти методы (каждый в отдельности или  оба одновременно) применяются не автоматически, а в зависимости  от конкретной ситуации на товарном рынке  и на основании решений государственных  органов регулирования. Каковы же причины  разработки Закона РФ «О естественных монополиях»?
     Анализ  дел, которые рассматривались в  связи с нарушением антимонопольного законодательства, показывал, что 30-40, а то и все 50 процентов дел в  разные периоды и в разных регионах приходилось именно на те субъекты, подразделения которых сейчас отнесены к сфере естественных монополий: транспорт, связь, энергетика.
     Эти нарушения сводились к двум: злоупотребление  своим монопольным положением в  виде установления высоких цен на свою продукцию или услуги и нарушения, связанные с заключением и  исполнением договоров. Есть много  других вариантов нарушения антимонопольного законодательства, но значительная часть их приходилась именно на вышеназванные отрасли.
     Начиная с 1992 года, когда произошла либерализация  цен, в этом секторе цены стали  расти быстрее, чем в других. Правительство  озаботилось проблемой регулирования  этих секторов и начало вводить такие  меры, как ограничение уровня рентабельности, установление неких предельных цен, то есть меры государственного регулирования. Но в том виде, в каком это  регулирование осуществлялось, как  показала практика, оно было малоэффективным.
     Что значит «установить предельный уровень  рентабельности», что значит «предприятие не может получать более 25% прибыли  от затрат»? Всё просто: предприятие, чтобы получить большую прибыль, будет увеличивать затраты. Так  все и поступали, то есть включали в себестоимость продукции всё, что действующее законодательство позволяло и не позволяло, и уже  к этому объему затрат добавляли 25%.
     Это и стало причиной того, что Антимонопольным  комитетом был разработан проект Федерального Закона "О естественных монополиях". Он достаточно тяжело проходил в Правительстве и Государственной  Думе.
     Столкнулись интересы тех отраслей, которые, в  соответствии с этим Законом, должны контролироваться и самим государством. И все-таки в результате сложных  подготовительных работ в 1995 году ФЗ «О естественных монополиях» был  принят.
     Федеральным Законом монополия определена как  состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции. То есть это те сферы, где  само государство признало, что конкуренция  не может быть основной для развития этих секторов в силу технологических  особенностей производства. И второе: межотраслевая конкуренция не может  быть в той сфере, где нет товарозаменителей, а спрос неэластичен. Например, предприятию  нужна электроэнергия, оно не может  её заменить транспортными услугами или продуктами питания. Получить электроэнергию можно только у естественного монополиста.
     К сфере естественных монополий отнесен  достаточно узкий перечень видов  деятельности. Здесь нужно избегать таких ошибок, как утверждение: «Газпром»  – естественная монополия. Естественной монополией является только транспортировка  газа по трубопроводам. Не является естественной монополией добыча газа, оптовая и  розничная его реализация. Является естественной монополией не нефтяной комплекс, а только транспортировка  нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.
     Созданы органы, которые контролируют монополии. Это, в частности, Федеральная Энергетическая Комиссия. За ней закреплено всё, что  касается транспортировки нефти  и газа. Федеральные службы в области  связи и транспорта.
     Методы  регулирования естественных монополий  установлены законом.
     Например, ценообразование. В статье 6 Закона написано, что для данного вида деятельности может быть установлена  фиксированная цена либо предельный уровень цен. Сейчас в разных секторах это делается по-разному. По электроэнергии есть предельный уровень, в других отраслях устанавливают достаточно жесткие  тарифы.
     В соответствии с Законом эти нормы  могут применяться к тем организациям, которые включены в реестры субъектов  естественных монополий.
     То  есть, каждый из органов естественных монополий ведет реестр, включает в него те организации, которые действительно  являются естественными монополиями  в соответствии с тем определением, которое дано в Законе, и именно к ним он имеет право применять  меры по контролю и регулированию. Положение  о реестре утверждается Правительством, а сами реестры ведут эти органы.
     Не  решены еще некоторые вопросы  естественных монополий. Например, очень  сложно отделить конкурентный сектор от монопольного. Возьмем то же РАО “Газпром”. Там большой конкурентный сектор – добыча газа, реализация, ремонт, обслуживание, восстановление скважин, производство отдельных видов оборудования для добычи, транспортировки и реализации газа. Но внутри этой группы существует тот вид деятельности, который называется транспортировкой газа по газопроводу, а это – естественная монополия.
     В средствах массовой информации было много выступлений о том, как  поступать с “Газпромом”. Одна сторона  считала, что нужно оставить всё  как есть, что он со всем справится  сам, другая говорила, что его необходимо организационно разделить, создать  несколько юридических лиц, в  том числе самостоятельную компанию, которая будет заниматься транспортировкой газа, и вот эту компанию контролировать со стороны государства. Но истина лежит  уже где-то посередине. И это подтверждается теми указами Президента и решениями  Правительства, которые сейчас приняты  по регулированию естественных монополий. Это Указ Президента №426 от 28 апреля 1997 года “Об основных положениях структурной  реформы в сферах естественных монополий”. Он представляет собой программу  мер по реформированию естественных монополий до 2000 года. В нём четко  расписано по секторам: электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный  транспорт и связь.
     Отдельные отрасли в этот Указ не попали. Например, такой монопольный вид деятельности, как транспортировка нефти; ничего не сказано и про аэропорты. Транспортировка  нефти организационно отделена от добычи нефти и от её реализации, и поэтому  контролировать эту сферу гораздо  удобнее, чем в электроэнергетике  или газовой промышленности.
     После выхода Указа Президента Правительство  Российской Федерации 7 августа 1997 года приняло постановление №987 “Об  утверждении программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий”. Оно утвердило программу  мер по структурной перестройке, конкретизировало те положения, которые содержатся в Указе Президента.
     Вторая, очень важная проблема. Каждая из сфер естественных монополий имеет сетевую  природу, то есть определенный объект, которым кто-то со стороны пользуется. При транспортировке газа газодобывающая организация закачивает в газопровод свой газ, чтобы кто-то его получил  за несколько тысяч километров. В  электроэнергетике то же самое. В  связи точно та же ситуация –  есть те, кто закачивает в канал  связи информацию, и те, кто эту  информацию получает. Нефть и железные дороги – то же самое. Поэтому в  этих секторах очень важная проблема так называемого не дискриминационного доступа к сети. Надо сделать так, чтобы связисты, газотранспортники  и железнодорожники не говорили: “этот  клиент наш, мы его обслуживаем в  первую очередь, а ты – чужой, вставай  в очередь и жди, когда у  нас до тебя руки дойдут”. Это –  самая главная задача. Как она  сейчас решается? Если брать электроэнергетику, то решается она тем, что формируется  федеральный оптовый рынок электрической  энергии. В идеале очень хорошо, когда  существует единый рынок за счет перетоков  в рамках единой сети.
     В отрасли электроэнергетики ФОРЭН  – Федеральный оптовый рынок  электроэнергии. Туда производители  электроэнергии поставляют энергию  по определенной цене, которая на этом рынке формируется. Потребители  электроэнергии её покупают. Цена поставки происходит от нормальной биржевой котировки. Если брать транспортировку нефти  и газа, то там ситуация решается путем создания социальных комиссий.
     30 сентября 1997 года принято постановление  Правительства РФ №1269 “О межведомственной  комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с доступом независимых  организаций к газотранспортной  системе РАО “Газпром” (в нефтяной  отрасли такая комиссия работает  уже давно). В состав комиссии  входят представители Минтопэнерго  РФ, Федеральной энергетической  комиссии, Министерства экономики  РФ и Антимонопольного комитета. Её задачи – на межведомственной основе рассматривать те спорные вопросы, которые возникают у независимых производителей газа.
     Газ производит не только “Газпром”, и  надо сделать так, чтобы любой  производитель газа имел возможность  пользоваться сетями, которыми владеет  “Газпром”, на недискриминационной  основе, по четко установленным и  контролируемым тарифам, по единой процедуре  доступа, потому что сеть имеет определенный ресурс, может, придется и в очереди  постоять. Но чтобы производитель  знал, когда его очередь подойдет, почему его поставили на это место, а не на четыре места вперед. Чтобы  он узнал, почему ему отказали: потому что мало заплатил или потому что  его газ не подходит для транспортировки  по этому газопроводу своим качеством  – не очищен, много примесей в  нем. Вот для этого создается  такая комиссия.
     Любая организация может апеллировать к этой комиссии, а она принимает  решение. Участие Федеральной Энергетической Комиссии в составе этой межведомственной комиссии говорит о том, что по отношению к “Газпрому” могут  быть применены все те санкции, которые  предусмотрены законом о естественных монополиях: его могут оштрафовать, наказать другим способом.
     Третий  вопрос – какой уровень концентрации производства и капитала допустим. Это старый спор между сторонниками государственного вмешательства в  экономику и сторонниками свободного рынка. В разных исторических условиях, в разных отраслях, с разными технологическими укладами, с разным состоянием на мировом  рынке ответы могли быть прямо  противоположными.
     Позиция Антимонополистического комитета заключается  в том, что концентрация сама по себе не может признаваться вредной или  полезной. Она существует объективно. Если рынок формируется так, что  на нем существует крупная компания, значит так должно быть. Если только в этих условиях можно обеспечивать нормальное экономическое развитие, нормальный технический и научный прогресс и нормальную международную конкуренцию, значит концентрация нужна.
     К сожалению, вне регулирования рынка  осталась одна очень важная сфера.
     Это – сфера естественных монополий, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством: водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, канализация, некоторые услуги связи и т.д.
     Но  Конституцией они отнесены к компетенции  органов Федерации или местного самоуправления.

     1.5 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

 
     В соответствии с КоАП (в ред. Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2007 года) непредставление  ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный  орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля влечет наложение административного  штрафа.
     1. Непредставление ходатайств и  уведомлений (заявлений) в органы  регулирования естественных монополий,  если представление таких ходатайств  и уведомлений (заявлений) является  обязательным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений  (заявлений), содержащих заведомо  недостоверные сведения, а равно  нарушение установленных законодательством  Российской Федерации о естественных  монополиях порядка и сроков  подачи ходатайств и уведомлений  (заявлений) влечет наложение  административного штрафа:
    на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
    на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
    на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
     2. Непредставление в органы регулирования  естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного  контроля, сведений (информации), если  представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о естественных монополиях, об экспортном контроле, либо  представление заведомо недостоверных  сведений, за исключением случаев,  предусмотренных частью 1 настоящей  статьи, влечет наложение административного  штрафа:
    на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
    на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей;
    на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
     3. Непредставление в федеральный  антимонопольный орган, его территориальный  орган ходатайств, предусмотренных  антимонопольным законодательством  Российской Федерации, представление  ходатайств, содержащих заведомо  недостоверные сведения, а равно  нарушение установленных антимонопольным  законодательством Российской Федерации  порядка и сроков подачи ходатайств  влечет наложение административного  штрафа:
    на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
    на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
    на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
     4. Непредставление в федеральный  антимонопольный орган, его территориальный  орган уведомлений, предусмотренных  антимонопольным законодательством  Российской Федерации, представление  уведомлений, содержащих заведомо  недостоверные сведения, а равно  нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа:
    на граждан в размере от восьмисот до одной тысячи двухсот рублей;
    на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч пятисот рублей;
    на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
     5. Непредставление в федеральный  антимонопольный орган, его территориальный  орган сведений (информации), предусмотренных  антимонопольным законодательством  Российской Федерации, в том  числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных  органов, за исключением случаев,  предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление  в федеральный антимонопольный  орган, его территориальный орган  заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного  штрафа:
    на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
    на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
    на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
     В соответствии со ст.34 Федерального закона «О защите конкуренции» коммерческая организация, созданная без согласования с антимонопольными органами, в том  числе в результате слияния или  присоединения коммерческих организаций, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или  может привести к ограничению  конкуренции, в том числе в  результате возникновения или усиления доминирующего положения.
     Сделки, осуществленные без согласования с  антимонопольными органами, признаются недействительными в судебном порядке  по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут  привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения  или усиления доминирующего положения. 

     1.6 Естественные монополии России
     1.6.1 ОАО РАО «ЕЭС России»
     ОАО РАО «ЕЭС России» учреждено в  соответствии с указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 г. № 923 и от 5 ноября 1992 г. № 1334.
     Компания  занимает ключевые позиции на рынке  электроэнергетики страны. ОАО РАО  «ЕЭС России» владеет имуществом магистральных линий электропередачи  и электрических подстанций, акциями  генерирующих компаний, региональных энергоснабжающих организаций, Центрального диспетчерского управления и других предприятий, обслуживающих Единую энергетическую систему. Компания контролирует использование свыше 70% электрической  мощности и выработку более 70% электроэнергии страны.
     Основными актуальными проблемами электроэнергетической  отрасли России, решение которых  необходимо для дальнейшего развития национальной экономики, являются:
     - дефицит энергетических мощностей.  При прохождении осенне-зимнего  максимума 2005-2006 гг. ограничения  потребителей составили более  1 ГВт. В 2006 г. было удовлетворено  только 16% заявок на подключение.
     - износ основных фондов, который  по состоянию на конец 2006 г.  составил более 60%.
     - проблема топливообеспечения электроэнергетической  отрасли.
     - дефицит инвестиционный ресурсов.
     В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Основные фонды компании оцениваются  в 400 млрд. долл., рыночная капитализация  холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны.
     Проблемы  российской электроэнергетики
     Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в  отношении неплательщиков чрезвычайно  затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем  реализации значительного экспортного  потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной  на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов  электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется  модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.
     Необходимо  полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как  более устойчивой формы организации  энергетического хозяйства. Организация  производства электрической энергии, при которой в одних руках  сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные  сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно  работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии.2
     1.6.2 ОАО "Газпром"
     ОАО «Газпром» сегодня является признанным монополистом на рынке газа России. В его структуру входят около 70 акционерных обществ, принадлежащих  «Газпрому» на 100%, 48 предприятий с  более чем 50%-ой долей «Газпрома», еще в 53 компаниях доля ОАО не превышает 50%.
     "Газпром" - крупнейший кредитор российской  экономики. ОАО "Газпром"  принадлежит около 30% европейского  газового рынка (21% поставок в  Западную и 56% в Восточную Европу)
     Доля  «Газпрома» в мировых запасах  газа составляет 16%, компания владеет 60% разведанных запасов газа России.
     Среди основных проблем ОАО «Газпром»  необходимо выделить следующие:
     - с учетом роста собственной  добычи «Газпрома» к 2004 году  объем поступления газа в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) почти достиг предела ее технических возможностей.
      - износ основных фондов ЕСГ  составляет 57,7%.При норме эксплуатации трубопровода в 25 лет средний возраст российских газопроводов равен 24 годам. Срок эксплуатации ЕСГ приближается к полувеку: 17% газопроводов отработали более 35 лет, еще 41% приближается к этому возрасту, 31% построен 10-20 лет назад и только 11% - моложе 10 лет. Требуются значительные капитальные вложения для поддержания системы и ее адаптации к растущим поставкам газа.
     - «Газпром» не продает, распределяет газ внутри страны, обеспечивая дешевым газом как высокодоходные экспортно-ориентированные предприятия, так и неэффективные энергоемкие производства, по сути, происходит перекрестное субсидирование отдельных отраслей народного хозяйства. На сегодняшний день можно сказать, что газ является основным энергоносителем для нашей экономики, в силу его дешевизны и экологичности. Более 35% электроэнергии вырабатывается с использованием газа. В результате искусственного сдерживания роста цен внутри России, «Газпром» лишается значительной части выручки и не имеет достаточно средств для модернизации газотранспортной системы.
     1.6.3 ОАО "Российские железные дороги"
     Железные  дороги являются важнейшим видом  транспорта для российской экономики. Доля железнодорожного транспорта в  грузообороте (исключая трубопроводный транспорт) составляет 86%. Роль железных дорог исключительно велика, особенно в межрегиональных перевозках. Железнодорожная  отрасль, по разным оценкам, обладает от 4% до 15% всех основных средств производства в российской экономике.
     Среди основных проблем ж/д транспорта следует отметить:
    - износ основных средств отрасли достиг 64% и продолжает увеличиваться. Объем инвестиций в отрасль для осуществления расширенного воспроизводства должен составлять не менее 240 млрд. рублей ежегодно. В течение последних трех лет на обновление и модернизацию основных средств направлялось не более 120 млрд. рублей ежегодно.
    - пропускная способность инфраструктуры на определенных направлениях является крайне недостаточной. При этом общесетевые резервы пропускной способности инфраструктуры отсутствуют. Проводимая реконструкция и ввод новых мощностей закрывают только текущие потребности, тем самым не обеспечивается устойчивость работы ж/д транспорта.
    - был выявлен один из основных факторов, препятствующих созданию конкурентного рынка транспортных услуг - действующий вертикально-интегрированный холдинг сохраняет полный контроль доступа к своей инфраструктуре. Убыточные пассажирские перевозки фактически субсидируются за счет прибыльных грузоперевозок.
     Несмотря  на то, что важнейшие показатели работы российских железных дорог (грузооборот, интенсивность движения, безопасность и др.) находятся на высоком уровне, а железнодорожный транспорт  в целом является прибыльным, существует ряд предпосылок для реформирования железнодорожного транспорта и системы  его регулирования. Эти предпосылки  нашли отражение в главных  целях реформирования - обеспечение  возрастающих потребностей экономики  в объемах и качестве перевозок, обновление производственно-технической  базы, повышение эффективности использования  имеющихся ресурсов и усиление мотивации  труда работников железнодорожного транспорта.
     1.6.4 Кризис монополий
     Падение мировых цен на сырье и промышленный спад больно ударили по российским монополиям, которые считались основой  отечественной экономики. Добыча газа и объем грузоперевозок по железным дорогам снизились с начала года более чем на 19%, а выработка  электроэнергии сократилась почти  на 6%. При этом глава Минэнерго  Сергей Шматко заявил о росте неплатежей за электроэнергию. Но главной опасностью кризиса монополий экономисты считают  резкое сокращение инвестиций, которое  не позволит России быстро преодолеть спад экономики.
     Потребление электроэнергии в России за пять месяцев 2009 года, по предварительным данным, упало на 5,86. Динамика по регионам очень  разнообразная. Так, в Марий Эл потребление  снизилось на 25%, а в Амурской области  – выросло на 2,5%. Самое значительное снижение потребления электроэнергии наблюдается в промышленно развитых регионах. Так, в объединенной системе  Урала за четыре месяца падение потребления  составило 8%, в системе Средней  Волги – 10,8%. В Московском регионе потребление выросло, однако в целом в объединенной энергосистеме Центра снижение все равно составило 5,7.
     В связи с кризисом упала платежная  дисциплина на оптовом и розничных  рынках электроэнергии. Так, под данным Минэнерго, задолженность на оптовом  энергорынке в настоящее время  достигает 28,3 млрд. руб., а на розничных  – 96,6 млрд. руб.
     Между тем падение производства в электроэнергетике  можно считать относительно небольшим  на фоне спада в газодобыче и на железных дорогах. В январе–мае Россия снизила добычу газа на 19,3%. А падение  погрузки на Российских железных дорогах  достигло за четыре месяца 26% по сравнению  с тем же периодом прошлого года. Одновременно более чем на 10% упали  и пассажирские перевозки, из-за чего Российские железные дороги сократили  движение пассажирских поездов.
     Падение спроса на услуги естественных монополий  вынуждает их сокращать инвестпрограммы. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу  при росте спроса, связанном с  выходом экономики из кризиса. Наши естественные монополии в последние  годы привыкли работать в условиях дефицита. Такой дефицит до кризиса  ощущался в газодобыче, электроэнергетике  и на железнодорожных перевозках. Поэтому кризисное падение спроса особенно болезненно для монополий, где менеджменту тяжело оптимизировать работу этих неповоротливых структур. При этом первой жертвой оптимизации  стали инвестпрограммы монополий. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу. Чем дальше откладываются стратегические инвестпроекты, которые должны обновить производственные мощности, тем выше будут затраты на их ввод при росте  спроса на выходе из кризиса.
     Между тем сокращение инвестиций для некоторых  монополий оказалось почти двукратным. РЖД сократило свою инвестиционную программу с 442 до 252 миллиардов рублей. «Мосэнерго» сократило инвестпрограмму в 2,5 раза. В целом сокращение инвестиций естественных монополий превысит в этом году 30%. Многие генерирующие компании формально не могут сокращать свои инвестпрограммы без специального решения на то Минэнерго, поскольку в случае срыва сроков ввода объектов им грозит штраф в размере 20% от стоимости инвестпрограммы. Поэтому некоторые энергокомпании отказываются от модернизации и направляют средства исключительно на новое строительство в надежде избежать штрафов. Но даже без разрешения Минэнерго многие генкомпании все равно заявляют о замораживании строительства. Так, ОГК-2 планирует урезать стройки вдвое, введя на Ставропольской, Серовской и Богословской ГРЭС лишь по одному энергоблоку. «Мосэнерго» реализует только проекты, начатые в 2008 году, отказываясь от строительства новых блоков.
     С начала года очевидно падение пассажирооборота и соответственно числа перевезенных пассажиров. За первые четыре месяца было перевезено на 10,2% пассажиров меньше, чем  за аналогичный период прошлого года. При этом поездами дальнего следования было перевезено на 12,6% меньше, а поездами пригородного сообщения – на 10%. Одновременно пассажирооборот в  дальнем следовании сократился на 11,6%, а в пригородном сообщении  – на 15,6%, что говорит не только о сокращении числа перевезенных пассажиров, но и о сокращении дальности  поездок.
     Из-за снижения грузоперевозок резко снизились  и возможности перекрестного  субсидирования убытков от пассажирских перевозок. Между тем в 2004–2008 годах  объемы такого субсидирования составляли 43–66 млрд. руб. ежегодно. В результате РЖД вынуждено сокращать количество поездов и уменьшать их составность. На ряде маршрутов приостанавливается пригородное сообщение при отсутствии компенсаций убытков со стороны  региональных властей, ответственных  за организацию пригородного сообщения. Действительно, в новом графике  движения поездов на 2009–2010 годы РЖД оставило 824 пары поездов дальнего следования, тогда как в прошлом году их было 841.
     На 2009 год запланировано снижение закупок  локомотивов – на 47%, электропоездов – на 38%, пассажирских вагонов дальнего следования – на 58%. В условиях недостатка средств на текущее содержание инфраструктуры есть опасность некоторого снижения показателей безопасности перевозок  грузов. А нынешнее сокращение инвестиций обернется необходимостью ускоренного  инвестирования в железнодорожный  транспорт уже через два-три  года.
     Сокращение  расходов компании произойдет в значительной мере за счет затрат, не зависящих от объема перевозок. Так, предстоит снижение затрат на перевозочную деятельность (на 36 млрд. руб.), на топливно-энергетические ресурсы (минус 26 млрд. руб.), на капитальный  ремонт основных средств (минус 46 млрд. руб.). В результате не будет отремонтировано 6,5 тыс. км пути, 1100 локомотивов, 3500 грузовых вагонов. Кроме того, из программы  капитального ремонта полностью  исключены здания и сооружения, кроме  тех, что находятся в аварийном  состоянии.
     Не  многим лучше обстоят дела и в  «Газпроме». Газовая промышленность оказалась одной из наиболее пострадавших от последствий кризиса среди  всех отраслей российского ТЭК. Наибольший удар был нанесен по самой прибыльной статье доходов «Газпрома» – экспорту, который обвалился в первом квартале разом на 56,2%. Одна только Украина  снизила импорт газа на 40%. На первый план для «Газпрома» сегодня выходит  угроза инвестиционного дефицита. Экономический  кризис пришелся на самое начало одного из крупнейших инвестиционных циклов в истории отечественной газовой  отрасли, сопоставимого по масштабам  только с ударной социалистической стройкой 1960–1970-х годов. Суммарный  объем необходимых инвестиций в  отрасль на ближайшие 20 лет превышает  полтриллиона долларов. За этими гигантскими цифрами стоят крупнейшие энергетические проекты 2010–2020-х годов: разработка месторождений Ямала, шельфа северных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока, прокладка новых трубопроводных маршрутов и развитие инфраструктуры сжижения газа. И все эти проекты должны начинаться фактически с нуля. Отказ от этих проектов или их несвоевременный ввод в эксплуатацию грозит возникновением масштабного дефицита газа на внутреннем рынке уже в первой половине 2010-х годов. 

     Статистические  данные и современное  сотояние естественных монополий России.
Таблица №1. Крупнейшие естественные монополии  в экономике России в 2009 г.
Показатели Ед. изм. ОАО «Газпром» РАО «ЕЭС»  России ОАО  «РЖД» Всего три  монополии Всего экономика
  Всего Доля в экон. % Всего Доля в экон. % Всего Доля в экон. % Всего Доля  в экон. %
Количество  занятых Тыс. чел 306,3 0,5 681 1,1 1605 2,5 2592 4,0 64300
Валовой выпуск Млрд. руб. 647,9 5,2 351,6 2,8 246,8 2,0 1240 10,0 12420
Валовая добавленная стоимость Млрд. руб. 497,3 7,0 232,1 3,3 226,4 3,2 956 13,5 70634,4
Основные  средства Млрд. руб. 1117,5 7,0 1873,2 11,7 1486,2 9,3 4477 27,9 16042,3
Капитальные вложения Млрд. руб. 99,7 8,6 39,2 3,4 100,8 8,7 240 20,6 1165,2
Прибыль (сальдирован финансовый результат  по РФ) Млрд. руб. 125,2 10,5 22,6 1,9 44,9 3,8 193 16,2 1190,6
Налоги Млрд. руб. 207,8 12,2 45,6 2,7 64,2 3,8 318 18,6 1707,6
Экспорт Млрд. руб. 16,1 15,6 0,3 0,2 - - 16 15,9 103,0
 

    Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти  три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.
ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ТРАНСПОРТОМ  
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

  2000 2005 2006 2007 2008 2009
Транспорт - всего 44745 29390 25829 23078 22351 20426
в том числе:            
железнодорожный 1419 1339 1339 1282 1296 1137
 
    Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом  от общего числа в процентном соотношении
    
 

СТРУКТУРА ГРУЗООБОРОТА ПО ВИДАМ  ТРАНСПОРТА
(в процентах)
2000 2009
 
железнодорожный автомобильный
магистральный трубопроводный
морской
внутренний водный
воздушный
 
 
    На 2009 год  было запланировано снижение закупок локомотивов – на 47%, электропоездов – на 38%, пассажирских вагонов дальнего следования – на 58%. В условиях недостатка средств на текущее содержание инфраструктуры есть опасность некоторого снижения показателей безопасности перевозок грузов. 

ДОБЫЧА  ЕСТЕСТВЕННОГО ГАЗА
(миллиардов  кубических метров)
  2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Россия 584 595 620 633 641 656 641 666
Мир в целом 2547 2624 2727 2801 2874 2962 3042 3164
 
    
    В связи с падением процентных показателей  на мировом рынке по объёмам добываемого  газа,  ОАО «Газпром» намерен  осуществить крупнейшие энергетические проекты 2010–2020-х годов: разработка месторождений Ямала, шельфа северных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока, прокладка новых трубопроводных маршрутов и развитие инфраструктуры сжижения газа. Отказ от этих проектов или их несвоевременный ввод в эксплуатацию грозит возникновением масштабного дефицита газа на внутреннем рынке уже в первой половине 2010-х годов. 
 
 
 

    Глава 2. Производственные ресурсы и эффективность их использования
    2.1 Данные по двум  предприятиям отрасли
    Для анализа эффективности использования  производственных ресурсов проведем сравнение  их использования на двух предприятиях отрасли.
    Дано:     
                                                                                                        Таблица 2.1                         
    Основные  технико-экономические показатели предприятия
    в отчетном году
№ варианта предприятие
В ТП Стп Мо НП Чпп Р Мпр К пл Дпр
8 15 1278 1340 1050 37 278 578 73 1510 1,5 20
16 1363 1457 1110 42 340 615 74 1680 1,4 18
 
    Условные  обозначения:
    В – выручка, т. руб.
    ТП  – товарная продукция в оптовых  ценах, т. руб.
    Стп – производственная себестоимость  товарной продукции, т. руб.
    Мо  – стоимость основных материалов и покупных полуфабрикатов, % к производственной себестоимости
    НП  – незавершенное производство, т. руб.
    Чпп – среднегодовая численность  производственного персонала, чел.
    Р – численность рабочих, % от общей  численности персонала.
    Мпр – производственная мощность, т. руб.
    Кпл, – коэффициенты сменности активной части основных производственных фондов, плановый и фактический.
    Дпр – число дней простоя оборудования
                                                                                                  
 

                                                                                                          Таблица 2.2
    Сведения  об основных производственных фондах в отчетном году
№ предприятия Стоимость ОПФ на начало года, тыс. руб.
Ввод  ОПФ в течение года Выбытие ОПФ
Итого группы № гр. 1-я дата Стоимость т.руб. № гр. 2-я дата Стоимость т.руб. № гр. дата Стоимость т.руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.