На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Права, обязанности и ответственность аудиторской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
Высшего профессионального  образования
                         “Санкт-Петербургский торгово-экономический институт”
(ФГБОУ ВПО  “СПбТЭИ”)
Кафедра аудита и экономического анализа 
 
 
 

Курсовая  работа:
“Права, обязанности и ответственность аудиторской деятельности” 
 
 
 
 

                                                                                    Работала:
        Смирнова О.А.  V курс 254 группа
№ зачетной книжки 27458-УД
                                               Поверила:
                                           Ширкина                                                                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Санкт-Петербург
2011
Содержание:
Введение........................................................................................................................3
1. Основные понятия и определения
   1.1. Понятие аудиторской деятельности..................................................................5
   1.2. Цели и задачи аудита.........................................................................................8
   1.3. Внутренний и внешний аудит.............................................................................10
   1.4. Аудит на  соответствие требованиям................................................................11
   1.5. Профессиональные аудиторские объединения и их роль в регулировании аудиторской деятельности...........................................................................................12
   1.6. Нормативное  регулирование.............................................................................15
2. Права, обязанности  и ответственность аудиторской  деятельности.
   2.1. Права аудиторов.................................................................................................21
   2.2. Обязанности  аудиторов.....................................................................................22
   2.3. Профессионализм  и компетентность
   2.4. Объективность  и независимость.......................................................................23
   2.5. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг........................................................................................25
   2.6. Аудиторская тайна.............................................................................................26
   2.7. Ответственность  аудиторов.............................................................................28
3. Пример договора.....................................................................................................31
Заключение..................................................................................................................36
Список литературы......................................................................................................38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
  В действующих нормативных актах в области российского аудита зафиксированы в краткой форме основные права и обязанности сторон при осуществлении аудита. Однако механизм их реализации не детализирован, многие аспекты взаимоотношений между аудиторскими организациями и экономическими субъектами, подлежащими аудиту, не регламентированы. Заполнить этот "правовой вакуум" частично можно, используя правила (стандарты) аудиторской деятельности, частично - обращаясь к действующим в мировой практике принципам и нормам аудита. Безусловно, нормативная сила стандартов несоизмерима с обязывающими положениями актов официальных государственных органов, тем не менее стандарты могут помочь решить целый ряд сложных задач, стоящих перед аудиторами на всех стадиях проведения аудита.
  Заметим, что в международной практике не принято отдельного стандарта, содержащего в обобщенном виде права и обязанности аудиторов и лиц, подлежащих аудиту.
  Нам представляется, что в практике российского аудита целесообразно обращать самое пристальное внимание на вопросы, непосредственно затрагивающие сферу прав и обязанностей сторон в договоре на оказание аудиторских услуг.
  Договор на проведение аудита является специфическим видом договора на оказание профессиональных услуг. Ответственность сторон в аудите далеко не исчерпывается той, на которую они добровольно соглашаются, подписывая контракт. В особенности речь идет об ответственности аудитора перед пользователями выданного им аудиторского заключения. К сожалению, в действующем российском законодательстве в отличие от западной практики не определен статус надлежащего пользователя аудированной финансовой отчетности. Именно этот пользователь имеет законное право предъявлять требования к качеству работы аудитора и в необходимых случаях привлекать его к ответственности за недобросовестность.
  Заметим, что органы аудиторского надзора, выступающие в качестве защитников общественных интересов, могут вмешиваться, когда это необходимо, в процесс регулирования. Однако их выводы в отношении аудитора могут быть обоснованы в большой степени результатами анализа соблюдения прав и обязанностей сторон в конкретном договоре. Формирование доказательной базы для исследования конфликтных ситуаций в судебных и административных органах должно не только происходить на основе нормативных актов, но и затрагивать сферу этики аудитора, принципов аудита и действующих правил аудиторской деятельности.
  Прочная основа для выработки рекомендаций аудиторским организациям в отношении механизмов реализации их прав и соблюдения обязанностей потребуется также при становлении профессиональных саморегулируемых организаций.
  Права и обязанности аудитора в общепринятой мировой практике не сконцентрированы в каком-либо одном документе, а обычно "вкраплены" в различные нормы и правила и, разумеется, имеют различную правовую силу в широком диапазоне: от безусловно обязательных по закону до рекомендательных. Последние особенно важны при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В целом они призваны обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска, а также регламентировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
Права и обязанности  аудиторов базируются на основных принципах  аудиторской деятельности, поэтому  имеет смысл рассмотреть эти  принципы под определенным углом  зрения, конкретно в связи с  правами и обязанностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. основные понятия определения. 

   1.1. Понятие аудиторской деятельности.
  Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе
лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой,
централизованно управляемой  экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных. Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой  работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля  за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по  вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия,
зачастую очень  сложные, законны и правильно  отражены в отчетности. Т.к.
обычно они не имеют  доступа к учетным записям, соответствующего опыта,
поэтому нуждаются  в услугах аудиторов. Независимое  подтверждение информации о
результатах деятельности предприятий и соблюдении ими  законодательства
необходимо государству  для принятия решений в области  экономики и
налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.
Понятие аудита намного  шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к.
включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и
разработку предположений  по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Понятие аудиторской деятельности определяется временными правилами аудиторской деятельности в РФ.
  Аудиторская деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую
деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению  независимых
вневедомственных  проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.
  Многие авторы по-разному трактуют как классификационные признаки, так и само понятие аудита. Понятие аудита Угольников в статье «История аудита»: «Аудит – это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости».
  «Аудит – это систематический процесс получения и оценки доказательств
достоверности данных по поводу экономических действий и  событий, установление степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщение результатов заинтересованным пользователям».
«Аудит – систематический  процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная единица предоставляет сторонним пользователям в своей деятельности и ее перспективах».
  В аудиторских стандартах аудиторской деятельности дается следующее определение:
«Аудит – это  независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на
основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения».
Несмотря на некоторые  различия в определении аудита, практически  все авторы
подчеркивают ту или  иную его особенность:
·        независимость;
·        платность;
·        конфиденциальность.
  Иногда его рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой
отчетности негосударственных  структур. В других случаях крайне широко,
отождествляя с  любой бухгалтерской деятельностью. Такой разброс в понимании
аудита связан еще  и с тем, что это понятие  принято из западной литературы.
В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит возник уже давно, понятие
аудита трактуют весьма многообразно. В Англии под аудитом  понимается
независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.
  При этом термин «аудит» применяется не только при проверке предприятий,
попадающих под  действие закона «О компаниях» или  закона о промышленных или других обществах, но и при составлении проверки правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам аудиторских услуг по соглашению.
  Джек Робертон отмечал, что под аудитом понимается процесс снижения до
приемлемого уровня информационного  риска (т.е. вероятности того, что  в
финансовых отчетах  содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.
  Проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего
законодательства  и составления аудиторского заключения по этому вопросу
выполняет независимый  аудитор. Существует несколько определенных правил,
касающихся деятельности аудиторов:
1. свободный выбор  аудиторов (аудиторской фирмы)  хозяйственными субъектами;
2. договорные отношения  между аудитором и клиентом, позволяющие  аудитору
самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо
государственных органов;
3. возможность отказать  клиенту в выдаче аудиторского  заключения до
устранения отмеченных недостатков;
4. невозможность аудиторской  проверки при родственных или  деловых
отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения  по поводу аудиторской
деятельности;
5. запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной,
коммерческой и  финансовой деятельностью, не связанной  с выполнением
аудиторских, консультационных и других разрешенных законом  услуг. 

1.2. Цели и задачи аудита. 

  Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:
· подтверждения достоверных  отчетов или консультации их недостоверности;
· проверки полноты, достоверности  и точности отражения в учете  и
отчетности затрат, доходов и финансовых результатов  деятельности предприятия
за проверяемый  период;
· контроль за соблюдением  законодательных и нормативных  документов,
регулирующих правила  ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
· выявление резервов лучшего использования собственных  основных и
оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.
В ходе аудиторской  проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:
· все ли активы и  пассивы отражены в отчете;
· все ли документы  используются в отчете и насколько  фактическая
методика оценки имущества  отклоняется от принятой при определении  учетной
политики предприятия.
  Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности
расчета баланса и  налогооблагаемой прибыли.
  Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает
следующие вопросы:
1. общая приемлемость  отчетности (соответствует ли отчетность  в целом
всем требованиям, предъявляемым к ней);
2. обоснованность (существуют  ли основания для включения  в отчетность
указанных там сумм);
3. законченность (включены  ли в отчетность все надлежащие  суммы, в
частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);
4. оценка (все ли  категории правильно оценены  и безошибочно посчитаны);
5. классификация (есть  ли основание относить сумму  на тот счет, на
котором она записана);
6. разграничение (отнесены  ли операции, проводимые незадолго  до даты
составления баланса  или непосредственно после нее  к тому периоду, в котором
были проведены);
7. аккуратность (соответствует  ли сумма отдельных операций  данным,
приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным,
приведенным в главной  книге);
8. раскрытие (все  ли категории занесены в финансовую  отчетность и
правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).
  В зарубежной литературе выделяются главные и конкретные цели аудита по
элементам. В книге  «Аудит» – «смысл целей аудита заключается в том, чтобы
создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать  нужное
количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие  именно фактические
данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых
проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при  разных проверках, но
фактические данные будут  различны в зависимости от обстоятельств».
Цели аудита:
1. степень общеприемлемости;
2. правильное включение  сумм;
3. завершенность;
4. право собственности  (по включенным суммам);
5. оценка;
6. правильность корреспонденции  и отражения сумм на счетах;
7. разграничение (хозяйственные  операции, близкие к дате баланса,  следует
учитывать за соответствующий  период);
8. арифметическая  точность (отдельные статьи баланса  соответствуют итогам
в учетных регистрах  и главной книге);
9. раскрытие (правильность  отражения счетов и относящихся  к ним фактов
данных отчетности).
Задача аудитора состоит:
·  в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных  кадров,
качество обработки  информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
·  в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению
недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно  повлияли на
финансовые результаты, сказались на достоверности показателей  отчетности;
·  в необходимости  оценки не только прошлых фактов и  существующих в
данный момент положений, но и ориентировании руководства  проверяемой
организации на те будущие  события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
  В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная
функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов  в налоговых органах и арбитражных судах. 

1.3. Внутренний и внешний аудит. 

  В практике аудиторской деятельности, как и в нормативных документах,
различают внешний  и внутренний, обязательный и инициативный аудит. Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля.Потребность во внутреннем аудите возникла на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
  Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиняющихся главному бухгалтеру или
финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:
· контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
· подтверждение точности информации, используемой руководством при
принятии решений;
· подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
· анализ эффективности  функционирования системы внутреннего  контроля и
обработки информации;
· оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной
системой.
  На основании вышеизложенного можно дать определение внутреннего аудита:
  Внутренний аудит – проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия. Главная задача внутреннего аудита – осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению.
  Аудит хозяйственной деятельности – систематический анализ хозяйственной
деятельности организаций, проводимый для определения целей. Этот вид аудита
иногда называют аудитом  эффективности работы или административного  управления и организации.
  При аудите хозяйственной деятельности предполагается объективное обоснование
и всесторонний анализ всех видов деятельности. Этот вид  аудита преследует 3
цели:
1. оценка эффективности  управления;
2. выявление возможностей  улучшения хозяйственной деятельности;
3. внесение рекомендаций, касающихся улучшений деятельности  или
дальнейших действий.
  Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время имеют существенные различия. 

1.4. Аудит на соответствие требованиям. 

  Он заключается в анализе определенной финансовой и хозяйственной деятельности субъекта. В целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам. Если такие условия, внутренние правила контроля
установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками
предприятия, которые  выполняют функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.  Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственных органах, осуществляющими контроль за исполнением этих актов или сторонними аудиторами, которым поручен такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу. На основе вышеизложенного сформулируем задачи аудита
на соответствие:
· проверка, соответствует  ли деятельность предприятия его  Уставу;
· правильно ли начисляются  средства на заработную плату и другие
выплаты работникам;
·  обосновано ли производственное списание затрат на себестоимость
продукции (услуг) и  не занижается ли при этом прибыль. 
 

1.5. Профессиональные аудиторские объединения и их роль в регулировании аудиторской деятельности.  

  Для российского менталитета негосударственное регулирование аудиторской деятельности является новацией. Между тем во многих странах с развитой экономикой такая форма регулирования успешно действует и приносит хорошие результаты, облегчая заботы государства.
  В ст.20 "Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения" освещены вопросы организации таких объединений, в которые входят аудиторы, индивидуальные аудиторы и аудиторские организации. Перечислены их основные права, которые свидетельствуют о том, что такие объединения могут заниматься вопросами регулирования аудиторской деятельности наряду с государственным федеральным органом.
  1. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.
  2. Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющие указанным в п.1 ст.20 требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и / или не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.
  Для целей настоящего Федерального закона под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных объединений.
  Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определяются уполномоченным федеральным органом с учетом требований настоящего Федерального закона и рекомендаций совета по аудиторской деятельности.
  3. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.
  4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:
- участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;
- в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
- самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; 

- по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и / или обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;
- ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;
- ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;
- ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;
- обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
- содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;
- разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;
- представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
- осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом. 

5. При аннулировании  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности аудиторской организации  или индивидуального аудитора  эта аудиторская организация  или этот индивидуальный аудитор  исключаются из состава всех  аккредитованных профессиональных  аудиторских объединений, членами  которых они состоят, без права  повторного вступления как в  эти аккредитованные профессиональные  аудиторские объединения, так  и в другие аккредитованные  объединения на срок, установленный  уполномоченным федеральным органом,  но не более трех лет со  дня аннулирования лицензии у  данной аудиторской организации  или данного индивидуального  аудитора.
  В настоящее время в Российской Федерации созданы профессиональные аудиторские объединения: Аудиторская палата России (АПР), Институт профессиональных аудиторов (ИПА), Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ), аудиторские палаты Москвы, Санкт - Петербурга и др.
  В связи с вводом в действие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" эти объединения имеют право подать документы на аккредитацию. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности передает таким объединениям определенные полномочия. Возрастают авторитет и известность этих объединений среди аудиторов и бухгалтеров России.
  При таком подходе государство в дальнейшем сможет передать аккредитованным аудиторским объединениям все больше соответствующих функций по регулированию аудиторской деятельности в РФ. 

1.6. Нормативное регулирование. 

  Развитие аудита за рубежом и в России привело к необходимости унификации аудиторской деятельности. В результате стали разрабатываться стандарты сначала в национальных рамках, затем в международном масштабе. В основе современного аудита лежат теоретические концепции, предполагающие использовать постулаты, определяющие методологию аудита. Постулаты представляют собой научно обоснованные положения, регулирующие основные, важные моменты аудиторских стандартов.
  Организация аудиторской деятельности в России формируется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Для качественного проведения аудита важная роль отводится стандартам. Стандарты определяют требования к аудиторам, к общему подходу в отношении проведения аудиторской проверки, к отражению результатов проверки.
  Значение аудиторских стандартов заключается в том, что они имеют следующие особенности:
обеспечивается при  их соблюдении высокое качество аудиторской  проверки;
содействуют внедрению  в аудиторскую практику новых  научных достижений;
определяют действия аудитора в конкретных условиях;
помогают пользователям  понять процесс аудиторской проверки;
облегчают работу аудиторов.
  Стандарты подразделяются на:
- Общие закономерности (постулаты).
- Общие стандарты.
- Рабочие (специальные) стандарты.
- Стандарты отчетности.  

  Общие закономерности (постулаты) включают общий подход к проведению проверки — соответствие стандартам, согласованность, доступ к информации, ответственность руководства и др., и служат аудиторам в качестве схемы для формирования независимого мнения и составления аудиторского заключения.
  Общие стандарты определяют качество и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, иначе говоря нормы поведения аудиторов.
  К общим стандартам относят: независимость, конфиденциальность, компетентность, объективность, должное внимание.
  Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты аудита, не имеет на проверяемом предприятии никаких имущественных или личных интересов.
  Аудитор, таким образом, должен быть независимым, иметь доступ ко всем документам проверки и право получения необходимой информации.
  Конфиденциальность — важнейшее требование при проведении аудита. Аудитор не должен предоставлять каких-либо сведений никакому органу о хозяйственной деятельности проверяемой фирмы. За разглашение тайны своих клиентов аудитор несет ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, материальную ответственность.
  Компетентность связана с тем, что аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор должен быть достаточно компетентен в главных вопросах проверки и не должен оказывать клиенту услуги, если он не обладает достаточной квалификацией.
 Он должен использовать экономико-статистические и математические приемы анализа, модели факторного анализа, умело применять новые информационные технологии в аудиторской деятельности.
  Аудитор должен быть достаточно объективным в проведении проверки. Это качество тесно связано с внутренним контролем. Чем лучше организован контроль, тем объективнее его учет и отчетные данные. Хорошая система контроля исключает возможности злоупотреблений, непредвиденных убытков, махинаций и пр.
  Должное внимание связано с тем, что аудитор обязан действовать в процессе проверки с должным вниманием и быть предельно осторожным в соответствии со стандартом. Аудитор должен быть готов к возможным подделкам, припискам, различным нарушениям, уметь им противостоять.
  Таковы общие стандарты аудита.
  Рабочие (специальные) стандарты — это правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении проверки.  

Рабочие стандарты  включают:
- Планирование, контроль и документирование.
- Изучение и оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
- Аудиторские доказательства (виды, источники и методы получения).
- Аудит в условиях компьютерной обработки информации.
- Анализ документов.  

Рассмотрим эти  направления.  

  Аудитор должен планировать проверку, чтобы улучшить качество проверки. Аудиторы осуществляют также контроль за проверкой участников аудиторской группы. Уделяется внимание внутреннему контролю по оценке бухгалтерского учета и отчетности, а также оценке риска.
 Основой при проверке является достоверная информация, полученная в ходе проверки.
  Аудитор для объективного заключения должен быть уверен в доброкачественной информации.
  Доказательства бывают: внутренние, полученные от клиента, и внешние — от третьих лиц и других организаций.
  Более ценными являются внешние доказательства (выписки из банковских счетов клиента и др.), а также доказательства, полученные самим аудитором с учетом риска.
  Собирая доказательства, аудитор: 1) проверяет арифметические расчеты клиента; 2) участвует в инвентаризации отдельных хозяйственных операций; 3) проверяет документы, полученные от клиента.
  Компьютерная обработка данных оказывает воздействие на три аспекта аудита: 1) планирование; 2) оценку риска неэффективности контроля; 3) сбор фактических данных о деталях хозяйственных операций.
  Наибольшее значение имеют особенности планирования и контроля при использовании компьютерных систем, тестирование процедур контроля и сбора данных о хозяйственных операциях.
  Аудитор заканчивает разбор рабочих стандартов анализом документов (например, он анализирует документы, связанные с ростом прибыли, определяет при этом убыточные операции, следит за правильным распределением прибыли).
  Стандарты отчетности — с их помощью аудитор может определить, соответствуют ли проверяемые финансовые отчеты общепринятым бухгалтерским принципам. Аудитор должен выразить свое мнение по поводу их достоверности или указать причины, по которым это мнение не может быть выражено.  

  К стандартам отчетности относятся: отчет аудитора о проверке финансовой отчетности, виды аудиторских заключений, письменная информация аудитора руководству экономического объекта о результатах проверки.
  Эти стандарты являются крайне важными, вид и содержание отчетов должны быть известны не только самим аудиторам, но и всем пользователям отчетности, подтверждаемой аудиторским заключением.
- По содержанию отражается полнота, предмет проверки, законная основа, соответствие стандартам, современность.
- При формулировке вывода аудитор должен обратить внимание на значимость вопросов, характер деятельности проверяемого предприятия.
- Следует отметить, что мнение аудитора зависит от его интересов (профессиональных, моральных).
.   Специфические стандарты используются в аудите в отдельных областях деятельности, например стандарты аудита банков, страховых организаций и др.
  С развитием рыночных отношений и превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость в унификации аудита в международном масштабе.
  Несмотря на несомненные достижения в области создания международных стандартов аудита еще рано говорить о том, что подлинного единообразия уже удалось достичь. Современные международные стандарты можно рассматривать как совокупность национальных и региональных, оказывающих взаимное влияние, поскольку национальное законодательство в этой области значительно различается в разных странах. Причем лидерами в этой области, как и в сфере услуг вообще, являются промышленно развитые страны.
  Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются ряд организаций. Основной организацией является Международный комитет аудиторской практики, действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров, которая создана в 1977 г. Однако Россия в эту организацию не входит. В разных странах по-разному применяют международные стандарты.
  В России разработку аудиторских стандартов (с учетом международных стандартов) возглавляет научно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ, который начал работы в данном направлении в 1993 г. Были выбраны десять стандартов, которые необходимо было разработать в первую очередь:
- Основные принципы аудита.
- Цели и объем аудита финансовых отчетов.
- Отчет аудитора о проверке финансовой отчетности.
- Виды аудиторских заключений.
- Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.
- Аудиторские доказательства (виды, источники и методы получения).
- Действия аудитора при выявлении мошенничества или ошибок.
- Использование работы эксперта.
информация для  руководства.
- Дата составления аудиторского отчета, события после составления баланса, обнаружение фактов после выпуска финансовой отчетности.
 В целом предполагалось на основе стандартов, разработанных Международным комитетом по аудиторским стандартам, создать четыре группы российских аналогов:
- Общие стандарты аудита.
- Рабочие стандартв1 аудита.
- Стандарты отчетности.
  Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных отраслях.
  Проблема соответствия российских аудиторских фирм международным, стандартам аудита тем более актуальна в связи с жесткой конкуренцией на российском рынке со стороны крупных западных фирм.
  Ведущие российские фирмы стремятся стать клиентами именно западных компаний. Поэтому перед российскими аудиторскими фирмами очень остро стоит вопрос соответствия международным нормам аудита с тем, чтобы составить реальную конкуренцию западным компаниям.
  Российские аудиторские фирмы привлекают клиентов более низкими ценами и большим вниманием к пожеланиям клиентов. Преимущество западных фирм— громкое имя и прочная репутация.
  При этом качество услуг, предоставляемых российскими аудиторами, обычно не хуже, чем у западных коллег. Однако развитию собственного российского рынка во многом мешает отсутствие ряда законодательно закрепленных стандартов аудиторской деятельности, которые стали бы ориентиром для всех фирм и установили бы критерии профессиональной ответственности аудиторов.
  Особенности применения стандартов аудита в России и специфика аудита в целом во многом обусловлены тем, что российский аудит исторически возник на основе работы контрольно-ревизионных органов, в которых были как позитивные, так и негативные моменты.
  Одним из недостатков работы таких служб является узковедомственный подход, вследствие которого много внимания при проверках уделялось поиску мелких ошибок, что должно было продемонстрировать дотошность проверяющих, а на крупные упущения часто «закрывались глаза», если речь не шла о хищениях. То, что российский аудит во многом «вырос» из ревизионных проверок, привело к искажению самого понятия «аудит».
  Зачастую под целью аудита понимается не подтверждение отчетности, а выявление хищений, поиск финансовых злоупотреблений, проверка правильности налоговых расчетов и своевременности перечисления налогов в бюджет.
  Национальная система российских стандартов, по мнению ведущих ученых, должна включать 59 правил, из которых 46 являются аналогами международных стандартов аудита (MCA), a дополнительные 13 стандартов— чисто российские. В качестве примера для сравнения приведем таблицу отечественных и международных стандартов аудита (причем ряд стандартов уже опубликованы и одобрены комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ). 

2. Права, обязанности  и ответственность  аудиторской деятельности.
2.1. Права аудиторов. 

  При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
а) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита.
  Для обоснованного выражения профессионального мнения в отношении финансовой и экономической деятельности проверяемых субъектов аудитор должен получить достаточные и релевантные (т.е. имеющие отношение к делу) аудиторские доказательства. Достаточность - количественный показатель аудиторского доказательства, адекватность - показатель качества и значимости доказательства для конкретных утверждений, а также его достоверности. При том что аудитор должен пользоваться определенной степенью свободы и самостоятельности в выборе приемов и методов для достижения конечных целей проведения аудита, ему следует учитывать требования нормативных актов и стандартов по аудиторской деятельности, содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, а также конкретные условия договора и принципы экономической целесообразности и благоразумия.
  К таким формам и методам проведения аудита можно отнести:
- формы и методы  планирования аудита;
- методы установления  базовых показателей для определения  уровня существенности и показателей  выборки;
- порядок документирования  аудита и дальнейшего архивирования  рабочей документации;
- формы рабочей  документации;
- формы и методы  проведения аудиторских и аналитических  процедур;
- методы сбора и  анализа аудиторских доказательств;
- порядок взаимодействия  с проверяемыми лицами, подлежащими  аудиту, при получении от последних  документации о финансово - хозяйственной  деятельности, разъяснений по возникшим  вопросам и дополнительных сведений;
- организацию контроля  качества аудита;
- порядок и условия  привлечения других аудиторских  организаций и иных специалистов  для участия в проведении аудита;
- другие формы и  методы проведения аудита;
б) проверять в полном объеме документацию, связанную с  финансово-хозяйственной деятельностью  аудируемого лица, а также фактическое  наличие любого имущества, учтенного  в этой документации;
в) получать у должностных  лиц аудируемого лица разъяснения  в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской  проверки вопросам;
г) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения  своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском  заключении в случаях:
- непредставления  аудируемым лицом всей необходимой  документации;
- выявления в ходе  аудиторской проверки обстоятельств,  оказывающих либо могущих оказать  существенное влияние на мнение  аудиторской организации или  индивидуального аудитора о степени  достоверности финансовой (бухгалтерской)  отчетности аудируемого лица;
д) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских  услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
(в ред. Федерального  закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ) 

2.2. Обязанности аудиторов. 

  При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
а) осуществлять аудиторскую  проверку в соответствии с законодательством  Российской Федерации и настоящим  Федеральным законом;
б) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую  информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также  о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской  организации или индивидуального  аудитора;
в) в срок, установленный  договором оказания аудиторских  услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
г) обеспечивать сохранность  документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством Российской Федерации;
д) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских  услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. 

2.3. Профессионализм  и компетентность. 

  Аудитор должен оказывать профессиональные услуги с должным вниманием, компетентностью и усердием, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также с правилами (стандартами), регулирующими аудиторскую деятельность. Это достигается использованием для оказания услуг подготовленных и профессионально компетентных специалистов и организацией должного контроля за их добросовестностью и качеством работы.
  Аудитор должен гарантировать, что персонал, которому поручена аудиторская проверка, владеет достаточным объемом знания о бизнесе (деятельности) клиента, дающим возможность выполнять работу качественно. Планируя использование результатов работы другого аудитора или эксперта, основному аудитору следует оценить профессиональную компетентность привлекаемого специалиста в проверяемой области.
  Как мне представляется, профессиональную компетентность можно рассматривать в аспектах:
- приобретения профессиональной  компетентности (уровень общего  и специального образования, стаж  работы, практические навыки);
- поддержания профессиональной  компетентности на должном уровне (самообразование, переподготовка  и повышение квалификации).
  Аудитор должен иметь и постоянно развивать свои профессиональные знания и навыки, поддерживая их на уровне, достаточном для выполнения требований, предъявляемых действующими нормами законодательства и лучшей профессиональной практикой. Соглашаясь оказать услуги, аудитор должен быть уверен, что обладает соответствующим уровнем профессиональной компетентности, знаниями и навыками для выполнения данного задания. Кроме того, он должен правильно оценивать свою способность выполнить порученную работу квалифицированно, в установленный договором срок и в требуемом объеме, в противном случае он должен воздержаться от ее выполнения. Работа аудитора должна соответствовать техническим и профессиональным стандартам, а также нормативам бухгалтерского учета и аудита. 

2.4. Объективность и  независимость. 

  Аудитор должен сохранять объективность и независимость, выражая свои взгляды и составляя заключения при выполнении аудита. Профессиональный долг налагает на него обязательство избегать какой-либо зависимости собственных суждений от суждений других лиц. Выражение объективного мнения всегда должно быть первичной целью официального аудита. Объективность и независимость в аудиторской деятельности означают возможность осуществлять аудиторскую проверку, производить оценку полученных результатов и составлять аудиторское заключение непредвзято, без предубеждений или пристрастий в отношении проверяемого лица, обусловленных какими-либо обязательствами или интересом к проверяемому лицу, его руководству или учредителям (участникам). Аудиторская организация, действующая в интересах проверяемого лица, подлежащего аудиту, не может считаться независимой, а ее выводы и заключения - объективными.
  Вполне очевидно, что термины "объективность" и "независимость", взятые изолированно, носят абсолютный характер. Точнее, ими можно обозначить некие идеальные стандарты, к достижению которых должны стремиться профессионалы. Трудно предположить, что лицо, осуществляющее профессиональное суждение, может быть свободно от любых экономических, финансовых и других связей, которые могут повлечь любого рода зависимость, и что такое лицо будет полностью свободно от субъективизма. Представляется целесообразным использование данных терминов лишь в контексте риска любого принимающего решение лица и конкретных обстоятельств.
  Для соблюдения принципов объективности и независимости аудитору не следует одновременно степенью свободы и самостоятельности в выборе приемов и методов о с осуществлением аудиторской деятельности заниматься любыми другими видами деятельности, несовместимыми с оказанием услуг профессионального характера.
  К обстоятельствам, способствующим нарушению указанных принципов, в первую очередь следует отнести:
- финансовое участие  аудитора в деятельности лица, подлежащего аудиту;
- финансовую и имущественную  зависимость аудитора от лица, подлежащего аудиту;
- участие аудитора  в органах управления проверяемого  лица, его головных и дочерних  организаций;
- родственные связи  с руководящими должностными  лицами и высшим управляющим  персоналом проверяемого лица, отвечающими  за подготовку и составление  бухгалтерской отчетности;
- оказание сопутствующих  аудиту услуг, перерастающих в  услуги по управлению организацией, а также услуг, в оказании  которых аудитор заинтересован  больше, чем в проведении аудита;
- наличие ответственности  аудитора за содержание бухгалтерского  учета и отчетности проверяемого  экономического субъекта, а также  возложение на него функций  по исправлению выявленных в  ходе аудиторской проверки недостатков.
  Итак, аудитор обязан внимательно следить за тем, чтобы не нарушался принцип независимости на всех стадиях проведения аудита, и принимать необходимые меры для устранения возникших обстоятельств. В случае установления фактов, свидетельствующих об утрате независимости и невозможности устранения соответствующих обстоятельств, следует отказаться от дальнейшего проведения аудита.
    
2.5. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг. 

  1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1) получать от аудиторской  организации или индивидуального  аудитора информацию о законодательных  и нормативных актах Российской  Федерации, на которых основываются  выводы аудиторской организации  или индивидуального аудитора;
2) получить от аудиторской  организации или индивидуального  аудитора аудиторское заключение  в срок, определенный договором  оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные  права, вытекающие из существа  правоотношений, определенных договором  оказания аудиторских услуг, и  не противоречащие законодательству  Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.