На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Функции государства и отрасли права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
    Понятие и функции государства. Конституция РФ.………………….…3
      Понятие и функции государства.……………………………….….3
      Конституция РФ ……………………………………………………9
    Система права. Отрасли права.…………………………………….….…11
      Система права……………………………………………………...11
      Классификация системы права…………………………………...13
      Отрасли права……………………………………………………...15
    Юридические последствия регистрации брака.………………………18
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Введение
 
           Государство играет важную роль  в жизни любого современного  общества. Развитие общества и  всех его институтов, включая  государство, представляет собой  естественный исторический процесс,  протекающий по объективным законам.  Одним из проявлений действия  этих законов являются функции  государства, которые можно определить  как характерные особенности  государства, отличающие его от  других элементов системы общества.
        Вопросы о государстве и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.
         Объект исследования представленной контрольной работы - функции государства в современный период времени.
         Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.
 
 
 
 
 
    Понятие и функции государства. Конституция РФ
 
       Понятие и функции государства
 
          Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
          В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
          Признаки государства:
    единая организация политической власти, которая распространяется на 
все население (граждан, иностранцев, ЛБГ) в пределах территории  
страны, ее государственных  границ;
    обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты;
    располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения;
    организует и осуществляет власть на правовых основах.
 
          ГОСУДАРСВТО – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.
         Функции государства - это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
 
 
        Элементы функций государства:
        1. объект – сфера общественных отношений;
        2. содержание – конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.
         В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.
         Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.
         Классификация функций государства – выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:
        1. По сфере деятельности государства:
        а) внутренние – функции, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти:
– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;
– функция обеспечения правопорядка - обеспечение точного и полного
   осуществления законодательных предписаний всеми участниками
   общественных отношений;
– экономическая функция - формирование госбюджета и контроль за его
   расходованием; определение общих программ экономического развития
   страны и т.п.;
– функция налогообложения - формирование и пополнение казны, прежде
   всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов  
   Федерации и муниципальных бюджетов за счет всех видов налогов и
   предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей;
– социальная функция – оказание социальной помощи нуждающимся в ней
   членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение,
   просвещение, отдых, связь и т.д.;
– экологическая функция - система государственных мероприятий,
   направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных
   условий жизни  человека;
– культурная функция - государственная поддержка развития культуры -
   литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры;
   физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств
   массовой информации; сохранение историко-культурных памятников,
   исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев,
   библиотек.
          б) внешние – функции, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами:
– функция обороны страны -укрепление и модернизация вооруженных сил;
   развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ;
   организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки;
   подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими  
   государствами;
– функция поддержания мирового порядка - предполагает: политическое
   сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима
   нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных
   вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.);
   участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;
   сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной
   преступностью (терроризмом, наркомафией и т.д.);
– функция сотрудничества с другими государствами - подразумевает
   участие в международном разделении труда; установление равноправных и
   взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики,
  торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности
   международных экономических организаций; совершенствование правовых
   основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация
  последствий крупных экологических катастроф и т.д.
          2. По продолжительности осуществления:
          а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;
         б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;
         3. По значимости и степени общности:
         а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством.        
Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;
        б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;
          4. По сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:
         а) экономические;
         б) политические;
         в) социальные;
         г) экологические;
         д) фискальные (финансовый контроль);
        5. По функциональному назначению:
          а) охранительные;
          б) регулятивные.
          В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества.
         Отличие функций государства от функций государственных органов – функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.
         Функции отдельного органа раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне - главная задача военного ведомства.
         Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.
          В осуществлении функций государства, так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменить никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, секторы и т.д.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечить общие функциональные задачи органа.
         Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства. В их числе можно назвать следующие виды деятельности: законодательная, исполнительная, контрольно-надзорная, юрисдикционная (по разрешению конкретных юридических дел), следственно - дознавательная (тюрьмы, колонии, следственные изоляторы), налоговая, пограничные службы и т.д. Функции государства – это именно главные направления деятельности государства в целом, в совокупности всех его органов.
          В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.
          Функции государства носят предметный, объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определенных этапах его развития. Без этих по своей природе общественных функций общество не может нормально существовать и развиваться.
         Функции государства носят устойчивый характер. Это главные направления деятельности, существующие, как правило, на всем протяжении времени существования государства. Формы и методы осуществления функций могут меняться, но направление деятельности государства остается постоянным. Например, экономическая функция Российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления существенно изменились: на смену командно-административны методам прямого, жесткого, управления экономикой пришли экономические методы косвенного, мягкого, воздействия на экономику.
 
 
 
 
 
 
 
 
      Конституция РФ
 
         Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.
          Конституция:  
       1) основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке;  
       2) закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением;  
      3) закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью;  
     4) способ формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты;  
    5) закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности;  
   6) способ закрепления и выражения высших правовых норм.
         Специфические черты Конституции: особый субъект – на род РФ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер ; особые юридические свойства
         Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории РФ; высшая юридическая сила; это основа правовой системы РФ; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.
          Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. В первом разделе 9 глав. Всего в Конституции 137 статей.
          Сущность Конституции РФ заключается в установлении демократического правового государства, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Система права. Отрасли права
 
          2.1. Система права
 
          Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.
          В основе построения системы права лежат принципы:
• Принцип верховенства прав и свобод человека;
• Принцип законности;
• Принцип компетентности;
• Принцип формализованности;
• Принцип общедоступности;
• Принцип приоритета международно-правовых источников;
• Принцип перспективного действия нормы и ряд других.
          Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.
          Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, "кирпичиком" системы права из которых данная система права строится.
          Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д..
          Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.
          Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.
         Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.
          Правовые отрасли - это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.
         Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.
         Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения.
         Система права отражает структуру реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права. Значительное влияние на нее оказывают исторические, религиозные, национально-этнические факторы, образ жизни населения.
         Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.
 
      Классификация системы права
 
          Системы права подразделяются  на:
    Отрасли материального и процессуального права
          В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.
 
    Частное и публичное право
          Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному — отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву — гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных не имущественных отношений.
 
    Внутригосударственное право и международное право
          Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.
          К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, регулирующие отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воли субъектов международного общения главным образом — государств. В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.
          Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.
 
      Отрасли права
 
         Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
         В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.
         Основаниями для деления права на отрасли считаются:
    предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений;
    метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.
    способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.
          В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения.         
         Большинство отраслей права относится к категории материального:
    конституционное (государственное) право;
    административное право;
    гражданское право;
    предпринимательское право
    трудовое право;
    финансовое право;
    уголовное право;
    экологическое право;
    семейное право;
    право социального обеспечения и др.
          Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.
          К процессуальным отраслям права относятся:
    гражданско-процессуальное право;
    уголовное процессуальное право;
    арбитражный процесс (особенность России).
          Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.
         Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.
 
 
         Современная правовая наука выделяет следующий список отраслей права:
    Конституционное право;
    Гражданское право;
    Административное право;
    Уголовное право;
    Гражданское процессуальное право;
    Уголовно-процессуальное право;
    Трудовое право;
    Земельное право;
    Предпринимательское право;
    Семейное право;
    Таможенное право;
    Финансовое право;
    Муниципальное право;
    Налоговое право;
    Уголовно-исполнительное право;
    Арбитражное процессуальное право.
          Международное право можно рассматривать как качественно иную правовую систему, отличную по сравнению с внутригосударственным правом. В нём также выделяются отрасли, в то время как само его считать отраслью права неверно.
 
 
 
 
 
 
      Юридические последствия регистрации брака
 
          Брак — это важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей и представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи. В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера. 
         Более точным представляется рассматривать сожительство как более широкое по смыслу понятие, охватывающее и оформленное в установленном порядке (т. е. брак), и не оформленное (внебрачное сожительство), поскольку этимологически слово «сожительствовать» не несет в себе отрицательного смысла, а означает «жить совместно с кем-нибудь», «сообитать, жить вместе или одновременно, жить совместно в одной обители, быть супругом, супругою, жить как чета, как муж с женою». Следовательно, сожителями могут быть и супруги, легализовавшие свой союз, и лица, живущие вместе подобно мужу и жене. В первом случае сожители состоят в легальном, признанном государством брачном союзе, сожительстве, а во втором — во внебрачном сожительстве. Первые именуются супругами, мужем и женой, и являются носителями определенного семейно-правового статуса, а вторые ввиду непризнания их союза браком могут быть названы «фактическими сожителями», «внебрачными сожителями» или даже «простыми сожителями». 
         До Октябрьской революции 1917 г. браком считался союз, оформленный по религиозным канонам конфессий, к которым принадлежали лица, вступавшие в брак. Исключение составляли лишь браки раскольников, получавшие юридическое признание после их регистрации в полицейских органах. Эти браки представляли уже в то время не что иное, как «гражданские браки», т. е. браки, оформленные в органах государственных, а не в церкви. 
          С принятием декретов ЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 г. и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. гражданский брак стал единственно признаваемой в нашей стране формой брака. Его введение отражало новую государственную идеологию и означало практическую реализацию одного из ее основополагающих принципов — отделение церкви от государства. Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс — КЗАГС (Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г.) также определял: «Только гражданский светский брак, зарегистрированный в органе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком» (ст. 52). Новая государственная идеология была ориентирована на разрушение и постепенное отмирание института брака и семьи, которая считалась «ячейкой и опорой старого строя». 
          В условиях России прямой переход от церковного к «свободному от уз закона» браку был немыслим и непредсказуем. Уже введение гражданского брака было воспринято населением поначалу однозначно отрицательно.  
          Уже 21 октября 1918 г. было издано постановление ВЧК, которое объявляло, что «пометки в паспортах о церковном венчании, присвоение на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчалась, отметка милицией таких лиц как состоящих в браке и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она венчалась, является саботажем декрета о гражданском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, т. е. срывом декретов рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции — преступлением по должности». 
         Столь жесткая политика государственной власти на повсеместное распространение гражданской формы брака на фоне широких репрессий против церкви дала результаты: к середине 20-х годов наступил следующий этап реформирования брачно-семейного законодательства. В проекте нового Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. содержалось правило о признании регистрации брака факультативной, о признании правовой силы и за внебрачным сожительством. 
         Тем не менее с принятием КЗОБСО РСФСР регистрация брака сохранялась «как в интересах государственных и общественных, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей».  
         «Фактические брачные отношения» в полной мере не были приравнены к браку.  
         Во время Великой Отечественной войны в связи с вызванной военными обстоятельствами дестабилизацией общества государство было вынуждено предпринимать компенсирующие меры, и в частности отказаться от действовавших ранее принципов регулирования вопросов брака. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. юридическое значение вновь было придано лишь зарегистрированным бракам. Сожителям предоставлялось право зарегистрировать свой союз, созданный до Указа, который обретал юридическую силу с обозначаемой ими даты. В то же время при отказе одного из них от оформления брака другой лишался права по суду доказывать наличие фактических брачных отношений. Установление фактических брачных отношений (точнее было бы сказать, факта сожительства), возникших до 8 июля 1944 г., стало возможным, когда оформление брака не могло состояться вследствие смерти «фактического супруга», пропажи без вести на фронте. Порядок установления этого факта устанавливался Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г.  
         Очевидно, что столь резкая переориентация государственной политики в области семьи и брака, которая начала осуществляться во время войны, могла быть вызвана не только обстоятельствами военного времени. Вполне возможно, что деструктивное влияние на матримониальные процессы норм, приравнивающих внебрачное сожительство к зарегистрированному браку, было выявлено и осознано ранее. Военное же время до предела обострило складывающуюся ситуацию, с одной стороны, заставляя, а с другой — делая возможным и политически удобным принятие немедленных правовых мер, вполне обоснованно «дезавуирующих» прежний подход.  
         Статья 1 Семейного кодекса РФ 1996 года закрепляет: «признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния».  
         СК РФ избегает использования терминов «фактический брак», «фактические брачные отношения». Для обозначения лиц, состоящих или состоявших какое-то время во внебрачных отношениях, здесь используется словосочетание «лица, не состоящие в браке между собой». 
          Имущественные отношения. Применяется общий принцип российского семейного законодательства: права и обязанности супругов, в том числе в отношении имущества, порождает только зарегистрированный брак. Поэтому имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, не может признаваться принадлежащим им на праве совместной собственности только на том основании, что оно нажито ими во время совместной жизни. 
          Поскольку общая совместная собственность согласно п. 3 ст. 244 ГК РФ возникает в случаях, оговоренных законом, а законодательство не предусматривает установление такого режима применительно к внебрачным сожителям, в отношении нажитого ими совместно имущества должен действовать режим общей долевой собственности, а относительно иного имущества — режим индивидуальной частной собственности. Сожители не могут изменить общего, гражданско-правового режима отношений собственности до тех пор, пока не пожелают вступить в брак, поскольку брачным контрактом согласно ст. 40 СК РФ считается имущественное соглашение между супругами или лицами, вступающими в брак. Причем в последнем случае соглашение получает юридическое значение только после регистрации брака (п. 1 ст. 41).  
          Право совместной собственности может возникнуть у фактических супругов лишь на жилое помещение, в котором оба они зарегистрированы и которое они приватизировали в совместную собственность, а также на некоторые другие виды имущества, если фактические супруги образовали крестьянское (фермерское) хозяйство или вступили в него. Ни на какое иное совместно нажитое имущество право совместной собственности за фактическими супругами признано быть не может. 
         Признание имущества, приобретенного фактическими супругами, их долевой, а не совместной собственностью, разумеется, невыгодно тому, кто после прекращения совместной жизни заявляет требования об этом имуществе, причем невыгодно по целому ряду причин. 
         Во-первых, при разделе имущества между фактическими супругами их доли определяются исходя из размера средств или труда, вложенных каждым из них в приобретение либо создание той или иной вещи, и необходимо доказать сам факт и размер этого вложения (степень участия). При этом из-за отсутствия регистрации брака труд по ведению домашнего хозяйства не учитывается в обязательном порядке, а заработная плата и иные доходы фактических супругов от трудовой, предпринимательской, интеллектуальной деятельности не являются их общим имуществом. 
          Во-вторых, для признания имущества находящимся в общей (хотя бы долевой) собственности требуется доказать не сам факт состояния в фактических брачных отношениях, а приобретение данного конкретного имущества на средства или при трудовом участии обоих фактических супругов. Само по себе совместное проживание без регистрации брака не имеет юридического значения и не создает общности имущества. 
          Даже если лица, состоявшие в фактических брачных отношениях, зарегистрировали брак, имущество, приобретенное ими во время совместной жизни, но до регистрации брака, не будет признано общим имуществом супругов. Разрешая спор супругов о праве собственности на такое имущество, суд, как было сказано, должен руководствоваться не положениями семейного законодательства, а нормами гражданского законодательства об общей долевой собственности и определить долю каждой из сторон в зависимости от степени ее участия в создании общей собственности. 
          В то же время не вызывает сомнений тот факт, что фактические супруги, как и любые другие участники общей долевой собственности, вправе заключить соглашение о разделе имущества, находящегося в их общей долевой собственности, а также соглашение о порядке владения, пользования, распоряжения таким имуществом, о распределении плодов и доходов от использования такого имущества (ст.246-248, 252 ГК РФ). В целях предоставления состоящим в фактическом браке лицам правовой защиты без ущерба для основных принципов отечественного семейного законодательства необходимо официально разъяснить нотариусам и органам, осуществляющим различного рода регистрацию, что такие лица вправе заключать между собой соответствующие соглашения, предусмотренные для участников общей долевой собственности.  
         Алиментные обязательства. Содержание правил главы 14 «Алиментные обязательства супругов и бывших супругов» СК РФ также позволяет связывать возникновение обязанности материального содержания только с браком, а не с простым сожительством. Эта обязанность возлагается на супругов или бывших супругов, а право заключить соглашение о содержании ст. 99 СК РФ предоставляет обязанному и управомоченному лицу. Поэтому нотариально может быть оформлен только договор об алиментировании между супругами или бывшими супругами. Соглашения между сожителями о взаимной материальной поддержке, разумеется, возможны, но их реализация не имеет, да и не должна получать правовых гарантий со стороны государства.  
         В сфере личных неимущественных отношений между супругами фактический брак не порождает никаких правовых последствий. Однако в области отношений морально-этических, нравственных отношения фактического брака приравниваются к состоянию в зарегистрированном браке. По смыслу п. 1 ст. 51 Конституции РФ правило об освобождении гражданина от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, должно было бы применяться и в отношении фактических супругов. Действительно, в сфере личных отношений фактический брак и зарегистрированный брак не могут иметь сколько-нибудь существенных различий, отрицание этого факта привело бы к тому, что обязанность давать свидетельские показания может быть возложена и на лиц, состоящих в фактических брачных отношениях на протяжении десятилетий, что противоречило бы гарантиям, установленным в Конституции РФ. 
          Наследование. Гражданский брак отличается от зарегистрированного не только рассмотренными проблемами с разделом имущества. Люди могут прожить долгое время вместе в полном согласии, на общие средства, приобретая имущество. В случае смерти фактического супруга, на имя которого оформлено имущество, другой супруг не приобретает права наследования, если только в его пользу не было оставлено завещание либо он не находился на иждивении у умершего.  
         Распространена ситуация, когда человек, который прожил в фактическом браке не один десяток лет, не получает никаких прав на совместно нажитое имущество, а наследство переходит к наследникам умершего по закону (например, к детям от первого брака). Такая ситуация возникает часто, когда люди, уже имевшие свои семьи, обзаводятся новой и не считают нужным узаконить свои отношения.  
         Правовое положение детей, рожденных в фактическом браке. В соответствии со ст. 7 Конвенции о правах ребенка, принятой и открытой для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ребенок должен быть зарегистрирован сразу же после рождения, чем подтверждается его происхождение. Этот принцип соблюдается и в Российской Федерации. Происхождение ребенка от определенных родителей становится юридическим фактом лишь при условии его удостоверения компетентным органом (ст.47 СК РФ). В свою очередь, именно установление происхождения ребенка создает объективные предпосылки для соблюдения прав ребенка и исполнения обязанностей родителей по его воспитанию. Немаловажно, что и в последующем единственным основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей родителей и детей может быть лишь происхождение ребенка, удостоверенное в установленном порядке. 
          Происхождение ребенка от родителей, не состоящих между собой в браке, по отцовской линии устанавливается путем добровольного признания предполагаемым отцом своего отцовства либо путем судебного установления отцовства. 
         При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ (с учетом национальных традиций) (п. 3 ст. 58 СК РФ). 
         Порядок и размер предоставления содержания ребенку родителями и другими членами семьи определяются разд. V СК РФ «Алиментные обязательства членов семьи» (ст. 80—84, 86, 93, 94). Что касается различных денежных сумм, причитающихся ребенку, то право собственности на них признается за ребенком. Согласно п.1 ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, на основании п.2 ст. 80 СК РФ если один из родителей не выполняет свои обязанности по содержанию своего несовершеннолетнего ребенка, то допускается принудительное взыскание необходимых средств в судебном порядке. Дети, рожденные в фактических браках, сохраняют право на: воспитание; материальное содержание; наследство после смерти родителя; родители являются законными представителями ребенка и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          Заключение
       
          Функции государства определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. Их формирование происходит в процессе становления и развития государства.
         На основе сформулированных в начале работы задач, можно сделать следующие краткие выводы:
     1. Функции государства представляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
    2. Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.
    3. Функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства.
    4. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.
    5. Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние.
   6. Среди внутренних функций различают экономическую, социальную, функцию налогообложения, функцию развития культуры, науки и образования, экологическую функцию и функцию охраны правопорядка.
   7. К внешним функциям относят функцию обороны страны, функцию обеспечения мира и поддержки мирового порядка, функцию интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем,
   8. В последнее время можно говорить о миграционной, информационной функциях, которые обладают всеми признаками функций государства.
   9. Для последних десятилетий характерны глобальные функции государства, характеризующие деятельность современного государства в масштабных сферах деятельности (космическая, экологическая и др.), затрагивающих всю цивилизацию.
 10. Функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.
 11. Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.
 12. Методы осуществления функций государства - это способы и приёмы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.
          Главной целью государства должно быть обеспечение благополучия его граждан на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном уровне необходимо наиболее полно работать все механизмы и направления деятельности по обеспечению устойчивого развития в виде экономической, социальной и экологической политики.
 
 
 
 
 
 
 
       Список используемой литературы:
      
    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993г.
    Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2000. - 511 с.
    Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. - М.: Высшее образование, 2005. - 379 с.
    Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 616 с.
    Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. - М.: Норма, 2008. - 384 с.
    Правоведение: Текст лекций / Бутузов А.Ю., Дехтерева Л.П., Куйбышева И.П. и др. - 2-е изд., доп. и испр.. - М.; Изд-во МГУЛ, 2002. - 179 с.
    Конспект лекций по теории государства и права: Учебное пособие. Теория права. Ч. 1 / Федотов А.В., Веденеев Ю.А.. - М.; Изд-во ИНЭП, 2002. - 379 с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.