На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ревизия как инструмент контроля. Особенности организации внутреннего финансового контроля

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И     КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
                                       Представительство в г. Ростове-на-Дону
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             Контрольная работа по дисциплине « Контроль и ревизия»
            Тема № 4: Ревизия как инструмент контроля. Особенности
             организации внутреннего финансового контроля. Ревизия
             состояния и эффективности использования внеоборотных
              активов.
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                    
 
 
                                                                                     Выполнила студентка СФО
2 курс специальность 080109
                                                           Корсун И.А
 
 
 
 
 
 
 
 
г.Крымск 2012 год
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ:
 
1.Ревизия как инструмент контроля. Задачи и направления проведения ревизии.
2.Организация, направления деятельности и задачи внутреннего финансового контроля, в том числе:
- внутрихозяйственных контрольно-ревизионных служб,
- внутренних аудиторских служб.
3.Ревизия состояния учета операций по поступлению, перемещению, ликвидации и реализации основных средств.
4.Проверка правильности начисления износа основных средств. Ревизия операций по ремонтам основных средств.
5.Проверка инвентаризаций основных средств и отражение их результатов в учете.
6.Проверка показателей. Характеризующих техническое состояние, структуру и эффективность использования основных средств.
7.Ревизия операций по поступлению, движению и начислению износа нематериальных активов.
                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ревизия как инструмент контроля
Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия. Ревизия проводится органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими службами).
На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным. Также руководителем контрольно-ревизионной комиссии определяются сроки проведения ревизии, состав комиссии, ее руководитель с учетом вытекающих из конкретных задач контроля. Сроки не должны превышать 45 дней (календарных).
Конкретные вопросы контроля определяются программой или перечнем основных вопросов. Программа контроля включает тему, период, который должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.
Исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.
Руководитель ревизуемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения контроля.
В случае препятствий со стороны руководителя ревизуемой организации руководитель ревизионной группы сообщает об этом руководителю органа, назначившего ревизию.
При отсутствии или защищенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы составляется акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа, который направляется руководителю ревизуемой организации.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление.
Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. На ознакомление с актом и его подписанием может быть установлен срок до 5 дней.
Замечания и возражения по составленному акту со стороны лиц ревизуемой организации фиксируются в письменном виде и приобщаются к материалам ревизии. Руководитель ревизионной группы проверяет обоснованность изложенных возражений и подготавливает по ним заключение, которое после рассмотрения и подписи руководителем контрольно-ревизионного органа направляется в ревизуемую организацию и приобщается к материалам ревизии.
Материалы ревизии представляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания акта.

 Организация при проведении мероприятий по контролю

Имеется ряд факторов, ограничивающих проведение мероприятий по контролю:
1) ограничение осведомленности о финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки рамками проводимых исследований;
2) наличие некоторых фактов неопределенности в интерпретации событий финансово-хозяйственной деятельности и их оценке;
3) субъективность решений, связанная с компетентностью, опытом, профессионализмом проверяющего;
4) невозможность применения на всех участках контроля сплошного метода контроля;
5) защищенность учета или его отсутствие;
6) наличие давления со стороны руководителя субъекта или других заинтересованных в результатах контроля лиц;
7) невозможность в некоторых аспектах однозначно толковать законодательные акты, неясности и нечеткости в нормативно-правовых актах;
8) ограничения доступа к документам или службам, отделам, цехам, не позволяющие осуществить объективный контроль, либо отсутствие документов.
Существуют действия, которые нельзя осуществлять при проведении мероприятий по контролю.
1. Предмет проводимого мероприятия по контролю должен быть в компетенции органа, проводящего государственный контроль.
2. Запрещается осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей.
3. Запрещается требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изъятия оригиналов документов, относящихся к предмету проверки.
4. Запрещается требовать образцы продукции для проведения их исследований, экспертизы без оформления акта об отборе образцов продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.
Форма акта об отборе образцов продукции устанавливается нормативным правовым актом органа государственного контроля.
5. Запрещается распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и информацию, полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Охраняемой законом тайной является:
1) государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
2) служебная и коммерческая тайна. Информация является таковой, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;
3) банковская тайна - Банк России гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов;
4) налоговая тайна - составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике.
6. Запрещается превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Сроки проведения мероприятий по контролю установлены:
1) по общему правилу продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать 1 месяц;
2) срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на 1 месяц в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, экспертиз со  значительным объемом мероприятий по контролю.

Порядок оформления результатов мероприятий по контролю

Для обобщения результатов комплексной ревизии всей деятельности предприятия составляется акт, в котором отражаются выявленные ревизией недостатки в работе и нарушения государственной дисциплины.
Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия, а в необходимых случаях - руководителем и главным (старшим) бухгалтером, ранее работавшим в ревизуемом предприятии, к периоду работы которых относятся выявленные нарушения.
При наличии возражений или замечаний по акту ревизии руководитель и главный (старший) бухгалтер делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 3 дней со дня подписания акта представляют письменные объяснения. По акту представляются также объяснения других должностных лиц ревизуемого предприятия, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях. Правильность фактов, которые изложены в объяснениях, должна быть проверена ревизующим. По результатам проверки дается письменное заключение.
В тех случаях, когда выявленные ревизией нарушения или злоупотребления могут быть скрыты или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры к устранению нарушений или привлечению к ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях. В ходе ревизии, не ожидая ее окончания, составляется отдельный промежуточный акт, требуются от должностных или материально ответственных лиц необходимые объяснения.
Промежуточные акты составляются также для оформления результатов ревизии отдельных участков деятельности ревизуемого предприятия: по результатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей и основных фондов, контрольного обмера и проверки качества выполненных строительно-монтажных работ и др. Промежуточные акты прилагаются к основному акту ревизии и подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии данного участка деятельности ревизуемого предприятия, и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы, или материально ответственными лицами, отвечающими за сохранность денежных средств и материальных ценностей. Один экземпляр промежуточного акта вручается должностному лицу ревизуемого предприятия, подписавшему акт.
Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в основной (общий) акт ревизии.
В акте ревизии приводятся:
1) общие данные о выполнении ревизуемым предприятием производственных и финансовых планов;
2) выявленные факты нарушений законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов министерств и ведомств;
3) факты неправильного планирования производственных и финансовых показателей, невыполнения заданий и обязательств, неправильного расходования средств и других нарушений финансовой дисциплины;
4) факты неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
5) выявленные факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;
6) размеры причиненного материального ущерба и другие последствия допущенных нарушений с указанием фамилий и должностей лиц, по вине которых они были допущены;
7) вскрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы увеличения выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости, увеличения прибыли, сокращения затрат на содержание аппарата управления, ликвидации потерь и непроизводительных расходов, увеличения доходов бюджета.
В случае, когда по результатам ревизии возникает необходимость использовать хорошие образцы работы и распространять их в других предприятиях и хозяйственных организациях, руководитель ревизионной группы отдельно докладывает об этом руководителю, назначившему ревизию.
Внутренний финансовый контроль – составная часть общей системы управленческого контроля. В широком смысле под целью функционирования системы внутреннего контроля следует понимать сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации, обеспечение ее эффективного функционирования, а также устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
1) помощь в учетной работе, т. е. проведение контроля специалистов с целью эффективного выполнения ими своих обязанностей;
2) проверка бухгалтерской информации, ее достоверности;
3) контроль сохранности собственности организации;
4) обеспечение органов управления необходимой информацией по всем интересующим вопросам;
5) защита от ошибок, нарушений, злоупотреблений, искажений через осуществление предупредительных мер;
6) повышение дисциплины учетной работы.
В зависимости от масштабов деятельности предприятия, его индивидуальных особенностей работы, целей и задач, поставленных руководителем перед службой внутреннего финансового контроля, направлениями контроля могут быть:
1) контроль за финансово-экономической деятельностью субъекта;
2) контроль над соблюдением направлений развития субъекта;
3) контроль и обеспечение эффективной деятельности субъекта;
4) контроль за расчетно-платежными операциями, затратами на производство, поступлениями выручки за реализованную продукцию;
5) контроль над формированием финансовых результатов;
6) выявление, предотвращение и исправление искажений в учете;
7) контроль над соблюдением законодательства, своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
8) контроль над своевременностью и правильностью, а также полнотой отражения в учете всех хозяйственных операций;
9) контроль над корректностью бухгалтерских проводок;
10) анализ деятельности предприятия;
11) контроль над выполнением инвестиционных и прочих проектов;
12) контроль надежности информации, представляемой системе управления;
13) организация взаимодействия с внешними контролерами, представителями проверяющих и контролирующих органов, организация внутренних расследований, создание контрольных комиссий по расследованию каких-либо обстоятельств. Кроме того, к данным направлениям следует прибавить контрольные мероприятия по всем интересующим руководителя субъекта вопросам.
Достижение общей цели системы внутреннего контроля обеспечивается взаимодействием различных ее элементов для достижения следующих показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития организации:
1) соответствие деятельности организации принятому курсу действий и стратегии;
2) устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
3) упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности;
4) сохранность имущества;
5) должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
6) показатели эффективности системы бухгалтерского учета;
7) рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;
8) рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
9) соблюдение должностными лицами и иными работниками организации установленных администрацией требований, правил;
10) соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.
Эти и многие другие задачи обуславливают создание в организации эффективной системы внутреннего контроля.
 
 
 
Внутренний контроль должен проводиться в соответствии с планом и детализированной программой контроля объектов наблюдения. Регулярно должны составляться и представляться отчеты, справки, акты, проекты управленческих решений по повышению эффективности деятельности организации.

     Контроль направлен на выработку конкретных мер по устранению недостатков, по предупреждению возможных убытков; затраты на его проведение соизмеряются с получаемыми экономическими выгодами. Помощь работников службы внутреннего контроля состоит в обеспечении защиты от ошибок и злоупотреблений, определении зоны риска и возможностей устранения будущих недостатков. 

     Объекты внутреннего контроля организации – это ее имущество, обязательства и финансово-хозяйственные операции.

     Внутренний контроль в зависимости от времени проведения подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий. 

     В зависимости от источников информации, используемой при выполнении контрольных функций, внутрихозяйственный контроль подразделяется на документальный и фактический.

     В зависимости от методов внутреннего контроля и системы контрольных действий различают ревизию, аудит, тематическую проверку, расследование.

     Комплексное и системное применение различных видов внутреннего контроля помогает выработать наиболее целесообразные пути развития организации, способствует достижению поставленных целей.

     Организация системы внутреннего контроля находится под воздействием следующих факторов: отношение администрации к внутреннему контролю; внешние условия деятельности организации, ее размеры, организационная структура и виды деятельности; месторасположение ее обособленных подразделений и др. Цель отдела внутреннего контроля определяется руководством организации и направлена на поддержание эффективного контроля за работой различных звеньев управления.

       Положение об отделе внутреннего контроля является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы структурного подразделения. 

     Начальник отдела внутреннего контроля должен подчиняться непосредственно руководителю организации, но быть независимым от должностных и материально ответственных лиц, работу которых проверяет. Деятельность сотрудников отдела внутреннего контроля определяется должностными инструкциями. В своей работе они должны руководствоваться следующими принципами: честность, конфиденциальность, объективность, компетентность. 

     В качестве основных форм организации систем внутреннего контроля можно выделить: службу внутреннего аудита; структурно-функциональную форму внутреннего контроля; сочетание службы внутреннего аудита и структурно функциональной формы внутреннего контроля; контрольно-ревизионную службу.

     Приведем опыт работы контрольно-ревизионного отдела организации. Контрольно-ревизионный отдел является структурным подразделением данной организации. Постановка задач отдела внутреннего контроля: контроль за соблюдением нормативных актов и внутренних положений, договорных обязательств, расчетно-платежной дисциплины; за поступлением и расходованием денежных средств, товарно-материальных ценностей; за достоверностью оперативного, статистического и бухгалтерского и налогового учета и др. Кроме того, отдел внутреннего контроля осуществляет работу по таким направлениям: анализ бухгалтерской отчетности; представление информации руководству для принятия управленческих решений; оценка обязательств и др.

     Отдел внутреннего контроля организации позволяет: наладить контроль над структурными подразделениями; выявить неиспользованные внутренние резервы для повышения эффективности работы; обнаружить недостатки в функционировании системы внутреннего контроля организации и разработать мероприятия по их устранению. При принятии решения об организации и определении функции контрольно-ревизионного отдела учитывались такие факторы: направление и специфика деятельности, показатели финансово-экономической деятельности, система управления. При формировании отдела внутреннего контроля были учтены основные принципы (таблица 1). Приказом руководителя организации принято Положение о внутрихозяйственном контроле, документальных проверках и ревизиях производственной и финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений. Контрольно-ревизионный отдел функционирует на основании положения, утвержденного директором организации (с учетом вносимых в него изменений и дополнений), устанавливающего цели и задачи контрольно-ревизионного отдела, права и обязанности работников отдела, порядок организации и проведения комплексных ревизий и проверок. 
     
     В качестве основных целей создания контрольно-ревизионного отдела определены: осуществление внутрихозяйственного контроля финансового состояния, соблюдения режима экономии, обеспечения сохранности и обоснованности расходования денежных средств и материальных ценностей, проведения мероприятий по охране имущества и возмещению причиненного материального ущерба; выявление резервов и обеспечение генерального директора организации рекомендациями по повышению эффективности экономики и управления.
     
Таблица 1 

Основные принципы формирования отдела внутреннего контроля
Принципы 
Содержание 
Принцип ответственности 
Каждый работник контрольно ревизионного отдела, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, несет экономическую, административную и дисциплинарную ответственность.
Принцип сбалансированности 
Работнику контрольно ревизионного отдела не поручается выполнение контрольных функций, не обеспеченных соответствующими организационными и техническими средствами для их исполнения.
Принцип своевременного сообщения о выявленных отклонениях 
Информация о них доводится системой внутреннего контроля до лиц, принимающих решения по данным отклонениям, в соответствующем объеме в нужное время 
Принцип интеграции 
Система внутреннего контроля является структурным подразделением организации.
Принцип постоянства 
Система внутреннего контроля  функционирует постоянно 
Принцип комплексности 
Весь комплекс объектов контроля в коммерческой организации охвачен системой внутреннего контроля.

     
     При проведении комплексных ревизий и проверок ревизоры имеют право проверять в структурных подразделениях планы, сметы, денежные, бухгалтерские и другие документы, наличие денег и ценностей, а при обнаружении подделок, подлогов и других злоупотреблений – изымать в установленном порядке необходимые документы; при проверке полноты оприходования денежных средств, полученных в банке, уточнять в учреждении банка данные о полученных суммах и достоверность документов; проводить или организовывать проведение сплошных или выборочных инвентаризаций основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, расчетов. В необходимых случаях опечатывать кассовые помещения, склады, архивы; привлекать через руководителя акционерного общества специализированные организации для проведения экспертиз; привлекать для проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности дополнительных специалистов (профильных); запрашивать и получать при необходимости от других организаций справки и копии документов, связанных с проверяемыми операциями; получать от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, ревизии; проверять в организациях других систем с их согласия правильность отдельных операций, связанных с деятельностью проверяемого объекта; принимать меры к возмещению причиненного ущерба; проводить тематические семинары по вопросам, относящимся к компетенции контрольно-ревизионного отдела.
     
     Для успешного осуществления выполняемых функций работники контрольно-ревизионного отдела обязаны:
     • руководствоваться законодательством Российской Федерации, уставом организации, решениями совета директоров, правления;
     • неуклонно соблюдать интересы собственников;
     • организовывать системный контроль деятельности структурных подразделений;
     • квалифицированно и качественно проводить проверки и ревизии;
     • проверять состояние сохранности имущества и расследовать факты хищений собственности учредителей организации, а также нарушений требований нормативных актов, внутренних документов, должностных инструкций;
     • осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений;
     • вырабатывать меры по повышению эффективности управления;
     • обеспечивать сохранность и возврат структурным подразделениям организации полученных в процессе проверок и ревизий документов;
     • обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при проверках и ревизиях;
     • проверять соответствие системы экономической информации организации требованиям руководства;
     • выполнять анализ финансового положения организации;
     • представлять в возможно короткие сроки итоговую информацию руководству организации о результатах проведенных проверок и ревизий;
     • организовывать подготовку к проверкам внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля, принимать активное участие в этих проверках и реализации рекомендаций по устранению выявленных нарушений.
     
     Контрольно-ревизионный отдел для его эффективной работы обеспечен следующими регламентами:
     • должностными инструкциями специалистов;
     • календарными планами работы службы внутреннего контроля и ее специалистов;
     • методиками по проведению проверок;
     • указаниями по реализации результатов проведенных проверок;
     • правилами (стандартами) аудиторской деятельности внутреннего аудита и Кодексом этики;
     • стандартом по порядку проведения инспектирующих проверок дочерних (зависимых) обществ.
     
     Руководство данным подразделением осуществляет начальник контрольно-ревизионного отдела. Также в штате сотрудников организации введены должности двух ведущих ревизоров.

     В обязанности начальника контрольно-ревизионного отдела входит: составление плана-графика проверок; определение состава группы для проведения проверки (является ее руководителем); контроль хода подготовки к проверке; контроль над правильностью оформления результатов проведения проверки; консультирование специалистов организации; анализ финансово-хозяйственной деятельности организации; составление общего отчета о работе контрольно-ревизионного отдела.
     
     Основной объем работы в контрольно-ревизионном отделе выполняют ревизоры. Необходимо отметить, что при реализации контрольных мероприятий специалисты проводят контрольные замеры, а обобщение и свод информации по проводимым проверкам и ревизиям осуществляет начальник контрольно-ревизионного отдела. Главный принцип их работы – объективность, то есть независимая позиция, которую занимают внутренние ревизоры в ходе проверок и ревизий. Заключения внутренних ревизоров должны быть объективны и профессиональны. Требования к их независимости обусловливаются организационным статусом и соблюдением Кодекса профессиональной этики. Уровень профессиональной квалификации ревизоров определяет степень эффективности деятельности контрольно-ревизионного отдела: знание учетных систем, планов, нормативного хозяйства, налогового и хозяйственного права, менеджмента и маркетинга, определение задач, стоящих перед организацией, ее возможностей, внешних связей, а также знание методик проведения проверок и ревизий. 

     Персонал контрольно-ревизионного отдела, кроме работы по плану контрольно-ревизионной работы, занимается самоподготовкой в соответствии с индивидуальными планами самоподготовки. Имеет место проведение консультационно-практических семинаров по вопросам реализации дальнейшего усиления влияния внутрихозяйственного контроля и внутреннего аудита на основные бизнес-процессы организации, что позволит повысить качество, эффективность и результативность работы, совершенствование деятельности в целом. Создание контрольно-ревизионного отдела позволяет совету директоров организации и ее исполнительному органу управления: наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации, выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок, ревизий и анализа, проводимых внутренними ревизорами, эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских служб.

     Контрольно-ревизионная служба – это независимое структурное подразделение предприятия. Исходя из организационной структуры организации, оно подчиняется непосредственно генеральному директору. Начальник контрольно-ревизионного отдела непосредственно подчиняется генеральному директору и владеет информацией о всех вопросах, представляющих для организации повышенный интерес. Он информирует руководителей организации о всех существенных недостатках и выявленных резервах повышения эффективности работы организации и ее структурных подразделений, подготавливает проекты решений, направленных на реализацию полученных результатов. Начальник контрольно-ревизионного отдела анализирует состояние внутрихозяйственного контроля в организации, разрабатывает мероприятия по устранению выявляемых нарушений. Он организует обеспечение отдела программно-методической документацией, осуществляет контроль достоверности и обоснованности сделанных выводов и предложений.

     Кроме того, у отдела внутреннего контроля существуют согласованные с менеджментом процедуры проведения аудиторских контрольных мероприятий. Все они проводятся по определенным участкам, которые в компании определены как наиболее рискованные с точки зрения бизнеса. Сам контроль проходит в два этапа. Первый этап – это тщательная проверка документов и собеседования с ответственными за этот участок сотрудниками. На втором этапе происходит обсуждение выявленных проблем с руководителем подразделения, где осуществляется контроль. И только после этого готовится отчет, который доводится до сведения руководства и обсуждается на аудиторском комитете. При этом все выявленные в ходе контроля недочеты анализируются ежемесячно до их полного исправления и устранения рисков.

     Бухгалтерия не подчиняется службе внутреннего контроля. По сути, это два равноправных подразделения. В то же время они тесно сотрудничают, взаимодействуя по простому принципу: весь текущий учет возложен на бухгалтерию, а контроль над правильностью его ведения – на ревизоров. Контрольно-ревизионная служба проверяет документы, подтверждающие надежность системы учета, бухгалтерскую отчетность, обоснованность расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами, дебиторами, кредиторами и т.д. Контрольно-ревизионная служба представляет материалы проверок, инвентаризаций, проведенного анализа, а также информирует об изменениях в налоговом законодательстве, правилах ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. В части учета труда и его оплаты работники контрольно-ревизионной службы получают штатное расписание и изменение к нему, Положение об оплате труда; представляют предложения по совершенствованию оплаты труда, справки по результатам проверки подразделений и эффективности использования рабочего времени.
     
     Взаимодействие с планово-экономическим отделом организации осуществляется по следующим основным направлениям: ревизоры проверяют наличие действующих норм и нормативов и работу по их пересмотру, отчеты по выполнению плановых заданий, обоснованность плановых отпускных цен на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги, проводимые работы, штатного расписания; они информируют о возможной экономии материальных и денежных средств, необходимости и направлениях совершенствования плановой работы, консультируют по вопросам расчета цен, формам оплаты труда.

     В рамках сотрудничества с юридическим отделом организации ревизоры получают материалы по результатам судебного рассмотрения исков к организации и исков организации, проекты приказов, инструкций, договоров. Они представляют материалы по фактам хищений, недостач, взысканий дебиторской задолженности, справки и акты для юридической оценки выявленных нарушений и злоупотреблений. 

     Работники контрольно-ревизионной службы в отделе снабжения и сбыта контролируют состояние материально-технической базы, эффективность заключенных сделок по приобретению материально-производственных запасов и договоров на реализацию товаров, отчеты о расходовании материалов, отпуск материалов на сторону, акты приемки и списания товарно-материальных ценностей, документы по претензиям и искам в связи с поставкой товара. Также происходит подтверждение обоснованности прихода и списания товарно-материальных ценностей, консультирование по вопросам составления договоров, заполнения бланков учета и отчетности, проведения и оформления результатов проверки. На материальном складе проверяются карточки складского учета, оформление первичных документов, договоры о материальной ответственности, сохранность товарно-материальных ценностей, исправность весоизмерительного оборудования. Работники контрольно-ревизионной службы представляют аналитические справки и предложения по совершенствованию работы отдела снабжения и сбыта и материального склада.
     
     Ревизор является непосредственным исполнителем проверки. Участвует в подготовке к проверке, в документальном оформлении проведенных контрольных процедур.

     Следует отметить, что при необходимости контрольно-ревизионный отдел может привлекать к своей работе экспертов, которые должны отвечать определенным требованиям. Экспертом признается состоящий в штате организации специалист, имеющий достаточные знания, опыт и квалификацию в определенной области и дающий свое заключение по проблеме, относящейся к этой области. Например, работа эксперта может быть использована для юридической оценки договоров, учредительных документов, правильности применения нормативных и правовых актов, оценки имущества, измерения объемов выполненных строительных работ и т.д. С экспертом заключается договор от имени организации. Результаты работы эксперта оформляются письменно (справки проверок), рассматриваются контрольно-ревизионным отделом, включаются в рабочую документацию и используются при подготовке отчета по результатам проверки.

     Существенное значение для повышения эффективности работы контрольно-ревизионного отдела организации, обеспеченности современными методиками контроля имеет его взаимодействие с внешним аудитом. Это взаимодействие необходимо для оптимизации зоны действия внешних аудиторов при проведении аудита или при оказании сопутствующих аудиту услуг и осуществляется в том числе и посредством проведения деловых встреч, обеспечивающих согласование запланированных контрольных мероприятий. Важным моментом в организации эффективного взаимодействия является взаимный доступ ревизоров и внешних аудиторов к программам проведения аудиторских проверок и рабочей документации. Это помогает внешним аудиторам убедиться в правильности и обоснованности выводов и предложений, сделанных работниками контрольно-ревизионного отдела, а работникам контрольно-ревизионного отдела – познакомиться с методиками проверок, применяемыми внешними аудиторами. Качественная и надежная информация, предоставляемая работниками контрольно-ревизионного отдела внешним аудиторам, укрепляет взаимное доверие и обуславливает сокращение объема проводимых ими контрольных процедур, стоимости аудиторской проверки. Это имеет важное значение, так как работники контрольно-ревизионного отдела участвуют в оценке руководством организации результатов работы аудиторской организации.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Одним из путей повышения эффективности производства предприятий, фирм, объединений и др. является свободное использование и сохранение на всех участках основных средств.
Поэтому в программы аудиторских проверок и ревизий включают задания по проверке операций с основными средствами.
Задача контроля основных средств и нематериальных активов - проверка их сохранности и технического состояния; законности и правильности документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильности начисления амортизации, своевременности и полноты включения ее в затраты производства; правильности начисления и списания износа основных средств; правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; выполнения плана ремонтов, их своевременности и качества, а также установление явных фактов нарушений действующего законодательства относительно управленческих решений ответственных работников ревизуемого предприятия при покупке, использовании, реализации и ликвидации отдельных объектов основных фондов и нематериальных активов; выработка мероприятий по реализации результатов контроля: привлечь к ответственности виновных служащих с возмещением убытков, начисление и наложение штрафных финансовых санкций в пользу государственного бюджета за допущенные нарушения действующего законодательства по объектам контроля, которые взаимосвязаны с налогообложением доходов предприятия (оценка имущества, амортизация, реализация и т.п.).
Объектами ревизии операций с основными средствами являются:
Первичные документы о поступлении, передаче, реализацию, инвентаризацию, начисление амортизации (износа), ликвидацию объектов основных фондов и нематериальных активов: накладные, акты приемо-передачи основных фондов, акты ликвидации основных фондов, ведомости начисления амортизации (износа), авизо, акты переоценки, дефектные акты, акты выполненных работ по ремонту основных средств, сметы и договора на капитальный ремонт, техническое обслуживание основных средств подрядными организациями.
Регистры аналитического и синтетического учета: инвентарные карточки учета по отдельным объектам основных средств и нематериальных активов; описи инвентарных карточек по учету основных средств; карточки группового учета основных фондов (для начисления износа и амортизации по 4 группам основных фондов); инвентарные списки основных фондов и нематериальных активов, которые ведутся материально-ответственными лицами структурных подразделений предприятия, где они используются или находятся; оборотные ведомости в бухгалтерии в разрезе групп, объектов основных средств по материально- ответственным лицам и предприятию; журналы-ордера № 13, 16, Главная книга, баланс, отчетность о движении имущества предприятия.
Основные источники информации – это нормативные акты, которыми пользуется ревизор при осуществлении контроля:
Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 16.07.99;
Инструкция по бухгалтерскому учету балансовой стоимости основных средств, утвержденная приказом МФУ от 24.07.97 № 159;
Инструкция об инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей денежных средств и расчетов, утвержденная приказом МФУ от
30.10.98 № 90, с изменениями и дополнениями;
Закон «О налогообложении прибыли предприятий».
01.09.98.
Ревизию основных средств рекомендуется проводить в такой последовательности: сначала проверяют фактическое наличие и сохранение собственных средств и таких, которые арендуются, а потом своевременность и полноту их оприходования, законность проведения операций по их перемещению, правильность проведения амортизации, а также организацию и состояние бухгалтерского учета основных средств.
Ревизор не может приступать к ревизии, если по вопросам, которые подлежат проверке, запущен бухгалтерский учет.
О невозможности проведения ревизии составляется соответствующий акт, в котором следует четко и конкретно обосновать недочеты. После этого ревизор подает руководителю предприятия соответствующие предложения относительно обновления и наведения порядка в учете и устанавливает срок выполнения этих указаний. О запущенном ведении бухгалтерского учета ревизор докладывает должностному лицу, которое назначило ревизию, чтобы решить вопросы относительно привлечения виновных лиц к административной ответственности и повторного назначения проведения ревизии.
Обеспечение сохранности основных средств в значительной степени зависит от постановки их учета. Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства предприятия закреплены за материально ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы выявленные ею недостачи или излишки и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.
Далее необходимо проверить полноту и достоверность инвентарных карточек. Для проверки полноты инвентарных карточек нужно сопоставить данные описей инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОЗ-7) по классификационным группам с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. При отсутствии каких-либо инвентарных карточек следует выяснить причины, убедиться в наличии объектов, по которым отсутствуют инвентарные карточки, и предложить восстановить аналитический пообъектный учет основных средств.
При использовании ПЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может вестись магнитотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоемкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.
Кроме того, изучается соответствие данных аналитического учета основных средств их остатку по синтетическому счету 10 „Основные средства» на определенные даты. Для этого суммы остатков по классификационным группам сопоставляют с остатками по синтетическом счету 10 „Основные средства» в Главной книге. При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностные лиц, определить последствия (недоначисление или излишнее начисление амортизации) и внести свои предложения по устранению выявленных недостатков.
Проверяется, все ли объекты основных средств закреплены за материально-ответственными лицами.
Контроль полноты закрепления объектов основных средств за материально-ответственными лицами в структурных подразделениях предприятия производится методом сравнения данных Главной книги по остаткам на первое число месяца по счету 10 «Основные средства» и итоговыми данными оборотной ведомости об остатках основных средств в разрезе материально-ответственных лиц. Используя данные бухгалтерии по аналитическим счетам по расчетам по оплате труда материально-ответственных лиц, можно выявить факты нарушений, когда работники не несут ответственности за сохранение основных средств (в связи с нахождением в долгосрочных отпусках по уходу за ребенком до трех лет или долгим нахождением на больничном в связи с временной нетрудоспособностью, увольнением с работы без передачи другим работникам материальных ценностей, которые за ними числятся).
Обнаружив неполное закрепление объектов основных средств за материально ответственными лицами по месту их нахождения и эксплуатации, ревизор обязан выявить, почему было допущено это нарушение, кто виновен в этом и каковы последствия. Одновременно, не ожидая окончания ревизии, необходимо потребовать от руководства ревизуемого предприятия принятия незамедлительных мер по закреплению основных средств за материально ответственными лицами. О выполнении этого предложения следует указать в основном акте комплексной ревизии.
Визуальная проверка наличия договоров с работниками, которые временно или постоянно выполняют обязательства материально-ответственных лиц, встречная проверка по письменному запросу в правоохранительные органы относительно возможности запрета некоторым работникам исполнять работу, связанную с материальною ответственностью, дают возможность определиться в критериях выбора объектов для контроля, выявить взаимосвязанные нарушения, недостачи, кражи, их причины.
Важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное проведение инвентаризации основных средств работниками предприятия. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств и правильность отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.
При проверке качества проведенной на предприятии инвентаризации основных средств (своевременность и полнота) учитывается, что инвентаризацию зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств разрешается проводить один раз в два-три года, библиотечных фондов
- не реже одного раза в пять лет.
По результатам проведённой инвентаризации составляют инвентаризационные описи разных форм в зависимости от ревизуемых объектов
(табл.2).
Таблица 2
Формы описей по инвентаризациям

|№ формы |Наименование |Области применения |Особенности |
| |документа |и образцы |заполнения |
| | |использования | |
|Инв-1 |Инвентаризационная |Отображение данных |Отдельно по каждому |
| |опись основных |инвентаризации на |местонахождению |
| |средств |три даты |ценностей и |
| | | |должностному лицу, |
| | | |ответственному за |
| | | |сохранение основных |
| | | |средств |
|Инв-10 |Акт инвентаризации |Применяется при |Акт составляется на |
| |незаконченных |инвентаризации |основе проверки |
| |капитальных ремонтов |незаконченных |работ в натуре, |
| |основных средств |капитальных |подписывается и |
| | |ремонтов зданий, |передается в |
| | |сооружений, машин, |бухгалтерию |
| | |оборудования, | |
| | |энергетических | |
| | |установок и других | |
| | |объектов основных | |
| | |средств | |
|Инв-18 |Сравнительная |Применяется для |Составляется |
| |ведомость |отображения |бухгалтерией |
| | |результатов |предприятия и |
| | |инвентаризации |сохраняется в |
| | |основных средств |бухгалтерии |
Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей.
Встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах (наличие и состояние) переносятся в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних инвентаризационных описей. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также излишние и ненужные машины и оборудование, которые должны быть реализованы или переданы на баланс другого предприятия. На объекты, подлежащие реализации
(передаче) или списанию, составляются отдельные инвентаризационные описи.
Полноту инвентаризации устанавливают сопоставлением инвентаризационных описей с показателями аналитического учета.
На основе изучения всех материалов инвентаризации, включая и отражение результатов инвентаризации основных средств на счетах бухгалтерского учета, дается заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложения по ее улучшению. Для проверки качества инвентаризации целесообразно провести выборочную инвентаризацию отдельных видов основных средств.
Особое внимание обращают на обеспечение правильного хранения излишних, ненужных, бездействующих и находящихся в запасе основных средств.
Такие объекты основных средств нередко хранятся под открытым небом, ржавеют, разукомплектовываются.
По всем фактам разукомплектования и бесхозяйственного отношения к хранению основных средств проводится тщательно расследование, в результате которого определяются размер нанесенного материального ущерба и виновные в этом должностные лица, а также принимаются меры по привлечению виновных лиц к ответственности с возмещением материального ущерба.
Ревизор должен уделять максимум внимания документированию результатов нахождения фактического наличия и состояния объекта, который инвентаризируется.
Основные средства поступают и приобретаются за счет капитальных вложений, амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт оборудования, безвозмездного получения от других предприятий и других источников.
Основными направлениями ревизии операций по поступлению и выбытию основных средств (фондов) являются:
. проверка обоснованности приобретения отдельных объектов основных средств (исходя из производственной необходимости, специализации предприятия, эффективности дальнейшего использования);
. проверка полноты и своевременности оприходования, учитывая особенности документального оформления операций по источникам поступлений (новое строительство, приобретение оборудования, бесплатное поступление);
. контроль правильности оценки основных средств: а) при вводе в эксплуатацию от нового капитального строительства; б) при аренде по выкупу государственного имущества; в) при приватизации государственного имущества; г) при бесплатном получении; д) при переоценке основных средств;
. проверка правомерности операций по выбытию основных средств: а) при ликвидации объектов основных средств из-за невозможности дальнейшего использования, износа; б) при реализации другим организациям
(обоснованность цены реализации, правильность расчета НДС, акцизного сбора, если этот товар налогооблагается); в) незавершенное строительство государственных предприятий (обоснованность оценки, исходя из анализа действующих цен, наличие разрешения органов госимущества);
. контроль операций при оперативной аренде основных средств (сдача в аренду помещений и оборудования другим предприятиям, физическим лицам: уровень тарифов платы за аренду, оформление договоров на аренду, достоверность объемов аренды, состояние расчетов);
. контроль отображения хозяйственных операций в учете методом проверки корреспонденции бухгалтерских счетов, исходя из содержания хозяйственной операции.
Схема контрольного процесса операций по поступлению и выбытию основных средств (фондов)
Карточки
Описи
Баланс аналитического учета инвентарных
основных средств карточек
Карточки
Книга Инвентарные списки учета основных главных счетов основных средств по 4 группам
Счет 10
«Основные средства»
Оборотные ведомости - счета-фактуры по материально- поставщиков ответственным
Журналы-ордера лицам - доверенности
№№13, 16, 11
- накладные
- акты приемо-передачи в эксплуатацию
Первичные
- акты на ликвидацию
документы ликвидации объектов
основных средств
- авизо, акты оценки/
переоценки основных фондов,
инвентаризации
По оприходованному оборудованию, приобретенному за счет амортизационных отчислений, следует проверить, действительно ли экономически выгоднее было приобрести новое оборудование вместо проведения капитального ремонта.
Особое внимание следует уделить проверке операций по оприходованию безвозмездно полученных основных средств. В каждом отдельном случае ревизор проверяет, давало ли ревизуемое предприятие согласие на получение оприходованных объектов, экономическую целесообразность перемещения основных средств (имея при этом в виду, что перемещение вызывает дополнительные расходы по демонтажу и пробному пуску, а также расходы по транспортировке), длительность процесса передачи и ввода их в эксплуатацию на новом месте, т. е. время исключения из эксплуатации, за счет каких источников произведены затраты по установке (должны производиться за счет капитальных вложений), как отражены расходы по доставке безвозмездно принятых основных средств (получатель относит их на общехозяйственные расходы) и др. Внимательно следует рассмотреть каждый факт выявления неучтенных основных средств, которые нередко являются результатом незаконных действий и нарушений, например незаконного строительства, произведенного за счет средств эксплуатационной деятельности или средств капитального ремонта, списания ранее недостававших объектов (а теперь разысканных) основных средств, обменных операций и др.
При анализе правильности и своевременности оприходования поступивших основных средств ревизор проверяет, соблюдаются ли правила оформления актов ввода в эксплуатацию капитальных вложений или актов приема-передачи основных средств, а также правильно ли отражаются эти операции на счетах бухгалтерского учета.
Несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к неправильное исчислению себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и искажению финансовых результатов.
Своевременность оприходования в бухгалтерском учете основных средств можно определить путем сопоставления даты оприходования их по счету 10
«Основные средства» с датами, указанным в первичных документах.
По всем незаконным поступлениям основных средств, экономически нецелесообразным перемещениям, перемещениям по неправильно оформленным документам, а также по фактам несвоевременно оприходованных основных средств ревизор обязан выяснить причины нарушений и виновных в этом лиц, и предложить мерь по дальнейшему недопущению подобных нарушений.
Необходимо проверить правильность оценки основных средств.
Поступившие на предприятие основные средства учитываются по первоначальной стоимости, включающей затраты по их возведению (сооружению) или приобретению, стоимость проектно-сметной документации, расходы по доставке, монтажу и установке. При этом приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, приходуют в сумме покупной стоимости (оплаты) и расходов по их доставке и установке с добавлением суммы износа по этим объектам, указанной в документах на оплату.
Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению за исключением случаев достройки и дооборудования объектов, произведенных в порядке капитальных вложений, а также переоценки основных средств в соответствии с действующими положениями по ведению бухгалтерского учета.
 
Ревизию операций по передаче основных средств в аренду следует начинать с изучения содержания договоров аренды, в которых указывается, какие основные средства переданы в аренду, на какой срок, ставки арендной платы, порядок ремонта и возврата основных средств арендодателю и др. Затем ревизор определяет, не сданы ли в аренду основные средства, необходимые ревизуемому предприятию для выполнения собственной производственной программы; по каким ставкам установлена арендная плата за сданные в аренду основные средства и возмещает ли она суммы начисленной амортизации; своевременно ли проводится текущий и капитальный ремонт переданных в аренду основных средств; своевременно и полно ли вносится арендная плата; своевременно и в удовлетворительном ли техническом состоянии возвращены арендованные основные средства и др.[17, с.143].
Имущество, которое сдается в аренду, остается на балансе арендодателя и учитывается на счете 10 с соответствующей отметкой в инвентаризационной карточке. Учет имущества, которое взято в аренду, ведется на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства».
Ревизор должен проверить наличие договоров аренды, правильность и обоснованность ставок арендной платы. Порядок ремонта и возвращения основных средств арендодателю.
При этом выясняется, не отданы ли в аренду основные средства, которые необходимы предприятию, которое ревизуется, не превышает ли сумма амортизационных отчислений по отданным в аренду основным средствам арендную плату, своевременно ли в полной мере вносится арендная плата.
Передача в финансовую аренду объектов основных средств отображается арендодателем по дебету счета 01 «Имущество в аренде» - на стоимость объектов основных средств, которые находятся в аренде, и по кредиту счета
10 «Основные средства» - на остаточную стоимость объектов основных средств, по кредиту счета 69 «Доходы будущих периодов» - на разницу между стоимостью объектов, которые отданы в аренду, и остаточной стоимостью этих объектов.
Приемка основных фондов в финансовую аренду арендуемый отображает по дебету счета 10 и кредитом счета 53 «Долгосрочная задолженность по аренде».
По записям в инвентарных списках, накладных и других документах ревизор проверяет целесообразность внутреннего перемещения основных средств, величину затрат предприятия по перемещению этих средств (на демонтаж, монтаж и отладку на новом месте эксплуатации), потери производственных мощностей за время перемещения и т. д. В результате проверки ревизор определяет производственную необходимость перемещений основных средств, почему при получении эти основные средства не были сразу переданы в данное производственное подразделение, кто виновен в неправильном размещении основных средств и непроизводительных расходах по их дополнительному перемещению.
Документальной проверке подлежат также операции по списанию основных средств. В каждом отдельном случае необходимо проверить правильность оформления документов на выбывшие основные средства, законность и целесообразность выбытия, а также правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основных средств. Правильность и своевременность оформления документами выбытия основных средств устанавливаются проверкой данных первичных документов, аналитического и синтетического учета, законность их ликвидации - по действующим нормативным актам на списание.
В процессе контроля выясняют, не было ли случаев списания новых объектов основных средств и подмены их старыми или негодными. Для этого сверяются данные актов ликвидации основных средств с данными инвентарных карточек и проверяются записи в бухгалтерском учете от поступления до выбытия ликвидированного объекта.
При списании основных средств вследствие стихийных бедствий и аварий определяют, имелись ли основания для такого списания (акты, заключения специализированных государственных инспекций и других компетентных органов). В случае выбытия основных средств из-за аварий необходимо проверить, возмещались ли понесенные предприятием убытки виновными лицами.
В ходе ревизии проверяется правильность использования и ликвидации предметов бытового назначения и хозяйственного инвентаря. Встречаются случаи их продажи по пониженным ценам или передачи в личное пользование работникам предприятия бесплатно. При обнаружении таких фактов нужно потребовать от руководства предприятия изъятия из личного пользования переданных объектов основных средств, взыскания с работников платы за пользование и разницы в стоимости в случае приобретения по пониженной цене.
Ревизор тщательно проверяет правильность и своевременность отображения операций по ликвидации объектов основных средств на счетах бухгалтерского учета, а именно определение износа по объектам, которые выбывают, оприходование материальных ценностей, которые были получены во время разборки и демонтажа объектов (лом, запасные части, материалы) по цене их возможного использования).
Основные средства в процессе функционирования со временем изнашиваются. Первоначальная стоимость основных средств предприятий возмещается амортизационными отчислениями по установленным нормам.
Правильность использования средств амортизационного фонда исследуется непрерывным способом. Амортизационные отчисления обеспечивают накопления денежных средств на модернизацию и капитальный ремонт основных средств.
Проверка правильности начислений и использования фонда амортизации имеет важное значение.
Порядок начисления амортизации основных средств (фондов) регулируется Законом РФ «О налогообложении прибыли предприятий».
Источниками информации и объектами контроля являются ведомости начисления амортизации, карточки аналитического учета состава объектов основных средств по четырем группам, из которых в выше указанном законе базовыми для начисления амортизации определено три группы (здания и сооружения, офисное оборудование, другие основные средства внежилищного фонда), журнал-ордер № 10 или соответствующие машинограммы при использовании ЭВМ.
Проводя ревизию относительно правильности и своевременности начисления амортизации, нужно проверить:
. ежемесячно ли начисляется амортизация, исходя из установленных единых норм амортизационных отчислений и балансовой стоимости основных фондов по отдельным группам или инвентарным объектам, которые есть на балансе предприятия;
. проводятся ли амортизационные отчисления для полного обновления активной части основных фондов (машин, оборудования и транспортных средств). Они должны проводиться на протяжении нормативного срока использования или срока, на протяжении которого балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на затраты производства и оборота. По всем другим основным средствам амортизационные отчисления на полное восстановление проводятся на протяжении всего фактического срока использования;
. относится ли ежемесячно сумма начисленной амортизации на себестоимость продукции, которая производится, выполненных работ или услуг. В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений учитывается в затратах производства за период работы в текущем году. По непроизводственным объектам (жилищным фондам, общежитиям, детским учреждениям, профилакториям, базам отдыха) амортизационные отчисления нужно относить за счет сметы на их содержание;
. правильно ли начисляется амортизация по нововведенным в эксплуатацию объектам и по объектам, которые выбыли;
. используются ли в арендных предприятиях начисленные амортизационные отчисления для полного восстановления основных фондов, которые арендуются. Амортизация на капитальный ремонт основных средств, которые были взяты для оперативной аренды, начисляется по установленным нормам и отображается по дебету счетов учета затрат производства и оборота и по кредиту счета 83 «Амортизация».
Амортизация на капитальный ремонт нежилых помещений не начисляется;
. относятся ли затраты, связанные с завершенным капитальным ремонтом, начиная с 1996 г., на увеличение балансовой стоимости соответствующих основных средств с дальнейшей их амортизацией по установленным нормам на полное их восстановление;
. не было ли случаев отнесения фактических затрат на ремонтные работы
(особенно тогда, когда ремонт исполнялся подрядным методом) непосредственно на себестоимость продукции, если предприятием создано резерв на ремонт основных средств. Ревизор должен проверять, правильно ли относятся затраты, связанные с ремонтом, учитывая то, что капитальный ремонт не влияет на результаты хозяйственной деятельности, поскольку его выполняют за счет амортизационного фонда. Затраты на текущий ремонт изменяют результаты хозяйственной деятельности, поскольку их относят на затраты производства. Опущенные неточности являются нарушениями, которые записываются в акте ревизии. Для того, чтобы определить вид ремонта, иногда обращаются за консультацией к специалистам.
. затраты на законченный капитальный ремонт арендованных основных средств засчитывают на счет 10 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Амортизация»;
. закончено ли начисление амортизационных отчислений на объекты с завершенным сроком использования. Амортизационные отчисления заканчиваются относительно всех основных фондов, по которым завершился срок использования, включая здания и сооружения;
. закончено ли начисления амортизационных отчислений на время проведения реконструкции и технического переоборудования основных средств с полной их остановкой;
. правильно ли определено списание на финансовые результаты прибылей
(убытков, которые были получены от ликвидации основных средств);
. правильно ли начисляется и своевременно ли перечисляются в бюджет проценты от сумм амортизационных отчислений на полное восстановление в соответствии с Законом РФ «О государственном бюджете»;
. возмещаются ли за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, суммы недоначисленных амортизационных отчислений в случае списания основных средств до полного перенесения их балансовой стоимости на затраты производства и оборота. Эти суммы используются так же, как и амортизационные отчисления;
. законно ли применяется ускоренный метод амортизационных отчислений и целевое использование этих средств. Нужно обратить внимание на то, что предприятия могут применять ускоренный метод начисления амортизации относительно основных фондов, которые используются для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, устройств и оборудования, расширение экспорта продукции в том случае, когда они проводят массовую замену изношенной и морально устаревшей техники на новую, более прогрессивную.
Следует проверить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации (износа). Для этого нужно сравнить общую стоимость основных средств, принятых в расчет при начислении амортизации (износа) по состоянию на 1 января текущего года, с сальдо по счету 10 «Основные средства» в Главной книге и данными баланса по состоянию на 1 января. Однако при этом следует иметь в виду, что амортизация (износ) не начисляется по следующим основным средствам: продуктивному скоту, относящемуся к основным фондам независимо от стоимости; оленям; библиотечным фондам, фондам бюджетных организаций, включая научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации; фильмофондам, музейным и художественным ценностям, сценическо- постановочным средствам, зданиям и сооружениям, являющимся памятниками архитектуры и искусства; многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возврата; экспонатам животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях, а также оборудованию, экспонатам, образцам, моделям (действующим и недействующим), макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемых для научных целей; полностью амортизированным основным средствам. В инвентарных карточках учета таких основных средств делается отметка „Амортизировано» и указывается, с какого времени не начисляется амортизация.
Нужно проверить, начисляется ли амортизация основных средств с учетом их движения в течение года, т. е. с учетом их поступления и выбытия.
В течение года размер амортизации за отчетный месяц определяется исходя из суммы амортизации, начисленной за предыдущий месяц, скорректированной по установленным нормам в связи с изменением в составе основных средств
(поступлением, выбытием) за предыдущий месяц, а также в связи с истечением нормативных сроков службы полностью амортизированных основных средств.
Следовательно, чтобы получить сумму амортизации (износа), подлежащую начислению в отчетном периоде, нужно взять сумму амортизации, начисленную в предыдущем месяце, и к ней прибавить начисленную сумму амортизации по поступившим основным средствам и вычесть сумму амортизации по выбывшим основным средствам в прошлом месяце, а также вычесть сумму амортизации в связи с истечением нормативных сроков службы полностью амортизированных основных средств. Начисление амортизации без учета движения основных средств приводит к искажению учетных данных об издержках производства и действительном состоянии остаточной стоимости основных средств.
Следует обратить внимание на то, что по полностью амортизированным основным средствам начисление амортизации заканчивается с 1 числа месяца, который является следующим после последнего, в котором стоимость этих объектов была полностью перенесена на стоимость продукции (работ, услуг).
Износ основных средств отображается в учете и отчетности отдельно и списывается во время сбыта и другого пути выбытия основных средств.
При проверке документов по начислению и учету амортизации (износа) основных средств нужно иметь в виду, что начисление амортизации не производится во время проведения реконструкции и технического перевооружения основных фондов с полной их остановкой, а также в случае их перевода в установленном порядке на консервацию. На время реконструкции и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств. Не прекращается начисление амортизации во время ремонта основных средств.
По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации, установить, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявить причины нарушений и виновных в этом лиц, принять меры к недопущению подобных недостатков в будущем. В процессе аудиторской проверки следует рекомендовать администрации предприятия внести соответствующие изменения в бухгалтерском учете и отчетности.
Необходимо также проверить, насколько обоснованно применяется метод ускоренной амортизации активной части производственных основных средств.
Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрого по сравнению с нормативными сроками службы основных средств полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения.
Предприятия могут применять метод ускоренной амортизации в отношении основных средств, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, товаров народного потребления, расширения экспорта продукции в случаях, когда ими осуществляется массовая замена изношенной и морально устаревшей техники новой, более производительной.
Ускоренная амортизация не применяется на следующие виды машин, оборудования и транспортных средств:
1) с нормативным сроком службы до 3 лет;
2) по подвижному составу автомобильного транспорта, по которому нормы амортизации установлены в зависимости от пробега;
3) по оборудованию самолетно-моторного парка гражданской авиации, нормативный срок службы которого определяется в зависимости от количества часов работы самолетов и вертолетов.
Проверка затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств начинается с изучения наличия и выполнения заданий проведения текущего и капитального ремонта основных средств. Необходимо установить правильность размежевания работ и отнесение их к текущему и капитальному ремонту. Это важно потому, что текущий ремонт должен проводиться за счет средств, предусмотренных затрат, а капитальный ремонт — за счет средств амортизационного фонда и других источников. Изучают возможные случаи, когда отсутствие средств амортизационного фонда, стоимость отдельных работ относят к категории текущего ремонта и списывают на затраты, а иногда, чтобы искусственно уменьшить затраты, увеличивают сумму прибыли; стоимость отдельных работ, связанных с текущим ремонтом, списывают за счет амортизационного фонда. Как в первом, так и во втором случае это влияет на правильность определения результатов хозяйственной деятельности. При изучении затрат на текущий и капитальный ремонт необходимо выяснить, имеется ли смета — финансовые расчеты и техническая документация, кем она утверждена, каким способом производился ремонт, когда ремонт производился хозяйственным способом. Аудитор должен изучить по документам (нарядам, актам приемки работ), правильно ли применялись расценки, как проводилось списание материалов в пределах норм. При ремонте подрядным методом следует проверить состояние расчетов с подрядчиками и установить, верно ли выписаны ими расчеты на выполненные работы, имеются ли акты приемки работ и указываются ли в акте недоделки, дефекты и установленные сроки их устранения, каким образом ведется учет ремонта. Обращают внимание на случаи, когда расходы на текущий ремонт неправильно включают в себестоимость продукции вместо их отнесения в уменьшение ремонтного фонда и т.д.
Исследования операций по правильности отображения расходов на капитальный ремонт оборудования и транспортных средств имеют большое значение для предупреждения приписок объема продукции.
Изучение операций по капитальным вложениям проводится на основании утвержденных титульных списков, смет, технической документации и составленных договоров с предприятиями. Аудиторы устанавливают законность и обоснованность расходов по капитальным вложениям, отвечают ли они действующей утвержденной технической документации и источникам финансирования. Во время изучения операций по капитальным вложениям важно разделить их на капитальные вложения, выполняемые подрядным методом, и капитальные вложения, выполняемые хозяйственным методом. Необходимо проверить правильность составления договоров с подрядчиками, правильно ли определяется объем выполненных работ по промежуточным актам и качество этих работ. Устанавливают случаи снижения себестоимости за счет разных недоделок и снижения качества работ, изучают состояние бухгалтерского учета капитальных вложений и правильность поданной отчетности по ним.
Правильность учета затрат на ремонты контролируется по данным журнала-ордера № 10 по дебету счета 15 «Капитальные инвестиции», карточек аналитического учета, которые ведутся по каждому объек
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.