На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая эффективность производства и реализации картофеля и пути её повышения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
Федеральное государственное образовательное учреждение  высшего пРофессионального образования российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева
(ФГОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)
 

                                                       Экономический факультет
Кафедра экономики сельского хозяйства
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
на тему: «Экономическая эффективность производства и реализации картофеля и пути её повышения»
 
 
 
 
 
Выполнил:
Студентка 302 группы
дневного отделения,
экономического факультета
Шерматова И.Б.
 
Научный руководитель:
Коваленко Н.Я.
к.э.н., профессор
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва   2011г.
Содержание
Введение              3
Глава 1. Сущность экономической эффективности и ее особенности в картофелеводстве              5
1.1. Эффективность, ее виды, критерии и система показателей.              5
1.2. Показатели и  пути повышения эффективности производства картофеля.
1.3. Выбор технологии и технических средств возделывания картофеля.
Глава 2.  Современное состояние эффективности производства картофеля в ООО «АНП-Скопинская Нива»              19
2.1. Валовое производство, уровень товарности и производительность труда в  картофелеводстве.              19
2.2. Уровень себестоимости и финансовый результат от реализации картофеля
Глава 3.  Повышение эффективности производства и реализации картофеля в ООО «АНП-Скопинская Нива»               29
3.1. Использование прогрессивной технологий возделывания картофеля.              29
3.2 Применение голландской технологии выращивания картофеля как средства повышения эффективности картофелеводства.
3.3. Технико-экономические показатели внедрения прогрессивной технологии производства картофеля.             
3.4. Каналы реализации основных видов продукции.
Выводы и предложения             
Библиографический список              53
Приложения___________________________________________________________________54

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Картофель принадлежит к числу важнейших сельскохозяйственных культур. В мировом производстве продукции растениеводства он занимает одно из первых мест наряду с рисом, пшеницей и кукурузой.
Клубни картофеля содержат около 25% сухих веществ (крахма­ла—14—22%, белков —1,4—3%, клетчатки — около 1%, жира —0,3% и 0,8—1% зольных веществ), витамины С, В (Вь В2, 36), РР и К и каротиноиды. Особенно богаты витаминами молодые клубни.
Картофель — культура разностороннего использования. Это исклю­чительно важный продукт питания человека. Его по праву называют вторым хлебом. Европейской кухне известно более 200 блюд из кар­тофеля. Переработка его в пищевые продукты и полуфабрикаты от­крывает большие возможности для использования.
Картофель — хороший корм для скота. По переваримости органи­ческого вещества (83—97%) он, как и кормовые корнеплоды, стоит на первом месте среди растительных кормов. На корм используются клубни в сыром и запаренном виде, а также засилосованная ботва. Продукты переработки, такие как мезга и барда, тоже являются пре­красным кормом для скота и других видов домашних животных.
Клубни картофеля — прекрасное сырье для производства многих видов ценной продукции. Он служат сырьем для спиртовой, крахмалопаточной, декстриновой, глюкозной, каучуковой и других отраслей про­мышленности. Крахмал, получаемый из картофеля, является пока не­заменимым продуктом в пищевой, текстильной и бумажной промыш­ленности.
Из 1 т клубней с крахмалистостью 17,6% можно получить 112 л спирта, 55 кг жидкой углекислоты, 0,39 л сивушного масла и 1500 л барды или 170 кг крахмала и 1000 кг мезги, или 80 кг глюкозы и 65 кг гидрола и др.
Картофель имеет также большое агротехническое и агроэкономическое значение. Почва после его выращивания остается рыхлой и чи­стой от сорняков, поэтому он хороший предшественник для всех зерновых и многих других культур.
Все сказанное свидетельствует о важности повышения урожайности этой культуры. Однако до сих пор, несмотря на рост технической оснащенности, производство картофеля остается малоэффективным, урожаи низки, а трудоемкость и себестоимость весьма высоки.
Целью данной курсовой работы является изучение  эффективности производства картофеля и путей ее повышения, а также разработка новой технологической модели выращивания картофеля.
Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение особенностей экономической эффективности в картофелеводстве;
- анализ современного состояния эффективности производства картофеля;
- выявление путей повышения эффективности производства картофеля;
Объектом исследования является хозяйство ООО«АНП-Скопинская Нива» Рязанской области.
При написании работы были использованы следующие методы экономических исследований: монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, графический, экономико-математический. 
Источниками информации для написания курсовой работы послужили бухгалтерские отчеты за 2007 - 2010 гг., труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме, периодические издания, методические рекомендации.
 

Глава 1. Сущность экономической эффективности и ее особенности в картофелеводстве

1.1. Эффективность, ее виды, критерии и система показателей.

Эффективность производства – это сложная экономическая категория, в которой отражаются действия экономических законов, и проявляется важнейшая сторона деятельности предприятия – его результативность.
Эффективность производства — это экономическая категория, отражающая сущность процесса расширенного воспроизводства.
Различают эффективность как чисто экономическую категорию, так и социально-экономическую.
Социально-экономическая эффективность показывает уровень реализа­ции экономических интересов и эффективность работы предприя­тия в целом. Она проявляется, прежде всего, в том, что создаются лучшие условия для воспроизводства рабочей силы и по­вышается благосостояние народа. Социальная эффективность сельскохозяйственного производства оценивается не только с эко­номических позиций, но и с учетом социального результата (улуч­шение условий труда, социально-культурного обслуживания на селе, повышение реальной заработной платы и т. д.).
При оценке социальной эффективности необходимо учитывать уровень безработицы, измеряемый отношением числа безработных ко всем трудоспособным.
Экономическая эффективность определяется путём сопоставления полученного эффекта  с использованными ресурсами или затратами. Расчёт экономической эффективности производства на основе сопоставления его результатов как с общими затратами живого и прошлого труда, так и с объёмом использованных производственных ресурсов обусловлен тем, что результат производства характеризуется производственными затратами, а также величиной ресурсов, вовлечённых в производственный процесс.
При изучении экономической эффективности различают понятия «эффект» и «эффективности». Эффект – это результат применения каких-либо факторов производства и ресурсов (эффект от применения удобрений выражается в увеличении урожайности). Эффективность – показывает конечный, полезный эффект от применения средств производства, от использования живого труда, т.е. другими словами отдачу совокупных вложений.
В сельском хозяйстве различают следующие виды экономической эффективности:
?      народнохозяйственную;
?      отраслевую;
?      отдельных отраслей сельского хозяйства;
?      производства в различных формах хозяйствования;
?      внутрихозяйственных подразделений – звеньев, бригад и т.д.;
?      производства отдельных видов продукции – картофеля, зерна, овощей, молока и т.д.;
?      отдельных хозяйственных мероприятий – зоотехнических, агротехнических, ветеринарных, экономических, организационных.[5]
Сущность экономической эффективности сельскохозяйственного производства может быть выражена через критерии и показа­тели. Критерий — это признак, на основании которого производит­ся оценка эффективности.
Критерий экономической эффективности общественного произ­водства в общем виде может быть сформулирован как максимум эффекта с единицы затрат общественного труда или минимум зат­рат общественного труда на единицу эффекта.
Показатели экономической эффективности служат средством ко­личественного измерения ее уровня.
Повышение экономической эффективности сельского хозяй­ства позволяет увеличить производство сельскохозяйственной про­дукции при том же ресурсном потенциале и снизить трудовые и ма­териальные затраты на единицу продукции.
На уровень экономической эффективности влияют также погодные условия, поэтому одним из обязательных моментов определения эффективности сельскохозяйственного производства является анализ фактических показателей, отражающих динамику не менее чем за 3-5 лет. Это позволяет объективно выявить тенденции и закономерности  в развитии сельского хозяйства и в известной мере сглаживать влияние погодных условий на результат производства. Рассчитать показатели экономической эффективности можно двумя способами: эффективность выразить дробью, в числителе ко­торой указать эффект (результат), в знаменателе — ресурсы; вы­честь из эффекта затраты на его достижение.
Для определения экономической эффективности сельскохо­зяйственного производства целесообразно использовать систему показателей, что обусловлено как различным характером измере­ния эффекта, так и разными видами производственных ресурсов, которые отличаются по экономической природе и не всегда сопо­ставимы (схема 1).
 
Схема 1. Показатели экономической эффективности производства
Экономическую эффективность сельскохозяйственного производства характеризует рентабельность, представляющая собой экономическую категорию, отражающую доходность, прибыльность предприятия, отрасли.
Рентабельность сельскохозяйственного производства характеризуют валовой и чистый доход, прибыль, уровень рентабельности, окупаемость затрат.
Валовой доход (ВД) равен разнице между стоимостью валовой продукции (ВП) и материальными затратами (МЗ):
ВД = ВП – МЗ
Чистый доход (ЧД) – разница между стоимостью валовой продукции и всеми затратами на её производство (ПЗ):
ЧД = ВП – ПЗ,  или  ЧД = ВД – ОТ
где ОТ – затраты на оплату труда
Прибыль как экономическая категория  характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Различают валовую прибыль, прибыль от реализации продукции и услуг, чистую прибыль.
Валовая прибыль представляет собой общий объём прибыли предприятия от всех видов деятельности: реализации продукции и услуг; реализация основных фондов и другого имущества; внереализационные доходы и расходы (доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды; проценты по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, штрафы, пени, неустойки).
Прибыль от реализации продукции и услуг (П) рассчитывают вычитанием из денежной выручки (В) полной (коммерческой) себестоимости (ПС):
П = В – ПС
Чистая прибыль предприятия – это валовая прибыль минус налоги, не вошедшие в себестоимость.
Однако абсолютная масса прибыли ещё не свидетельствует о достигнутой эффективности. Её характеризует уровень рентабельности, являющийся одним из основных показателей экономической эффективности производства. Уровень рентабельности  (Ур) – это процентное отношение полученной прибыли (П) к коммерческой себестоимости (КС) или процентное отношение чистого дохода (ЧД)  к себестоимости производственной (ПС):
Ур = Х 100% или Ур = Х 100%
Этот показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на каждую единицу потребленных ресурсов. Например, при уровне рентабельности 20% на каждый рубль затрат получено прибыли 20 коп., или на 100 руб. затрат получено 20 руб. прибыли.
Если производство продукции убыточно, вместо уровня рентабельности с отрицательным знаком (убыточность) может быть использован другой показатель – уровень окупаемости затрат (Оз), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой себестоимости (КС), %:
Оз = Х 100%
Этот показатель характеризует денежную выручку в расчёте на единицу затрат. Производство рентабельно лишь в том случае, если уровень окупаемости затрат превышает 100 %.
Экономическую оценку прогрессивной технологии  проводят путём сравнения с ранее применяющейся на предприятии. Основные показатели оценки – урожайность, качество, затраты труда на 1 ц продукции, стоимость валовой продукции и её прирост в расчёте на 1 га, производственные затраты на 1 га, себестоимость единицы продукции, окупаемость дополнительных затрат, прибыль с 1 га посевов, уровень рентабельности, годовой экономический эффект.
Экономический эффект от внедрения новой технологии в расчёте на 1 га (Эп) можно рассчитать по формуле:
Эп = (Цн - Сн)Ун – (Цт - Ст.) Ут
где Цн, Цт – цена реализации 1 ц продукции, произведённой по новой и традиционной технологиям, руб.
        Ун, Ут – соответствующая урожайность, ц с 1 га
        Сн, Ст –  себестоимость 1 ц продукции, руб.
Экономический эффект от повышения урожайности (Эу) определяется по формуле:
Эу = (Цт - Ст.)(Ун - Ут )
 
Производительность труда определяют по стоимости валовой продукции в расчёте на 1 чел.-ч, а её рост – по формуле:
Рпт = 100%
где ПТн и ПТт – стоимость валовой продукции на 1 чел.-ч по новой и традиционной технологии.
Приведённая выше система показателей позволяет всесторонне охарактеризовать экономическую эффективность аграрного производства. [4]
 

1.2. Показатели и  пути повышения эффективности производства картофеля.

Оценка эконо­мической эффективности производства картофеля проводится с помощью системы натуральных и стоимостных показателей, отражающих соотношение между достигнутым результатом и использованными производственными ресурсами. В целях анализа и выявления резервов роста производства и по­вышения эффективности отрасли используются такие показатели, как:
-  урожайность картофеля, ц/га;
-  затраты труда на единицу продукции (трудоемкость), чел. час на 1 ц;
-       производство продукции в натуральном выражении на одного работника или на 1 чел.-час затраченного времени;
-       сумма производственных затрат на 1 га площади посадки картофеля,
на 1 ц продукции, на 100 руб. стоимости валовой продукции отрасли, руб.;
-       средняя цена реализации 1 ц картофеля, руб.;
-       размер прибыли на 1 га площади посадки картофеля, на 1 ц продукции,
на 100 руб. стоимости валовой продукции, руб.;
-       уровень рентабельности отрасли.
При характеристике эффективности использования средств механиза­ции, капитальных вложений, прогрессивной технологии, применяемых мине­ральных удобрений и средств защиты растений от вредителей и болезней; использование новых высокопродуктивных сортов и гибридов картофеля применяют показатели:
-              окупаемость материально-денежных затрат на производство картофеля;
- приведенные затраты;
-              экономия производственных ресурсов на возделывание и уборку картофеля;
- эксплуатационные затраты при использовании различных систем машин.
Эти показатели сравнивают по двум вариантам технологии выращивания картофеля или применения техники, сортов и организационно-экономических мероприятий.
Однако в практической деятельности предприятий для оценки экономи­ческой эффективности производства картофеля обычно используют ограниченный круг показателей: производительность труда, себестоимость единицы продукции и уровень рентабельности.[5]
Картофелеводство является одной из немногих отраслей сельского хозяйства России, где производство продукции было рентабельным на протяжении длительного периода (табл.1.)[2]
Табл.1. Рентабельность картофеля в сельскохозяйственных предприятиях России
Показатели 
2006
2007
2008
2009
2010
Производственная себестоимость 1ц,руб*
83
101
          112
121
134
выручка за 1ц реализованной продукции, руб[*]
99
108
114
127
137
Уровень рентабельности,%
24
5
11
16
21

 
Пути повышения эффективности производства картофе­ля связаны с повышением его урожайности за счет внедрения интенсивных технологий производства, предусматривающих применение комплекс­ной механизации, обоснованных доз органических и мине­ральных удобрений, химических средств защиты растений, химической мелиорации почв, внедрение высокоурожай­ных районированных сортов и рациональной организации труда, совершенствование технологии хранения и реализации продукции.
На урожайность кар­тофеля существенное влияние оказывают качественные параметры посадоч­ного материала, применение научно-обоснованных доз минеральных удобре­ний, выполнение всех работ технологического процесса в соответствии с ре­комендуемыми требованиями.
Под посадку картофеля необходимо вносить ежегодно не менее 30-40 т органических и 200-250 кг действующих веществ минеральных удобрений в расчете на 1 га площади. Посадку следует проводить хорошо подготовлен­ными и выровненными клубнями. Периодически заменять сорта и гибриды картофеля новыми, высокопродуктивными сортами. Высокая эффективность достигается при выращивании картофеля на орошаемых землях. Урожай­ность клубней на поливе составляет 220-250 ц/га, что в 1,7-1,9 раза выше, чем на богаре.
Снижение себестоимости производства картофеля может быть достигну­то за счет применения комплекса машин для подготовки почвы, посадки клубней, ухода за посадками и особенно уборки и сортировки урожая. Расче­ты показывают, что в общем объеме затрат на выращивание картофеля около 70% приходится только на процесс уборки и закладки продукции на хране­ние. Наилучшие результаты достигаются при хранении картофеля в специ­альных хранилищах в контейнерах. При такой технологии хранения продук­ция меньше повреждается и появляется возможность полностью механизиро­вать загрузку и реализацию картофеля.
Важнейшим направлением повышения экономической эффективности производства картофеля в рыночных условиях является рациональное размещение производства, выбор путей и кана­лов реализации продукции. Одним из главных факторов, определяющих рацио­нальное размещение производства картофеля по территории страны, является нали­чие благоприятных почвенно-климатических и экономи­ческих условий.
Размещение производства картофеля по экономическим районам РФ характеризуется неравномерностью, как по размерам по­севных площадей, так и по валовому сбору продукции. Наибольшие площади посадки картофеля сосредоточены в Центральном, Уральском и Центрально-Черноземном экономическом районах. На долю этих районов приходится соответственно 19; 13 и 12% от общего размера площадей, занятых под кар­тофелем (табл. 2).
Наименьшие площади, занятые под картофелем размещены в Северном, Северо-Западном и Дальневосточном экономических районах. Здесь нахо­дится всего около 11% площадей картофеля в России.
 
Табл.2. Размещение картофеля по экономическим районам
Экономические районы
Площадь посадки, тыс.га
Валовой сбор, мпн.т
2007 г 
в% к итогу
2009 г 
РФ, всего
3232
100,0
32,9
Северный
85
2,6
1,2
Северо-Западный
128
4,0
1,4
Центральный
618
19,1
4,9
Волго-Вятский
270
8,4
2,2
Центрально-Черноземный
385
11,9
5,6
Поволжский
338
10,5
2,8
северо-Кавказский
270
8,4
2,1
Уральский
435
13,5
4,4
Западно-Сибирский
341
10,6
4
Восточно-Сибирский
214
6,6
2,6
Дальневосточный
132
4,1
1,5
Западный
14
0,4
0,2


Диаграмма 1. Динамика размещения картофеля по экономическим районам за 2007 год, в %.
Наибольший удельный вес в общем объеме валового сбора картофеля приходится на Центральный (15%), Уральский (13,4%) и Западно-Сибирский (10,5%) экономические районы. Незначительные объемы картофеля сосредо­точены в Северном, Северо-Западном и Дальневосточном экономических районах, на долю которых приходится соответственно 4; 3,5 и 5,1% от обще­го количества выращенной продукции в стране. При этом необходимо отме­тить, что в этих районах проживает свыше 15% всего населения Российской Федерации.
Производство картофеля, как правило, концентрируется в пригородных хозяйствах вокруг крупных городов и промышленных центров страны, а так­же в зоне действия перерабатывающих предприятий. Так, в Центральном экономическом районе из 63 тыс. га, занятых под картофелем в обществен­ных хозяйствах, 25% размещено в Московской области, а из 14,5 тыс. га площадей посадки под этой культурой в Северо-Западном экономическом районе на долю сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области приходится почти 72%.[5]
Выращивание картофеля в пригородных зонах направлено на максимальное обеспечение жителей городов и промышленных центров свежим картофелем, поэтому здесь выше удельный вес посевов раннего картофеля. В России 97-98% картофеля используется в свежем виде и лишь 2-3% идет на переработку.
Задача сырьевых зон — обеспечить дешевым и высо­кокачественным картофелем потребности перерабатываю­щей промышленности. Здесь особые требования предъяв­ляются к содержанию в клубнях крахмала, хорошей лежкости и устойчивости картофеля к болезням.
Как правило, отдельный аграрный продукт не имеет специфического пути реализации (Cхема2). С народнохозяйственной точки зрения необходимо выбрать такой путь продвижения продукта к потребителю, который ведёт к минимальным транзакционным издержкам, т.е. тем, которые возникают не в результате производства товаров, а в результате их перемещения в сфере обращения (они формируются при обмене услугами).
На выбор пути сбыта сельскохозяйственной продукции влияют несколько факторов, среди которых физические свойства аграрного сырья и готовых продуктов. Отдельные продукты, в том числе и картофель, потребители покупают преимущественно в непереработанном виде. Такие продукты лучше всего подходят для прямого сбыта конечному потребителю. Если товаропроизводитель продаёт продукты прямо потребителю, он может получить хорошую цену, но должен тратить время и прикладывать усилия (вложить труд) для их сбыта, одновременно осуществлять производство на предприятии.
За годы реформ (с 1949 по 1999гг.) изменилась структура товаропроизводителей и каналов реализации продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Схема 2. Пути сбыта сельскохозяйственной продукции
Однако главными поставщиками картофеля на рынок были и остаются сельскохозяйственные предприятия, на долю которых приходится около 70% реализуемой продукции. Заготовительным организациям и Центросоюзу продаётся около 30% картофеля, остальная продукция реализуется на рынке, через собственную торговую сеть,  населению через систему общественного питания, в счёт натуральной оплаты и по бартерным сделкам. Доля продукции, реализованной по этому каналу, в объёме реализации в 1998 г. по картофелю составила 16 %  (в 1995 г. – 7%). Следует также отметить, что более высокие реализационные цены имеет продукция, продаваемая заготовительным организациям, на рынке и через собственные магазины, палатки.[2]


1.3. Выбор технологии и технических средств возделывания картофеля.

 
Получение программируемых урожаев картофеля с учетом почвенно-климатических условий на основе эффективного использования земли, техники и при минимальных затратах труда зависит от освоения технологий возделывания.
Разработаны и предлагаются к практическому применению следующие технологии:
- традиционная технология возделывания картофеля на ровной поверхности с междурядьем 70 см;
- усовершенствованная гребневая технология, предусматривающая предпосадочную подготовку междурядий 90 см и малооперационный уход за посадками с использованием фрезерных культиваторов;
- голландская технология, предусматривающая малооперационную фрезерную обработку почвы в процессе предпосадочной подготовки и ухода за посадками;
- грядовая технология по типу немецкой фирмы Гримме, предусматривающая удаление камней и комков почвы из зоны формирования урожая (гряды) в междурядья в процессе предпосадочной обработки почвы (Приложение 1).
Выбор технологии возделывания картофеля зависит не только от почвы, но и от наличия собственной рабочей силы и возможности привлечения наемной, имеющейся сельскохозяйственной техники. Каждой технологии соответствуют свои затраты труда, материально-технические ресурсы и средства механизации. Критерием выбора должно стать минимальное значение этих показателей. Рассмотрим два варианта возделывания картофеля: с междурядьем 70 см -1 вариант и 90 см - 2 вариант. Система основной и предпосевной обработки почвы, ухода за посадками и уборки урожая одинаковы (табл.3).
Практика показывает, что урожайность картофеля при посадке с междурядьем 90 см более высокая за счет увеличения площади питания. Расчеты затрат труда и материально-денежных средств выполняются по методическим рекомендациям по составлению технологических карт.[1]
Сумма переменных издержек может быть различна во всех вариантах. Она зависит как от количественных показателей (нормы посадки семян, расхода удобрений, средств защиты, расхода топлива), так и от цены используемых материальных ресурсов. Так, при варианте с междурядьем 90 см значительно сокращается норма посадки клубней на 1 га, а следовательно, снижаются затраты на посадочный материал.
Табл.3.Потребность в труде на возделывание 1 га картофеля
Виды работ
1вариант
2 вариант
чел.-час
машино-час
чел.-час
машино-час
1.Осенняя обработка почвы
1,9
1,9
1,9
1,9
2.Подготовка органических удобрений
9,05
9,05
9,05
9,05
3.Предпосевная обработка почвы и внесение удобрений
8,69
8,69
4,12
4,12
4.Подготовка семенного материала и посадка
46,16
2,93
45,76
2,52
5.Уход за посевами
4,75
0,58
2,65
0,58
6.Уборка
118,52
21,19
83
13,58
Итого
189,07
44,34
146,48
31,49

 
Структура переменных издержек на возделывание картофеля может изменяться. Так, если используются покупные семена и органические удобрения, то их удельный вес возрастает .(табл.4).
Самыми трудоемкими процессами являются подготовка семенного материала и уборка урожая. Здесь используется много ручного труда.
Расчеты показывают, что при возделывании картофеля с междурядьем 90 см затраты труда снижаются на 23%, уменьшается потребность в семенах и топливо-смазочных материалах, сумма переменных издержек снижается на 13,6%, а взнос на возмещение постоянных издержек увеличивается на 51,5%.
На экономические результаты картофелеводства наиболее существенно влияют: - плодородие земли;
    - сорт и его потенциальная урожайность;
    - сочетание сортов по срокам созревания;
   - качество посадочного материала;
    - технология возделывания;
    - издержки на производство;
    - комплекс мер по защите растений от вредителей и болезней;
    - доля товарного картофеля в валовом сборе;
    -товарные качества (крахмалистость, выравненность клубней);
    - сроки и условия реализации.[1]
Табл.4.Издержки и взнос на возмещение постоянных издержек на 1 га картофеля
 
Технологии
Показатели
междурядье 70см
междурядье 90см
Урожайность, ц./га
200
220
Товарная продукция, ц
125
150
Стоимость продукции, руб.:
 
 
товарного картофеля
15000
18000
кормового картофеля
2250
2100
всего
17250
20100
Издержки:
 
 
семена, ц
40
30
семена, руб.
4800
3600
органические удобрения, руб.
800
800
минеральные удобрения, руб.
1693
1693
средства защиты растений, руб.
243
243
ГСМ, кг
213
182
ГСМ, руб.
426
364
ремонт, руб.
1194
1180
автотранспорт, руб.
120
138
прочее (мешки и т.д.), руб.
1
1
Итого, ДЕ
9277
8019
Взнос на возмещение постоянных издержек, руб:
 
 
всего
7973
12081
на 1 чел.-час
42,2
82,5

Глава 2.  Современное состояние эффективности производства картофеля в ООО «АНП-Скопинская Нива»

2.1. Валовое производство, уровень товарности и производительность труда в  картофелеводстве.

Обобщающим результатом производственной деятельности предприятий выступает валовая продукция сельского хозяйства. Под валовой продукцией сельского хозяйства принято понимать суммарное её количество, произведенное за определённый период времени (обычно за 1 год).
Объём валовой продукции сельского хозяйства по каждому виду определяют в натуральном выражении. Для совокупного выражения сельскохозяйственную продукцию оценивают в стоимостной форме
В зависимости от назначения валовая продукция сельского хозяйства делится на две части:
-                     продукция, которая потребляется непосредственно в сельском хозяйстве на производственные цели;
-                     продукция, используемая для реализации.
Товарная продукция представляет собой весь объём проданной сельскохозяйственной продукции по всем каналам реализации.
ООО «АНП_Скопинская Нива» находится в Рязанской области.
Рассмотрим специализацию хозяйства, которая характеризуется показателями соотношения и сочетания отраслей, производящих разнообразные продукты и услуги. Она выражается показателями структуры товарной (реализованной) продукции в денежном выражении (табл. 5).
Одной из главных отраслей хозяйства ООО «АНП-Скопинская Нива» является картофелеводство. В настоящее время одним из важнейших направлений совершенствования специализации является дальнейшее развитие технологической и внутрихозяйственной специализации.
Так как коэффициент специализации () ровняется 0,33, то это означает среднюю специализацию, т.е. в хозяйстве существует несколько крупных отраслей, а именно, картофелеводство, производство молока и зернопроизводство.
Табл.5.Размер и структура товарной сельскохозяйственной продукции.
Отрасли и виды продукции
Размер денежной выручки, тыс. руб.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
в среднем за 3 года
1. Растениеводство - всего
22897
21848
26329
23694,3
в т.ч. зернопроизводство
4799
4871
5627
5099,0
         картофелеводство
17560
16527
20284
18123,7
         прочая продукция
678
590
588
608,7
2. Животноводство - всего
24202
26249
26171
25540,7
в т.ч.: мясо КРС
1322
1496
1476
1431,3
          молоко
18696
20319
19796
19603,7
          прочая продукция
4324
4574
5039
4645,7
В целом по с/х производству
47029
48027
52430
49232,0
Кс
0,43
 0,44
0,44 
 0,44
 
Следовательно, одной из товарных отраслей в хозяйстве ООО «АНП-Скопинская Нива» является растениеводство: размер денежной выручки составляет 48,1% от всей выручки, полученной от реализации сельскохозяйственной продукции. В том числе выручка от реализации картофеля составляет 36,8%.
Объем производства картофеля определяет его предложение, то есть наличие картофеля, которое может быть использовано для удовлетворения потребностей населения (табл.6).Две другие составляющие предложения – запасы на начало года и импорт.
Из таблицы видно, что в данном хозяйстве наблюдается тенденция увеличения валового сбора картофеля по исследуемым годам, и оно составило  в 2010 году по сравнению с 2008 –53960 ц. В большинстве своем такие результаты связаны с увеличением посевной площади и урожайности культуры по годам.
За последние три года мы наблюдаем тенденцию к постоянному увеличению посевной площади. Так, в 2010 году по сравнению с 2008 посевная площадь увеличилась на 52 га. В связи с этим, наибольший валовой сбор был достигнут в 2008 году за счет высокой урожайности культур.
Табл.6.Динамика валового сбора, посевной площади и урожайности продукции в ООО «АНП-Скопинская Нива» в зависимости от сорта картофеля.
Годы
Сорта
Валовой сбор, ц
Посевная площадь, га
Урожайность, ц/га
2008
Пушкинец
21515
152
153,2
Лорх
15136
120
139,5
Итого по группе
х
36611
272
192,7
2009
Пушкинец
35257
132
293,2
Лорх
29740
110
269,7
Итого по группе
х
64997
242
282
2010
Пушкинец
53495
166
321,8
Лорх
37116
134
276,5
Итого по группе
х
90611
300
301,6
 
Что касается урожайности, то с 2008 года по 2010 г. наблюдалась тенденция к резкому увеличению урожайности картофеля. В 2009 году по сравнению с 2008 повышение урожайности составило 134,8 ц/га, а в 2010 –154,4ц/га, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2008 году. Такое увеличение урожайности  в первую очередь вызвано использованием в хозяйстве высокоурожайных сортов, таких как Бронницкий и Скарб, а также смешением их посевов, благоприятным влиянием погодных условий, высоким качеством посадочного материала, правильным уходом за посевами, использованием современной техники и научных разработок, применением удобрений, гербицидов и другими факторами. В 2010 году мы наблюдаем, повышение урожайности на 50%, что в значительной степени сказалось на валовом сборе.
Итак, можно сказать, что в данном хозяйстве просматривается тенденция к увеличению посевной площади и увеличению валового сбора зерна за счет увеличения урожайности.
В целом структурные сдвиги в производстве картофеля за исследуемый период характеризуются выраженной тенденцией к увеличению доли валового сбора.
Товарная продукция выступает в натуральном и стоимостном выражении. В натуральной форме – это объем реализованной продукции. Совокупный объем реализованной продукции предприятия определяется в стоимостной форме (табл.7).
Табл.7.Стоимость товарной продукции
Года
Стоимость товарной продукции, тыс.руб
Объем реализации, ц
Цена, руб/ц
2008
17560
35550
493,0
2009
16527
35494
464,6
2010
20284
49697
407,5
 
Из таблицы мы видим, что в 2009 году, по сравнению с 2008 объем реализации уменьшился на 56ц, и стоимость уменьшилась на 1033 тыс.руб. Цена так же уменьшилась на 28,4 руб./ц или на 5,8 %. В 2008 году по сравнению с 2009 объема реализации увеличился на 14183 ц, а стоимость на 3757 тыс.руб. вследствие уменьшения цены на 57,1 руб/ц.
Проведя факторный анализ влияния на стоимость товарной продукции объемов и цен реализации можно сделать вывод о том, что в большей степени изменение стоимости товарной продукции произошло за счет снижения цены реализации, и в меньшей степени за счет увеличения объемов реализации.
В целом за 3 года увеличение объема товарной продукции составило 14127ц. или 139,8%; стоимости – 2724 тыс.руб. или 115,6%, а уменьшение цены составило 17,3%.
Это является положительной тенденцией, т.к. увеличение объема товарной продукции  способствует увеличению прибыли, а, следовательно, увеличению рентабельности производства и повышению его эффективности.
Основным показателем, характеризующим товарную продукция является уровень товарности. Он определяется как процентное отношение размера товарной продукции к валовой.
Наряду с ним основными показателями, характеризующими товарность сельского хозяйства и отдельных видов продукции, являются: общий размер товарной продукции предприятия; количество товарной продукции в расчете на 100 га с.-х. угодий (табл.8).
Табл.8.Товарность картофеля
Года
Объем реализации, ц
Площадь с.-х. угодий, га
Валовой сбор, ц
Количество товарной продукции на 100 га с.-х. угодий, ц
Уровень товарности, %
2008
35550
3484
36511
1018,4
97,2
2009
35494
3356
64857
1055,5
54,6
2010
49697
3320
90471
1494,2
54,8

 
Из таблицы мы видим, что в 2009 году по сравнению с 2008 идет увеличение товарной продукции на каждые 100 га с.-х. угодий на 37,1 ц, а в 2010году это увеличение составило 475,8 ц на 100 га с.-х. угодий по сравнению с 2008 годом, почти в 1,5 раза. В целом за три года прослеживается тенденция к увеличению количества товарной продукции на 100 га с.-х. угодий, что, безусловно, является положительным фактором работы хозяйства и говорит о высокой конкурентоспособности картофельной продукции.
Что касается уровня товарности, то в 2008 году, по сравнению с предыдущим он уменьшился на 42,6%, в 2010 – на 42,4% по сравнению с 2008 годом и почти не изменился по сравнению с 2009 г. Такое резкое снижение уровня товарности говорит о том, что не вся произведенная продукция реализуется, т.е. предприятие обладает большим запасом продукции (реализует ее не сразу, а оставляет на хранение, чтобы потом реализовать по более высоким ценам, часть продукции остается на хозяйственные цели, а часть выдается работникам предприятия).
На ряду с такими показателями как валовая  и товарная продукция, уровень товарности, прибыль и рентабельность большое значение в организации эффективного производства картофеля имеет такой показатель как производительность труда.
Производительность труда представляет собой способ­ность конкретного труда человека производить определенное количество потребительных стоимостей в единицу рабочего времени. Чем больше произ­водится продукции в единицу рабочего времени или, чем меньше затрачива­ется времени на производство единицы продукции, тем выше его производи­тельность труда.
Производительность труда в сельском хозяйстве является сложной эко­номической категорией. Прямой показатель производительности труда рассчитывается как отношение объема произведенной продукции к ко­личеству затраченного времени (Табл.9).
Уровень производительности труда в сельском хозяйстве может быть рассчитан путем деления количества затраченного рабочего времени на раз­мер произведенной продукции. Этот показатель называют трудоемкостью продукции.
Табл.9.Производительность труда и трудоемкость при производстве картофеля
Показатели
2008
2009
2010
Валовой сбор, ц
36581
64927
90541
Затраты труда на производство 1 га картофеля, чел-час
130
172
192
Производительность труда, ц/чел-час
297,2
417,4
514,6
Трудоемкость, чел-час на 1ц
3,5
2,5
1

 
Из таблицы видно, что с увеличением валового сбора и затрат на производство 1 га картофеля производительность труда также увеличивается, что благоприятно сказывается на экономической эффективности предприятия, ведь чем выше  производительность труда, тем больше производится продукции в единицу времени и тем меньше трудоемкость продукции.

2.2. Уровень себестоимости и финансовый результат от реализации картофеля

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ре ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию
Таким образом, себестоимость продукции отличается от издержек производства на величину затрат, связанных с реализацией продукции, осуществляемых непосредственно товаропроизводителем и составляющих незначительную часть общих затрат на производство и реализацию продукции, т.е. себестоимости.
Себестоимость единицы продукции определяется как отношение производственных затрат к объему валовой продукции конкретного вида.
В себестоимость продукции предприятия включаются затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топли­ва, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.
Затраты, образующие себестоимость продукции, в соответствии с их экономическим содержанием (что и в каком объеме вошло в себестоимость) группируются по следую­щим экономическим элементам:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возврат­ных отходов);
-     затраты на оплату труда;
-     отчисления на социальные нужды;
-     амортизация основных фондов;
-     прочие затраты.
Рассмотрим динамику изменения элементов затрат, которые формируют себестоимость 1 ц картофеля, в ООО «АНП-Скопинская Нива» за 2009 и 2010 года (Рис.1).
По гистограмме видно, что затраты на амортизацию основных средств увеличились с 16% до 23%, т.е. на 7%, это свидетельствует о том, что хозяйство приобрело новую технику. Оплата труда снизилась на 6%, а материальные затраты возросли на 7%, это говорит о том, что сократилось количество работников и увеличились денежные затраты в связи с приобретением техники.

Рис.1. Гистограмма изменения затрат на производство 1 ц картофеля
При анализе используют следующие виды себестоимости сельскохозяйственной продукции:
- производственную себестоимость - сумма всех затрат связанных с получением и транспортировкой продукции к месту хранения, а также расходы по управлению предприятием и организацией производства в целом;
- полную или коммерческую себестоимость - сумма затрат на производство и реализацию продукции.
Коммерческая себестоимость продукции в расчете на 1 ц выше производственной себестоимости на размер затрат, связанных с реализацией (Табл.10).
 
 
 
 
Табл.10.Себестоимость 1 ц. картофеля
Годы
Полная себестоимость, тыс.руб
Производственная себестоимость, тыс.руб.
Полная себестоимость 1 ц, руб
Производственная себестоимость1 ц, руб.
Затраты на реализацию 1 ц, руб.
2008
9882
 9688
300,0 
261,2 
40,8 
2009
 11799
 16725
331,1 
256,8 
86,3 
2010
 15132
 22888
303,6 
252,9 
62,7 
 
Уровень полной себестоимости 1 ц зерна в 2009 году по сравнению с 2008 увеличился на 31,1 руб, а производственной уменьшился – на 4,4 руб. в связи с ростом урожайности, т.е. затраты на реализацию продукции увеличились. В 2010 году уровень полной себестоимости снизился на 27,5 руб., уровень производственной себестоимости уменьшился на 3,9 руб. (по сравнению с 2009 г). В целом, за 3 года, полная себестоимость картофеля увеличилась на 3,6 руб., а производственная уменьшилась – на 8,3 руб, т.е. затраты на реализацию продукции увеличились в 1,3 раза.
Повышение себестоимости является негативным явлением, т.к. это приводит к снижению прибыли хозяйства, снижению рентабельности производства, а следовательно, препятствует дальнейшему подъему экономики сельскохозяйственного производства.
Успешная работа любого предприятия определяется, прежде всего, его способностью получать прибыль. Прибыль от реализации складывается из выручки за минусом издержек предприятия.
Рентабельность - один из важнейших экономических показателей деятельности предприятия. Предприятие считают рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают все его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства. Чем выше уровень рентабельности, тем эффективнее производство.
Уровень рентабельности реализованной продукции рассчитывается как отношение суммы прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции, выражается в процентах (Табл.11).
Из таблицы видно, что ООО «АНП-Скопинская Нива» - прибыльное хозяйство. В 2009 году по сравнению с 2008 уровень прибыли снизился на 3950 тыс. руб. или на 38,4%,а в 2010 году, по сравнению с 2009  уровень прибыли увеличился на 424 тыс. руб. (108,9%). В целом за 3 года уровень прибыли уменьшился на 2526 руб. или на 67,1%.
Прибыль во многом зависит от цен реализации продукции и от ее себестоимости, а также и от объема реализованной продукции.
Чем ниже себестоимость продукции и чем выше цены реализации, тем выше прибыль.
 
Табл.11.Прибыль от реализации картофеля и рентабельность производства
Показатели
2008
2009
2010
2010 г к  , %
2008
2009
Объем реализации, ц
35870
35784
49987
139,8
140,0
Цена, руб/ц
493
464,6
407,5
82,7
87,7
Стоимость товарной продукции, тыс.руб.
17490
16457
20214
115,6
134,8
Полная себестоимость, тыс.руб.
9812
11729
15062
153,5
140,4
Прибыль, тыс.руб.
7678
4728
5152
67,1
112,0
Рентабельность,%
78,3
40,3
34,2
-54,1
-7,1
 
Анализ данных таблицы показывает, что в 2009 году цена на картофель увеличилась по сравнению с 2007 на 0,1руб./ц, в 2010 году уменьшилась, по сравнению с 2009 на 16руб./ц, в 2008 году уменьшилась по сравнению с 2009 на 16,1 руб./ц. В целом в хозяйстве за 3 года цена на картофель уменьшилась на 16руб./ц.
Аналогично сравнив изменения объема реализованной продукции, можно увидеть, что в 2009 году по сравнению с 2008 объем реализованной продукции снизился на 56 ц, в 2010 г. по сравнению с 2009 – повысился на 14183 ц. В целом в хозяйстве рост объема реализованной продукции составил 139,8%.
Из-за роста объема реализованной продукции и уменьшения цен реализации хозяйство уменьшает уровень прибыли, что является весьма неблагоприятствующим фактором эффективного развития производства картофеля.
Уровень рентабельности реализованного картофеля за три года резко изменялся. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 уровень рентабельности снизился на 37,95%, в 2010 по сравнению с 2009 – на 6,1%, а в 2010 по сравнению с 2008 –  рентабельность резко уменьшился на 44,05%.
Такие скачки в уровне рентабельности говорят о нестабильных ценах на продукцию картофелеводства и ее себестоимость.

Глава 3.  Повышение эффективности производства картофеля в ООО «АНП-Скопинская Нива»


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.