На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состав учетной политики организации: организационный, технический и методический аспекты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 
 
 
 
 
Курсовая  работа по курсу
«Бухгалтерское  дело» по теме:
«Состав учетной политики организации: организационный, технический и методический аспекты» 
 
 
 

    Исполнитель: Надарян А. Т.
    группа  ДЭБ-201;

Научный руководитель: Егорова Л.И.

к.э.н., доцент каф. «Бухгалтерского учета, анализа и аудита».

Москва, 2010
 

Содержание
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и
Отчетности…………………………………………………………………….5
1.2 Значение учетной политики для организации учета и формирования отчетности…………………………………………………………………..11
 Заключение……………………………………………………………….......37
Список используемых источнтков…………………………………………..40
1 норматиывные  и законодательные акты………………………………….40
2 литература…………………………………………………………………...41
3 приложение  №1……………………………………………………………..45 
    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность  данной курсовой работы обусловлена тем фактом, что в современных экономических условиях от хозяйствующих субъектов требуется ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности по определенным правилам, которые они будут последовательно применять из года в год. Разработка и принятие этих правил предполагает серьезные аналитические исследования, направленные, в частности, на выявление внутренних и внешних факторов, обеспечивающих эффективное хозяйствование.
    Хотя  бухгалтерский учет регулируется общими для всех организаций нормативными актами, у каждой организации могут  быть свои цели, задачи и критерии оценки эффективности финансово-хозяйственной  деятельности. Методы, подходящие для управления одной организации, могут быть абсолютно неприемлемы для другой организации, поэтому актуально рассмотрение различных способов оптимизации финансово-хозяйственной деятельности организации, что зависит от выбранной ею учетной политики.
    Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учете принимаются во внимание при выработке управленческих решений, значение учетной политики велико. От учетной политики зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации.
    В настоящее время можно говорить уже о некоторой динамике, истории  вопроса, связанного с учетной политикой  предприятия, с точки зрения его  отражения и раскрытия в нормативных  актах, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
    Учетная политика является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс либерализации системы  бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.
    Зачастую  формирование учетной политики происходит в спешке, по остаточному принципу либо отдается на откуп аудиторской  фирме. Результат процесса по разработке или совершенствованию различен: учетная политика или же охватывает самые насущные для компании аспекты, или представляет собой добросовестное изложение норм большинства документов, регулирующих учетную сферу. Четко отработанные алгоритмы или стандартизированный процесс ее формирования, как правило, в большинстве компаний отсутствует. Если же специалисты решают подойти к разработке и совершенствованию учетной политики основательно, то они сталкиваются с множеством проблем.
    Сам процесс формирования учетной политики вызывает немало трудностей. Проблемы возникают уже на первых этапах работы над учетной политикой - при определении приоритетных направлений построения системы учета в организации. Эти направления зависят от целей, преследуемых разработчиками учетной политики. Проблема согласования поставленных при формировании и совершенствовании учетной политики целей для принятия решений по выбору способов ведения учета, по-видимому, является одной из самых сложных. Руководством организации могут преследоваться различные цели при создании учетной политики, которые влияют на результат разработки документа разнонаправлено.
    Результаты  исследования показывают, что вопросы  учетной политики предприятия, имеют важнейшее значение, не только на каком бы то ни было конкретном предприятии, но и в экономике в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
    ВНУТРИФИРМЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ
    БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ 

      Нормативно-правовое регулирование
бухгалтерского  учета и отчетности
    По  действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции правительства, которое по традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатывает обязательные для всех субъектов (предприятий) нормативные документы о методике, методологии, организации бухгалтерского и финансового учета и составлении отчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователей бухгалтерской отчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.
    Принятая  Концепция развития российского  бухгалтерского учета предполагает постепенный переход основных регулирующих учет функций от государственных  органов саморегулирующимся организациям бухгалтеров.
    В настоящее время российский бухгалтерский учет характеризуется следующими особенностями1:
    1. Сочетание государственного регулирования  с инициативой предприятия по  рационализации и совершенствованию  учета. Учетный процесс организуется  самими предприятиями исходя  из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Руководитель предприятия несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и регистрацию хозяйственных операций.
    2. Последовательное повышение роли  бухгалтерского учета в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности и т.д.
    3. Обеспечение информативности, оперативности  и аналитичности, что позволяет  выявить влияние различных факторов, способствовать эффективности производства.
    4. Динамичность организации и совершенствование  бухгалтерского учета, методологии  и техники на основе научной  организации труда; оптимизация  затрат на ведение учета.
    Постепенный переход на Международные стандарты финансовой отчетности в 2010 г. предполагает отмену обязательного ведения учета для предприятий, кроме тех, акции которых котируются на фондовых биржах. Большинство малых предприятий будет переведено на упрощенную систему учета и налогообложения. Остальные предприятия будут разрабатывать собственные стандарты ведения бухгалтерского учета на основе МСФО и российских стандартов, которые будут носить рекомендательный характер.
    В этих условиях будет происходить  повышение значения внутрифирменного приказа по учетной политике, который станет основным документом, регулирующим порядок ведения учета предприятием.
    Российский  бухучет в настоящее время  регламентируется нормативными документами  на нескольких уровнях.
    Первый  уровень. Законодательное регулирование: законы, указы президента, постановления Правительства, в которых устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.
    Второй  уровень. Нормативные акты органов, которые на основе законодательных актов регулируют постановку бухгалтерского учета (Министерство финансов, Центробанк, Росстрахнадзор), положения по бухгалтерскому учету (стандарты бухгалтерского учета), инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.
    Третий  уровень. Планы счетов, инструкции по их применению, отраслевые инструкции и положения, регулирующие постановку бухгалтерского учета в соответствии с отраслевыми технологическими и организационными особенностями.
    Четвертый уровень. Регулирование на уровне предприятия: разработка учетной политики, должностных инструкций и т.д.
    Правовое  регулирование бухгалтерского учета  в нашей стране можно представить  в следующем порядке.
    Закон о бухгалтерском учете призван  определить единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.
    Положения по бухгалтерскому учету (национальные стандарты) - свод основных правил, устанавливающих принципы учета определенного объекта (совокупности объектов).
    Методические  указания и рекомендации по бухгалтерскому учету должны представлять собой  свод правил и рекомендаций по порядку  учета объектов. Должны наиболее полно определять правила, в том числе отдельные элементы техники ведения учета соответствующих объектов (эти инструкции составляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).
    При общей методологической основе бухгалтерского учета формирование приказа по учетной политике на каждом отдельном предприятии учитывает различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета на данном предприятии:
    формы собственности на средства производства и другое имущество предприятия;
    разнообразие видов предпринимательской деятельности;
    отраслевая специфика;
    структура предприятия и др.
    При разработке приказа по учетной политике в целях бухгалтерского учета  необходимо, прежде всего, ориентироваться  на требования Закона по бухгалтерскому учету, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, Положения по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ, отдельных Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
    Многие  положения, зафиксированные в учетной  политике, должны быть разъяснены и  отражены в годовой отчетности.
    Органы, которые имеют право регулировать бухгалтерский учет: Минфин России, ЦБ, Федеральная служба страхового надзора. В пределах своей компетенции  они регламентируют единообразный  подход к отражению в бухгалтерском  учете хозяйственных процессов, принципов оценки, обязанности, права и ответственность бухгалтеров, разрабатывают план счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.
    К основным нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы внутрифирменного регулирования бухгалтерского учета и отчетности предприятий в РФ являются:
    Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (редакция от 03.01.2006 г.)
    Налоговый кодекс РФ от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ (редакция от 31.12.2005 г.)
    Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
    Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.03.2000) "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"
    Приказ Минфина РФ от 13.января 2000 года № 4 "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (редакция 04.12.2002 г.)
    Приказ Минфина РФ от 26 марта 2007 г. № 26н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету"
    Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов"
    Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (редакция от 18.05.2002) "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01
    Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000
    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (с изменениями от 23.08.2000)
    Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету")
    Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года № 43н).
    Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).
    Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года № 26н).
    Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н) с изменениями от 30 декабря 1999 г.
    Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N  33н) с изменениями от 30 декабря 1999 г.
    Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 91н).
    План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.
    Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Значение  учетной политики
для организации учета  и формирования отчетности
    В современных условиях все более  возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.
    Необходимость формирования учетной политики для бухгалтерского учета предусмотрена п.3 ст.5 Федерального закона "О бухгалтерском учете", а для целей налогообложения обязанность по формированию учетной политики закреплена в п. 12. ст. 167 НК РФ. Таким образом, любая организация должна формировать две учетные политики: одну - для целей бухгалтерского учета, другую - для целей налогообложения. Они могут быть оформлены как в виде отдельных документов, так и в виде разделов общей учетной политики организации2.
    В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано как в Положении бухгалтерского учета (далее по тексту - ПБУ) 1/98 "Учетная политика организации", так и во вступающем в силу в 2009 году ПБУ 1/2008.
    Порядок формирования учетной политики для бухгалтерского учета, оформления и раскрытия регламентирован Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержден Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 106н. Содержание учетной политики оформляется приказом руководителя организации. Значение учетной политики определяется несколькими моментами:
    грамотно составленная учетная политика может быть действенным способом законной корректировки финансовых показателей, а значит – снижения налоговой нагрузки на предприятие;
    учетная политика является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации и влияет на принятие управленческих решений.
    Порядок формирования учетной политики для целей налогообложения установлен Налоговым Кодексом РФ. Налоговое законодательство представляет налогоплательщику в ряде случаев право выбора между теми или иными способами учета. Каждый такой выбор должен быть обязательно закреплен в учетной политике, в противном случае налогоплательщик не вправе применять избранный им порядок налогового учета. Кроме того, Налоговым кодексом РФ установлена обязанность налогоплательщика для целей налога на добавленную стоимость, разработать следующие методики:
    методику раздельного учета облагаемых и не облагаемых операций;
    порядок распределения вычетов по НДС между экспортной продукцией и отгружаемой на внутренний рынок;
    распределение производственных расходов на прямые и косвенные, и порядок распределения прямых расходов на остатки НЗП.
    В связи с этим руководителю, финансовому директору и главному бухгалтеру следует весьма серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики, - от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации.
      В положении по бухгалтерскому учету 1/2008 устанавливаются требования, которые должна обеспечивать учетная политика организации:
    полноты;
    своевременности;
    осмотрительности;
    приоритета содержания перед формой;
    непротиворечивости;
    рациональности.
    В приложении 1 приведена расшифровка требований к учетной политики.
    Для целей налогообложения учетная  политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
    Роль  учетной политики в организации  всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие  нормативно-правовые акты в ряде случаев  допускают выбор юридическим  лицом способа организации учета  из нескольких, определенных соответствующим  нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве "классического" примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.
    В этой связи учетная политика организации  выполняет сразу несколько функций3.
    Во-первых, учетная политика представляет собой  руководство по организации и  ведению учета внутри компании –  правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.
    Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
    Наконец, в-третьих, учетная политика – это  нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что  учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п.
    Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском  и налоговом учете путем включения  в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.
    Учетная политика – это комплексный документ, касающийся, однако, только одного аспекта  организации учетного процесса –  методологии учета. Следует помнить, что пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон) и статьей 314 НК РФ определены перечни документов, утверждаемых либо одновременно с учетной политикой, либо как приложения к ней. Он включает в себя:
    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
    порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
    правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
    порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
    формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.
    Исходя  из сложившейся практики, рабочий  план счетов, как правило, утверждается в качестве приложения к учетной  политике. Приложением к ней в силу требования закона выступают и формы регистров налогового учета. Остальные же названные документы чаще утверждаются в качестве самостоятельных локальных нормативных актов. Это связано с тем, что по традиции учетная политика вместе с рабочим планом счетов, обеспечивающим ее реализацию, утверждается на каждый финансовый год перед его началом. В то же время график документооборота, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и иные аналогичные "системные" документы, применяемые из года в год, не меняются, а лишь при необходимости корректируются.
    Итак.
    Рабочий план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и  группировки фактов хозяйственной  деятельности организации (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. Он должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета конкретной организацией.
    Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основании Плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов.
    В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов при утверждении  рабочего плана счетов организация  самостоятельно не вправе вводить дополнительные синтетические счета. Подобные счета могут быть введены в рабочий план счетов организации только для учета специфических операций по согласованию с Минфином России. Для этого используются свободные номера счетов.
    Вместе  с тем организация может не использовать какие-либо синтетические счета в связи с отсутствием операций, подлежащих отражению на таких счетах, или в силу организации бухгалтерского учета, которой не предусматривается использование отдельных счетов. Это касается применения, например, счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 42 "Торговая наценка" и т. п.4
    Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
    Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана слетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т. д.), а также исходя из особенностей деятельности организации.
    Кроме того, при закреплении в учетной политике рабочего плана счетов организации следует утвердить корреспонденцию синтетических счетов в отношении фактов хозяйственной деятельности организации, по которым не предусмотрена корреспонденция в типовой схеме, содержащейся в Инструкции по применению Плана счетов.
    В учетной политике организации следует  установить:
    перечень синтетических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Данный перечень может включать не все счета, предусмотренные Планом счетов;
    перечень субсчетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, составленный на основе Плана счетов и адаптированный к потребностям организации;
    перечень аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, составленный в соответствии с требованиями нормативных актов и потребностей организации;
    применяемую корреспонденцию синтетических счетов, не предусмотренную в типовой схеме.
    В соответствии со ст. 9 Закона " О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами — первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
    Перечень  лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером (п. 3 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете"). Указанный перечень можно зафиксировать в учетной политике организации, как это указано в приложении 2.
    Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В настоящий момент формы первичных учетных документов утверждены документами, указанными в приложении 3.
    В случае оформления хозяйственных операций документами, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, организация должна соблюдать определенные правила.
    Так, согласно п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" подобные документы должны содержать ряд обязательных реквизитов:
    наименование документа;
    дату составления документа;
    наименование организации, от имени которой составлен документ;
    содержание хозяйственной операции;
    измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
    наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    личные подписи указанных лиц.
    Кроме того, в соответствии с п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета в формах первичных документов могут быть включены дополнительные реквизиты. Подобные дополнения в первичные учетные документы могут быть внесены в зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации.
    Формы документов для внутренней бухгалтерской  отчетности утверждаются для целей  представления обособленными подразделениями  организации (в том числе выделенными  на отдельный баланс) информации о  своей деятельности.
    Такие формы документов должны быть построены таким образом, чтобы они содержали все показатели, необходимые дня последующего формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации в целом, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
    Данные  формы могут полностью повторять  формы бухгалтерской отчетности организаций и в таком виде, как правило, применяются в отношении  подразделений организации, выделенных на отдельный баланс.
    Организация также вправе установить иные формы отчетности для своих подразделений. Они могут быть составлены в виде регистров учета, перечней, оборотно-сальдовых ведомостей и т. п. При утверждении форм документов особое внимание следует обратить на то, какие лица подразделения, представляющего внутреннюю бухгалтерскую отчетность, имеют право ее подписи (руководитель подразделения, бухгалтер и т. п.). Ограничения в отношении форм рассматриваемых документов нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрены.
    Кроме того, организации следует установить способ представления форм внутренней бухгалтерской отчетности (на бумажных носителях, на магнитных и иных носителях информации (дискеты, диски и т. п.)) и сроки ее представления.
    Каких-либо ограничений по способам представления внутренней бухгалтерской отчетности нормативные акты по бухгалтерскому учету также не содержат. При утверждении сроков представления внутренней бухгалтерской отчетности организации следует исходить из сроков, установленных для представления бухгалтерской отчетности организации, а также периода времени, необходимого для составления данной отчетности на основании сведений, представляемых обособленными подразделениями.
    В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
    При этом порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе каждой из них, и т. д.) и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. К таким случаям относятся:
    передача имущества в аренду;
    выкуп, продажа имущества;
    преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;
    составление годовой бухгалтерской отчетности;
    смена материально ответственных лиц;
    выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    стихийные бедствия, пожары или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
    реорганизация или ликвидация организации;
    иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
    Таким образом, в учетной политике организации следует отразить:
    по каждой статье имущества и финансовых обязательств количество инвентаризаций в отчетном году. Например, основные средства — один раз в год, товары на складе — ежемесячно и т. д.;
    даты проведения инвентаризаций.
    В соответствии с п. 5.1. Положения о документообороте движение первичных документов в бухгалтерском учете, под которым понимается их создание или получение от других организаций, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив (документооборот), регламентируется графиком.
    Данный  график должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений организации и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
    График  документооборота должен способствовать улучшению всего учетного процесса организации, а также усилению контрольных  функций бухгалтерского учета.
    График  документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения.
    В составе учетной политики организации  должен быть утвержден график документооборота, предусматривающий в отношении каждого первичного документа, применяемого организацией для оформления фактов хозяйственной деятельности, следующие сведения5:
    данные о создании или получении документа:
    количество экземпляров;
    лицо (служба), ответственное за выписку или за получение документа от контрагента;
    лицо (служба), ответственное за оформление документа;
    время составления документа (непосредственно в момент совершения операции, сразу после ее совершения);
    данные о принятии к учету и обработке документа:
    лицо (служба), ответственное за представление документа в бухгалтерию организации;
    срок представления документа в бухгалтерию организации;
    порядок представления документа в бухгалтерию организации;
    лицо (служба), ответственное за проверку документа;
    данные об обработке документа:
    лицо (служба), ответственное за обработку документа;
    срок исполнения;
    данные о передаче в архив:
    лицо (служба), ответственное за передачу документа в архив;
    срок, по истечении которого документ подлежит передаче в архив.
    Технология  обработки учетной документации подразумевает под собой систематизацию и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных  учетных документах, в регистрах  бухгалтерского учета.
    Регистры  бухгалтерского учета могут вестись  как ручным способом, так и с применением вычислительной техники.
    В учетной политике должен быть отражен  порядок обработки учетной информации (ручным способом или с применением  вычислительной техники). В случае обработки  учетной информации с применением  вычислительной техники указывается используемая в организации бухгалтерская программа.
    Лицом, ответственным за разработку учетной  политики организации, является ее главный  бухгалтер (п. 2 ст. 7 Закона) или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).
    Утверждается  учетная политика внутренним распорядительным документом организации (п. 3 ст. 6 Закона, п. 12 ст. 167 НК РФ) – это, как правило, приказ или распоряжение ее руководителя. Аналогичными документами вводятся в действие и иные документы, утверждаемые вместе с ней.
    Не  секрет, что на практике сотрудники налоговых органов требуют представления  им учетной политики на следующий год одновременно с представлением годовой отчетности за предыдущий год. Однако следует помнить, что в законодательстве такое требование не содержится, поэтому выполнять его налогоплательщик не обязан – представить в налоговый орган без его специального требования налогоплательщик может только в виде своей доброй воли.
    Ежегодно  при утверждении учетной политики на очередной финансовый год главный  бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики6.
    Напомним, что и Закон, и Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" устанавливают принцип последовательности учетной политики. Однако изменение законодательства является достаточным и, более того, наиболее распространенным основанием для связанной с ним корректировки учетной политики.
    По  общему правилу учетная политика организации в течение отчетного периода изменению не подлежит.
    Изменение учетной политики организации допускается только по основаниям и в порядке, установленным законодательством.
    В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год, изменение учетной политики может производиться в случаях:
    Изменения законодательства России или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.
    Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 применение организацией нового способа ведения бухгалтерского учета должно предполагать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
    Существенного изменения условий ее деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
    При этом необходимо учитывать, что не считается  изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации.
    Таким образом, утверждение способа ведения  бухгалтерского учета указанных фактов хозяйственной деятельности возможно в течение отчетного периода.
    При изменении учетной политики необходимо учитывать следующее7:
    Изменение учетной политики оформляется организацией в виде отдельного акта (положения), утверждаемого властно-распорядительным актом (приказом, распоряжением и пр.) руководителя организации (п. 11 ПБУ 1/2008). По нашему мнению, возможны два варианта оформления: составление акта, содержащего полный текст учетной политики, или составление акта, содержащего только текст изменений.
    Изменение учетной политики должно быть обоснованным. В приказе об изменении учетной политики организации должно быть указано, по каким причинам в учетную политику организации вносятся соответствующие изменения.
    Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008).
    Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).
    Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации (п. 25 ПБУ 1/2008).
    Раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности.
    Обязанность по приданию гласности бухгалтерской  учетной политики возложена законодательством  не на всех субъектов бухгалтерского учета.
    Так, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:
    Согласно законодательству Российской Федерации (например: ОАО, банки, биржи, страховые организации, инвестиционные фонды — п. 1 ст. 16 Закона "О бухгалтерском учете").
    Согласно учредительным документам.
    По собственной инициативе.
    В иных случаях раскрытие учетной  политики организации не является обязательным.
    Придание  учетной политике организации гласности  означает раскрытие ею принятых при  формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно  влияющих на оценку и принятие решений  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
    К способам ведения бухгалтерского учета, подлежащим обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся (п. 18 ПБУ 1/2008):
    способы амортизации основных средств;
    способы амортизации нематериальных и иных активов;
    способы оценки производственных запасов;
    способы оценки товаров;
    способы оценки незавершенного производства;
    способы оценки готовой продукции;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.