На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалки к ГОСам

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Вопросы к ГОСам.
«Финансы»
1.        Социально-экономическая сущность и функции финансов.
2.        Финансовая система и характеристика её звеньев.
3.        Государственная финансовая политика.
4.        Государственные публичные финансы.
5.        Бюджет как экономическая категория. Бюджетное устройство РФ.
6.        Бюджетный процесс и его задачи.
7.        Государственные социальные внебюджетные фонды.
8.        Сущность и содержание бюджетного федерализма.
9.        Структура расходов федерального бюджета.
10.     Государственный долг: содержание, основные формы, управление.
11.     Финансовый контроль.
12.     Основные вопросы и инструменты управления финансами.
13.     Финансовые рынки и институты.
14.     Принципы организации налоговой системы.
15.     Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности.
16.     Организация международных финансовых отношений.
17.     Ценные бумаги и их вид. Рынок ценных бумаг.
18.     Страхование как экономическая категория. Финансовая модель страховой организации.
19.     Финансы предприятия: понятие, состав и структура.
20.     Финансовое состояние предприятия и задачи его исследования.
21.     Финансы домохозяйств как экономическая категория.
22.     Денежный оборот и система расчетов на предприятии.
23.     Финансовые ресурсы и их источники.
«Финансы и кредит»
1.        Финансовая система РФ. Кредит в системе финансовых отношений.
2.        Сущность, принципы, организация финансов коммерческих предприятий и факторы, влияющие на неё.
3.        Бюджет РФ и его функции. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета РФ.
4.        Бюджетный дефицит и методы его финансирования.
5.        Экономическое содержание доходов и расходов бюджета РФ. Налоговая система РФ.
6.        Кредитная система РФ и её организация. Принципы, функции и классификация кредитов.
7.        Сущность, функции и классификация государственного кредита. Государство как гарант и кредитор.
8.        Государственный долг и управление им. Заемная деятельность РФ на внутреннем и внешнем рынках. Бюджетное устройство, система и организация бюджетного процесса РФ.
9.        Сущность, роль и состав территориальных финансов РФ.
10.     Доходы и расходы территориальных бюджетов. Финансовые ресурсы государства и предприятий, направляемые на развитие территорий.
11.     Экономические основы и принципы социального обеспечения.
12.     Экономическая сущность страхования, его классификация и виды.
13.     Финансовые аспекты страхования и инвестиционная политика страховщика.
14.     Платежный баланс РФ. Проблемы внешней задолженности.
«Деньги, Кредит, Банки»
1.        Классическая количественная теория денег.
2.        Основные элементы современной денежной системы.
3.        Основные функции коммерческих банков.
4.        Спрос на деньги.
5.        Макропоказатели денежного обращения.
6.        Структура банковской системы.
7.        Современная количественная теория.
8.        Банковские ресурсы.
9.        Современная теория спроса на деньги.
10.     Вексельные операции.
11.     Факторинг.
12.     Лизинг.
13.     Границы кредита.
14.     Привлеченные средства коммерческого банка.
15.     Функции и роль денег в рыночной экономике.
16.     Предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
17.     Основные функции денег.
18.     Основные функции и виды кредита.
19.     Ликвидность, платежеспособность коммерческого банка.
20.     Равновесие на денежном рынке.
21.     Современный монетаризм.
22.     Основные методы воздействия на денежное обращение.
23.     Кредитный рынок.
24.     Активные и пассивные банковские операции.
«Оценка стоимости инвестиций»
1.        Инвестиции и процесс принятия решения.
2.        Инвестиционный анализ и планирование.
3.        Идентификация возможностей – как этап инвестиционного анализа.
4.        Развитие проекта – как этап инвестиционного анализа.
5.        Инвестиционный анализ. Этап отбора
6.        Этап контроля в инвестиционном анализе.
7.        Анализ инвестиционных возможностей.
8.        Понятие инвестиционного бизнес-проекта.
9.        Принятие решения об инвестировании бизнес-проекта.
10.     Приведенная стоимость как базовый инструмент инвестиционных расчетов.
11.     Аннуитет – приведенная стоимость.
12.     Критерии оценки эффективности инвестирования.
13.     Показатели оценки эффективности инвестиций.
14.     Базовые принципы инвестирования.
15.     Инвестиции фирмы и факторы, влияющие на их динамику.
«Финансовый менеджмент»
1.        Основные цели и задачи финансового менеджмента: управление активами, управление капиталом, финансовый анализ.
2.        Цель и порядок проведения финансового анализа деятельности предприятия.
Цель и основные этапы экспресс-анализа финансовой отчетности.
3.        Финансовое состояние  и финансовый анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основные виды финансового анализа.
4.        Коэффициентный финансовый анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: показатели ликвидности, структуры капитала, деловой активности, рентабельности и показатели рыночной стоимости собственного капитала.
5.        Теория изменения стоимости денег во времени. Методы определения стоимости собственного капитала (ставки дисконта) и средневзвешенной стоимости капитала.
6.        Совокупный Леверидж. Основные направления влияния на величину чистой прибыли: финансовый и производственный Левериджи.
7.        Анализ безубыточности. Понятие запаса «финансовой прочности» предприятия.
8.        Политика управления оборотным капиталом. Операционный и финансовый циклы.
9.        Определение оптимального уровня денежных средств. Модель Бомола. Модель Миллера-Орра.
10.     Основные отличия денежного потока от прибыли. Управление денежными потоками.
11.     Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия. Инкассация наличности.
12.     Финансовое планирование и бюджетирование. Виды бюджетов и центров финансовой ответственности предприятия. Схема формирования бюджетов предприятия.
13.     Бюджетирование налогов. Алгоритм постановки. Понятие налогового бремени. Эластичность налогов.
14.     Основные виды и стандарты стоимости, используемые при оценке стоимости бизнеса.
15.     Классификация и сравнительный анализ подходов к оценке стоимости бизнеса.
16.     Доходный подход к оценке стоимости бизнеса. Основные этапы и методы.
17.     Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса. Основные этапы и методы.
18.     Затратный (имущественный) подход к оценке стоимости бизнеса. Основные этапы и методы.
19.     Внесение корректировок (поправок) к расчетной стоимости бизнеса. Алгоритм расчета меньшей и контрольной доли собственности.
20.     Стоимостной подход к управлению (Value-Based Management) и основные показатели стоимости. Концепция экономической добавленной стоимости (EVA).
«Основы банковского дела»
1. Национальные банковские системы.
2. Статус и цели деятельности банка России.
3. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики банка России.
4. Банковское регулирование и банковский надзор.
5. Лицензирование банковской деятельности. Порядок учреждения коммерческого банка.
6. Банковское законодательство. Нормативно-правовая основа деятельности
коммерческого банка.
7. Развитие и совершенствование банковской системы в РФ.
8. Система страхования банковских вкладов. Деятельность агентства по страхованию вкладов.
9. Банк России: организационное устройство, функции, операции.
10. Организация эмиссионных операций, денежного оборота и безналичных расчетов в РФ.
11. Организация банковской деятельности. Организационная структура банка.
12. Внешнеэкономическая деятельность банков.
13. Пассивные и активные операции банка.
14. Ликвидность и платежеспособность банка.
15. Ссудные операции коммерческого банка. Оценка кредитного риска.
16. Инвестиционные операции коммерческого банка. Оценка рыночного риска.
17. Формирование и проблема реализации депозитной политики коммерческого банка.
18. Учет и отчетность коммерческого банка.
19. Анализ деятельности коммерческого банка.
20. Методы оценки кредитоспособности заемщика.
 


 
 
Ответы к ГОСам.
«Финансы»
24.                 Социально-экономическая сущность и функции финансов.
Финансы (в общем смысле слова) – любые денежные средства (с латинского платеж).
Финансы – система денежных отношений неразрывно исторически связанная с государством.
Финансы в широком смысле слова – это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с функциями и ролью определенных категорий (публичные финансы, кредитная система, финансы отраслей, вторичный рынок, международные финансы).
Характеризуются 3-мя функциями:
-Распределительная.
-Контрольная.
Заключается в следующем – контроль за расширением ВВП по соответствующим фондам  и расходованием их по целевым назначениям. 1. проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам. 2. выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой и банками. 3. Выполнение взаимных обязательств предприятий по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется так же через работу финансовых органов. Например, по исполнению доходной и расходной частей бюджетной системы (Минфин, Мин-во экономики).
-Регулирующая.
Связана с вмешательством государства через финансы (гос. расходы, налоги, гос. кредит) в процессе воспроизводства. В процессе регулирования используется так же финансовое и бюджетное планирование. Регулирование государственного рынка ц.б. В РФ регулирующая функция развита слабо.
Социально-экономическая сущность – общественная среда с товарно-денежными отношениями. В 15 веке появляется кредит, ц.б. и возникают финансы как экономическая категория. Финансы не могут быть без денег (наоборот да). Финансы это отношения по поводу денег.
Финансовые отношения охватывают 2 сферы: экономические денежные отношения,  связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства и экономические отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий. Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств для целей выполнения задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы (в отличие от денег) – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля за образованием и расходованием финансовых ресурсов. Финансы всегда выражают денежные отношения.
Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании того, за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства. Это могут быть социальные цели, образование, здравоохранение и т.д., а также военные расходы, затраты по выплате процентов и погашение госдолга.
 
25.                 Финансовая система и характеристика её звеньев.
Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья финансовых отношений: 1. Государственная бюджетная система; 2. Внебюджетные специальные фонды; 3. Государственный кредит; 4. Фонды страхования для возмещения ущерба; 5. Финансы предприятий различных форм собственности.
Первые 3 звена относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики на макроуровне.
Финансы предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования экономики микроуровня. Примечание: Финансы предприятий обслуживают материальное производство, и при их участии создается ВВП, а через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства и далее происходит перераспределение между отраслями, населением, регионами. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений.
Финансовая система это
1.                    Централизованные финансы (государственные и местного самоуправления).
2.                    Децентрализованные (коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств, финансовых посредников (инвестиции)). – производство финансовых средств.
Согласно классической теории финансы возникают там, где государство.
Внебюджетные фонды двух уровней – федеральный и субъектов федерации. Консолидированный бюджет – не часть финансовой системы, а инструмент.
 
26.                 Государственная финансовая политика.
Гос. финансовая политика – совокупность гос. мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использование финансов. Содержание фин. политики:
1.                    определение основных направлений (стратегий), целей и задач, (одновременно составить долгосрочные прогнозы и выбор тактических задач);
2.                    создание организма реализации, фин. механизм: директивный или регулирующий (внутри хозяйственные связи);
3.                    управление гос. фин. деятельностью и его субъектов (прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль).
Фин. политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные в самих финансах (объекты управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъекты управления). Целью управления финансами является: фин. устойчивость, независимость (макроэкономическая сбалансированность), снижение госдолга, твердость национальной валюты в сочетании экономических интересов государства и общества.
Типы фин. политики:
- классическая (А. Смит),
- регулирующая (Кейнс),
- планово- директивная (командно-административная система).
 
Финансовая политика – часть социально-экономической политики. Бывает – налоговая, таможенная, денежная, кредитная…
Налоговая гос политика – политика государства в области н/о выражается в изменении ставок по налогам, изменение структуры налоговой базы и т д. За последние 10 лет произошли кардинальные изменения в налоговом законодательстве, из последних событий – снижение НДС до 18%, снижение ЕСН до 26, общая тенденция уменьшение налогового  бремени, хотя государство все больше себя кредитует за счет разных сроков возврата НДС.
Таможенная – защита интересов собственных производителей и стимулирование экспорта из страны. Выражается в установлении таможенных пошлин и снижение н/о при экспорте.
Денежная – по сути, регулирование денежной массы. Инструменты: Операции на открытом рынке, изменение учётной ставки, изменение нормы обязательных резервов, операции с валютными активами, инфляционная политика.
Кредитная – установление цены на кредиты в стране, будут ли они более или менее дешевыми. Регулируется через ставку рефинансирования (с 28.12.2005 – 12%). Тенденция к снижению ставки (с 2000года 45% до 12% постепенно). Однако за счет того, что банки должны 3,5% отдавать в систему обязательного резервирования, кредиты коммерческих банков не стали реально доступными.
 
27.                 Государственные публичные финансы.
Государственные публичные финансы:
-государственный бюджет.
-налоги.
-государственный кредит.
-внебюджетные фонды.
-финансы государственных предприятий.
-государственное имущество и личное страхование.
ГПФ – система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Данной категории (ГПФ) присущи 3 признака:
1.                    Всегда денежные отношения.
2.                    Денежные отношения, вызванные фактором наличия государства как органа управления.
3.                    Это отношения перераспределения уже распределенного совокупного продукта общества.
Централизованные финансы. Внебюджетные фонды – 1. Социальный, 2. ОМС, 3. Пенсионный.
Бюджет не может формироваться из добровольно внесенных средств, внебюджетные фонды могут.
 
28.                 Бюджет как экономическая категория. Бюджетное устройство РФ.
Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и исполь­зования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
 
Бюджет как экономическая категория, 5 видов – план, закон, инструмент макрорегулирования, инструмент выполнения основных задач государства и … Федеральное государство, бюджетное устройство отвечает принципам федерализма, а федерализма есть 2 основные модели – германская (Централизованная) и США (Децентрализованная). Так вот Россия тяготеет к Германской модели, но роль субъектов Федерации несколько больше.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
-первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
-второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
-третий уровень - Бюджеты органов местного самоуправления (муниципалитеты). Если не муниципалитет (хутор например) тогда не бюджет, а смета расходов. Т е проблема в определении местного уровня бюджетов. Все бюджеты наполняются за счет налоговых поступлений (в т ч разные пошлины), продажи государства (лес, золото, ), доходы от государственных компаний (ГУП, МУПы), доходы от средств, выданных в займы другим государствам (наверное, очень малая доля) и т д. Однако самая существенная часть вероятно налоги, которые поступают в различные бюджеты.
 
29.                 Бюджетный процесс и его задачи.
Бюджетный процесс – все стадии работы над бюджетом как над документом. Некоторые нововведения грядут – «нулевое чтение бюджета», а в 4-м чтении только «принимаем» «не принимаем»
 
a.                    Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
b.                    Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Правительство выбирает план прогноза бюджета, а Минфин на основании этого делает проект бюджета (Минфин разрабатывает основные фин показатели на среднесрочную перспективу и подготавливает закон на след год).
c.                    Минфин за 2 недели с момента п 2 направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
d.                    уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и ее субъектов на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.
e.                    С 15 июля по 15 августа года, Правительство рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
f.                     Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа (проект также Президенту)
g.                    Гос Дума рассматривает проект в 4х чтениях (30 дней на подготовки к 1му чтению, рассматривает доходы и расходы) При отклонении после чтения – на доработку в Пр-во), 15 дней до 2-го чтения после 1-го (расходы более детально), 25 дней до 3-го чтения,  еще 15 дней до 4-го чтения
h.                   Через 14 дней утвержденный бюджет в Совет Федерации, 5 дней на утверждение Президентом
 
 
30.                 Государственные социальные внебюджетные фонды.
Фонды необходимы для целевого использования: например дорожный – на строительство и поддержание в исправном состоянии дорог. Основное наполнение фондов – от налогов. 3 самых известных фонда – это пенсионный, социального страхования и медицинского страхования. И рассказываете что ПФ – пенсию платят из фонда, а наполняется с вашей зарплаты – ваш работодатель отдает 14% с вашей з/пл в фонд, но зато когда вам будет 60-65 лет, государство будет платить вам. Мед страх-е – из фонда содержат все больницы, роддома, платят зарплату медикам и т д. Социальное страхование – платят всякие пособия, если вы заболели, умерли  и т д. Важно, что у фондов ЦЕЛЕВОЕ назначении. Кстати из названия вопроса дорожный фонд может и не надо.
 
31.                 Сущность и содержание бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм – принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы федерации с интересами ее субъектов и органов местного самоуправления (финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления денежных потоков между бюджетами федеральных и региональных органов власти).
Бюджет – финансирование органов власти.  Уровня власти - 1. Федеральный бюджет; 2. Бюджеты субъектов Федерации; 3. Бюджеты органов местного самоуправления (муниципалитеты). Проблема бюджетного федерализма – какие полномочия, на какие уровни отдать?
Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Трансферт - средства, передаваемые в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем.
 
32.                 Структура расходов федерального бюджета.
Классификация расходов:
1.                    Экономическая
Текущие - расходы включают затраты на гос потребление, содержание гос юридических лиц, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.
Капитальные - вложения в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Важный признак классификации расходов бюджета - предметный  (скажем оборона, содержание правоохранительных органов, а далее более мелкое деление)
2.                    Функциональная
Другое деление ФБ по функциям государства: оборонка, социальная сфера и т.д.
3.                    Ведомственная
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом.
Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. (труба)
Наделение средствами распорядителей этих средств (министерства, фонды)
 
33.                 Государственный долг: содержание, основные формы, управление.
Государственный долг - обязательства, возникающие из государственных займов; принятых на себя Российской Федерацией поручительств по обязательствам третьих лиц и другие обязательства перед юр., физ. лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Госдолг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ. Внешний долг - в иностранной валюте.
В иностранной валюте сумма долга на 1 января 2004г. составляет 176 млрд. долл., что на 18,3% больше, чем годом ранее, а долг в национальной валюте увеличился за 2003г. на 31,1% - до 5,9 млрд. долл.
Управление долгом – стремление к снижению, займы по более низким ценам, кредитование за счет налогоплательщиков
Упомянуть, что мы можем на сегодняшний день рассчитаться и по внутреннему и по внешнему долгам, но этого не случится в связи с нежеланием кредиторов (как внутренних, так и внешних) принимать долги.
Формы госдолга – капитальный и текущий
Капитальный долг образует сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые долж­ны быть по ним выплачены.
Текущий долг образуют расходы по вы­плате доходов всем кредиторам государства и расходы по погашению обязательств, срок которых наступил.
 
34.                 Финансовый контроль.
В сфере финансовой деятельности различают бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный и контроль за денежной массой.
По форме проведения ФК подразделяется на предварительный (большое значение для предотвращения финансовых нарушений), текущий и последующий (оценка результатов, сопоставление планов с результатами).
По методам:
Проверка – рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование – охватывается широкий спектр финансово-экономических показателей для определения финансового состояния и возможных перспектив развития обследуемого объекта.
Надзор – проводится контролирующими органами, за субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Анализ – детальное изучение отчетности.
Мониторинг (наблюдение).
Ревизия – полное обследование финансово-хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Контроль над государственными (публичными финансами) – Минфин, Казначейство, Счетная палата, Таможенные органы, налоговые органы.
Негосударственные – Внешний (аудиторские организации, аудиторы), внутренний (на предприятии – финансовое подразделение, например).
Счетная палата – юр.лицо, 12 аудиторов, председатель и заместитель председателя.
Наиболее распространенная схема контроля – одна организация (как правило, государственная) регулирует деятельность всей отрасли. Примеры: ЦБ регулирует всю банковскую отрасль, Госстрой – строительную, Рострах – страховую и т. д.
 
35.                 !!!НЕТ!!! Основные вопросы и инструменты управления финансами.
Финансовый механизм. Организация, планирование, стимулирование. Финансовые рычаги.
36.                 !!!НЕТ!!! Финансовые рынки и институты.
На финансовом рынке продают финансовые активы. Рынки м.б. денег, кредитов, ссудного капитала, страхования и т.д. Участники рынка – финансовые посредники. Институциональная теория.
37.                 !!!НЕТ!!! Принципы организации налоговой системы.
Включает в себя: 1. Налоговое бремя распределяется, 2. Понятия, связанные с функционированием НС.
38.                 !!!НЕТ!!! Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности.
Таможенное регулирование – те же налоги только при пересечении границы. Функции таможенной пошлины
1.                    Фискальная (пополнение бюджета)
2.                    Протекционистская (Политика «высокие ввозные пошлины» - поддержи отечественного производителя).
3 вида случаев ввоз, вывоз, транзит. Таможенный тариф – ряд мер.
 
39.                 !!!НЕТ!!! Организация международных финансовых отношений.
Международные кредитно-финансовые институты – международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной политики.
Крупнейшие:
1.                    МВФ Международный Валютный Фонд. Создан в 1944г. 178 стран. Россия имеет 2.9% количество голосов (США 18,9%). Приоритетным направлением в деятельности МВФ стала выдача кредитов на реорганизацию экономики государств, субсидирование политики рыночных реформ. Страны – члены МВФ обязаны предоставлять ему определенную информацию (о золотых запасах, состоянии экономики, ПБ, заграничных инвестициях и прочее).
2.                    МБРР Международный Банк Реконструкции и Развития. Создан в 1945г. 179 стран. Называют Всемирным Банком. Основные задачи: 1. стимулирование экономического развития стран членов; 2. содействие развитию международной торговли; 3. поддержание ПБ путем предоставления долгосрочных займов под высокий %.
3.                    ЕБРР Европейский Банк Реконструкции и Развития. Создан в 1990г. Порядка 58 стран. Согласно учредительным документам целью имеет оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы в переходе к открытой экономике, а так же в развитии частной предпринимательской инициативы. Первый в Европе международный финансовый институт в котором США не играют лидирующей роли.
4.                    ЕИБ Европейский Инвестиционный Банк. Создан в 1958г. 60 стран Европы и Африки. Долгосрочные кредиты частным и государственным предприятиям в целях развития отдельных регионов.
5.                    МФК Международная Финансовая Корпорация. Создан в 1956г.  Филиал МБРР. Цели создания: 1. развитие частного предпринимательства стран, 2. участие в формировании капиталов частных предприятий, 3. кредиты без государственной гарантии высокорентабельным частным предприятиям.
6.                    ЕФВС Европейский фонд валютного сотрудничества. Создан в 1973г. Цели: 1. предоставление кредитов на покрытие дефицита ПБ стран-членов, 2. укрепление Европейской валютной системы.
7.                    БМР Банк Международных расчетов. Создан в 1930г. Состав – банки 30 стран, главным образом европейских. Задачи: 1. облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, 2. содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними.
 
40.                 Ценные бумаги и их вид. Рынок ценных бумаг.
В качестве основных ценных бумаг выступают акции, облигации, казначейские обязательства государства (ноты, векселя, депозитные сертификаты и др.), являющиеся правами на имущество, денежные средства, продукцию, землю и другие первичные ресурсы.
Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Облигация – это долговое обязательство, в соответствии с которым эмитент гарантирует инвестору выплату определенной суммы по истечении определенного срока и выплату ежегодного дохода в виде фиксированного или плавающего процента.
Вексель – письменное договорное обязательство, составленное в установленной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлению конца срока с лица, выдавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем денежной суммы.
Депозитный сертификат – письменное свидетельство кредитных учреждений о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита.
Производные ценные бумаги – ценные бумаги, удостоверяющие право владельца на покупку или продажу основных ценных бумаг. К числу таких бумаг можно отнести опционы, финансовые фьючерсы.
Опцион – это двусторонний договор о передаче прав на покупку или продажу определенного базисного актива по определенной цене на определенную будущую дату. Если владелец опциона может отказаться от реализации своего права, потеряв при этом денежную премию, которую он выплатил контрагенту, то фьючерсная сделка является обязательной для последующего исполнения.
Финансовый фьючерс – контракт, по которому инвестор, заключающий его, берет на себя обязательство по истечении определенного срока продать своему контрагенту (или купить у него) определенное количество биржевого товара (или финансовых инструментов) по обусловленной цене. Если владелец опциона может отказаться от реализации своего права, потеряв при этом денежную премию, которую он выплатил контрагенту, то фьючерсная сделка является обязательной для последующего исполнения.
По общепринятой практике срочные ценные бумаги бывают:
краткосрочными – со сроком погашения до 1 года,
среднесрочными – от 1 года до 5 лет,
долгосрочными – свыше 5 лет (по долговым обязательствам Российской Федерации – от 5 до 30 лет).
К бессрочным ценным бумагам относятся фондовые инструменты, не имеющие конечного срока погашения – акции, бессрочные облигации, выпускаемые государством (например, консоли).
Именной ценной бумагой признается документ, выписанный на имя конкретного лица, который только и может осуществить выраженное в нем право. Такие ценные бумаги обычно могут переходить к другим лицам, но это связано с выполнением целого ряда формальностей и специально усложненных процедур, что делает этот вид ценных бумаг малооборотоспособным.
Ордерная ценная бумага – составляется на имя первого держателя с оговоркой "по его приказу". Соответственно, ордерная бумага передается другому лицу путем совершения передаточной надписи. Ордерными бумагами по российскому законодательству могут быть чек, вексель, коносамент.
Предъявительской является такая ценная бумага, в которой не указывается конкретное лицо, которому следует произвести исполнение. Лицом, уполномоченным на осуществление выраженного в такой ценной бумаге права, является любой держатель ценной бумаги, который лишь должен ее предъявить. Указанный вид ценной бумаги обладает повышенной оборотоспособностью, так как для передачи другому лицу прав, удостоверяемых ценной бумагой, достаточно простого ее вручения этому лицу и не требуется выполнения каких-либо формальностей. Примерами такого рода ценных бумаг являются государственные облигации, банковские сберегательные книжки на предъявителя, приватизационные чеки и т.д.
Государственные ценные бумаги обычно охватывают фондовые инструменты, выпущенные или гарантированные правительством от имени государства, его министерствами и ведомствами, муниципальными органами власти.
В зависимости от эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на правительственные (казначейские) и выпускаемые правительственными учреждениями. В зависимости от их свойств обращаемости на фондовых рынках они подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные обязательства могут свободно продаваться и покупаться на открытом рынке. Нерыночные долговые инструменты такими свойствами не обладают. Обычно они эмитируются государством для привлечения средств мелких индивидуальных инвесторов (широких слоев населения) и специальных финансовых институтов.
К государственным ценным бумагам России относятся:
?     Государственные краткосрочные обязательства (ГКО),
?     Государственные долгосрочные обязательства (ГДО),
?     Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ),
?     Золотой сертификат,
?     Краткосрочные обязательства (КО),
?     Облигации федерального займа (ОФЗ),
?     Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
Выпуск Государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) используется с целью привлечения средств на финансирование государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета.
?     Облигации федерального займа (ОФЗ) являются основным видом среднесрочных бумаг, выпускаемых Правительством РФ для финансирования бюджетного дефицита.
Облигации Государственных Сберегательных Займов (ОГСЗ) выпускаются Правительством РФ для покрытия дефицита бюджета. ОГСЗ предоставляет право на получение дохода выше уровня доходности по другим видам государственных ценных бумаг.
Золотые сертификаты, выпущенные Минфином РФ в 1993г. сроком на 1 год, были размещены в 1994 году. Гарантированная доходность по сертификату начисляется ежеквартально. На золотой сертификат распространяются налоговые льготы.
К частным ценным бумагам относятся векселя и чеки.
Вексель – это ценная бумага, составленная в строго определенной форме, удостоверяющая денежное долговое обязательство векселедателя (должника), уплатить по наступлению, срока указанного векселем определенную сумму векселедержателю (владельцу векселя, кредитору). Вексель может быть простым и переводным. Простой вексель является именной ценной бумагой, поскольку в нем указывается наименование не только плательщика, но и получателя денежных средств. Причем в роли плательщика здесь выступает сам векселедатель, а получателем средств является лицо, в пользу которого выписан вексель.
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму. Банк выдает чекодателю специальную чековую книжку (лимитированную или нелимитированную) с определенным числом чеков. Чек является сугубо срочной ценной бумагой, так как срок его действия определен законодательством и составляет 10 дней с момента выписки. Чеки могут быть именными, ордерными и предъявительскими.
 
1.                    Долевые (акции – право собственности, на участие).
2.                    Долговые (все остальные ц.б. – долговая расписка, пример: облигации, вексель и т.д.)
Новые виды – деривативы. Торговля контрактами, дополнительные возможности получения прибыли и страхования. Фьючерс, опцион, хеджирование.
Рынок – организованный – неорганизованный; первичный – вторичный; выпуск – эмиссия.
 
41.                 Страхование как экономическая категория. Финансовая модель страховой организации.
Страхование – специфическая часть финансовых отношений, которая предполагает, что все предполагается.  Классификация – Жизнь (соединение страхования и кредитования) и все остальное.
Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. Оно выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой – видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.
Категории, представляющие интерес в практике и познании страхования: экономическая категория страховой защиты общественного производства; экономическая категория страховой защиты собственности и доходов населения; экономическая категория страхования.
Страховая премия - плата за страхование, которую Страхователь обязан внести Страховщику в соответствии с договором страхования или законом
Страховой тариф - представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.
Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании.
Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности рассчитываются Страховщиками самостоятельно. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон.
Актуарные расчеты - система математических и статистических расчетов применяемых в страховании, отражающая механизм образования и расходования страхового фонда в долгосрочных страховых операциях, связанных с продолжительностью жизни населения.
Аннуитет - договор, в соответствии с которым лицо оплачивает страховщику установленную страховую премию, как правило, единовременную, после чего страховщик обеспечивает выплату периодических платежей в пользу данного лица. Выплаты в соответствии с условиями договора начинают производиться страховщиком по истечении определенного периода времени или после наступления обусловленной даты и продолжаются в течение установленного периода или пожизненно.
 
 
42.                 Финансы предприятия: понятие, состав и структура.
              ФП – часть экономических отношений, связанных  с процессом хозяйственной деятельности предприятия. Состав: Принципы: самофинансирование, ответственность за результаты, Структура финансов – зависит от отрасли (рассказ о ОС,  НМА, ТМЗ, Амортизация, Капитал СК и ЗК). И состав аналогичный.
 
43.                 !!!НЕТ!!! Финансовое состояние предприятия и задачи его исследования.
2 показателя финансового состояния – ликвидность (текущая, срочная, абсолютная) и платежеспособность, показывают, насколько предприятие может расплачиваться по своим долгам.
44.                 !!!НЕТ!!! Финансы домохозяйств как экономическая категория.
Домохозяйства, финансы населения – хозяйственные единицы. Децентрализованные финансы – генерируются основные финансовые ресурсы. Расходы – текущие и капитальные.
45.                 Денежный оборот и система расчетов на предприятии.
Наличные
Безналичные (чеки, инкассо, платежное поручение и т.д.)
46.                 Финансовые ресурсы и их источники.
              Фин ресурсы – один из факторов пр-ва, Важен источник фин ресурсовв: СК и ЗК,  от которых зависит степень независимости капитала, важна стоимость ЗК или сколько хотят учредители рентабельность. Баланс ЗК и СК важен с т зрения контроля над компанией. Самый устойчивый пассив – задолженность перед персоналом
 
Плюс к предмету:
 
«Финансы и кредит»
15.                 !!!НЕТ!!! Финансовая система РФ. Кредит в системе финансовых отношений.
Финансовую систему РФ составляют следующие звенья (институты):
1) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами
2) внебюджетные целевые фонды
3) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей
4) имущественное и личное страхование
5) кредит (государственный и банковский)
 
Перечисленные звенья финансовой системы РФ существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действий. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части - безналичными денежными платежами и расчетами.

Каждое из звеньев финансовой системы является совокупностью специфических финансовых отношений, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные фонды в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, используемые для производственных и социальных целей в масштабах данного предприятия (организации).
 
 
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
16.   !!!НЕТ!!! Сущность, принципы, организация финансов коммерческих предприятий и факторы, влияющие на неё
Принципы – самофинансирования, хозяйственной самостоятельности, материальной ответственности, обеспечения финансовой, самостоятельности хозяйственной деят-ти.
Сущность:
1)                   распределительная:  финансирование первичного Капитала учредителями, распределение доходов и фин ресурсов при котором обеспечивается оптимальное соотношение интересов работников, предприятия, государства в целом.
2)                   Контрольная – стоимостной учет всего что происходит. Реализация контроля с помощью финансовых  показателей.
Факторы: стоимость ЗК и СК
 
17.                 Бюджет РФ и его функции. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета РФ.
Термин "бюджет" используется для обозначения различных по своей природе явлений.
Первое из них относится к базисным отношениям и выражает финансовые отношения, обусловленные существованием централизованного денежного фонда страны. Другое относится к надстроечным отношениям и связано с формой практического использования бюджетных отношений.
Бюджет — это составная часть перераспределительных процессов, обусловленных необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства.
Бюджетные отношения возникают между государством и другими субъектами воспроизводства в процессе использования денежных средств, которые необходимы для выполнения государственных функций. Количественную определенность придает им
бюджетный фонд.
Бюджет является экономической категорией, и его сущность проявляется в следующих функциях:
-образование основного общегосударственного фонда денежных средств;
-использование средств основного общегосударственного фонда денежных средств;
-осуществление контроля за движением бюджетных средств.
С одной стороны, бюджет - это экономическая категория. А с другой стороны, - это документ, специфический финансовый план. В нем количественно отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.
С понятием бюджета связана важная функция управления - управление государственным долгом. Понятие управления государственным долгом подразумевает использование метода рефинансирования государственного долга, т.е, погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения займов. Но, если государство, например РФ, по каким-либо причинам не может обеспечить погашение займов и выплаты процентов по ним, то могут быть приняты следующие решения:
Новация - соглашение между заемщиком и кредитором о замене кредитного соглашения другим обязательством.
Унификация - объединение предыдущих займов. Причем ранее выпущенные облигации и сертификаты подлежат обмену.
Консолидация - изменение условий погашения (например, перенос даты).
Взаимосвязь механизма бюджетного воздействия с экономическими законами
регулировании связано с:
- условиями и результатами производства;
-уровнем развития экономических отношений;
-характером потребления.
Формирование пропорций стоимостного бюджетного перераспределения должно исходить из требований основного экономического закона: закона возвышения человеческих потребностей и закона пропорционального развития экономики. Свою практическую реализацию вышеуказанное находит в воздействии бюджетных отношений на формирование пропорций распределения НД. Именно это позволяет обеспечить социальные гарантии, удовлетворение потребностей в товарах и услугах, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение бюджетных ресурсов.
А также законы, такие как закон накопления, закон экономического роста на интенсивной основе и закон ограниченности ресурсов предполагают концентрацию средств бюджета на актуальные направления социально-экономического развития, в том числе ускорения НТП.
Но, как в любой системе, в экономической системе существуют стихийные факторы (стихийность рыночных процессов, действие природных сил и др.). Поэтому необходима концентрация денежных средств в бюджете для ликвидации их последствий. Концентрация средств также необходима для покрытия издержек, не относящихся к производству, - это издержки управления.
3.2. Доходы и расходы бюджета
Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.
Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством с предприятиями, организациями, гражданами в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.
Расходы ограничены рамками поступлений. Доходы участвуют и содействуют экономическому росту, росту НТП. Поэтому доходы в бюджете должны использоваться разумно, эффективно.
Доходы выступают средством перераспределения в пользу тех или иных групп населения, отраслей и территорий и являются финансовым, а в целом государственным регулятором хода производства.
Доходы могут воздействовать на хозяйственную активность, динамику объема производства продукции, на техническое оснащение, на равновесие цен и их эластичность, на размещение инвестиций - и тем самым смягчать циклические колебания в экономическом развитии. Но любое перераспределение разумно до определенных пределов, в рамках определенных границ в зависимости от конечных условий.
Посредством бюджетных расходов образуются доходы нетрудоспособных лиц, оказывается поддержка другим социально незащищенным гражданам. Размер же выплат зависит от экономических возможностей общества. Бюджетные расходы способны оказывать активное влияние на новое качество экономического роста. Например, приоритеты в финансировании могут переместиться на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), прогрессивные отрасли, на сглаживание региональных диспропорций.
Расходы также связаны с рыночной инфраструктурой. Таким образом, в итоге бюджетного воздействия в целом становится возможным процесс регулирования финансовой базы государства, денежных ресурсов, оставляемых в распоряжении субъектов воспроизводства, процесс корректировки фондов потребления и накопления, а также формирование и использование средств фонда возмещения.
В области бюджета большую роль играет государственная политика. В государственной политике отражаются практически все формы государственного регулирования: социальная, хозяйственная, национальная, региональная, внешнеполитическая, военная и др. (с учетом значимости общегосударственного фонда денежных средств).
Конечно, бюджетный фонд автоматически не образуется и не используется. Именно в ходе регулирования бюджетного фонда создаются условия для решения важных задач воздействия государства на экономику. Но, с другой стороны, существует сложная внутренняя структура бюджетных отношений, многочисленные интересы субъектов воспроизводства, несовпадение между желаемыми и реальными результатами действия бюджетных регуляторов. Учитывая это, необходимо обеспечить согласованное функционирование всех элементов бюджетного воздействия. А для этого очевидно, что количественные и качественные параметры бюджетного фонда нуждаются в управлении (финансы сами собой не управляют), а сам бюджет является объектом государственного воздействия.
При разработке функции управления требуется исследовать систему противоречий, учитывать реальные перемены в РФ и в ее государственном устройстве. А также необходимо учитывать динамику межхозяйственных связей и изменений в производственной деятельности людей, формах общественной организации.
 
18.                 Бюджетный дефицит и методы его финансирования.
Бюджетный дефицит –и методы его финансирования.
Бюджетный дефицит - это явление, которое нельзя назвать чрезвычайным и которое является неотъемлемым элементом экономики. БД – это превышение расходов бюджета над его доходами. В России федеральный бюджет на 2001г. впервые за годы реформ был утвержден без дефицита. С тех пор федеральный бюджет – только с профицитом. Однако вопрос бюджетного дефицита в любом случае актуален. В РФ 89 субъектов федерации, и на сегодняшний день только 12 -13 субъектов могут похвалится профицитом бюджета.
Основные мероприятия по сокращению БД:
- Стимулирование притока денежных средств в бюджет.
- Сокращение государственных расходов.
- Внутренний или внешний заем денежных средств.
- Эмиссия денег.
Меры по сокращение БД:
1. направление государственных инвестиций в эффективные сферы.
2. сокращение и прекращение правительственной помощи другим странам.
3. снижение военных расходов.
 
19.                 Экономическое содержание доходов и расходов бюджета РФ. Налоговая система РФ.
Государственный бюджет, его роль в распределении и перераспределении национального дохода. Функции бюджета. Бюджетная система.
В любой стране гос. бюджет - ведущее звено фин. системы. Бюджет есть единство основных фин. категорий (налогов, гос. кредита, гос. расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Гос. бюджет представляет собой основной фин. план государства на текущий год, имеющий силу закона.
Основные задачи бюджетной политики РФ состоят в следующем:
1)       удержать экономику от спада производства;
2)       обеспечить фин. стабилизацию.
3)       стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;
4)       сократить непроизводительные расходы бюджета на гос. дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
5)       укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
6)       создать систему действенного фин. контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расходов;
7)       усилить контроль за величиной гос. долга.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и регионального/местных бюджетов.
Четыре этапа бюджетной деятельности:
1.                    Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Ему предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный фин. баланс государства по территории России (СФБ).
2.                    Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах - Фед. Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов федерации и местных самоуправлениях. Проект фед. Бюджета и документы, полученные Советом Гос. Думы, направляются в его Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает вопрос о принятии проекта фед. закона “О фед. бюджете” к рассмотрению в Госдуме. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение. Получив заключение от каждого комитета, Комитет Гос Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту фед. бюджету и представляет его на рассмотрение в Гос. Думу, которая начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях.
3.                    Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи Президентом РФ. Эта стадия включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах установленных в бюджете сумм.
4.                    Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению отчетов возложена на Мин-во финансов РФ и его фин. органы, Госналогслужбу и ее налоговые инспекции, Гос. тамож. комитет и его органы. Эти отчеты направляются соотв. органами гос. власти. Отчет о фед. бюджете РФ докладывается Фед. Собранию РФ, которое его утверждает. Для осуществления контроля за исполнением фед. бюджета Совет Федерации и Гос. Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деят-ти которой определяют фед. законом.
Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры. Продолжительность бюджетного процесса: более года первая и вторая стадии; год (с 1 января до 31 декабря) - исполнение бюджета; около полугода - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
40 +46 Налоговая система, принципы построения. Классификация налогов
Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обяза­тельные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в оп­ределенные сроки.
Налоги вы­полняют две основные функции — фискальную и регулирую­щую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджет­ную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зару­бежных странах получила развитие в годы после Второй миро­вой войны.
Регулирующая функ­ция налогов связана с вмешательством государства через нало­ги в процесс воспроизводства.
Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), ко­торое по закону является плательщиком налога.
Объект налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом.
Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты).
Единица обложения — единица измерения объекта (напри­мер, гектар земли по поземельному налогу)
Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения
При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взи­маемые в ценах товаров, всегда регрессивные.
Для пропорциональных налогов взимается одна и та же став­ка налога независимо от размера дохода.
При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрес­сию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода.
Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.
Налогооблагаемая база — доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Этот доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.
Налоговая система представляет собой совокупность нало­гов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.
Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налого­плательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в ценах то­варов и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавлен­ную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фис­кальные монопольные налоги.
• Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечи­вает подоходный налог с населения — от 25 до 45% общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрессив­ным ставкам, построенным по принципу сложной прогрессии.
Среди косвенных налогов наибольшее значение в зарубеж­ных развитых странах имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, ви­но, бензин).
Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при им­порте и экспорте товаров.
Если Вы хотите рассказывать о истории налогообложения – можете говорить, но СЕГОДНЯ (с 2002г) все налогообложение регламентируется НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ, в этом вопросе столько исправлений т к автор использовал старые данные.
Различают:
федеральные налоги;
региональные налоги — налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);
местные налоги.
федеральные налоги.
В настоящее время после изменения осталось 10 федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, Единый социальный налог (ЕСН)
НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц — это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются в федеральный бюджет. Все федеральные налоги идут в ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета.
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему 37% (40%) всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.
В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г.
Под "добавленной стоимостью" понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимостью определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения" – оставьте только эту формулировку, запутаетесь с 1ми 3мя строчками
Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности. (физические лица также платят НДС, только его в чеке не выделяют, в цене которую вы платите 5р идет продавцу а 2 рубля продавцу, которые он переведет государству, т е НДС всегда платит конечный потребитель).
НДС — ценообразующий фактор. На его величину автоматически повышаются цены товаров.
Установлены две ставки по НДС: 10 и 20%.(с 01.01.2005 18%) 10%-ная ставка применяется по отношению к продовольственным и детским товарам, утвержденным по специальным спискам постановлениями Правительства России. 18%-ная ставка относится ко всем остальным (не ко всем еще есть товары, освобожденные от налогообложения, а также 0% ставка налога) товарам, услугам, включая подакцизные товары.
Объектом обложения акцизами выступает стоимость подакцизных товаров (винно-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.). Ставки акцизов колеблются от 5% (легковые автомашины) до 90% (спирт питьевой). Большие поступления обеспечивают акцизы на нефть и газ.
В России применяются следующие виды таможенных пошлин:
- импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;
- экспортные таможенные пошлины, взимаемые при вывозе товаров;
- особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.
Используются следующие ставки таможенных пошлин:
адвалорные — пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;
специфические — пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;
комбинированные — пошлины, сочетающие элементы адвалорных и специфических таможенных пошлин.
Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности.
Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992 г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Плательщики – физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также лица, получающие доход от источников в РФ)
Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах.
Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней составляют: для НДС в федеральный бюджет должно отчислять­ся не менее 30%, в бюджеты субъектов Федерации — не менее 20%, в местные бюджеты — не менее 5%; по подоходному налогу с физические лиц — соответственно 10, 30 и 5% Не говорите об этом очень легко поймать на неправильной цифре, тем более что они скорее всего неправильные
 
 
20.                 Кредитная система РФ и её организация. Принципы, функции и классификация кредитов.
Кредитная система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы представительств иностранных банков.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц,
Небанковские кредитные организации — КО, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 3 феврали 1996 г. № 17-93 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских КО устанавливаются Банком России.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, ФЗ «Внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", ФЗ "О банках и банковской деятельности в РСФСР, ФЗ  "О ЦБ РФ", другими федеральным законами: нормативными актами Банка России.
Важнейшими кредитными институтами выступают ЦБ РФ и коммерческие банки.
 
Классификация кредитов:
Классификацию кредитов традиционно принято осуществлять по нескольким базовым признакам, важнейший из которых следует отнести к категории кредитора и заемщика, а также форму, в которой предоставляется конкретная ссуда. Исходя из этого можно выделить следующие шесть достаточно самостоятельных форм кредита, каждая из которых в свою очередь распадается на несколько разновидностей по более детализированным классификационным параметрам.
Банковский кредит. Одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом которой выступает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств. Предоставляется исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от ЦБ. В роли заемщика могут выступать только юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение. Оплата по этой форме кредита поступает в виде ссудного процента или банковского процента, ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом конкретных условий кредитования. Классифицируется по ряду базовых признаков.
1. Сроки погашения.
*Онкольные ссуды, подлежащие возврату в фиксированный срок после поступления  официального уведомления от  кредитора.   В настоящее  время практически не используются не только в России, но и в большинстве других стран, так как требует относительно стабильных условий на рынке ссудных капиталов и в экономике в целом.
- Краткосрочные ссуды, предоставляемые, как правило, на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств у заемщика. Совокупность подобных операций образует автономный сегмент рынка ссудных капиталов   - денежный рынок. Средний срок погашения по этому виду кредита обычно не превышает шести месяцев. Наиболее активно применяются краткосрочные ссуды на фондовом рынке, в торговле и сфере услуг в режиме межбанковского кредитования.
В современных отечественных условиях краткосрочные кредиты, получившие однозначно доминирующий характер на рынке ссудных капиталов, характеризуются, следующими отличительными признаками:
-более короткими сроками, обычно не превышающими одного месяца;
-ставкой процента, обратно пропорциональной сроку возврата ссуды;
-обслуживанием в основном сферы обращения, так как недоступны из-за цен, для структур производственного характера.
* Среднесрочные ссуды, предоставляемые на срок до одного года (в отечественных условиях — до трех-шести месяцев) на цели как производственного, так и чисто коммерческого характера. Наибольшее распространение получили в аграрном секторе, а также при кредитовании инновационных процессов с средними объемами требуемых инвестиций.
*Долгосрочные ссуды, используемые, как правило, в инвестиционных целях. Как и среднесрочные ссуды, они обслуживают движение основных средств, отличаясь большими объемами передаваемых кредитных ресурсов. Применяются при кредитовании реконструкции, технического перевооружения, нового строительства на предприятиях всех сфер деятельности. Особое развитие получили в капитальном строительстве, топливно-энергетическом комплексе, сырьевых отраслях экономики. Средний срок на погашения обычно от трех до пяти лет, но может достигать 25 и более лет, особенно при получении соответствующих финансовых гарантий со стороны государства.
В России на стадии перехода к рыночной экономике практически не используются как из-за общеэкономической нестабильности, так и меньшей доходности в сравнении с краткосрочными кредитными операциями (например, в 1994г. удельный вес ссуд продолжительностью более одного года в среднем коммерческом банке России не превышал 5— 7% от общей стоимости выданных кредитов).
2. Способ погашения.
* Ссуды, погашаемые единовременным взносом (платежом) со стороны заемщика. Традиционно форма возврата краткосрочных ссуд, весьма функциональная с позиции юридического оформления, так как не требует использования механизма исчисления дифференцированного процента.
* Ссуды, погашаемые в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора; Конкретные условия (порядок) возврата определяются договором, в том числе — в части антиинфляционной защиты интересов кредитора. Всегда используются при долгосрочных ссудах и, как правило, при среднесрочных.
3. Способ взимания ссудного процента.
* Ссуды, процент по которым выплачивается в момент ее общего погашения. Традиционная для рыночной экономики форма оплаты краткосрочных ссуд, имеющая наиболее функциональный с позиции простоты расчета, характер.
* Ссуды, процент по которым выплачивается равномерными взносами заемщика в течение всего срока действия кредитного договора. Традиционная форма оплаты средне- и долгосрочных ссуд, имеющая достаточно дифференцированный характер в зависимости от договоренности сторон (например, по долгосрочным ссудам выплата процента может начинаться как по завершении первого года пользования кредитом, так и спустя более продолжительный срок).
* Ссуды, процент по которым удерживается банком в момент непосредственной выдачи заемщику. Для развитой рыночной экономики эта форма абсолютно нехарактерна и используется ростовщическим капиталом. Из-за нестабильности экономической ситуации активно применялась в период 1993 — 1995г. многими российскими коммерческим банками, особенно по сверхкраткосрочным (до пяти рабочих дней) ссудам.
4.Наличие обеспечения.
* Доверительные ссуды, единственной формой обеспечения возврата которых являете непосредственно кредитный договор. В ограниченном объеме применяются некоторыми зарубежными банками в процессе кредитования постоянных клиентов, пользующихся их полным доверием (подкреплены возможностью непосредственно контролировать текущее состояние расчетного счета заемщика). При средне- и долгосрочном кредитовании могут использоваться лишь в порядке исключения с обязательным страхованием выданной ссуды, обычно — за счет заемщика. В отечественной практике применяются коммерческими банками лишь при кредитовании собственных учреждений.
*Обеспеченные ссуды как основная разновидность современного банковского кредита выражающая один из его базовых принципов. В роли обеспечения может выступить любое имущество принадлежащее заемщику на правах собственности, чаще всего — недвижимость или ценные бумаги. При нарушении заемщиком своих обязательств это имущество переходит в собственность банка, который в процессе его реализации возмещает понесенные убытки. Размер выдаваемой ссуды, как правило, меньше среднерыночной  стоимости   предложенного  обеспечения   и  определяется  соглашением   сторон. В отечественных условиях основная проблема при оформлении обеспеченных кредитов — процедура оценки стоимости имущества из-за незавершенности процесса формирования ипотечного и фондового рынков.
*Ссуды под финансовые гарантии третьих лиц, реальным выражением которых служит юридически оформленное обязательство со стороны гаранта возместить фактически нанесенный банку ущерб при нарушении непосредственным заемщиком условий кредитного договора. В роли финансового гаранта могут выступать юридические лица, пользующиеся достаточным доверием со стороны кредитора, также органы государственной власти любого уровня. В условиях развития рыночной экономики получил широкое распространение прежде всего в сфере долгосрочного кредитования, в отечественной практике до настоящего времени имеют ограниченное применение из-за недостаточного доверия со стороны кредитных организаций не только к юридическим лицам, но и к государственным органам, особенно муниципального и регионального уровней.
5.Целевое назначение
* Ссуды общего характера, используемые заемщиком по своему усмотрению для удовлетворения любых потребностей в финансовых ресурсах. В современных условиях имеют ограниченное применение в сфере краткосрочного кредитования, при средне- и долгосрочном кредитовании практически не используются.
* Целевые ссуды, предполагающие необходимость для заемщика использовать выделенные банком ресурсы исключительно для решения задач, определенных условиями кредитного договора (например, расчет на приобретаемые товары, выплаты заработной платы персоналу, капитального развития и т. п.). Нарушение указанных обязательств влечет за собою применение к заемщику установленных договором санкций в форме досрочного отзыва кредита или увеличения процентной ставки.
6.Категории потенциальных заемщиков
* Аграрные ссуды — одна из наиболее распространенных разновидностей кредитных операций определивших появление специализированных кредитных организаций — агробанков. Характерной особенностью является четко выраженный сезонный характер, обусловленный спецификой сельскохозяйственного производства. В настоящее время в России эти кредитные операции осуществляются в основном по линии государственного кредита из-за крайне тяжелого финансового состояния большинства заемщиков — традиционных для плановой экономики аграрных структур, практически не адаптируемых к требованиям рыночной экономики.
* Коммерческие ссуды, предоставляемые субъектам хозяйствования, функционирующим в сфере торговли и услуг. В основном они имеют срочный характер, удовлетворяя потребности в заемных ресурсах части, не покрываемой коммерческим кредитом. Составляют основной объем кредитных операций российских банков.
*Ссуды посредникам на фондовой бирже, предоставляемые банками брокерским, маклерским, дилерским фирмам, осуществляющим операции по купле-продаже ценных бумаг. Характерная особенность этих ссуд в зарубежной и российской практике — изначальная ориентированность на обслуживание инвестиционных и игровых /спекулятивных/ операций на фондовом рынке.
*Ипотечные ссуды владельцам недвижимости, предоставляемые как обычными, так и специализированными ипотечными банками. В современной зарубежной практике получили столь широкое распространение, что в некоторых источниках выделяются в качестве самостоятельной формы кредита; в отечественных условиях начали получать ограниченное распространение лишь с 1994 г., что связано с незавершенностью процесса приватизации и отсутствием законодательных актов, четко определяющих права собственности на основные виды недвижимости (прежде всего — на землю).
*Межбанковские ссуды — одна из наиболее распространенных форм хозяйственного взаимодействия кредитных организаций. Текущая ставка по межбанковским кредитам является важнейшим фактором, определяющим уч
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.