На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения воспитанников социального приюта

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение
5
1
Теоретические основы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения воспитанников социального приюта
 
10
 
1.1
Агрессивное поведение детей как социально-педагогическая проблема
 
10
 
1.2
Особенности агрессивного поведения воспитанников социального приюта
 
16
 
1.3
Научно-практические подходы к социально-педагогической коррекции агрессивного поведения детей
 
23
2
Задачи, методы и организация исследования
30
 
2.1
Задачи, методы и этапы организации исследования
30
 
2.2
Диагностика особенностей агрессивного поведения воспитанников социального приюта
 
35
 
2.3
Экспериментальная работа по социально-педагогической коррекции агрессивного поведения воспитанников социального приюта
 
 
40
3
Пути и способы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения воспитанников социального приюта
 
47
 
3.1
Разработка и реализация программы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения детей в социальном приюте
 
47
 
3.2
Коррекционная работа с родителями воспитанника социального приюта
 
56
Заключение
63
Библиографический список
66

ВВЕДЕНИЕ
 
 
Проблема агрессивности в современном социальном знании в последнее время все чаще выходит на первый план. И связано это с множеством различных факторов: возросшей агрессивностью всего общества, негативными социально-экономическими условиями жизни и особенно с недостатком психологической, педагогической и социальной работы, направленной на осознание этой проблемы и нахождение путей снижения уровней агрессивности.
Сочетание личностных агрессивных тенденций и социальных норм, подпитывающих ее, приводят к катастрофическому уровню агрессивности. При этом формы проявления могут быть разными - отказ от процесса социализации, проявляющийся, в частности, в наркомании, алкоголизме, незаинтересованности в получении знаний; суицидальные тенденции; нанесение вреда другим (вплоть до убийства).
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной, и свидетельством тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нем записано, что профилактика безнадзорности и правонарушений - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и проявлениям агрессивных действий несовершеннолетних.
В систему профилактики агрессивности среди несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и органы управления образованием, учреждения опеки и попечительства, здравоохранительные организации, службы занятости и органы внутренних дел. Однако для того, чтобы профилактическая деятельность тех или иных служб была эффективной, необходимо осознать, что агрессивное поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.)
Психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Социально-педагогические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами развития агрессивности ребенка могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию агрессивного поведения детей, а именно:
?                 дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
?                 конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
?                 асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества; обнищание значительной части населения, безработицы и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствии определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Таким образом, агрессивное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.
Количество воспитанников социальных приютов, которых выделяют как детей с агрессивным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию агрессивного поведения.
В связи с этим мы решили обратиться к проблеме агрессивности детей и подростков воспитанников социального приюта.
Проблема данного исследования была сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы и пути практической реализации социально-педагогической коррекции агрессивного поведения воспитанников социального приюта?
Цель дипломной работы составляет решение проблемы.
Объект дипломной работы - агрессивное поведение воспитанников социального приюта.
Предмет данной дипломной работы - социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения воспитанников социального приюта.
Гипотеза дипломного исследования. Для воспитанников социального приюта характерно агрессивное поведение. Социально-педагогическая коррекция такого поведения будет успешной, если:
1.      Выявлены ее теоретические основы;
2.      Изучены особенности проявления агрессивного поведения воспитанников социального приюта;
3.      Разработаны и реализованы пути и способы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения воспитанников социального приюта.
Из цели, объекта, предмета и гипотезы данной дипломной работы вытекают следующие задачи:
1) Выявить теоретические основы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения воспитанников социального приюта;
2) изучить особенности агрессивного поведения воспитанников социального приюта;
3) Разработать и реализовать пути и способы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения воспитанников социального приюта.
Методами исследования данной работы является анализ научной и методической литературы, анализ диагностической информации, наблюдение, беседа, социально-педагогическое проектирование, педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой исследования выступал «Социальный приют».
Теоретические и экспериментальные исследования осуществлялись в три этапа с 2001 по 2006 год.
На первом этапе (2001-2002) изучались и анализировались научные исследования по истории и теории проблемы.
На втором этапе (2003-2004) - осуществлялось диагностическое исследование, внедрялась программа социально-педагогической коррекции на базе «социальный приют».
На третьем этапе (2005-2006) осуществлялся мониторинг результатов опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты и опыт работы.
Созданная в рамках дипломной работы система социально-коррекционной работы с агрессивными детьми и подростками позволила многих детей безболезненно вернуть в семью, в школу, к нормальным условиям существования, сформировать у них установку на здоровый образ жизни, приобщить их к общечеловеческим ценностям, направить развитие личности в позитивное русло.
Анализ реализации социально-коррекционных программ на базе «социальный приют» показал, что в приюте сложилась система работы с агрессивными подростками, отработаны механизмы воздействия на агрессивных ребят, определен оптимальный подход к взаимодействию с родителями агрессивных подростков.
Разработка социально-коррекционных программ по работе с агрессивными подростками и их родителями может считаться одним из важнейших результатов опытно-экспериментальной работы автора.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
 
 
1.1 Агрессивное поведение детей как социально-педагогическая проблема
Агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.
В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними /9, с. 9/. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) /2, с. 31/. Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону /1, с. 8/.
Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.
Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе.
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:
?      выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
?      тенденцию к разрушению;
?      направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинению боли).
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.
Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.
В работах С.Л. Рубенштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эль конина и В.В. Давыдова, посвященных проблемам воспитания трудных подростков, а также их социальным отклонениям, одно из первых мест занимает проблема агрессивности /15, с. 18-22/. Агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные индивиды часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает ситуация порочного круга.
Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1977).
Агрессия - целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности и т.д.).
При этом агрессивные действия выступают:
1) в качестве средства достижения значимой цели;
2) как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
3) как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители.
Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющихся в фантазиях. Лица, отличающиеся высокой агрессивностью, ведут себя подобным образом в раз личных ситуациях по отношению к большинству людей и различных социальных объектов. Агрессия является одним из распространенных способов решения проблем в сложных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряжения, не всегда адекватных ситуации.
Агрессия как форма поведения находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, детерминирующего и направляющего реализацию агрессивного поведения /14, с. 263-264/.
Считается, что в подростковой агрессии наиболее ярко выступают следующие особенности:
1) высокая аффективная зараженность поведенческих реакций;
2) импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
3) кратковременность реакций с критическим выходом;
4) низкий уровень стимуляции;
5) недифференцированная направленность реагирования;
6) высокий уровень готовности к агрессии.
Признаки подростковой агрессии:
1) упрямство;
2) драчливость;
3) длительная подавленность, раздражительность;
4) беспричинные вспышки гнева;
5) жестокое обращение с животными;
б) стремление оскорбить, унизить;
7) стремление настоять на своем;
8) эгоцентризм;
9) эмоциональная глухота;
10) самоуверенность, завышенная самооценка.
Выделяют различные формы агрессии, приведенные в таблице 1
 
Таблица 1 — Формы агрессии
Форма агрессии
Примеры
Физическая -  активная прямая
Физическая - активная непрямая
Физическая  - пассивная прямая
 
 
Физическая - пассивная непрямая
 
Вербальная - активная прямая
Вербальная - активная непрямая
Вербальная - пассивная прямая
Вербальная - пассивная непрямая
Избиение, ранение оружием
Закладывание мин и ловушек
Стремление физически не позволять
что-то сделать (сидячая демонстрация)
Отказ от выполнения необходимых задач (освободить проход)
Словесное оскорбление, унижение
Распространение сплетен и клеветы
Бойкот
Отказ от пояснений
 
Существует и другая классификация форм агрессивного поведения приведенная в приложении А.
Выделяют следующие функции агрессии:
1) устранение источника угрозы или сострадания;
2) отстаивание автономии;
3) повышение самооценки (самоутверждение);
4) разрешение внутреннего конфликта;
5) удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей.
В литературе представлено несколько классификаций агрессии. Ведущей является концепция Г. Аммона, который выделяет следующие ее виды:
1) конструктивная агрессия (открытое проявление агрессивных побуждений, реализуемое в социально приемлемой форме при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);
2) дифференцированная агрессия (отсутствие достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков и тенденций к чрезмерному подавлению эмоциональных реакций);
3) деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, квалифицируемое как элементы делинквентного или криминального поведения с недоучетом требований реальности и недостаточностью эмоционального самоконтроля).
И.Б. Бойко предлагает включить в типологию видов агрессивности адаптивную агрессию - стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, обусловленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.
Также существуют и другие классификации видов агрессии, приведенные на рисунке 1
 
 
 
Рисунок 1 - Классификации видов агрессии
 
Зарубежные исследователи агрессии Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1997) считают, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников семья, сверстники и масс-медиа. Что касается сверстников, то научение агрессивному поведению происходит в основном через игры. Большой объем общения позволяет копировать его различные способы либо их подкреплению. Низкий социальный статус в формальных группах, как правило, способствует переходу детей и подростков в неформальные группы с отклоняющимся поведением, в которых происходит викарное научение агрессивному поведению через демонстрацию его моделей, либо дети сами становятся жертвами агрессии.
К индивидуальным детерминантам агрессивного поведения относят личностные и биологические предпосылки: тревога, связанная со страхом социального неодобрения, предвзятая атрибуция враждебности других, раздражительность и эмоциональная чувствительность, внешний фокус контроля, авторитаризм, напористость, честолюбие, нетерпение, а также самонеприятие, чрезмерный самоконтроль или его полное отсутствие; хромосомные нарушения, гормональные сдвиги, отклонения со стороны центральной нервной системы. На становление агрессивного поведения ребенка влияют также различные семейные факторы.
Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное поведение ребенка вызывается, прежде всего, недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Помимо социальных выделяются внешние детерминанты. Установлено, что вероятность агрессии возрастает при наличии таких средовых стрессоров, как температура, шум, теснота, загрязненность воздуха и др., которые, усиливая возбуждение, провоцируют агрессию.
1.2 Особенности агрессивного поведения воспитанников социального приюта
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.
Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности играет ее непосредственное окружение. В качестве индивидуально - личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматриваются такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как полезному или нормальному явлению).
Можно говорить об особой категории людей - экстремистах, проявляющих агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах.
Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. Под фрустрацией понимают состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности или достижения цели. Некоторые авторы рассматривают фрустрацию как одну из ведущих причин агрессивного поведения. Проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации /10, с. 263-264/.
Если оценивать влияние другого - полового (гендерного) фактора, - то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) - косвенной и вербальной. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.
Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идей- ной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки - аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.
Но есть и положительная сторона агрессивного поведения в подростковом возрасте. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.
Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение подростка. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что дети учатся вести себя агрессивно, прежде всего, наблюдая за чужой агрессией. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения может выглядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами - агрессивные фантазии - отождествление себя с персонажем - усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на людей - повторение агрессивных действий - использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях - подкрепление - агрессивные привычки - неразвитые социальные и учебные умения - фрустрация - чрезмерный просмотр телепередач - и т.д.
В то время как влияние средств массовой информации на поведение подростка остается не вполне понятным, семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Хорошо известно, что агрессия проявляется не только к врагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое или физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы проявления агрессии в семье разнообразны. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например, выражая гордость его победой в драке.
На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению матери (физическое насилие или явное моральное унижение).
Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. На пример, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замешаться (сублимироваться) в различных формах деятельности - учебе, спорте, лидерстве и т.д.
Агрессивные тенденции личности могут проявляться в виде самоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям. Они могут приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане. Иногда они носят эпизодический, нестойкий характер либо являются наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядят как патологическое влечение (И.А. Фурманов, 1996). Тяжесть агрессивных проявлений у детей и подростков можно определить по ряду параметров:
1. Частота и легкость, их возникновения. Чем мощнее аффективная патология ребенка, тем больше возможности возникновения фрустрирующих ситуаций. Среди них крайняя ограниченность способов самостоятельного контакта больного ребенка с окружающими; постоянная тревожность и наличие стойких локальных страхов; неадекватность самооценки и т.д.
2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. В наиболее грубых ситуациях трудно выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию.
З. Фиксируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкое влияние к агрессивным действиям.
4. Степень напряженности в агрессивных действиях. В части случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить ее контролю. В других, более тяжелых случаях ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что и любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное и эффективное напряжение, гнев, ярость.
5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выражается в вербальной форме, в более тяжелых - проявление физической ауто- и гетероагрессии, представляющих реальную опасность
6. Степень осознаваемости агрессивных действий. В боле легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и в большей степени чувствительна психотерапевтическим воздействиям. При более тяжелом типе расстройств агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией. Они практически не поддаются психологической коррекции.
Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, ведущие факторы, вызывающие или поддерживающие агрессивное поведение воспитанников социального приюта.
Одним из широко распространенных типов учреждений социальной защиты детства является социальный приют. Цель создания приюта — социальная помощь беспризорным и  безнадзорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-психологическая помощь, их дальнейшее жизнеустройство /13, с. 103-107/.
Задачи, стоящие перед сотрудниками приюта:
- обеспечить временное проживание детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и гигиены;
- предоставить возможность посещать учебное заведение, обучаться по индивидуальной программе, либо работать подросткам, по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатного учреждения, на период пребывания в приюте;
- оказать психологическую, психокоррекционную и иную помощь по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействовать возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- содействовать в определении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами (помощь в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернат (детский дом) или решение вопроса о переводе в другое детское учреждение, постоянное или временное трудоустройство подростков, нуждающихся в этом).
Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции:
- собирает информацию, касающуюся социального статуса ребенка (посещение и изучение семьи и положения ребенка в ней, установление связи с другими родственниками ребенка, при необходимости - со школой, другими учреждениями, органами внутренних дел, соседями);
- собирает и ведет документацию на каждого ребенка;
- анализирует имеющуюся информацию о социальном статусе ребенка и обсуждает с директором и персоналом приюта возможности для социализации ребенка и его устройства;
- устанавливает контакты и поддерживает связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из не благополучных семей;
- осуществляет социальную поддержку ребенка во время его пребывания в приюте (помощь в устройстве в школу, профессиональном обучении, трудоустройстве, решении иных жизненных проблем);
- содействует в организации жизнедеятельности и воспитания ребенка в приюте.
Сбор информации о воспитанниках приюта ведется по специально заготовленным анкете и документам, приведенным в приложении Б.
Особенностью социализации воспитанников социальных приютов является замещение главного института социализации – семьи – учреждением, что приводит к деформации процесса их социализации, и, следовательно, к отклонениям в развитии.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить факторы, затрудняющие социализацию воспитанников социальных приютов. На основе работ И.А. Бобылевой, Н.П. Ивановой, О.В. Заводилкиной, В.С. Мухиной, А.М. Прнихожан, Н.Н. Толстых и других исследователей выделены следующие факторы:
?      Особый социальный статус ребенка, никто им не интересуется, он никому не нужен;
?      Ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние;
?      Наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития;
?      Дефицит индивидуального общения;
?      Ограничение социальной активности;
?      Принудительный характер общения со сверстниками;
?      Скудный выбор образцов для подражания;
?      Неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру.
Поэтому так важно вовремя диагностировать изменения в развитии личности ребенка (воспитанника социального приюта) и спроектировать социально-педагогическую коррекцию.
1.3 Научно-практические подходы к коррекции агрессивного поведения детей
Проявление агрессии в учреждениях социально-педагогической помощи является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей социального педагога совместно с психологом должна стать коррекционная работа с детьми, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее». Ответ на этот вопрос невозможен без достаточной диагностики состояния ребенка /1, с. 42-45/.
Одной из наиболее распространенных методик изучения агрессии подростков является опросник Басса-Дарки, приведенного в приложении В.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1) Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
2) Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо ли ни на кого не направленная;
3) Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
4) Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
5) Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
6) Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения о том, что другие люди планируют и приносят
7) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форм (крик. визг). так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы):
8) Чувство вины - выражает возможное убеждения субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника, авторы пользовались следующими принципами:
1) Вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
2) Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 + 4, а враждебности - 6,5, - 7 + 3.
При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в кон тексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки, следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер).
Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка.
Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться в зависимости от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально- приемлемый смысл; в третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом - активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий. Необходимо добиваться эмоционально положительного разрешения психологического конфликта.
Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.
Первый уровень - переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки.
Второй уровень связан эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе целесообразно акцентировать внимание на психо-коррекционных  мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.
На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Так как к концу подросткового периода развитие способности к произвольному поведению и рефлексии происходит на уровне самосознания, то необходимо поднимать уровень нравственного развития воспитанников через усвоение ими культурных и духовных ценностей. Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания с учетом факторов способствующих росту самосознания, главным из которых следует считать адекватное восприятие образа «Я» с незначительным расхождением между реальной и идеальной самооценкой, а так же высоким уровнем самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях.
Превентивные меры и управление агрессией могут осуществляться через ее устранение (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессии (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция «за что?»), через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и управлению своим поведением.
И.А. Фурманов (1996) предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистские наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.
З. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.
4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются «мимизоподобностью», ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.
Таким образом, агрессивных детей можно разделить на две большие когорты: с социализированными (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированными (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушений поведения.
Составление и реализация психокоррекционных программ опираются в каждом конкретном случае на ту или иную теоретическую модель, собственную концепцию психолога, особенности группы и ее участников и другие параметры.
Ученые склоняются  к точке зрения, что необходимо осуществлять интегративный подход к коррекционной работе и использовать модель пошагового изменения поведения (А.И. Фурманов, 1996):
1-й шаг. Осознание: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения.
2-й шаг. «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом.
3-й шаг. «Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение.
4-й шаг. «Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения.
5-й шаг. «Катарсис»: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности.
6-й шаг. «Укрепление»: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение.
7-й шаг. «Поиск альтернативы»: обсуждение возможных замен агрессивному поведению.
8-й шаг. «Контроль за стимулами»: избегание или противостояние стимулам, провоцирующим агрессивное по ведение.
9-й шаг. «Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменением поведения.
10-й шаг. «Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивного поведения.
Диагностика агрессивного поведения у детей-подростков проводится с помощью наблюдения, проективных и опросных методов.
При использовании данной группы технологий социальный педагог одновременно решает профилактическую задачу оздоровления социальной ситуации развития ребенка и помогает ему устранить те или иные недостатки в своем социальном развитии и поведении.
Под коррекцией (от лат. correctio) в общем смысле понимается поправка, частичное изменение или исправление чего-либо (Словарь Ожегова).
Социально-педагогическая коррекция - это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Эффективность социально-педагогической коррекции определяется стратегическими целями помощи подростку с агрессивным поведением:
1) формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);
2) совершенствование саморегуляции;
3) повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;
4) выработка жизненно важных умений;
5) устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;
6) расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности;
7) повышение уровня социальной адаптации;
8) интеграция индивидуального опыта.
Выбор стратегий психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками должен строиться, во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности. Во-вторых, учитывать закономерности процесса изменения поведения, который включает стадии предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения. В-третьих, психотерапевтические воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемых переживаний; в эмоциональной сфере - катарсис, эмоциональную поддержку; в поведенческой сфере - мотивацию, новый эмоциональный социальный опыт, подкрепление.
В работе с агрессивными воспитанниками социального приюта показаны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации, тренаж психомоторных функций.
Таким образом, профилактика и коррекция агрессивного поведения воспитанников социального приюта должны исходить не только от абстрактной социокультурной нормы, но и от ребенка, вынужденного жить в определенной ситуации.
При попытке психологической коррекции агрессии необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения.

2 Задачи, методы и организация исследования
 
 
2.1 Задачи, методы и организация исследования
Целью эмпирического исследования в рамках дипломной работы было изучение особенности агрессивного поведения воспитанников социального приюта и реализация экспериментальной работы по социально-педагогической коррекции агрессивного поведения детей.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить особенности  агрессивного поведения воспитанников социального приюта;
2) Реализовать и оценить экспериментальную работу по социально-педагогической коррекции воспитанников социального приюта.
Программа исследования социально-педагогической коррекции агрессивного поведения воспитанников в социальном приюте, приведена в приложении Г, результаты диагностического исследования представлены в пункте 2.2. дипломной работы. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы отражены  в пункте 2.3.
Муниципальное учреждение  социального обслуживания Социальный приют для детей и подростков п. Новобурейский предназначен для временного проживания детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.
Основными направлениями деятельности приюта являются:
- профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
- обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном обеспечении за счет средств местного бюджета;
- обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации
Приют включает в себя следующие подразделения: приемное отделение, отдел реализации программ социальной реабилитации, отделение социально-правовой помощи.
База исследования -  Муниципальное учреждение социального обслуживания Социальный приют для детей и подростков. Приют был создан в соответствии с Постановлением Главы Администрации района № 73 от 03.02.2001 г. с целью оказания экстренной социальной помощи несовершеннолетним гражданам района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Всего исследованием охвачено 187 человек с 2001 по 2006 гг. В диагностическом исследовании приняло участие 50 человек, экспериментальной работой в группах социальной коррекции охвачено 137 воспитанников социального приюта.
Этапы экспериментального исследования:
Теоретические и экспериментальные исследования осуществлялись в три этапа с 2001 по 2006 год.
На первом этапе (2001-2002) изучались и анализировались научные исследования по истории и теории проблемы, состояние развития и социализации воспитанников социального приюта, анализировался имеющийся опыт коррекционной работы с агрессивными подростками в практической деятельности и разрабатывались основные теоретические вопросы.
На втором этапе (2003-2004) - осуществлялось диагностическое исследование, внедрялась программа социально-педагогической коррекции на базе «социальный приют», проводилась опытно-экспериментальная работа по совершенствованию внутрисемейных отношений через участие родителей и воспитанников социального приюта в работе экспериментальных групп, разрабатывались программы социально-педагогического характера, способствующие социализации подростков, снятию агрессивных проявлений.
На третьем этапе (2005-2006) осуществлялся мониторинг результатов опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты и опыт работы.
Для реализации поставленных цели и задач мы использовали следующие методы опытно-экспериментальной работы:  наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, анализ документов, тестирование, биографический метод, тренинг, эксперимент, методы обработки и интерпретации данных
Для изучения агрессивных проявлений поведения подростков использовался широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских. Охарактеризуем отдельные из них, которые мы использовали в экспериментальной работе.
Наблюдение - метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности.
Изучение агрессивного поведения воспитанника социального приюта не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний вскрыла действительные особенности агрессивного поведения личности и закономерности ее проявления.
Беседа - в нашем исследовании этот метод использован для получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации и проникновения во внутренний мир воспитанника социального приюта и понимания ее затруднений.
Анкетирование - в рамках исследовательской работы этот метод позволил собрать статистический материал о жизни воспитанников в приюте, об их отношениях к семье, учебе, друзьям и т.д., путем опроса испытуемых.
Анкетный материал вскрыл конечный результат, а не динамику процесса.
Метод экспертной оценки, основанный на анкетировании, выявил информацию, отражающую знания, мнения, ценностные ориентации и установки воспитанников социального приюта, их отношение к событиям, явлениям действительности. В  исследовании мы использовали одну из наиболее простых форм экспертной оценки - обмен мнениями всех «испытуемых» за «круглым столом», где происходило выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. В круглом столе приняло участие 15 человек. Каждый участник «круглого стола» брал на себя определенную роль. Обсуждение проблемы  происходило в несколько туров, до тех пор, пока не удавалось выработать некоторую более или менее согласованную оценку.
Метод оценки эффективности (МОЭ) использовался в нашем исследовании в своей разновидности - параметрическом методе, с помощью которого мы производили сопоставление (сравнение) того, что представляли собой результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента, и того, что фактически получилось после организации социально-педагогической коррекции.
Анализ документов  - в ходе экспериментальной работы нами было изучено большое количество разнообразной документации, например, официальная статистика причин попадания подростков в социальный приют п. Новобурейский,  журналы социальных педагогов приюта, социальные карты воспитанников приюта, социально-педагогические программы коррекции агрессивного поведения, нормативно-правовые документы и др.
Тестирование - в эмпирическом исследовании нами в диагностических целях был использован тест Басса-Дарки, который позволил определить степень выраженности агрессивных проявлений у воспитанников социального приюта
Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат основой для принятия решения, определения стратегии и тактики деятельности социального педагога с агрессивным подростком.
Необходимо отметить, что разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности социального педагога-исследователя. На всех этапах работы поведение специалиста было направлено на позитивные изменения в поведении подростка, лиц, его окружающих, социальной среды, поскольку личность социального педагога является основным инструментом его профессиональной деятельности.
Результатом работы по развитию семейного института в поселке стало открытие в 2001 году «социальный приют».
Приют был открыт с целью осуществления социального патроната дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению, а также социально-педагогической помощи семьям, испытывающим трудную жизненную ситуацию.
В данном учреждении созданы реальные возможности для осуществления прав детей на воспитание их в семье. Примерно каждый третий ребенок возвращается в семью в результате проведенных реабилитационных мер по социально-педагогической коррекции, преодолению в семье кризисной ситуации. За 5 лет существования приюта услуги были оказаны более 100 подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Только в 2005 году, благодаря социально-педагогической коррекции, 13 подростков были возвращены из приюта в семьи.
Во время исследования мы, контактируя с подростками, реализовали их ярко выраженную потребность в неофициальном и доверительном общении с взрослым, придерживающимся общепринятых моральных принципов, помогающим постигать смысл жизни и ценности человеческих взаимоотношений. В общении с подростками продемонстрировали, что мы не стараемся абсолютизировать себя и свои возможности и всегда готовы принять к сведению опыт своего младшего партнера по общению, т.е. самого подростка, считаясь с ним. Доверительные отношения с подростками исключали традиционные методы - поучение, морализирование, тотальный контроль, строгую регламентацию. Основным механизмом взаимодействия стало умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таким, каков он есть.
Мы сняли целый комплекс проблем подростков, имеющих оттенок экстремальности. соответствующим образом, организуя среду их обитания и создавая адекватные условия для удовлетворения их основных возрастных потребностей. Старались помочь разобраться в себе, сделать соответствующий выбор в жизни, а главное, почувствовать себя нужным и защищенным, уверенным в том, что в трудной ситуации ему есть на кого положиться. Мы не только инициировали многие социальные начинания, но и пробуждали инициативу самого подростка, направленную на изменения в самом себе, желание работать над этим - в союзе ли с нами или, используя тот потенциал, который имеется в семье, где проживает подросток.
Работая с агрессивными подростками, мы, прежде всего, наладили контакт с семьей. Давали рекомендации родителям, проводили беседы, родительские собрания. Один из материалов родительского собрания приведен в приложении Д. /13, с. 325 — 329/.
Бывали ситуации, когда приходилось использовать наглядную информацию, приведенную в приложении Е, для того, чтобы она была отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения.
Главная цель подобной информации показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребе нок вдруг будет покладистым и спокойным.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
2.2 Диагностика особенностей агрессивного поведения воспитанников социального приюта
Диагностика особенностей агрессивного поведения воспитанников социального приюта - одна из основных составляющих в организации нашего экспериментального исследования. Она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни воспитанников социального приюта, их семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
Диагностика - важнейший компонент социальной технологии (цель - диагноз - прогноз - программа - внедрение - анализ). Мы в своей работе опирались на разработанную в практике социальной деятельности технологию диагностики, которая включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Так например, следуя алгоритму типовой технологии мы осуществляли:
- ознакомление с воспитанником, постановку задач, вычленение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
- измерение и анализ показателей;
- формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.
В рамках социально-педагогической диагностики агрессивного поведения воспитанника социального приюта нами решены следующие задачи:
- выявлены специфических социальных качеств, особенности поведения воспитанников социального приюта;
- уточнены социальные причины попадания ребенка в социальный приют;
- определена степень развитости или деформации различных свойств и качеств (социальные установки, процессы социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);
Проводя диагностику агрессивного поведения воспитанников социального приюта мы  опирались на следующие составляющие:  определение цели, выбор наиболее эффективного диагностического инструментария,  получение данных и проведение их отбора, переработка и интерпретация данных (статистическая обработка и качественный анализ), и определение содержания социально-педагогической коррекции (особенности социально-педагогической деятельности) с конкретным подопечным.
Диагностика агрессивного поведения - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Диагностика агрессивного поведения у детей-подростков проводится с помощью наблюдения, проективных и опросных методов. Наиболее распространенными являются тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, выявляющий типы поведенческих реакций в ситуации фрустрации; тест «Руки» Э. Вагнера, определяющий уровень агрессивности и некоторые особенности личности испытуемого; тест «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, Л. Кауфман, дающий информацию о враждебности, конфликтности, агрессивности и негативизме ребенка, тест «Кинематический рисунок семьи» Р. Бернса, исследующий семейные причины агрессивности и других видов нарушения поведения, опросник Басса-Дарки, показывающий формы агрессивных и враждебных реакций; карта наблюдений Д. Скотта для регистрации форм и синдромов дезадаптивного поведения.
Объектом диагностики в нашем исследовании  выступает воспитанник социального приюта. В рамках социально-педагогической диагностики агрессивного поведения подростков нам  необходимо было выявить специфические социальные качества воспитанников социального приюта,  уточнить социальную ситуацию развития; определить степень развитости или деформации различных свойств и качеств личности, обусловленных включением подростка в условия социального приюта.
Основой диагностики агрессивного поведения воспитанников социального приюта стало проведения опросника Басса-Дарки, позволяющего выявить воспитанников, склонных к агрессии, определить степень выраженности агрессивных тенденций в подростке.
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования агрессии у детей, проживающих в «социальный приют» на констатирующем этапе эксперимента, видно из таблицы 2:
Таблица 2 - Результаты исследования агрессивного поведения воспитанников  социального приюта
в процентах

и т.д.................


Код уч-ся Ф. (пол)
Физич. Агрес.
Раздражит.
Верб. Агрес.
Обидчивость

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.