На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Отношения дошкольника с родителями, имеющего отклонения вразвитии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии,
с родителями. 

 


Содержание
 

Введение

      Актуальность  исследования заключается в том, что содержание современного семейного  и дошкольного образования недостаточно ориентировано на становление благоприятных  отношений в семьях, воспитывающих  ребенка с отклонениями в развитии, а ведь именно семья для ребёнка в дошкольном возрасте является основой для самопознания, формирования более адекватной самооценки, положительного самопринятия, творческой самореализации. Неполно изучены возрастные аспекты воспитания дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Существующее содержание семейного образования охватывает либо отдельные аспекты отношений между родителями и детьми, имеющими отклонения в развитии, либо отдельные блоки, в которых реализуются методики воспитания детей всех возрастов, что не обеспечивает комплексный подход к решению проблемы.
      Проблема  исследования связана с необходимостью разрешения противоречий, возникающих  в отношениях между родителями и дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. 

     Цель  исследования: изучить формы и  виды отклонений в развитии дошкольников. Определить проблемы в отношениях родителей с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
Объектом исследования является дошкольники, имеющие отклонения в развитии.
Предметом исследования являются отношения  дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение  педагогического опыта. 

    Теоретико-методологические основы работы: Исследования Мастюковой Е. М., Московкиной А. Г., основные идеи теоретиков детской возрастной психологии Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н.
Задачи исследования:
    Изучить литературу по проблеме исследования
    Проанализировать существующие подходы к отношению родителей и дошкольников, имеющих отклонения в развитии
    Определить закономерности отношений между родителями и дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
    Систематизировать изученный материал и определить модель компенсирующего воспитания в семье дошкольника с отклонениями в развитии.
Структура работы
Работа состоит  из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.
Общий объем  32 страницы.
 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития дошкольников, имеющих отклонения в развитии

1.1 Возрастные нормы развития дошкольников

1.1.1 Основные особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. В норме, в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека, который обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.
Дошкольный  период детства благоприятен для формирования у ребенка основ коллективизма, а также гуманного отношения к другим людям.

1.1.2 Характеристика социальной ситуации развития, как основополагающей в дошкольном возрасте

Социальная  ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех  отношений, которые устанавливаются  у ребенка с социальной средой.
В результате кризиса 3-х лет, происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.
Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная  и относительно устойчивая система  избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами  контактной группы. Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.
В настоящее  время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

1.1.3 Основные новообразования дошкольного возраста

«Дошкольный возраст, - как отмечал А.Н. Леонтьев [5], - период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3-7лет) можно выделить:
- позиционные ролевые действия;
- позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания, функция рефлексии.
Центральное личностное новообразование дошкольного возраста - соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.
Внутренняя позиция ребенка проявляется через:
- эмоционально окрашенные образы;
- ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;
- волю, выражаемую в упорстве;
- другие частные психические достижения.
Д.Б. Эльконин [10] в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:
1. Возникновение  первого схематичного абриса  цельного детского мировоззрения.  Ребенок не может жить в  беспорядке. Все, что видит, ребенок  пытается привести в порядок,  увидеть закономерные отношения,  в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. У ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и т.д. [4]
Строя картину мира, ребенок с нормой развития выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д.Б. Эльконин [10]) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.  

2. Возникновение  первичных этических инстанций  связано с различением «что  такое хорошо и что такое  плохо». Ребенок с нормой развития желает самостоятельно в этом разобраться. 

3. Возникновение  соподчинения мотивов.
В этом возрасте уже можно наблюдать  преобладание обдуманных действий над  импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием  награды или наказания со стороны  взрослого, но и высказанным обещанием  самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. 

4. Возникновение  произвольного поведения. Произвольное  поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.  

5. Возникновение  личного сознания. Д.Б. Эльконин в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания, т.е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».  

У дошкольника  возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки), осознание своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет - личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее.

1.2 Формы, виды отклонений развития у дошкольников

У детей  с проблемами в развитии имеются  физические и(или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонению в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые – компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.
В настоящее  время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений  в развитии (В.В. Лебединский; В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов; О.Н. Усанова).
Наиболее  распространенной является классификация  Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина: [6, с. 131]
I группа  – Дети с нарушениями слуха  и зрения 
а) Дети с недостатками слуха:
- глухие;
- слабослышащие
б) Дети со стойкими дефектами зрения
- слепые;
- слабовидящие  

II группа  – умственно отсталые дети  и дети с задержкой психического  развития 
Умственная  отсталость – стойкое нарушение  познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция.
Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5 –2 лет), деменция (распад психики) – на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5 – 2 лет).
Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецильность (более легкая), дебильность – наиболее легкая степень.
Дети  с ЗПР подразделяются на 4 группы:
ЗПР конституционного происхождения или гармонический  инфантилизм;
ЗПР соматогенного  происхождения;
ЗПР психогенного происхождения;
ЗПР церебрастенического  характера.  

К третьей  группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты).
Все виды речевых нарушений можно разделить  на 2 большие группы:
нарушения устной речи;
нарушения письменной речи.  

К четвертой  группе относятся дети с нарушениями  опорно-двигательной системы (в основном это дети с ДЦП).  

К пятой  группе относятся дети со смешанным (сложным) дефектом:
умственно отсталые неслышащие;
слепоглухонемые.  

К шестой группе относятся дети с искаженным развитием – психопатией, с патологией влечений.  

Выделяют  две основные группы причин, которые  приводят к нарушениям психического и физического развития
эндогенные (генетические);
экзогенные (факторы среды).
К эндогенным причинам относятся:
различные наследственные заболевания (синдром  ДАУНА)
Экзогенные  причины:
- в пренатальный (внутриутробный) период (хронические  заболевания родителей; инфекционные  болезни, интоксикация; недостаток  питания матери во время беременности; резус-конфликт; травмы и т.п.);
- в натальный  (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия  – удушье плода);
- в постнатальный  период (после рождения) тяжелые  инфекционные заболевания в раннем  периоде детства; различные травмы; интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и др);
Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.
Среди детей с отклонениями в поведении  выделяют педагогически запущенных детей, которые характеризуются  отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных  форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений.

1.3 Степень влияния отклонений в развитии на формирование личности дошкольника.

      Личность - это социальный облик человека как субъекта общественных отношений  и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. В процессе жизни у  человека формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что мы называем личностью.
      Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
      Личность  вовсе не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию  она во многом "пишет" сама, проявляя самостоятельность и субъективную активность. В известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями.
      Развитие  личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и  экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития".  Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности дошкольника с отклонениями в развитии. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.
      Патогенное  воздействие многочисленных нарушений  на процесс формирования личности описывается через выделение весьма схожих отрицательных черт характера. Природу возникновения этих черт, как правило, не подвергают детальному изучению. Тем не менее, не раскрыв механизм возникновения тех или иных характерологических особенностей, мы не сможем с достоверностью судить о том, насколько они закономерны, типичны или случайны для данной категории нарушений.
Среди упомянутых черт чаще всего встречаются  следующие: сужение сферы интересов  и потребностей, снижение уровня общей  активности, ослабление мотивационной сферы с доминированием мотива избегания неудачи и редуцированным мотивом достижения, что выражается в отказе от борьбы. Кроме того, указывается на преобладание экстернального локуса контроля, высокие показатели интравертированности, апатичность, безынициативность, эгоцентрические установки, аутичность, тревожность, недоверчивость, внушаемость, склонность к подражанию, бедное содержание самосознания, неадекватно завышенная или заниженная неустойчивая самооценка, существенные расхождения между образом реального и идеального «Я» и многое другое. Клинические исследования отмечают наличие многочисленных невротических синдромов и психопатических черт характера.
      Так же отношения в мире человеческой культуры при разнообразных видах дизонтогенеза — изоляция от общества, настороженное или негативное отношение его членов к инвалидам, неправильное семейное воспитание и т. п., способно приводить к похожим характерологическим нарушениям у разных групп лиц. [9]
      Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этой категории детей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.
      Образовательные потребности могут реализовываться  в специальных образовательных  учреждениях, коррекционных кабинетах (пунктах), центрах реабилитации, классах в составах образовательных учреждений общего типа, созданных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности.
 

Глава 2. Семейные отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии

2.1 Модели семейных взаимодействий.

    Семья является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Присутствие ребенка с нарушениями в развитии в сочетании с другими факторами может сократить возможности для заработка и отдыха. Увеличение нагрузки на одну из функций или ролей сказывается на множестве других функций или ролей членов семьи. Специалисты, работающие с детьми, порой создают дополнительный стресс для семьи, когда возлагают на родителей такие обязанности, с которыми те не в силах справиться.
    Одной из наиболее известных моделей семейных взаимодействий является циркулярная модель Олсона (рис. 1). [6]
    Эта модель включает в себя два основных параметра: сплоченность и гибкость в виде двух взаимно-перпендикулярных осей и дополнительный параметр — коммуникацию, который не включен графически.
      

    Рисунок 1. Циркульная модель Олсона 

    Выделяют  четыре уровня сплоченности, отражающей степень эмоциональной близости между членами семьи: низкий (разобщенный) низкий к умеренному (разделенный), умеренный к высокому (связанный), чрезмерно высокий (запутанный (переплетенный).
    Семейная  гибкость (адаптивность) характеризуется  количеством изменений в семейном руководстве, в семейных ролях и правилах, определяющих взаимоотношения.
    Центральные уровни сплоченности и гибкости считаются сбалансированными и обеспечивающими оптимальное функционирование семьи. Крайние значения по этим шкалам рассматриваются как проблемные.
    Благоприятным является структурированный тип семьи, при котором имеется демократическое руководство, учитывающее мнение всех членов семьи, в том числе мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, но с возможностью их изменения.
    Гибкий  тип семейной системы также характеризуется демократическим типом руководства, активно включающим детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются при необходимости. Очень важным является то, что члены семьи общаются между собой.
    Коммуникация  — это процесс передачи информации в семье, при котором важно умение активно слушать других, способность ясно выражать свои мысли и оказывать эмоциональную поддержку собеседнику. Коммуникация может быть закрытой, открытой и случайной.
    Наиболее  оптимальным вариантом является открытая коммуникация.
    В зависимости от соотношения сплоченности, гибкости и коммуникации семьи подразделяются на сбалансированные, средне сбалансированные и несбалансированные.
    Сбалансированные  семьи достаточно сплоченные и в то же время гибкие, с доступной всем членам семьи коммуникацией, в целом легче справляются с семейными кризисами и стрессами, чем несбалансированные.
    Сбалансированность  не является абсолютным показателем, так как, приспосабливаясь к обстоятельствам, сбалансированные семьи могут временно переходить в разряд средне сбалансированных и несбалансированных. Однако, лишь застревание надолго на крайних позициях, приводит к нарушению функционирования.
    Объективно  складывающиеся взаимоотношения в  семье характеризуют семейную целостность. В здоровой семейной структуре устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формирование семейного «мы», способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты.
    В несбалансированных семьях нарушается равновесие во взаимоотношениях, супруги стараются избежать изменений — развития семейного цикла и связанных с этим возможных тревог и потерь, либо, наоборот, взаимодействуют разобщенно, хаотично.
    В основе семейных конфликтов, т. е. дисгармоничного  взаимодействия, лежит неадекватность восприятия, незрелые отношения, служащие удовлетворению и поддержанию «невротических» потребностей в соперничестве, доминантности, защите, опеке.
    Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты, в результате длительно существующего конфликта, у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности (неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей). Таким образом, дисгармония в супружеских отношениях создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и может стать источником возникновения преневротического патохаракторологического радикала.

2.1.1 Семейное воспитание, как основополагающий фактор успешного развития дошкольника с отклонениями в развитии

    Помимо  воздействия на развитие ребенка  в семье со стороны супружеских отношений многими авторами изучались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания.
    Были  выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: принятие и любовь, явное отвержение, излишняя требовательность, чрезмерная опека.
    Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению неврастенических реакций у детей, является неправильное воспитание.
    Среди неправильных типов воспитания, приводящих к возникновению неврозов у детей, выделяют:
    - Отвергающее. Оно обусловлено рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов. Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля на почве попустительства.
    - Гиперсоциализирующее. Возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи.
    - Эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывают представление « я большой » в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.
    А. И. Захаровым при исследовании семей, в которых дети страдали различными формами неврозов, выделены следующие параметры воспитательного процесса:   интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям:
    а)гиперопека;
    б) опека;
    в) приятие;
    г) неприятие.
Параметр  контроля:
    а) разрешительный;
    б) допускающий;
    в) ситуативный;
    г) ограниченный.
    Кроме того, автор исследует различные  сочетания этих параметров, их соотнесение с различными видами неврозов. Например, ограничительства, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха.
      «Сверхпринятие» — к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство в отношении родителей к детям приводит к неврозу навязчивых состояний.
    В общем виде выделяются следующие  черты патогенного воспитания:
- Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.
- Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.