На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Ключевые слова: человеческий капитал, естественный оборот, экономический оборот, инновационный оборот, сфера науки, сфера образования, сфера здравоохранения
Создание теории человеческого капитала как научной концепции обусловлено изменениями в социальной и экономической жизни общества в эпоху научно-технической революции. Возникла общественная потребность в создании такой теории, которая, с одной стороны, учитывала бы радикальные изменения, происходящие под воздействием научно-технической революции, а с другой - адекватно освещала роль и значение человека в новых условиях и определяла направления рационального развития и использования его интеллектуального потенциала.
Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли, находя свое выражение в "Политической арифметике" У. Петти, "Богатстве народов" А. Смита, "Принципах" А. Маршалла и др. Формирование современной теории человеческого капитала и ее выделение в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли происходило в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. Возникновение концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря публикациям американского экономиста Т. Шульца, который считается "первооткрывателем" этой концепции. Базовая теоретическая модель концепции человеческого капитала была разработана другим американским экономистом Г. Беккером в монографии "Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ" (1964, 1975). Данные работы во многом определили направленность дальнейших исследований в этой области. В 1992 г. Г. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за "распространение сферы микроэкономического анализа на ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение".
Хотя экономический подход к человеческому поведению строится на теории индивидуального выбора, он ни в коей мере не ограничивается анализом поведения индивидов, а использует теорию микроуровня в качестве мощного орудия для получения выводов на групповом или макроуровне. Для получения результатов, касающихся поведения людей в группах, посылка о рациональном индивидуальном выборе сочетается с предположениями о характере используемых технологий и других факторах, определяющих существующие возможности, о рыночном и нерыночном равновесии, о законах, нормах и традициях. И именно потому, что подобный подход обеспечивает возможность делать выводы на макроуровне, к нему проявляют интерес политики, а также те, кто изучает межстрановые и кросскультурные различия.
Теория человеческого капитала произвела известный переворот в экономике труда. Этому способствовали три наиболее принципиальных момента: переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл (пожизненные заработки); выделение "капитальных" инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда; признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. В рамках теории человеческого капитала получили объяснение структуры распределения личных доходов, возрастной динамики заработков, неравенства в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря ей изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные капиталовложения (Капелюшников Р.И. Послесловие. Вклад Гэри Беккера в экономическую теорию // Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. М., 2003. С. 649-652.).
В отечественной экономической литературе интерес к проблеме человеческого капитала возрос после присуждения Г. Беккеру в 1992 г. Нобелевской премии по экономике. Наиболее серьезной работой, в которой проводится теоретический и эмпирический анализ совокупного человеческого капитала на примере одного из регионов России - Республики Бурятии - является монография А. Добрынина, С. Дятлова, Е. Цыренковой "Человеческий капитал в транзитивной экономике" (1999) (Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренкова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999.). В ней рассмотрены методологические и методические положения современной теории человеческого капитала; выявлены закономерности формирования совокупного человеческого капитала на различных уровнях экономики; разработаны системы критериев и показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал, а также предложены пути повышения эффективности использования человеческого капитала в транзитивной экономике. Это позволяет реально работать с концепцией человеческого капитала как основным методологическим и методическим инструментом исследования экономических отношений на макро-, мезо- и микроуровне.
Человеческий капитал как экономическая категория наиболее полно раскрывается в рамках функционального подхода, реализация которого связана не только с анализом внутренней структуры явления, но и с анализом его функционального предназначения, конечного целевого использования. С этой точки зрения человеческий капитал - это не просто совокупность знаний, навыков, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас знаний, навыков, способностей. Во-вторых, это такой запас знаний и навыков, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного производства и способствует росту производительности его труда. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. В-четвертых, увеличение доходов стимулирует человека путем инвестирования в образование и здоровье увеличивать, накапливать новый запас знаний, навыков и мотиваций, с тем чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить. Отметим, что такой элемент человеческого капитала, как мотивация, является важным и необходимым для того, чтобы процесс воспроизводства (формирования, накопления, использования, инвестирования) человеческого капитала носил завершенный характер. Таким образом, с позиций функционального подхода к анализу экономических явлений, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) человека.
В процессе воспроизводственного движения человеческий капитал совершает естественный, экономический и инновационный обороты. Циклический характер воспроизводства человеческого капитала проявляется в трех главных видах. 1. Естественный оборот - обусловлен естественным выбытием и заменой работников при завершении периода их трудовой деятельности. 2. Экономический оборот - заменой традиционно применяемой технологии, техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне. 3. Инновационный оборот - качественным обновлением технологии и техники, совершенствованием организации труда и сопровождается обучением работников новым специальностям, повышением их профессионального уровня, улучшением качества и ростом производительности их труда.
Человеческий капитал находится одновременно в состоянии естественного и экономического оборотов; инновационный оборот имеет место в условиях качественного обновления физического, организационного и человеческого капиталов и требует не только значительных инвестиций, но и активного использования достижений научно-технического прогресса и новых научно-образовательных знаний. Для каждого вида оборота характерны своя длительность цикла, амортизационного периода и норма амортизации. Поскольку смена способов труда происходит во времени и пространстве циклически, постольку воспроизводственное движение человеческого капитала осуществляется тоже циклически.
Функциональный кругооборот человеческого капитала происходит посредством жизнедеятельности его носителя - человека, производительные силы которого принимают в процессе воспроизводственного движения различные функционально-логические формы. Повторяющийся и возобновляемый в каждом новом цикле функциональный оборот человеческого капитала называется общим оборотом индивидуального человеческого капитала. Интеграция общих оборотов индивидуальных человеческих капиталов в единый процесс общественного воспроизводства называется общим оборотом совокупного человеческого капитала. Общий оборот индивидуального и совокупного человеческого капитала обеспечивает воспроизводство национального богатства страны, а также воспроизводство и развитие общества, всех сфер человеческой жизнедеятельности.
На постиндустриальной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой рыночного типа производительные силы человека реализуются в форме интеллектуального капитала, представляющего собой сформированный в виде инвестиций и накопленный человеком определенный запас культуры и здоровья, научно-образовательных знаний и мотиваций, который целесообразно используется в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействует росту производительности и качества труда и тем самым ведет к росту личного и общественного благосостояния. Основным формам инвестиций в человека (расходам на науку, образование и здравоохранение) соответствуют активы человеческого капитала, выраженные в показателях средней продолжительности жизни населения, уровня его образования и реального душевого валового внутреннего продукта (ВВП). Агрегируемые в "индекс развития человеческого потенциала" (ИРЧП) эти показатели используются ООН и Всемирным банком для сопоставления уровня развития разных стран и разделения их на три категории: с высоким, средним и низким уровнем ИРЧП. Создание подобного индекса - одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы "развитие служило людям, а не люди - развитию".
Республика Беларусь с 1992 по 2009 год входит в группу стран с высоким уровнем развития, однако ее рейтинг снизился с 42-й позиции в 1992 г. до 68-й в 2007 г. По показателю ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Беларуси наблюдается отрицательная динамика: снижение ожидаемой продолжительности жизни с 71,1 года в 1992 г. до 69,0 лет в 2007 г. Соответственно, индекс ожидаемой продолжительности жизни снизился с 0,768 (1992 г.) до 0,733 (2007 г.). Достигнутый уровень образования, характеризующий уровень грамотности взрослого населения (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше) повышается с 98,1% в 1992 г. до 99,7% в 2007 г. Соответственно, общий индекс уровня образования в Беларуси имеет положительную динамику: 0,901 - в 1992 г.; 0,950 - в 2001 г.; 0,961 - в 2007 г. Величина ВВП на душу населения (по ППС в долл. США) обобщенно характеризует возможность доступа населения к материальным ресурсам и используется в качестве непрямого индикатора возможностей, не отражаемых показателями долголетия и образованности (использование ППС позволяет учесть покупательную способность доходов в стране). В Беларуси ВВП на душу населения в 2007 г. составил 10 841 долл. США, что почти в два раза выше, чем в 1992 г. (6 440 долл. США). Индекс ВВП увеличился с 0,690 в 1992 г. до 0,782 в 2007 г.
Для оценки динамики уровня жизни значимо сопоставление рангов страны по ИРЧП и ВВП на душу населения. Рейтинг ИРЧП для Беларуси на протяжении ряда лет был выше рейтинга ВВП, что свидетельствует о сильной социальной ориентации экономической политики в стране, более быстром росте социальных компонентов по сравнению с экономическими, характеризующими динамику уровня жизни населения. Таким образом, несмотря на рост с 1992 года величины ВВП на душу населения (в долларах ППС), стране не удается поддерживать такие же темпы роста уровня жизни населения, как в экономически развитых странах, поэтому рейтинг ИРЧП для Беларуси за 1992-2007 гг. имеет отрицательную динамику (-26). Таким образом, эмпирически, с помощью теории человеческого капитала, в конце XX в. создана и совершенствуется единая аналитическая рамка для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений, как вклад науки, образования и здравоохранения в современный экономический рост, выраженный в показателях ИРЧП и ВВП.
Сегодня Беларусь все больше интегрируется в цивилизационные мирохозяйственные связи, где ведущими тенденциями стали глобализация экономических отношений, либерализация международной торговли, экологизация социально-экономических процессов, становление постиндустриального общества. Данные закономерности подвели республику к необходимости создания социально-экономической парадигмы развития, где человек становится не просто средством, фактором экономического роста, но его главной целью и ценностью (Мясникович М. Проблемы модернизации экономики Беларуси в контексте цивилизационного процесса // Общество и экономика. - 2003. - N 6. - С. 21-37.). В соответствии с поставленными целями в республике назрела необходимость провести инвентаризацию и стоимостною оценку научно-технического и образовательного потенциалов, с позиций эффективности использования человеческого капитала и выявить направления технического прорыва, по которым Беларусь может в перспективе выйти на мировой уровень, сконцентрировав ограниченные государственные ресурсы на поддержке этих приоритетов. Необходима также социально-экономическая переориентация научно-технического потенциала на опережающее развитие тех технологических направлений и поколений техники, которые непосредственно "работают" на человека и улучшение среды его обитания. Первый опыт по инвентаризации и стоимостной оценке человеческого капитала в Республике Беларусь был осуществлен автором в 2003 г. (Г. Соколова, В. Ермаков. Человеческий капитал в Республике Беларусь // Общество и экономика. - 2003. - N 10. - С. 148-159.).
Состояние человеческого капитала в сфере науки. Состояние совокупного человеческого капитала в научной сфере определяется как в натуральных показателях (численность персонала, занятого научным исследованиями и разработками, численность исследователей по областям науки и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих затраты на научные исследования и разработки, а также затраты организаций промышленного производства на технологические инновации по видам инновационной деятельности. По данным государственной статистики, среднегодовая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, уменьшилась с 1990 по 1998 год в абсолютном значении в 2,5 раза, а начиная с 1998 г. изменяется незначительно. Что касается соотношения исследователей, техников, вспомогательного персонала и прочих, то в 2008 г. оно составляло 58,6, 7,2, 20,5 и 13,7%, соответственно Среди исследователей, по данным 2008 г., - 725 докторов наук и 3112 кандидатов, что составляет 20,8% от общего их количества; 79,2% исследователей не имеют ученой степени (Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. Сб.). - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009 г. С 223.).
К началу 2009 г. в области технических наук было сосредоточено 59,5% исследователей, естественных наук - 19,7%, общественных наук - 7,2%, медицинских - 5,2%, сельскохозяйственных - 6,4%, гуманитарных наук - 2,0% Анализ распределения численности исследователей по областям науки показывает, что основная их часть сконцентрирована в области технических наук - около 60% от общей численности в научных организациях и вузах республики. Вместе с тем, обеспеченность этой области науки исследователями высшей квалификации наименьшая. Доля докторов наук в области технических наук составляла в 2008 г. 1,8%, кандидатов наук - 8,6%, без степени - 89,6% (Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. Сб.). - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009 г. С 223.). Это очень тревожная тенденция, учитывая тот факт, что, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь "Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь" (6.07.2005 г., N 315), исследования в области технических наук отнесены к приоритетным направлениям научной деятельности. Это - ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции, новые материалы и новые источники энергии, информационные и телекоммуникационные технологии.
Одним из главных стоимостных показателей научно-технического потенциала республики является доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП, составившая в 2000 г. 0,72%, в 2004 г. - 0,63%, в 2005 г. - 0,68%, в 2006 г. - 0,66%, в 2007 г. - 0,96%, в 2008 г. - 0,75% Снизившись с 1990 г. по 2000 г. почти в 3 раза, доля расходов на науку находится, вплоть до нынешнего времени, скорее в режиме флуктуации, нежели - активного роста. Для сравнения укажем, что, по опубликованным данным, в Великобритании и Франции уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 2%, а в США и Германии - около 3%. Примерно на этом уровне находились в 1990 г. и расходы на науку в Беларуси, являясь одним из приоритетов экономической политики республики.
Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рискованной сферой помещения капитала. В экономически развитых странах ассигнования в науку не снижались даже в периоды экономических спадов и отличались более высокими темпами роста, чем ассигнования в производство. Согласно мировому опыту, доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3%. Пороговое же значение расходов на научные исследования и разработки, по отношению к ВВП, как одного из показателей экономической безопасности страны, принято считать равным 2%. Из этого следует, что достигнутый в республике общий уровень развития научно-технической деятельности не может быть оценен как достаточный для государства, стремящегося к экономической и политической независимости в условиях ограниченных собственных сырьевых и энергетических ресурсов и сложной экологической обстановки. Соотношение фактического и порогового значений показателя затрат на научные исследования и разработки составляет в Беларуси - 0,4.
Другим стоимостным показателем, отражающим состояние научной сферы в республике, является структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ Она свидетельствует о том, что более 1/2 затрат направляется на разработки (в частности, на создание новой продукции и технологий), включающие в себя проведение опытно-конструкторских (при создании изделий) и опытно-технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ. На фундаментальные исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, затрачивается от 1/6 до 1/5 выделяемых средств.
Трансформация структуры научной деятельности характеризуется некоторым увеличением (до 19,0%), а затем - уменьшением (до 14,7%) доли фундаментальных исследований. Доля прикладных исследований, выступающих связующим звеном между фундаментальной наукой и конкретными проектно-конструкторскими, технологическими и опытно-экспериментальными работами, колеблется в режиме флуктуации, составляя в 2008 г. 26,0%. Доля разработок незначительно отклоняется в одну или другую сторону от средней величины - 55%. По удельному весу фундаментальных исследований в затратах на науку Беларусь приближается к уровню ведущих экономически развитых стран (США - 18%, Италия - 22%, Франция - 25%). Согласно мировому опыту, соотношение затрат на фундаментальные и прикладные исследования и затрат на разработки по всем наукам составляет 1 : 2; в Беларуси в 2008 г. оно составило 1 : 1,5. Это свидетельствует о необходимости усиления инновационной направленности научного потенциала страны и необходимости налаживания механизма коммерциализации результатов исследований и разработок.
В организациях промышленного производства основные объемы затрат (более 50%) идут на приобретение машин и оборудования; доля затрат на приобретение новых технологий и компьютерных программ составляет по 0,5%, на обучение и подготовку персонала - всего 0,1% В определенной мере это оправдано, так как, по данным Комплексной программы научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 гг., 48,2% действующих технологий использовалось еще до 1985 года. Из эксплуатируемых промышленными предприятиями 13,2 тыс. передовых технологий 31,4% внедрены до 1994 г.; создано же за 2002 год 407 передовых технологий, 90% из которых являются новыми только в Беларуси (Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. - Минск: Юнипак, 2004. - С. 45-46.).
Анализ состояния и использования человеческого капитала в сфере науки Республики Беларусь приводит к выводу о том, что экономический оборот человеческого капитала за последнее десятилетие обусловлен обновлением устаревшей традиционно применяемой технологии и техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне. Анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей научно-технического развития свидетельствует об экономическом обороте человеческого капитала, настроенном на воспроизведение традиционной техники и технологий. Для инновационного оборота человеческого капитала его научно-технический потенциал представляется недостаточным, поскольку показатели этого потенциала ниже пороговых значений, определенных мировой экономикой.
Состояние человеческого капитала в сфере образования. Состояние совокупного человеческого капитала в сфере образования определяется как в натуральных показателях (численность и доля людей со средним, высшим и средним специальным образованием, структура уровней образования, число лет обучения и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих образовательную емкость ВВП, объем и долю расходов на получение образования разного уровня. Уровень общеобразовательной и специальной подготовки является одним из наиболее значимых показателей, характеризующих человеческий капитал в образовательной сфере. Среднее число лет обучения в Беларуси составило, по итогам переписи населения, 10,0 лет (Образовательный уровень населения Республики Беларусь: Итоги переписи населения Республики Беларусь 1999 года. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2001. - С. 12-13.). В России, по опубликованным материалам, число лет обучения составляет 10,3 года и в настоящее время имеет тенденцию к снижению. Это намного ниже требований, предъявляемых к образованию современным этапом научно-технического развития. В ведущих капиталистических странах к началу XXI в. средняя подготовка рабочей силы достигла уровня 14 лет обучения.
Что же касается образовательной структуры человеческого капитала в Республике Беларусь, то лица с высшим образованием составляли в конце XX в. 14,1% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше; со средним специальным - 22,6%; с начальным профессиональным образованием - 9,3%; со средним общим - 26,5%; с базовым общим - 13,7%; с начальным образованием - 13,8% (Там же. С. 105.). Таким образом, доля лиц с высшим и средним специальным образованием составляла в конце XX в. 36,7% от населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше. Между тем, в США, например, доля лиц с высшим и средним специальным образованием среди взрослого населения достигала в то же время 60%.
За истекшее десятилетие доля учащихся общеобразовательных школ уменьшилась на 10,8%, а доля учащихся ПТУ - на 0,8%. В то же время доля обучающихся в дошкольных учреждениях возросла на 1,7%, доля учащихся средних специальных учебных заведений возросла на 1,4%, а учащихся высших учебных заведений - на 8,5% среди всех обучающихся Таким образом, позитивная тенденция перестройки внутренней структуры в пользу высшего образования имеет устойчивый характер, однако остается актуальным вопрос востребованности этого образования в инновационно реформируемой экономике.
Одним из главных стоимостных показателей состояния человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей сохранять долю государственных расходов на развитие образования. Начиная с 2006 г. эта доля начала снижаться, однако, по предварительной оценке ЮНЕСКО, она остается сопоставимой с мировыми показателями (Швеция - 7,8%, Франция - 5,8%, Германия - 4,6%, Канада - 5,5%, Польша - 5,0%). Эти показатели являются порогом эффективности, который позволяет обеспечивать экономический рост на инновационной основе. Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной экономикой.
Другим стоимостным показателем состояния человеческого капитала в образовательной сфере выступает структура затрат на различные виды образования
Анализ данных таблицы свидетельствует о снижении государственных расходов в последние годы на дошкольное образование (в 1,3 раза). Вместе с тем, наблюдается постоянная тенденция роста доли расходов на высшее и среднее специальное образование, так что в сумме они составляют в 2008 г. 22,2% выделенных средств. Таким образом, в 2008 г. затраты на дошкольное и общее среднее образование составили в республике почти 2/3, а затраты на высшее и среднее специальное - 1/5 всех затрат на образование, что не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в сферах инновационной деятельности. Очевидно, что эффективность инвестиций в сферу образования может быть увеличена за счет перестройки внутренней структуры этой сферы в пользу повышения доли востребованного высшего образования.
Состояние человеческого капитала в сфере здравоохранения. Состояние совокупного человеческого капитала в сфере здравоохранения определяется как в натуральных показателях (средняя продолжительность жизни, смертность населения по разным причинам, естественный прирост (убыль) населения, масштабы профилактических мероприятий и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих объем и долю расходов на здравоохранение от ВВП, расходы на профилактические мероприятия и пропаганду здорового образа жизни, расходы на государственные (комплексные и целевые) программы. По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья на 49-53% определяется образом жизни человека и его личностным выбором в пользу благоприятных или неблагоприятных для здоровья альтернатив; на 18-22% - генетическими и биологическими факторами, на 17-20% - экологической средой; на 8-10% - качеством медицинской помощи и эффективностью профилактических мер.
Формирование человеческого капитала в Республике Беларусь происходит на фоне снижения естественного прироста населения (-2,7 в 2008 г.), что в перспективе может оказать влияние на экономическое развитие республики Отметим, что проблема состоит не только в том, как меняются общие показатели воспроизводства населения, но и в том, за счет каких причин и какими темпами это происходит. Так, в настоящее время позитивное влияние на демографические процессы (следовательно, на естественное воспроизводство человеческого капитала) оказывают структурные факторы. В активном детородном возрасте находится значительная часть населения, соотношение по полу и брачному состоянию благоприятно, в пенсионный возраст выходят малочисленные когорты военных лет рождения. Однако возрастная структура в ближайшие годы изменится и будет оказывать негативное влияние на демографические процессы. В активный детородный период войдут те, кто родился в 1990-е годы, когда рождаемость была низкой, а на пенсию выйдут многочисленные когорты родившихся в послевоенные годы. Прогнозы, проведенные Л. Шахотько по шести гипотетическим сценариям, показали необходимость мер по улучшению демографической ситуации на государственном уровне
Существенным проявлением неблагополучного демографического развития является не только низкий уровень рождаемости, характерный для многих экономически развитых стран, но и прогрессирующий рост смертности, причем у наиболее трудоспособной части населения. В 1990-2005 годы наблюдался довольно резкий спад показателей ожидаемой продолжительности жизни. В результате в 2005 г. ожидаемая продолжительность жизни составляла 68,7 года, в 2007 г. - 69,0 лет; у мужчин - 62,9, а у женщин - 75,2 года. В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни у мужчин на 10-15 лет, а у женщин - на 5-10 лет ниже, чем в наиболее развитых страх мира, но несколько выше, чем в других странах СНГ. По оценкам ведущих отечественных и зарубежных демографов, биологическая разница в продолжительности жизни женщин и мужчин не должна превышать 2-3 года. Выяснение причин сверхсмертности мужчин имеет большое значение, так как позволяет определить основные направления демографической политики, которые будут способствовать сокращению преждевременной смертности населения (Там же. С. 400-412.).
Анализ коэффициентов смертности по основным классам причин смерти городского и сельского населения показывает, что на первом месте - болезни системы кровообращения, на втором - новообразования, на третьем - внешние причины смерти. У сельского населения коэффициенты смертности из-за болезней кровообращения и органов дыхания вдвое выше, чем у городского населения, что свидетельствует о недостаточном качестве медицинских услуг в сельской местности (Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. (Стат. Сб.). С. 82-83.).
Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, одна часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате инвестиций в здоровье самого человека и общества. Данные республиканского социологического мониторинга Института социологии НАН Беларуси (2002-2009 гг.) свидетельствуют о том, что значимость здоровья как ресурса и капитала возрастает в ситуациях социально-экономической нестабильности, когда многие другие ресурсы (накопленные ранее сбережения, профессиональный статус, позиция на рынке труда и др.) начинают обесцениваться или становятся неустойчивыми, и людям приходится активизировать свою трудовую и экономическую активность для сохранения и поддержания уровня и качества жизни (для этого, как минимум, нужно быть здоровым и трудоспособным). Вместе с тем, актуальной для Беларуси остается проблема курения, алкоголизма, нарко- и токсикомании, крайне негативно влияющих на здоровье человека, а следовательно, на качество человеческого капитала и возможности его воспроизводства. Очевидно, что общество нуждается в утверждении новых ценностных приоритетов по отношению к жизни и здоровью своих граждан, и значимая роль здесь принадлежит государству.
Важнейшим стоимостным показателем состояния человеческого капитала в рассматриваемой сфере является доля государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь, составляющая примерно пять процентов Снижение средней продолжительности жизни населения (при практически неизменной доле затрат на здравоохранение, физическую культуру и спорт из консолидированного бюджета Республики Беларусь) во многом объясняется уменьшением доходов населения при повышении цен на лекарственные препараты, снижением уровня и качества жизни, а также - пренебрежительным отношением к стандартам здорового образа жизни.
Приоритетным направлением развития охраны здоровья становится формирование здорового образа жизни; обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения; расширение мероприятий по профилактике заболеваний; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинской техники. В этих целях успешно реализуется Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы, а также Концепция лекарственного обеспечения республики. В рамках закона Республики Беларусь "О здравоохранении" (2008 г.) разработана и успешно реализуется Государственная программа по реорганизации первичной медицинской помощи населению республики, а также целевые программы, направленные на преодоление вредных привычек (наркомания, алкоголизм и др.).
Для наиболее полного удовлетворения потребностей населения и лечебных учреждений в лекарственных препаратах расширяется их производство на основе технического перевооружения имеющихся производств, создания новых предприятий с максимальным использованием местной сырьевой базы. Реализуется ряд инвестиционных проектов, что позволит увеличить номенклатуру лекарственных средств, выпускаемых отечественной промышленностью, почти в два раза и соответственно - обеспечить устойчивый доступ практически всего населения к этим средствам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.