На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Историко-культурный потенциал Удмуртской республики как основа развития туризма в регионе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Кировский филиал 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

(КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ)

 

По дисциплине Теоретические основы организации туристической отрасли

Тема  Историко-культурный потенциал Удмуртской республики как основа развития туризма в регионе

               Выполнил Соловьева Екатерина Николаевна

                                                                                             фамилия, имя, отчество
                                                      Факультет  Культуры, курс СКДу_- 2
                                                                           факультет,  курс, № группы

            Руководитель_______________________                                                           ученая степень, ученое звание,

       __________________________________                                          
                                                   Ф.И.О.                                                  
                                                       Дата защиты __________________________

                                                 Оценка _______________________________

                                                 ______________________________________
                                                          подпись руководителя

              Киров

                 2011 

Содержание
Введение 3
1. Культурный туризм и его значение в современном мире 7
1.1. Понятие «культурный туризм», его основные характеристики 7
1.2. Роль элементов культуры в формировании привлекательности туристического маршрута 10
1.3. Влияние историко-культурного туризма на развитие региона 19
2. Историко-культурный потенциал Удмуртской республики как фактор формирования туризма в регионе 27
2.1. Характеристика историко-культурных ресурсов Удмуртской республики 27
2.2. Характеристика туристических предложений по Удмуртской республике 34
Заключение 40
Список  использованной литературы 45
Приложение 47 
 

 


     Введение
     В современном мире туризм является одной  из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. На долю туризма приходится 10 процентов мирового валового национального продукта, 11 процентов международных инвестиций. Поэтому на протяжении многих лет туризм рассматривается как отрасль, стимулирующая местную экономику, повышающая благосостояние и влияющая на качество и уровень жизни населения страны.
     Сегодня во всём мире наблюдается динамичное развитие международного туризма, а, следовательно, идёт увеличение использования культурных и природных ресурсов принимающих  стран. Природная любознательность туриста в отношении различных  уголков мира и населяющих их народов  образуют один из наиболее сильных  туристских мотивов. Возрастает количество туристских поездок с культурно  – познавательными целями.  Новое  понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости  сохранения культурного многообразия в мире расширяет перспективы  культурного туризма как ресурса  регионального развития, а также  влияния  на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую  деятельность и международные отношения. Это связано с тем, что в  современном мире туризм из преимущественно  экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка  [20, С.240].
     Потребность в изучении и развитии сферы культурного  туризма базируется на понимании  важной роли для человека культурно-познавательной деятельности, на признании необходимости  создания условий для реализации культурных потребностей человека в  познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом  – культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря культурному туризму.
     Актуальность  изучения историко-культурного туризма объясняется тем, что, несмотря на все трудности, современный период является периодом развития новых тенденций в культурной жизни, возрождаются ранее забытые имена, памятники и события, по-новому оценивается историческое наследие. И поэтому для большинства российских регионов ориентация на культурный туризм становится одной из реальных возможностей экономического, социального и культурного подъёма.
     В Федеральном законе «Об основах  туристской деятельности в РФ» (гл. II, т.4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма. [8, С.43-53]. В этой связи приобретает особое значение развитие культурного туризма в Российской Федерации, в частности, в регионах.
     В отличие от городов центральной  части России, в которых культурный туризм является источником постоянной прибыли и одним из главных  факторов развития региона, города и  регионы Поволжья с момента своего основания были ориентированы на развитие промышленности.
     Отличительной чертой последних лет стала открытость Удмуртии. С каждым годом в республику приезжает все больше и больше гостей из других регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Гостей интересует не только то, что производится на местных заводах, но также история края,  исторические и культурные достопримечательности, самобытное искусство удмуртских мастеров народных промыслов, национальные традиции. Поэтому сегодня одной из актуальных проблем дальнейшего развития Удмуртии является определение её туристских возможностей и формирование базы культурного туризма.
     Цель  данной работы – изучить историко-культурного  потенциал Удмуртии для развития туризма в данном регионе.
     На  основе поставленной цели определены следующие задачи работы:
     - рассмотреть теоретические концепции  культурного туризма, исследовать  литературу по данной проблеме;
     - рассмотреть влияние культурного  туризма на развитие регионов  России;
     -  оценить туристско-экскурсионный потенциал Удмуртии;
     - дать характеристику состояния  историко-культурного туризма в  республике на сегодняшний день.
     Объектом  исследования выступает культурный туризм как разновидность путешествий  людей с целью удовлетворения культурных потребностей, ознакомления с историко-культурными достопримечательностями, которые являются неотъемлемой частью социокультурной сферы современного общества.
     Предмет исследования – культурный туризм как фактор  развития региона. 
     Практическим  исследованием явилось изучение туристского потенциала архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай».
     При подготовке курсовой работы были использованы: метод описания объектов историко-культурного наследия в Удмуртской республике. Отечественными исследователями отмечается ведущее положение культурологического элемента в структуре туризма, что свидетельствует об огромном потенциале туризма в культурной и социальной сфере общества. Несмотря на это, в отечественной литературе тема культурного туризма остается мало исследованной. Следует также отметить теоретическую и практическую непроработанность проблем развития культурного туризма как существенного элемента социокультурной сферы, особенно на региональном уровне.
     Методической  базой исследования явился ФЗ «Об  основах туристской деятельности». При написании курсовой работы была использована литература по теории культурного туризма. При этом работы Квартальнова и Севана. В них авторы такие вопросы, как понятие «культурный туризм», основные его характеристики, а также аспекты влияния культурного туризма на развитие регионов. В работе Никишина культурный туризм рассматривается как технология управления региональным развитием.  Следует отметить недостаточную изученность проблемы-развития культурного туризма как компонента: социокультурной сферы,  инструмента региональной политики. Культурологический подход к данной проблеме только начинает осуществляться.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
     В первой главе рассматриваются теоретические  основы культурного туризма, его  сущность, даётся список основных его  характеристик, описываются аспекты  влияния культурного туризма  на развитие региона.
     Во  второй главе дается характеристика ресурсов Удмуртии, рассматривается ее историко-культурный потенциал. В заключении обобщены результаты теоретических исследований в области культурного туризма и определены перспективные задачи его как ресурса регионального развития.
     В приложении даны фотографии объектов историко-культурного и природного наследия.
 


    Культурный  туризм и его значение в современном  мире
      Понятие «культурный туризм», его основные характеристики
     Культурное  самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных  уголков мира и населяющих их народов  образуют один из наиболее сильных  побудительных туристских мотивов.
     В России термин «туризм» определяется федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью» [8, С.43-53].
     Туризм  – наилучший способ знакомства с  другой культурой [1, С. 78]. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить – важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.
     Культура  является фундаментальной основой  процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода  к их дальнейшему развитию. В большинстве  стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.
     Культурное  наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы  и т. п.
     Давно выделился и стал самостоятельным  такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой  является историко-культурный потенциал  страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:
     - памятники археологии;
     - культовую и гражданскую архитектуру;
     - памятники ландшафтной архитектуры;
     - малые и большие исторические города;
     - сельские поселения;
     - музеи, театры, выставочные залы и др.;
     - социокультурную инфраструктуру;
     - объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
     - технические комплексы и сооружения.
     При посещении другой страны туристы  воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых  является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.
     Особенности культуры различных регионов мира все  чаще побуждают людей проводить  отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.
     Познавательный  туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого  народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.
     Развитие  культурных факторов внутри региона  является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.
     Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного  региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит  не только от материально-технической  базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного  наследия.
     Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и  творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной  страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами  и предлагать их на туристский рынок.
     Оценка  культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:
    ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;
    необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.
     Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию  у туристов. Необходимое и достаточное  время для осмотра объектов в  известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных  маршрутов. Наконец, представление  о ценности культурных комплексов зависит  от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев  интерес к объектам культуры определяется модой.
     Важной  характеристикой культурного комплекса  является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с  долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.
     Несмотря  на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических  изданий, художественной литературы и  других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем  сто раз услышать». Поэтому регион, заинтересованный в привлечении  туристов, должен разумно планировать  и развивать специальные программы  и мероприятия, способствующие повышению  интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных  туристов.
      Роль элементов культуры в формировании привлекательности туристического маршрута
     Различные области деятельности способны вызвать  сильный мотив к путешествию  и интерес к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.
     Изобразительное искусствоодин из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.
     Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального  изобразительного искусства. Например, характерной особенностью эдинбургского фестиваля, который регулярно проходит в Шотландии, является то, что он знакомит не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных композиторов, фольклором и другими – всем, что вызывает интерес у туристов.
     Музыка  и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. CD-диски с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.
     Этнические  танцы – характерный элемент  национальной культуры. Практически  каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами  может происходить на специальных  шоу, фольклорных вечерах, во время  развлекательных программ. Яркими примерами  танца как выразителя национальной культуры являются танцы народов Африки, полинезийские, японский танец «кабуки», русский балет и др.
     Народные  промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры – хорошая память о стране. Однако следует помнить, что памятный сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка.
     Все виды сувенирной продукции, а также  другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны и продаваться  в удобно расположенных магазинах  и других торговых точках. Мотивы покупки  и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться  в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых  туристских центрах создаются специальные  магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают  изделия непосредственно в присутствии  покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и  вызывает немалый интерес у туристов.
     История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами — сильнейший побудительный туристский мотив.
     Историческое  наследие региона нуждается в  продвижении на туристский рынок. Поэтому  национальные туристские организации  должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности. В числе интересных нововведений в сфере презентации исторического  наследия и привлечения туристов можно выделить специальные светозвуковые  шоу-программы, получившие распространение в Европе и странах Средиземноморья. Специфика таких шоу заключается в особом воспроизведении отдельных страниц истории с использованием различных спецэффектов.
     Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.
     Незаурядная крупномасштабная акция культурного  характера была организована в Сингапуре  по случаю начала третьего тысячелетия. Самый сенсационный азиатский праздник «Millenia Mania» был рассчитан на длительный период – с июня 1999г. по август 2000г. Туристы участвовали в фантастических мероприятиях, фестивалях, развлекательных шоу, делающих смену тысячелетий незабываемой. Праздник осуществлялся в соответствии с разработанным Управлением по туризму Сингапура планом «Tourism XXI», предусматривающим значительное расширение района Чайнатауна (Chinatown), проект реставрации которого оценен почти в 57 млрд. долл. США. Согласно проекту Чайнатаун в течение трех лет должен превратиться в самый оживленный район Сингапура, отражающий его историческое прошлое. Управление по туризму разработало план специальных, присущих только Чайнатауну, мероприятий: празднование Нового года по китайскому календарю, исполнение «танца льва», соревнований по ушу и др. Рядом с Чайнатауном появятся этнические зоны, например «маленькая Индия». Ожидалось, что праздник тысячелетия превратит город из заурядного туристского направления в столицу туризма XXI века.
     Литература. Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.
     Религия. Паломничество – древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80% объектов туристского показа являются культовыми, например в Париже культовые объекты составляют 44%. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр-Дам де Пари во Франции, собор Святого Петра в Италии и др., которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира.
     Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении определенной категории туристов, особенно иностранных, интересующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и т. п.
     Так называемые индустриальные туры –  прекрасный способ расширить соответствующий  сегмент туристского рынка. Турфирмам  следует способствовать организации  и проведению специализированных туров  на заводы, фабрики, промышленные и  другие объекты, конкретный перечень которых  следует согласовывать с департаментами торговли и коммерции, гостиничными предприятиями, сервисными компаниями и другими организациями, имеющими прямой или косвенный контакт  с туристами.
     Целесообразно использовать практику организации  специализированных групповых туров  для производителей определенного  вида продукции в другую страну с  целью ознакомления с процессом  ее разработки, производства и реализации. Департаменты коммерции некоторых  стран и различные промышленные группы практикуют специализированные туры не только с целью ознакомления туристов с потенциальными рынками, но и для привлечения внимания к определенным видам продукции, увеличения спроса, объемов продаж, налаживания контактов. Яркий пример использования торговли и бизнеса в целях 
туризма – Гонконг, где деловая и торговая жизнь выступает как важнейший элемент туристских впечатлений.

     Агрокультура. Уровень развития сельского хозяйства может привлечь внимание фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона. Например, Данию как мирового лидера в области свиноводства ежегодно посещают фермеры из разных стран. Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важным звеном в туристском обслуживании.
     В программу специализированного  тура следует включать различные  мероприятия, во время которых туристу  будет интересно познакомиться  с ассортиментом выпускаемой  в этой местности продукции, принять  участие в процессе ее производства, например в сборе урожая. Такая  практика существует на Гавайях, где  программой тура предусмотрено знакомство туристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ананасов и  участие в их сборе.
     Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты Оксфорд и Кембридж давно стали туристскими достопримечательностями и самостоятельными объектами туристского показа. Помимо этого система образования является особенностью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности, как основа обучающего туризма. Возможность получения престижного образования привлекает студентов из разных регионов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка.
     Наука. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Туристские организации могут оказывать различные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, обеспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и пр.). В век научно-технической революции научные комплексы являются важным ресурсом познавательного туризма.
     К числу наиболее популярных научных  объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а  также атомные станции, космические  центры, заповедники, акванариумы и т. д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так и для массовых туристов. Например, космический Центр управления полетами имени Джона Кеннеди во Флориде ежегодно привлекает огромное число туристов и предлагает образовательную и научную информацию даже неискушенным в этой области знаний туристам.
     Национальная  кухня. Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Например, почти все туристы, посещающие впервые Россию, желают отведать борщ и пельмени. Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам национальные блюда, поясняют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, например ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях с элементами фольклора.
     Туристы считают питание важным элементом  поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях  не только об отдыхе, но и о стране [14, С. 65-156].
     Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив  к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения  туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского  направления.
     Ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими международными организациями  генеральные ассамблеи, конференции  и другие мероприятия, в которых  участвуют представители культуры и туризма ведущих стран мира, являются действенным механизмом международного сотрудничества, а принимаемые ими решения – основой для разработки практических рекомендаций на национальном уровне.
     Особого внимания заслуживают конвенции  и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и природного наследия, подчеркивающие важность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рамках Всемирной конференции, определившей мировую политику в области культуры, приняты рекомендации о путях развития туризма на основе охраны и использования культурного, исторического и природного наследия. 
     Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода по принципу: «Сохрани – восстанови – не навреди».
     Многие  регионы богаты такими уникальными  историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.
     При развитии туристской инфраструктуры важно  не нарушать исторический облик территории. Каждый вновь создаваемый туристский центр (объект) должен соответствовать национальным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние. Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития культурного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».
     Выделяют  четыре принципа культурного  туризма [9]:
     1) активное содействие в сохранении  наследия местности: культурного,  исторического и природного;
     2) подчеркивание и выделение уникальности  наследия местности относительно других регионов;
     3) создание у местного населения  чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
     4) разработка программы развития  туризма на основе использования уникального наследия местности.
     Культурный  туризм не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.
      Влияние историко-культурного туризма на развитие региона
     Успешное  развитие туризма, а, следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем проблему сезонного колебания спроса – путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.
     Культурный  туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том  числе [7]:
     Социально-культурные аспекты.
     Сохранение  и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.
     Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение – ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурный туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.
     Культурный  туризм оказывает заметное влияние  на миграционные процессы, постоянно увеличивающиеся в связи с появлением свободного времени у разных слоев населения. При миграции населения перемещается и их культура, привнося новые элементы в ту среду, куда они попадают. Взаимоотношения разных типов мигрирующей и местной культур, например, национальной и  региональной, городской и сельской, их взаимопроникновение и мощность взаимодействия зависит не только от численности и социального состава населения, а так же от экономических и политических ситуаций в обществе. Поэтому при организации туризма в исторических городах и селах, необходимо проводить анализ и оценку взаимодействия разных типов культур и предвидеть последствия таких процессов. Как показал опыт, попытки перенесения и заимствования различных образцов культуры (социальных, экономических, архитектурных и др.) в иную социокультурную среду не всегда бывают успешными и вызывают конфликты.
     Важным  при рассмотрении развития культурного  туризма в исторических регионах становится анализ взаимоотношений между городом и селом, где город выступает ядром культурного региона и источником культурных инноваций (технологий, методов, моды и пр.) Село остается в этом смысле на вторичном положении, хотя здесь всегда существовала собственная культура. В связи с развитием урбанизации и, в том числе, туризма сельские территории и их население оказались в сложной ситуации.
     Культурный  туризм имеет познавательное и образовательное  значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.
     Экономические аспекты.
     Для многих стран мира культурный  туризм в исторических поселениях и местах превратился в существенный источник увеличения доходов и роста национальной экономики. Туристический оборот, в сравнении с остальными видами деятельности в таких регионах показал достаточно высокий уровень стабильности, даже во время экономических кризисов: происходило лишь снижение его темпов и перестройка географии туристских потоков. Это свидетельствует о том, что этот вид жизнедеятельности становится привычной потребностью у большей части населения многих регионов. Культурный туризм, по мнению ряда экспертов, стал третьей по значению статьей мирового экспорта, уступив место вывозу нефти и оружия. 
     Опыт  многих развитых стран показывает, что в качестве источников финансирования региона  используются валютные отчисления в городской бюджет в виде арендной платы и дивидендов от строительства, реконструкции и использования помещений под туризм, налог на проживание в частном секторе, объекты питания, торговли, развлечений и спортсооружений, экскурсии и пр. Услуги. Культурный туризм — как капиталоемкая область, требует привлечения иностранного капитала. Чем больше памятников, культурных и природных ценностей имеется в поселении, чем больше услуг определенного качества может быть предложено туристам, тем на более длительный срок они здесь остаются. Показатель выгоды от таких туристов (за счет пользования гостиницами и питания) во многом превосходит те, которые получают от прибывающих в город лишь на один или два дня. Поэтому одной из проблем, решение которой влияет на экономическое развитие, является расширение спектра особенностей и достопримечательностей поселения: реконструкция и ремонт старых зданий местной стилистики и качественное строительство новых, благоустройство территории, развитие сети гостиниц, ресторанов с разными национальными кухнями, расширение индустрии развлечений, включая праздники, фестивали, концерты, выставки и т. д.
    Природно-ландшафтные  аспекты.
     Очевидно, что развитие исторических городов  и сел взаимосвязано с освоением природных компонентов и формированием ландшафтов. Они складывались веками. Поэтому при разработке зон и схем развития туризма, как и при организации экскурсий и зон отдыха, необходимо иметь в виду особенности его освоения, исходя из природных особенностей определенного историко-культурного региона, этнических и социальных элементов культур. Следует учесть зависимость типа культурного ландшафта от приемов и традиций ведения сельскохозяйственных работ в разных регионах и в разные периоды истории, а также социально-культурный и природный контекст ландшафта: эстетический, т. е. влияющий на самочувствие и настроение людей, хранящий и создающий определенный тип восприятия людьми природы, мира и собственной родины. Кроме того, он является индикатором, определяющим качество и уровень культуры региона в разные периоды истории.
     Природно-ландшафтные  характеристики являются важными составляющими  элементами культурной среды поселений как для туристов, так и для местных жителей. Осторожное внедрение в природную и культурную среду ограниченными группами туристов по специальным программам, четкая организация таких потоков с учетом жизнедеятельности местного населения, строительство небольших государственных и частных отелей, вписывающихся в природу, что является и более экономичным в пользовании, использование зелени и природных особенностей в проектировании городских пространств.
    Градостроительные и архитектурные аспекты.
     При работе на уровне генерального плана региона с целью развития культурного туризма выбираются наиболее цельно сохранившиеся исторические места. Как правило, к ним относятся: торговые площади с ратушами, соборные и церковные площади, монастырские комплексы, кварталы жилой застройки, сады и парки, отдельные памятники архитектуры. Именно такие территории и зоны застройки являются наиболее притягательными для туристов и включаются в систему показа и коммерческого освоения. И если в прошлые века на многих центральных площадях происходила торговля продуктами питания или предметами быта, то сегодня с целью развития культурного туризма и получения прибыли именно исторические центры поселений вместе с торговыми лавками, ресторанами, домами, площадями превратились в «предметы» и «продукты» торговли и прибыли. То есть  в этот процесс сегодня включена культурная среда исторического региона. В таких зонах можно увидеть не только прошлое страны, но и современные образцы народного и профессионального искусства, ремесел, археологии, техники и новых технологий. Такие места отдыха и паломничества туристов стали коммерчески выгодными для городов.
     При организации туристических маршрутов  учитываются индивидуальные условия  восприятия города и села: силуэтное и панорамное восприятие исторического места и памятников (с горы, холма, моста и пр.); восприятие системы архитектурных доминант вдоль небольшого открытого пространства (реки, пруда, поля и пр.), или сооружения в конце улицы, на площади, в ряду жилой застройки, а также сквозь застройку и зелень. В этой связи необходимо при работе над планом благоустройства и развития региона учитывать такие видовые точки и организовывать специальные зоны и площадки для остановки и временного отдыха.
     Развитие  культурного туризма в любом регионе  приводит к изменению его инфраструктуры, к перепрофилированию его социальных и пространственных сред, ориентируя их на рекреацию, отдых, торговлю, музеи и выставки. Повсеместно оказывается достаточно интересным и привлекательным посещение музеев. Демонстрируются не только статичные, но и динамичные композиции: ярмарки, театральные представления, игры и пр. Такого типа музеи являются важными составляющими элементами поселений, способствуют сохранению и развитию региональных черт городской и сельской культуры, частично, между тем, и финансовые проблемы.
     Развитие  культурного туризма в исторических городах и территориях влияет на изменения архитектуры. При этом можно наблюдать ориентацию на: реконструкцию (или реставрацию) и новое современное строительство. В первом случае ставится задача сохранения облика памятников, осторожного внедрения в плоть исторического объекта с целью его приспособления в туристических целях (выставки, магазины, гостиницы и пр.). Благодаря их использованию, они становятся доступны для постоянного осмотра населением.
     При новом строительстве в центрах исторических городов строительство осуществляется в трех направлениях: восстановление копии здания какого-либо прошедшего периода,  строительство новых сооружений разных стилистических направлений ХХ в.: конструктивизм, постмодернизм, хай-тек, де конструктивизм, пост функционализм и пр.; формирование региональных, локальных образцов с использованием местных элементов народной и классической архитектуры.
     Последние два направления являются проявлением  наиболее значимых современных течений  в культуре, т. е. развития глобальных мировых процессов, унифицирующих особенности городской среды и поиск собственной идентичности. И именно в объектах туристического использования чаще всего встречаются столь противоречивые направления в архитектуре. Каждое из них имеет право на жизнь, с осторожным внедрением в ткань исторического города и соблюдением качества строительства.
    Организационно-управленческие аспекты.
     Организационно-управленческие аспекты развития культурного туризма  достаточно важны и требуют специального рассмотрения. Это касается как отечественного, так и зарубежного туризма. В такую деятельность должна входить организация соответствующего муниципального управления в историческом регионе, которая бы координировала деятельность местных туристических и гостиничных предприятий и анализировала бы оценку туристических ресурсов и рынка, выбирала и формировала тур запросы, вела рекламную работу и пр. Необходима организация коммерческих бюро с целью лицензирования частных лиц, заинтересованных в приеме приезжего населения и т. д. Все это становится крайне актуальным, например для малых городов, которые владеют значительным культурным потенциалом и туристическим продуктом, но до сих пор мало используемым. Однако для развития туризма требуется проведение определенной инвестиционной политики, в т. ч. и западных партнеров.
     Сегодня для развития культурного туризма  необходим поиск и внутренних резервов с целью модернизации и ремонта, в первую очередь, инфраструктуры исторических поселений, их памятников, зданий путем выпуска акций, займов, привлечения инвесторов и пр. Необходима разработка законодательных норм по туризму, формирования системы управления, в том числе путем создания специального Фонда культурного туризма в рамках исторического региона с целью развития городской среды.
     Развитие  культурного туризма, как на региональном, так и на международном уровне должно соотноситься в будущем с разными типами исторических городов и сел с различными социокультурными и экономико-управленческими аспектами. Такой подход к поселениям, как и к природным территориям, позволяет выявить наиболее значимые и разнообразные варианты туристических маршрутов. Социокультурная  типология населенных мест, исходя  из их функциональных особенностей, различного образа жизни может иметь следующие варианты: сельскохозяйственные, торговые, курортные, военные, поселения при монастырях и монастыри, поселения с компактным проживанием этнических групп и др. Такие города и села в сочетании с природной средой,  наличием памятников истории и культуры, дают основания к многоплановому развитию регионального и международного культурного туризма. При таком подходе возможно решение не целевых установок и интересов социальных групп туристов, что приведет к обогащению их профессионального и повседневного опыта, к развитию туризма в исторических городах и селах, а, следовательно, и решит часть экономических проблем поселений.
     Исходя  из вышеизложенного,  можно сказать, что культурный туризм действительно  может явиться ресурсом регионального  развития, так как имеет ряд  очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию  в ту или иную точку мира. А  также культурный туризм  имеет  большие перспективы для развития на всех уровнях, как на международном, так и на региональном.
 


    Историко-культурный потенциал Удмуртской республики как фактор формирования туризма  в регионе
      Характеристика историко-культурных ресурсов Удмуртской республики
    Природа Удмуртии.
     Удмуртская  Республика лежит в северо-западной части Предуралья, в междуречье Камы и её крупного притока Вятки. Площадь  республики – чуть больше 42 тысяч  км2. Территорию республики не назовёшь монотонной. Удмуртия рассечена многими долинами небольших рек, впадающих в Чепцу, которая мерно протекает по своей долине, возвышенности сменяются равнинами. Климат умеренно континентальный. Север Удмуртии заметно суровее, чем её юг. Солнечного тепла тут меньше, а осадков побольше. Большая часть поверхности севера республики покрыта тёмно-зелёным ковром южной тайги, в южной части Удмуртии тайга постепенно уступает место смешанным лесам. Постоянные чередования водораздельных пространств с долинными понижениями и, казалось бы, незначительные изменения в составе горных пород, микроклимате, почвах и растительности очень разнообразят удмуртский пейзаж. Основные водные артерии Удмуртии – река Кама, притоки Вятки реки Чепца, Кильмезь и другие, а также Воткинское водохранилище (на Каме), немного заходящее на территорию республики с востока. Много в реках разной рыбы: леща, плотвы, окуня, язя, налима. Удмуртию называют родниковым краем. В республике насчитывается около 7000 родников.
     Земля древнейшего заселения.
     Древние племена, из которых выделились удмурты, проживали в бассейнах Камы, Вятки и Белой ещё 3 тысячи лет назад. Предки же современных удмуртов в VI—VII вв. н. э. выделились из конгломерата местных угро-финских племён. Само слово «удмурт» означает «человек племени уд» — так называлось одно из племён предков современных удмуртов. Основой хозяйственной жизни этого народа испокон веков было возделывание серых хлебов, льна. С глубокой древности удмуртам были знакомы охота на пушного зверя, рыбная ловля, лесные промыслы, домашнее ткачество.
     Уже в X – XI вв. возникли культурные связи удмуртов с северо-восточными русскими княжествами. Русские стали проникать сюда с XII столетия. В те времена удмуртские земли входили в состав Волжско-Камской Болгарии. С конца XIII – начала XIV в. удмурты стали данниками татаро-монголов. После падения татарского ига в конце XV – середине XVI в. удмурты добровольно присоединились к Московскому государству.
     В XVIII веке на Урале бурно развивается  горнозаводская промышленность. В удмуртском Прикамье возникают Воткинский и Ижевский металлургические заводы, которые сыграли большую роль в экономическом развитии края. На этих заводах уральский чугун перерабатывали в железо и сталь, в различные металлоизделия. Однако в те времена в общем хозяйство, культура и быт удмуртского народа были крайне отсталыми.
     Притеснения царской администрации, тяжесть  заводских работ, национальный гнёт вызывали неоднократные восстания  удмуртов. Они принимали участие  в крестьянских войнах, руководимых  Степаном Разиным и Емельяном  Пугачёвым, в «картофельных бунтах».
     При Советской власти в 1920 году Удмуртия стала автономной областью, а в 1934 году – автономной республикой. С 1990 года преобразована, и стала называться Удмуртская Республика.
     Национальный  состав.
     Основные  народности, населяющие республику – это удмурты, русские и татары. Здесь также проживают марийцы, украинцы и другие национальности. Удмурты — вторая многочисленная группа коренных жителей Урала. Большая их часть живёт в деревнях. От прошлого сохранилась традиция украшать жилище ткаными полотенцами с вышитым национальным орнаментом.
     Национальные  блюда.
     Традиционная  основа питания удмуртов – хлеб (нянь). Разнообразны национальные хлебные  изделия: лепёшки (табани), пресные ватрушки с рубленым мясом, яйцами и луком, пироги, блины, пельмени с начинкой из мяса, грибов, капусты и картофеля, лапша из кислого теста. Удмурты приправляют мукой также некоторые жидкие блюда. Например, толокно они разводят квасом, водой или кислым молоком, а из горячих блюд распространена похлёбка с крупой и горохом. В остальном пища удмуртов ничем не отличается от пищи местного русского населения.
     Народное  декоративно-прикладное искусство.
     На  территории Удмуртии успешно действуют  декоративно-прикладные ремёсла, традиционные для этого края. Среди них ткачество, художественная резьба и роспись  по дереву, керамика и гончарное  искусство, художественная обработка  бересты и соломки, народная игрушка, художественное плетение из лозы и  лыка, изготовление национальной одежды. Возрождены старинные способы традиционной народной вышивки, восстановлены бондарное  ремесло и художественная резьба по кости. Самобытные мастера трудятся по всей Удмуртии, в первую очередь в сёлах. Лучшие работы выставляются на республиканских выставках, в том числе на выставке-ярмарке «Город мастеров», которая является впечатляющим дополнением праздника «Гербер».
     Ижевск  – мастеровой город.
     Начало  Ижевску было положено в 1760 году строительством завода для переработки чугуна уральских  заводов на железо. Это был типичный для Урала тех времён заводской  посёлок. Понятие «завод» одновременно означало и самый посёлок, и породивший его завод. Во внешнем облике горнозаводских посёлков было много общего. В центре посёлка реку, обычно небольшую (в данном случае это река Иж), перегораживала плотина, выше неё расстилался большой пруд. Ниже плотины поднимались трубы и корпуса заводских строений. По покатым и крутым берегам пруда лепились маленькие деревянные дома — избы рабочих. Среди них рельефно выделялся каменный дом хозяина завода, окружённый зеленью сада, и белые каменные дома управляющих и начальников.
     Таково  начало мастерового города. В 1774 г. посёлок  Ижевский Завод был занят войсками Емельяна Пугачёва и подвергнут сильному разрушению. Вместе с производством  железа, а позже и стали большое  значение получило оружейное дело, когда в посёлке в 1807 г. был  создан оружейный завод. С середины XIX столетия на четырёх оружейных  фабриках начали производиться охотничьи  ружья. В начале XX века Ижевский завод  был одним из крупнейших оружейных  заводов в России. В 1918 г. Ижевск получает статус города, в 1921 г. становится столицей Вотской автономной области, в 1934 г. – столицей Удмуртской АССР. В 1985 – 87 гг. город назывался Устинов. С 1990 г. – столица Удмуртской Республики.
     В старых кварталах Ижевска сохранилось ещё немало деревянных, реже – полукаменных (с первым этажом кирпичной кладки) двухэтажных особнячков с резными оконными наличниками. Зато широко раскинулся новый Ижевск, разрослись его окраины и потеснили пригородные леса, луга и поля.
     В городе есть обширный пруд – 15 км длиной и 2,5 км шириной. Давным-давно перестали крутиться водяные колёса у заводской плотины. Теперь пруд снабжает Ижевск водой. На его зелёных берегах в жаркие летние дни отдыхают горожане и гости столицы. Это место достойно, чтобы о нём писали поэты.
     На  возвышенном восточном берегу пруда  расположена центральная часть  города. С чугунной лестницы, что  соединяет плотину с Советской  улицей (главной городской магистралью), открывается широкий вид на сутолоку заводских корпусов, на далёкое Заречье, обрамлённое сизоватой каймой леса. Плывут мерные звуки колокольного звона  — это бьют часы на старинной  башне, которая уже почти два  века возвышается над «сухим»  откосом плотины, придавая классическую завершённость ансамблю гидротехнических сооружений. Башню венчает пятисаженная колонна с квадратной капителью  и позолоченным шаром. Она видна  с Советской улицы и замыкает перспективу этой магистрали. Тут  же, на плотине, но у откоса, сходящего  к воде, под сенью вековых тополей – бюст замечательного русского инженера, основавшего в XIX веке оружейное дело в Ижевске, А. Ф. Дерябина.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.