На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Реструктуризация внешнего долга

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки  РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального  образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ  государственный университет»
(ЗабГУ)
Факультет переподготовки и  повышения квалификации 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по дисциплине: «Государственный и муниципальный долг»
Вариант №5 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                               
 Проверил: ведущий преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2011
     Содержание 

     1 Определение и значение реструктуризации внешнего долга…….

     2 Внешняя задолженность России……………………………………
     3 Кредиторы России
     3.1 Задолженность перед странами-членами Парижского клуба…..
     3.2 Задолженность бывшим странам-членам СЭВ………………….
     3.3 Задолженность кредиторам Лондонского клуба………………...
     3.4 Международный валютный фонд………………………………...
     3.5 Коммерческие кредиторы…………………………………………
     3.6 Всемирный Банк…………………………………………………...
     4 Пути реструктуризации внешнего долга…………………………..
     Список  использованных источников………………………………...
     
3 6 

9
10
11
12
12
13
14
19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1 Определение и значение реструктуризации внешнего долга
     В последние годы проблема внешней  задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно  развитых стран в настоящее время  являются свыше 140 государств мира.
     Проблема обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
     Практически все страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним  источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.
     Однако  отсутствие целостной государственной  политики по привлечению и использованию  внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
     Цель  данной контрольной работы: показать проблематику внешней задолженности  России, ее зависимость от этого  долга и перспективы развития ситуации.
     Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может  увеличиваться, налоговые поступления  автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам. Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
     Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
     Внутренний  долг состоит из государственных  краткосрочных облигаций (ГКО), облигаций  федерального займа (ОФЗ), деноминированных в рублях облигаций сберегательного  займа (ОГСЗ), внутренних обязательств в иностранной валюте (ОВВЗ), а также переоформленные задолженности по централизованным кредитам сельскохозяйственному сектору и северным регионам. Основную долю (81,5%) занимают обязательства, оформленные облигациями федерального займа.
     Внешний долг - задолженность государства гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой стороны, при его погашении приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты.
     Последствия государственного долга приводят к  существенному сокращению возможностей роста потребления для населения  данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего  долга и связанных с ним  процентов.
     Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов.
     За  счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции.
     Управление государственным долгом в последние годы в центре внимания российской экономической дискуссии. Основные методы управления представлены ниже. Основной, традиционный метод - выплата долгов за счет золотовалютных резервов, что, конечно, ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства.
     Другой  метод - это реструктуризация, которая  помогает отсрочить платеж по долгу, что дает время государству для  накопления и увеличения средств, предназначенных  к выплате.
     Под реструктуризацией долга в БК РФ ст. 115 п.1 понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.
     Реструктуризация  может быть применена к любым  формам внутреннего и внешнего государственного долга или муниципального долга. В соответствии с бюджетным законодательством  под реструктуризацией понимается полное либо частичное освобождение заемщика (гаранта) от исполнения долговых обязательств. Однако реструктуризация не означает абсолютное освобождение должника от исполнения долговых обязательств. Она подразумевает замену первоначальных долговых обязательств государства либо муниципального образования другими долговыми обязательствами, имеющими иные условия исполнения. Реструктуризация возможна только по обоюдному решению сторон долгового обязательства - кредитора и должника (заемщика или гаранта). Такое решение оформляется в виде письменного соглашения. 
 
 
 
 
 

     2 Внешняя задолженность России
     После распада СССР, большевики отказались признавать дореволюционные долги, но Россия признала часть не только царских долгов, например, Франции  в сумме 400 млн. долларов США (соглашение между Россией и Францией от 27 мая 1997 г.), которые в течение 4-х лет выплатит Французской Республике, но и хочет вернуть долги бывшего СССР, в то время как валютой пользовались все союзные республики, а не только Россия, поэтому очевидно следовало России оформить юридически долг с каждой бывшей союзной республикой СССР, чего в действительности не было сделано. Россия безропотно приняла на себя весь долг бывших союзных республик СССР, чем поставила себя в кризисное экономическое положение, в то время как бывшие союзные республики продолжали получать бесплатно энергетические ресурсы, импортные товары и оборудование, за которые нам придется еще много лет расплачиваться всем своим достоянием.
     Такое опрометчивое решение о принятии на себя долгов бывшего СССР было поспешно принято без учета валютной задолженности самой России иностранным кредиторам. Фактически Россия стала вкладывать в американскую экономику триллионы долларов, в то время как своя собственная экономика попала в депрессию на долгие годы.
     В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта.
     Несмотря  на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП.
     В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в  страну, а значит и возможности  по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%. Отношение размера государственного долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний долг России сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего Мира).
     На  начало 1994 года, по официальным данным, общая внешняя задолженность  страны составляла $112,8 млрд. Задолженность  бывшего СССР за счет капитализации невыплачивавшихся процентов выросла до 104 млрд. долларов (92.2% общей внешней задолженности), а вновь образованная российская задолженность составляла - 8,8 млрд. долларов.
     Затем, в 94-97 годах задолженность росла  меньшими темпами (1994 - $119 млрд., 1995 год - $120.4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение же задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994г. до30% ВНП в 1996г., с 260% экспорта страны в 1994г. до 190% в 1996г.).
     По  официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от СССР. Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года - $143,9 млрд., а в 1999 году достиг - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении).
     По  оценкам Минфин в последние годы наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к  ВНП страны (2000г.- 62%, 2001г. - 50%, 2002- 48 %).
     По  состоянию на 01 января 2003 года внешняя задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов. По состоянию на 01 января 2009 - 40,5 млрд. долларов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Кредиторы России
     3.1 Задолженность перед странами-членами Парижского клуба
     Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с 1997 года. [7, c.5]
     Долг  СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял 37.6 млрд. долларов. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра, связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.
     Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало Меморандум об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами - членами  Парижского клуба кредиторов.
     Россия  стала должна Клубу 38 млрд. долларов. Долги перед Парижским Клубом были признаны полностью, а с активами дело обстояло иначе. В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал «Меморандум о взаимопонимании...», определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов.
     По  Меморандуму он от имени России добровольно  отказался от половины финансовых активов, простив их российским должникам  по предложению Парижского клуба. Они  были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на 60 млрд. долларов. Это первый итог.
     Правительство России взяло на себя обязательства обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных выплат Парижскому клубу.
     Другим  ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство  о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. И, наконец, в соответствии со статьями «о равном подходе», включенными во все Соглашения с кредиторами Парижского клуба, наша страна фактически была лишена возможности ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение не давало возможности для России урегулировать долг и автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР до 2020 года. Это второй итог вступления России в Парижский клуб кредиторов.
     3.2 Задолженность бывшим странам-членам СЭВ
     Россия  взяла на себя обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и  перед бывшими социалистическими  странами. Остатки задолженности предполагается гасить в основном товарными поставками. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми странами, например, с Китаем и Румынией.
     По  состоянию на 1 января 2004 года объем  задолженности перед странами - бывшими  членами СЭВ составил 3,4 млрд. долларов США и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем в 4,2 раза.
     Кроме осуществления денежных расчетов и  погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при  погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долларов США. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долларов США.
     3.3 Задолженность кредиторам Лондонского клуба
     Лондонский  клуб - международное объединение  частных коммерческих банков, сформирован  в конце 70-х годов для решения  проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.
     В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991 года.
     Переговоры  с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер.
     В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне  правительство РФ и члены Банковского  консультативного комитета Лондонского  клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд. долларов. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам.
     В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка  Лондонскому Клубу был переоформлен в обязательства Российской Федерации, 30% основной суммы долга было списано.
     3.4 Международный валютный фонд
     Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.
     МВФ сегодня координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. МВФ использует несколько механизмов финансовой помощи. Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике.
     3.5 Коммерческие кредиторы
     Коммерческая  задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров  и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 4 января 1992г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов, в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов.
     Проблема  затрагивает интересы порядка трех тысяч кредиторов. Основную часть  из них составляют компании и предприятия  из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб).
     В рамках выполнения агентских функций  Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям.
     12 апреля 2001 в Лондоне на Форуме  коммерческих кредиторов бывшего  СССР состоялись переговоры делегации  Российской федерации с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации.
     3.6 Всемирный Банк
     Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) -международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.
     Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей 250 млрд. долларов. 
 
 
 

     4 Пути реструктуризации внешнего долга
     Финансово-экономическое  положение, в котором в настоящее  время оказалась Российская Федерация, диктует необходимость поиска такой  схемы реструктуризации задолженности  бывшего СССР перед кредиторами ПК, которая позволяла бы обеспечивать поддержание платежеспособности России, как в ближайшие годы, так и в долгосрочной перспективе при сохранении таких темпов экономического роста, которые обеспечивали бы возможность осуществления программы структурных реформ и социального развития страны, а также исключали бы необходимость возврата к вопросу о реструктуризации обязательств по внешнему долгу в будущем.
     При выработке окончательных финансовых условий реструктуризации, необходимо исходить не только из формальных долговых показателей, а применять комплексный подход, т.е. принимать во внимание всю тяжесть социально-экономической ситуации, сложившейся в стране при ее переходе от административно-командной к рыночной экономической системе, а также исторические корни возникновения этой проблемы в целом и роль России при ее урегулировании.
     В этой связи в ходе всеобъемлющей  реструктуризации задолженности бывшего  СССР представляется необходимым применение к России принципа урегулирования всей суммы долга.
     Однако, по мнению западных финансовых аналитиков, одна только эта мера, а также соответствующее ей установление общих сроков погашения задолженности и льготного периода не позволит России добиться "долговой устойчивости".
     Подобная  схема реструктуризации долга, хотя и позволяет снизить величину платежей в течение льготного периода, тем не менее, не устраняет проблему дефицита финансовых средств, как на протяжении большей части льготного периода, так и после его окончания.
     Даже  установление в течение льготного  периода нерыночной процентной ставки, усредненно-равной по всем валютам 3% годовых, позволит существенно уменьшить величину "финансового разрыва" лишь в ближайшие годы. Однако эта мера не приведет к его полному устранению: ежегодные платежи после окончания льготного периода будут по-прежнему превышать 4 млрд. долл. США, что явно не соответствует реальным финансово-экономическим возможностям России.
     Таким образом, исходя из необходимости установления в результате проведения реструктуризации такой величины ежегодных платежей по обслуживанию долга бывшего СССР, которая позволила бы России своевременно и в полном объеме осуществлять платежи по всему государственному внешнему долгу без проведения дополнительной реструктуризации и без ущерба для развития ее экономики, Правительству России целесообразно обратиться к своим кредиторам - членам ПК с просьбой о реструктуризации задолженности бывшего СССР на следующих условиях: списание, как минимум, на 30% основной суммы долга, реструктуризация оставшейся суммы на срок 30 лет с 8-ми летним льготным периодом, применение нерыночной процентной ставки за отсрочку.
     Необходимо  отметить, что стоимостные и временные  условия данного запроса близки к аналогичным условиям реструктуризации задолженности бывшего СССР перед  коммерческими кредиторами Лондонского клуба.
     Таким образом, данные условия позволяют  обеспечить соблюдение принципа сопоставимости условий урегулирования долга перед  различными категориями кредиторов.
     Однако  представители Германии, крупнейшего  кредитора России, заявляют о невозможности списания какой-либо части долга бывшего СССР в силу экономических, финансовых и даже процедурных (принципы ПК) причин, хотя не исключают возможности применения льготных условий в отношении периода рассрочки платежей и даже уровня процентных ставок.
     Известно, что точку зрения Германии в той  или иной степени поддерживает большинство  членов "большой семерки", полагающих, что, исходя из чисто формальных финансовых и долговых показателей, Россия не может  претендовать на списание части долга.
     Кроме того, идея прямого сокращения долга России весьма непопулярна в деловых и политических кругах, прежде всего, таких стран, как Франция и Япония, а также у части конгрессменов США.
     В то же время известны случаи, когда  в вопросах реструктуризации задолженности суверенных дебиторов западные кредиторы отталкивались не столько от формальных долговых показателей, сколько шли на принятие прямых политических решений. Это имело место, например, при урегулировании германских довоенных долгов в соответствии с Соглашением от 23 февраля 1953г.
     При этом план реструктуризации германского  долга был составлен таким  образом, чтобы исключить возможность  оказания негативного влияния на немецкую экономику, как через возможное  ухудшение международной финансовой ситуации, так и через утечку имеющихся валютных ресурсов или через ограничение доступа к их потенциальным внешним источникам
     Отмечается, что нельзя не видеть определенной схожести ситуации послевоенной Германии и постсоветской России: значительные экономические трудности, сокращение территории, уменьшение экономического потенциала, нарушение хозяйственных связей, необходимость проведения структурной перестройки в экономике и социальной сфере. При этом хозяйства обеих стран оказались в значительной мере обремененными задолженностью, полученной "в наследство" от ранее существовавшего государства.
     Существенный  отход от принципов Парижского клуба  и принятие чисто политического  решения при урегулировании задолженности  имел место и в начале 90-х гг., когда решалась судьба внешнего долга Польши.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.