На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Административная ответственность за нарушение ценообразования

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?51
Оглавление:
 
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности за нарушение порядка ценообразования
1.1. Понятие и содержание процесса ценообразования и его нормативно-правовое регулирование
1.2. Понятие административной ответственности за нарушение порядка ценообразования
Глава 2. Содержание административной ответственности за нарушение порядка ценообразования
2.1. Состав административной ответственности за нарушение порядка ценообразования
2.2. Завышение и занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного)
Глава 3.Практика привлечения к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования в Волгоградской области: проблемы и перспективы
Заключение
Список используемой литературы:
Приложение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность темы исследования. Ценообразование является одним из ключевых факторов конкурентоспособности компании в целом и каждого производимого ею продукта/услуги в частности. Существует несколько методов и подходов для определения цены товара: исходя из затрат на производство/продажу; исходя из стратегии развития компании или отдельного товара; среднеарифметическое значение цен конкурентов на аналогичный товар[1].
С помощью изменения политики ценообразования можно решать локальные и тактические задачи либо использовать его в качестве политического инструмента. В период мирового финансового кризиса рассматриваемый сегмент правоотношений нуждается в постоянном нормативно-правовом совершенствовании по причине его особой значимости в обеспечении процесса жизнедеятельности, а также в связи с падением доходов населения, сокращением рабочих мест, ростом цен.
Это определяет актуальность темы, избранной для написания аттестационной работы.
Цель работы – комплексное исследование правовых основ административной ответственности за нарушение порядка ценообразования в их региональном аспекте.
Объектом аттестационной работы выступают общественные отношения, связанные с привлечением к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования.
Предметом аттестационной работы является нормативно-правовое регулирование административной ответственности за нарушение порядка ценообразования, в том числе и в региональном аспекте.
Задачи работы, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
?                  привести понятие и раскрыть содержание процесса ценообразования и его нормативно-правовое регулирование;                           
?                  охарактеризовать понятие административной ответственности за нарушение порядка ценообразования;
?                  проанализировать состав административной ответственности за нарушение порядка ценообразования (субъект, субъективную сторону, объект, объективную сторону);   
?                  рассмотреть особенности завышения и занижения             регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного);                      
?                    определить проблемы и перспективы совершенствования практики    привлечения к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования в Волгоградской области.                       
Теоретическая и эмпирическая база. При решении поставленных задач мы будем использовать как нормативно-правовые акты действующего законодательства,  так и специальную литературу: работы А.Б. Агапова, Е.Я. Белоцерковского, А.С. Бурмистрова, О.П. Глебова, В.Е. Есипова, А.В. Жарова, А.В. Изотовой, В.Т. Мазеина, А. Паламарчук, Н.Г. Салищевой, Н.А. Саттаровой, Н. Сибирякова, Б.И. Шалыгина и иных авторов, научные статьи и иные источники.
В качестве методологического инструментария исследования избранной нами темы использовались принципы историзма и плюрализма, сравнительно-правовой и диалектический методы исследования правовых явлений из логических приемов и операций – определение, классификация, метод.
По своей структуре аттестационная работа состоит из введения, трех глав, в составе которых четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы. Также к работе имеется Приложение.

Глава 1. Общая характеристика административной ответственности за нарушение порядка ценообразования

 

1.1. Понятие и содержание процесса ценообразования и его нормативно-правовое регулирование

 
Механизм ценообразования в экономической литературе раскрывается, например, через регулируемую цену (цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер). Иными словами, в данном случае речь идет о правовом регулировании ценообразования, поскольку какое-либо воздействие на цену того или иного товара на рынке государство осуществляет через нормы права. При этом регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Следует отметить, что в настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[2] и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен»[3] и др.
Государственное регулирование цен, как элемент государственного регулирования экономики, осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально значимых товаров и услуг. Кроме того, к мерам экономического (косвенного) регулирования ценообразования принято относить льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет (должна позволить) снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.
Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:
- налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;
- научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;
- государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.
При этом государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:
- назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;
- определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);
- устанавливать рыночные правила игры, т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг)[4].
Таким образом, ценообразование подвержено как прямому, так и косвенному регулированию со стороны государства, из чего следует, что ценообразование есть определенная деятельность, опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное положение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений с особым объектом - ценой.
В рассматриваемом аспекте достаточно убедительным аргументом, подтверждающим функционирование цены и ценообразования в правовом поле, является действующее законодательство.
Статья 424 Гражданского кодекса РФ «Цена» не дает определения данному понятию, а указывает на то, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Обратим внимание, что указанная статья определяет прежде всего особенности современной практики ценообразования, отражающие рыночные отношения, а также роль государства в указанной сфере. Следовательно, можно говорить о соответствующих функциях государства в рыночной экономике. Если данный вопрос рассмотреть с позиции общей теории права, то ценообразование есть элемент внутренней функции государства (экономической), наравне с такими, как экологическая, функция развития культуры, науки и образования. При этом, как известно, функции осуществляются в определенных формах и при помощи специальных методов.
Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»[5] определяет нормативную цену земли. В ст. 25 названного Закона нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
О цене упоминается и в ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации[6], где указано, что цена иска определяется: 1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы; 2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы; 3) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества; 4) по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.
Статья 40 Налогового кодекса РФ[7] «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» также не содержит определения цены. В данной статье указано, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Следует заметить, что к разновидностям цен законодатель относит тарифы, расценки, ставки. Этим обстоятельством подтверждается распространение категории «цена» и на различные сферы деятельности хозяйствующих субъектов.
Цена, по мнению цивилистов, как правовая категория представляет собой окончательно определенное сторонами условие договора, характеризующее в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав. Цена обладает сложной объективно-субъективной природой и формируется в результате взаимодействия ценности и стоимости. Ценность, участвуя в ценообразовании, воплощает в себе потребительскую сторону цены, в то время как стоимость - производственную[8].
Таким образом, раскрытие содержания ценообразования и цены в определенном смысле необходимо связать в том числе с их субъективной природой, а именно с психологией конкретного субъекта, в частности, потребителя. Однако в рамках государственного регулирования ценообразования не всегда учитываются интересы потребителя, о чем свидетельствуют, например, изменения ставки транспортного налога, тарифов ЖКХ и др.
Анализ литературы указывает на то, что любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав элементов может меняться[9].
Одним из основных элементов цены является себестоимость. В целом определение себестоимости сводится к тому, что себестоимость - это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Уровень цены, а также регламентация состава затрат, включаемого в себестоимость, регулируется следующими нормативными актами: Приказом Минэкономики РФ от 01.10.1997 № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»[10]; нормативными актами, регулирующими механизм отраслевых затрат по производству и реализации работ и услуг, например, Постановлением Правительства РФ от 29.06.1993 № 513 «Об изменении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) акционерных обществ энергетики и электрификации»[11], Отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса»[12].
Прибыль также является важнейшим элементом цены. Прибыль - это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. После уплаты налогов в распоряжении хозяйствующего субъекта остается чистая прибыль. При фиксированных ценах[13] размер реализуемой прибыли зависит от динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность производства, рост ее увеличивает доходы предприятий и государственного бюджета[14].
На уровень цены определенное влияние оказывают посредники (хозяйствующие субъекты, занимающиеся торгово-закупочными, посредническими, заготовительными и иными услугами), что обусловливает в структуре цены наличие наценок, надбавок, в некоторых случаях скидок. Особое место в составе цены занимают налоги. Как известно, налоги являются основным источником формирования государственной казны. Указанным обстоятельством опосредована связь цены-ценообразования с государством.
Содержание ценообразования проявляется в его функциях, которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с функциями цены. В литературе выделяют следующие функции цены:
1) измерительную. Как пишут экономисты, благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар;
2) соизмерительную, которая позволяет сопоставить ценности разных товаров;
3) учетную - с ее помощью исчисляются все стоимостные показатели;
4) информационную, которая позволяет реализовать процесс прогнозирования, планирования, анализа и принятия рациональных и эффективных решений;
5) стимулирующую. С одной стороны, цена поощряет производителя тем, что от нее (цены) зависит прибыль. Сдерживающее воздействие цены сказывается на выпуске и потреблении отдельных товаров (услуг);
6) перераспределительную -  с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, различными социальными группами населения[15].
Особое место, определяющее сущность ценообразования, должно отводиться, на наш взгляд, контрольной функции ценообразования. Данная функция наиболее полно отражает влияние государственного воздействия на цены, что особенно ярко демонстрирует правовую форму регулирования ценообразования.
Систематизируя в общем виде формы административного регулирования ценообразования, можно выделить следующие:
 
1.      Установление фиксированных цен и тарифов.
2.      Установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены: максимального или минимального уровня цены.
3.      Установление предельного норматива рентабельности (желаемого дохода).
4.      Общее замораживание цен (применяется при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров.
5.       Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.
6.       Декларирование цен.
7.       Установление рекомендательных цен по важнейшим видам товаров.
Таким образом, ценообразование – это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Понятие административной ответственности за нарушение порядка ценообразования

 
Административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности предусмотрена главой 14 КоАП РФ[16]. Объектами названных правонарушений в основном являются общественные отношения, регулируемые правилами осуществления предпринимательской деятельности, установленными нормативными правовыми актами. Без преувеличения можно сказать, что от уровня развития этой деятельности зависят многие сферы социальной и политической жизни страны.
Одно из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы[17]. Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, они носят волевой характер, издаются или санкционируются только государственными органами. С нарушением предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление юридических последствий. В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, указы, постановления, приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.
Причиняемый правонарушениями в области предпринимательства вред многогранен, он реально может угрожать экономической и национальной безопасности Российской Федерации в целом.
Например, только в 2007 году прокурорскими проверками исполнения законодательства в области предпринимательской деятельности о лицензировании, банкротстве и правах потребителей выявлено более 127,1 тыс. правонарушений, что на 17% больше, чем в 2006 году (106,1 тыс.). По результатам надзора принесено 2,3 тыс. протестов об отмене незаконных правовых актов, внесено в соответствующие органы 20,6 тыс. представлений об устранении выявленных нарушений законодательства, направлено в суды 12,6 тыс. исков (заявлений). По инициативе прокуроров 9,5 тыс. виновных привлечено к дисциплинарной и 28,0 тыс. - к административной ответственности; предостережено 10,8 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения закона; возбуждено 3,2 тыс. уголовных дел, получивших законное разрешение[18].
Проведенными прокурорскими проверками выявлено 67,2 тыс. нарушений законодательства о лицензировании, банкротстве и правах потребителей, что на 7,2% больше, чем в том же периоде 2007 года (62,6 тыс.). Для их устранения принесено 1,2 тыс. протестов, внесено 11,0 тыс. представлений, направлено в суды 6,5 тыс. исковых заявлений, предостережено 4,6 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения закона, привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 15,7 тыс. виновных, возбуждено 932 уголовных дела[19].
Отношения между лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, регулирует гражданское законодательство. В пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ[20] дается ее понятие. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Необходимость воздействия на экономическую основу в целом с целью предупреждения и уменьшения объективно существующих негативных тенденций рынка влечет ограничение проявлений собственной воли и действий субъектов предпринимательской деятельности, которой вправе заниматься как юридические лица, так и граждане - индивидуальные предприниматели. Такие ограничения применяются в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Тенденция роста нарушений в области предпринимательской деятельности в определенной мере обусловлена нестабильностью законодательства, затрудняющей практическую реализацию норм КоАП РФ. За шесть лет его действия только в главу 14 Кодекса внесено около 100 изменений и дополнений, принятых 27-ю федеральными законами. Кроме того, в эту главу введены десять новых статей (14.26 - 14.35).
Вместе с тем некоторые федеральные службы по-прежнему недостаточно активно используют меры административного воздействия в целях предупреждения правонарушений (федеральные службы по тарифам, по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, по финансовому мониторингу, финансовым рынкам, антимонопольная и регистрационная службы, служба финансово-бюджетного надзора и др.).
Например, по данным Росстата, должностными лицами Федеральной службы по тарифам в 2007 г. возбуждено в сфере экономики лишь 19 дел об административных правонарушениях, из них по 12 рассмотренным наложены штрафы на сумму 256 тыс. рублей, взыскано менее половины (102 тыс. рублей). Тогда как Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по возбужденным и рассмотренным 412,9 тыс. делам об административных правонарушениях наложены штрафы на сумму 1023413,4 тыс. рублей, из них взыскано 723502,0 тыс. рублей[21].
В главе 23 КоАП РФ указаны судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. На органы, осуществляющие государственный контроль над соблюдением порядка ценообразования, статьей 23.51 КоАП возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.6 Кодекса.
Частью 1 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях составляются перечисленными выше должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Кроме того, протоколы об административных правонарушениях, в том числе и в предпринимательской сфере, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, перечисленных в ч. ч. 2, 3, 5 ст. 28.1 КоАП РФ, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства РФ. Перечень их содержится в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
Нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ), то есть завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги; предельных цен; завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам; по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке); нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов); а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования необходимо различать от уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»).
Уголовная ответственность по данной статье наступает в случаях, если завышение или занижение регулируемых государством цен носит характер установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно сговора с целью установления или поддержания на рынке товаров или услуг единых цен. В примечании к ст. 178 Уголовного кодекса РФ[22] указано, что крупным ущербом в этой статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Бланкетный характер нормы, содержащейся в ст. 14.7 КоАП РФ («Обман потребителей»), в определенной мере затрудняет квалификацию правонарушения и дублирование юридических составов. Так, введение в заблуждение потребителя в отношении потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) связано с непредоставлением необходимой и достоверной информации. Вместе с тем нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализации товара (работы, услуге), об изготовителе, о продавце образует объективную сторону правонарушений, предусмотренных ст. ст. 14.5 и 14.8 КоАП РФ. Поэтому введение в заблуждение потребителя путем недостоверной информации следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, которая прямо предусматривает административную ответственность за данное правонарушение.
Кроме того, законодатель, перечисляя правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность по ст. 14.6 КоАП, исключил из этой нормы случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 14.33 Кодекса, которой установлена ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.3 КоАП и ч. 2 ст. 14.33 Кодекса.
Итак, нарушение порядка ценообразования - завышение или занижение цен (тарифов, расценок, ставок, предельных цен, надбавок, наценок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности и тому подобного (цены (тарифы)) на продукцию, товары либо услуги, в том числе представление неверных данных при регулировании цен (тарифов), неправомерное применение цен (тарифов), нарушение порядка утверждения цен (тарифов), нарушение порядка формирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в отношении продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию
Таким образом, рассматриваемое в данной работе административное правонарушение посягает на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
 
 
 
 

 

 

Глава 2. Содержание административной ответственности за нарушение порядка ценообразования

 

2.1. Состав административной ответственности

за нарушение порядка ценообразования

 
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) административным правонарушением считается «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.
Правовое регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний: завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Виновной в административном правонарушении организация признается в том случае, если достоверно установлено, что в данной конкретной ситуации она могла поступить в соответствии с действующим законодательством, но не сделала этого. Форма вины согласно статье 2.2 КоАП может существовать в виде умысла и неосторожности, то есть либо в виде сознательного стремления организации к наступлению вредных последствий, либо в виде безразличного отношения к этим последствиям.
К административной ответственности может быть привлечено юридическое лицо, физическое лицо и должностное лицо. В контексте темы исследования нас интересуют организации, то есть юридические лица и их должностные лица, которые могут быть привлечены к административной ответственности.
Должностным лицом по правилам статьи 2.4 КоАП РФ признается «лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
Итак, в первой части определения говорится в основном о чиновниках. Дальше статья переходит к понятию должностного лица для коммерческих организаций: «Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».
Понятие привлечения к административной ответственности должностных лиц рассмотрено также в КоАП РФ отдельно в статье 2.4. В соответствии с этой нормой закона административной ответственности подлежит должностное лицо, если деяние, которое повлекло за собой административное правонарушение, было совершено им в связи с исполнением должностных обязанностей ненадлежащим образом. Тем самым КоАП РФ устанавливает невозможность существования таких должностных обязанностей, которые сами по себе предполагали бы совершение административного правонарушения[23].
В сфере предпринимательской деятельности рассмотрены составы административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности. С точки зрения статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Административная ответственность, предусмотренная статьей 14.6 КоАП РФ, наступает также за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов)
Субъектами административных правонарушений являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
Субъекты ценообразования, получившие излишнюю выручку в результате нарушения порядка ценообразования, обязаны уплатить административный штраф в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъект ценообразования, должностное лицо, виновные в нарушении порядка ценообразования, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, всегда совершаются умышленно, что характеризует субъективную сторону деяния.
В соответствии с ч. 2 статьи 14.6 ответственность за нарушение соответствующих правил предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий. Данная норма конкретизирует применительно к рассматриваемому составу правонарушения положения ч. 1 ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 Кодекса.
Таким образом, в качестве субъектов административной ответственности за совершение данных правонарушений Кодекс обозначает физических лиц - граждан и должностных лиц, а также юридических лиц. Однако, на наш взгляд, в качестве «граждан» категория рядовых работников организаций и индивидуальных предпринимателей (продавцы, консультанты и др.) не может рассматриваться в качестве субъектов данного правонарушения.
Предлагается поэтому внести изменения в субъектный состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ. Полномочиями по увеличению или уменьшению цен или тарифов на товары и услуги либо иными полномочиями в сфере ценообразования обладают должностные лица органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, а также руководители и другие работники хозяйствующих субъектов, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
 

2.2. Завышение и занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного)

 
Данный состав не является новеллой в российском законодательстве. Административная ответственность в сфере ценообразования была установлена впервые КоАП РСФСР в 1993 г. — в ст. 146-6, что явилось обоснованной реакцией законодателя на изменения, происшедшие в российской экономике. Однако в диспозиции данной статьи КоАП РСФСР не содержалось указания на занижение государственных регулируемых цен и надбавок к ценам на продукцию, товары и услуги.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»[24] подлежат регулированию:
1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Этим же Федеральным законом установлен порядок регулирования тарифов, включая установление общих принципов такого регулирования, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.
Статья 187.1 части второй Налогового кодекса РФ[25] предусматривает указание на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий максимальной розничной цены, представляющей собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями.
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 установлен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в отношении которых государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке России осуществляется Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ.
Регулированию на федеральном уровне подлежат цены и тарифы на продукцию (товары, услуги), имеющие наибольшее значение для экономики, либо представляющие повышенную социальную важность и требующие единообразного регулирования на всей территории Российской Федерации (включая, в частности, цены и тарифы на продукцию, товары и услуги в сфере топливно-энергетического комплекса, на железнодорожном транспорте, морском транспорте, в области связи, а также на драгоценные камни, протезно-ортопедические изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг).
Органы исполнительной власти субъектов РФ наделены полномочиями по осуществлению государственного регулирования цен, тарифов на такую продукцию (товары, услуги), как топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), а также по регулированию торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, на социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено также право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, включая снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с железными дорогами и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов РФ, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта[26].
Многообразие форм и методов осуществления государственного регулирования в сфере ценообразования обусловливает многообразие деяний, образующих объективную сторону нарушения государственной дисциплины цен. Этому способствует также то, что перечень таких деяний не является исчерпывающим.
Назначение административного наказания субъекту ценообразования не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение субъект ценообразования.
Таким образом, помимо собственно завышения или занижения регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и надбавок к ним, ответственность может наступать также: за нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов, неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности, и несвоевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности; за включение в стоимость услуг фактически не выполненных или выполненных не в полном объеме работ и целый ряд других нарушений порядка ценообразования.

Глава 3. Практика привлечения к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования в Волгоградской области: проблемы и перспективы

 
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) применение мер административной ответственности отнесено в основном к компетенции государственных органов (должностных лиц), осуществляющих государственно-управленческую деятельность. При этом следует отметить, что стороны управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, не находятся на одном правовом уровне, следовательно, и юридическое равенство между ними исключается.
Такое положение объясняется тем, что только полномочный исполнительный орган в состоянии официально решить тот или иной вопрос, возникающий по инициативе гражданина, поскольку представителю власти предоставлены полномочия по использованию односторонних юридически властных предписаний - в адрес как гражданина, так и любого иного участника регулируемых отношений. Кроме того, именно органы исполнительной власти уполномочены защищать права и законные интересы участников этих отношений, а также на них возлагается в значительном масштабе осуществление контроля и надзора над соблюдением в регулируемой сфере должного правопорядка, и они наделены полномочиями по принудительному предупреждению и пресечению правонарушений в сфере государственного управления, в том числе и в области предпринимательской деятельности.
В случаях совершения правонарушений меры административной ответственности применяются не всеми органами и должностными лицами. КоАП РФ определяет специальных субъектов применения административной ответственности. К ним отнесены органы (должностные лица), в управленческой компетенции которых преобладают правоохранительные функции и полномочия по применению административно-принудительных мер. Круг таких субъектов содержится в главах 22 - 23 КоАП РФ. Ими являются суды, а также многочисленные контрольно-надзорные органы и их должностные лица (инспекторы, контролеры и т.п.), применяющие меры административной ответственности во внесудебном порядке.
Управление ФСТ по регулированию деятельности субъектов естественных монополий в области связи разработало Порядок расчета и применения тарифов на услуги общедоступной электросвязи по методу предельного ценообразования. Документ утвержден Приказом ФСТ России от 31.08.2010 № 197-с/1 и касается как должностных лиц органа власти по регулированию естественных монополий, так и операторов, включенных в реестр субъектов естественных монополий. Предлагаем читателю вместе разобраться в этом непростом для понимания документе, с текстом которого можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по тарифам[27].
Государственное регулирование тарифов на услуги связи и государственный контроль осуществляются Федеральной службой по тарифам (ФСТ), которой утверждено несколько порядков расчета тарифов и тарифных планов на регулируемые услуги связи:
- на услуги местной телефонной связи (Приказ от 05.09.2006 № 189-с/1)[28];
- на предоставление междугородного и внутризонового телефонных соединений (Приказ от 14.10.2009 № 252-с/2)[29];
- на услугу по передаче внутренней телеграммы (Приказ от 18.11.2008 № 260-с/1)[30].
Первый из перечисленных документов основывался на использовании метода экономически обоснованных затрат, последующий документ включает уже отдельные элементы метода предельного ценообразования, который более перспективен. Регулирование тарифов по такому методу осуществляется путем установления коэффициента, учитывающего максимально допустимое ежегодное изменение тарифов на определенный набор услуг связи, исходя из прогнозного уровня инфляции, повышения эффективности деятельности оператора связи и состояния рынка услуг связи[31].
В соответствии с Федеральными законами от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17 июля 1996 г. № 73-ОД Администрация Волгоградской области было утверждено Постановление от 14 декабря 2010 г. № 674-п «Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской Области»[32].
Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Управление осуществляет следующие полномочия:
?                  устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных цен (тарифов);
?                  устанавливает сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
?                  устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях;
?                  устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов);
?                  устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину;
?                  принимает участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
?                  осуществляет контроль за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) станд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.