На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы сбора социальной информации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………… 3
1.1 Разведывательное исследование………………………………………. 3
1.2 Описательное  исследование……………………………………………  4
1.3 Аналитическое  исследование …………………………………………..5
2. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ………………… 7
2.1 Выборка…………………………………………………………………. 7
2.2 Анализ документов ……………………………………………………...8
2.3 Наблюдение…………………………………………………………….. 11
2.4 Опрос……………………………………………………………………. 15
2.5 Архивное исследование………………………………………………... 17
2.6 Эксперимент …………………………………………………………….18
3. ОБРАБОТКА ДАННЫХ ПОЛУЧЕНИЕ ВЫВОДОВ…………………. 19
3.1 Архивное исследование………………………………………………... 19
3.2 Ранжирование……………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В наше время человечество превратилось в высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и  раньше, встают различные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Возникают вопросы о решении этих проблем. Но для рационального решения поставленных задач необходимо иметь представление о проблемах и их причинах. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование
     Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, имеет огромное значение. Оно позволяет исследователю  продвигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении.
     С его помощью можно решать очень  большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.
     Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах. (Социология: основы общей теории. Под ред. Осипова Г. В., - М.: "Аспект-пресс", - 1996, с. 271)
     Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить, поэтому именно оно  и будет рассмотрено в моей контрольной работе. 
 
 
 
 
 
 
 

    ВИДЫ  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 
     В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.
     Социологическое исследование включает четыре сменяющих  друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической  информации ; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.
     Несмотря  на то что каждое социологическое  исследование, претендующее на цельность  и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.
     Конкретный  вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в  нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. 

      Разведывательное  исследование
 
         Разведывательное  исследование: небольшое, наиболее простое  исследование, имеющее небольшое  количество респондентов и сжатый инструментарий.
     Разведывательное  исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые  совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
     Разведывательное  исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком  предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
     Выполняя  вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных  данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как  экспресс-опрос, цель которого состоит  в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.
     Обычно  в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных  методов сбора первичной социологической  информации, дающий возможность сделать  это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования. 

1.2. Описательное исследование 

     Описательное  исследование: более глубокий вид  исследования с более большой  общностью людей. Применяется машинная обработка.
     Описательное  исследование - более сложный вид  социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
     Описательное  исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе  и на базе методически апробированного  инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
     Описательное  исследование обычно применяется в  тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
     Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных  методов повышает представительность, объективность, полноту социологической  информации, а, следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации. 

    1.3Аналитическое исследование 

     Аналитическое исследование: самое сложное и  глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое  количество респондентов. Обычно рассматривает  динамику явления.
     Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное  изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
     В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
     Подготовка  аналитического исследования требует  значительного времени, тщательно  разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.
     Разновидностью  аналитического исследования можно  считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      МЕТОДЫ СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ  ИНФОРМАЦИИ
 
     При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет  по две основные разновидности:
· Опрос (анкетирование и интервьюирование);
· Анализ документов (качественный и количественный);
· Наблюдение (не включенное и включенное);
· Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый); 

2.1. Выборка 

     Наряду  с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методологический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект небольшой и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождественен генеральной совокупности. Генеральная совокупность- совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического исследования.
     Но  часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач  исследования осуществляется выборка.
     Выборка или выборочная совокупность- часть  объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения информации обо всей совокупности в целом.
     1) Квотная выборочная совокупность. Этот метод предполагает не  менее четырёх признаков, по  которым определяются респонденты.
     Обычно  применяется при большой генеральной совокупности.
     2) Метод основного массива. Предполагает  опрос 60-70% генеральной совокупности.
     3) Метод гнездовой выборки. В  качестве респондента выступает  не отдельный индивид, а какая-то  группа. Этот метод будет представительным, если состав групп схож.
     4) Метод серийной выборки. При  этом методе генеральная совокупность  разбивается на однородные части,  из которых пропорционально отбирается  единица анализа (элементы выборной  или обследованной совокупности: могут быть как индивиды, так и группы).
     5) Метод механической выборки. Из  общего списка генеральной совокупности  через равные промежутки отбирается  необходимое число респондентов.
     6) Сплошной метод. Применяется при  небольшой генеральной совокупности. (Фролов С. С. Основы социологии./ С.С. Фролов. - М.: "Юрист", - 1997, стр. 364)
     Следует подчеркнуть большое значение правильно  проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться  репрезентативным и достоверным, и  его результатам нельзя доверять. 

2.2. Анализ документов 

     Традиционные  методы анализа документов. Документальные источники несут уникальную и  разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти  методы, которые позволили бы извлечь  некую информацию с достаточной надежностью. Эти методы включают все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования.
     Анализ  документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.
     Типичным  примером анализа текстовых источников может служить изучение научных  публикаций и отчетов по проблеме, которое обычно проводится социологом на этапе разработки исследовательской проблемы.
     Существуют  некоторые приемы оценки качества документального  источника. В источниковедении специально выделяются следующие этапы оценки качества документального источника (критика источника): выяснение условий, целей и причин создания документа, установление его авторства.
     Т.е. факторов, которые могли повлиять на достоверность отражения в  документе действительного положения  дел (например, это ведомственный  исследовательский центр или  действительно независимый). Иначе говоря, выясняются факторы достоверности документального источника применительно к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования - главные параметры его оценки до начала исследования.
     Количественный анализ документов (контент-анализ). Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и т.п. источники, является возможность, субъективных влияний на результаты анализа, т.е. влияния установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Эти влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для обнаружения подобных влияний при интуитивном анализе не существует. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом расчете различных объективных характеристик текста. Например, частота публикаций в газете материалов по определенной теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имен. Географических названий и т.п. 

     Потенциальными  объектами исследования в контент-анализе  могут быть любые документальные источники, содержащие текст, - книги, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет. При этом конечно подразумевается, что изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой совокупности - слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и др.
     Задачи, решаемые методом контент-анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: “Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом?”
     Суть  метода контент-анализа сводится к  тому, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа (например, упоминания названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания. Так, тематическую направленность этой главы данной книги можно определить, если подсчитать частоту употребления в тексте слова “метод” и сравнить ее с аналогичной частотой в других главах.
     Обычно  контент-анализ, как и методы массового опроса, использует выборочный метод изучения и лишь единицы анализа и единицы отбора в них различны. В контент-анализе единицы отбора - слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи, в выборочных опросах - люди.
     Принципиальным  моментом в разработке методики контент-анализа  является разработка правил соотнесения  единиц текста с перечнем категорий  анализа. Эти правила оформляются в форме кодификатора. В кодификатор включают не только список наблюдаемых индикаторов, но и данные о самом документе, которые подвергаются кодированию (например, название газеты, город издания, дата издания, другие характеристики газеты - число страниц, формат и т.п.).
     Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением.
     При анализе больших массивов текстов приходится решать проблему обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из их общей генеральной совокупности. В большинстве случаев здесь применимы модели выборки, изложенные ранее. Причем уже на стадии планирования необходимо продумать, какова функция информации, полученной методом контент-анализа, а общей структуре эмпирических данных, полученных другими методами, которые используются в исследовании 

2.3. Наблюдение 

     В социологическом исследовании под  наблюдением понимается метод сбора данных первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичной информации основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.
     В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой  установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в  этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную  связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окраска его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применения, является сложность, а иногда и невозможность проведения повторного наблюдения. В зависимости от характера наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое.(6-148 с.)
     Наблюдение - это метод сбора первичных  эмпирических данных, который заключается  в направленности, систематическом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке.
     В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого  метода.
     Стандартизированная техника наблюдения предполагает:наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; наличие инструкции для наблюдателей;единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
     Вторая  разновидность методики наблюдения - неструктурированное, или не стандартизированное  наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
     Сбор  данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения становится разработка стандартных, формализованных процедур наблюдения.
     Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (например, землетрясение), сильное нагнетание страстей в обществе (например, межнациональные конфликты), наблюдение становится чуть ли не единственно возможным подходом к изучению социальной реальности.
     Виды  наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник; полностью наблюдатель.
     Полное  участие в ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую  группу как полноправного ее члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы. Примером этой разновидности наблюдения может служить работа исследователя в изучаемом коллективе рабочих без раскрытия им своего действительного положения.
     Ситуация  “участник как наблюдатель” характеризуется  включенностью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.
     Программа наблюдения предполагает в данном случае не регистрацию частоты проявления отдельных событий, а экспертный анализ наблюдаемой целостной ситуации, интуитивное обобщение и формирование оценок и выводов. Ситуация открытого наблюдения по сравнению с методикой скрытого наблюдения имеет свои преимущества: наблюдатель легче входит в исследовательскую ситуацию, поскольку ему не нужно осваивать новую, непривычную ролевую позицию; наблюдаемый коллектив адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследователя начинает активно помогать ему в сборе материала, т.е. устанавливаются отношения делового сотрудничества. В то же время и этот вид включенного наблюдения сохраняет в себе конфликт между задачами исследовательской деятельности наблюдателя и задачами непосредственной производственной деятельности, в которую включен социолог. Эта особенность проявляется, например, тогда, когда наблюдатель вынужден отвлекаться от своих рабочих занятий для сбора данных в управленческих организациях.
     Кроме того, включенное наблюдение ставит серьезные  проблемы, связанные с воздействием включенности наблюдателя в изучаемую  ситуацию на его восприятие и анализ этой ситуации. Будучи участником той или иной ситуации, исследователь серьезно рискует утратить необходимую нейтральность, объективность при отборе, оценке и интерпретации фактов. Наконец, включенное наблюдение - очень трудоемкий и организационно сложный метод, требующий значительных затрат времени по сравнению с другими методами сбора данных. Этими особенностями и объясняется его сравнительно небольшая распространенность.
     Ситуация  “наблюдатель как участник” означает, что наблюдатель -прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником. Примерами этой разновидности метода наблюдения могут служить хронометраж затрат времени, моментные наблюдения.
     И, наконец, в позиции полного наблюдения исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения. Здесь возможна ситуация с использованием скрытой камеры либо социально-психологический эксперимент со скрытым наблюдателем.
     Процедура наблюдения. Процесс исследования социального  явления методом наблюдения условно  можно представить в виде следующей  последовательности шагов: формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач; определение  единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения; разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения; определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений; подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов; кодировочные бланки и т. п.); запись результатов наблюдений; анализ и интерпретация данных; подготовка отчета и выводов по итогам исследования.
     Основные  достоинства и недостатки метода наблюдения. Главное достоинство этого метода состоит в том, что он дает возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода - еще одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, дешевизна - обычный атрибут, присущий этому методу.
     Среди недостатков, прежде всего, следует  отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые, в основном, можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применен к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определенной доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования. 

2.4. Опрос 

     Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно  наблюдаемого поведения людей в  разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы проводятся, как правило, методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью-беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще всего социологи проводят интервью на основе заранее приготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.
     Анкетирование-метод  опроса, при котором социолог-исследователь обращается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал. ( 5-73 с)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.