Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Право и справедливость

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

      Содержание  

 

      Введение

 
     Важнейшим условием осуществления правовой реформы  и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений. Качество и эффективность законодательных актов в первую очередь достигаются в ходе нормотворческой деятельности государства.
     Законотворчество - это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах - нормативно-правовых актах.
     Важнейшей задачей государства в области  законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных актов принципов и норм права.
     Законодательная деятельность занимает важнейшее место  в механизме правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов - это показатель цивилизованности общества и демократичности государства.
     В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует природе права. Государство не творит право. Право рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя. Задача государства - признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах. Сложная структура социальной жизни объективно обусловливает потребность в юридическом регулировании общественных отношений. Различные экономические, социально-политические и иные общественные интересы, которые вызывают потребность в общеобязательных правилах поведения, в конечном счете находят свое выражение в законодательных актах органов государственной власти.
     Широко  распространенный термин "правотворчество" связан с господствовавшим в отечественной юриспруденции позитивистским подходом в правопонимании, с отождествлением понятий "право" и "закон". От такой практики следует отказаться, так как это не дает возможности правильно трактовать социальную природу этих категорий и показать их место в механизме правового регулирования общественных отношений.
 

      1. Понятие  закона и его виды

     1. Исторические аспекты  развития понятия  законно и законотворчества

     В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Среди них важнейшее место занимают законы (конституционные, кодифицированные, текущие).
     Закон занимает особое место в системе  источников права. В колыбели западной цивилизации - в античной Греции впервые  появляется понятие "закон" для обозначения главного и фундаментального принципа образа жизни и поведения. Древние греки, а за ними и римляне разделяли законы естественного, Божественного и человеческого понимания. Последние признавались искусственными, воплощенными в цивильном, т.е. римско-народном, праве. Таким образом, на пути от обычая к закону, т.е. еще в Древности, в сознании людей произошло разделение законов на вечные (Божественные) и временные (человеческие). Это представление об иерархии законов в том или ином виде присутствует у всех народов, во всех цивилизациях. Таким образом, фиксируется следующее: а) Бог, природа, сверхъестественные силы устанавливают законы вечные (постоянные, неизменные), священные - посягательство на них является грехом, да и бессмысленностью; б) люди тоже устанавливают свои законы, потому как без правил жить на Земле невозможно. Поскольку исходят они от смертных людей, то ни сакральностью, ни вечностью они не обладают. В отличие от Божественных, эти законы можно критиковать, обсуждать, изменять, отменять и вводить новые законы. Тем не менее существующие законы необходимо соблюдать, и время их действия не должно быть чрезмерно коротким.
     Хронологическое представление о законах существовало всегда, причем это представление было обусловлено еще и важнейшими смыслообразующими параметрами права.
     Время всегда связывало религию и право. Как отмечает В.П. Малахов, "скорее не право произошло от религии, а первоначальная форма духовного существования права - религия" 1. Первоначально право было неотделимо от религии, только в этом виде могло существовать, только это, собственно, и придавало ему силу. Западный христианский мир первоначально воспринимал право через религиозные установки: "...за этой новой отправной точкой последовал ренессанс сначала Моисеева закона, содержащегося в Писании, которое христиане унаследовали от евреев, а затем - римского права в том виде, как оно закрепилось в Кодексе Юстиниана"2. Да и сегодня вполне современное мусульманское право существует в неразделенном состоянии с исламом. Вместе с дальнейшим размежеванием вечных и временных начал властвования, с ростом и дифференциацией государственно-властного управления эпохи теократии (совместного светско-религиозного правления) наступает эпоха секулярного властвования, однако вплоть до современной истории каждый из возможных режимов правления, будь то монархия, республика, аристократия, олигархия или демократия, так или иначе испытывает влияние управления, законодательствования или правосудия3.
     Законы, исходящие от наместников Бога, также  должны были иметь гораздо меньшую  дистанцию с законами вечными, нежели те, которые исходили от нелегитимных правителей. Эти законы невозможно менять никому, кроме самих правителей, и они могут существовать сколь угодно долго. "Закон образует как бы скелет правопорядка, - отмечают Р. Давид и К. Жоффре-Спинози, - жизнь этому скелету придают в значительной степени иные факторы"4.
     Историческую  эволюцию закона целесообразно рассматривать  как один из аспектов эволюции права  в целом. Идея верховенства права  исторически значительно старше идеи верховенства закона (как и самого закона). Выделяют две тенденции развития права и закона - европейскую и восточную. Восток в данном случае - понятие цивилизационное, а не географическое. Речь идет о странах, которые (исключая Африку южнее Сахары) относятся к неевропейской, восточной цивилизации. В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона): в Европе - англосаксонская и романо-германская, на Востоке - индусская, исламская и т.д. Так, если в Европе еще в древности складывается светская концепция закона, то на Востоке до прихода европейцев понятие закона либо отсутствует (обычное право, индуизм), либо имеет иной смысл, нежели в европейском праве. Здесь сам характер правопонимания обусловил верховенство права по отношению к обществу и государству.
     Исламский фикх и индусская драхма представляют собой не подлежащую обсуждению модель справедливости, в соответствии с которой может строиться поведение каждого члена общины во все времена. Эта концепция верно отражает соотношения права и общества в классическом исламе и индуизме. Потому не столь далек от истины арабский автор Г.М. Бадр, утверждающий, что мусульманское общество было основано на господстве права задолго до того, как эта идея стала краеугольным камнем западных обществ.
     Такое верховенство права складывается независимо от того, существует ли в традиционной правовой системе концепция закона. Например, вначале право (божественный закон) предшествует обществу и государству и выступает в качестве их первоосновы. Потому в идеале и то и другое должно соответствовать праву.
     В данном случае качество закона как  особый порядок его принятия здесь отсутствует. Напротив, процесс создания закона окутан таинственностью и мистификацией. Священные нормы шариата в исламе есть откровения Бога, "услышанные" его пророком Мухаммедом и изложенные в Коране. Законодательная власть принадлежит лишь Богу и пророку Мухаммеду как прямому выразителю божественного закона.
     Доктора ислама могут определять соответствие актов правителя, явлений и процессов общественной жизни священному закону. Заключение об этом дается в форме фетвы, которая со временем превращается в самостоятельный источник права.
     "Рукотворные"  нормы, изменяющиеся с течением  времени, не могут нарушать  божественного закона. Отсюда важность  доктрины как источника права,  определяющего степень допустимости  отступлений рациональных правил от "неизменных" норм шариата. Со временем доктрина становится важнейшим источником права.
     В Европе в раннеклассовую эпоху также  формируется дуализм доктрины и структуры права, а для средневековья совершенно не характерны представления о том, что государство может создавать и изменять право. Однако здесь уже в древности складывается светская, а не религиозная концепция закона. Возникнув в античном Риме, она оказала заметное влияние на развитие понимания законов в странах Европы. Так, сами термины "закон", "законодательство" во многих европейских языках происходят от латинского lex (множественное число leges). Значительно технико-юридическое влияние римского права. Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь с наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.
     Сегодня под верховенством закона в большинстве  стран понимают прежде всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила иных законов порождает проблему их соподчиненности. Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах - соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов. Закон может определяться как по материальным, так и по формальным критериям.
     С тех пор как право приобрело  национальный характер, закон в силу его связей с верховной властью  государства можно рассматривать как проявление государственного суверенитета. Два аспекта суверенитета - внутренний и внешний - обусловливают и соответствующие аспекты проблемы верховенства закона. В принципе верховенство закона отражает лишь внутренний аспект суверенитета, т.е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона международного права, значимость этой проблемы возрастает по мере усиления интеграции государств.
     Европейская доктрина предполагает формальное закрепление закона в системе источников права и наличие политико-правовых гарантий верховенства закона, а также ряда неправовых условий.
     Верховенство  закона неразрывно связано с его  легитимностью. В принципе легитимности закона это правовой аспект, изложенный М. Вебером, общей концепции легитимного порядка и легитимной власти, предполагающих соответствие социальных действий подвластных и властвующих высшей идее, существующей в обществе.
     Американский  ученый Р. Пилон утверждает, что термин "легитимность" в обычном его понимании обозначает ту точку, где сходятся право и мораль. По мнению некоторых ученых, слово "закон" подразумевает легитимность. Оно, как отмечал Р. Давид, призвано выделять акты, выражающие волю тех, кто правит, при условии, что они признаются в качестве законодателей.
     Верховенство  закона реально лишь при наличии  и формально юридического и сущностного критерия легитимности, ибо учет последнего из них может означать доминирование целесообразности над законностью, а только первого - провоцировать использование закона в антигуманных целях. Сама возможность "корректировки" законов в соответствии с требованиями легитимности свидетельствует о существовании источников права, конкурирующих с ним.
     Критерием легитимности законов выступает  конституция. Критерием ее легитимности - высшие принципы справедливости. В процессе судебного конституционного контроля происходит отсев не конституционных законов (норм), т.е. по существу их корректировка с позиции легитимности. Одновременно корректируется путем толкования сама конституция.
     По  существу в чистом виде концепция  верховенства законов реализовалась лишь в классическом мусульманском праве. В бывшем Советском Союзе и странах социалистического содружества провозглашение этого принципа было фикцией в силу отсутствия разделения властей и характерного для тоталитарных режимов примата политики над правом.
     В ряде скандинавских стран не признается иерархия и четкое соподчинение права, следовательно, отсутствует и принцип верховенства законов.5
     Но  и в тех правовых системах, где принцип верховенства закона провозглашается, действие его далеко не безусловно. Это связано с тенденцией к ограничению позиций парламента в пользу органов исполнительной власти. Поэтому реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства (президента). Кроме того, обычно допускается корректировка закона конституционными или общими судами.
     Возможны  два подхода к проблеме верховенства закона. "Узкий" состоит в формально-юридическом определении закона в системе источников права. "Широкий" предполагает рассмотрение источников права во взаимосвязи и взаимодействии с политической, идеологической, социальной и другими системами. Тогда принцип верховенства закона приобретает многомерность и рассматривается сквозь призму демократии (или ее отсутствия), идей, положенных в основу правопонимания, характера отношения в обществе и т.д. Представляется, что именно такое видение проблемы позволяет раскрыть реальную роль и назначение закона в той или иной правовой системе.

     1.2. Законодательные  акты

     Законы  государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым  к ним конституцией. Поэтому и  принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами. С этой точки зрения рассматривается и принцип верховенства правового закона как один из важнейших признаков правовой государственности.
     Нормативные юридические акты необходимо отличать от актов применения и толкования права, так как это прежде всего акты законотворчества, вводящие в систему права новые нормы, изменяющие действующие и отменяющие устаревшие нормы.
     Основными требованиями, предъявляемыми к законодательным  актам, являются:
     - правильный выбор формы закона (кодекс и др.) и возможный круг регулируемых им отношений;
     - отражение в нем конституционных  идей и принципов;
     - единство и согласованность всей  системы законодательства.
     Высшее  место в иерархической структуре  нормативных правовых актов государства занимают законы. Законы государства характеризуются следующими признаками.
     Во-первых, они создаются в процессе законотворчества представительным (законодательным) органом государственной власти - парламентом, который формируется из представителей народа (депутатов). Этим объясняется легитимность законов.
     Во-вторых, законы имеют высшую юридическую  силу по отношению к другим нормативно-правовым актам. Закон занимает высшую ступень  в иерархии нормативных правовых актов. Положения других нормативных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.
     В-третьих, законы принимаются при строгом  соблюдении процессуального порядка. Особый процессуальный порядок принятия законов предусмотрен Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов, а также регламентами органов, в компетенцию которых входит принятие законов.
     В-четвертых, законы регулируют наиболее значимые сферы общественной и государственной жизни. К ним относятся:
     - принципы организации и деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
     - основные права и обязанности  граждан, способы их охраны  и обеспечения;
     - вопросы уголовной ответственности  и уголовного процесса, а также порядок исполнения уголовных наказаний;
     - основные положения правового  статуса партий и других общественных организаций;
     - федеральные налоги и сборы,  порядок формирования и расходования  государственного бюджета;
     - правовой статус средств массовой информации;
     - вопросы обороны и безопасности;
     - международные отношения.
     Органами, уполномоченными принимать законы, являются представительные (законодательные) органы государства (парламент). В Российской Федерации такими органами являются Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Российской Федерации.
     Закон имеет особую структуру, которую  составляют следующие элементы. Во-первых, закон имеет название, указывающее на предмет правового регулирования, т.е. на круг регулируемых общественных отношений. Во-вторых, закон должен содержать наименование органа, принявшего данный нормативно-правовой акт. Юридическая сила данного закона зависит:
     - от его места в иерархической  структуре системы законодательства;
     - от органа, в компетенцию которого входит принятие соответствующего нормативного акта.
     В-третьих, каждый закон имеет номер и  дату его принятия, которые помогают индивидуализировать законы и определить их место в иерархии нормативных  правовых актов. В-четвертых, закон  имеет нормативно-правовое содержание. Закон обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права (правила предписания). Статьи имеют нумерацию и могут быть объединены в главы и разделы. В-пятых, закон должен быть подписан соответствующим должностным лицом (федеральный закон - Президентом РФ). 6
     Основными видами законов в Российской Федерации  являются:
     - Конституция РФ;
     - федеральные конституционные законы;
     - федеральные законы;
     - законы субъектов Федерации.
     Конституция - это Основной Закон государства, который принимается в особом порядке, имеет высшую юридическую  силу и прямое действие. Он принимается  референдумом или же Конституционным  Собранием. Конституционные нормы обладают верховенством по отношению к другим законодательным актам. Это означает, во-первых, что нормы всех иных правовых актов (законов, подзаконных актов) должны соответствовать конституционным нормам и не противоречить им. Во-вторых, что в случае расхождения норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционные нормы. В-третьих, что Конституция является основой всей законодательной базы Российской Федерации, возглавляет иерархию нормативно-правовых актов.
     Правовое  значение прямого действия Конституции  состоит в том, что ее нормы  непосредственно порождают права  и обязанности субъектов правоотношений и при защите своих прав граждане могут апеллировать к нормам Конституции. Порядок организации и деятельности высших органов государственной власти также определяется на основании конституционных норм.
     Конституция закрепляет: основы конституционного строя государства, правовое положение человека и гражданина, принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, принципы взаимоотношений федеральных органов и органов субъектов, входящих в состав Федерации.
     Федеральные конституционные законы - это такие  законы, которые вносят изменения  и дополнения в Конституцию, а  также законы, которые принимаются  для регулирования вопросов, прямо  предусмотренных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108). Они занимают особое место в российском законодательстве, так как имеют высшую юридическую силу и призваны обеспечить стабильность Конституции, закрепляющей основы его конституционного строя. В Конституции указаны конкретные предметы ведения России, подлежащие регулированию федеральными конституционными законами. Путем издания федеральных конституционных законов определяются: порядок проведения общероссийского референдума, режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения, статус Уполномоченного по правам человека; осуществляется принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации; утверждается описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации; устанавливаются судебная система, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов; порядок созыва Конституционного Собрания РФ; порядок изменения Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации.

     2. Соотношение понятий право и закон

     Понятие правотворчества (правообразования) обычно употребляется в двух смыслах: образование (происхождение) права; образование  отдельного юридического закона или  более широкого нормативного правового  акта. До настоящего времени не имеет однозначного решения проблема соотношения права и закона.
     Существует  точка зрения о том, что только государство является единственным и исключительным источником права, которое формируется посредством принимаемых им законов. В данном подходе просматривается понимание равенства между правом и законом.
     Более распространенной является другая точка  зрения. Она заключается в том, что право как регулятор общественных отношений считается "по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях"7
     Понятие права - важнейший компонент юриспруденции. От понимания права во многом зависит постановка задачи научных исследований, а также общая ориентация юридической практики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, что не менее важно, поняв смысл права как социальной ценности, иметь возможность распознать, содержит ли то, что называют законом, право или это всего лишь приказ, действие власти, оказывающиеся на деле антиправом, санкционированным государством произволом, грубо нарушающим естественные, прирожденные права человека, или не представляющим минимум общепринятой нравственности и справедливости, или не соответствующим объективно требуемому правопорядку и т.п. Иначе говоря, надо распознать, что есть право и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное праву.
     Если  бы внешняя форма всегда соответствовала  сути интересующего людей предмета, то не нужна была бы наука. Это относится не только к науке о природе, но и к науке об обществе, о праве и государстве. Часто полагают, что наука о природе сложнее, а область обществознания проще. Это не так хотя бы потому, что социальные явления и связи нередко оказываются идеологизированными, а идеология - враг науки, искаженное отражение действительности. Искажено оно некими классовыми, национальными или корпоративными интересами: "пробиться" через подобное искажение реальности порой бывает очень трудно. Приведем лишь один пример. В обыденной жизни нередко право сводят к законам государства. При подходе к праву только как к системе норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам законодательства носит этатистский характер, исходит из приоритета над ним власти и насилия. Этатистский режим - безапелляционный абсолютизм действий власти в пользу государства, но противонаправленный публичной воле и интересам общества. Сведение права к нормам становится реальной угрозой правовому обществу при наличии ряда негативных условий в действиях власти, например, при пренебрежении публичностью властеприменения в условиях режима приоритета интересов чистой государственности.
     Нетрудно  понять, что в таком отождествлении права и закона, приказа "свыше" всегда заинтересованы те, кто осуществляют власть. В действительности все обстоит гораздо сложнее. В науке такой подход, отождествляющий право и закон, обедняет содержание права, не вскрывает его глубинной социальной природы и приводит к его искаженному восприятию. Законодательство действительно представляет собой важнейшую форму выражения права, особенно в современном мире. В связи с этим о достоинствах закона еще будет сказано далее. Однако не столь редко под видом закона скрывается произвол, закон таит в себе бесправие, при помощи закона государство санкционирует то, что противоречит праву. На практике трактовка права как норм, установленных государством, т.е. якобы им порожденных и от него зависимых, постоянно приводила и приводит к оправданию любых актов государственной власти, законов, санкционирующих произвол со стороны тех, кто политически господствует, вне зависимости от того, идет ли речь об элите, бюрократии, партии или диктаторе. Сводя право к закону, мы, по существу, можем оказаться среди тех, кто оправдывает произвол, а то и среди тех, кто, применяя закон, сам творит произвол и несправедливость. Есть в сведении права к закону и другой недостаток. Все знают, что законы устанавливаются государством, но если право и закон тождественны, тогда выходит, что и право порождается государством, представляет его "возведенную в закон" волю. Из такого ложного подхода могут следовать не только неверные, но и опасные для людей и всего общества выводы о том, что государство, насилие, политика имеют приоритет перед правом, не ограничены основами нравственности, справедливости, общечеловеческими ценностями; что духовное, нравственное, разумное начало, правда и право всегда уступают принуждению и силе; что права, свободы человека не даны ему от рождения социальной природой личности, а лишь даруются властью, государством, самодержцем, правительством; что государственная власть одаряет своих подданных, граждан какими-то правами, но и, следовательно, может у них эти права отобрать по своему желанию и усмотрению; что право - лишь нормы должного поведения, имеющие мало общего с фактическими отношениями. О праве страны надо судить лишь по принятым нормам законов, конституций, деклараций, а не по тому, насколько это должное, возможное, абстрактное, провозглашенное государством находит свою реализацию в жизни людей, в обществе.
     На  самом же деле право - это не "возведенная в закон" воля, если даже это воля господствующего класса или всего народа. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя, необходимая форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный феномен общественной жизни, искажаем действительную социальную природу права. Это и есть этатистское правопонимание, навязывающее в теории и на практике мысль о зависимости права от государства. Как видим, смешав содержание с внешней формой права, мы не только лишаем себя возможности познать право как реальный феномен бытия общества, но, что еще хуже, оказываемся в плену идеологии, искажающей действительную социальную природу права, соглашаемся с этатистским, односторонним утверждением о зависимости права от государства. Если при этом еще и само государство трактуется как орудие господства одних людей над другими, как аппарат насилия и принуждения, стоящий над обществом и подчиняющий себе общество и каждого индивида, то тогда мы вольно или невольно, умышленно или неумышленно оказываемся сторонниками такой концепции, которая "обосновывает", оправдывает, считает закономерным существование антидемократического, тоталитарного, имперского государства, не ограниченного в своей политике какими-либо соображениями гуманности, человечности, естественного права и справедливости. То, что такого рода государства были и еще существуют, ни в малой степени не является доказательством научной обоснованности и практической приемлемости этатистско-тоталитарных концепций. Существование тоталитарных государств на нынешнем уровне мировой цивилизации и культуры свидетельствует только о том, что и в наше время в силу ряда социальных причин есть еще политические структуры, искажающие истинную природу права и государственной организации общества.8
     Право есть фактический порядок отношений, охраняемый и защищаемый государством. По сути - это возврат к известным юридическим воззрениям прошлого. Но дело не в возврате (в истории было немало отнюдь неплохих учений), а в том, что в свете данного тезиса любые действия властей, чиновничества, бюрократии, "аппарата" можно рассматривать как "право". Ведь власти предержащие сами в основном и создают угодный и выгодный им "порядок отношений". По такой логике даже нелегитимное применение силы окажется "правом", но полицейским, "кулачным".
     И потом - как вообще может "фактический  порядок отношений" (право) регулировать, охранять, защищать тот же порядок отношений? Регулятор сливается с регулируемым, реальная жизнь - со средствами (способами, формами, инструментами) ее организации, упорядочивания. Это теоретическая несуразица. Ясно, что подобная точка зрения методологически несостоятельна и, следовательно, неприемлема. На практике она может привести к весьма нежелательным негативным последствиям - стихии, самотеку, неуправляемости.
     

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.