Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные этапы развития логики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 Введение                                                                                                               2 

1. Основные  этапы развития логики                                                                  
1.1. Возникновение логики в Древнегреческой культуре                                 4
1.2. Развитие логики в Новое время                                                                   10
1.3. Особенности логической науки в современную эпоху                            14
2. Опровержение, его структура и способы осуществления                            19
  Заключение                                                                                                          24
  Литература                                                                                                           25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность  темы курсовой работы. Логика (с греч. логика «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от логос -- «речь», «рассуждение»).
     Наука о формах, методах и законах  интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического  языка.
     Наука о достижении истины в процессе познания с помощью выводного знания -- знания, полученного опосредованным путём, посредством не чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее; знания, полученного разумом.
       Наука о мышлении .
     Научная дисциплина, изучающая способы доказательств  и опровержений.
     Хотя  многие культуры выработали сложные  системы рассуждения, логика как  эксплицитный анализ методов рассуждения  получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Несмотря на то, что точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.
     Современная логика, разработанная формально  изощрённо, происходит в конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Можно выделить следующие исторические и региональные формы логики (приведены также их имена, исторически существовавшие и принятые в литературе по истории формальной логики):
  1. Древнекитайская логика
  2. Индийская логика
  3. Европейская и ближневосточная логика: традиционная логика (в широком смысле)
  4. Античная и раннесредневековая логика: диалектика
  5. Средневековая логика:
  6. Арабская и еврейская средневековая логика
  7.Восточнохристианская (византийская, грузинская, армянская) средневековая логика
  8. Западноевропейская средневековая логика: схоластическая логика, диалектика
  9. Логика европейского Возрождения; диалектика
  10. Логика Нового времени: традиционная логика (в узком смысле), формальная логика
  11. Современная логика (общемировая, со второй половины XIX века): математическая логика, символическая логика, логистика (последнее -- как правило, в западной литературе).
     Логика  в своём развитии прошла три порога:
  - порог формализации рассуждений (во всех трёх традициях)
  - введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика)
  - и  научная революция, с которой началась современная логика, -- математизация (внесение в логику математических методов).
     Основной  целью контрольной работы является изучение основных этапов в истории развития логической науки.
     В соответствии с данной целью в контрольной работе были поставлены следующие задачи:
  1. Рассмотреть возникновение логики в Древнегреческой культуре.
  2. Охарактеризовать развитие логики в Новое время.
  3. Раскрыть особенности логической науки в современную эпоху.
  4. Возникновение логики в Древнегреческой культуре . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1. Возникновение логики в Древнегреческой культуре
     Первоначально логика зародилась и развивалась  в недрах философии -- единой науки, которая объединяла всю совокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении. На этом этапе исторического развития логика имела преимущественно онтологический характер, т.е. отождествляла законы мышления с законами бытия.
     Вначале законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского  искусства -- одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иного поведения. Но в искусстве красноречия логический момент выступает еще как подчиненный, поскольку логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории.
     В Древней Греции логическую форму  доказательства в виде цепи дедуктивных  умозаключений мы впервые встречаем  в элейской школе (y Парменида, Фалеса и Гераклита). Так, в рассуждениях Фалеса и Гераклита о природе вещей фактически использовался метод индукции: единичные наблюдения, полученные опытным путем, обобщались ими в философские положения «Все подвержено изменению», «Все возникает из воды» и т.п. Метод дедукции восходит к умозрительным рассуждениям Анаксимандра об апейроне как начале всего, и к метафизическим прозрениям Парменида относительно неизменности бытия и отсутствия небытия.
     В древнегреческой философии в  середине V в. до н.э. появились так  называемые софисты (Протагор, Горгий и др.), которые главным предметом своего философского исследования делают не природу (как это было до них), а человека и его деятельность, в том числе этику, риторику, грамматику. Протагор, Горгий и Трасимах впервые в Греции создали теорию риторики. Софисты критиковали и религию, и материалистическую философию. Разрабатывая теорию красноречия, софисты затрагивали и вопросы логики. Протагор написал специальное сочинение «Искусство спорить». Протагор -- мастер спорить; он разъезжал по Греции, устраивал диспуты, привлекавшие многочисленных слушателей. По выражению античного автора Диогена Лаэртского, «нынешнее племя спорщиков берет свое начало от него».
     Протагор  первым стал применять «сократический способ беседы». Этот метод заключался в постановке собеседнику вопросов и показе ошибочности его ответов. Поэтому Протагор стал изучать виды умозаключений в плане логических приемов в речи ораторов. Позднее  это сделал Аристотель в его «Топике». Сочинение Протагора «Тяжба о  плате» посвящено знаменитому софизму, относящемуся к спору Протагора  с его учеником Эватлом.
     Против  софистов выступил выдающийся материалист  Древней Греции Демокрит (460--370 до н. э.), создавший всеобъемлющую философскую систему, включающую учение о бытии, космологию, теорию познания, логику, этику, политику, эстетику и ряд других областей научного знания: математику, физику, биологию, медицину, филологию и др.
     Демокрит -- творец первой системы логики в Древней Греции, написавший специальный трактат «О логике, или Каноны» в трех книгах (название «Каноны» означает «критерии», «правила»).
     До  нас, к сожалению, дошли лишь незначительные отрывки. В книге «О логике» Демокрит выступает против софистов, отрицавших объективную истину. Демокрит строит логику на эмпирической основе, поэтому он -- один из создателей индуктивной логики. Демокрит рассматривал суждения, выделяя в них субъект и предикат, а также рассматривал определения понятий.
     В «Канонах» было изложено учение Демокрита о видах знания. опросы логики здесь не отделялись от теории познания. Последователями Демокрита были философы эпикурейской школы.
     Проблемами  логики занимались и древнегреческие  философы -- Сократ и (около 469--399 до н. э.) и Платон (428--347 до н. э.).
     Сократ (469-399гг. до н.э.) разработал диалектику - определение понятий через нахождение того, что есть общего в разнообразном. У Сократа на первый план была выдвинута проблема метода, посредством которого можно получить истинное знание. Сократ считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его свести к общему понятию и судить о нем на основе этого понятия. Поэтому он предлагал собеседнику дать определения ряду понятий, таких, например, как «справедливость», «несправедливость», «храбрость», «красота» и т. п.
     Сократовский метод использовался так. На вопрос Сократа, что такое несправедливость, отвечающий давал поверхностное, непродуманное определение. Взяв отдельные случаи из повседневной жизни, Сократ показывал, что определение, которое давал отвечающий, оказывается ошибочным или недостаточным и подводил к исправлению его. Новое определение (дефиниция) опять проверялось, дополнялось и т. д.
     Например, давая определение понятию «несправедливость», в качестве несправедливых люди называли такие действия, как лганье, обман, делание зла, обращение в рабство  и т. п. Но затем выяснялось, что  во время войны с врагами эти  действия не подпадают под понятие  несправедливости. Первоначальное определение  ограничивается: действия эти являются несправедливыми только по отношению  к друзьям.
     Но  и новое определение недостаточно. Ведь тот, кто обманом заставляет своего больного ребенка принять  лекарство или отнимает меч у  друга при его попытке к  самоубийству, не совершает несправедливого  поступка. Следовательно, только тот  совершает несправедливость против друзей, кто это делает с намерением им повредить.
     Платон, являясь учеником Сократа, не только  усовершенствовал дедуктивный метод Парменида, но и развил диалектический метод Сократа, связав этот метод с дедукцией. Диалектика, которая у Сократа была методом образования понятий, дополнена Платоном исследованиями отношений противоположности и подчинения между понятиями, открытием логического (таксономического) деления объема родового понятия на его виды.
     Платон  значительное место отводил в  своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить  деление понятия на его виды. Излюбленным  логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. деление понятия "А"на "В" и "не-В" (например, животные делятся на позвоночных и беспозвоночных).
     Не  менее значительным достижением  вполне можно считать последовательно  диалектическое учение о знании, с  наибольшей последовательностью разработанное  Платоном. Само знание Платон различает  на две противоположные сферы - умную  и чувственную, - с тем, чтобы в  конечном итоге предположить и назвать  различия в характере использования  ума для получения наибольшей, как говорит Платон „причастности  к истине и ясности созерцания идей“.
     Фактически  в этом учении Платон утверждает иерархию средств познания на основании различения актуальных способностей души: мышления, рассудка, веры и подобия. Однако этого, как считал Платон, мало.
     Центральным моментом всех его построений является принцип непосредственного созерцания, который осмыслен Платоном как руководство  в обретении навыка в обозначении  и построении логического содержания диалектики. Ибо по Платону быть диалектиком значит видеть всю полноту  жизни как нечто целое. Быть диалектиком значит уметь вывести из этого целого каждый отдельный его момент и уметь возвести его к этому целому. Быть диалектиком значит быть зрячим не просто глазами, но и умом, быть чистым умом.
     Формально поверхностное предубеждение против диалектики всегда будет настаивать на том, что невозможна ситуация, когда  наша мысль есть чистое зеркало бытия, что выводы и суждения, сделанные  в сфере чистого ума неверифицируемы, а зачастую странны, головоломны и отвлечены от реальности. Однако для самого диалектика все это только момент, - момент непосредственного созерцания или интуиции как чувственной формы самовыражения идей и смыслов, способной приучить ум к поискам истины.
     Таким образом, уже античная философия  в своих, определенных социальным опытом, культурой и практическими потребностями  границах, теоретически определила и  поставила вопрос о специфике  человеческого мышления, его формах и содержании, его границах и возможностях. И это было радикально важным достижением  античности потому именно, что позволило  соизмерять собственно человеческое мышление и его результаты со всеми другими  формами сознательной деятельности людей - мифом, обыденным знанием, мнением, т.д.
     Формальная  логика в своем развитии прошла два  основных этапа. Основанием деления  на эти этапы служит различие применяемых  в логике средств и методов исследования. Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384--322 гг. до н. э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики.
     Аристотель  впервые систематизировал доступные  знания о логике, обосновал формы  и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» (орудие познания действительности) состоит  из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика» -- содержит учение о вероятных “диалектических” доказательствах, «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», в которых  дана теория силлогизмов,  определение и деление понятий, теория доказательства , «Об опровержении софистических аргументов».
     Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной  математической логики -- логики предикатов. Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он сформулировал такие законы правильного мышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Это он изложил в своем труде "Метафизика".
     Аристотель  впервые в истории античной философии  занялся специальным изучением  внутренней структуры человеческого  мышления и стремился вывести  логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а берут  объективные истоки в отношениях предметного мира.
     "Принудительную  силу наших речей" он объяснил  существованием особых законов  - логических законов мышления. Именно  они заставляют принимать одни  утверждения вслед за другими  и отбрасывать несовместимое с принятым. "К числу необходимого, - писал Аристотель, - принадлежит доказательство, так как если что-то безусловно доказано, то иначе уже не может быть; и причина этому - исходные посылки..."[ Ивин А. А. Логика: Учебное пособие. -- Изд. 2-е. -- М.: Знание, 1998. ]
     Законы  мышления Аристотель рассматривал первоначально  как законы бытия, а логические формы  истинного мышления считал отображением реальных отношений. Для Аристотеля истина есть соответствие мысли действительности. Истинным он считал суждение, в котором  понятия соединены между собой  так, как связаны между собой  вещи в природе.  А ложным -- суждение, которое соединяет то, что разъединено в природе, или разъединяет то, что связано в ней. Аристотель, опираясь на эту концепцию истины, создал свою логику.
     Подчеркивая безоговорочность логических законов  и необходимость всегда следовать им, он замечал: "Мышление - это страдание", ибо "коль вещь необходима, в тягость она нам".
     В “Аналитиках” Аристотель довольно основательно разработал модальную логику. Аристотель видел в логике орудие, или метод исследования. Основным содержанием  аристотелевской логики является теория дедукции.
     У самого Аристотеля нигде и никогда  не употребляется термин «логика» в  том значении, которое ему было придано позже. И это отнюдь не терминологическая деталь. Дело в  том, что в его концепции вообще нет места каким-то особым «формам  мышления», которые представляли бы собой нечто отличное, с одной  стороны, от всеобщих форм всего сущего, а с другой - от форм словесного выражения  этого «сущего».
     Принцип соответствия речи вещам - это основной принцип учения Аристотеля о «силлогизмах», изложенного в «Аналитиках», источник «ошибочных силлогизмов» он усматривает  в несоблюдении этого требования. Если говорить о действительном составе  аристотелевского учения о мышлении (о его логике в подлинном смысле слова), то оно отнюдь не сводится к  учению о схемах связи терминов в  высказывающей речи, в силлогических  фигурах. Эти фигуры сами по себе, как  чистые схемы связи терминов, имеют  для него значение лишь риторических фигур. Все его исследовательское  внимание направлено на выяснение тех условий, при которых эти схемы речи оказываются формами движения действительного - «аналитического», «аподиктического» знания и доказательства, соответствующего вещам.
     В мистифицированной форме Аристотель осуществляет не что иное, как исследование законов развития всей предшествующей ему духовной культуры греков, исследование тех коллизий и противоречий, в  развертывании и разрешении которых  и совершается всегда процесс  теоретического познания действительности.
     И все же логика Аристотеля была только подходом к логике диалектической, ибо в учении выдающегося античного  мыслителя действительно переплетаются  не только различные, но и прямо взаимоисключающие  точки зрения на мышление, на его  формы, на отношение мышления к объективной  реальности. Материалистический взгляд на отношение форм мышления к формам вещей у него то и дело уступает место идеалистическому взгляду на «разум» как на деятельность, направленную только на самое себя, онтологическое толкование форм мышления смешивается с формально-синтаксическим и даже грамматическим их пониманием, мышление рассматривается с точки зрения то его предметной истинности, то его чисто психологической формы и т.д. и т.п.
     Логику  Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют «традиционной» формальной логикой. Традиционная формальная логика включала и включает такие разделы, как понятие, суждение, умозаключение (в том числе и индуктивное), законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза. Аристотель видел в логике орудие (или метод) исследования. В логике Аристотеля содержатся элементы математической (символической) логики, у него имеются «начатки исчисления высказываний». Гетманова А. Д. Логика. - М.: Изд-во „ Омега-Л “, 2007.
     После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями  школы античных стоиков (Зенон,  Хрисип и др.). Термин «логика» применительно к науке о мышлении впервые был введен стоиками, выделившими под этим названием лишь ту часть действительного учения Аристотеля, которая согласовалась с их собственными представлениями о природе мышления. Само название «логика» производилось ими от греческого термина «логос» (который буквально означает «слово»), а указанная наука сближалась по предмету с грамматикой и риторикой. Именно логика стоиков дополнила аристотелевскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений.
     Логика  стоиков -- основа другого направления математической логики -- логики высказываний. Среди других античных мыслителей, развивавших и комментирующих логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, именем которого названа 4_я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой, отображающей отношения подчинения между понятиями (“дерево Порфирия”); Боэция, сочинения которого длительное время служили основными логическими пособиями. Ивлев Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. -- М.: Дело, 2003.
     В дальнейшем логическое наследие философии  и теории познания античности разрабатывались  в европейской средневековой  философии в обеих главных  ветвях религиозной философии - схоластике и мистике. Средневековая схоластика, окончательно оформившая и узаконившая  эту традицию, превратила логику в  простой инструмент («органон») ведения  словесных диспутов, в орудие истолкования текстов «священного писания», в  чисто формальный аппарат. В результате оказалось дискредитированным не только официальное толкование логики, но даже и самое её название.
   Однако  только Новое Время дало толчок к  развитию принципиально новых ценностей  культуры и новой расстановке  приоритетов в сфере познавательной деятельности человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Развитие  логики в Новое время
   Новое время в отличие от Средневековья, характеризуется господством не духовного, а светского сознания, которое заключает в себе момент иррелигиозности. Кроме того, если в Средние века пользовались в основном дедуктивным методом, то есть рассуждением и получением истины, идя от общего к частному, то философия Нового времени строится на методе эмпиризма (познания с помощью опыта) и рационализма.
   В ХVII - XVIII столетиях наука постепенно отстаивает право самостоятельного суждения о природе и устройстве мира, а также о формах его изучения и исследования. Более того, Новое Время оказывается временем возникновения науки как социально-организованной силы, как особого способа производства знаний. Последнее поставило новые цели перед логикой и изменило характер философствования.
   Характерной чертой философии Нового времени  являлось то, что великие философы были также и великими учеными - естествоиспытателями. Аристотелевская логика, наиболее полно  отвечающая требованиям, предъявляемым  к обоснованию уже имеющихся  знаний, перестает быть жизненно необходимой. Необходимой становится логика, направленная на добывание новых знаний.
   Выхолощенная  «аристотелевская логика» утратила кредит в глазах всех выдающихся естествоиспытателей  и философов нового времени. По той  же причине большинство философов XVI_XVIII веков вообще избегает употреблять термин «логика» в качестве названия науки о мышлении, об интеллекте, о разуме. Это название даже не фигурирует в заглавиях выдающихся сочинений о мышлении. Признание непригодности официальной, схоластически-формальной версии логики в качестве «органона» (инструмента) действительного мышления, развития научного знания - лейтмотив всей передовой философской мысли того времени.
   Этот  исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций. В разработку материалистических основ логики большой  вклад внес Фрэнсис Бэкон (1561--1626) -- родоначальник английского материализма.
   Логика  развивается теперь в связи с  требованием и необходимостью содействовать  “росту наук”. Такая логика, по мнению Бэкона, претендует быть “учением о методе”, т.е. некоторой “методологией”, способной указать ученым кратчайшие пути к “новым истинам”. Орудие и познания, и действия человека - это новый метод истолкования природы, метод открытий и изобретений, опирающийся на планомерно поставленный эксперимент. В деятельности ученого, по Бэкону, можно, предположить два источника успеха и продуктивности, а именно: чувственные наблюдения, опыт и рассудок, здравый смысл. Истинный ученый, считал Бэкон, “берет пример” с пчелы, извлекающей сок из цветов сада и поля и собственным умением преобразующей его в мед. Он руководствуется логикой “истинного наведения”, индуктивным методом, который требует исчисления качественных особенностей и свойств изучаемых объектов. Истинная индукция суть не простое перечисление случайных признаков изучаемых предметов, но систематизация качественных признаков, а затем отбор и селекция тех из них, которые могут прирастить знание или навести на открытие еще неизвестного.
   Бэкон предложил составлять таблицы присутствия, отсутствия и степеней изучаемых  свойств отдельных предметов  данного класса. Цель и задача этих таблиц состоит в том, чтобы осуществить  “представление примеров разуму”  и выделить схему сопоставления  двух явлений с тем, чтобы найти  и установить необходимую связь  между ними. Сам Бэкон рассматривал свои таблицы как приемы открытия. Заполнение таблиц требует знания фактов, и их собирание Бэкон считал важнейшей  задачей науки. Более того, до конца  жизни он работал над составлением “Естественной и Экспериментальной  истории”, к которой стремился  обнаружить логические пути открытия нового знания, общезначимого для  развития науки и дальнейшего  изучения природы.
   Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных  методов, усовершенствованных позднее  Джоном Стюартом Миллем[ МИЛЛЬ Джон Стюарт (1806-1873) - английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Основное сочинение Милля "Система логики" (1843) содержит индуктивистскую трактовку логики как бщей методологии наук. ]и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля.
   До  сих пор, говорил Бэкон, открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи  были вооружены правильным методом. Метод -- это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной.
   ПОЛНАЯ  ИНДУКЦИЯ означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая - вывод из ежегодных наблюдений в период ее цветения.
   НЕПОЛНАЯ  ИНДУКЦИЯ включает обобщения, сделанные  на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное  число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим черную особь. Это заключение всегда носит вероятный характер.
   Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон  искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие  его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением  и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.